Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 1 августа 2007 г. N 282 р-П
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2005, N 10, ст.937), в целях реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и формирования современного конкурентоспособного республиканского туристского комплекса:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года".
2. Определить Министерство экономического развития Республики Карелия государственным заказчиком - координатором региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" и поручить ему подготовить проект региональной целевой программы в срок до 20 августа 2007 года.
3. Установить предельный (прогнозный) объем финансирования региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" за счет средств бюджета Республики Карелия в размере 20,46 млн. рублей (с учетом прогноза цен на соответствующие годы).
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на Министерство экономического развития Республики Карелия.
Глава
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Концепция
региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 августа 2007 г. N 282 р-П)
1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Карелия
В концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года развитие туризма рассматривается как одно из приоритетных направлений развития экономики республики на перспективу. Республика Карелия обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, уровень использования которого сегодня составляет по экспертной оценке не более 30 процентов. Существуют широкие возможности по увеличению туристского потока в Республику Карелия. В частности, за счет реализации целенаправленной государственной политики в области туризма возможным является увеличение общего туристского потока, по крайней мере, в 3-4 раза.
Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, является недостаточный уровень и низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в Республике Карелия.
Основными ограничивающими факторами в решении вышеназванной проблемы развития туризма в Республике Карелия являются:
- недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры, низкий уровень доступности многих объектов туристского показа и несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам;
- вынесение "центров управления" туристско-рекреационным потенциалом за пределы Республики Карелия, утечка доходов от туризма на территории Республики Карелия в другие регионы и страны;
- недостаточно эффективная региональная ценовая политика в сфере туризма, проявляющаяся, прежде всего, в несоответствии качества предоставляемых услуг и их стоимости;
- отсутствие четких пространственных приоритетов в реализации туристских и инвестиционных проектов;
- ярко выраженная сезонность в функционировании туристского рынка (основная масса турпродуктов, предлагаемых турфирмами Республики Карелия, ориентирована на туристский поток в период май - октябрь, ощущается недостаток туристских продуктов, связанных с зимними видами отдыха);
- недостаточная эффективность региональной маркетинговой политики в сфере туризма, низкий уровень известности большинства карельских туристских брендов (наиболее известны только бренды Кижей и Валаама, к которым привязывается большинство турпродуктов, значительная часть территории республики остается незадействованной в развитии туризма);
- невысокий уровень подготовки туристских кадров (несоответствие количества и уровня подготовки специалистов потребностям регионального отраслевого рынка труда).
Стратегической целью программы, позволяющей решить вышеуказанную проблему, является формирование современного конкурентоспособного туристского комплекса на территории Республики Карелия, рассматривающегося в качестве одной из ключевых отраслей международной специализации республиканской экономики.
В Республике Карелия существуют благоприятные факторы для решения выделенных выше проблем развития туризма и реализации стратегической цели, позволяющие создать на ее территории современный конкурентоспособный туристский комплекс:
- наличие значительного туристско-рекреационного потенциала и уникальных объектов туристского показа;
- уникальность северной карельской культуры и наличие традиционных карельских сел со своеобразным укладом жизни, фольклором, исторические места, связанные с рождением всемирно известного эпоса "Калевала";
- благоприятная экологическая обстановка и спокойная социально-политическая ситуация, толерантность общества;
- выгодное туристско-рекреационное положение (близость к Санкт-Петербургу, общая граница с Финляндией и ЕС, наличие международных пунктов пропуска, близость к крупным международным туристским маршрутам и центрам туристской активности, возможности включения республики в международную туристскую логистику);
- транзитное положение региона и достаточно высокая пропускная способность транспортной инфраструктуры республики, формирование на ее территории международных транспортных коридоров, что позволяет развивать транзитный туризм;
- значительный опыт в сфере международного и приграничного сотрудничества.
Учитывая вышеуказанные особенности и благоприятные факторы, можно констатировать, что Республика Карелия обладает необходимым стартовым потенциалом для развития туризма. Использование этих факторов подтверждается значительной динамикой развития туризма за последние годы. В частности, совокупный доход от туризма в Республике Карелия (экспертно оцениваемый по методике, разработанной совместно Министерством экономического развития Республики Карелия и Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук) вырос с 1,55 млрд. рублей в 2000 году до 2,89 млрд. рублей в 2005 году. Ежегодно увеличивается въездной туристский поток в республику.
При реализации целенаправленной государственной политики туризм может стать в Республике Карелия одной из ключевых отраслей международной специализации с существенным возрастанием вклада отрасли в валовой региональный продукт.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Развитие туризма в республике и решение ключевых проблем в данной отрасли требует комплексного подхода, выделения приоритетов в реализации проектов развития, выделения сфер и приоритетов государственной поддержки. Решение этих задач невозможно без использования программно-целевого метода. Под программно-целевым методом понимается способ решения крупных, сложных и комплексных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение данных проблем. Программно-целевой метод используется в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы.
Повышение эффективности использования туристско-рекреационного потенциала территории и вовлечение его в хозяйственный оборот невозможно без активной позиции и выполнения стимулирующей роли государства. Создание стимулов для развития туризма, решение возникающих комплексных проблем возможно осуществить только через разработку и последовательную реализацию комплекса программных мероприятий.
Кроме того, использование программно-целевого метода в развитии туризма не только ориентирует используемые средства на достижение программных целей, но и взаимно согласовывает, увязывает цели и средства, что позволяет консолидировать усилия и средства различных субъектов на решение программных проблем. Характерная черта программно-целевого метода решения сложных социально-экономических проблем заключается в приспособленности к поиску эффективных и наиболее экономичных вариантов проблемных решений.
Государственная политика в сфере туризма в Республике Карелия строится на основе республиканских целевых программ развития туризма. В частности, после принятия Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, где туризм определен в качестве одного из приоритетов развития республиканской экономики, была разработана и утверждена постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 16 марта 1999 года N 144 республиканская целевая программа "Развитие туризма в Республике Карелия на 2000-2002 гг.". В 2006 году завершена реализация второй программы, включавшей цели, задачи и комплекс мероприятий по развитию туризма на период 2003-2006 годы.
Последовательная реализация программных мероприятий, отраженных в республиканских целевых программах, позволяет обеспечить преемственность в реализации приоритетов государственной политики Республики Карелия в сфере туризма, а также создает возможность для реализации крупных инвестиционных проектов в туризме с длительным сроком окупаемости.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевых методов
Особенностью современного периода является то, что экономическое развития# территорий осуществляется в условиях жесткой конкурентной среды. Эта особенность касается всех секторов экономики, в том числе и туризма, так как туризм рассматривается в качестве выгодного вида экономической деятельности, характеризующегося высоким мультипликативным эффектом и оказывающим влияние на повышение инвестиционной, социальной привлекательности территории.
Выгодное туристско-рекреационное положение Республики Карелия приносит как свои выгоды, так и имеет недостатки. В частности, близкое расположение Республики Карелия от Санкт-Петербурга позволяет не столько пользоваться преимуществами его высокой туристско-рекреационной привлекательности, сколько оттягивает существенную часть туристского потока от Республики Карелия и усиливает конкуренцию в этой области. Более того, отсутствие четкой позиции и приоритетов региональных органов власти в сфере туризма сказывается на утечке и концентрации основного объема выручки туристских фирм и организаций, полученных на территории Республики Карелия, за ее пределами (в частности, в Санкт-Петербурге и Москве).
В отсутствие развитой туристско-рекреационной инфраструктуры на территории Республики Карелия, туристская деятельность столичных турфирм на территории республики заключается лишь в использовании карельских объектов туристского показа, в то время как средства на поддержание и развитие этих объектов вкладываются со стороны Республики Карелия. То есть, центры управления многими туристско-рекреационными ресурсами вынесены за пределы республики.
Многие северо-западные регионы России, а также соседние страны (Финляндия, Швеция, страны Балтии) на международных рынках позиционируют себя как международные туристские центры, осуществляют активный маркетинг. Все это оказывает влияние на перетягивание туристского потока (в частности, и от Республики Карелия). Поэтому в республике существует необходимость разработки эффективной маркетинговой стратегии и политики в сфере туризма, а также способов встраивания республики в международную туристскую логистику.
В западных странах интерес туристов к России постепенно снижается, что влияет на уменьшение туристского потока в определенные регионы (преимущественно, центральные регионы России - Москву, Санкт-Петербург, города "Золотого Кольца"). В то же время туристский поток в Республику Карелия ежегодно увеличивается. Этому в немалой степени способствует реализация активной политики в сфере туризма со стороны органов государственной власти Республики Карелия, решение проблем развития туризма с использованием программно-целевого метода.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантам преимуществ и рисков
Решение программной проблемы в сфере туризма в Республике Карелия может осуществляться в соответствии с тремя нижеследующими вариантами развития событий, качественно отличающимися друг от друга:
1. Инерционный вариант - инерционное развитие туризма с сохранением методов и способов государственного воздействия на его развитие, продолжение реализации долгосрочных мероприятий и задач развития, отраженных в рамках ранее разработанных республиканских целевых программ.
2. Вариант экстенсивного развития - основной комплекс программных задач и мероприятий в рамках данного варианта предполагается направить на увеличение туристского потока в республику, развитие традиционных турпродуктов, встраивание во внешние системы туристской логистики (внешние цепочки создания стоимости в туризме) с сохранением традиционной туристской специализации Республики Карелия.
3. Вариант интенсивного развития - в рамках данного варианта основной комплекс программных мероприятий может быть направлен на изменение приоритетов инвестирования в сфере туризма, на преобразование туристской специализации Республики Карелия и на консолидацию цепочек создания стоимости в туризме на территории Республики Карелия с участием резидентных структур (выстраивание собственной системы туристской логистики, предотвращающей утечку создаваемой в республике в туристском секторе добавленной стоимости за ее пределы). Реализация данного варианта построена на использовании программно-целевого метода.
Результаты реализации трех этих вариантов решения программной проблемы в сфере развития туризма в Республике Карелия будут значительно отличаться. Оценка возможных преимуществ и рисков при реализации каждого из представленных вариантов решения проблемы приведена в таблице 1.
Таблица 1
Оценка
возможных преимуществ и рисков при решении проблемы в соответствии с тремя представленными вариантами
Варианты | Возможные преимущества | Возможные риски |
1 | 2 | 3 |
Инерционный | - обеспечение преемственности реализуемых программ, программных мероприятий и планов в сфере туризма; - устойчивый (хотя и медленный) рост основных показателей развития туризма; - обеспечение стабильности предпринимательской среды в сфере туризма; - высокая прогнозируемость ожидаемых результатов реализации программных мероприятий; - сохранение сложившейся туристской специализации республики |
- изменение внешней рыночной конъюнктуры на туристском рынке; - медленный рост основных показателей развития туризма в республике, и, как результат, усиление отставания уровня развития туризма в Республике Карелия от других туристских центров; - вынос центров управления туризмом за пределы республики (за счет вывоза капитала, закрепления вспомогательных услуг в туризме за фирмами из других регионов и стран, за счет смены собственников на средства труда и др.); - незначительный рост доходов от туризма и незначительный мультипликативный эффект |
Экстенсивный | - быстрый рост показателей развития туризма за счет резкого увеличения туристского потока в республику; - повышение эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов и объектов показа в Республике Карелия; - увеличение мультипликативного воздействия туризма на развитие других секторов экономики и повышение доходов от туризма; - развитие объектов туристской инфраструктуры; усиление туристской специализации Республики Карелия на внешних рынках; - встраивание во внешние системы туристской логистики (цепочки создания стоимости) на условиях франчайзинга (результат - расширение доступа туристских фирм к внешним ресурсам и капиталу) |
- усиление экологической на грузки на территории и объекты показа в результате резкого увеличения потока туристов, как следствие - увеличение затрат на реконструкцию и сохранение объектов показа; - отставание развития объектов инфраструктуры туризма (средств размещения, торговых сетей, сетей обслуживания, аттракций) от возрастающих потребностей; - при увеличении массовости туристских потоков - риск снижения качества на отдельные виды туристских услуг и турпродуктов (как результат # ухудшение туристского имиджа Республики Карелия); - неизбежный вынос центров управления туризмом за пределы республики при встраивании во внешние системы туристской логистики |
Интенсивный | - целенаправленная разработка и позиционирование уникальных карельских турпродуктов на внешних туристских рынках; - изменение структуры спроса на различные виды туризма и турпродукты, предлагаемые карельскими турфирмами; - разработка и продвижение "пакетных" туров, включающих полный комплекс услуг; - преимущественное развитие туроператорской деятельности на территории Республики Карелия и формирование сети турагентств за пределами республики (выход на другие туристские рынки и формирование собственной сбытовой системы); - увеличение доходов от туризма за счет консолидации цепочек создания стоимости в туризме на территории Республики Карелия с участием резидентных структур; - повышение инвестиционной привлекательности Республики Карелия и формирование специализированных территориальных туристских кластеров, стимулирующих развитие депрессивных территорий Республики Карелия за счет их вовлечения в туристскую деятельность |
- усиление конкуренции в сфере туризма в Республике Карелия как между карельскими турфирмами, так и турфирмами из других регионов и стран; - необходимость осуществления значительных инвестиционных вложений, связанных, прежде всего, с развитием объектов туристской, транспортной и вспомогательной инфраструктуры; - необходимость сертификации и стандартизации турпродуктов и туруслуг в соответствии с международными требованиями и стандартами качества; - недостаточный уровень развития туристской и вспомогательной инфраструктуры, вследствие чего возникает необходимость привлечения ресурсов и компаний из-за пределов республики - а это утечка создаваемой добавленной стоимости; - недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма в Республике Карелия (несоответствие качества подготовки туристских кадров существующим международным стандартам в туризме); - низкая транспортная доступность ряда объектов показа, ряда территорий, что фактически исключает их из туристской деятельности, а при их включении в сеть туров - увеличивает затраты по созданию тура |
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом, сроки и этапы реализации программы
Сроки и этапы решения основной проблемы программно-целевым методом определяются на основе комплексности и долгосрочности конкретных мероприятий, их ресурсо- и трудоемкости, их важности (приоритетности) для ее решения и достижения поставленной стратегической цели. Таким образом, все мероприятия можно разбить на две группы:
1. Программные - реализуются в рамках срока действия программы на период до 2010 года.
2. Стратегические мероприятия, носящие комплексный характер, требующие системного подхода к их решению, характеризующиеся высокой ресурсоемкостью. Эти мероприятия реализуются на протяжении временного периода, выходящего за рамки срока действия программы (как правило, к ним относится реализация крупных инвестиционных проектов в сфере туризма, например, создание особой туристско-рекреационной зоны).
Реализация региональной целевой программы на период до 2010 года характеризуется следующей этапностью выполнения:
1. Первый этап - аналитический и подготовительный этап (2007 год) - в его рамках осуществляется анализ достигнутых в 2003-2006 годы результатов в сфере развития туризма, анализируются проблемы и задачи, которые предстоит решить в рамках программы, отбор механизмов и способов их решения, проведение подготовительных мероприятий и мероприятия по разработке и корректировке отдельных направлений стратегического развития туризма в Республике Карелия, информационно-маркетинговое сопровождение туризма;
2. Второй этап - этап реализации основных мероприятий программы (2008-2010 годы) - осуществляется реализация основных программных мероприятий в рамках предложенных направлений: формирование туристского каркаса территории, информационно-маркетинговое сопровождение туризма, привлечение инвестиций в туризм.
6. Оценка необходимого ресурсного обеспечения, источники и на правления финансирования
Объемы ресурсного обеспечения реализации программы определяются ресурсоемкостью мероприятий, включаемых в состав приоритетных направлений ее реализации.
Финансирование программы будет осуществляться за счёт следующих источников:
- средств бюджета Республики Карелия;
- средств юридических и физических лиц, выделяемых по согласованию на условиях софинансирования в соответствии с действующим законодательством.
Объемы ресурсного обеспечения реализации программы уточняются при непосредственной разработке комплекса мероприятий.
Финансирование программы будет осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Рекламно-информационное продвижение туристского потенциала и туристского продукта Республики Карелия.
2. Содействие в расширении ассортимента и повышении качества туристских услуг, поддержка перспективных видов туризма.
3. Научное и информационное сопровождение государственного регулирования развития туризма.
4. Поддержка развития системы подготовки туристско-экскурсионных кадров.
5. Содействие развитию инфраструктуры туризма.
Таблица 2
Размер
средств и источники финансирования мероприятий, предусмотренных программой, а также их распределение по направлениям финансирования программы, млн. рублей
Источники, направление |
Бюджет Республики Карелия |
Прочие источники | Итого по направлениям |
Направление 1 | 7,55 | 14,48 | 22,03 |
Направление 2 | 1,35 | 4,52 | 5,87 |
Нправление# 3 | 2,00 | 0,27 | 2,27 |
Направление 4 | 0,70 | 0,29 | 0,99 |
Направление 5 | 8,86 | 1,44 | 10,30 |
Итого по источникам финансирования |
20,46 | 21,00 | 41,46 |
Таблица 3
Распределение
финансирования по источникам, направлениям и годам реализации программы, млн. рублей
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||||
Источники | Бюджет РК |
Прочие источ- ники |
Всего | Бюджет РК |
Прочие источ- ники |
Всего | Бюджет РК |
Прочие источ- ники |
Всего | Бюджет РК |
Прочие источ- ники |
Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Направление 1 | 2,12 | 2,12 | 4,24 | 1,71 | 3,82 | 5,53 | 1,75 | 4,12 | 5,87 | 1,97 | 4,42 | 6,39 |
Направление 2 | 0,26 | 0,30 | 0,56 | 0,30 | 1,32 | 1,62 | 0,45 | 1,41 | 1,86 | 0,34 | 1,49 | 1,83 |
Направление 3 | 0,33 | 0,02 | 0,35 | 0,55 | 0,10 | 0,65 | 0,53 | 0,10 | 0,63 | 0,59 | 0,05 | 0,64 |
Направление 4 | 0,09 | 0,06 | 0,15 | 0,17 | 0,06 | 0,23 | 0,21 | 0,08 | 0,29 | 0,23 | 0,09 | 0,32 |
Направление 5 | 8,00 | 8,00 | 0,28 | 0,40 | 0,68 | 0,28 | 0,49 | 0,77 | 0,30 | 0,55 | 0,85 | |
Итого | 10,80 | 2,50 | 13,30 | 3,01 | 5,70 | 8,71 | 3,22 | 6,20 | 9,42 | 3,43 | 6,60 | 10,03 |
7. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы
Эффективность реализации программы оценивается на основании различных видов эффектов. В частности:
- увеличение туристского потока организованных туристов в Республику Карелия в 1,6 раза;
- увеличение совокупного дохода от туризма в 1,8 раза;
- увеличение объёма внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры туризма в 1,7 раза;
- развитие территориальной инфраструктуры (транспортной, туристской, социальной);
- увеличение занятости в сфере туризма в 1,7 раза;
- увеличение самозанятости населения и развитие альтернативных сфер занятости (особенно для сельских населенных пунктов и лесных поселков);
- сохранение культурных традиций и традиционного уклада жизни;
- увеличение доходов населения на территориях туристских центров;
- снижение миграционного оттока населения из Республики Карелия (особенно - с сельских территорий), привлечение молодежи к работе по развитию села;
- увеличение доходов от туризма в консолидированный бюджет Республики Карелия.
Помимо выделенных эффектов к ожидаемым результатам реализации программы следует отнести следующее:
- формирование сети межмуниципальных туристских центров в Республике Карелия;
- создание локальных многофункциональных туристских комплексов в составе межмуниципальных туристских центров;
- разработка и реализация маркетинговой стратегии туризма в Республике Карелия;
- формирование, развитие и продвижение региональных туристских брендов;
- развитие деятельности республиканского туристско-информационного центра, создание туристских информационных ресурсов, издание печатной продукции;
- решение задач по повышению инвестиционной привлекательности и реализация инвестиционных проектов в сфере туризма.
8. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Карелия, ответственных за формирование и реализацию целевой программы
Региональная целевая программа развития туризма на период до 2010 года рассматривается как межотраслевой документ, реализуемый с участием различных министерств и ведомств, организаций и учреждений, в частности:
- Министерство экономического развития Республики Карелия (играет основную консолидирующую роль, является ответственным исполнителем реализации программных мероприятий и осуществляет мониторинг реализации программы);
- Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия (ответственно за реализацию отдельных мероприятий программы, связанных с проведением республиканских, российских и международных культурных мероприятий, прописанных в программе, мероприятий, связанных с развитием культурных объектов туристского показа);
- Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями (принимает участие в оказании поддержки по реализации ряда социально значимых проектов);
- Государственный комитет Республики Карелия по спорту и делам молодежи (отвечает за проведение предусмотренных программой туристско-спортивных мероприятий);
- Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия (контролирует соблюдение в ходе реализации программных мероприятий требований экологической безопасности);
- Министерство образования Республики Карелия (принимает участие в реализации мероприятий, связанных с совершенствованием республиканской системы непрерывного туристского образования);
- Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Постоянное представительство Республики Карелия при Президенте Российской Федерации, Официальное Представительство Республики Карелия в г.Санкт-Петербурге (роль этих ведомств будет ведущей при реализации инвестиционного направления программы, связанного с разработкой генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия, поддержкой в представлении и реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие материальной базы туризма);
- организации и учреждения (по согласованию или на конкурсной основе), в компетенцию которых входит выполнение отдельных программных мероприятий, в том числе:
Торгово-промышленная палата Республики Карелия;
Совет руководителей туристских фирм Республики Карелия;
ГУ "Информационный туристский центр Республики Карелия";
ГУ "Центр культурных инициатив";
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия.
9. Характеристики и показатели, позволяющие оценивать ход реализации целевой программы
Предлагаемые здесь показатели рассматриваются в качестве основных мониторинговых показателей реализации и эффективности программы (таблица 4):
Таблица 4
Индикативные показатели реализации программы
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Экономические показатели | ||||
Общий поток организованных туристов, тыс. человек/год |
500 | 560 | 625 | 700 |
Объем внебюджетных инвестиций в сфере туризма, млн. рублей |
500 | 600 | 700 | 800 |
Совокупный доход от туризма, млрд. рублей |
3,6 | 4,2 | 5,0 | 5,8 |
Социальные показатели | ||||
Количество занятых в туризме*, человек |
3000 | 3300 | 3600 | 3900 |
Соотношение количества занятых в туризме и численности туристов (оценивается производительность труда в туризме) |
1/167 | 1/170 | 1/174 | 1/179 |
10. Возможные способы формирования мероприятий
В рамках программы необходимо определение приоритетов государственной политики Республики Карелия в сфере туризма в целях наиболее рационального распределения государственных и привлекаемых ресурсов, оптимизации туристской деятельности в Республике Карелия, максимизации эффекта от развития туризма в регионе.
В качестве таких приоритетных направлений, позволяющих сконцентрировать усилия и ресурсы органов государственной власти Республики Карелия, хозяйствующих субъектов и организаций, рассматриваются:
1. Формирование туристского каркаса на территории Республики Карелия. В рамках данного направления решаются следующие задачи:
- выявление, формирование и поддержка межмуниципальных туристских центров на территории Республики Карелия, выступающих в качестве "точек роста";
- формирование современных локальных многофункциональных туристских комплексов, являющихся основными элементами туристского каркаса территории;
- создание особой туристско-рекреационной зоны.
2. Информационно-маркетинговое обеспечение туризма. В рамках данного направления решаются следующие задачи:
- разработка маркетинговой стратегии туризма в Республике Карелия;
- формирование, развитие и продвижение региональных туристских брендов;
- обеспечение справочно-информационного сопровождения туризма.
3. Привлечение инвестиций в развитие туризма. В рамках данного направления решаются следующие задачи:
- повышение инвестиционной привлекательности туризма в Республике Карелия;
- подготовка обоснования, рекомендаций и предложений по упрощению прохода иностранных судов по внутренним водам Республики Карелия;
- подготовка инвестиционных предложений и проектов в сфере туризма;
- создание условий для стимулирования семейного туристского бизнеса и альтернативной занятости населения.
11. Формы и методы управления реализацией программы
Управление реализацией программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием программы.
Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение программы Министерству экономического развития Республики Карелия как государственному заказчику, главному распорядителю бюджетных средств и основному исполнителю программы. Министерство экономического развития Республики Карелия обеспечивает выполнение программы и в случае необходимости определяет соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров и на основе проведения открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения государственных заказов на выполнение работ по каждому мероприятию.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных приоритетных инвестиционных проектов в рамках выделенных в программе приоритетных направлений за счет как государственных (льготные бюджетные кредиты), так и внебюджетных средств, привлекаемых в ходе проведения мер прямой и косвенной государственной поддержки при реализации инициативных негосударственных инвестиционных проектов.
Государственный заказчик программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Карелия с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации программы, инвестиционных кредитов, целевых субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
Организация эффективного взаимодействия и сотрудничества с ведущими туристскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями России и Карелии, туристскими фирмами и предприятиями, другими участниками туристской деятельности является важным условием реализации программных мероприятий.
С целью координации работ по реализации Программы отдельные вопросы выносятся на рассмотрение Координационного Совета по вопросам развития туризма в Республике Карелия, возглавляемого заместителем Премьер-министра Правительства Республики Карелия. Взаимодействие Министерства экономического развития Республики Карелия с субъектами туристской деятельности по реализации мероприятий программы осуществляется через Совет руководителей туристских фирм и Информационный туристский центр Республики Карелия.
Министерство экономического развития Республики Карелия ежегодно рассматривает на расширенном заседании коллегии с приглашением основных исполнителей и направляет в Правительство Республики Карелия информацию о ходе реализации программы и об эффективности использования финансовых средств.
------------------------------
* Количество официально занятых в туризме (без учета занятых в смежных секторах экономики и дополнительной занятости населения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 1 августа 2007 г. N 282 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании Законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 8, ст.1048