См. также приказ Минтруда и занятости Республики Карелия от 4 июля 2008 г. N 118-П "Об утверждении Положения об управлении реализацией региональной целевой программы "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов"
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 апреля 2008 года N 142 р-П.
2. Направить настоящее постановление и указанную региональную целевую программу в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Н.И. Левин |
г. Петрозаводск
22 мая 2008 года
N 928-IV ЗС
Региональная целевая программа
"Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 апреля 2008 г. N 142 р-П, утв. постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 22 мая 2008 г. N 928-IV ЗС)
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 3 февраля 2011 г. N 25 р-П настоящая региональная целевая Программа, одобренная распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 апреля 2008 г. N 142 р-П, изложена в новой редакции
Распоряжениями Правительства Республики Карелия от 1 августа 2012 г. N 483 р-П и от 1 октября 2012 г. N 595 p-П в настоящую региональную целевую Программу внесены изменения
Паспорт
региональной целевой программы "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов
Наименование Программы |
- региональная целевая программа "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов |
Дата принятия решения о разработке проекта региональной целевой программы Правительством Республики Карелия и утверждении Концепции целевой программы |
- распоряжение Главы Республики Карелия от 6 декабря 2006 года N 764-р; распоряжение Правительства Республики Карелия от 15 декабря 2007 года N 464 р-П |
Дата принятия решения об утверждении целевой программы |
|
Государственный заказчик Программы |
- Министерство труда и занятости Республики Карелия |
Основные разработчики Программы |
- Министерство труда и занятости Республики Карелия; Министерство экономического развития Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия |
Цели и задачи Программы |
- целью Программы является создание системы обеспечения экономики и социальной сферы республики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций, соответствующих спросу работодателей, и, как результат, обеспечение занятости населения. Для достижения цели необходимо решать следующие главные задачи: разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения; комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия; оценка потребностей в кадрах для экономики и социальной сферы республики; мониторинг трудовых ресурсов региона и кадров хозяйствующих субъектов; профориентация и подготовка кадров в соответствии со спросом на рынке труда; информационное обеспечение |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- увеличение доли занятого экономически активного населения региона; снижение уровня регистрируемой безработицы; удельный вес населения муниципальных образований, охваченного паспортизацией по кадровому потенциалу в общей численности населения; доля средних и крупных предприятий, подавших заявки на подготовку кадров, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу, от их общего числа; доля учреждений профессионального образования в общем количестве учреждений профессионального образования, работающих в условиях государственного заказа на подготовку кадров с учетом апробации работы в условиях заказа; удельный вес выпускников школ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, в общей численности выпускников школ; доля незарегистрированной незанятой молодежи, прошедшей профессиональное обучение, в общей численности незарегистрированной незанятой молодежи; трудоустроено от общей численности молодежи, завершившей обучение; удельный вес муниципальных образований, в которых проведены информационные мероприятия Программы, в общем количестве муниципальных образований |
Сроки и этапы реализация Программы |
- региональная целевая программа рассчитана на выполнение в течение 2008-2012 годов и не предполагает разделения на этапы |
Перечень подпрограмм |
- не имеется |
Объемы и источники финансирования Программы |
- финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Карелия. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программных мероприятий за счет средств бюджета Республики Карелия в 2008-2012 годах составит 14,84 млн. рублей, в том числе по годам: 2008 год - без финансирования, 2009 год - 3,73 млн. рублей, 2010 год - 3,52 млн. рублей, 2011 год - 3,7 млн. рублей, 2012 год - 3,89 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- социальный: сокращение разрыва между профессионально-квалификационными характеристиками граждан, ищущих работу, и требованиями работодателей; снижение дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос; повышение социально-полезной отдачи системы профессионального образования республики; снижение объемов привлечения иностранной рабочей силы в республику; рост доли занятого населения региона, в том числе молодежи, и, как следствие, рост уровня жизни населения; снижение социальной напряженности и уровня преступности; экономический: увеличение доли занятого экономически активного населения региона, в том числе молодежи, с 92,9 процента до 95,0 процента, и, как следствие, рост благосостояния граждан. Рост поступлений в бюджеты за счет увеличения налогооблагаемой базы физических лиц; снижение уровня регистрируемой безработицы с 2,7 процента в 2008 году до 2,4 процента в 2012 году. Экономия бюджетных средств на выплату пособий по безработице за период 2008-2012 годов составит 36,0 млн. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- государственный заказчик - Министерство труда и занятости Республики Карелия: несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы; осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу использования средств бюджета Республики Карелия; ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а также подготавливает предложения по уточнению программных мероприятий на очередной финансовый год; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы на основе информации, представленной органами исполнительной власти Республики Карелия - исполнителями Программы. Управление Программой и механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия" |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Проблема обеспечения экономики и социальной сферы Республики Карелия квалифицированными кадрами рабочих и специалистов сформировалась в течение переходного периода к рыночной экономике. В настоящее время проблема характеризуется тем, что существует значительный разрыв между профессионально-квалификационной структурой предлагаемой рабочей силы и требованиями работодателей, что усиливает имеющийся дефицит кадров по требуемым профессиям и специальностям. Одновременно отсутствует прогноз потребностей и не формируется государственный заказ Республики Карелия на подготовку кадров (далее - государственный заказ).
Существующая проблема развития кадрового потенциала республики отражена в ситуациях на рынке труда и на рынке образовательных услуг, состоянии человеческих ресурсов, состоянии партнерских отношений и может решаться путем государственного регулирования положения в этих сферах.
Современный рынок труда представляет собой сложную систему отношений работодателей и наемных работников. Достижение относительного равновесия в этой сфере обеспечивается за счет единства саморегулирования и государственного регулирования.
В республике на 1 января 2008 года уровень регистрируемой безработицы превысил на территории 12 муниципальных образований республики средний республиканский показатель. В Карелии имеется большая дифференциация предложения рабочей силы по муниципальным образованиям. Число претендентов на одно рабочее место на начало 2008 года, например, в Калевальском и Лоухском районах превышало этот же показатель в городах Петрозаводск и Сортавала в десятки раз. То есть в республике налицо наличие трудоизбыточных и трудонедостаточных районов.
Среди зарегистрированных в 2007 году безработных граждан молодежь в возрасте 16-29 лет составляла 36,0 процента, из которых 18,0 процента не имели профессии (специальности). Для эффективного вовлечения молодежи в трудовую деятельность необходимо развивать систему профессионального образования и профессиональной подготовки.
В 2007 году 85 процентов потребности в работниках, заявленной предприятиями и организациями в государственную службу занятости населения, это профессии рабочих. Наиболее трудно заполняемые вакансии это высококвалифицированные рабочие, инженеры некоторых специальностей, воспитатели дошкольных учреждений, младший медицинский персонал. Одновременно с дефицитом кадров существует проблема их высокой текучести. Наиболее высокая текучесть кадров имеет место по малоквалифицированным и низкооплачиваемым профессиям.
Главный фактор, влияющий на уровень безработицы, - наличие рабочих мест, конкурентоспособных по уровню производительности, условиям, оплате и культуре труда с рабочими местами в развитых странах, создающих занятому человеку комфортные условия жизни.
Несмотря на создание в экономике и социальной сфере региона за период 2006-2010 годы более 9000 рабочих мест, прогнозируемая численность занятых в экономике граждан имеет небольшую тенденцию к снижению от 353 тысяч человек в 2006 году до 352 тысяч человек в 2010 году. Эти процессы говорят о том, что одновременно с созданием новых идет выбытие имеющихся рабочих мест. Для повышения эффективности использования трудового потенциала необходимо, во-первых, чтобы количество вновь созданных рабочих мест превышало количество выбывающих, и, во-вторых, чтобы проводилась переподготовка высвобождаемых граждан под новые потребности рынка труда.
Образовательный потенциал в Карелии характеризуется многоуровневой системой образовательных учреждений, в которую входят учреждения высшего, среднего, начального профессионального, основного и дополнительного образования, центры повышения квалификации и профессиональной подготовки.
При этом в республике функционируют 18 учреждений начального профессионального образования (НПО) и 7 филиалов. Успешно работают 16 учреждений среднего профессионального образования (СПО). Высшее профессиональное образование (ВПО) представляют три государственных высших учебных заведения, 16 филиалов вузов.
В мировой практике при подготовке кадров нормальным считается соотношение обучаемых 1:3:5 специалистов с различным уровнем профессионального образования, начиная с высшего. В Республике Карелия это соотношение имеет явное нарушение. Например, в 2006/07 учебном году количество обучаемых специалистов разных профессиональных уровней на 10 тыс. населения было: ВПО - 364 человека, СПО - 201 человек и НПО - 98 человек, то есть соотношение 1,0:0,6:0,3.
Сложившаяся в республике система подготовки и переподготовки кадров не соответствует формирующемуся спросу, в результате чего рынок труда со стороны квалификационной составляющей рабочей силы значительно отстал от спроса. Причем на фоне возрастающей потребности экономики региона в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием происходит снижение доли выпускников именно этих уровней образования.
Начиная с 2006 года Республика Карелия вступила в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. По прогнозу до 2010 года численность населения республики сократится на 27 тысяч и составит 670 тысяч человек. Численность экономически активного населения также будет сокращаться и составит в 2010 году 379 тысяч человек.
Переход республики к инновационному пути развития требует оценки качественного состава работающих и принятия мер для его изменения. К настоящему времени сформировалась острая потребность в подготовке специалистов технического профиля, которая будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой замены высококвалифицированных рабочих кадров, средний возраст которых в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности сегодня составляет 53-57 лет. Эта картина усугубляется старением населения в целом по республике.
Одним из факторов поддержания человеческих ресурсов и их размещения по территории республики могла бы стать миграция населения, но общая численность зарегистрированных иностранных работников составляет не более 0,4 процента совокупной численности занятого населения и существенного влияния на рынок труда в республике не оказывает.
Особую остроту проблеме подготовки квалифицированных кадров придает сокращение численности выпускников школ республики. Прогнозируемая численность выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений в 2010 году соответственно будет в 9 классах на 2188 человек и в 11 классах на 1041 человека меньше выпуска 2007 года. Общая численность учащихся школ за этот период сократится на 6647 человек.
Состояние человеческих ресурсов Республики Карелия требует особо рационального подхода к их использованию.
Все возрастающую роль при наборе кадров на конкретном производстве играют престижность его рабочих мест, уровень заработной платы, условия труда, социальная защищенность работников, возможность профессионального роста. Только при условии развития социального партнерства возможно найти решение этих вопросов.
Основной "потребитель продукции" системы подготовки кадров - работодатель. С учетом перспектив развития именно он должен заявлять о своих потенциальных потребностях. Однако в настоящее время получение информации от работодателей о потребностях в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу является также проблемным вопросом. Должен быть сформирован механизм его решения.
Необходимость развития кадрового потенциала Республики Карелия содержится в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, в которой отмечено, что среди наиболее значимых факторов, ограничивающих и сдерживающих развитие республики, есть и такой - дефицит подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития.
Для решения проблемы развития кадрового потенциала республики необходимо объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, учреждений профессионального образования.
Программно-целевой метод решения проблемы - наиболее рациональный путь для создания устойчивого равновесия между спросом на рынке труда и предложением на рынке образовательных услуг, формирования методов для регулирования и управления процессами, происходящими на этих рынках.
Решение проблемы развития кадрового потенциала программно-целевым методом позволит обеспечить:
- сокращение разрыва между профессионально-квалификационными характеристиками граждан, ищущих работу, и требованиями работодателей;
- снижение дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос;
- свертывание подготовки специалистов из числа молодежи по "модным и престижным" профессиям и специальностям, не имеющим спроса;
- снижение объемов привлечения иностранной рабочей силы в республику, рациональное использование человеческих ресурсов региона;
- сокращение численности незанятого населения и безработицы;
- рост темпов повышения уровня жизни населения.
Проблема развития кадрового потенциала имеет следующие наиболее реальные варианты решения:
- реализация Программы в запланированных объемах финансирования;
- принятие Программы с уменьшенными объемами финансирования;
- решение проблемы кадрового потенциала непрограммными методами. Наиболее предпочтительным является первый вариант, так как он позволит достичь пели и выполнить задачи Программы в полном объеме.
Рисками при решении проблемы развития кадрового потенциала программно-целевым методом могут быть:
- недостаточная глубина развития партнерских отношений между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и работодателями;
- недостаточно качественный уровень информации по оценке потребности в кадрах и наличии трудовых ресурсов в связи с отсутствием в начальном периоде реализации Программы нормативных документов, определяющих взаимодействие участников реализации Программы;
- неразвитость рынка жилья в регионе и, соответственно, нежелание значительной части незанятой молодежи, проживающей в сельских поселениях, на перемену места жительства при поиске работы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями и задачами Программы станут следующие.
Цель - создание системы обеспечения экономики и социальной сферы республики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций, соответствующих спросу работодателей, и, как результат, обеспечение занятости населения.
Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения;
- комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия;
- оценка потребностей в кадрах для экономики и социальной сферы республики;
- мониторинг трудовых ресурсов региона и кадров хозяйствующих субъектов;
- профориентация и подготовка кадров в соответствии со спросом на рынке труда;
- информационное обеспечение.
Эти цель и задачи полностью соответствуют компетенции заказчика и исполнителей Программы. Реализация Программы в полной мере будет содействовать решению проблем занятости населения республики. Подготовка кадров в соответствии с государственным заказом приведет к повышению социальной отдачи системы профессионального образования, так как подготовка рабочих и специалистов будет сближаться с потребностями работодателей. В целом увеличится эффективность использования трудовых ресурсов республики.
Региональная Программа рассчитана на выполнение в течение 2008-2012 годов и не предполагает разделения на этапы.
Целевые индикаторы и показатели результатов, позволяющие оценивать ход реализации целевой программы по годам, отражены в таблице N 1.
Таблица N 1
Показатели |
Единицы измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Цель. Создание системы обеспечения экономики и социальной сферы республики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций, соответствующих спросу работодателей, и, как результат, обеспечение занятости населения | ||||||
Увеличение доли занятого экономически активного населения региона в численности экономически активного населения |
в процентах |
92,9 |
93,4 |
94,0 |
94,5 |
95,0 |
Снижение уровня регистрируемой безработицы в численности экономически активного населения |
в процентах |
2,7 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
Удельный вес количества длительно (более 3 месяцев) не заполняемых вакансий в общем количестве вакансий на конец года |
в процентах |
30,0 |
29,0 |
28,0 |
27,0 |
27,0 |
Задача 1. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения | ||||||
Количество разработанных нормативных документов |
единиц |
4 |
- |
- |
- |
- |
Задача 2. Комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия | ||||||
Удельный вес населения муниципальных образований, охваченного паспортизацией по кадровому потенциалу, в общей численности населения |
в процентах |
25,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
50,0 |
Задача 3. Оценка потребностей в кадрах для экономики и социальной сферы республики | ||||||
Удельный вес крупных и средних организаций, привлеченных к работе по оценке потребностей в кадрах, от общего числа крупных и средних организаций |
в процентах |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
Доля средних и крупных предприятий, подавших заявки на подготовку кадров, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу, от их общего числа |
в процентах |
15,0 |
18,0 |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
Задача 4. Мониторинг трудовых ресурсов региона и кадров хозяйствующих субъектов | ||||||
Рост количества профессий и специальностей, заявленных работодателями для обучения по укрупненным группам профессий (по Общероссийскому классификатору занятий) к предыдущему году |
в процентах |
- |
107,0 |
106,0 |
106,0 |
100,0 |
Увеличение заявленной потребности на подготовку квалифицированных кадров по укрупненным группам профессий (по Общероссийскому классификатору занятий) к предыдущему году |
в процентах |
- |
107,0 |
114,0 |
107,0 |
103,0 |
Доля учреждений профессионального образования, работающих в условиях государственного заказа на подготовку кадров, с учетом апробации работы в условиях заказа, в общем количестве учреждений профессионального образования |
в процентах |
- |
- |
27,0 |
40,0 |
80,0 |
Доля абитуриентов, принятых на обучение по государственному заказу, в общем количестве принятых на очное обучение |
в процентах |
- |
- |
25,0 |
45,0 |
70,0 |
Задача 5. Профориентация и подготовка кадров в соответствии со спросом на рынке труда | ||||||
Удельный вес муниципальных образований, охваченных профориентационными мероприятиями, в общем количестве муниципальных образований |
в процентах |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Удельный вес выпускников школ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, в общей численности выпускников школ |
в процентах |
28,0 |
30,0 |
35,0 |
38,0 |
40,0 |
Доля незарегистрированной незанятой молодежи, прошедшей профессиональное обучение, в общей численности незарегистрированной незанятой молодежи |
в процентах |
- |
5,0 |
7,0 |
10,0 |
12,0 |
Трудоустроено от общей численности молодежи, завершившей обучение в процентах |
в процентах |
- |
72,0 |
74,0 |
76,0 |
76,0 |
Трудоустроено в трудодефицитных муниципальных образованиях от общей численности трудоустроенной после обучения молодежи |
в процентах |
- |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
60,0 |
Задача 6. Информационное обеспечение | ||||||
Удельный вес муниципальных образований, в которых проведены информационные мероприятия Программы, в общем количестве муниципальных образований |
в процентах |
- |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть:
- снижение на 50 и более процентов характеристик и показателей оценки реализации Программы по сравнению с планируемыми за период не менее одного года;
- отсутствие финансирования;
- непредставление отчетности в установленной форме и в надлежащие сроки.
3. Перечень программных мероприятий
Реализация всего комплекса мероприятий Программы позволит решить ее задачи и достичь цели (приложение к Программе).
Перечень мероприятий содержит следующие разделы:
I. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения.
II. Комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия.
III. Оценка потребностей в кадрах для экономики и социальной сферы республики.
IV. Мониторинг трудовых ресурсов региона и кадров хозяйствующих субъектов.
V. Профориентация и подготовка кадров в соответствии со спросом на рынке труда.
VI. Информационное обеспечение.
Мероприятия Программы увязаны по ожидаемым результатам, срокам, исполнителям.
Мероприятия Программы направлены на:
- совершенствование нормативной правовой и методологической базы для изучения и оценки рынков труда и образовательных услуг, разработки механизма их сбалансированности, организации мониторинга потребностей в рабочих и специалистах в профессиональном разрезе по муниципальным образованиям, видам экономической деятельности, формирования государственного заказа;
- организацию на основе государственного заказа подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также в соответствии с потребностями рынка труда;
- осуществление мероприятий по профессиональной ориентации молодежи;
- профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку незарегистрированной незанятой молодежи для переезда на работу в муниципальные образования с дефицитом рабочей силы.
Мероприятия Программы предусматривают:
- разработку и принятие новых и корректировку действующих нормативных правовых актов Республики Карелия;
- проведение работы по оценке реально имеющихся человеческих ресурсов в разрезе муниципальных образований;
- формирование системы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей по определению потребностей в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе;
- ежегодный мониторинг изменений состава человеческих ресурсов и потребностей работодателей в кадрах;
- проведение профориентационной работы с молодежью по мотивации ее на получение профессионального образования в соответствии со спросом на рынке труда;
- информирование населения республики через различные средства массовой информации о результатах реализации программных мероприятий, выполнении задач Программы.
Оценка реализации Программы будет осуществляться по целевым индикаторам и показателям результатов, в том числе по следующим показателям:
- наличие разработанных и принятых нормативных документов;
- удельный вес населения муниципальных образований, охваченного паспортизацией по кадровому потенциалу, в общей численности населения;
- уровень привлечения крупных и средних предприятий к работе по оценке потребностей в кадрах от общего числа организаций;
- доля средних и крупных предприятий, подавших заявки на подготовку кадров, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу, от их общего числа;
- удельный вес выпускников школ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, в общей численности выпускников школ;
- доля незарегистрированной незанятой молодежи, прошедшей профессиональное обучение, в общей численности незарегистрированной незанятой молодежи;
- удельный вес муниципальных образований, в которых проведены информационные мероприятия Программы, в общем количестве муниципальных образований.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность в ресурсном обеспечении рассчитана исходя из оценки программных целей и задач по годам. Цели и задачи Программы реализуются через систему мероприятий, представленных в Программе.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программных мероприятий за счет средств бюджета Республики Карелия в 2008-2012 годах, составит 14,84 млн. рублей, в том числе по годам: 2008 год - без финансирования, 2009 год - 3,73 млн. рублей, 2010 год - 3,52 млн. рублей, 2011 год - 3,7 млн. рублей, 2012 год - 3,89 млн. рублей.
Главным распорядителем бюджетных средств по Программе будет Министерство труда и занятости населения Республики Карелия.
N п/п |
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования из средств бюджета Республики Карелия, млн. рублей |
|||||
2008-2012 годы |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения |
без финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Комплексное исследование ресурсного потенциала Республики Карелия |
1,35 |
- |
0,45 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
3. |
Оценка потребностей в кадрах для экономики и социальной сферы республики |
0,86 |
- |
0,38 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
4. |
Мониторинг трудовых ресурсов региона и кадров хозяйствующих субъектов |
0,9 |
- |
0,21 |
0,22 |
0,23 |
0,24 |
5. |
Профориентация и подготовка кадров в соответствии со спросом на рынке труда |
11,33 |
- |
2,59 |
2,75 |
2,91 |
3,08 |
6. |
Информационное обеспечение |
0,4 |
- |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
Итого по Программе |
14,84 |
- |
3,73 |
3,52 |
3,7 |
3,89 |
5. Механизм реализации Программы
Основными участниками, ответственными за реализацию Программы являются:
Министерство труда и занятости Республики Карелия;
Министерство экономического развития Республики Карелия;
Министерство образования Республики Карелия;
Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи;
Государственный комитет Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления.
Все органы исполнительной власти Республики Карелия, координирующие деятельность работодателей по курируемым видам экономической деятельности, должны быть среди исполнителей программы как органы, участвующие в формировании заявок на потребность в кадрах на перспективу.
Государственный заказчик Программы - Министерство труда и занятости Республики Карелия:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу использования средств бюджета Республики Карелия;
- ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а также подготавливает предложения по уточнению программных мероприятий на очередной финансовый год;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
- подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы на основе информации, представленной органами исполнительной власти Республики Карелия - исполнителями Программы.
Исполнители Программы ежегодно:
- разрабатывают предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- уточняют перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия".
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит обеспечить социальный и экономический эффект.
Социальный:
- сокращение разрыва между профессионально-квалификационными характеристиками граждан, ищущих работу, и требованиями работодателей;
- снижение дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос;
- повышение социально полезной отдачи системы профессионального образования республики;
- снижение объемов привлечения иностранной рабочей силы в республику;
- рост доли занятого населения региона, в том числе молодежи, и, как следствие, рост уровня жизни населения;
- снижение социальной напряженности и уровня преступности.
Экономический:
- увеличение доли занятого экономически активного населения региона, в том числе молодежи, с 92,9 процента до 95,0 процента, и, как следствие, рост благосостояния граждан. Рост поступлений в бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы физических лиц;
- снижение уровня регистрируемой безработицы с 2,7 процента в 2008 году до 2,4 процента в 2012 году. Экономия бюджетных средств на выплату пособий по безработице за этот период составит 36,0 млн. рублей.
Оценка эффективности Программы будет осуществляться через комплексную оценку достижения показателей результатов и целевых индикаторов по годам действия Программы. Ежегодная оценка эффективности Программы позволит, при необходимости, вносить коррективы в работу по ее реализации. Кроме этого может потребоваться внесение дополнений и изменений в нормативные и методические документы, которые будут разработаны в начальном периоде действия Программы.
Ухудшения экологических показателей в Республике Карелия при реализации Программы не предполагается.
Приложение
Перечень
программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации (годы) |
Исполнители |
Ожидаемые результаты (социальные, количественные оценки) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения | ||||
1. |
Подготовка и принятие нормативного правового акта Республики Карелия о порядке формирования государственного заказа на подготовку кадров в Республике Карелия, включая утверждение методики формирования государственного заказа на подготовку кадров |
2008 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия |
утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей при формировании государственного заказа на подготовку кадров, определение этапов, порядка предоставления и обработки сведений, подготовки и рассмотрения материалов и информации. Создание механизма подготовки проектов государственного заказа, проведения его рассмотрения и утверждения |
2. |
Подготовка и принятие нормативного правового акта Республики Карелия об информационном и статистическом обеспечении разработки государственного заказа на подготовку кадров |
|
установление форм, содержания, периодичности представления информации, субъектов (источников) и получателей представляемой информации, в том числе по вопросам внутрифирменного обучения персонала |
|
3. |
Внесение изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 19 мая 2004 года N 49-П "О создании Межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Республики Карелия" |
2008 |
Министерство образования Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, Министерство труда и занятости Республики Карелия |
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности в области профессиональной ориентации в целях реализации программы развития кадрового потенциала для экономики республики |
4. |
Разработка нормативных документов, регламентирующих порядок и направления расходования средств бюджета Республики Карелия на профессиональную подготовку кадров |
2008 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
создание механизма организации обучения кадров и порядка его финансирования |
5. |
Внесение дополнений в Соглашение между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия по вопросам формирования и использования кадрового потенциала региона |
2008 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
участие сторон в проведении согласованной политики в вопросах определения потребностей в кадрах, повышения качества рабочей силы, уровня профессиональной подготовки кадров, обязательств по повышению эффективности системы внутрифирменного развития и обучения персонала |
II. Комплексное исследование ресурсного потенциала Pecпyблики Карелия | ||||
6. |
Организация и проведение семинаров, совещаний для работодателей, администраций муниципальных образований, органов исполнительной власти для разъяснения цели и задач Программы, содержания нормативно-правовых и методических материалов, порядка работы по изучению спроса на кадры и формирования государственного заказа, других вопросов реализации Программы |
2008-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
в 2009 году - 20 семинаров во всех муниципальных районах и городских округах, в 2010-2012 годах по 12-15 семинаров. Вовлечение до 70 процентов крупных и средних предприятий во взаимодействие с органами исполнительной власти по развитию кадрового потенциала |
7. |
Проведение паспортизации трудового потенциала (человеческих и трудовых ресурсов) муниципальных районов в разрезе городских и сельских поселений, а также городских округов и ежегодного мониторинга изменений трудового потенциала |
2008-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
охват паспортизацией не менее 50 процентов населения республики, в том числе 100 процентов сельских поселений, для формирования объективных сведений в разрезе муниципальных образований о составе населения, постоянно проживающего в республике, с целью повышения эффективности использования его трудового потенциала |
III. Оценка потребностей в кадрах для экономики и социальной сферы республики | ||||
8. |
Организация и проведение маркетинговых исследований регионального рынка трудовых ресурсов путем письменных запросов, других форм взаимодействия с работодателями о потребностях в подготовке кадров на среднесрочную и долгосрочную перспективу |
2008-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственный комитет Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления, органы местного самоуправления (по согласованию) |
участие до 30 процентов доли крупных и средних предприятий в формировании и ежегодном обновлении массива данных о потребностях работодателей в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу в профессионально-квалификационном разрезе и необходимой численности рабочих и специалистов в разрезе муниципальных образований. Включение работодателей в управление подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов |
9. |
Осуществление прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры рынка труда Республики Карелия |
2008-2012 |
Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство труда и занятости Республики Карелия |
ежегодное формирование и анализ структуры экономических и социальных факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение трудовых ресурсов, в профессионально-квалификационном разрезе для учета при разработке проектов государственного заказа на подготовку кадров |
IV. Мониторинг трудовых ресурсов peгиона и кадров хозяйствующих субъектов | ||||
10. |
Составление рейтинга профессий и специальностей, в том числе в разрезе муниципальных образований |
2009-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
ежегодное определение перечней профессий, пользующихся наибольшим спросом у работодателей, по муниципальным образованиям для установления необходимых объемов подготовки кадров. Рост количества профессий по укрупненным группам на 11 процентов и заявляемой работодателями для подготовки численности рабочих и специалистов на 35 процентов |
11. |
Приведение системы учреждений профессионального образования в соответствие с текущим состоянием и перспективами развития спроса и предложения на рынке труда |
2009-2012 |
Министерство образования Республики Карелия |
участие до 80 процентов учреждений профессионального образования в подготовке кадров по государственному заказу и выполнение по нему 70 процентов планов приема |
12. |
Организация и проведение мониторинга профессиональной переподготовки персонала на крупных и средних предприятиях республики |
2008-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (по согласованию), работодатели (по согласованию) |
ежегодное получение по предприятиям республики данных о профессиях и численности обучаемых работников |
V. Профориентация и подготовка кадров в соответствии со спросом на рынке труда | ||||
13. |
Проведение массовых профориентационных мероприятий "Путь в профессию" для учащихся общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях республики |
2008-2012 |
Министерство образования Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, Министерство труда и занятости Республики Карелия, органы местного самоуправления (по согласованию) |
охват 100 процентов муниципальных образований проведением профориентационной работы для комплектования государственных учреждений профессионального образования и подготовка кадров из числа граждан, постоянно проживающих в регионе |
14. |
Проведение социологических исследований по изучению профессиональных предпочтений учащихся школ, получение данных для разработки и корректировки направлений проведения профориентационной работы |
2009-2012 |
Министерство образования Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, Министерство труда и занятости Республики Карелия |
охват опросами 1 раз в 2 года до 80 процентов учащихся старших классов общеобразовательных учреждений республики |
15. |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации незарегистрированной незанятой молодежи, в том числе для переезда на работу в муниципальные образования с дефицитом рабочей силы |
2008-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
доведение до 12 процентов доли незарегистрированной незанятой молодежи, прошедшей профессиональное обучение, в общей численности незарегистрированной незанятой молодежи, трудоустройство 76 процентов молодых людей, закончивших обучение, как следствие, сокращение безработицы среди молодежи, снижение числа вакантных рабочих мест в трудодефицитных районах и отраслях |
VI. Информационное обеспечение | ||||
16. |
Публикация об организациях, формирующих систему непрерывного развития персонала |
2008-2012 |
органы исполнительной власти Республики Карелия |
подготовка ежегодно не менее 4 публикаций с целью пропаганды и распространения передовых методов кадровой политики в организациях |
17. |
Популяризация в средствах массовой информации профессиональных достижений рабочих и специалистов различных видов экономической деятельности |
2008-2012 |
Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, работодатели (по согласованию) |
подготовка ежегодно каждым министерством и комитетом не менее одного выступления в средствах массовой информации. Формирование у молодежи ценностей квалифицированного труда, повышение престижа рабочих профессий |
18. |
Публикация в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, материалов о результатах реализации Программы, выполнения задач, достижения поставленной цели |
2008-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
информирование населения о ходе реализации Программы 4 раза в год, поквартально |
19. |
Разработка, издание и распространение информационно-рекламных материалов о Программе |
2008-2012 |
Министерство труда и занятости Республики Карелия |
подготовка ежегодно не менее одной информации с целью информирования и привлечения работодателей к формированию государственного заказа на подготовку кадров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 22 мая 2008 г. N 928-IV ЗС "О региональной целевой программе "Развитие кадрового потенциала Республики Карелия" на период 2008-2012 годов"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 5, ст. 583