Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 29 октября 2007 г. N 387р-П
1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы.
2. Определить государственным заказчиком-координатором региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" (далее - Программа) Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и поручить ему разработку в установленном порядке проекта Программы.
3. Установить предельный объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Карелия в сумме 40 млн. рублей.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Глава |
С.Л.Катанандов |
Концепция
региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 октября 2007 г. N 387 р-П)
Введение
Основной целью региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями. В Концепции определены основные цели и приоритеты государственной политики в отношении инвалидов, реализуемые на территории Республики Карелия.
По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, по состоянию на 1 октября 2006 года в Республике Карелия более 85453 человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Доля данной категории граждан составляет около 12,3 процента общей численности населения республики. Качественный состав инвалидов выглядит следующим образом: доля инвалидов трудоспособного возраста составляет 16,3 процента (13895 человек) от их общего числа, причем, 2/3 из них - мужчины, 3,2 процента (2719 человек) от общего числа являются детьми-инвалидами. Следует отметить, что в структуре общей инвалидности пенсионеры по возрасту, имеющие группу инвалидности, составляют 80,5 процента.
Зачастую инвалиды не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. В результате этого тысячи детей и взрослых вынуждены вести такой образ жизни, который приводит к унижению их достоинства и сегрегации.
Ежегодное увеличение числа инвалидов в Республике Карелия (за 2005 год их численность увеличилась с 77739 до 82348 человек, за 9 месяцев 2006 года - с 82348 до 85453) свидетельствует о масштабности проблемы. Принимаемые ежегодно или на краткосрочный период дополнительные мероприятия или программы, направленные на социальную поддержку инвалидов, не приводят к получению максимально положительных результатов в решении проблем инвалидов, снижению инвалидизации общества. Достижение многопрофильной комплексной реабилитации и интеграции инвалидов возможно только в случае принятия долгосрочной программы, в реализации которой будут участвовать органы государственной власти и неправительственные организации.
Рост числа случаев инвалидности и отстранения инвалидов от участия в жизни общества вызван многими факторами. К ним относятся:
высокий уровень заболеваемости населения;
ухудшение экологической обстановки;
войны и последствия войн, другие формы насильственного разрушения;
сдерживающие факторы, включая отсутствие ресурсов, географическую отдаленность, физические и социальные барьеры, которые не позволяют многим инвалидам пользоваться имеющимися услугами;
неблагоприятные условия труда;
недооценка значимости здорового образа жизни у населения;
наследственный фактор;
недостаточное развитие инфраструктуры соответствующих служб в области социальной защиты, здравоохранения, образования, профессионально-технической подготовки и трудоустройства;
недостаточно детально разработанные индивидуальные программы реабилитации;
направление средств на предоставление узкоспециализированных услуг, не связанных с потребностями большинства населения, которому требуется помощь, и другие косвенные факторы.
Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размер заработной платы и пенсии, качество медицинского обслуживания, образования, трудовой и профессиональной подготовки, жилищно-бытовые условия. Отдельные мероприятия, направленные на решение этих задач, реализовывались в предшествующий период в рамках республиканских целевых программ "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на 2003-2005 годы" и "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2004-2006 годы (подпрограмма "Дети-инвалиды"), а также Перечня мероприятий по социальной поддержке инвалидов в Республике Карелия на 2001-2005 годы. Кроме того, за прошедший период в рамках международного сотрудничества реализуются следующие проекты: "Независимость и трудоустройство инвалидов в Республике Карелия" (проект ТАСИС реализуется с "Союзом инвалидов Финляндии"), "Профессиональная реабилитация и трудоустройство молодых инвалидов в Республике Карелия" (реализуется с Фондом В.П.Шмитца). Качественные изменения произошли в работе общественных объединений, занимающихся деятельностью, направленной на поддержку инвалидов. Благодаря их усилиям количество инвалидов, охваченных различными мерами поддержки, постоянно увеличивается. Существенным образом изменилось и содержание деятельности большинства общественных объединений, занимающихся деятельностью в интересах инвалидов: многие из них выстраивают с государством партнерские отношения и готовы к размещению заказа на предоставление различных социальных услуг данной категории граждан.
Таким образом, за прошедший период осуществлялись мероприятия по укреплению материально-технической базы сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащению современным оборудованием реабилитационных центров, заложены основы для решения социально значимых проблем детей-инвалидов, созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Однако проведенные мероприятия, а также недостаточно широко применяемые современные образовательные методики не позволяют в полной мере решать проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Анализ ситуации в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что ряд положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выполняется не в полной мере, поэтому задачей разрабатываемой региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы является решение наиболее приоритетных проблем инвалидов Республики Карелия, направленное на реабилитацию людей с ограниченными возможностями, интеграцию их в общество, улучшение качества жизни и создание равных возможностей для полноценного и активного участия в общественной жизни.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "181-ФЗ"
1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Карелия
Задачами социально-экономического развития Республики Карелия согласно Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III, являются:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "2520-III ЗС"
создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, улучшение социального положения и материального благосостояния населения, обеспечение доступа к любым сферам жизни общества;
создание адекватной, гибкой системы социозащитных учреждений, обеспечивающих предоставление комплексного спектра социальных услуг, в том числе направленных на улучшение социального здоровья семьи и детей, профилактику семейного неблагополучия и трудной жизненной ситуации;
повышение профессионального уровня специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания.
С принятием Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одной из важнейших задач стало формирование системы многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблему интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Так, одной из наиболее актуальных проблем является вовлечение инвалидов трудоспособного возраста в трудовую деятельность. По данным управления Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия, за 2005 год рынок труда инвалидов в республике свидетельствует о том, что при наличии постоянно растущего со стороны инвалидов трудоспособного возраста спроса на рабочие места практически отсутствует их предложение. Заявленные организациями республики в 2005 году вакантные рабочие места для инвалидов составили всего 0,4 процента общей потребности в рабочей силе, зарегистрированной в органах службы занятости (133 из 36943 вакансий). При этом качество предлагаемых для инвалидов рабочих мест часто не соответствует специальным требованиям, поэтому является причиной отказа от данных вакансий. Очевидно, что в условиях возрастающих требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, трудоспособные инвалиды не могут на равных конкурировать на рынке труда с другими соискателями работы. Кроме того, практика показывает, что в новых экономических условиях существующие программы по квотированию рабочих мест не являются привлекательными для потенциального работодателя, поэтому их реализация не дает должного эффекта. В 2005 году центрами занятости населения в рамках заключенных с организациями соглашений по трудоустройству безработных граждан было устроено на работу всего лишь 1,1 процента от общего числа инвалидов трудоспособного возраста.
Анализ существующего опыта решения данной проблемы в Республике Карелия, а также опыта других субъектов Российской Федерации, зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что такие формы занятости инвалидов, как квотирование рабочих мест и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, являются одними из оптимальных способов решения проблемы занятости инвалидов, позволяя последним успешно интегрироваться в гражданское сообщество. Основным препятствием для применения этих форм занятости является неурегулированность законодательства в вопросах материального стимулирования работодателей, что требует внесения соответствующей законодательной инициативы.
Дополнением мер по квотированию рабочих мест может стать поддержка специализированных организаций, лечебно-трудовых мастерских, цехов для организации трудовой деятельности инвалидов.
Не менее актуальным остается вопрос, взаимосвязанный с трудовой деятельностью инвалидов, а именно: их профессиональной подготовкой к трудовой деятельности. Существующая на сегодняшний день практика профессиональной подготовки инвалидов не удовлетворяет реальным потребностям данной категории лиц. Так, например, в 2005 году финансирование профессионального обучения (курсовой подготовки) инвалидов осуществлялось только через органы службы занятости населения. В этот период за счет средств федерального бюджета прошли профессиональное обучение 49 инвалидов из числа тех, кто имел показания к труду и в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" был признан безработным. Многие инвалиды в силу специфики своего заболевания не могут проходить обучение в образовательных учреждениях общего типа. Таким образом, существует объективная потребность в совершенствовании системы допрофессиональной и профессиональной подготовки инвалидов на базе действующих в республике учреждений начального, среднего специального и высшего образования. Для этого необходимо разработать специальные методики и образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, адаптированные для обучения инвалидов. Следует расширить перечень профилей подготовки, обеспечить доступность и оснащенность мест профессиональной подготовки для людей с ограниченными возможностями, формировать государственный заказ на подготовку специалистов определенного профиля.
Как показывает статистика, в структуре общей инвалидности пенсионеры по возрасту, имеющие группу инвалидности, составляют 80,5 процента. Многие из них признаны инвалидами уже в пенсионном возрасте. Так, по данным ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия", в 2005 году из 12357 лиц, впервые признанных инвалидами, 9281, или 75 процентов от общего числа, составляют лица пенсионного возраста. Это означает, что для данной целевой группы с учетом возрастной специфики и состояния здоровья необходима система мер государственной поддержки, а именно: такие направления реабилитации, как восстановительные медицинские мероприятия, социально-средовая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптация, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия. Существующая на сегодняшний день в республике сеть реабилитационных учреждений (1 реабилитационный центр для инвалидов, реабилитационное отделение в структуре муниципального учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения Сортавальского района, 7 центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, 12 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания населения) не может удовлетворять потребности инвалидов старше 18 лет, так как в основном предназначена для детей-инвалидов. Кроме того, существующие объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов.
В этом контексте необходимо решать вопросы расширения инфраструктуры организаций, оказывающих услуги инвалидам данной категории, повышения качества предоставляемых услуг, в том числе путем обеспечения реабилитационным оборудованием учреждений социальной инфраструктуры, расширения спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам на дому (социально-бытовая адаптация). Кроме того, данная категория инвалидов нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Одной из негативных тенденций в решении многопрофильных проблем инвалидов и их семей является отсутствие координации и интеграции в работе различных служб, имеющих отношение к инвалидам. Приоритетным остается узковедомственный подход, что не позволяет создать действенную систему реабилитации инвалидов. Одним из действенных инструментов решения этого вопроса является Совет по делам инвалидов при Главе Республики Карелия, положение о котором утверждено Указом Главы Республики Карелия от 21 марта 2003 года N 67. В его деятельности необходимо искать новые подходы для обеспечения межведомственного взаимодействия в законодательном, содержа тельном, структурном и технологическом аспектах при решении проблем реабилитации инвалидов, повышения ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления, призванных в пределах своей компетенции решать данные вопросы. Существенную роль в решении вопроса межведомственного взаимодействия может сыграть государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Республиканский центр реабилитации инвалидов" как базовая площадка для разработки, внедрения и адаптации инновационных технологий в работе с различными категориями инвалидов, обобщения полученного опыта на межведомственном уровне.
Предлагаемый комплекс мер направлен на межотраслевой подход к решению задач, направленных на социальную поддержку инвалидов. Так, вопросы профессионального обучения и образования инвалидов входят в компетенцию органов управления образованием и занятости, вопросы создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входят в компетенцию органов культуры, управления образованием, внутренних дел, здравоохранения и социального развития, вопросы организации подготовки и переподготовки кадров в области социальной защиты инвалидов входят в компетенцию органов образования и социального развития.
Одним из элементов системы, оказывающей поддержку инвалидам, являются общественные организации, работающие в интересах данной категории. За последние годы их деятельность стала более ориентирована на содействие демократизации и укрепление институтов гражданского общества, дальнейшее совершенствование и развитие партнерских отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления. На сегодняшний день в Республике Карелия создано и действует около 60 общественных объединений инвалидов, защищающих права и законные интересы граждан данной категории. Их деятельность направлена на оказание социальной реабилитации и интеграции инвалидов, приобщение их к труду, образованию, культуре и спорту, улучшение материально-бытовых условий. Учитывая их важную роль, необходимо оказывать им содействие и помощь.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует активнее внедрять в жизнь практику размещения заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд некоммерческими организациями.
Реабилитация инвалидов должна включать мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Рассматривая процессы инвалидизации в Республике Карелия, стоит отметить, что многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении вне дома, испытывают дефицит общения, большинство из них -одиноко проживающие граждане. Их образ жизни во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности создает для этого общество. Активно занимаясь социокультурной и спортивной деятельностью, инвалиды делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно и важно привлекать людей с ограниченными возможностями к участию в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Это позволит достичь позитивных изменений в образе и качестве жизни инвалидов.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Карелия в сфере социальной защиты и решения заявленных проблем должна стать региональная целевая программа социальной поддержки инвалидов в Республике Карелия на 2008-2011 годы (далее - Программа), направленная на создание условий, улучшающих уровень жизни инвалидов.
Таким образом, для достижения поставленной цели Программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
1) создание возможностей для занятости инвалидов. Создание благоприятных условий для деятельности общественных организаций и находящихся в их собственности организаций, осуществляющих профессиональную реабилитацию и трудовую занятость инвалидов;
2) создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов;
3) улучшение качества обслуживания инвалидов путем обеспечения реабилитационным оборудованием учреждений социальной инфраструктуры, предоставляющих на территории Республики Карелия услуги данной категории граждан, а также путем подготовки и переподготовки кадров;
4) создание условий для формирования безбарьерной среды обитания инвалидов;
5) улучшение качества жизни инвалидов посредством обеспечения их техническими средствами реабилитации и предоставления реабилитационных услуг, не входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р;
6) создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах;
7) формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реабилитацией инвалидов, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимостью выполнения в рамках единой программы мероприятий, требующих длительных сроков реализации;
потребностью в координации усилий органов государственной власти и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений инвалидов.
С учетом имеющегося опыта реализации республиканских целевых программ по социальной поддержке инвалидов использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Республике Карелия развитой системы реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Реализация в рамках Программы комплекса мероприятий предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в рассматриваемой сфере. Потребность в решении задач в течение ограниченного времени, необходимость концентрировать финансовые ресурсы на проведении наиболее важных мероприятий, возможность осуществлять постоянный мониторинг результатов делают необходимым использование программно-целевого метода. Данный подход позволяет строить деятельность органов государственной власти и местного самоуправления на основе единой государственной политики, что будет способствовать более эффективному результату. Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании мероприятий Программы являются также более эффективные формы и методы контроля за использованием средств бюджета Республики Карелия.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии ведения программно-целевых методов
При отсутствии программно-целевого метода будет утрачено межведомственное взаимодействие органов государственной власти и негосударственных организаций. Также, в случае решения проблем, связанных с инвалидностью, без использования программно-целевого метода, по экспертным оценкам, произойдет снижение показателя реабилитации инвалидов. Осуществление мероприятий другими методами не позволит комплексно и системно решать проблему и предоставлять реабилитационные услуги инвалидам, обеспечивать наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов по приоритетным направлениям оказания социальной поддержки инвалидам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантам преимуществ и рисков
Концепция Программы рассматривает два возможных варианта ее реализации:
1) реализация Программы в запланированных объемах финансирования, что позволит достичь запланированных целевых показателей в течение срока реализации Программы в 2008-2011 годы. При этом варианте будут достигнуты цели программы, выполнены целевые индикаторы.
Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом в данном варианте могут быть:
ухудшение в целом социально-экономической ситуации в Республике Карелия, Российской Федерации;
возникновение экологических катастроф и крупных техногенных аварий;
отсутствие правового регулирования по отдельным вопросам в отношении инвалидов;
2) принятие Программы в уменьшенном объеме финансирования. Сокращение финансирования Программы из бюджета Республики Карелия приведет к невозможности реализации части программных мероприятий при сохранении основных направлений решения вопросов по улучшению положения инвалидов. В случае уменьшения объема финансирования средства из бюджета Республики Карелия будут направлены на реализацию наиболее приоритетных мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей. Основными из них являются:
- создание возможностей для занятости инвалидов. Создание благоприятных условий для деятельности общественных организаций и находящихся в их собственности организаций, осуществляющих профессиональную реабилитацию и трудовую занятость инвалидов путем поддержки специализированных организаций, лечебно-трудовых мастерских, цехов и открытия дополнительных рабочих мест с общим объемом финансирования 10,75 млн. рублей;
- создание возможностей для профессионального образования и обучения инвалидов с общим объемом финансирования 11,35 млн. рублей;
- создание условий для формирования безбарьерной среды обитания инвалидов с общим объемом финансирования 11,94 млн. рублей.
Итого, финансирование Программы в уменьшенном объеме составит 34,04 млн. рублей.
К рискам, указанным в первом варианте решения проблемы, добавится невозможность реализации части программных мероприятий по решению наиболее острых проблем инвалидов. Недофинансирование отдельных мероприятий Программы понизит комплексную эффективность ожидаемых результатов, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны.
В качестве базового предлагается первый вариант, позволяющий решить все цели и задачи Программы.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом
Сроки реализации Программы - 2008-2011 годы. Реализация Программы будет осуществляться без выделения этапов реализации задач.
6. Оценка ресурсного обеспечения
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Карелия. Предельный прогнозный объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 40,0 млн. рублей.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия могут разрабатывать собственные муниципальные программы, финансируемые за счет средств местных бюджетов, с аналогичным названием и применением классификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные муниципальные проекты. Предполагается, что на эти цели будет направлено не менее 2 млн. рублей.
При реализации мероприятий Программы возможно привлечение внебюджетных средств.
7. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
создать условия для подготовки инвалидов к независимой жизни в обществе равных возможностей, профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности, повысить социальную активность инвалидов;
повысить обеспеченность инвалидов техническими средствами, облегчающими самообслуживание;
создать условия и возможность для социальной реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности;
продолжить создание в Республике Карелия безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения;
улучшить качество жизни и повысить реабилитационный потенциал у инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке;
создать дополнительные рабочие места для инвалидов;
улучшить информированность общества об основных проблемах инвалидов и имеющихся возможностях их решения, что должно способствовать развитию в обществе терпимости к инвалидам и их проблемам.
Одним из показателей эффективности реализации Программы является ежегодное увеличение количества инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности. Планируется, что в 2008 году данный показатель составит 3,5 процента, 2009 году - 3,7 процента, 2010 году - 3,9 процента, 2011 году - 4,1 процента.
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий позволит достичь социального эффекта в виде возврата к профессиональной, общественной и бытовой деятельности около 16,0 тыс. инвалидов, в результате за счет увеличения численности трудоспособного населения можно рассчитывать и на соответствующее увеличение валового регионального продукта.
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сократить количество инвалидов, проходящих повторно курс реабилитации и социальной адаптации на базе ГСУ СО "Республиканский центр реабилитации", что даст экономию средств бюджета Республики Карелия в размере 1,5 млн. рублей за период реализации Программы.
Обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и создание маневренного фонда технических средств реабилитации даст экономию средств бюджета Республики Карелия в размере 1,9 млн. рублей за период реализации Программы.
Таким образом, экономический эффект от реализации Программы составит в среднем 3,4 млн. рублей средств бюджета Республики Карелия.
8. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Карелия, ответственных за формирование и реализацию Программы
К участию в формировании и реализации Программы предполагается привлечь Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по спорту и делам молодежи, Управление государственной службы занятости Республики Карелия.
9. Основные направления финансирования, сроки и этапы реализации Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять по 7 основным направлениям за счет средств бюджета Республики Карелия.
Предлагаемые сроки реализации Программы 2008-2011 годы.
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Основные направления финансирования |
Источник финансирования |
Объем финансирования |
||||
2008-2011 годы, всего |
в том числе по годам |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Создание возможностей для занятости инвалидов. Создание благоприятных условий для деятельности общественных организаций и находящихся в их собственности предприятий, осуществляющих профессиональную реабилитацию и трудовую занятость инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
10,75 |
5,7 |
1,45 |
1,55 |
2,05 |
2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
11,35 |
2,25 |
2,9 |
3,1 |
3,1 |
3. Улучшение качества обслуживания инвалидов путем обеспечения реабилитационным оборудованием учреждений социальной инфраструктуры, предоставляющих на территории Республики Карелия услуги данной категории граждан, а также путем подготовки и переподготовки кадров |
бюджет Республики Карелия |
1,8 |
- |
0,35 |
0,65 |
0,8 |
4. Создание условий для формирования безбарьерной среды обитания инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
11,94 |
2,05 |
4,38 |
3,06 |
2,45 |
5. Улучшение качества жизни инвалидов посредством обеспечения их техническими средствами реабилитации и предоставления реабилитационных услуг, не входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р |
бюджет Республики Карелия |
2,08 |
- |
0,52 |
0,73 |
0,83 |
6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах |
бюджет Республики Карелия |
1,9 |
- |
0,35 |
0,85 |
0,7 |
7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
0,18 |
- |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
Итого |
|
40,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10. Целевые индикаторы и показатели результатов, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2006 год (базовый) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Задачи: - создание условий для формирования безбарьерной среды обитания инвалидов; - улучшение качества жизни инвалидов посредством обеспечения их техническими средствами реабилитации и предоставления реабилитационных услуг, не входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р | ||||||
Уровень обеспеченности нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
процент |
0,05 |
0,32 |
0,40 |
0,45 |
0,51 |
Задача: создание возможностей для занятости инвалидов. Создание благоприятных условий для деятельности общественных организаций и находящихся в их собственности предприятий, осуществляющих профессиональную реабилитацию и трудовую занятость инвалидов | ||||||
Уровень обеспеченности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами |
процент |
6,7 |
8,7 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
Задача: создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов | ||||||
Удельный вес инвалидов трудоспособного возраста, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки |
процент |
3,0 |
37,0 |
49,0 |
52,0 |
52,0 |
Задачи: - улучшение качества обслуживания инвалидов путем обеспечения реабилитационным оборудованием учреждений социальной инфраструктуры, предоставляющих на территории Республики Карелия услуги данной категории граждан, а также путем подготовки и переподготовки кадров; - формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов | ||||||
Удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности |
процент |
2,9 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
4,1 |
Задача: создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах | ||||||
Удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных, культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов |
процент |
2,0 |
- |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
11. Возможные способы формирования мероприятий целевой Программы
При разработке Программы предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями.
Механизмы формирования мероприятий будут основаны на следующих критериях:
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
общереспубликанское значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения;
комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, использование информационно-коммуникационных технологий.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по спорту и делам молодежи, Управление государственной службы занятости Республики Карелия формируют предложения по проекту Программы, привлекая к разработке мероприятий Программы, целевых индикаторов и показателей научные институты, представителей общественных организаций. Государственный заказчик использует подготовленные предложения формирования перечня мероприятий Программы на основе предложений, признанных целесообразными.
12. Формы и методы управления реализацией Программы
Государственный заказчик и исполнители региональной целевой Программы:
разрабатывают ежегодные планы и составляют отчеты по реализации разделов Программы;
разрабатывают перечни целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
несут ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом; подготавливают ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков товаров по каждому программному мероприятию;
согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
несут ответственность за своевременную и эффективную реализацию Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организуют внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
организуют размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы.
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Государственный заказчик обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти по реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 октября 2007 г. N 387 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 10, ст.1300