Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 28 декабря 1998 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Союнена П.А., судей Киннера А.И., Сухачевой В.В.,
руководствуясь статьями 2 (пункт 3), 51 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 7 статьи 34 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" от 24 октября 1997 года.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Яскунова С.М. и его представителя - адвоката Сизовой С.В. о проверке конституционности вышеуказанной нормы республиканского Закона.
Заслушав Яскунова С.М. и его представителя адвоката Сизову С.В. - с одной стороны; с другой стороны - представителей Законодательного Собрания Республики Карелия: Председателя Палаты Представителей Пивненко В.Н., депутата Палаты Республики Лукина А.П.; представителя Председателя Правительства Республики Карелия - заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Игнатьеву Т.П.; а также Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Нефедова В.Н., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" принят Палатой Представителей 14 октября 1997 года, одобрен Палатой Республики 16 октября 1997 года, подписан Председателем Правительства 24 октября 1997 года, опубликован в газете "Карелия" 31 октября 1997 года и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" за 1997 год N 12 статья 1313.
В соответствии с пунктом 7 статьи 34 этого Закона, если кандидат для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательный фонд, использовал иные денежные средства, окружная (территориальная) избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок, а за 3 дня до выборов - немедленно.
По мнению заявителя, эта норма республиканского Закона, примененная в его деле, противоречит пункту 12 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года, согласно которому соответствующая избирательная комиссия сама вправе отменить свое решение о регистрации кандидата, если он в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного фонда использовал и иные денежные средства.
2. 24 июля 1998 года Питкярантская территориальная избирательная комиссия отменила свое решение о регистрации Макаревича А.И. кандидатом в депутаты Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия за нарушения в использовании денежных средств для ведения предвыборной агитации, минуя счет избирательного фонда.
Жалоба Макаревича А.И. на отмену комиссией решения о его регистрации кандидатом в депутаты Питкярантским городским судом 24 июля 1998 года оставлена без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 июля 1998 года решение Питкярантского городского суда от 24 июля 1998 года отменено и вынесено новое решение об удовлетворении жалобы. Решение Питкярантской территориальной избирательной комиссии от 24 июля 1998 года об отмене решения о регистрации кандидата Макаревича А.И. по Питкярантскому избирательному округу отменено.
Верховный Суд в определении указал, что выборы в Законодательное Собрание регламентируются рассматриваемым Законом Республики Карелия. Применение этого Закона не противоречит Конституции Российской Федерации и статье 1 вышеуказанного федерального закона, согласно которой субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия устанавливать своими законами гарантии избирательных прав, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом.
Такой дополнительной гарантией, по мнению суда, является лишение избирательной комиссии права, предоставленного ей федеральным законом, отменять свои решения о регистрации кандидата, допустившего указанные нарушения; это право оспариваемой нормой предоставлено только суду.
Решением Питкярантского городского суда от 22 сентября 1998 года отменено решение территориальной избирательной комиссии по Питкярантскому району об итогах голосования и утверждении результатов выборов по Питкярантскому территориальному избирательному округу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 1998 года это решение оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Карелия от 23 ноября 1998 года в резолютивную часть решения Питкярантского городского суда от 22 сентября 1998 года внесены дополнения о прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Яскунова С.М., а выданное ему удостоверение депутата признано недействительным.
Обратившаяся сторона считает, что применение пункта 7 статьи 34 рассматриваемого республиканского Закона судами общей юрисдикции при вынесении постановлений повлекло оспаривание результатов выборов, состоявшихся 26 июля 1998 года, отмену решения территориальной избирательной комиссии по Питкярантскому району об итогах голосования и утверждении результатов выборов по Питкярантскому территориальному избирательному округу, прекращение полномочий заявителя - депутата Законодательного Собрания, признание недействительным выданного заявителю удостоверения депутата, а также нарушению конституционного права Яскунова С.М. и его избирателей - избирать и быть избранным.
Заявители просят проверить пункт 7 статьи 34 республиканского Закона на соответствие Конституции Республики Карелия с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Карелия.
3. Конституционный Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению: пункта 7 статьи 34 рассматриваемого республиканского Закона. Суд решает исключительно вопросы права, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств данного дела, так как это входит в компетенцию судов общей юрисдикции и избирательных комиссий.
Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
4. В соответствии со статьей 2 Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" законодательство о выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Карелия, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", рассматриваемый Закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты.
Закон Республики Карелия регулирует вопросы обеспечения демократических выборов при формировании представительного органа государственной власти в Республике Карелия, права граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти. Эти вопросы непосредственно связаны с основами конституционного строя республики (статья 3 Конституции Республики Карелия) и относятся к общим принципам организации системы государственной власти, установление которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законодателем установлена различная, в зависимости от стадии избирательного процесса, подведомственность рассмотрения компетентными органами фактов финансовых нарушений, допущенных кандидатами в период предвыборной агитации, а также пределы полномочий избирательных комиссий. Если указанные нарушения обнаружены до опубликования результатов выборов - такое решение вправе принять соответствующая избирательная комиссия. Если эти нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов - избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата недействительным. Комиссия может и не использовать это право, если эти нарушения по своему характеру не влекут последствий, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (пункт 12 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Регулирование отношений в сфере совместного ведения осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, часть 5 статьи 2 Конституции Республики Карелия). Из этих конституционных установлений следует, что Республика Карелия вправе принимать собственные законы в области избирательного права, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения.
Законами Республики Карелия могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан, дополняющие гарантии, установленные федеральным законодательством (часть 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона).
Из пояснений представителя Палаты Представителей Законодательного Собрания следует, что республиканский законодатель, формулируя положения оспариваемой нормы, предполагал установление дополнительной гарантии избирательных прав граждан (право на судебную защиту) на стадии до опубликования результатов выборов. При этом территориальная избирательная комиссия не лишалась права самостоятельно принимать решения по указанным вопросам. С учетом положений статьи 17 рассматриваемого Закона территориальная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регистрации кандидата за допущенные нарушения, связанные с использованием денежных средств, а также обратиться в суд с таким предложением.
5. К нормативным правовым актам, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, предъявляются особые требования, обусловленные положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Поэтому обязанностью государства (в данном случае законодателя Республики Карелия) является установление четких и ясных юридических гарантий защиты этих прав и свобод, исключающих неоднозначное толкование их правоприменителями.
Оспариваемая норма не содержит определенно установленных предписаний о том, что избирательная комиссия вправе сама за указанные нарушения принимать решения об отмене регистрации кандидатов либо о том, что она не вправе принимать подобные решения. В этой норме отсутствуют указания на ее взаимосвязь с нормативными предписаниями других положений рассматриваемого республиканского Закона либо федерального закона, которые предоставляют право комиссии отменить свое решение о регистрации кандидата.
Кроме того, законодатель употребил диспозитивную формулировку "комиссия вправе обратиться в суд", что в данном случае лишь усугубляет неопределенность юридического содержания пункта 7 статьи 34 Закона.
Это повлекло неоднозначное толкование правоприменителями этой нормы и различную реализацию ими ее предписаний.
Так, согласно правовой позиции судов общей юрисдикции, принимавших решение по делу, территориальная избирательная комиссия не вправе отменять свое решение о регистрации кандидатов за допущенные ими нарушения в расходовании денежных средств.
Избирательные комиссии, руководствуясь положениями федерального законодательства и статьи 17 рассматриваемого Закона, толкуют это предписание по-иному: избирательная комиссия не лишена оспариваемой нормой права на отмену своего решения о регистрации кандидата.
Такие прямо противоположные толкования правоприменителями пункта 7 статьи 34 рассматриваемого закона обусловлены неопределенностью его юридического содержания в части компетенции территориальных избирательных комиссий.
В результате этого не исключается возможность нарушения гарантий активного и пассивного избирательного права граждан, соблюдающих избирательное законодательство, конституционного принципа равенства всех граждан перед законом.
Поэтому положения пункта 7 статьи 34 рассматриваемого Закона не соответствуют Конституции Республики Карелия (статья 3, часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 12).
6. Кроме того, данная норма республиканского Закона устанавливает сроки рассмотрения указанной категории дел, существенно отличающиеся от сроков, предусмотренных пунктом 11 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Сроков рассмотрения жалоб, требующих дополнительной проверки, установленных Федеральным законом, рассматриваемый Закон не предусматривает.
Тем самым правовые предписания пункта 7 статьи 34 республиканского Закона вступают в противоречие с федеральным законодательством и не соответствуют статьям 2 (часть 5), 41 Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 56 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд постановил:
1. Признать пункт 7 статьи 34 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" от 24 октября 1997 года не соответствующим статьям 2 (часть 5), 3, 4 (часть 3), 12 (часть 1), 41 Конституции Республики Карелия и не подлежащим применению.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 28 декабря 1998 г.
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 1