Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 5 декабря 1995 г.
Конституционный суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, П.А.Союнена, В.В.Сухачевой с участием представителей Карельской республиканской общественной организации "Республика" А.В.Чаженгина и адвоката Адвокатского бюро Коллегии адвокатов Республики Карелия И.А.Опикиенко; представителей Законодательного Собрания Республики Карелия: Председателя Палаты Представителей В.Н.Пивненко, заместителя Председателя Палаты Республики В.Е.Богданова; Представителя Председателя Правительства Республики Карелия А.И.Киннера,
руководствуясь статьей 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2. пунктом 1 части 1 статьи 39, частью 1 статьи 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности подпункта "а" пункта 2 и пункта 15 статьи 1 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия "О выборах в органы местного самоуправления Республики Карелия" от 29 сентября 1995 года N 76-ЗРК, опубликованного в газете "Карелия" 30 сентября 1995 года.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство правления общественной организации "Республика" о признании вышеназванных правовых норм не соответствующими Конституции Республики Карелия.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые нормы статьям 2, 40, 41, 42 Конституции Республики Карелия.
Заслушав объяснения представителей сторон, выступления присутствующих депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия С.Л.Катанандова, М.И.Мрыхина, исследовав материалы дела. Конституционный суд Республики Карелия установил:
1. С 23 декабря 1993 года действует Закон Республики Карелия "О выборах в органы местного самоуправления Республики Карелия" N ХII-22/592.
Законом Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Карелия "О выборах в органы местного самоуправления Республики Карелия"" изменена часть 2 статьи 1 и дополнена часть 1 статьи 19, а именно установлено, что "выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления осуществляются" только "на основе мажоритарной системы..." (подпункт "а" пункта 2 статьи 1) и что "депутаты представительного органа местного самоуправления не могут быть депутатами, работающими на постоянной основе, других представительных органов власти" (пункт 15 статьи 1).
По мнению ходатайствующей стороны, исключение возможности выбирать депутатов в представительные органы местного самоуправления" на основе системы пропорционального представительства по общетерриториальному избирательному округу" противоречит статье 2 Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и. следовательно, статье 41 Конституции Республики Карелия, а дополнение избирательного Закона нормой о недопустимости совмещения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления с выполнением депутатских полномочий на постоянной основе в других представительных органах власти не соответствует части 2 статьи 49 Конституции Республики Карелия, законам Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия" от 6 декабря 1994 года N 24-ЗРК и "Статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия" от 24 ноября 1994 года "# 21-ЗРК, не содержащим подобного ограничения.
2. Согласно части 1 статьи 2 Конституции Республики Карелия "государство и его органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Республики Карелия". Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения законы издают и Федерация, и ее субъекты, однако, в силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 41 Конституции Республики Карелия законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны приниматься в соответствии с федеральными законами.
3. Принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов, закреплен в статье 3 (часть 2) Конституции Республики Карелия и заключается в том, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (пункт "б" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, действие которого признано Российской Федерацией).
В соответствии со статьями 17, 18, 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, но данный Закон не регламентирует вопросы о порядке проведения муниципальных выборов.
По Закону Республики Карелия "О выборах в органы местного самоуправления Республики Карелия" (часть 3 статьи 1) от 23 декабря 1993 года правом определить на основе какой системы - мажоритарной или пропорциональной проводить выборы были наделены представительные органы местного самоуправления города, района, волости.
Однако, с момента вступления в силу, с 1 сентября 1995 года, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос об установлении порядка проведения муниципальных выборов отнесен к компетенции органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 23 данного Закона).
Согласно пункта "е" части 1 статьи 57 Конституции Республики Карелия принятие законов Республики Карелия о выборах органов местного самоуправления относится к ведению Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия.
Выбор варианта избирательной системы (из трех возможных: мажоритарной, пропорциональной и смешанной) осуществлен надлежащим конституционным органом законодательной власти Республики Карелия в установленном порядке, в рамках совместного ведения Российской Федерации и Республики Карелия (пункты 2, 12 статьи 42 Конституции Республики Карелия).
При этом в соответствии со статьей 21 действующего Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия" сохраняется право избирательных объединений участвовать в избирательных кампаниях путем выдвижения своих кандидатов, что гарантировано Федеральными законами "Об общественных объединениях" (статья 27), "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (статьи 17, 18), не нарушает конституционного права каждого гражданина избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
Следовательно, установление оспариваемой нормой единого порядка выборов в представительные органы местного самоуправления, только на основе мажоритарной системы, соответствует Конституции Республики Карелия.
4. Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", части 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В части 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" закреплена возможность установления законами субъектов Российской Федерации ограничений пассивного избирательного права (нрава быть избранным) лишь в двух случаях - по достижении определенного возраста и срока проживания на определенной территории Российской Федерации.
Нормы о несовместимости статуса депутата с должностным положением, деятельностью в государственных и иных органах и т.д. распространяются на кандидатов, избранных депутатами, и реализовавших свои избирательные права в полном объеме.
Таким образом, ограничения, связанные со статусом депутата, не ущемляют ни активного, ни пассивного избирательных прав граждан.
5. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации и статьей 80 Конституции Республики Карелия органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, в обеспечение данной конституционной нормы в пределах полномочий Российской Федерации по статье 55 (часть 3), статье 71 (пункт "в"), статьи 72 (пункт "н" части!) Конституции Российской Федерации устанавливает, что "осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ
Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется депутатами. В силу части 5 статьи 14 вышеназванного Федерального закона они не могут быть одновременно государственными должностными лицами.
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации, принятый с целью установления основ федеральной политики государственного развития Российской Федерации и общих принципов организации системы органов государственной власти (пункт "е" статьи 71, пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ), раскрывает содержание и дает классификацию понятия "государственных должностей".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 этого Закона депутаты законодательных органов власти субъектов Российской Федерации с установленным денежным содержанием являются государственными должностными лицами.
Оспариваемая норма пункта 15 статьи 1 Закона Республики Карелия от 29 сентября 1995 года, запрещающая осуществление депутатских полномочий в представительных органах местного самоуправления депутатами, работающими на постоянной основе в других представительных органах власти, соответствует статьям 2 (части 4, 5), 42 (пункты 1, 2, 12) Конституции Республики Карелия и вышеназванным Федеральным законам.
Статья 2 (часть 4) Конституции Республики Карелия предусматривает, что законы Российской Федерации, принятые в соответствии с переданными Федеративным договором федеральным органам полномочиями, подлежат применению на всей территории Республики Карелия.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят в соответствии со статьей 2 (пункт "м") Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Императивная, запрещающая норма части 5 статьи 14 данного Закона в силу статьи 2 Конституции Республики Карелия подлежит обязательному применению на территории Республики Карелия.
Поскольку статья 2 Конституции Республики Карелия относится к основам конституционного строя Республики Карелия и в силу статьи 8 Конституции Республики Карелия имеет приоритет перед нормами других ее разделов, содержащиеся в части 2 статьи 49 ограничения, связанные со статусом депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, с 1 сентября 1995 года не являются исчерпывающими.
Законами Республики Карелия "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия" (статья 2), "О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия" (статья 2) предусматривается регулирование вопросов о статусе депутата как законодательством Российской Федерации, так и Конституцией Республики Карелия, названными и иными законами Республики Карелия.
Следовательно, пункт 15 статьи 1 Закона Республики Карелия от 29 сентября 1995 года N 76-ЗРК принят в соответствии со статьями 2, 59, 61 Конституции Республики Карелия, с частью 5 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в рамках совместных полномочий Российской Федерации и Республики Карелия: статья 72 (пункты "а", "б", "н" части 1) Конституции Российской Федерации и статья 42 (пункты 1, 2, 12) Конституции Республики Карелия, не влияет на объем избирательных прав граждан и не противоречит Конституции Республики Карелия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 33, 44, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия", Конституционный суд Республики Карелия постановил:
1. Признать нормы, содержащиеся в подпункте "а" пункта 2 и в пункте 15 статьи 1 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах в органы местного самоуправления Республики Карелия" от 29 сентября 1995 года N 76-ЗРК, соответствующими Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия.
Конституционный суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 5 декабря 1995 г.
Текст постановления официально опубликован не был