Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 30 января 2008 г. N 44 р-П
29 сентября 2008 г., 27 августа 2009 г.
В целях создания в Республике Карелия условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями:
1. Одобрить прилагаемую региональную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы (далее - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
3. Направить Программу на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия в установленном законодательством порядке.
Глава |
С.Л.Катанандов |
Региональная целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 января 2008 г. N 44 р-П)
29 сентября 2008 г., 27 августа 2009 г.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 сентября 2008 г. N 386 р-П в паспорт настоящей региональной целевой программы внесены изменения
Паспорт
региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
1. |
Наименование Программы |
- региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы |
2. |
Дата принятия решения о разработке проекта целевой Программы Правительством Республики Карелия и утверждении концепции целевой программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта# |
- распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 октября 2007 года N 387 р-П |
3. |
Государственный заказчик Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Министерство культуры и # связям с общественностью Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту Министерство труда и занятости Республики Карелия |
4. |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
5. |
Основные разработчики Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Министерство культуры и # связям с общественностью Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту; Министерство труда и занятости Республики Карелия |
6. |
Цель и задачи Программы |
- цель - создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями; задачи: создание возможностей для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов; улучшение качества обслуживания инвалидов; создание условий для формирования безбарьерной среды; улучшение качества жизни инвалидов; создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах; формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов |
7. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- уровень обеспеченности нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; уровень обеспеченности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами; удельный вес инвалидов трудоспособного возраста, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки; удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности; удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных, культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов |
8. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2008-2011 годы; реализация Программы будет осуществляться без выделения этапов реализации задач |
9. |
Перечень подпрограмм |
- не имеется |
10. |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общие затраты на реализацию Программы - 40000,0 тыс. рублей; из бюджета Республики Карелия - 40000,0 тыс. рублей |
11. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- создание условий для подготовки инвалидов к независимой жизни в обществе равных возможностей, профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности, повышение социальной активности инвалидов; повышение обеспеченности инвалидов техническими средствами, облегчающими самообслуживание; создание условий и возможностей для социальной реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности; продолжение создания в Республике Карелия безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения; улучшение качества жизни и повышение реабилитационного потенциала у инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке; создание дополнительных рабочих мест для инвалидов; улучшение информированности общества об основных проблемах инвалидов и имеющихся возможностях их решения, что должно способствовать развитию в обществе терпимости к инвалидам и их проблемам |
12. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия как государственный заказчик-координатор: - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы; осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу использования средств бюджета Республики Карелия; ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а также подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы; подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы на основе информации, представленной органами исполнительной власти Республики Карелия - исполнителями Программы. Контроль за реализацией Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия" (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 9 июля 2007 года N 109-П) |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия по состоянию на 1 января 2007 года в Республике Карелия более 84500 человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств.
Зачастую инвалиды не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. В результате этого тысячи детей и взрослых вынуждены вести такой образ жизни, который приводит к унижению их достоинства и сегрегации.
Ежегодное увеличение числа инвалидов в Республике Карелия свидетельствует о масштабности проблемы. Принимаемые ежегодно или на краткосрочный период дополнительные мероприятия или программы, направленные на социальную поддержку инвалидов, не приводят к получению максимально положительных результатов в решении проблем инвалидов, снижению инвалидизации общества. Достижение многопрофильной комплексной реабилитации и интеграции инвалидов возможно только в случае принятия долгосрочной программы, в реализации которой будут участвовать органы государственной власти и неправительственные организации.
Рост числа случаев инвалидности и отстранения инвалидов от участия в жизни общества вызван многими факторами. К ним относятся:
- высокий уровень заболеваемости населения;
- ухудшение экологической обстановки;
- войны и последствия войн, другие формы насильственного разрушения;
- сдерживающие факторы, включая отсутствие ресурсов, географическую отдаленность, физические и социальные барьеры, которые не позволяют многим инвалидам пользоваться имеющимися услугами;
- неблагоприятные условия труда;
- недооценка значимости здорового образа жизни у населения;
- наследственный фактор;
- недостаточное развитие инфраструктуры соответствующих служб в области социальной защиты, здравоохранения, образования, профессионально-технической подготовки и трудоустройства;
- недостаточно детально разработанные индивидуальные программы реабилитации;
- направление средств на предоставление узкоспециализированных услуг, не связанных с потребностями большинства населения, которому требуется помощь, и другие косвенные факторы.
Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размер заработной платы и пенсии, качество медицинского обслуживания, образования, трудовой и профессиональной подготовки, жилищно-бытовые условия. Отдельные мероприятия, направленные на решение этих задач, реализовывались в предшествующий период в рамках республиканских целевых программ "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на 2003-2005 годы" и "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2004-2006 годы (подпрограмма "Дети-инвалиды"), а также "Перечня мероприятий по социальной поддержке инвалидов в Республике Карелия на 2001-2005 годы". Кроме того, за прошедший период в рамках международного сотрудничества реализуются следующие проекты: "Независимость и трудоустройство инвалидов в Республике Карелия" (проект ТАСИС реализуется с "Союзом инвалидов Финляндии"), "Профессиональная реабилитация и трудоустройство молодых инвалидов в Республике Карелия" (реализуется с Фондом В.П.Шмитца). Качественные изменения произошли в работе общественных объединений, занимающихся деятельностью, направленной на поддержку инвалидов. Благодаря их усилиям количество инвалидов, охваченных различными мерами поддержки, постоянно увеличивается. Существенным образом изменилось и содержание деятельности большинства общественных объединений, занимающихся деятельностью в интересах инвалидов: многие из них выстраивают с государством партнерские отношения и готовы к размещению заказа на предоставление различных социальных услуг данной категории граждан.
Таким образом, за прошедший период осуществлялись мероприятия по укреплению материально-технической базы сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащению современным оборудованием реабилитационных центров, заложены основы для решения социально значимых проблем детей-инвалидов, созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Однако проведенные мероприятия, а также недостаточно широко применяемые современные образовательные методики не позволяют в полной мере решать проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Так, одной из наиболее актуальных проблем является вовлечение инвалидов трудоспособного возраста в трудовую деятельность. По данным управления Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия, за 2005 год рынок труда инвалидов в республике свидетельствует о том, что при наличии постоянно растущего со стороны инвалидов трудоспособного возраста спроса на рабочие места практически отсутствует их предложение. Заявленные организациями республики в 2005 году вакантные рабочие места для инвалидов составили всего 0,4 процента общей потребности в рабочей силе, зарегистрированной в органах службы занятости (133 из 36943 вакансий). При этом качество предлагаемых для инвалидов рабочих мест часто не соответствует специальным требованиям, поэтому является причиной отказа от данных вакансий. Очевидно, что в условиях возрастающих требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, трудоспособные инвалиды не могут на равных конкурировать на рынке труда с другими соискателями работы. Кроме того, практика показывает, что в новых экономических условиях существующие программы по квотированию рабочих мест не являются привлекательными для потенциального работодателя, поэтому их реализация не дает должного эффекта. В 2005 году центрами занятости населения в рамках заключенных с организациями соглашений по трудоустройству безработных граждан было устроено на работу всего лишь 1,1 процента от общего числа инвалидов трудоспособного возраста.
Анализ существующего опыта решения данной проблемы в Республике Карелия, а также опыта других субъектов Российской Федерации, зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что такие формы занятости инвалидов, как квотирование рабочих мест и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, являются одними из оптимальных способов решения проблемы занятости инвалидов, позволяя последним успешно интегрироваться в гражданское сообщество. Основным препятствием для применения этих форм занятости является неурегулированность законодательства в вопросах материального стимулирования работодателей, что требует внесения соответствующей законодательной инициативы.
Дополнением мер по квотированию рабочих мест может стать поддержка специализированных организаций, лечебно-трудовых мастерских, цехов для организации трудовой деятельности инвалидов.'
Не менее актуальным остается вопрос, взаимосвязанный с трудовой деятельностью инвалидов, а именно - их профессиональной подготовкой к трудовой деятельности. Существующая на сегодняшний день практика профессиональной подготовки инвалидов не удовлетворяет реальным потребностям данной категории лиц. Так, например, в 2005 году финансирование профессионального обучения (курсовой подготовки) инвалидов осуществлялось только через органы службы занятости населения. В этот период за счет средств федерального бюджета прошли профессиональное обучение 49 инвалидов из числа тех, кто имел показания к труду и в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" был признан безработным. Многие инвалиды в силу специфики своего заболевания не могут проходить обучение в образовательных учреждениях общего типа. Таким образом, существует объективная потребность в совершенствовании системы допрофессиональной и профессиональной подготовки инвалидов на базе действующих в республике учреждений начального, среднего специального и высшего образования. Для этого необходимо разработать специальные методики и образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, адаптированные для обучения инвалидов. Следует расширить перечень профилей подготовки, обеспечить доступность и оснащенность мест профессиональной подготовки для людей с ограниченными возможностями, формировать государственный заказ на подготовку специалистов определенного профиля.
Реабилитация инвалидов должна включать мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Рассматривая процессы инвалидизации в Республике Карелия, стоит отметить, что многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении вне дома, так как в республике существующие объекты социальной инфраструктуры, а также жилищного фонда в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов.
Кроме того, многие инвалиды зачастую испытывают дефицит общения, большинство из них - одиноко проживающие граждане. Их образ жизни во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности создает для этого общество. Активно занимаясь социокультурной и спортивной деятельностью, инвалиды делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно и важно привлекать людей с ограниченными возможностями к участию в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Это позволит достичь позитивных изменений в образе и качестве жизни инвалидов. Крайне важным также является создание условий для формирования безбарьерной среды обитания инвалидов.
Как показывает статистика, в структуре общей инвалидности пенсионеры по возрасту, имеющие группу инвалидности, составляют 80,5 процента. Многие из них признаны инвалидами уже в пенсионном возрасте. Так, по данным ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия", в 2005 году из 12357 лиц, впервые признанных инвалидами, 9281, или 75 процентов от общего числа, составляют лица пенсионного возраста. Это означает, что для данной целевой группы с учетом возрастной специфики и состояния здоровья необходима система мер государственной поддержки, а именно, такие направления реабилитации, как восстановительные медицинские мероприятия, социально-средовая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптация, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия. Существующая на сегодняшний день в республике сеть реабилитационных учреждений (1 реабилитационный центр для инвалидов, реабилитационное отделение в структуре МУ КЦСО Сортавальского района, 7 центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, 12 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания населения) не может удовлетворять потребности инвалидов старше 18 лет, так как в основном предназначена для детей-инвалидов.
В этом контексте необходимо решать вопросы расширения инфраструктуры организаций, оказывающих услуги инвалидам данной категории, повышения качества предоставляемых услуг, в том числе путем обеспечения реабилитационным оборудованием учреждений социальной инфраструктуры, расширения спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам на дому (социально-бытовая адаптация). Кроме того, данная категория инвалидов нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Одной из негативных тенденций в решении многопрофильных проблем инвалидов и их семей является отсутствие координации и интеграции в работе различных служб, имеющих отношение к инвалидам. Приоритетным остается узковедомственный подход, что не позволяет создать действенную систему реабилитации инвалидов. Одним из действенных инструментов решения этого вопроса является Совет по делам инвалидов при Главе Республики Карелия, Положение о котором утверждено Указом Главы Республики Карелия от 21 марта 2003 года N 67 (в редакции Указа Главы Республики Карелия от 25 мая 2007 года N 74). В его деятельности необходимо искать новые подходы для обеспечения межведомственного взаимодействия в законодательном, содержательном, структурном и технологическом аспектах при решении проблем реабилитации инвалидов, повышения ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления, призванных в пределах своей компетенции решать данные вопросы. Существенную роль в решении вопроса межведомственного взаимодействия может сыграть государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Республиканский центр реабилитации инвалидов" как базовая площадка для разработки, внедрения и адаптации инновационных технологий в работе с различными категориями инвалидов, обобщения полученного опыта на межведомственном уровне.
Предлагаемый комплекс мер направлен на межотраслевой подход к решению задач, направленных на социальную поддержку инвалидов. Так, вопросы профессионального обучения и образования инвалидов входят в компетенцию органов управления образованием и занятости, вопросы создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входят в компетенцию органов культуры, управления образованием, здравоохранения и социального развития, вопросы организации подготовки и переподготовки кадров в области социальной защиты инвалидов входят в компетенцию органов образования и социального развития.
Одним из элементов системы, оказывающей поддержку инвалидам, являются общественные организации, работающие в интересах данной категории. За последние годы их деятельность стала более ориентирована на содействие демократизации и укрепление институтов гражданского общества, дальнейшее совершенствование и развитие партнерских отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления. На сегодняшний день в Республике Карелия создано и действует около 60 общественных объединений инвалидов, защищающих права и законные интересы граждан данной категории. Их деятельность направлена на оказание социальной реабилитации и интеграции инвалидов, приобщение их к труду, образованию, культуре и спорту, улучшение материально-бытовых условий. Учитывая их важную роль, необходимо оказывать им содействие и помощь.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует активнее внедрять в жизнь практику размещения заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд некоммерческими организациями.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Карелия в сфере социальной защиты и решения заявленных проблем должна стать региональная целевая программа социальной поддержки инвалидов в Республике Карелия на 2008-2011 годы (далее - Программа), направленная на создание условий, улучшающих уровень жизни инвалидов.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реабилитацией инвалидов, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимостью выполнения в рамках единой программы мероприятий, требующих длительных сроков реализации;
- потребностью в координации усилий органов государственной власти и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений инвалидов.
С учетом имеющегося опыта реализации республиканских целевых программ по социальной поддержке инвалидов использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Республике Карелия развитой системы реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Реализация в рамках Программы комплекса мероприятий предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в рассматриваемой сфере. Потребность в решении задач в течение ограниченного времени, необходимость концентрировать финансовые ресурсы на проведении наиболее важных мероприятий, возможность осуществлять постоянный мониторинг результатов делают необходимым использование программно-целевого метода. Данный подход позволяет строить деятельность органов государственной власти и местного самоуправления на основе единой государственной политики, что будет способствовать более эффективному результату. Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании мероприятий Программы являются также более эффективные формы и методы контроля за использованием средств бюджета Республики Карелия.
Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом в данном варианте могут быть:
- ухудшение в целом социально-экономической ситуации в Республике Карелия, Российской Федерации;
- возникновение экологических катастроф и крупных техногенных аварий;
- отсутствие правового регулирования по отдельным вопросам в отношении инвалидов.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 27 августа 2009 г. N 335 р-П в раздел II настоящей региональной целевой программы внесены изменения
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели результатов
Региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия на 2008-2011 годы" направлена на координацию усилий всех заинтересованных структур по решению проблем инвалидов, возникающих в современных социально-экономических условиях.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из мониторинга социально-экономического положения инвалидов Республики Карелия, необходимости обеспечения реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III, во исполнение рекомендаций ежегодного доклада "О положении инвалидов в Республике Карелия", а также результатов ранее действовавших программ по решению проблем инвалидов.
Основной целью региональной целевой Программы является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели Программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
1. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов.
3. Улучшение качества обслуживания инвалидов.
4. Создание условий для формирования безбарьерной среды.
5. Улучшение качества жизни инвалидов.
6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах.
7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов.
Решение задач Программы предполагается в течение всего срока ее реализации (в течение 2008-2010 годов).
Целевые индикаторы и показатели результатов выполнения Программы
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2006 год (базовый) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
1 |
2 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
Цель: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями | |||||||||
Удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности |
процент |
2,9 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
4,1 |
|||
Задача 1. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов | |||||||||
Уровень обеспеченности инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами |
процент |
6,7 |
8,7 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
|||
Задача 2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов | |||||||||
Удельный вес инвалидов, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки |
процент |
3,0 |
37,0 |
49,0 |
52,0 |
52,0 |
|||
Задача 3. Улучшение качества обслуживания инвалидов | |||||||||
Количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных реабилитационным оборудованием для инвалидов* |
объект |
- |
- |
4 |
5 |
9 |
|||
Количество молодых инвалидов с тяжелой патологией, включенных в процесс реабилитации и социальной адаптации* |
человек |
- |
- |
- |
20 |
40 |
|||
Количество специалистов учреждений социальной инфраструктуры, органов местного самоуправления, исполнительной власти, общественных организаций, принявших участие в мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров |
человек |
20 |
- |
35 |
70 |
35 |
|||
Задача 4. Создание условий для формирования безбарьерной среды | |||||||||
Количество инвалидов по слуху, воспользовавшихся услугами по сурдопереводу в виде титров* |
человек |
- |
470 |
520 |
570 |
620 |
|||
Количество светофорных объектов, оснащенных звуковым сигналом* |
штука |
4 |
- |
4 |
3 |
3 |
|||
Количество лифтов, оснащенных системой озвучивания* |
штука |
- |
- |
1 |
- |
1 |
|||
Количество пандусов, переоборудованных туалетов, приобретенных и установленных средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений в помещениях социальной инфраструктуры, наиболее часто посещаемых инвалидами* |
штука |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
|||
Количество обученных родителей детей-инвалидов, а также инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата вождению легковых автомобилей |
человек |
- |
5 |
10 |
10 |
10 |
|||
Количество инвалидов, воспользовавшихся услугами специализированного транспорта, приобретенного в рамках Программы для перевозки инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях |
человек |
- |
- |
700 |
700 |
700 |
|||
Задача 5. Улучшение качества жизни инвалидов | |||||||||
Уровень обеспеченности нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
процент |
0,05 |
0,32 |
0,40 |
0,45 |
0,51 |
|||
Задача 6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах | |||||||||
Удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных, культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов |
процент |
2,0 |
- |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
|||
Задача 7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов | |||||||||
Количество (тираж) изданной полиграфической продукции |
штука |
- |
- |
1000 |
1500 |
2000 |
------------------------------
* В рамках Программы.
Срок реализации Программы - 2008-2011 годы. Реализация Программы будет осуществляться без выделения этапов реализации задач.
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы увязаны по ожидаемым результатам, срокам, исполнителям (приложение к Программе).
Структура мероприятий Программы сформирована исходя из ее целесообразности для достижения поставленных целей.
Перечень мероприятий Программы включает следующие разделы:
I. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
II. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов.
III. Улучшение качества обслуживания инвалидов.
IV. Создание условий для формирования безбарьерной среды.
V. Улучшение качества жизни инвалидов.
VI. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах.
VII. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов.
Мероприятия Программы направлены на:
- поддержку действующих специализированных организаций, лечебно- трудовых мастерских, цехов для организации трудовой деятельности инвалидов и создания дополнительных рабочих мест;
- профессиональное обучение и образование инвалидов;
- приобретение реабилитационного оборудования для учреждений социальной защиты, предоставляющих на территории Республики Карелия услуги инвалидам, а также на организацию подготовки и переподготовки кадров в области социальной защиты инвалидов;
- создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры;
- обеспечение техническими средствами реабилитации и предоставление реабилитационных услуг, необходимых для создания оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности (не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р;
- организацию и проведение конкурса социальных проектов для общественных организаций и учреждений социальной инфраструктуры, направленного на улучшение положения инвалидов и интеграцию их в общество, а также на создание условий для социокультурной реабилитации инвалидов и проведение соревнований по инваспорту;
- информационное освещение проблем инвалидов.
Мероприятия Программы предусматривают:
- реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов;
- укрепление системы профилактики инвалидизации;
- развитие инновационных технологий и форм работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов;
- обеспечение доступности и повышение качества предоставляемых инвалидам услуг;
- развитие сети социозащитных учреждений, предоставляющих социальные услуги инвалидам;
- ресурсное обеспечение учреждений социальной инфраструктуры, занимающихся проблемами инвалидов.
Оценка реализации Программы будет осуществляться по следующим показателям:
уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;
уровень обеспеченности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами;
- удельный вес инвалидов трудоспособного возраста, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки;
- удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности;
- удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 27 августа 2009 г. N 335 р-П в раздел IV настоящей региональной целевой программы внесены изменения
IV. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Финансирование программных мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджета Республики Карелия.
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить по 7 основным направлениям.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 40000,0 тыс. рублей.
Предполагаемые сроки реализации Программы - 2008-2011 годы.
Основные направления финансирования Программы
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Распределение объемов финансирования в разрезе государственных заказчиков Программы
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Государственные заказчики Программы |
Сроки реализации (годы) |
Источники финансирования |
Финансирование по годам (в млн. рублей) |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
итого |
|||
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
6,5 |
6,95 |
6,25 |
6,4 |
26,1 |
Министерство образования Республики Карелия |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
8,0 |
Министерство культуры и # связям с общественностью Республики Карелия |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
- |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,45 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
1,5 |
0,9 |
1,1 |
1,1 |
4,6 |
Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
- |
- |
0,5 |
0,35 |
0,85 |
Итого |
|
|
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
40,0 |
V. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры и # связям с общественностью Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту, Министерство труда и занятости Республики Карелия.
В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обеспечивает координацию деятельности основных разработчиков и исполнителей Программы, которые осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению соответствующих мероприятий Программы.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия как государственный заказчик-координатор:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу использования средств бюджета Республики Карелия;
- ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а также подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;
- подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы на основе информации, представленной органами исполнительной власти Республики Карелия - исполнителями Программы.
Министерства, являющиеся государственными заказчиками и исполнителями Программы, ежегодно:
- разрабатывают предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- уточняют перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия" (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 9 июля 2007 года N 109-П).
VI. Оценка социально-экономической эффективности программы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- создать условия для подготовки инвалидов к независимой жизни в обществе равных возможностей, профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности, повысить социальную активность инвалидов;
- повысить обеспеченность инвалидов техническими средствами, облегчающими самообслуживание;
- создать условия и возможность для социальной реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности;
- продолжить создание в Республике Карелия безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения;
- улучшить качество жизни и повысить реабилитационный потенциал у инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке;
- создать дополнительные рабочие места для инвалидов;
- улучшить информированность общества об основных проблемах инвалидов и имеющихся возможностях их решения, что должно способствовать развитию в обществе терпимости к инвалидам и их проблемам.
Одним из показателей эффективности реализации Программы является ежегодное увеличение количества инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности. Планируется, что в 2008 году данный показатель составит 3,5 процента, 2009 год - 3,7 процента, 2010 год - 3,9 процента, 2011 год - 4,1 процента.
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий позволит достичь социального эффекта в виде возврата к профессиональной, общественной и бытовой деятельности около 16,0 тысяч инвалидов, в результате за счет увеличения численности трудоспособного населения можно рассчитывать и на соответствующее увеличение валового регионального продукта.
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сократить количество инвалидов, проходящих повторно курс реабилитации и социальной адаптации на базе ГСУ СО "Республиканский центр реабилитации", что даст экономию средств бюджета Республики Карелия в размере 1,5 млн. рублей за период реализации Программы.
Обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и создание маневренного фонда технических средств реабилитации даст экономию бюджета Республики Карелия в размере 1,9 млн. рублей за период реализации Программы.
Таким образом, экономический эффект от реализации Программы составит в среднем 3,4 млн. рублей.
Ухудшения экологических показателей в Республике Карелия при реализации Программы не предполагается.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 27 августа 2009 г. N 335 р-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к региональной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов в
Республике Карелия" на 2008-2011 годы
Перечень программных мероприятий
29 сентября 2008 г., 27 августа 2009 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации (годы) |
Исполнители |
Ожидаемые результаты (социальные, количественные оценки) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов | ||||
1. |
Организация работы по созданию и оборудованию дополнительных рабочих мест, улучшению качества труда инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, по зрению, с психическими заболеваниями |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание более 60 дополнительных рабочих мест. Улучшение качества труда инвалидов, увеличение объема выпускаемой продукции. Организация временной трудовой занятости более 40 молодых инвалидов в год. Охват более 150 инвалидов в год различными мерами социально-трудовой и социально-бытовой адаптации и реабилитации |
II. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов | ||||
2. |
Организация профессионального обучения инвалидов путем курсовой подготовки и переподготовки |
2008-2011 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
приобретение профессии 130 инвалидами для решения проблемы активного включения их в трудовую деятельность |
3. |
Организация профессиональной подготовки инвалидов на дому |
2008
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
приобретение профессиональных навыков 24 инвалидами, изолированными от общества, для организации их трудовой занятости |
4. |
Организация проведения группового курса профессиональной реабилитации для инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия |
2009-2011 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
профессиональная реабилитация 27 инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия |
5. |
Создание условий для получения базового профессионального образования молодежи из числа инвалидов с ограниченными возможностями |
2008-2011 |
Министерство образования Республики Карелия |
получение профессионального образования инвалидами в количестве 60 человек. Создание возможностей для дистанционного обучения инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия |
III. Улучшение качества обслуживания инвалидов | ||||
6. |
Приобретение оборудования для создания условий по адаптации и реабилитации инвалидов в учреждениях социальной инфраструктуры республики |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества социального обслуживания инвалидов путем расширения видов реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам в районах республики |
7. |
Организация оказания социальных услуг по социальной адаптации и реабилитации молодых инвалидов с тяжелой патологией |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни 40 молодых инвалидов с тяжелой патологией и их родителей путем появления возможности для социокультурной реабилитации |
8. |
Организация и проведение семинаров по вопросам адаптации и реабилитации инвалидов |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
изучение и распространение положительного опыта в работе с инвалидами на территории Республики Карелия. Внедрение новых технологий в работе с инвалидами |
IV. Создание условий для формирования безбарьерной среды | ||||
9. |
Предоставление услуг, связанных с информационным обеспечением инвалидов посредством внедрения скрытого субтитрирования (телетекст) |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации более 1000 инвалидов по слуху. Расширение информационного пространства для 800 инвалидов по зрению |
10. |
Установка звуковых сигналов на светофорные объекты в местах компактного проживания инвалидов в городах республики |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации более 800 инвалидов по зрению |
11. |
Приобретение и установка оборудования для озвучивания лифтов для инвалидов по слуху в учреждениях социальной инфраструктуры |
2009,2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации для более 300 инвалидов по слуху, проживающих в Петрозаводске |
12. |
Устройство пандусов, переоборудование туалетов, установка средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений в помещениях социальной инфраструктуры, наиболее часто посещаемых инвалидами |
2008-2010 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия Министерство труда и занятости Республики Карелия |
создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, посещающих учреждения социальной инфраструктуры |
13. |
Приобретение специализированного транспорта для перевозки инвалидов |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, посещающих учреждения социальной инфраструктуры |
|
Предоставление инвалидам единовременной денежной выплаты в размере 100000 рублей для приобретения спецавтотранспорта |
2009 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
обеспечение возможности для инвалидов, получивших единовременную денежную компенсацию, приобрести автомобили для использования их в качестве технических средств реабилитации |
14. |
Приобретение автомобиля для организации процесса обучения родителей детей-инвалидов, а также инвалидов вождению легковых автомобилей |
2008 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание возможности для организации процесса обучения вождению родителей детей-инвалидов и инвалидов с целью интеграции их в общество путем формирования безбарьерной среды |
|
Обучение родителей детей-инвалидов, а также инвалидов вождению легковых автомобилей |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
обеспечение возможности для 60 родителей детей-инвалидов и инвалидов использования технических средств реабилитации |
V. Улучшение качества жизни инвалидов | ||||
15. |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни инвалидов - более 100 человек, создание условий для их социальной реабилитации |
16. |
Приобретение и обеспечение инвалидов по зрению мобильными телефонами для слепых со специальной программой, озвучивающей отображаемое на дисплее, "говорящими часами", "говорящими глюкометрами" |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни инвалидов по зрению - более 500 человек, создание условий для их социальной реабилитации |
VI. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах | ||||
17. |
Обеспечение реализации лучших социальных проектов общественных организаций и учреждений социальной инфраструктуры, направленных на улучшение положения инвалидов и интеграцию их в общество |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для участия 200 инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах |
18. |
Проведение фестивалей, конкурсов и прочих мероприятий, способствующих выявлению творческих способностей инвалидов |
2009-2011 |
Министерство культуры и # связям с общественностью Республики Карелия |
создание условий для социокультурной реабилитации 300 инвалидов |
19. |
Обеспечение участия инвалидов в соревнованиях по инваспорту |
2010,2011 |
Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту |
создание условий для участия 450 инвалидов в спортивной жизни |
VII. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов | ||||
20. |
Информационное освещение проблем инвалидов |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
правовое просвещение инвалидов с целью эффективного решения стоящих перед ними проблем, формирование толерантного отношения общества к инвалидам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 30 января 2008 г. N 44 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 1, ст.79
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 27 августа 2009 г. N 335 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 сентября 2008 г. N 386 р-П