Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 7 декабря 2009 г. N 500 р-П
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 июля 2009 года N Пр-1802ГС "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года", в целях разработки программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия (далее - Концепция).
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором долгосрочной целевой Программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия (далее - Программа) Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов;
государственными заказчиками Программы - Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
3. Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Карелия.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия разработать программы реализации мероприятий, направленных на сокращение энергетических издержек в социальном секторе, с учетом одобренной настоящим распоряжением Концепции.
Глава |
С.Л. Катанандов |
Концепция
долгосрочной целевой программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 7 декабря 2009 г. N 500 р-П)
I. Обоснование содержания проблемы сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе, ее соответствие приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия, соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению Республики Карелия, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Подпунктом "а" пункта 2 поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 15 июля 2009 года N Пр-1802ГС "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года" определена необходимость в разработке программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе.
1. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Затраты по оплате за коммунальные услуги бюджетных ведомств и учреждений возросли в 2008 году на 20 процентов по сравнению с 2007 годом. Ожидаемый рост затрат по оплате за коммунальные ресурсы в 2009 году составляет 28 процентов по отношению к 2008 году. В дальнейшем расходы по оплате за коммунальные услуги будут расти.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат бюджета Республики Карелия и местных бюджетов, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности объектов, находящихся в государственной собственности Республики Карелия, пользователями которых являются государственные учреждения, и, как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий, проведении Правительством Республики Карелия политики по энергосбережению и повышении энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Данная политика предусматривает необходимость следующих подходов:
- оценка эффективности использования энергоресурсов, позволяющая выявить источники непроизводительных потерь энергоресурсов и определить оптимальные пути их устранения;
- разработка долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы;
- создание системы энергетического менеджмента;
- обеспечение последовательного внедрения механизмов энергосбережения;
- обеспечение постоянного контроля эффективности реализуемых мероприятий;
- разработка и внедрение механизма поощрения в целях стимулирования реализации энергосберегающих мероприятий и повышения энергетической эффективности.
В республике существует значительный потенциал энергосбережения в бюджетной сфере. Для обеспечения эффективности использования энергоресурсов необходимо комплексно и системно подходить к решению финансовых, организационно-методических, технических вопросов.
Поскольку в настоящее время мероприятия по энергосбережению реализуются только при проведении капитальных ремонтов зданий и финансируются только за счет средств, выделенных на ремонт и ограниченных в применении целевым назначением, такой процесс энергосбережения в республике можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2010 года сформировать структуру управления Программой, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения, а с 2011 года приступить к реализации программных мероприятий.
2. Соответствие проблемы эффективного использования энергоресурсов приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия
Основной проблемой в развитии экономики Республики Карелия является то, что энергетика республики, являясь базовой отраслью, обеспечивающей внутренние потребности народного хозяйства и населения, в своем энергетическом балансе является остродефицитной.
Для республики остро стоит вопрос эффективности использования имеющихся энергетических ресурсов.
Потребность в энергоресурсах и особенно в электроэнергии только на 45-50 процентов покрывается за счет выработки электроэнергии электростанциями, расположенными на территории Республики Карелия.
Рост энергопотребления в республике значительно опережает производство.
В Республике Карелия и в ближайших регионах отсутствуют природные запасы органического топлива, поэтому в энергетическом балансе производства 70 процентов вырабатываемой электроэнергии приходится на гидроэлектростанции.
На протяжении последних восьми лет в Республике Карелия отмечается устойчивая динамика роста энергопотребления. Общая тенденция роста спроса на электроэнергию прослеживается по всей стране, при этом важной особенностью роста является его равномерность в региональном и отраслевом разрезе.
Рост энергопотребления объясняется в первую очередь экономическим и социальным ростом в Республике Карелия.
На сегодняшний день реализуемые инвестиционные проекты в области технического перевооружения энергогенерирующих мощностей, как правило, носят долгосрочный характер и не позволяют полностью компенсировать рост объемов электропотребления.
ТЭЦ и крупные котельные являются основными источниками теплоснабжения потребителей для городов Петрозаводска, Сегежи, Кондопоги, Костомукши, Сортавалы, Питкяранты, Суоярви и пос. Надвоицы. От средних и мелких котельных осуществляется теплоснабжение городов Олонца, Кеми, Беломорска, Медвежьегорска, Пудожа, Лахденпохьи и поселков городского типа на территории республики. В населенных пунктах сельского типа от мелких котельных в основном осуществляется теплоснабжение объектов социальной сферы (школ, медицинских амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов, клубов и библиотек), а в жилищном фонде в основном используется печное отопление.
Из общего объема отпущенной тепловой энергии две трети передается конечным потребителям через тепловые сети коммунальных предприятий-перепродавцов.
В структуре потребления тепловой энергии, реализованной сторонним потребителям, 18,2 процента приходится на бюджетную сферу.
В теплоснабжении заключены наиболее крупные резервы энергосбережения.
Резюмируя обзор проблемных факторов, обуславливающих необходимость разработки Программы, следует отметить ключевые:
- рост энергопотребления;
- постепенное истощение наиболее доступных месторождений углеводородов;
- рост цен на энергоносители;
- преобладание в региональном энергобалансе не возобновляемых видов топлива;
- обеспечение экологической безопасности.
Одним из основных выходов из существующей ситуации в Республике Карелия является проведение последовательной политики энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
Опыт промышленно-развитых стран показывает, что на основе проведения энергосберегающих мероприятий без капитальной реконструкции инженерной инфраструктуры может быть получен эффект экономии энергетических ресурсов до 20 процентов.
3. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом
Применение программно-целевого метода позволит повысить эффективность использования энергетических ресурсов для обеспечения коммунально-бытовых нужд учреждений бюджетной сферы, повысить надёжность энергоснабжения, а также решить ряд проблемных вопросов, связанных с соблюдением нормативно-правовых актов, регламентирующих требуемые показатели микроклимата в помещениях учреждений, на основе:
- определения целей, задач, состава, структуры мероприятий и запланированных результатов;
- концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере энергоэффективного использования ресурсов;
- повышения эффективности государственного надзора в сфере эффективного использования энергоресурсов;
- повышения результативности государственных инвестиций.
Отсутствие Программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия не позволит сократить расходы по оплате за использованные энергоресурсы и приведет к увеличению расходов по данной статье уже в ближайшее время.
Нерегулируемая цена на первичные энергоносители и переход на нерегулируемые цены в электроэнергетике в значительной мере повлияют на рост расходов на коммунальные платежи, являющиеся весомой долей в бюджете организаций социальной сферы. Данное обстоятельство приведет к росту задолженности бюджетов разных уровней перед сбытовыми компаниями, что окажет негативное влияние на социальное развитие Республики Карелия.
4. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению Республики Карелия
Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из Федерального закона от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Настоящая Концепция разработана с учетом:
- поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 июля 2009 года N Пр-1802ГС "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года", в котором определена необходимость в разработке программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе;
- Федерального закона от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении";
- Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, Федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV 3C.
Концепция сформирована с учетом опыта подготовки и реализации целевых программ и решений органов управления, связанных с выполнением мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в Республике Карелия. Участниками Программы являются органы исполнительной власти Республики Карелия и государственные учреждения.
Концепция разработана на основе анализа существующего состояния энергосбережения в социальной сфере республики, результатов выполнения целевых программ по энергосбережению: Региональной целевой программы "Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года" и Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года, динамики и структуры энергопотребления в различных отраслях экономики республики, исходя из существующей структуры управления производством и потреблением энергоресурсов, с учетом оценки финансовых ресурсов и эффективного их расходования.
Главная цель разрабатываемой Программы - снижение расходов организаций бюджетной сферы по оплате за потребляемые энергоносители, путем рационального использования энергетических ресурсов.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- снижение непроизводительных расходов энергоносителей;
- совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов;
- внедрение энергоэффективных технологий и оборудования.
II. Оценка ожидаемой эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Данная Концепция является основой для:
- определения в республике политики в области энергосбережения и энергоэффективности бюджетных учреждений всех уровней;
- разработки долгосрочной целевой программы.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предполагает выполнение следующих видов работ:
- проведение энергетического обследования объектов бюджетной сферы;
- составление энергетического паспорта объекта;
- оптимизация схем энергоснабжения;
- разработка плана мероприятий с указанием сроков реализации программных мероприятий, затрат на их реализацию и источников финансирования.
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должна быть достигнута экономия энергетических ресурсов по каждому объекту, включенному в Программу.
Основными целевыми показателями по оценке хода реализации программных мероприятий могут быть:
- экономия денежных средств, расходуемых на оплату за потребленные энергетические ресурсы;
- экономия энергетических ресурсов в натуральных показателях.
Ожидаемые расходы по оплате за коммунальные услуги учреждениями бюджетной сферы в 2009 году составляют 1159001 тыс. рублей.
Возможная ежегодная экономия при реализации программных мероприятий - 174 млн. рублей.
Экономия энергоресурсов в натуральных показателях планируется в виде разницы между прогнозируемым потреблением без реализации энергосберегающих мероприятий и потреблением энергоресурсов с учетом реализации энергосберегающих мероприятий.
Данная Концепция соответствует современным подходам в управлении процессами потребления энергии и разработки долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Срок реализации Программы ориентирован на 6 лет (с 2011 по 2016 годы). Столь продолжительный срок обусловлен значительными затратами на реализацию программных мероприятий, что, в свою очередь, вызвано значительным количеством объектов.
Первый этап реализации - разработка энергетических паспортов объектов, реализация малозатратных мероприятий по сбережению энергоресурсов, установка приборов учета - в период с 2011 года по 2012 год включительно.
Учитывая специфику энергопотребления большинства объектов, к этим мероприятиям можно отнести следующие:
- замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы без замены светильников (в дальнейшем при необходимости замена устаревших светильников на зеркальные);
- установка третьего стекла в существующие оконные блоки (натяжка полиэтиленовой пленки в межрамном пространстве (данное мероприятие позволит снизить потребление тепловой энергии объектом и повысить параметры микроклимата в помещениях);
- установка приборов учета (данное мероприятие не относится к разряду энергосберегающих, но позволяет вести учет фактического потребления энергоресурсов);
- ревизия энергетического оборудования объекта (данное мероприятие позволяет устранить сверхнормативные непроизводительные потери энергоносителей).
Второй и третий этапы реализации - корректировка с учетом полученных при энергетическом обследовании данных и реализация основных программных мероприятий - с 2013 года до окончания действия Программы.
Основываясь на анализе ранее полученных данных энергетических обследований ряда объектов бюджетной сферы, можно предположить следующие мероприятия:
- утепление ограждающих конструкций зданий;
- реконструкция индивидуального теплового пункта;
- реконструкция системы теплоснабжения.
Источником финансирования программных мероприятий должен стать бюджет Республики Карелия, поскольку Программа направлена на сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе экономики и позволит в дальнейшем снизить затраты на оплату потребляемых энергоносителей в связи с сокращением их потребления.
Предварительная потребность в средствах на реализацию программных мероприятий рассчитана исходя из укрупненной оценки стоимости мероприятий, предполагаемых к реализации. Точная оценка необходимых средств на реализацию будет проведена при разработке Программы и определении перечня программных мероприятий.
III. Оценка ожидаемой результативности предполагаемого решения проблемы
В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов.
годы |
Ожидаемые затраты по оплате за коммунальные услуги без реализации программных мероприятий, тыс. рублей |
Предполагаемые средства для реализации программных мероприятий, тыс. рублей |
Ожидаемый уровень оплаты расходов за коммунальные услуги при реализации программных мероприятий, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
2010 |
1274901 |
|
|
2011 |
1402391 |
63745 |
1402391 |
2012 |
1542630 |
66932 |
1311236 |
2013 |
1696893 |
70279 |
1442359 |
2014 |
1866583 |
73793 |
1586595 |
2015 |
2053241 |
77483 |
1745255 |
2016 |
2258565 |
81357 |
1919780 |
Итого по годам реализации программы |
10820303 |
433589 |
9407616 |
Экономия денежных средств за период реализации ожидается в размере 1412687 тыс. рублей. Затраты на выполнение мероприятий ожидаются в размере 433589 тыс. рублей. Таким образом, возврат затраченных средств на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов возможен уже в период действия Программы за счет снижения оплаты за потребленные энергоресурсы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана концепция долгосрочной целевой программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия.
Поскольку мероприятия по энергосбережению реализуются только при проведении капитальных ремонтов зданий и финансируются только за счет средств, выделенных на этот ремонт, то процесс энергосбережения в республике можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2010 года сформировать структуру управления Программой, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения, а с 2011 года приступить к реализации программных мероприятий.
Для республики остро стоит вопрос эффективности использования имеющихся энергетических ресурсов, поскольку рост энергопотребления в республике значительно опережает производство.
Главная цель разрабатываемой Программы - снижение расходов организаций бюджетной сферы по оплате за потребляемые энергоносители, путем рационального использования энергетических ресурсов.
Срок реализации Программы ориентирован на 6 лет (с 2011 по 2016 годы).
Затраты на выполнение мероприятий ожидаются в размере 433589 тыс. рублей.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 7 декабря 2009 г. N 500 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2009 г., N 12 (II), ст. 1508