Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 11 декабря 2001 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей В.П.Наговицына, П.А.Союнена, руководствуясь частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия положений статьи 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" от 20 апреля 2001 года N 147 ПР.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Карельской республиканской общественно-политической организации "Обманутые вкладчики".
Заслушав представителей сторон:
от Карельской республиканской общественно-политической организации "Обманутые вкладчики" - М.Н.Андрееву;
от Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - депутата А.П.Лукина;
от Председателя Правительства Республики Карелия - заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Л.А.Завьялову;
а также начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Т.П.Игнатьеву и заместителя начальника А.Н.Рехлова, президента Нотариальной палаты Республики Карелия Т.А.Ханнанову, Суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О нотариате" N 65-ЗРК принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 6 июля 1995 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 20 июля 1995 года и опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия 1995 год, N 9 (12) статья 932. Законом Республики Карелия N 5290-ЗРК от 1 октября 2001 года, опубликованном в газете "Карелия" N 111 от 6 октября 2001 года, в него внесены изменения и дополнения.
Постановление Палаты Республики "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелии" от 20 апреля 2001 года N 147 ПР опубликовано в Собрании законодательства Республики Карелия 2001 год, N 4, статья 485.
В соответствии со статьей 102 рассматриваемого Закона в случае непринятия Министерством юстиции и Нотариальной палатой Республики Карелия согласованного решения по вопросам, отнесенным статьями 3, 13, 16, 17, 19, 32 настоящего Закона к их совместной компетенции, окончательное решение принимает Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.
Постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия N 147 ПР от 20 апреля 2001 года в связи с непринятием согласованного решения Министерством юстиции Республики Карелия и Нотариальной палатой определено общее количество должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия и их распределение по нотариальным округам.
По мнению заявителя, статья 58 Конституции Республики Карелия, определяющая предметы ведения Палаты Республики, не наделяет ее полномочиями по разрешению разногласий между органами юстиции и Нотариальной палатой Республики Карелия. По этим основаниям статья 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и принятое в соответствии с этой нормой постановление Палаты Республики "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" не соответствуют Конституции Республики Карелия.
Конституционный Суд Республики Карелия при принятии данного постановления исходит из предмета, указанного в обращении. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "п" части 1 статьи 72).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт "л" статьи 72 Конституции РФ
В настоящее время деятельность нотариата на территории республики регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года и Законом Республики Карелия "О нотариате" в редакции от 1 октября 2001 года.
Основы содержат целый ряд вопросов, разрешаемых совместно органами юстиции и нотариальными палатами. В том числе и об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (часть вторая статьи 12).
Однако наряду с этим Основы не содержат механизма урегулирования возможных разногласий между органами юстиции и нотариальными палатами при принятии согласованных решений. Отсутствие этого механизма на практике приводит к ситуациям, когда процесс принятия ими согласованного решения и само право на принятие решения при наличии разногласий оказываются заблокированными. Это в свою очередь приводит к нарушению прав лиц, заинтересованных в занятии нотариальной деятельностью, дефициту нотариальных услуг, нарушениям прав граждан на получение данного вида юридических услуг.
Отмечая это, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 15-П от 19 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 5-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате указал, что проблема обеспечения соответствующего законодательного регулирования должна быть решена законодателем.
Между тем федеральным законодателем до настоящего времени этот вопрос не урегулирован.
Для выхода из таких ситуаций в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации положения частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривают право субъекта Российской Федерации в опережающем порядке осуществить собственное правовое регулирование.
После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с федеральным законом.
3. По смыслу Основ законодательства о нотариате необходимость принятия органами юстиции и нотариальными палатами согласованных решений в случаях, предусмотренных законодательством о нотариате, является одновременно обязанностью и правом только этих органов.
Исходя из названия и редакции статьи 102 Закона Республики Карелия "О нотариате", законодатель республики, предприняв данное регулирование, имел целью разработать механизм устранения разногласий между министерством юстиции и нотариальной палатой. Однако содержание данном нормы свидетельствует о том, что он фактически возложил на себя полномочие по принятию окончательных решений по вопросам, предусмотренным статьями 3, 13, 16, 17, 19, 32 Закона Республике Карелия "О нотариате".
В соответствии с положениями статьи 6 Конституции Республики Карелия в редакции от 23 марта 2001 года это означает, что постановление Палаты Республики не может быть никем отменено или изменено, кроме самой Палаты Республики или суда.
Такое регулирование противоречит Основам законодательства о нотариате, так как оно направлено на ограничение права органов юстиции и нотариальных палат принять по этим вопросам согласованное решение и поэтому не соответствует статьям 5, 6, 7 Конституции Республики Карелия
4. Постановление Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия N 147 ПР от 20 апреля 2001 является неконституционным по основаниям, изложенным в пункте 3 мотивировочной части настоящего постановления, поскольку вынесено в соответствии с нормой закона, противоречащей Конституции Республики Карелия.
Суд считает необходимым также отметить, что в целях обеспечения определенного баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти полномочия Палаты Республики по принятию решений публично-правового характера исчерпывающим образом установлены Конституцией Республики Карелия. Это правило является одним из элементов системы "сдержек и противовесов", обеспечивающей функционирование органов государственной власти в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей.
Решение, регулирующее вопросы деятельности нотариата, могло быть принято Палатой Республики лишь в рамках ее полномочий, предусмотренных пунктом "г" статьи 58 Конституции Республики Карелия и только в форме закона.
Принятие закона осуществляется в особой процедуре, предусматривающей промульгацию закона Председателем Правительства республики, что обеспечивает баланс властей в сфере законотворчества.
Между тем оспариваемое решение принято в форме постановления, что не согласуется с установлениями статьи 6 Конституции Республики Карелия в редакции от 23 марта 2001 года, статьей 58, 61, 62 Конституции Республики Карелия в редакции от 26 июня 1998 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 23, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Суд постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Карелия (ее статьям 5, 6, 7 в редакции от 23 марта 2001 года) положения статьи 102 Закона Республики Карелия "О нотариате".
2. Признать не соответствующим Конституции Республики Карелия (ее статье 6 в редакции от 23 марта 2001 года, статьям 58, 61, 62 в редакции от 26 июня 1998 года) постановление Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия N 147 ПР от 20 апреля 2001 года "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия".
3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2001 г.
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 20 декабря 2001 г. N 142, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2001, N 12, ст.1790, в издании "Конституционный Суд Республики Карелия. Сборник документов. Итоги работы за 10 лет"