В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 января 2008 года N 44 р-П.
2. Направить настоящее постановление и указанную региональную целевую программу в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Н.И.Левин |
г.Петрозаводск
22 февраля 2008 года
N 795-IV ЗС
Региональная целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 января 2008 г. N 44 р-П, утв. постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 22 февраля 2008 г. N 795-IV ЗС)
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 сентября 2008 г. N 386 р-П в настоящую региональную целевую программу одобрены изменения
Паспорт
региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
1. |
Наименование Программы |
- региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы |
2. |
Дата принятия решения о разработке проекта целевой Программы Правительством Республики Карелия и утверждении концепции целевой программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 октября 2007 года N 387 р-П |
3. |
Государственный заказчик Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту |
4. |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
5. |
Основные разработчики Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту; Министерство труда и занятости Республики Карелия |
6. |
Цель и задачи Программы |
- цель - создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями; задачи: создание возможностей для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов; улучшение качества обслуживания инвалидов; создание условий для формирования безбарьерной среды; улучшение качества жизни инвалидов; создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах; формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов |
7. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- уровень обеспеченности нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; уровень обеспеченности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами; удельный вес инвалидов трудоспособного возраста, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки; удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности; удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных, культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов |
8. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2008-2011 годы; реализация Программы будет осуществляться без выделения этапов реализации задач |
9. |
Перечень подпрограмм |
- не имеется |
10. |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общие затраты на реализацию Программы - 40000,0 тыс. рублей; из бюджета Республики Карелия - 40000,0 тыс. рублей |
11. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- создание условий для подготовки инвалидов к независимой жизни в обществе равных возможностей, профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности, повышение социальной активности инвалидов; - повышение обеспеченности инвалидов техническими средствами, облегчающими самообслуживание; - создание условий и возможностей для социальной реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности; - продолжение создания в Республике Карелия безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения; - улучшение качества жизни и повышение реабилитационного потенциала у инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке; - создание дополнительных рабочих мест для инвалидов; - улучшение информированности общества об основных проблемах инвалидов и имеющихся возможностях их решения, что должно способствовать развитию в обществе терпимости к инвалидам и их проблемам |
12. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия как государственный заказчик-координатор: - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы; - осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу использования средств бюджета Республики Карелия; - ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а также подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год; - осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы; - подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы на основе информации, представленной органами исполнительной власти Республики Карелия - исполнителями Программы. Контроль за реализацией Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия" (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 9 июля 2007 года N 109-П) |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы
По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия по состоянию на 1 января 2007 года в Республике Карелия более 84500 человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств.
Зачастую инвалиды не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. В результате этого тысячи детей и взрослых вынуждены вести такой образ жизни, который приводит к унижению их достоинства и сегрегации.
Ежегодное увеличение числа инвалидов в Республике Карелия свидетельствует о масштабности проблемы. Принимаемые ежегодно или на краткосрочный период дополнительные мероприятия или программы, направленные на социальную поддержку инвалидов, не приводят к получению максимально положительных результатов в решении проблем инвалидов, снижению инвалидизации общества. Достижение многопрофильной комплексной реабилитации и интеграции инвалидов возможно только в случае принятия долгосрочной программы, в реализации которой будут участвовать органы государственной власти и неправительственные организации.
Рост числа случаев инвалидности и отстранения инвалидов от участия в жизни общества вызван многими факторами. К ним относятся:
- высокий уровень заболеваемости населения;
- ухудшение экологической обстановки;
- войны и последствия войн, другие формы насильственного разрушения;
- сдерживающие факторы, включая отсутствие ресурсов, географическую отдаленность, физические и социальные барьеры, которые не позволяют многим инвалидам пользоваться имеющимися услугами;
- неблагоприятные условия труда;
- недооценка значимости здорового образа жизни у населения;
- наследственный фактор;
- недостаточное развитие инфраструктуры соответствующих служб в области социальной защиты, здравоохранения, образования, профессионально-технической подготовки и трудоустройства;
- недостаточно детально разработанные индивидуальные программы реабилитации;
- направление средств на предоставление узкоспециализированных услуг, не связанных с потребностями большинства населения, которому требуется помощь, и другие косвенные факторы.
Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размер заработной платы и пенсии, качество медицинского обслуживания, образования, трудовой и профессиональной подготовки, жилищно-бытовые условия. Отдельные мероприятия, направленные на решение этих задач, реализовывались в предшествующий период в рамках республиканских целевых программ "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на 2003-2005 годы" и "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2004-2006 годы (подпрограмма "Дети-инвалиды"), а также "Перечня мероприятий по социальной поддержке инвалидов в Республике Карелия на 2001-2005 годы". Кроме того, за прошедший период в рамках международного сотрудничества реализуются следующие проекты: "Независимость и трудоустройство инвалидов в Республике Карелия" (проект ТАСИС реализуется с "Союзом инвалидов Финляндии"), "Профессиональная реабилитация и трудоустройство молодых инвалидов в Республике Карелия" (реализуется с Фондом В.П.Шмитца). Качественные изменения произошли в работе общественных объединений, занимающихся деятельностью, направленной на поддержку инвалидов. Благодаря их усилиям количество инвалидов, охваченных различными мерами поддержки, постоянно увеличивается. Существенным образом изменилось и содержание деятельности большинства общественных объединений, занимающихся деятельностью в интересах инвалидов: многие из них выстраивают с государством партнерские отношения и готовы к размещению заказа на предоставление различных социальных услуг данной категории граждан.
Таким образом, за прошедший период осуществлялись мероприятия по укреплению материально-технической базы сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащению современным оборудованием реабилитационных центров, заложены основы для решения социально значимых проблем детей-инвалидов, созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Однако проведенные мероприятия, а также недостаточно широко применяемые современные образовательные методики не позволяют в полной мере решать проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Так, одной из наиболее актуальных проблем является вовлечение инвалидов трудоспособного возраста в трудовую деятельность. По данным управления Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия, за 2005 год рынок труда инвалидов в республике свидетельствует о том, что при наличии постоянно растущего со стороны инвалидов трудоспособного возраста спроса на рабочие места практически отсутствует их предложение. Заявленные организациями республики в 2005 году вакантные рабочие места для инвалидов составили всего 0,4 процента общей потребности в рабочей силе, зарегистрированной в органах службы занятости (133 из 36943 вакансий). При этом качество предлагаемых для инвалидов рабочих мест часто не соответствует специальным требованиям, поэтому является причиной отказа от данных вакансий. Очевидно, что в условиях возрастающих требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, трудоспособные инвалиды не могут на равных конкурировать на рынке труда с другими соискателями работы. Кроме того, практика показывает, что в новых экономических условиях существующие программы по квотированию рабочих мест не являются привлекательными для потенциального работодателя, поэтому их реализация не дает должного эффекта. В 2005 году центрами занятости населения в рамках заключенных с организациями соглашений по трудоустройству безработных граждан было устроено на работу всего лишь 1,1 процента от общего числа инвалидов трудоспособного возраста.
Анализ существующего опыта решения данной проблемы в Республике Карелия, а также опыта других субъектов Российской Федерации, зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что такие формы занятости инвалидов, как квотирование рабочих мест и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, являются одними из оптимальных способов решения проблемы занятости инвалидов, позволяя последним успешно интегрироваться в гражданское сообщество. Основным препятствием для применения этих форм занятости является неурегулированность законодательства в вопросах материального стимулирования работодателей, что требует внесения соответствующей законодательной инициативы.
Дополнением мер по квотированию рабочих мест может стать поддержка специализированных организаций, лечебно-трудовых мастерских, цехов для организации трудовой деятельности инвалидов.
Не менее актуальным остается вопрос, взаимосвязанный с трудовой деятельностью инвалидов, а именно - их профессиональной подготовкой к трудовой деятельности. Существующая на сегодняшний день практика профессиональной подготовки инвалидов не удовлетворяет реальным потребностям данной категории лиц. Так, например, в 2005 году финансирование профессионального обучения (курсовой подготовки) инвалидов осуществлялось только через органы службы занятости населения. В этот период за счет средств федерального бюджета прошли профессиональное обучение 49 инвалидов из числа тех, кто имел показания к труду и в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" был признан безработным. Многие инвалиды в силу специфики своего заболевания не могут проходить обучение в образовательных учреждениях общего типа. Таким образом, существует объективная потребность в совершенствовании системы допрофессиональной и профессиональной подготовки инвалидов на базе действующих в республике учреждений начального, среднего специального и высшего образования. Для этого необходимо разработать специальные методики и образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, адаптированные для обучения инвалидов. Следует расширить перечень профилей подготовки, обеспечить доступность и оснащенность мест профессиональной подготовки для людей с ограниченными возможностями, формировать государственный заказ на подготовку специалистов определенного профиля.
Реабилитация инвалидов должна включать мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Рассматривая процессы инвалидизации в Республике Карелия, стоит отметить, что многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении вне дома, так как в республике существующие объекты социальной инфраструктуры, а также жилищного фонда в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов.
Кроме того, многие инвалиды зачастую испытывают дефицит общения, большинство из них - одиноко проживающие граждане. Их образ жизни во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности создает для этого общество. Активно занимаясь социокультурной и спортивной деятельностью, инвалиды делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно и важно привлекать людей с ограниченными возможностями к участию в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Это позволит достичь позитивных изменений в образе и качестве жизни инвалидов. Крайне важным также является создание условий для формирования безбарьерной среды обитания инвалидов.
Как показывает статистика, в структуре общей инвалидности пенсионеры по возрасту, имеющие группу инвалидности, составляют 80,5 процента. Многие из них признаны инвалидами уже в пенсионном возрасте. Так, по данным ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия", в 2005 году из 12357 лиц, впервые признанных инвалидами, 9281, или 75 процентов от общего числа, составляют лица пенсионного возраста. Это означает, что для данной целевой группы с учетом возрастной специфики и состояния здоровья необходима система мер государственной поддержки, а именно, такие направления реабилитации, как восстановительные медицинские мероприятия, социально-средовая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптация, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия. Существующая на сегодняшний день в республике сеть реабилитационных учреждений (1 реабилитационный центр для инвалидов, реабилитационное отделение в структуре МУ КЦСО Сортавальского района, 7 центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, 12 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания населения) не может удовлетворять потребности инвалидов старше 18 лет, так как в основном предназначена для детей-инвалидов.
В этом контексте необходимо решать вопросы расширения инфраструктуры организаций, оказывающих услуги инвалидам данной категории, повышения качества предоставляемых услуг, в том числе путем обеспечения реабилитационным оборудованием учреждений социальной инфраструктуры, расширения спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам на дому (социально-бытовая адаптация). Кроме того, данная категория инвалидов нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Одной из негативных тенденций в решении многопрофильных проблем инвалидов и их семей является отсутствие координации и интеграции в работе различных служб, имеющих отношение к инвалидам. Приоритетным остается узковедомственный подход, что не позволяет создать действенную систему реабилитации инвалидов. Одним из действенных инструментов решения этого вопроса является Совет по делам инвалидов при Главе Республики Карелия, Положение о котором утверждено Указом Главы Республики Карелия от 21 марта 2003 года N 67 (в редакции Указа Главы Республики Карелия от 25 мая 2007 года N 74). В его деятельности необходимо искать новые подходы для обеспечения межведомственного взаимодействия в законодательном, содержательном, структурном и технологическом аспектах при решении проблем реабилитации инвалидов, повышения ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления, призванных в пределах своей компетенции решать данные вопросы. Существенную роль в решении вопроса межведомственного взаимодействия может сыграть государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Республиканский центр реабилитации инвалидов" как базовая площадка для разработки, внедрения и адаптации инновационных технологий в работе с различными категориями инвалидов, обобщения полученного опыта на межведомственном уровне.
Предлагаемый комплекс мер направлен на межотраслевой подход к решению задач, направленных на социальную поддержку инвалидов. Так, вопросы профессионального обучения и образования инвалидов входят в компетенцию органов управления образованием и занятости, вопросы создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входят в компетенцию органов культуры, управления образованием, здравоохранения и социального развития, вопросы организации подготовки и переподготовки кадров в области социальной защиты инвалидов входят в компетенцию органов образования и социального развития.
Одним из элементов системы, оказывающей поддержку инвалидам, являются общественные организации, работающие в интересах данной категории. За последние годы их деятельность стала более ориентирована на содействие демократизации и укрепление институтов гражданского общества, дальнейшее совершенствование и развитие партнерских отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления. На сегодняшний день в Республике Карелия создано и действует около 60 общественных объединений инвалидов, защищающих права и законные интересы граждан данной категории. Их деятельность направлена на оказание социальной реабилитации и интеграции инвалидов, приобщение их к труду, образованию, культуре и спорту, улучшение материально-бытовых условий. Учитывая их важную роль, необходимо оказывать им содействие и помощь.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует активнее внедрять в жизнь практику размещения заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд некоммерческими организациями.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Карелия в сфере социальной защиты и решения заявленных проблем должна стать региональная целевая программа социальной поддержки инвалидов в Республике Карелия на 2008-2011 годы (далее - Программа), направленная на создание условий, улучшающих уровень жизни инвалидов.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реабилитацией инвалидов, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимостью выполнения в рамках единой программы мероприятий, требующих длительных сроков реализации;
- потребностью в координации усилий органов государственной власти и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений инвалидов.
С учетом имеющегося опыта реализации республиканских целевых программ по социальной поддержке инвалидов использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Республике Карелия развитой системы реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Реализация в рамках Программы комплекса мероприятий предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в рассматриваемой сфере. Потребность в решении задач в течение ограниченного времени, необходимость концентрировать финансовые ресурсы на проведении наиболее важных мероприятий, возможность осуществлять постоянный мониторинг результатов делают необходимым использование программно-целевого метода. Данный подход позволяет строить деятельность органов государственной власти и местного самоуправления на основе единой государственной политики, что будет способствовать более эффективному результату. Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании мероприятий Программы являются также более эффективные формы и методы контроля за использованием средств бюджета Республики Карелия.
Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом в данном варианте могут быть:
- ухудшение в целом социально-экономической ситуации в Республике Карелия, Российской Федерации;
- возникновение экологических катастроф и крупных техногенных аварий;
- отсутствие правового регулирования по отдельным вопросам в отношении инвалидов.
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели результатов
Региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия на 2008-2011 годы" направлена на координацию усилий всех заинтересованных структур по решению проблем инвалидов, возникающих в современных социально-экономических условиях.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из мониторинга социально-экономического положения инвалидов Республики Карелия, необходимости обеспечения реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III, во исполнение рекомендаций ежегодного доклада "О положении инвалидов в Республике Карелия", а также результатов ранее действовавших программ по решению проблем инвалидов.
Основной целью региональной целевой Программы является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели Программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
1. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов.
3. Улучшение качества обслуживания инвалидов.
4. Создание условий для формирования безбарьерной среды.
5. Улучшение качества жизни инвалидов.
6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах.
7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов.
Решение задач Программы предполагается в течение всего срока ее реализации (в течение 2008-2010 годов).
Целевые индикаторы и показатели результатов выполнения Программы
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2006 год (базовый) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
Цель: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями | ||||||
Удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности |
процент |
2,9 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
4,1 |
Задача 1. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов | ||||||
Уровень обеспеченности инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами |
процент |
6,7 |
8,7 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
Задача 2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов | ||||||
Удельный вес инвалидов, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки |
процент |
3,0 |
37,0 |
49,0 |
52,0 |
52,0 |
Задача 3. Улучшение качества обслуживания инвалидов | ||||||
Количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных реабилитационным оборудованием для инвалидов* |
объект |
- |
- |
4 |
5 |
9 |
Количество молодых инвалидов с тяжелой патологией, включенных в процесс реабилитации и социальной адаптации* |
человек |
- |
- |
- |
20 |
40 |
Количество специалистов учреждений социальной инфраструктуры, органов местного самоуправления, исполнительной власти, общественных организаций, принявших участие в мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров |
человек |
20 |
- |
35 |
70 |
35 |
Задача 4. Создание условий для формирования безбарьерной среды | ||||||
Количество инвалидов по слуху, воспользовавшихся услугами по сурдопереводу в виде титров* |
человек |
- |
470 |
520 |
570 |
620 |
Количество светофорных объектов, оснащенных звуковым сигналом* |
штука |
4 |
- |
4 |
3 |
3 |
Количество лифтов, оснащенных системой озвучивания* |
штука |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Количество пандусов, переоборудованных туалетов, приобретенных и установленных средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений в помещениях социальной инфраструктуры, наиболее часто посещаемых инвалидами* |
штука |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Количество инвалидов по зрению, воспользовавшихся услугами специального радиовещания* |
человек |
- |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Количество инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, получивших автомобили* |
человек |
- |
- |
15 |
12 |
10 |
Количество обученных родителей детей-инвалидов, а также инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата вождению легковых автомобилей |
человек |
- |
5 |
10 |
10 |
10 |
Задача 5. Улучшение качества жизни инвалидов | ||||||
Уровень обеспеченности нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
процент |
0,05 |
0,32 |
0,40 |
0,45 |
0,51 |
Задача 6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах | ||||||
Удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных, культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов |
процент |
2,0 |
- |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
Задача 7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов | ||||||
Количество (тираж) изданной полиграфической продукции |
штука |
- |
- |
1000 |
1500 |
2000 |
------------------------------
* В рамках Программы.
Срок реализации Программы - 2008-2011 годы. Реализация Программы будет осуществляться без выделения этапов реализации задач.
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы увязаны по ожидаемым результатам, срокам, исполнителям (приложение к Программе).
Структура мероприятий Программы сформирована исходя из ее целесообразности для достижения поставленных целей.
Перечень мероприятий Программы включает следующие разделы:
I. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
II. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов.
III. Улучшение качества обслуживания инвалидов.
IV. Создание условий для формирования безбарьерной среды.
V. Улучшение качества жизни инвалидов.
VI. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах.
VII. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов.
Мероприятия Программы направлены на:
- поддержку действующих специализированных организаций, лечебно- трудовых мастерских, цехов для организации трудовой деятельности инвалидов и создания дополнительных рабочих мест;
- профессиональное обучение и образование инвалидов;
- приобретение реабилитационного оборудования для учреждений социальной защиты, предоставляющих на территории Республики Карелия услуги инвалидам, а также на организацию подготовки и переподготовки кадров в области социальной защиты инвалидов;
- создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры;
- обеспечение техническими средствами реабилитации и предоставление реабилитационных услуг, необходимых для создания оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности (не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р;
- организацию и проведение конкурса социальных проектов для общественных организаций и учреждений социальной инфраструктуры, направленного на улучшение положения инвалидов и интеграцию их в общество, а также на создание условий для социокультурной реабилитации инвалидов и проведение соревнований по инваспорту;
- информационное освещение проблем инвалидов.
Мероприятия Программы предусматривают:
- реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов;
- укрепление системы профилактики инвалидизации;
- развитие инновационных технологий и форм работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов;
- обеспечение доступности и повышение качества предоставляемых инвалидам услуг;
- развитие сети социозащитных учреждений, предоставляющих социальные услуги инвалидам;
- ресурсное обеспечение учреждений социальной инфраструктуры, занимающихся проблемами инвалидов.
Оценка реализации Программы будет осуществляться по следующим показателям:
уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;
уровень обеспеченности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в центры занятости по вопросу трудоустройства, дополнительными рабочими местами;
- удельный вес инвалидов трудоспособного возраста, направленных на обучение, от общего количества инвалидов, обратившихся в центры занятости по вопросу получения профессиональной подготовки;
- удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности;
- удельный вес численности инвалидов, принимающих участие в общественных культурных и спортивных мероприятиях, от общего числа инвалидов.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Финансирование программных мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджета Республики Карелия.
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить по 7 основным направлениям.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 40000,0 тыс. рублей.
Предполагаемые сроки реализации Программы - 2008-2011 годы.
Основные направления финансирования Программы
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Задачи |
Источник финансирования |
Объем финансирования |
||||
2008-2011 годы, всего |
в том числе по годам |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Задача 1. Создание возможностей для профессиональной реабилитации и занятости инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
10,75 |
5,7 |
1,45 |
1,55 |
2,05 |
Задача 2. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
11,35 |
2,25 |
2,9 |
3,1 |
3,1 |
Задача 3. Улучшение качества обслуживания инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
1,8 |
- |
0,35 |
0,65 |
0,8 |
Задача 4. Создание условий для формирования безбарьерной среды |
бюджет Республики Карелия |
11,94 |
2,05 |
4,38 |
3,06 |
2,45 |
Задача 5. Улучшение качества жизни инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
2,08 |
- |
0,52 |
0,73 |
0,83 |
Задача 6. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах |
бюджет Республики Карелия |
1,9 |
- |
0,35 |
0,85 |
0,7 |
Задача 7. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов |
бюджет Республики Карелия |
0,18 |
- |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
Итого |
|
40,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Распределение объемов финансирования в разрезе государственных заказчиков Программы
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Государственные заказчики Программы |
Сроки реализации (годы) |
Источники финансирования |
Финансирование по годам (в млн. рублей) |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
итого |
|||
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
8,0 |
7,85 |
7,35 |
7,5 |
30,7 |
Министерство образования Республики Карелия |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
8,0 |
Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
- |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,45 |
Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту |
2008-2011 |
бюджет Республики Карелия |
- |
- |
0,5 |
0,35 |
0,85 |
Итого |
|
|
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
40,0 |
V. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту, Министерство труда и занятости Республики Карелия.
В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обеспечивает координацию деятельности основных разработчиков и исполнителей Программы, которые осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению соответствующих мероприятий Программы.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия как государственный заказчик-координатор:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу использования средств бюджета Республики Карелия;
- ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а также подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;
- подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы на основе информации, представленной органами исполнительной власти Республики Карелия - исполнителями Программы.
Министерства, являющиеся государственными заказчиками и исполнителями Программы, ежегодно:
- разрабатывают предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- уточняют перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия" (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 9 июля 2007 года N 109-П).
VI. Оценка социально-экономической эффективности программы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- создать условия для подготовки инвалидов к независимой жизни в обществе равных возможностей, профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности, повысить социальную активность инвалидов;
- повысить обеспеченность инвалидов техническими средствами, облегчающими самообслуживание;
- создать условия и возможность для социальной реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности;
- продолжить создание в Республике Карелия безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения;
- улучшить качество жизни и повысить реабилитационный потенциал у инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке;
- создать дополнительные рабочие места для инвалидов;
- улучшить информированность общества об основных проблемах инвалидов и имеющихся возможностях их решения, что должно способствовать развитию в обществе терпимости к инвалидам и их проблемам.
Одним из показателей эффективности реализации Программы является ежегодное увеличение количества инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности. Планируется, что в 2008 году данный показатель составит 3,5 процента, 2009 год - 3,7 процента, 2010 год - 3,9 процента, 2011 год - 4,1 процента.
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий позволит достичь социального эффекта в виде возврата к профессиональной, общественной и бытовой деятельности около 16,0 тысяч инвалидов, в результате за счет увеличения численности трудоспособного населения можно рассчитывать и на соответствующее увеличение валового регионального продукта.
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сократить количество инвалидов, проходящих повторно курс реабилитации и социальной адаптации на базе ГСУ СО "Республиканский центр реабилитации", что даст экономию средств бюджета Республики Карелия в размере 1,5 млн. рублей за период реализации Программы.
Обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и создание маневренного фонда технических средств реабилитации даст экономию бюджета Республики Карелия в размере 1,9 млн. рублей за период реализации Программы.
Таким образом, экономический эффект от реализации Программы составит в среднем 3,4 млн. рублей.
Ухудшения экологических показателей в Республике Карелия при реализации Программы не предполагается.
Приложение
к региональной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов в
Республике Карелия" на 2008-2011 годы
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации (годы) |
Исполнители |
Ожидаемые результаты (социальные, количественные оценки) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов | ||||
1. |
Организация работы по созданию и оборудованию дополнительных рабочих мест, улучшению качества труда инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, по зрению, с психическими заболеваниями |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание более 60 дополнительных рабочих мест. Улучшение качества труда инвалидов, увеличение объема выпускаемой продукции. Организация временной трудовой занятости более 40 молодых инвалидов в год. Охват более 150 инвалидов в год различными мерами социально-трудовой и социально-бытовой адаптации и реабилитации. |
II. Создание возможностей для профессионального обучения и образования инвалидов | ||||
2. |
Организация профессионального обучения инвалидов путем курсовой подготовки и переподготовки |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
приобретение профессии 130 инвалидами для решения проблемы активного включения их в трудовую деятельность. |
3. |
Организация профессиональной подготовки инвалидов на дому |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
приобретение профессиональных навыков 24 инвалидами, изолированными от общества, для организации их трудовой занятости. |
4. |
Организация проведения группового курса профессиональной реабилитации для инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
профессиональная реабилитация 27 инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия. |
5. |
Создание условий для получения базового профессионального образования молодежи из числа инвалидов с ограниченными возможностями |
2008-2011 |
Министерство образования Республики Карелия |
получение профессионального образования инвалидами в количестве 60 человек. Создание возможностей для дистанционного обучения инвалидов, проживающих в районах Республики Карелия. |
III. Улучшение качества обслуживания инвалидов | ||||
6. |
Приобретение оборудования для создания условий по адаптации и реабилитации инвалидов в учреждениях социальной инфраструктуры республики |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества социального обслуживания инвалидов путем расширения видов реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам в районах республики. |
7. |
Организация оказания социальных услуг по социальной адаптации и реабилитации молодых инвалидов с тяжелой патологией |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни 40 молодых инвалидов с тяжелой патологией и их родителей путем появления возможности для социокультурной реабилитации. |
8. |
Организация и проведение семинаров по вопросам адаптации и реабилитации инвалидов |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
изучение и распространение положительного опыта в работе с инвалидами на территории Республики Карелия. Внедрение новых технологий в работе с инвалидами. |
IV. Создание условий для формирования безбарьерной среды | ||||
9. |
Предоставление услуг, связанных с информационным обеспечением инвалидов посредством внедрения скрытого субтитирования (телетекст), специального радиовещания |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации более 1000 инвалидов по слуху. |
10. |
Установка звуковых сигналов на светофорные объекты в местах компактного проживания инвалидов в городах республики |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации более 800 инвалидов по зрению. |
11. |
Приобретение и установка оборудования для озвучивания лифтов для инвалидов по слуху в учреждениях социальной инфраструктуры |
2009,2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для социальной реабилитации для более 300 инвалидов по слуху, проживающих в Петрозаводске. |
12. |
Устройство пандусов, переоборудование туалетов, установка средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений в помещениях социальной инфраструктуры, наиболее часто посещаемых инвалидами |
2008-2010 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, посещающих учреждения социальной инфраструктуры. |
13. |
Приобретение автомобилей для инвалидов, имеющих установленные медицинские показания на обеспечение транспортными средствами реабилитации и поставленных в очередь на их получение в органах социальной защиты до 1 января 2005 года |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
обеспечение возможности для 37 инвалидов, получивших автомобили, использования технических средств реабилитации. |
14. |
Обучение родителей детей-инвалидов, а также инвалидов вождению легковых автомобилей на основании заключения бюро медико-социальной экспертизы о показаниях к вождению |
2008-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
обеспечение возможности для 35 родителей детей-инвалидов и инвалидов использования технических средств реабилитации. |
V. Улучшение качества жизни инвалидов | ||||
15. |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни инвалидов - более 100 человек, создание условий для их социальной реабилитации. |
16. |
Приобретение и обеспечение инвалидов по зрению мобильными телефонами для слепых со специальной программой, озвучивающей отображаемое на дисплее, "говорящими часами", "говорящими глюкометрами" |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
улучшение качества жизни инвалидов по зрению - более 500 человек, создание условий для их социальной реабилитации. |
VI. Создание условий для участия инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах | ||||
17. |
Обеспечение реализации лучших социальных проектов общественных организаций и учреждений социальной инфраструктуры, направленных на улучшение положения инвалидов и интеграцию их в общество |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
создание условий для участия 200 инвалидов в политической, общественной, культурной, спортивной жизни и экономических процессах. |
18. |
Проведение фестивалей, конкурсов и прочих мероприятий, способствующих выявлению творческих способностей инвалидов |
2009-2011 |
Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия |
создание условий для социокультурной реабилитации 300 инвалидов. |
19. |
Обеспечение участия инвалидов в соревнованиях по инваспорту |
2010,2011 |
Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре и спорту |
создание условий для участия 450 инвалидов в спортивной жизни. |
VII. Формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов | ||||
20. |
Информационное освещение проблем инвалидов |
2009-2011 |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
правовое просвещение инвалидов с целью эффективного решения стоящих перед ними проблем, формирование толерантного отношения общества к инвалидам. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 22 февраля 2008 г. N 795-IV ЗС "О региональной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 2, ст.117