Постановление Госстроя РФ и Минтруда РФ
от 25 марта 1998 г. N 18-22/13
"Об утверждении "Порядка реализации требований доступности
для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры"
Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 31 января 2000 г. N 3/13 настоящее постановление отменено
Госстрой России и Минтруд России приняли постановление: утвердить и ввести в действие с 1 мая 1998 г. "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", разработанный Институтом общественных зданий и Архитектурным проектно-исследовательским объединением "АПИО-ЦЕНТР", внесенный Управлением архитектуры Госстроя России и Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России при согласовании с Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации и Управлением градостроительства, инфраструктуры и территориального развития Госстроя России, Государственной вневедомственной экспертизой, Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих.
Порядок
реализации требований доступности для инвалидов
к объектам социальной инфраструктуры
Разработан Институтом общественных зданий и Акционерным обществом закрытого типа "Архитектурное проектно-исследовательское объединение Центр", внесен на утверждение Управлением архитектуры Госстроя России и Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России.
Согласован с Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих.
Принят и введен в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 г. N 18-22/13.
Разработан впервые.
Введение
Настоящий документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями* к объектам социальной структуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) при разработке и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.
Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение архитектурно-планировочных заданий (АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
1. Область применения
1.1. Порядок регламентирует условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории городов и других поселений Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов.
1.2. Настоящий документ определяет задачи, права и обязанности всех участников инвестиционного процесса в области строительства при обеспечении условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. А также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.
2. Общие положения
2.1. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научным, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры, строительства и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам Государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться перечисленными в приложении 1 к настоящему документу законодательными, нормативными правовыми и нормативно-методическими документами федерального уровня, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим порядком и соответствующими нормативными и правовыми актами субъектов РФ.
При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и др. документами, утвержденными в установленном порядке.
2.2. В случаях когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественного объединения инвалидов должны быть приняты решения, в необходимой для конкретной ситуации степени обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.
В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.
Рекомендации экспертной комиссии представляются в администрацию местного органа исполнительной власти и управления для принятия соответствующих решений для учета при выполнении проектных и строительных работ и, при необходимости, информирования об этих решениях общественности.
2.3. Оформление и выдача исходно-разрешительной документации, в том числе архитектурно-планировочных заданий (АПЗ) и заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры не допускаются без согласования с местным органом социальной защиты населения в случаях когда требования действующих нормативных актов в части доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры не могут быть выполнены в полном объеме по тем или иным причинам.
2.4. Последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые должны разрабатываться местными органами социальной защиты населения или по их заказу с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных организаций инвалидов. Целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности разрабатываются с учетом рекомендуемых основных принципов разработки целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (приложение 2).
2.5. Расположение в структуре города специализированных учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этих учреждений следует определять по реальной и прогнозируемой в них потребности в конкретном городе, районе, микрорайоне. Такой принцип позволяет более гибко решать задачу обеспечения нуждающихся специализированными учреждениями. Для оптимального решения задач расположения и вместимости таких объектов должно быть обеспечено взаимодействие местных органов архитектуры и градостроительства с органами социальной защиты населения при участии общественных объединений инвалидов.
2.6. Требования по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов при разработке градостроительной документации на всех стадиях и видах проектирования, кроме проектов детальной планировки и проектов застройки (планировочной документации), устанавливаются в соответствующих нормативных документах в области строительства.
3. Порядок реализации требований доступности
при проектировании и строительстве
3.1. Разработка проектов детальной планировки, проектов застройки и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор на проектирование градостроительного или архитектурно-строительного объекта.
3.2. При подготовке и утверждении АПЗ на проектирование застройки или объектов строительства местными органами социальной защиты населения и органами архитектуры и градостроительства в числе исходных показателей должны устанавливаться основные обязательные (функциональные) требования, выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечивает создание условий доступности строящихся зданий и сооружений для инвалидов.
3.3. АПЗ на проектирование застройки или объекта строительства утверждается в установленном порядке при условии предварительного его согласования с территориальным органом социальной защиты населения и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование подрядной организации.
3.4. Задание на проектирование застройки или объекта строительства составляется заказчиком (инвестором, застройщиком), который несет ответственность за включение в состав этого задания мероприятий по созданию доступной для инвалидов среды в соответствии с требованиями, указанными в АПЗ.
3.5. Заказчик и другие заинтересованные организации несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления исходных данных для проектирования объекта строительства. Проектные и проектно-строительные организации, юридические и физические лица, принимающие участие в разработке проектно-сметной документации на строительство, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за ее качество, соответствие утвержденному заданию на проектирование и соблюдение обязательных требований действующих нормативных документов в области строительства в части проектирования среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов.
3.6. Проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должна разрабатываться в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов, действующих строительных норм и правил и технических условий должна согласовываться и утверждаться в установленном порядке.
3.7. В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими материалами.
3.8. Планировочная и проектная документация на объекты социальной инфраструктуры должна представляться в органы Государственной вневедомственной экспертизы в порядке, установленном:
Правительством РФ - для объектов строительства, финансируемого за счет средств федерального бюджета;
субъектом РФ - для объектов строительства, финансируемого за счет бюджета этого субъекта РФ.
Порядок проведения экспертизы планировочной и проектной документации на объекты строительства, финансируемого за счет средств юридических или физических лиц, определяется территориальными органами архитектуры и градостроительства и фиксируется в архитектурно-планировочном задании.
3.9. Планировочная и проектная документация на объекты строительства, не содержащая раздела, указанного в п. 3.7. настоящего порядка, не принимается к рассмотрению органами Государственной вневедомственной экспертизы.
3.10. Контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечивается территориальными органами Госархстройнадзора России при участии представителей территориальных органов социальной защиты населения, которые включаются в состав приемочных комиссий, и представителей общественных объединений инвалидов.
4. Состав и содержание документации
4.1. Состав и содержание планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры, включая специальный раздел с мероприятиями по учету потребностей инвалидов, должны отвечать требованиям Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
4.2. АПЗ и задание на проектирование в числе основных требований к объекту строительства должны содержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов.
4.3. Раздел "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов" должен разрабатываться на основе функциональных требований к объектам социальной инфраструктуры, специальному оборудованию, приспособлениям и устройствам, облегчающим инвалидам пользование зданиями и сооружениями.
4.4. В планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должны использоваться как правило решения, принятые на предыдущих стадиях разработки, включая соответствующие части утвержденных в установленном порядке схем и проектов районной планировки, генеральных планов городов и других поселений, проектов планировки и застройки жилых, общественных, промышленных зон и иных функциональных территорий.
4.5. Специальный раздел проектной документации на строительство здания и сооружений производственного назначения, отражающий решения по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, должен содержать материалы по Генеральному плану, транспорту и архитектурно-строительным решениям с соответствующими мероприятиями, а пояснительная записка - необходимые обоснования.
В материалы по Генеральному плану и транспорту следует включать мероприятия, соответствующие решения и показатели по обеспечению инвалидам условий доступности к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информатики.
В архитектурно-строительных решениях должны содержаться краткое описание и обоснование архитектурного замысла, принципиальные решения по обеспечению для инвалидов условий доступности зданий, сооружений, рекреационных зон и информации.
4.6. Проектная документация на строительство зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей инвалидов разрабатывается в составе материалов, указанных в СНиП 11-01-95 с дополнениями, отражающими специфику создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
На схеме Генерального плана или непосредственно на Генеральном плане показываются объекты социальной инфраструктуры, к которым должна быть обеспечена доступность для инвалидов, гаражи и места парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, площадки отдыха, спорта, малые архитектурные формы, иные элементы внешнего благоустройства и др.
4.7. В соответствии с заданием на проектирование и с учетом предложений органов социальной защиты населения в проектно-сметной документации на строительство дополнительно могут быть приведены рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественных зданий, устройству рекламы и иной визуальной информации с учетом особенностей восприятия ее инвалидами.
------------------------------
* к этим группам населения относятся также люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья, функций движения и ориентации, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.
Приложение N 1
(рекомендуемое)
Перечень
законодательных, нормативно-правовых актов и нормативных документов,
необходимых для руководства при разработке проектной документации
на строительство и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры
с учетом потребностей инвалидов
1. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" (N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.)
2. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
3. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1993 г. N 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
4. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры"
5. Постановление Минстроя России и Минсоцзащиты России от 11 ноября 1994 г. N 18-27/1 - 4403-15 "О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых и инвалидов при проектировании,
строительстве и реконструкции зданий и сооружений"
6. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Вводная часть. М., ГУП ЦПП, 1994
7. СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания". Вводная часть. Абзац первый, пп.: 1.9; 1.12; 1.17; 1.23; 1.28; 1.38*; 1.50*; 1.52*; 2.2; 2.6 и 2.7. М., ГУП ЦПП, 1994
8. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания". Вводная часть. Абзац третий, п.1.3; - М., ГУП ЦПП, 1993
9. СНиП 2.09.02-85* "Производственные здания". Раздел 1. пп.: 1.4; 2.20; 2.33; 2.34; 2.35; 2.40; 2.58
10. СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания", пп.: 1.1; 1.9; 1.18; 2.1; 2.3; 2.5; 2.14-2.19; 2.25; 2.30; 2.31; 2.52; 3.2; 3.6
11. СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", пп.: 3.12; 3.16; 3.82; 3.85
12. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, ГУП ЦПП, М., 1994
13. ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". Изменение N 1 (приказ председателя Госкомархитектуры от 29 ноября 1991 г. N 166) и изменение N 2 (постановление Минстроя России от 26 июля 1994 г. N 18-3) - М., ГУП ЦПП, 1994
14. РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства"
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения:
15. Выпуск 1. "Общие положения", ГУП ЦПП, М., 1995
16. Выпуск 2. "Градостроительные требования", ГУП ЦПП, М., 1995
17. Выпуск 3. "Жилые здания и комплексы", ГУП ЦПП, М., 1994
18. Выпуск 7. Часть 1, "Проектирование новых и адаптации существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов", ГУП ЦПП, М., 1996
19. Выпуск 10. "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: амбулатории, поликлиники, аптеки", ГУП ЦПП, М., 1998
20. Выпуск 12. "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения", ГУП ЦПП, М., 1997
21. Выпуск 13. "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения", ГУП ЦПП, М., 1997
22. Выпуск 14. "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи", ГУП ЦПП, М., 1997
23. Выпуск 19. "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения" ГУП ЦПП, М., 1997
24. Выпуск 20. "Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий", ГУП ЦПП, М., 1994
Приложение N 2
(рекомендуемое)
"Основные принципы разработки целевых программ по формированию
доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
(не публикуется).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Госстроя РФ и Минтруда РФ от 25 марта 1998 г. N 18-22/13 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры"
Текст постановления без приложения N 2 опубликован в "Бюллетене строительной техники", июнь 1998 г. N 6
Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 31 января 2000 г. N 3/13 настоящее постановление отменено
Введено в действие с 1 мая 1998 г.