Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 9 апреля 1999 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя Переплеснина О.Б., судей Киннера А.И., Сухачевой В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статей 17 (абзац 16 части 1), 27 (абзац 2 части 4), 35 (часть 3), 44 (часть 1 и абзац 2 части 2) и 45 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Чаженгина А.В. и Лукина А.П. о проверке конституционности вышеуказанных норм республиканского Закона.
Заслушав депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Чаженгина А.В. и Лукина А.П. с одной стороны, депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия Гаврилова А.А. и депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова С.Г. с другой стороны, а также консультанта юридического отдела Законодательного Собрания Республики Карелия Баринову Н.Ф. и Председателя Центральной избирательной комиссии Нефедова В.Н., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" принят Палатой Представителей 14 октября 1997 года, одобрен Палатой Республики 16 октября 1997 года, подписан Председателем Правительства 24 октября 1997 года, опубликован в газете "Карелия" 31 октября 1997 года и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" за 1997 год, N 12, статья 1313.
По мнению ходатайствующей стороны, абзац 16 части 1 статьи 17, абзац 2 части 4 статьи 27, часть 3 статьи 35, статьи 44 и 45 вышеуказанного республиканского Закона противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", нарушают активное и пассивное избирательное право граждан, принцип народовластия и не соответствуют статьям 1, 2 (часть 4), 3, 40, 41 и 42 Конституции Республики Карелия.
При принятии данного постановления Конституционный Суд исходит только из предмета, указанного в ходатайстве, и лишь в отношении той части рассматриваемого республиканского Закона, конституционность которой подвергается сомнению.
Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Регулирование отношений, касающихся права граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (статья 76 часть 2 Конституции Российской Федерации, статья 41 Конституции Республики Карелия).
Статья рассматриваемого республиканского Закона устанавливает полномочия окружных (территориальных) избирательных комиссий. Согласно абзацу 16 данной нормы эти органы организуют выборы депутатов вместо выбывших и повторные выборы депутатов Законодательного Собрания.
Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов. Их полномочия и порядок деятельности при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом, Конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (статьи 2, 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Выборы считаются повторными, если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными (статья 47 рассматриваемого Закона).
В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае досрочного прекращения полномочий депутатов проводятся новые выборы (статья 48 того же Закона).
В обоих случаях (повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших) окружные (территориальные) избирательные комиссии осуществляют деятельность, связанную с организацией проведения и подготовки выборов: дача разъяснений о порядке применения действующего избирательного законодательства, формирование состава участковых избирательных комиссий и руководство их деятельностью, регистрация инициативных групп избирателей и кандидатов в депутаты, проверка подлинности подписей на подписных листах, публикация данных о кандидатах в средствах массовой информации и т.п. (статьи 17, 25, 26 рассматриваемого Закона).
Полномочия Центральной избирательной комиссии по организации, подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия установлены Законом Республики Карелия "О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия" и рассматриваемым законом, а полномочия окружных (территориальных) избирательных комиссий - рассматриваемым Законом (статьи 17, 25, 26 и т.д.).
Таким образом, оспариваемые положения абзаца 16 части 1 статьи 17 о возложении на окружную (территориальную) избирательную комиссию обязанности по организации выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия вместо выбывших и повторных выборов не противоречит вышеуказанному Федеральному закону и Конституции Республики Карелия.
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Карелия является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему государственных органов (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 3 Конституции Республики Карелия).
Народовластие, будучи одной из основ конституционного строя Республики Карелия, осуществляется гражданами путем свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа. Поэтому характер и содержание законодательного регулирования условий и порядка проведения выборов должны обеспечивать гарантии равного избирательного права для всех граждан.
Такие основные гарантии определил вышеназванный Федеральный закон.
Избирательные фонды кандидатов создаются для финансирования их предвыборной агитации. Закон содержит перечень средств, которые могут поступать на открытый кандидатом счет. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит только кандидатам, их создавшим. Эти средства имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Общая сумма денежных средств, аккумулированных на счетах каждого кандидата, не должна превышать суммы, установленной избирательным законодательством (статья 47 Федерального закона, статья 34 республиканского Закона).
Такие же требования предъявляются Федеральным законом к избирательным фондам избирательных объединений и избирательных блоков.
Этими положениями, относящимися в равной степени ко всем кандидатам, обеспечивается реализация конституционного принципа равенства избирательных прав.
Часть 1 статьи 35 республиканского Закона предусматривает возможность расходования на подготовку и проведение выборов средств фондов избирательных объединений и избирательных блоков.
Однако часть 3 статьи 35 этого Закона не содержит правовых предписаний о представлении финансовых отчетов избирательными блоками и избирательными объединениями, такие требования адресованы лишь кандидатам.
Окружными (территориальными) избирательными комиссиями сообщение в печати об итогах выборов публикуется не позднее, чем через 10 дней после выборов (часть 2 статьи 41 республиканского Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 35 рассматриваемого Закона кандидаты представляют финансовый отчет не позднее 7 дней со дня выборов в Центральную избирательную комиссию.
Между тем, согласно пункту 15 статьи 47 Федерального закона кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки обязаны представить отчет в соответствующую комиссию не позднее, чем через 30 дней после опубликования результатов выборов.
Следовательно, при применении оспариваемой нормы не исключается ситуация, когда финансовый отчет должен представляться кандидатами еще до опубликования результатов, что не соответствует требованиям Федерального закона о начале течения и продолжительности указанного срока.
Законами субъектов федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом (часть 3 статьи 1).
Однако оспариваемая норма устанавливает чрезмерно короткий срок представления финансовых отчетов по сравнению с Федеральным законом и не соответствующее этому закону обстоятельство, которое определяет начало течения указанного срока, чем снижает гарантии, предусмотренные Федеральным законом, и ущемляет права кандидатов.
Кроме того, часть 3 статьи 35 Закона, регулируя отношения, связанные с финансовой отчетностью, ставит в неравное положение кандидатов, выдвинутых избирателями соответствующего избирательного округа, а также в порядке самовыдвижения, и кандидатов, выдвинутых избирательными блоками и избирательными объединениями.
Таким образом, часть 3 статьи 35 рассматриваемого Закона противоречит пункту 15 статьи 47 Федерального закона и не соответствует статьям 2 (часть 4), 3 (часть 1 и 2), 41 Конституции Республики Карелия.
4. Статья 27 республиканского Закона состоит из норм, которые устанавливают правовое положение кандидатов в депутаты и регулируют общественные отношения, связанные с гарантиями их деятельности в период избирательной кампании, подотчетностью, подконтрольностью и ответственностью кандидатов.
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 27 Центральная избирательная комиссия Республики Карелия может отменять решения о регистрации кандидатов, замещающих государственные должности категории "А", находящихся на государственной и муниципальной службе, а также работающих в средствах массовой информации, в случае использования ими преимуществ своего служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
В целях обеспечения равного правового статуса зарегистрированных кандидатов лицам, замещающим должности категории "А", находящимся на государственной и муниципальной службе, работающим в средствах массовой информации, запрещается использовать преимущества своего должностного и служебного положения. Законодательством установлен перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанный с использованием своего служебного или должностного положения.
Согласно пункту 6 статьи 36 Федерального закона нарушение зарегистрированным кандидатом вышеуказанных положений является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о его регистрации.
В Республике Карелия такой комиссией является окружная (территориальная) избирательная комиссия.
Оспариваемая норма республиканского Закона ставит зарегистрированных кандидатов, замещающих государственные должности категории "А", находящихся на государственной и муниципальной службе, работающих в средствах массовой информации, в особое положение, так как решения об отмене регистрации их кандидатами принимаются исключительно Центральной избирательной комиссией Республики Карелия, что не обеспечивает требований Федерального закона о равном статусе всех зарегистрированных кандидатов и нарушает конституционный принцип равного избирательного права (часть 2 статьи 3 Конституции Республики Карелия).
5. Согласно правовым предписаниям части 1 статьи 44 Закона Республики Карелия в случае нарушения законодательства о выборах кандидатом или уполномоченными кандидатом лицами решение о регистрации кандидата до дня голосования может быть обжаловано в суд в месячный срок.
В соответствии с федеральным законодательством решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой на действия и решения, нарушающие его права и свободы, в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно о нарушении его права, или в месячный срок со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы (статья 5 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в редакции от 14 декабря 1995 года).
Положение об ограничении подачи жалобы в суд месячным сроком нарушает право граждан на судебную защиту. Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На этой стадии избирательного процесса федеральным законом предусмотрена возможность упрощенной процедуры отмены решения о регистрации кандидата в случае выявления допущенных кандидатом в депутаты нарушений законодательства о выборах. Такое решение вправе принять сама избирательная комиссия в установленном законом порядке.
Аналогичное положение содержится в абзаце 10 части 1 статьи 17 Закона Республики Карелия, который предоставляет право окружной (территориальной) избирательной комиссии отменять свое решение о регистрации кандидата в депутаты в случае нарушения им законодательства о выборах.
Возможность обжалования в суд решений и действий окружных (территориальных) избирательных комиссий есть общая гарантия, вытекающая из положений статьи 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 29 Конституции Республики Карелия.
В этом случае конституционная гарантия защиты права граждан избирать и быть избранными посредством суда сохраняется, но эта защита будет иметь место на основе последующего судебного контроля.
Таким образом, правовые предписания указанной нормы, касающиеся подведомственности рассмотрения жалоб на решения о регистрации кандидатов и срока их обжалования, противоречат Федеральному закону, приняты с превышением пределов полномочий Республики Карелия, как субъекта Российской Федерации, и не соответствуют статьям 4, 29, 41 Конституции Республики Карелия.
6. В частях 1 и 2 статьи 44 рассматриваемого Закона содержится положение, касающееся отмены окружной (территориальной) избирательной комиссией решения о "регистрации кандидата депутатом".
Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием, или сложившейся правоприменительной практикой.
Положение о "регистрации кандидата депутатом" на практике в соответствии с пунктом "м" части 1 статьи 40 рассматриваемого Закона применяется избирательными комиссиями с формулировкой "признание избранным кандидата в депутаты".
В случае, если после признания избирательной комиссией избранным кандидата в депутаты будет обнаружено, что имели место нарушения законодательства о выборах, то заинтересованные лица (перечисленные в части 4 статьи 63 Федерального закона) могут обращаться с жалобами в суд.
Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями (часть 3 статьи 63 Федерального закона).
Таким образом, правовые предписания части 1 статьи 44 об обжаловании в суд решения о регистрации кандидата депутатом в случае нарушения им или уполномоченными им лицами избирательного законодательства, а также абзац 2 части 2 той же статьи об обязанности окружной (территориальной) избирательной комиссии отменить решение о регистрации кандидата депутатом в случае признания этого решения судом незаконным соответствуют Федеральному закону и Конституции Республики Карелия.
Однако законодателю Республики Карелия необходимо положение о "регистрации кандидата депутатом" частей 1 и 2 этой нормы привести в соответствие с пунктом "м" части 2 статьи 40 рассматриваемого Закона.
7. Обратившейся стороной оспаривается статья 45 рассматриваемого Закона, согласно которой в случае отмены решения о регистрации депутата Законодательного Собрания Республики Карелия по основаниям, предусмотренным этим Законом, окружная (территориальная) избирательная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. Если этот кандидат получил голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то окружная (территориальная) избирательная комиссия назначает повторные выборы по соответствующему округу.
Демократические свободные выборы в органы государственной власти Республики Карелия являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу Республики Карелия власти и проводятся по мажоритарной избирательной системе, предполагающей голосование за конкретного кандидата.
Государством должно гарантироваться свободное волеизъявление граждан на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права, в соответствии с которыми избранным считается кандидат, набравший большинство (относительное или абсолютное) голосов избирателей соответствующего округа.
Применение правовых предписаний, касающихся принятия решения окружной (территориальной) избирательной комиссией о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу голосов, полученных за избранным депутатом, решение о регистрации которого отменено, нарушает конституционный принцип народовластия, грубо игнорирует волю избирателей, ущемляет активное избирательное право граждан при проведении выборов в Законодательное Собрание Республики Карелия, что противоречит статьям 1 и 3 Конституции Республики Карелия.
Положение этой нормы, касающееся назначения повторных выборов окружной (территориальной) избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу, утрачивает свое юридическое значение в связи с признанием не конституционными вышеуказанных правовых предписаний.
8. Статья 6 рассматриваемого Закона регулирует отношения, возникающие в избирательном процессе в связи с несовместимостью статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах.
Правовые предписания части 1 статьи 6 рассматриваемого Закона обязывают гражданина перед регистрацией его в качестве кандидата в депутаты дать письменное обязательство о прекращении, в случае избрания, соответствующей деятельности.
Часть 2 статьи 6 этого Закона устанавливает императивные требования об отказе в регистрации кандидата в депутаты в случае несоблюдения им ограничений, установленных этой статьей. Кроме того, в части 2 статьи 6 Закона имеется положение о том, что несоблюдение установленных ограничений влечет признание судом (а не территориальной избирательной комиссией, как это предусматривается абзацем 3 части 2 статьи 44 Закона) избрания соответствующих граждан депутатами недействительным.
Аналогичные положения установлены и частью 2 статьи 41 этого Закона, согласно которым избранный кандидат не будет зарегистрирован в качестве депутата, если он в письменном виде не сообщит в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Законодательного Собрания.
Очевидно, что правовые предписания указанных норм статей 6, 41 и абзаца 3 части 2 статьи 44 рассматриваемого Закона тесно связаны между собой, представляют единую правовую систему указанных норм, регулирующих отношения, связанные с несовместимостью статуса депутата с некоторыми видами деятельности, и раздельное их рассмотрение невозможно ввиду неизбежного при этом нарушения принципа равенства избирательных прав граждан в процессе избирательной кампании.
Однако в ходатайстве не ставится вопрос о проверке конституционности статей 6, 41 Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия".
По собственной инициативе суд не вправе рассматривать дело о проверке конституционности вышеуказанных норм.
Оценка нормативных актов без учета их места в системе правовых актов может повлечь решение, противоречащее целям конституционного судопроизводства.
При таких обстоятельствах Суд считает необходимым производство по делу в части обращения, касающегося абзаца 3 части 2 статьи 44 рассматриваемого Закона, прекратить в силу статьи 43 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 43 и 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил:
1. Признать абзац 2 части 4 статьи 27, часть 3 статьи 35, положение части 1 статьи 44 (касающееся подведомственности рассмотрения жалоб на решения о регистрации кандидатов и срока их обжалования), статью 45 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" не соответствующими статьям 1, 2, 3, 4, 12, 29, 41 Конституции Республики Карелия.
2. Признать абзац 16 части 1 статьи 17, часть 1 статьи 44 (за исключением положения, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего постановления), абзац 2 части 2 статьи 44 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" соответствующими Конституции Республики Карелия.
Производство по делу в части проверки конституционности абзаца 3 части 2 статьи 44 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" прекратить.
Согласно части 5 статьи 31 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
5. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 9 апреля 1999 г.
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 1