Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 29 сентября 2007 г. N 357 р-П
Постановлением Правительства Республики Карелия от 15 февраля 2012 г. N 50-П настоящее распоряжение признано утратившим силу
В соответствии с Планом мероприятий по проведению административной реформы в 2006-2008 годах на территории Республики Карелия, утвержденным Главой Республики Карелия 28 июня 2006 года, в целях реализации в Республике Карелия мероприятий по разработке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Администрацию Главы Республики Карелия.
Глава
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Методические рекомендации
по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг
(утв. распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 сентября 2007 г. N 357 р-П)
I. Общие положения
Методические рекомендации разработаны в целях их использования при организации работы по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - административные регламенты) исполнительными органами государственной власти Республики Карелия, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующих государственных функций или предоставление соответствующих государственных услуг.
В методических рекомендациях используются следующие термины и определения:
государственная функция - совокупность действий исполнительного органа государственной власти, осуществляемых в пределах установленных полномочий и влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации;
государственная услуга - совокупность действий исполнительного органа государственной власти, осуществляемых в пределах установленных полномочий и влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), в связи с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия;
административный регламент предоставления государственной услуги - нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия решений исполнительного органа государственной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа) в связи с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия;
административный регламент исполнения государственной функции - нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия решений исполнительного органа государственной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации;
административная процедура - последовательность действий исполнительного органа государственной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги;
должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее деятельность по исполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Административный регламент должен содержать информацию, необходимую и достаточную как для получения государственной услуги гражданином или организацией, так и для исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Карелия.
При подготовке административного регламента исполнительный орган государственной власти Республики Карелия может использовать электронные средства описания и моделирования административных процессов, если они удовлетворяют требованиям порядка разработки и утверждения административных регламентов в части описания административных процедур.
Наименование административного регламента формируется следующим образом: административный регламент <наименование исполнительного органа государственной власти>1 по исполнению государственной функции, предоставлению государственной услуги <наименование государственной функции или государственной услуги>.
Административный регламент исполнения государственной функции включает в себя разделы: "Общие положения", "Административные процедуры". Административный регламент предоставления государственной услуги включает в себя разделы: "Общие положения", "Требования к порядку предоставления государственной услуги", "Административные процедуры".
II. Подготовка раздела административного регламента "Общие положения"
Раздел "Общие положения" состоит из трех подразделов.
1. В первом подразделе указывается государственная функция или государственная услуга в той формулировке, в которой она была дана в установившем ее нормативном правовом акте.
2. Второй подраздел содержит ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги.
В данном пункте используется следующая формулировка: "Исполнение государственной функции, предоставление государственной услуги по <наименование государственной функции (государственной услуги)> осуществляется в соответствии с...".
Далее приводятся ссылки на нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги, с указанием реквизитов нормативного правового акта и источников официального опубликования, за исключением нормативных правовых актов ограниченного распространения. Требуется привести все нормативные правовые акты, определяющие требования к административным процедурам (последовательность действий, сроки, критерии принятия решений, необходимые документы и т.д.), качеству и доступности государственных услуг (для административных регламентов предоставления государственных услуг).
3. Третий подраздел содержит наименование исполнительного органа государственной власти, исполняющего государственную функцию или предоставляющего государственную услугу. В случае если в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги участвуют несколько исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, федеральных органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций, указываются все участвующие государственные и муниципальные органы и организации, а также формы их участия.
Требуется перечислить все государственные органы и организации, взаимодействующие в процессе исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги, а также все органы и организации, без обращения в которые граждане или организации не могут получить государственную услугу.
III. Подготовка раздела административного регламента "Требования к порядку предоставления государственной услуги"
В случае если для государственной услуги принят стандарт государственной услуги, в данном разделе приводится ссылка на него.
Раздел "Требования к порядку предоставления государственной услуги" состоит из четырех подразделов.
1. В подраздел "Порядок информирования о государственной услуге" включаются:
описание конечного результата предоставления государственной услуги (например, предоставление выписки из реестра, заключения, выдача справки и др.);
способ получения сведений о местах нахождения и графике работы структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, предоставляющих государственную услугу, а также о других государственных и муниципальных органах и организациях, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги (в случае большого объема этой информации она приводится в приложении к административному регламенту);
перечень необходимых для получения государственной услуги документов, их формы, способ получения, в том числе в электронной форме;
справочные телефоны структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, предоставляющих государственную услугу, общий справочный телефон (в том числе номер телефона-автоинформатора);
адреса официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, предоставляющих государственную услугу, в сети Интернет, адреса их электронной почты;
порядок получения консультаций по процедуре предоставления государственной услуги;
обязанности должностных лиц при ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения граждан или организаций, требования к форме и характеру взаимодействия должностных лиц с получателями государственной услуги;
описание требований к удобству и комфорту мест предоставления государственной услуги, включая необходимое оборудование мест ожидания, мест получения информации и мест заполнения необходимых документов.
Отдельно приводятся сведения об информационных материалах, которые должны быть размещены на стендах в местах предоставления государственной услуги, в том числе:
исчерпывающая информация о порядке предоставления государственной услуги (в текстовом виде и в виде блок-схемы, наглядно отображающей алгоритм прохождения административной процедуры);
исчерпывающий перечень исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, в которые необходимо обратиться гражданам или организациям, с описанием конечного результата обращения в каждый из указанных органов (организаций);
адреса и время приема в исполнительных органах государственной власти Республики Карелия, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организациях, последовательность их посещения;
перечень, формы документов для заполнения, образцы заполнения документов.
Также приводятся сведения по информационным материалам, которые должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Республики Карелия, предоставляющего государственную услугу.
2. В подраздел "Условия и сроки предоставления государственной услуги" включаются все условия и максимально допустимые сроки:
прохождения всех административных процедур, необходимых для получения услуги (включая время на сбор документов, обязательных для получения услуги);
выдачи документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги в исполнительном органе государственной власти Республики Карелия, для которого разрабатывается административный регламент предоставления государственной услуги;
ожидания в очереди при подаче документов;
ожидания в очереди при получении документов;
продолжительности приема (приемов) у должностного лица.
3. В подразделе "Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги" приводится закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Если в основании для отказа имеется ссылка на несоответствие и (или) нарушение пункта какого-либо документа (порядка, инструкции и т.п.), то помимо названия пункта необходимо привести его подробную расшифровку.
4. В подразделе "Другие положения, характеризующие требования к предоставлению государственной услуги, установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами Республики Карелия, актами Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия" могут приводиться требования к:
платности (бесплатности) предоставления государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия (например, размер установленной государственной пошлины и др.);
порядку взаимодействия физических и юридических лиц с государственным органом, предоставляющим государственную услугу, включая описание способов, позволяющих осуществить взаимодействие без личной явки в исполнительный орган государственной власти Республики Карелия.
IV. Подготовка раздела административного регламента "Административные процедуры"
Раздел "Административные процедуры" содержит два подраздела.
1. В подразделе "Описание последовательности действий при осуществлении государственной функции или предоставлении государственной услуги" приводится описание всех административных действий, необходимых для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги). Для повышения наглядности описание последовательности действий может сопровождаться блок-схемой алгоритма прохождения административной процедуры.
В том случае, если в рамках функции логически выделяются обособленные крупные блоки, их описание выносится в отдельный раздел с собственным подзаголовком (например: "Переоформление лицензии", "Аннулирование лицензии" и т.д.).
В регламенте приводятся положения нормативных правовых актов только в тех случаях, когда они непосредственно регламентируют отдельные административные действия и их параметры (сроки, процедуры, критерии принятия решений и т.д.).
Подробное описание последовательности действий при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги, в том числе в графическом и схематическом виде, может быть представлено в приложениях к административному регламенту.
Описание каждого административного действия содержит следующие обязательные элементы:
а) юридические факты, являющиеся основанием для начала действия.
Описание юридического факта, являющегося основанием для начала действия, содержит описания инициатора события, самого события, входящего документа. В качестве события может выступать поступление письменного поручения, иного документа, наступление плановой даты и т.д. Событие может содержать условие "если; при; в том случае, если; и т.д.". В данном блоке также указывается способ передачи документа или информации;
б) должностное лицо, ответственное за выполнение действия.
Если нормативные правовые акты, непосредственно регламентирующие исполнение функции (предоставление услуги), содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте регламента. В иных случаях рекомендуется использовать формулировку "должностное лицо, ответственное за <обозначение работ> в <наименование структурного подразделения исполнительного органа государственной власти Республики Карелия>";
в) максимальный срок выполнения действия.
Срок выполнения действия определяет временные ограничения его выполнения. Отсутствие данного блока в описании действия возможно только в случае, если тип входящего документа однозначно определяет срок выполнения действия;
г) права и обязанности должностного лица, в том числе перечень решений, которые могут или должны быть приняты должностным лицом, а при возможности различных вариантов решения - критерии или процедуры выбора вариантов решения.
Содержание работ в рамках действия определяет права и обязанности должностного лица, в том числе решения, которые могут или должны быть приняты должностным лицом в рамках административного действия, такие как: создание или изменение информации, подтверждение соответствия информации установленным требованиям (например: согласование, визирование) и т.д. Примеры: выбор исполнителя, назначение ответственного, внесение предложений, проверка комплектности, подготовка проекта документа и т.д.;
д) порядок и формы контроля за совершением действий и принятием решений;
е) способ фиксации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме.
Способ фиксации результата выполнения действия содержит указание на формат обязательного отображения действия, в том числе в электронных системах, а также специфические способы регистрации;
ж) результат действия и порядок передачи результата.
Описание результата действия и порядка передачи результата содержит указание результата действия, исходящий документ, получателя результата и порядок передачи результата. В ряде случаев результатом может быть устное или письменное поручение, внесение изменений в информационную систему и т.д. Данный элемент описания административного действия по форме может совпадать с параметром "Юридический факт, являющийся основанием для начала действия" и является инициирующим событием для следующего административного действия.
2. В подразделе "Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции и предоставления государственной услуги на основании административного регламента" приводятся сведения о порядке обжалования гражданами и организациями действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения административного регламента, включая имя и должность лица, ответственного за прием жалоб, график его работы, типовые формы обращений (жалоб). Также указываются номер телефона, адрес электронной почты, по которым можно сообщить о нарушении должностным лицом положений административного регламента.
V. Требования к разработке административных регламентов
При разработке административных регламентов исполнительный орган государственной власти Республики Карелия обеспечивает:
а) устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, законам Республики Карелия, актам Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия.
Под избыточной административной процедурой понимается последовательность действий, исключение которых из административного процесса не приводит к снижению качества исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги. Например, избыточные согласования (в случае если результат согласования не влияет на решение), избыточные уведомления и т.д.
Под избыточным административным действием понимается административное действие, исключение которого из административной процедуры позволяет достичь результата административной процедуры без дополнительных затрат;
б) упрощение административных процедур и административных действий, включая уменьшение сроков исполнения административных процедур и административных действий.
Под упрощением административных процедур и административных действий понимается:
сокращение количества документов, подлежащих предоставлению гражданами и организациями для получения государственной услуги;
применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость многократного предоставления идентичной информации;
снижение количества взаимодействий между гражданами (организациями) и должностными лицами, в том числе за счет перехода к межведомственным согласованиям при предоставлении государственной услуги (по принципу "одного окна");
в) возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждой административной процедуре или действию при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.
Персональная ответственность за соблюдение требований административных регламентов должна быть закреплена в должностных регламентах или должностных инструкциях. После утверждения административного регламента требуется внесение соответствующих изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих или в должностные инструкции лиц, участвующих в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.
VI. Публичное обсуждение проектов административных регламентов
С целью учета предложений пользователей государственных услуг, иных граждан и организаций, интересы, права и свободы которых затрагиваются предусмотренными проектом административными процедурами, может проводиться публичное обсуждение проекта административного регламента.
Публичное обсуждение проекта административного регламента производится посредством проведения публичных слушаний, публикации проекта на официальном сайте Правительства Республики Карелия или на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Республики Карелия в сети Интернет и (или) в официальных средствах массовой информации. В публичном обсуждении может принять участие любой заинтересованный житель Республики Карелия и любая заинтересованная организация.
О проведении публичного слушания дается объявление на официальном сайте Правительства Республики Карелия и (или) на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Республики Карелия и в газете "Карелия" не позднее чем за две недели до проведения публичного слушания.
По истечении срока для проведения публичного слушания исполнительный орган государственной власти Республики Карелия дорабатывает проект административного регламента с учетом результатов публичного обсуждения.
Справка об учете замечаний организаций и граждан прилагается к проекту административного регламента на всех стадиях его рассмотрения.
VII. Согласование проектов административных регламентов
1. Исполнительный орган государственной власти Республики Карелия направляет проект административного регламента для рассмотрения в экспертную группу по направлению административной реформы "Стандартизация и регламентация" при Комиссии по проведению административной реформы в 2006-2008 годах на территории Республики Карелия (далее - экспертная группа) со справкой об учете замечаний заинтересованных организаций и граждан (в случае проведения публичного обсуждения).
Экспертная группа по результатам рассмотрения представленного проекта административного регламента подготавливает свое мнение о возможности утверждения административного регламента или о необходимости его доработки, либо об отклонении представленного проекта.
2. Экспертная группа рассматривает проект представленного административного регламента на предмет:
соответствия проекта административного регламента положениям порядка разработки и утверждения административных регламентов;
соответствия проекта административного регламента настоящим методическим рекомендациям;
возможности установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.
При рассмотрении проекта административного регламента экспертная группа также оценивает:
полноту структуры административного регламента (в том числе полноту разделов "Общие положения", "Требования к порядку предоставления государственной услуги", "Административные процедуры");
полноту перечня органов и организаций, участвующих в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги);
оптимальность административных процедур, отсутствие избыточных административных действий;
соответствие сроков административных процедур и административных действий общему сроку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
соблюдение процедуры разработки административного регламента;
четкость установления критериев или процедур выбора вариантов решения должностными лицами (в случае возможности различных вариантов решения);
возможность внедрения приоритетного административного регламента.
3. Мнение экспертной группы оформляется протоколом заседания (или выпиской из протокола), на котором большинством голосов присутствующих членов экспертной группы высказано мнение о возможности утверждения представленного административного регламента.
4. В случае выработки экспертной группой мнения о возможности утверждения представленного административного регламента проект административного регламента подлежит утверждению исполнительным органом государственной власти Республики Карелия в установленном порядке.
VIII. Внесение изменений в административный регламент
Исполнительный орган государственной власти Республики Карелия вносит изменения в административный регламент в следующих случаях:
изменения законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Карелия, регулирующего исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги. Обязательным является изменение разделов "Административные процедуры" и "Требования к порядку предоставления государственной услуги" при изменении сроков, критериев принятия решений, состава необходимых документов, состава участвующих органов и организаций;
изменения структуры исполнительных органов государственной власти Республики Карелия. В данном случае производится изменение наименования должностей в тексте административного регламента (если в тексте регламента содержатся наименования конкретных должностей) либо издается правовой акт исполнительного органа государственной власти о назначении ответственных лиц с учетом новых должностей (в соответствии с изменившейся организационной структурой или штатным расписанием);
если применение утвержденного стандарта государственной услуги требует пересмотра административных процедур административного регламента; в иных предусмотренных законодательством случаях.
Исполнительный орган государственной власти Республики Карелия, осуществляющий исполнение государственных функций и (или) предоставление государственных услуг, вправе устанавливать внутренним распорядительным актом более подробные требования к порядку действий должностных лиц при исполнении ими административных процедур. Указанные требования разрабатываются в строгом соответствии с утвержденным административным регламентом.
Исполнительный орган государственной власти Республики Карелия вносит изменения в административный регламент по результатам мониторинга применения административных регламентов, проводимого по необходимости, но не реже одного раза в три года. Предметом мониторинга являются:
соответствие требованиям к качеству и доступности государственной услуги. При этом подлежит установлению: оценка потребителями государственной услуги характера взаимодействия с должностными лицами государственных органов, качества и доступности соответствующей государственной услуги (срок оказания, условия ожидания приема, порядок информирования о государственной услуге и т.д.); обоснованность отказов в предоставлении государственной услуги и др.;
выполнение требований к эффективности административных процедур. При этом подлежит установлению: отсутствие избыточных административных действий, возможность уменьшения сроков исполнения административных процедур и административных действий.
Исполнительный орган государственной власти Республики Карелия для проведения мониторинга вправе:
привлекать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации организации для проведения мониторинга;
проводить опросы получателей соответствующей государственной услуги.
Мониторинг применения административных регламентов может проводиться:
исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, ответственным за исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги;
Администрацией Главы Республики Карелия по собственной инициативе либо по предложению Комиссии по проведению административной реформы в 2006-2008 годах на территории Республики Карелия;
другими заинтересованными саморегулируемыми и иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.
Результаты проведения мониторинга применения административного регламента:
при проведении мониторинга исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, ответственным за исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги, представляются в экспертную группу при необходимости с предложениями по внесению изменений в административный регламент;
при проведении мониторинга Администрацией Главы Республики Карелия направляются в Комиссию по проведению административной реформы в 2006-2008 годах на территории Республики Карелия и в исполнительный орган государственной власти Республики Карелия, ответственный за исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги, при необходимости с предложениями по внесению изменений в административный регламент;
при проведении мониторинга другими заинтересованными саморегулируемыми и иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере, направляются в экспертную группу и исполнительный орган государственной власти Республики Карелия, ответственный за исполнение административного регламента исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги, при необходимости с предложениями по внесению изменений в административный регламент.
Результаты мониторинга применения административного регламента размещаются в сети Интернет на официальном сайте Правительства Республики Карелия и (или) на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Республики Карелия, ответственного за административный регламент исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги.
------------------------------
1 Формулировки внутри скобок <...> здесь и далее по тексту методических рекомендаций заполняются разработчиками самостоятельно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 сентября 2007 г. N 357 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 9 (2), ст.1187
Постановлением Правительства Республики Карелия от 15 февраля 2012 г. N 50-П настоящее распоряжение признано утратившим силу