Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 23 мая 1997 г.
Особое мнение судьи Сухачевой В.В.
Конституционный суд Республики Карелия в составе председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, В.В.Сухачевой, руководствуясь статьей 87 (часть 5) Конституции Республики Карелия и статьями 2 (пункт 3), 51 Закона "О Конституционном суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положения части 2 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" о минимальном размере единовременного пособия в случае смерти работника.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Мастеровой Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав неприменением части 2 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли указанное положение статьям 2 (часть 5), 5, 17 Конституции Республики Карелия.
Заслушав объяснения представителя Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия депутата Б.И.Тюкова, представителя Председателя Правительства Республики Карелия А.И.Киннера, представителя депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия С.Л.Катанандова - Т.П.Игнатьевой, заместителя директора Петрозаводского государственного авиационного предприятия К.Д.Антоневича, главного правового инспектора по труду Объединения профсоюзов Республики Карелия В.П.Дубова, исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Карелия установил:
1. Решением Петрозаводского городского народного суда от 24 сентября 1996 года иск Мастеровой М.А. к Петрозаводскому авиапредприятию о возмещении вреда в связи со смертью кормильца удовлетворен частично, в применении части 2 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" о взыскании единовременного пособия в размере 10 годовых заработков отказано, ввиду противоречия данной нормы российскому законодательству.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 25.10.96 решение оставлено без изменения.
Мастерова М.А. в своей жалобе в Конституционный суд Республики Карелия просит проверить конституционность положения части 2 статьи 34 Закона РК "Об охране труда" о единовременном пособии в случае смерти работника и признать его подлежащим применению.
По мнению Мастеровой М.А., рассматриваемая норма не противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране труда, а ее неприменение нарушает конституционные права гражданина на гарантированную государством поддержку семьи, материнства, детства, а также на безопасные условия труда (статьи 5, 17 Конституции Республики Карелия).
2. Согласно статье 72 (пункты ж, к) Конституции Российской Федерации и статье 42 (пункты 6, 9) Конституции Республики Карелия вопросы социальной защиты и трудовое законодательство относятся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия.
Статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в этом случае не могут противоречить федеральным законам.
В федеральном законодательстве выплата единовременного пособия в сумме, не менее установленной (на день выплаты) минимальной оплаты труда за пять лет, предусмотрена Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года и введенными в действие с 1 декабря 1992 года (статьи 7, 8, 24, 29).
Правила являются комплексным актом, содержат нормы разной отраслевой принадлежности (гражданского, трудового, процессуального права).
Единовременное пособие не является составной частью тех сумм выплат, которые на основании гражданского законодательства обязан возместить причинитель вреда пострадавшему при исполнении трудовых обязанностей. Это свидетельствует о регулировании Правилами в данном конкретном случае (выплата единовременного пособия) социально-трудовых правоотношений.
В соответствии со статьями 2, 3 Основ законодательства об охране труда, действующими с 1 сентября 1993 года, республики в составе Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать законодательными актами дополнительные гарантии реализации конституционного права работников на охрану труда, обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия.
Рассматриваемый Закон (часть 2 статьи 34) дополняет федеральное законодательство и обеспечивает конституционное право граждан Республики Карелия на условия труда, отвечающие требованиям безопасности (статьи 17), реализует положения статей 2 (часть 5), 5 (часть 1) Конституции Республики Карелия об охране государством здоровья людей, поддержке семьи, материнства и детства.
Таким образом, часть 2 статьи 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда" соответствует Конституции Республики Карелия с точки зрения полномочий законодательной власти Республики Карелия, не противоречит гражданскому законодательству, Основам законодательства об охране труда Российской Федерации, а ее неприменение ограничивает конституционные права заявителя, закрепленные в статьях 2, 5, 17 Конституции РК.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 6, 31, 33, 56 Закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" Конституционный суд Республики Карелия постановил:
1. Признать соответствующим Конституции Республики Карелия и подлежащим применению положение части 2 статьи 34 Закона Республики Карелия от 6 декабря 1994 года N 25-ЗРК "Об охране труда" о минимальном размере единовременного пособия в случае смерти работника.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном суде Республики Карелия" и части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный суд |
|
Особое мнение судьи Сухачевой В.В.
Трудовое законодательство относится к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия).
В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда.
Следовательно, законодатель Республики Карелия, реализуя это право, может принимать нормативные правовые акты, касающиеся регулирования отношений между работниками и работодателями в области охраны труда.
Конституция Российской Федерации не препятствует субъектам Российской Федерации до издания федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам их совместного с Российской Федерацией ведения, включая трудовое законодательство. Однако, принятый в опережающем порядке акт субъектов Российской Федерации после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним.
Правилами возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Совета Министров СССР 03.07.84 N 690 и Инструкцией о порядке применения этих Правил, не была предусмотрена выплата работодателем единовременного пособия потерпевшему сверх возмещения утраченного заработка.
Законом Республики Карелия "О единовременной денежной компенсации в связи с потерей работником профессиональной трудоспособности или его смертью следствие трудового увечья" от 12 ноября 1991 года были установлены порядок и размер выплаты работодателями единовременной денежной компенсации в связи с потерей работником профессиональной трудоспособности или его смертью вследствие трудового увечья.
В соответствии со статьей 2 этого Закона в случае смерти работника, связанного с трудовым увечьем, работодатель обязан выплатить членам семьи погибшего единовременную денежную компенсацию в размере 10 годовых заработков погибшего.
Указанный Закон был принят в опережающем порядке по отношению к федеральному законодательству, регулирующему эти правоотношения, и повысил уровень правовых гарантий для граждан на территории республики, получивших трудовое увечье по вине предприятия, в том числе и со смертельным исходом.
В соответствии со статьями 7 и 29 новых Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей от 21 декабря 1992 года гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, работодатель выплачивает единовременное пособие в сумме, установленной (на день выплаты) минимальной оплаты труда за 5 лет независимо от вины работодателя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названных Правил следует читать как "24 декабря 1992 г."
Установление федеральным законом размера единовременного пособия, выплачиваемого не из средств государственного бюджета, а работодателем, исходя из минимальной оплаты труда на день выплаты этого пособия, отвечает принципам равенства и справедливости в отношении всех граждан.
Законодательство Республики Карелия об охране труда в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации после вступления Правил... в силу необходимо было привести в соответствие с ними, т.к. согласно статье 34 Закона Республики Карелия "Об охране труда", опубликованного в газете "Карелия" 21.12.94, единовременное пособие семье погибшего выплачивается работодателем независимо от его вины в причинении вреда, а размер ставится в зависимость от должности работника, получившего трудовое увечье и его заработной платы, что в большей степени соответствует положению гражданского законодательства в полном объеме возмещения причиненного вреда.
При этом не учитывается, что члены семьи погибшего имеют право на возмещение работодателем вреда в связи со смертью кормильца, компенсацию морального вреда, других дополнительных выплат в соответствии с Правилами...
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьями 42 (пункт 2), 5 (часть 1) Конституции Республики Карелия органы государственной власти обязаны защищать права и свободы всех граждан, проживающих на территории республики, в соответствии с принципом равенства.
Положение Закона Республики Карелия "Об охране труда", касающееся единовременного пособия, в нарушение правовых принципов справедливости и соразмерности не учитывает фактической способности и финансовой возможности работодателя, что при чрезмерно высокой сумме единовременного пособия, подлежащей выплате, означает ущемление прав и законных интересов других работников трудового коллектива.
Таким образом, рассматриваемое положение Закона Республики Карелия "Об охране труда", опубликованного в газете "Карелия" 24.12.94 не соответствует статье 42 (пункт 2), статье 5 (части 1) Конституции Республики Карелия, а поэтому его неприменение при наличии всех выплат, производимых работодателем в соответствии с другим законодательством и получением государственной пенсии, не может нарушать или ограничивать конституционных прав граждан на гарантированную государством поддержку семьи, материнства, детства, а также на безопасные условия труда (статьи 5, 17 Конституции Республики Карелия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 23 мая 1997 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия от 27 июля 1997 г. N 7 ст.796