Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 9 февраля 2008 г. N 58 р-П
В целях эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности, реализации на уровне субъекта Российской Федерации региональной лесопромышленной политики и стратегии, основанных на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений:
Одобрить прилагаемый План действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом на период до 2010 года.
Глава |
С.Л.Катанандов |
План
действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом на период до 2010 года
(одобрен распоряжением Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2008 г. N 58 р-П)
Введение
Стратегической целью в области государственного управления лесопромышленным комплексом, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов является повышение эффективности работы лесного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов с соблюдением принципа обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Тактические задачи для достижения поставленной стратегической цели:
1. Создание условий для развития углубленной переработки древесины, заготавливаемой на территории республики, на предприятиях Республики Карелия.
2. Формирование оптимальной структуры баланса производства и переработки древесины.
3. Увеличение уровня использования расчетной лесосеки за счет осуществления сплошных, выборочных рубок спелых и перестойных насаждений и ухода за лесом.
4. Обеспечение реализации полномочий республики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Для эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности - лесным комплексом республики - Правительство Республики Карелия реализует определенную на уровне субъекта Российской Федерации региональную лесопромышленную политику и стратегию, основанную на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений. При этом серьезное государственное внимание уделено поддержке инвестиционных проектов в лесной отрасли. Это вызвано тем, что экономика Карелии в значительной степени базируется на добыче и переработке природного богатства республики - лесных ресурсов. Инвестиционные проекты в лесном комплексе тесно связаны с сырьевой и экономической безопасностью региона, созданием новых производств и новых рабочих мест.
Анализ показывает, что деятельность Правительства Республики Карелия, направленная на организацию государственного влияния на процессы лесопользования в Карелии, дала определенные положительные результаты.
Лесная промышленность Карелии стабильно сохраняет ведущее положение в промышленности республики. На её долю приходится около 40 процентов общего объема товарной продукции и более половины всех работающих в промышленности. Продукция занимает значительное место на российском рынке, на долю Карелии приходится 24,0 процента общероссийского производства бумаги, 35 процентов газетной бумаги, 59 процентов бумажных мешков, 6 процентов деловой древесины и 4 процента пиломатериалов. Рост производства важнейших видов продукции в натуральном выражении в полтора-два раза опережал аналогичные показатели в электроэнергетике и черной металлургии (исключение - производство пиломатериалов).
Однако ситуация в лесном комплексе, являющемся основой экономики республики, остается сложной. Ряд лесопользователей и лесопереработчиков работают неэффективно и не определили стратегию своего развития. В реализации проблем лесного комплекса слабо используется научно-образовательный потенциал республики.
Кроме того, с 1 января 2007 года в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 200-ФЗ) Республика Карелия приняла на себя широкий спектр полномочий, ранее осуществляемых федеральным центром.
В 2008-2010 годах для формирования доходной части бюджета Республики Карелии, создания новых производств, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций, подготовке к работе в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации необходимо осуществить ускоренное развитие лесного комплекса. Только такой подход может обеспечить решение приоритетной для Карелии проблемы обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого и финансового потенциала лесных ресурсов.
Это обусловливает необходимость продолжения целенаправленных действий, сформулированных ранее и реализуемых в регионе согласно распоряжениям Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2004 года N 70 р-П "О политике и стратегии Правительства Республики Карелия в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса на 2004-2010 годы" и от 20 мая 2003 года 204 р-П "О совершенствовании системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия". При этом должны быть учтены изменения внешней и внутренней ситуации, необходимость активизации государственного влияния на процессы лесоуправления при развитии рыночных отношений. Выполнение этих действий должно осуществляться с учетом принятых на уровне республики следующих документов:
- Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС;
- Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 декабря 2006 года N 395 р-П;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129 р-П.
В связи с изложенным, развивая начатую ранее работу с учетом анализа ее результатов и изменившейся в последние годы ситуации, в 2008-2010 годы предлагается реализовать План действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию системы управления лесным комплексом Республики Карелия, нацеливая их на инновационно-инвестиционный путь развития.
1. Анализ сложившейся ситуации
Устойчивое управление лесами включает длительный производственный цикл, завершающийся выращиванием спелого леса. При лесовосстановлении, уходе за лесом, мелиорации и тому подобных периодах времени ведется охрана, защита, инвентаризация лесов и другие работы, требующие вложения значительных финансовых ресурсов. Многоцелевое использование лесных ресурсов включает заготовку древесины по всем видам пользования, заготовку недревесных продуктов и использование рекреационных, средообразующих, санитарно-гигиенических и других функций лесов. Конечные результаты лесохозяйственной деятельности сложно прогнозировать, они зависят от природных, климатических, техногенных и других факторов. Экономический риск в принятии управленческих решений высок из-за длительности цикла получения готовой продукции - спелой древесины и из-за влияния многих факторов на процессы использования и воспроизводства лесных ресурсов.
Расчётная лесосека по главному пользованию в лесах Республики Карелия на 2003-2006 годы утверждалась и использовалась в следующих объёмах.
Год |
Расчетная лесосека |
Фактическое освоение расчетной лесосеки |
Процент освоения |
|||
всего |
в том числе по хвойному хозяйству |
всего |
в том числе по хвойному хозяйству |
всего |
в том числе по хвойному хозяйству |
|
2003 |
9209,7 |
6916,8 |
6091,4 |
4590 |
66 |
66 |
2004 |
8939,4 |
6648,8 |
6015,0 |
4464,9 |
67 |
67 |
2005 |
8817,6 |
6488,0 |
5898,0 |
4327,1 |
67 |
67 |
2006 |
8859,3 |
6519,1 |
5519,6 |
4088,9 |
62 |
63 |
2007 |
8803,6 |
6484,4 |
нет данных |
|
|
|
В Карелии в последние годы традиционно высокий (по сравнению с другими регионами) уровень освоения расчетной лесосеки.
Однако почти 30 процентов расчетной лесосеки все еще не вовлечено в хозяйственный оборот, в основном из-за ее экономической недоступности. Расчетная лесосека в республике за 1997-2006 годы уменьшилась с 9,4 до 8,9 тыс.м3.
Объемы рубок промежуточного пользования, прочих рубок за 2003-2006 годы
Ликвидная древесина (тыс.куб.м)
Вид рубок |
Ежегодные ресурсы по материалам лесоустройства |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Прореживание |
734,4 |
17,0 |
27,0 |
17,2 |
11,0 |
4,8 |
Проходные |
752,6 |
365,6 |
394,2 |
298,8 |
292,5 |
287,3 |
Обновления и переформирования |
455,1 |
206,3 |
245,9 |
184,8 |
184,5 |
191,9 |
Санитарно-выборочные |
158,3 |
15,9 |
5,3 |
10,9 |
8,2 |
2,7 |
Итого |
2100,4 |
604,8 |
672,4 |
511,7 |
496,2 |
486,7 |
Прочие |
342,6 |
270,1 |
575,9 |
302,3 |
438,4 |
486,6 |
Всего |
2443,0 |
874,9 |
1248,3 |
813,9 |
934,6 |
973,3 |
Недостаточно используются ресурсы рубок промежуточного пользования, особенно рубки прореживания и санитарно-выборочные.
Основная работа по передаче участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов была завершена в 2005 году.
По состоянию на 1 января 2008 года в аренду переданы участки лесного фонда с годовым объемом лесопользования 7,0 млн.куб.м, в том числе в аренду по конкурсу 6,6 млн.куб.м. Доля конкурсной аренды в общем объеме арендованных лесов составляет 94 процента.
Производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса представлено следующими объемами.
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вывозка древесины, тыс. плотных м3 |
6097,4 |
6730,6 |
6304,2 |
6029,3 |
6488,8 |
Деловая древесина, тыс. плотных м3 |
5390,4 |
6237,8 |
5773,7 |
5669,8 |
6223,1 |
Пиломатериалы, всего, тыс.м3 |
741,0 |
759,7 |
793,2 |
792,2 |
837,4 |
Плиты древесностружечные, тыс. условных м3 |
105,9 |
127,5 |
126,3 |
134,0 |
135,4 |
Фанера клееная, тыс.м3 |
22,7 |
19,2 |
23,5 |
21,4 |
13,2 |
Бумага, тыс. тонн |
758,9 |
862,4 |
936,4 |
960,6 |
964,4 |
Картон, тонн |
64,9 |
54,1 |
70,7 |
84,3 |
82,6 |
Целлюлоза (по варке), включая полуцеллюлозу и массу химическую древесную, тыс. тонн |
429,8 |
413,5 |
467,1 |
496,7 |
508,2 |
Целлюлоза товарная, тонн |
80,8 |
89,8 |
84,2 |
90,5 |
94,9 |
Мешки бумажные, тыс. штук |
269,0 |
257,9 |
311,7 |
345,0 |
399,8 |
Мебель в отпускных ценах, млн. рублей |
97,9 |
96,6 |
80,2 |
98,5 |
нет данных |
По большинству показателей отмечается рост объемов производства.
Целлюлозно-бумажная промышленность в наибольшей степени испытала на себе последствия дезинтеграции лесопромышленного комплекса и разрыва производственно-хозяйственных связей. Недостаток сырья, особенно более дешевого из Карелии, требует интеграции бумажников с лесозаготовителями и деревообработчиками (поставщиками балансов и технологической щепы).
В республике продолжается процесс укрупнения предприятий, создания холдингов.
Объединение предприятий увеличивает возможности по организации их эффективной работы, обеспечению перерабатывающих производств сырьем, привлечению дополнительных финансовых ресурсов в модернизацию и техническое перевооружение производств.
Недоосвоение расчетной лесосеки не дает возможности гарантировать и увеличивать объемы лесопиления, производства бумаги и так далее, наращивать платежи в бюджет, а несвоевременная рубка недоступных насаждений отразится в будущем на качестве лесных ресурсов, приведет к увеличению отходов и потерь древесины.
Для целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих предприятий остра проблема их обеспечения стабильными потоками древесного сырья.
ОАО "Кондопога" не имеет собственной сырьевой базы. Решению этой проблемы может помочь строительство в Пудожском районе нового лесопильно-экспортного завода, либо реконструкция действующего лесозавода в пос.Шала, что создаст условия для поставки из района балансов и технологической щепы на внутренний рынок. Район при этом получит импульс за счет создания в нем современного производства с новыми рабочими местами, получения добавленной стоимости от глубокой переработки древесины на территории района и решения ряда социальных проблем.
Остра проблема сырьевой безопасности и для ОАО "Сегежский ЦБК", при увеличении производства ежегодные потребности которого в сосновом сырье возрастут до 3 млн.м3, в том числе балансовой древесины - около 1,7 млн.м3. Для решения этой задачи ОАО "Сегежский ЦБК" выделены значительные лесные территории для создания целевого хозяйства, обеспечивающего его балансовым сосновым сырьем.
Однако продвижение проекта задерживается из-за процедур согласований и задержек с разработкой нормативных инструкций и положений.
Недостающие объемы древесного сырья предприятия закупают за пределами республики. От общего объема поставок это составляет 10 процентов для пиловочника и 53 процента для балансов.
Имеется достаточный сырьевой потенциал для текущей деятельности и развития ОАО "Карелия ДСП". Учет, анализ и предотвращение сырьевых рисков является основным гарантом бесперебойной работы предприятия при качественно поставленной работе маркетинговой службы.
Очередное снижение расчетной лесосеки будет вызвано: уменьшением ее с 2007 года в Муезерском районе на 67 тыс.м3 (район аренды Воломского лесопромышленного хозяйства, где Федеральное агентство лесного хозяйства с 2002 года увеличило лесосеку для скорейшей вырубки усыхающих после подсочки сосновых насаждений); организацией национального парка "Калевальский" в Костомукшском лесхозе - на 90 тыс.м3 ; требованием установления охранной зоны вокруг национального парка "Водлозерский" в Пяльмском и Пудожском лесхозах - на 100 тыс.м3 ; требованиями системы сертификации FSC по выделению не эксплуатационных лесных массивов (262 тыс.м3) с целью сохранения биоразнообразия на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Доля сортиментной заготовки древесины в общем объеме заготовленной древесины ежегодно растет (2004 год - 53,2 процента; 2005 год - 58,9 процента; 2006 год - 66,2 процента; 2007 год - 70,7 процента).
Переход на сортиментную технологию заготовки древесины меняет привычную производственную структуру лесозаготовительных предприятий. Существенно сокращается потребность в нижних складах, оптимизируется численность работающих. Многооперационные лесные машины (харвестеры и форвардеры), автопоезда-сортиментовозы предполагают многосменный режим их эксплуатации, использование вахтового метода работы. Все большее число предприятий привлекают на заготовку леса специализированные организации - подрядчиков.
Отмечен рост объемов лесозаготовок подрядным способом. Если в 2003 году доля заготовки древесины подрядными организациями составляла 27 процентов в общем объеме заготовки, в 2005 году - 41 процент, в 2006 году - 52 процента, то в 2007 году - 54,6 процента.
Однако следует отметить, что в объемах древесины, заготовленной подрядчиками, доля российских подрядчиков (в основном карельских) - 92,3 процента, подрядчиков из стран СНГ (в основном из Украины) - 2,5 процента, иностранных подрядчиков (в основном - из Финляндии) - 5,2 процента. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (форма 1-ЛБ) все объемы заготовки иностранными подрядчиками осуществляются в текущем году только на рубках ухода (промежуточного пользования).
Привлечение подрядчиков - это объективная реальность. Она обусловлена как производственными (специфика лесозаготовок, сезонный характер работ, необходимость работы по сменам и вахтовым методом), так и экономическими (низкой ценой предлагаемых подрядчиками услуг) и социальными (сочетание дисциплины, квалификации и высокой выработки, недостаток местных рабочих кадров требуемой квалификации, их нежелание работать с большей производительностью даже при условии предложения им высокой заработной платы).
В числе подрядчиков - созданные на базе бывших леспромхозов и лесопунктов общества с ограниченной ответственностью, которые выполняют услуги по заготовке и вывозке древесины на договорных условиях для арендаторов участков лесного фонда.
В рамках развития лесопиления и деревообработки в Карелии реализуется целый ряд перспективных инвестиционных проектов. ЗАО "Соломенский лесопильный завод" планирует довести мощности до 250,0 тыс.м3 пиловочника в год. Завершается строительство первой очереди Пиндушского лесозавода ООО "Харви Форестер" мощностью 100 тыс.м3 пиломатериалов в год. Строительство лесопильного завода "Сетлес" в пос.Импилахти Питкярантского района мощностью 140 тыс.м3 пиломатериалов в год осуществляется концерном "Стора Энсо" (Финляндия), который владеет двумя лесозаготовительными предприятиями - ОАО "Ладэнсо" и ОАО "Олонецлес". Продолжается реконструкция ООО "Кондопожский ЛЭЗ".
Однако в целом деревообработка находится в трудном положении - сокращается масса прибыли, выражено отставание динамики цен. Отдельные ее виды испытывают сильное давление конкуренции. 97 процентов производства дверных и оконных блоков приходится на малые предприятия, не обладающие достаточными инвестиционными ресурсами для внедрения современных технологий.
Целлюлозно-бумажная промышленность дает более половины объема продукции лесного комплекса. Индексы объемов основных видов продукции (товарная целлюлоза, бумага, бумажные мешки и картон) составляют 107-110 процентов в год. Финансовое состояние ЦБП определяется результатами деятельности ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежский ЦБК" и ОАО "ЦЗ "Питкяранта". Имея высокий удельный вес экспортного производства и, как следствие, излишнюю зависимость от мировых цен, ощущая трудности в снабжении сырьем, ЦБП характеризуется резкими скачками финансовых результатов.
В Республике Карелия неудовлетворительно используется расчетная лесосека по мягколиственному хозяйству, отсутствует платежеспособный спрос на лиственную древесину, часть ее после заготовки не используется даже в качестве дров. Ресурсы лиственных балансов составляют порядка 700 тыс.м3, при полном освоении расчетной лесосеки общий объем их ресурсов составит 1,2 млн.м3. Объемы заготовки лиственных балансов в Северном и Северо-Западном районах России составят в перспективе около 29,6 млн.м3, часть которых также может быть вовлечена в промышленную переработку при строительстве целлюлозно-бумажного комбината, работающего на лиственном сырье. Строительство предприятия по производству беленой целлюлозы является перспективным вариантом вовлечения лиственной древесины в промышленную переработку.
Еще одно перспективное направление - создание предприятия по производству плит OSB. Экспертная оценка КарНИИЛПКа показывает, что в Карелии имеются ресурсы сырья для строительства завода по производству плит OSB мощностью до 360-400 тыс.м3 по сырью (осина 60-70 процентов и хвойные 30-40 процентов или осина не менее 80 процентов и береза не более 20 процентов). При этом осина в Карелии практически не имеет реализации и ее промышленное использование для республики весьма актуально.
Экономическую эффективность лесозаготовительной деятельности в Карелии сдерживает слабо развитая на землях лесного фонда транспортная инфраструктура, а также демографическая ситуация (убывание трудоспособной части населения и неравномерное его распределение на территории республики).
В Карелии крайне неудовлетворительно развивается сеть лесовозных дорог, необходимых для жизнеобеспечения лесных поселков, развития их инфраструктуры и повышения экономической доступности лесов. Средняя густота дорожной сети в Карелии составляет примерно 0,25-0,26 км на 100 га лесной площади. Для полного охвата лесонасаждений лесохозяйственными мероприятиями и организации оптимального лесопользования необходимо иметь густоту дорожной сети от 0,8 км до 1-1,5 км на 100 га. Содержание ранее построенных дорог ведется, как правило, неудовлетворительно, что снижает их эксплуатационные качества и выводит их из эксплуатации. Обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Карелии примерно в 4 раза меньше требуемого. Густота и протяженность автомобильных дорог не соответствует объемам перевозимых лесных грузов и тормозит развитие отрасли. Увеличение объемов строительства новых лесовозных дорог и поддержание в проезжем состоянии существующих силами и средствами лесозаготовительных предприятий весьма проблематично.
В число важнейших задач входят формирование обоснованной целевой структуры лесного фонда республики с учетом водоохранных, защитных, рекреационных и других функций, выполняемых лесами, и интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования.
Для повышения конкурентоспособности лесопродукции в течение 2006-2007 годов предприятиями проводилась работа по добровольной сертификации управления лесными ресурсами на территории республики.
В настоящее время в республике сертифицировано 17 процентов общего объема годового размера лесопользования. Однако процессы лесной сертификации развиваются недостаточно быстро.
Имеют место отдельные проявления теневой экономики, нелегальных и незаконных рубок леса, низки эффективность работы ряда лесопользователей и их взаимодействие с подрядными организациями, ведущими заготовку леса.
Начата работа по ликвидации ведомственной разобщенности при решении острых проблем лесной отрасли, например, заключено трехстороннее Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Республики Карелия, Государственного комитета Республики Карелия по лесу, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия в работе по пресечению нарушений законодательства в сфере лесного комплекса на 2007 год.
Анализ сложившейся ситуации в лесном комплексе позволяет выделить четыре блока задач, направленных на повышение эффективности его работы:
создание сбалансированной структуры управления лесным комплексом,
создание сбалансированной структуры бюджета лесной отрасли;
составление сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики, включая разработку мероприятий по предотвращению незаконных рубок древесины и нелегальному ее обороту;
кадровая политика в лесном секторе;
научно-методическое обеспечение развития лесного комплекса.
2. Создание сбалансированной структуры управления лесным комплексом
Задачи, стоящие по созданию эффективной структуры управления лесным комплексом (лесным хозяйством и лесной промышленностью), рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, связанными с предприятиями комплекса и образующими вместе с ними лесной кластер.
Лесной кластер - это лесное хозяйство, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и транспортная система, а также финансы и кредит, бизнес-консалтинг, страхование, информационные услуги, энергетика, химическая промышленность, строительство, полиграфия. При этом лидерами (центрами притяжения) выступают предприятия, реализующие конечный продукт.
Процесс совершенствования структуры комплекса будет проходить по двум параллельным направлениям.
Первое - создание интегрированных структур корпоративного управления на базе уже сложившихся лесопромышленных узлов, охватывающих полный технологический цикл от лесозаготовок до производства и реализации конечной продукции глубокой переработки.
Второе - образование территориально-производственных структур (объединений), в которых на основе кооперации и взаимного дополнения будут работать независимые предприятия различных организационно-правовых форм, использующих потенциал лесной отрасли.
К факторам, способствующим становлению лесного кластера в республике, относятся:
- имеющаяся ресурсная база (расчетная лесосека республики составляет 8,8 млн.куб.м);
- передача значительной части лесного фонда в долгосрочную аренду под реализацию бизнес-планов, предусматривающих глубокую переработку древесины, и дальнейшее развитие лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- граница с ЕС, близость европейских потребителей нашей древесины и бумаги, укрепление внешнеэкономических связей, возможность использовать опыт зарубежных стран, создающих у нас лесоперерабатывающие производства;
- наличие устойчивого спроса на продукцию глубокой переработки древесины;
- имеющийся производственный потенциал лесопромышленных предприятий;
- наличие в республике отраслей и производств, потребляющих продукцию лесопромышленного комплекса (строительство, мебельная, химическая отрасли, полиграфия);
- заинтересованность перерабатывающих предприятий в гарантированном обеспечении сырьем;
- наличие системы подготовки кадров для отраслей лесопромышленного комплекса (ПетрГУ, КарНИИЛПК, Шуйско-Виданская лесотехническая школа).
Факторы, препятствующие развитию кластера в республике:
- частые изменения законодательства в сфере лесных отношений;
- конкуренция со стороны соседних регионов;
- разрозненность и слабая доступность новых участков лесного фонда;
- несовпадение интересов собственников предприятий;
- наличие внутренних проблем у предприятий, связанных с недостаточно квалифицированным менеджментом и неэффективной организацией бизнес-процессов.
Процесс восстановления технологических цепочек между лесозаготовительными и перерабатывающими производствами и воссоздания промышленного блока и последующего его объединения с банковско-кредитными, торгово-коммерческими и другими структурами уже начался и является в настоящее время одной из положительных тенденций в лесопромышленном секторе республики.
С учетом этого необходимо:
- объединить усилия предприятий лесного комплекса республики для выработки единой стратегии развития, организации единой системы управления лесными ресурсами;
- содействовать привлечению внешних инвесторов и осуществлять поддержку резидентов, в первую очередь в деревообработке, лесохимии и мебельной промышленности;
- увязывать инициируемые инвестиционные проекты с уже реализованными и находящимися в стадии реализации, с целью формирования целостного экономического пространства в республиканском лесном комплексе;
- сконцентрировать усилия на развитии элементов кластера, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для республики в целом;
- содействовать созданию мощностей по переработке лиственной и низкосортной древесины, по выпуску продукции для деревянного домостроения; развитию биоэнергетики;
- принять меры по развитию лесопользования в северных и восточных районах республики;
- ускорить развитие сети лесовозных дорог круглогодичного пользования;
- активизировать работы по лесовосстановлению, в том числе по воспроизводству лесного фонда целевым породным составом;
- развивать систему космического мониторинга состояния лесного фонда, применение новейших информационных технологий и спутниковых систем в целях совершенствования контроля за лесовосстановлением и лесопользованием в режиме реального времени.
"Схема лесного кластера Карелии"
В перспективе корпоративные структуры, действующие в лесном секторе экономики Карелии, будут выступать полюсами роста ВРП, а наряду с ними будет присутствовать на рынке целый ряд мелких и средних предприятий, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в сырье, частично его перерабатывающих и создающих конкуренцию крупным компаниям.
Состояние системы регионального государственного управления не соответствует государственным задачам, направленным на эффективное и экологически безопасное использование лесных ресурсов Карелии.
Такая ситуация недопустима для Республики Карелия, в которой лесная промышленность - один из важнейших факторов экономической безопасности и формирования бюджета.
Дальнейшее использование существовавшей модели было барьером для стабильного и предсказуемого развития связанных с лесом областей экономики и социальной сферы республики. Ускоряющееся и усложняющееся развитие традиционных отраслей лесной промышленности, диверсификация видов деятельности, связанных с лесопользованием, необходимость повышения социального уровня жителей республики - это составляющие социально-экономического развития Карелии, требующие комплексного подхода при решении общих для них задач.
Цель совершенствования системы управления лесным комплексом - создание в Республике Карелия современной устойчивой системы управления лесным комплексом, направленной на увеличение как экономической, так и экологической и социальной отдачи от его функционирования.
Задачи:
- обеспечение условий для согласованной работы всех звеньев лесного комплекса (лесного хозяйства и лесной промышленности) региона, повышение их "управляемости" в государственных интересах и с использованием государственных рычагов влияния;
- разработка механизмов для повышения доступности лесных ресурсов и снятие необоснованных ограничений по их освоению и использованию;
- повышение качественных характеристик лесов и выполнение в плановых объемах работ по воспроизводству лесных ресурсов;
- минимизация возможных ограничений и рисков для лесного комплекса в условиях переходного периода - реализации реформы системы управления лесным хозяйством и изменения нормативной базы в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации.
Мероприятия:
- создание Лесного Совета и разработка плана его работы (1 квартал 2008 года);
- анализ состояния лесного кластера и выработка рекомендаций (предложений) по приведению его в состояние, отвечающее современным требованиям и задачам социально-экономического развития республики (2008 год).
Исполнитель: Министерство лесного комплекса Республики Карелия. Результаты:
- улучшение показателей работы предприятий лесного комплекса;
- получение информации по оценке финансово-экономического состояния отраслей лесного комплекса и параметров основных производственных показателей;
- регулярный мониторинг состояния системы управления;
- выработка рекомендаций по развитию лесной отрасли.
3. Создание сбалансированной структуры бюджета лесной отрасли
Доходная часть бюджетов является одной из составляющих валового регионального продукта1, которую можно представить в виде схемы.
/----------\
| ВРП |
\----------/
/-----------------------+---------------------\
/--------------------\ /--------------------\ /--------------------\
| Доходная часть | |Прибыль предприятий | |Расходы предприятий |
| бюджета | | | | |
\--------------------/ \--------------------/ \--------------------/
/---------------\
/----------\ /-----------\
| Налоги | |Неналоговые|
| | | платежи |
\----------/ \-----------/
Объем ВРП рассчитывается на уровне Российской Федерации, однако с определенной долей условности, размеры объемов производства лесного комплекса (ЛК) Республики Карелия в общем объеме ВРП можно принять по величине отгруженной продукции. Из соотношения этих величин расчетная доля составляет:
|
2005 год (факт) |
2006 год (предварительные данные |
Доля ЛК в объеме ВРП Республики Карелия |
29,0% |
29,7% |
Доля ЛК в объеме промышленного производства Республики Карелия |
36,5% |
38,7% |
Учитывая, что окончательный "дорасчет", как правило, приводит к увеличению общего объема производства, указанная доля ЛК в 2006 году может скорее всего оказаться более низкой. Сопоставляя ее с долей ЛК в 2000 году можно прийти к выводу о снижении значимости отраслей лесного комплекса в объеме ВРП Республики Карелия.
Однако данная доля вовсе не определяет значимость и влияние объемов производства ЛК на ВРП, поскольку статистический учет объемов отгрузки "по видам деятельности" не позволяет видеть целостную картину влияния отраслей лесного комплекса на формирование ВРП.
Являясь важной составляющей в расчете общих доходов республиканского бюджета, показатель валового продукта отраслей ЛПК не может быть в настоящее время использован для оценки их значимости для бюджета Республики Карелия.
Вместе с тем в условиях постоянных изменений (законодательства, подзаконных актов, структуры отраслей и других) целесообразно систематически осуществлять анализ изменений в соотношении объемов производства отраслей лесного комплекса и платежей, которые поступают в бюджет региона. При анализе платежей целесообразно выделить налоговые платежи (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, транспортный налог, местные налоги и неналоговые платежи (платежи за лесные ресурсы, прочие платежи).
Такой анализ позволяет выявлять основные факторы, повлиявшие на размер изменений, а также моделировать ситуацию доходной части в случае принятия решений по изменению налоговой политики, а также реализации мер по увеличению доходной части бюджета.
Это особенно актуально сейчас в условиях развития рыночных отношений в лесном секторе, когда роль и значение финансовых потоков возрастают.
Финансовые потоки в лесном секторе можно представить следующим образом.
Платежи за пользование /---------\
/-----------\ лесным фондом | |
| | (минимальные ставки) | |
| |-----------------------------| |
/--|Федеральный| | |
| | бюджет | НДС, налог на прибыль | |
| | |-----------------------------| |
| | | | |
| \-----------/ | |
| | |
| /-----------\ | |
Субвенции на | | | Платежи за пользование | Лесо- |
выполнение | | | лесным фондом | пользо- |
полномочий в | | Бюджет |-----------------------------| ватель |
области лесных | | субъекта | | |
отношений | | РФ | Налог на имущество, | |
| | | налог на прибыль, НДФЛ | |
| | |-----------------------------| |
| \-----------/ | |
| | |
| /-----------\ | |
| | Местные | НДФЛ и другие | |
| | бюджеты |-----------------------------| |
| \-----------/ | |
| | |
| /------------------------------\ | |
\-| Лесное хозяйство | | |
\------------------------------/ \---------/
Государство как собственник лесных ресурсов имеет большие возможности для регулирования доходов:
- система налогов (налог на добавленную стоимость, прибыль, имущество и другие);
- платежи за пользование лесными ресурсами;
- установление таможенных пошлин при экспорте лесной продукции;
- введение запретительных мер на экспортную поставку лесоматериалов;
- изменение правил эксплуатации лесных ресурсов в целях соблюдения экологических требований, что неизбежно ведет к росту затрат на лесозаготовку.
Цель: формирование структуры доходов от использования лесного фонда и расходов на лесоуправление, исполнение полномочий в области лесных отношений и ведение лесохозяйственной деятельности.
Задачи:
- оценка и формирование доходов от платежей за пользование лесным фондом, налогов по видам налоговых платежей (с разбивкой по бюджетам всех уровней) - на прибыль, НДС, НДФЛ и неналоговых платежей (таможенные платежи, штрафы);
- оценка и формирование расходов на ведение лесного хозяйства, расходов лесопользователей, оценка налоговой нагрузки (в том числе на 1 куб.м), строительство лесовозных дорог;
- оценка налоговой нагрузки лесоперерабатывающих организаций.
Мероприятия:
- оценка доходности использования лесного фонда Республики Карелия;
- разработка научно-методических обоснований по формированию рационального распределения средств доходных и расходных статей бюджета.
Исполнители: Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия.
Срок исполнения: 2008 год.
Результат: разработка механизма рационального распределения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов.
4. Составление сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики, включая разработку мероприятий по предотвращению незаконных рубок древесины и нелегальному ее обороту
В ситуации, когда в лесном секторе задействовано большое количество предприятий, выполняющих различные услуги по заготовке, вывозке древесины, а также по торговле лесоматериалами, существующая на сегодня система мониторинга показателей работы и государственной статотчетности не позволят получить полную картину объемов круглых лесоматериалов, производимых на территории республики, поступающих на переработку на конкретные перерабатывающие предприятия от карельских лесозаготовителей и из других регионов, реализуемых в другие регионы и на экспорт. Составление достоверного баланса производства и потребления древесного сырья на территории республики в таких условиях весьма проблематично.
Учитывая происходящие в лесном комплексе республики изменения (создание крупных интегрированных структур, активизация деятельности отечественных и иностранных инвесторов, наличие большого количества участников на рынке лесной продукции, обострение ситуации с обеспечением перерабатывающих предприятий древесным сырьем, имеющиеся примеры нелегальной заготовки и оборота древесины и так далее), значимость работы по созданию оптимального баланса производства и потребления постоянно возрастает.
Цель: создание сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики.
Задача: переориентация потоков древесного сырья на переработку внутри региона.
Мероприятия:
- оценка состояния лесного фонда Республики Карелия (товарно-денежной структуры) и потребностей в древесном сырье перерабатывающих производств;
- инвентаризация существующих лесопильных производств;
- анализ параметров производственных мощностей с учетом перспективы создания новых и модернизации действующих предприятий механической и химико-технологической переработки древесины (ЦБП, ЛДК, производство плит, топливных гранул и так далее);
- инвентаризация лесозаготовительных мощностей (с учетом предприятий-подрядчиков) по производству круглых лесоматериалов;
- оценка экспорта;
- оценка объемов древесного сырья (пиловочника, балансов), поставляемых от лесозаготовительных предприятий республики и из других регионов;
- оценка сдерживающих факторов;
- анализ состояния и уровня развития транспортной ифраструктуры, предназначенной для вывозки лесопродукции и доставки деловой древесины до перерабатывающих предприятий;
- работа в составе межведомственной комиссии по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины;
- содействие развитию системы саморегулирующих организаций (ассоциаций) лесозаготовителей, переработчиков древесины и обслуживающих организаций.
Исполнители: Министерство лесного комплекса Республики Карелия.
Соисполнители: Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию), КарНИИЛПК, ПетрГУ (по согласованию).
Срок исполнения: постоянно.
Результат: выработка комплекса мер по повышению прозрачности потоков древесного сырья на территории республики, эффективности его использования на территории республики.
5. Кадровая политика в лесном секторе
Кадровое обеспечение лесного комплекса в республике реализуется прежде всего через учебные заведения Карелии: многопрофильный Петрозаводский университет с лесоинженерным факультетом, лесотехнический техникум, лесотехническая школа, профессиональные училища.
Анализ существующей сегодня ситуации с кадровым обеспечением лесного комплекса республики показывает явный недостаток в кадрах высшего (руководителей) и среднего звена (техноруков, мастеров лесозаготовок, механиков, учетчиков древесины и других), а также квалифицированных рабочих (вальщиков, раскряжевщиков, трактористов-операторов и других).
В ближайшей перспективе в связи с появлением современных харвестеров, форвардеров, валочно-пакетирующих машин, необходимостью ведения несплошных рубок леса, требующих специальной подготовки для обеспечения природощадящих, экологически безопасных технологий и так далее, проблема подготовки кадров рабочих лесозаготовок обострится.
Ощутима и потребность в менеджерах высшей квалификации, способных эффективно управлять действующими и вновь создаваемыми предприятиями. Имеются серьезные проблемы в условиях быта и уровне заработной платы на лесозаготовительных предприятиях, не создающих привлекательной мотивации для молодых специалистов.
Кадровому обеспечению лесного комплекса должны активно способствовать решения, направленные на создание в республике комплексной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена. Необходима консолидация усилий всех ветвей власти региона на решении вопросов социальной сферы в лесном комплексе путем переподготовки высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройства, создания новых рабочих мест, реструктуризации лесных поселков, повышения квалификации рабочих, кадров среднего и высшего звена управления; создание комплексной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена, в полной мере отвечающей потребностям лесного комплекса и его предприятий в специалистах высокой квалификации, соответствующих прогрессирующему уровню техники и технологии и работе в рыночных условиях.
Цель: совершенствование системы комплексной подготовки и переподготовки рабочих, кадров управления высшего и среднего звена для лесного комплекса.
Задачи:
- повышение квалификации работающих;
- создание условий по обеспечению занятости населения.
Мероприятия:
разработка предложений, направленных на:
- переподготовку высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройство, создание новых рабочих мест;
- повышение квалификации рабочих, кадров высшего и среднего звена управления;
- целевую подготовку руководителей для предприятий лесного комплекса.
Срок исполнения: 4 квартал 2008 года.
Исполнители: Министерство лесного комплекса Республики Карелия.
Соисполнители: КарНИИЛПК, ПетрГУ (по согласованию).
Результаты:
- создание условий для мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, совершенствования структуры подготовки кадров для обеспечения организаций лесного комплекса специалистами требуемых квалификаций и профессий;
- повышение социальной направленности лесного бизнеса.
6. Научно-методическое обеспечение развития лесного комплекса
Устойчивое развитие лесного комплекса невозможно без его качественного научно-методического обеспечения. Наука - своеобразный отечественный товаропроизводитель, без продукции которого - новых технических и организационно-экономических решений, прогрессивных научно обоснованных разработок, проектов, экспертиз, рекомендаций и тому подобное - лесной комплекс не сможет динамично развиваться. Республика обладает значительным научным потенциалом, представленным КарНИИЛПКом, лесоинженерным факультетом ПетрГУ, Институтом леса и Институтом экономики КНЦ РАН.
Эти научные организации в настоящее время недостаточно востребованы в решении задач развития лесного комплекса Республики Карелия, не имеют единого координирующего центра, испытывают острую потребность в государственной поддержке.
Цель: создание региональной информационной системы по лесному комплексу для принятия управленческих решений.
Задача: интенсификация использования имеющегося отраслевого научного потенциала.
Мероприятия:
- подготовка мероприятий по научно-методическому обеспечению лесного комплекса Республики Карелия, базирующихся на использовании научного потенциала республики;
- создание и обеспечение функционирования института экспертов из числа ведущих ученых, инженеров и экономистов республики для исключения необоснованного принятия решений, способных нанести экономический, экологический и социальный ущерб лесному комплексу и Карелии в целом;
- более активное привлечение ученых Карелии к выполнению важнейших республиканских научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР);
- создание совета, координирующего выполнение НИОКР в области лесной промышленности и лесного хозяйства республики.
Срок исполнения: первое полугодие 2008 года.
Исполнители: Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия.
Соисполнители: КарНИИЛПК, ПетрГУ (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию).
Результаты:
- создание действенной системы выполнения НИОКР в лесном комплексе Республики Карелия;
- разработка перечня перспективных важнейших НИОКР, направленных на интенсификацию лесного комплекса Республики Карелия.
Приложение
к Плану действий
Правительства Республики Карелия
по совершенствованию систем
управления лесным комплексом
на период до 2010 года
N п/п |
Задачи |
Мероприятия |
Срок |
Исполнитель |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Создание сбалансированной структуры управления лесным комплексом |
||||
|
Создание в Республике Карелия современной устойчивой системы управления лесным комплексом, направленной на увеличение как экономической, так и экологической и социальной отдачи от его функционирования |
создание Лесного Совета и разработка плана его работы |
1 квартал 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия |
улучшение показателей работы предприятий лесного комплекса |
анализ состояния лесного кластера и выработка рекомендаций (предложений) по приведению его в состояние, отвечающее современным требованиям и задачам социально-экономического развития Республики Карелия |
4 квартал 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия |
получение информации по оценке финансово-экономического состояния отраслей лесного комплекса и параметров основных производственных показателей |
||
регулярный мониторинг состояния системы управления |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия |
выработка рекомендаций по развитию лесной отрасли |
||
2. |
Создание сбалансированной структуры бюджета лесной отрасли |
||||
|
Формирование структуры доходов от использования лесного фонда и расходов на лесоуправление, исполнение полномочий в области лесных отношений и ведение лесохозяйственной деятельности |
оценка доходности использования лесного фонда Республики Карелия |
1 полугодие 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия |
разработка механизма рационального распределения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов |
разработка научно-методических обоснований по формированию рационального распределения средств доходных и расходных статей бюджета |
4 квартал 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
3. |
Составление сбалансированной структуры производства и потребления древесного сырья на территории республики, включая разработку мероприятий по предотвращению незаконных рубок древесины и нелегальному ее обороту |
||||
|
Переориентация потоков древесного сырья на переработку внутри региона |
оценка состояния лесного фонда Республики Карелия (товарно-денежной структуры) и потребностей в древесном сырье перерабатывающих производств |
1 полугодие 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) соисполнитель: Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию) |
выработка комплекса мер по повышению прозрачности потоков древесного сырья на территории республики, эффективности его использования на территории республики |
инвентаризация существующих лесопильных производств |
1 полугодие 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
анализ параметров производственных мощностей с учетом перспективы создания новых и модернизации действующих предприятий механической и химико-технологической переработки древесины (ЦБП, ЛДК, производство плит, топливных гранул и так далее) |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
инвентаризация лесозаготовительных мощностей (с учетом предприятий-подрядчиков) по производству круглых лесоматериалов |
1 полугодие 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
оценка экспорта |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
оценка объемов древесного сырья (пиловочника, балансов), поставляемых от лесозаготовительных предприятий республики и из других регионов |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
оценка сдерживающих факторов |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
анализ состояния и уровня развития транспортной инфраструктуры, предназначенной для вывозки лесопродукции и доставки деловой древесины до перерабатывающих предприятий |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
работа в составе межведомственной комиссии по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия соисполнитель: Министерство внутренних дел по Республике Карелия (по согласованию) |
|||
содействие развитию системы саморегулирующих организаций (ассоциаций) лесозаготовителей, переработчиков древесины и обслуживающих организаций |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, КарНИИЛПК (по согласованию) |
|||
4. |
Кадровая политика в лесном секторе |
||||
|
Совершенствование системы комплексной подготовки и переподготовки рабочих, кадров управления высшего и среднего звена для лесного комплекса |
разработка предложений, направленных на: - переподготовку высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройство, создание новых рабочих мест, повышение квалификации рабочих, кадров высшего и среднего звена управления; - целевую подготовку руководителей для предприятий лесного комплекса; - реструктуризацию системы подготовки кадров для обеспечения предприятий лесного комплекса специалистами всех уровней; |
4 квартал 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия соисполнитель: КарНИИЛПК (по согласованию) |
создание условий для мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, совершенствование структуры подготовки кадров для обеспечения организаций лесного комплекса специалистами требуемых квалификаций и профессий. Повышение социальной направленности лесного бизнеса |
- разработку системы обучения безработных с практикой на рабочих местах с целью освоения специальных отраслевых профессий; - организацию подготовки резерва кадров |
|
|
|||
5. |
Научно-методическое обеспечение развития лесного комплекса |
|
|||
|
Создание региональной информационной системы по лесному комплексу для принятия управленческих решений |
подготовка мероприятий по научно-методическому обеспечению лесного комплекса Республики Карелия, базирующихся на использовании научного потенциала республики |
1 полугодие 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию) |
создание действенной системы выполнение НИОКР в области лесной промышленности и лесного хозяйства Республики Карелия. Разработка перечня перспективных важнейших НИОКР, направленных на интенсификацию лесной промышленности и лесного хозяйства Республики Карелия |
создание и обеспечение функционирования института экспертов из числа ведущих ученых, инженеров и экономистов республики для исключения необоснованного принятия решений, способных нанести экономический, экологический и социальный ущерб лесному комплексу и Карелии в целом |
1 полугодие 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия; Министерство экономического развития Республики Карелия соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию) |
|||
более активное привлечение ученых Карелии к выполнению важнейших республиканских НИОКР |
постоянно |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию) |
|||
создание Совета, координирующего выполнение НИОКР в области лесной промышленности и лесного хозяйства республики |
1 полугодие 2008 года |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия соисполнители: КарНИИЛПК (по согласованию), Институт леса КНЦ РАН (по согласованию) |
------------------------------
1 Валовый региональный продукт (ВРП) определяется как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов региона (земли, труда и капитала) за данный период времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистрации предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2008 г. N 58 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 2, ст.190