Приказ Госстроя РФ от 6 августа 1993 г. N 17-59
"Об утверждении рекомендаций по установлению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства"
Настоящий приказ фактически прекратил действие в связи с утратой силы постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 729
О правонарушениях в области строительства см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
В целях повышения эффективности деятельности органов Госархстройнадзора России и в соответствии с Положением о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 729, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по установлению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства.
2. Главгосархстройнадзору России (В.Д. Немерцеву) в месячный срок разработать и утвердить методические рекомендации, определяющие основные виды правонарушений в области строительства и промышленности строительных материалов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Л.В. Хихлуху.
Председатель Комитета |
Е.В. Басин |
Рекомендации
по установлению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства
(утв. приказом Госстроя России от 6 августа 1993 г. N 17-59)
О размерах штрафов за правонарушения в области строительства по состоянию на 1 января 2001 г. см. письмо Госстроя РФ от 10 января 2001 г. N АШ-95/19
1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" и Положением о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 729, с целью создания на территории Российской Федерации единой нормативно-методологической основы по оценке нарушений требований утвержденных проектов и нормативных документов в области строительства и промышленности строительных материалов и установлению конкретных размеров налагаемых штрафов.
2. Рекомендации предназначены для применения органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) при рассмотрении ими дел об административной ответственности за правонарушения в области строительства, по которым вышеуказанным Законом установлены верхний и нижний пределы размера штрафа.
За строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения, осуществление строительной деятельности без лицензии, нарушение правил приемки объекта в эксплуатацию штрафы во всех случаях устанавливаются в размерах, соответственно:
100 тыс. руб., 250 тыс. руб. и 100 тыс. руб.
3. Административной ответственности подлежат нарушения, влекущие за собой снижение прочностных параметров или функциональной надежности строительных материалов, конструкций и изделий, потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов.
При этом под "потерей прочности" понимается разрушение материала, конструкции, изделия под действием расчетных нагрузок и воздействий, недопустимое снижение физико-механических свойств грунтов основания, повлекшие полную или частичную потерю несущей способности здания, строения, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов.
Под "потерей устойчивости" понимается выведение здания, строения, сооружения или их отдельных частей из состояния устойчивого равновесия, повлекшее недопустимые остаточные деформации (осадки, крен, сдвиг и т.д.) либо разрушение здания, строения, сооружения или их частей.
Состояние "устойчивого равновесия" - это равновесие, при котором после устранения причин, вызывающих какие-либо возможные отклонения системы, она возвращается в исходное или близкое к исходному состояние.
Под "снижением прочности" понимается уменьшение регламентированных значений показателей качества материала, конструкции, изделия, узлов их сопряжения, снижение физико-механических свойств грунтов основания, которые под действием расчетных нагрузок и воздействий в процессе дальнейшего строительства или эксплуатации могут привести к разрушению здания, строения, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов.
Под "снижением устойчивости" понимается уменьшение способности здания, строения, сооружения или их отдельных частей сохранять под действием расчетных нагрузок и воздействий состояние устойчивого равновесия, что в процессе дальнейшего строительства или эксплуатации может привести к деформации или разрушению здания, строения, сооружения или их отдельных частей.
Под "снижением надежности" понимается снижение способности здания, сооружения, их инженерных систем, несущих и ограждающих конструкций в процессе эксплуатации сохранять значения нормируемых показателей в заданных пределах.
4. Основные виды возможных нарушений строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, утвержденных проектов, других обязательных для исполнения нормативно-технических документов при выполнении строительно-монтажных работ, производстве строительных материалов, конструкций и изделий, за которые предусмотрена административная ответственность, определяются методическими рекомендациями Главной инспекции Госархстройнадзора России.
5. Решение о составлении протокола о правонарушении в области строительства по результатам проведенной проверки принимается в следующих случаях:
если допущено нарушение организационно-правового порядка при строительство объекта или при производстве строительных материалов, конструкций и изделий;
при выявлении нарушения, влекущего за собой потерю прочности, устойчивости;
при выявлении на одном здании, сооружении трех и более однотипных нарушений, влекущих за собой снижение прочности, устойчивости, надежности;
если в утвержденных проектах или утвержденной рабочей документации выявлены ошибки (в том числе отмеченные при экспертизе и не устраненные до утверждения проекта), которые повлекли или могли повлечь за собой потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности.
В случае, если влияние нарушений на техническое состояние объекта определить затруднительно, должностное лицо органа Госархстройнадзора России выдает предписание (без составления протокола о правонарушении в области строительства), в котором определяет необходимые меры для решения этого вопроса - получение заключения проектной организации, проведение дополнительных лабораторных испытаний и т.д.
6. Конкретный размер налагаемого штрафа за нарушения, предусмотренные настоящими Рекомендациями, устанавливается в ходе рассмотрения дела об административной ответственности за правонарушение в области строительства в пределах, установленных законом, исходя из возможных последствий допущенных нарушений с учетом:
- степени ответственности зданий и сооружений, на которых допущены нарушения (классификация объектов по классу ответственности приведена в приложении);
- места расположения и стадии строительства объекта, имея в виду, что нарушения, допущенные на более ранней стадии строительства, а также на объектах, расположенных в густонаселенных районах, могут привести к более тяжелым последствиям;
- вероятности наступления определенных последствий от допущенного нарушения (особые условия строительства, вероятность неблагоприятного сочетания различных видов нагрузок и воздействий и т.д.).
При определении конкретного размера штрафа целесообразно учитывать также уровень качества выполняемых проектных и строительно-монтажных работ (производимых строительных материалов, конструкций и изделий) организацией, допустившей правонарушение, а также частоту совершения ею нарушений, подлежащих административной ответственности.
7. В зависимости от степени ответственности зданий и сооружений, на которых допущены нарушения, размер штрафа рекомендуется устанавливать в следующих пределах.
При выявлении нарушений, влекущих потерю прочности, устойчивости:
по объектам I класса - 900 тыс. руб. - 1 млн. руб.
по объектам II класса - 800 тыс. руб. - 900 тыс. руб.
по объектам III класса - 750 тыс. руб. - 800 тыс. руб.
При выявлении нарушений, влекущих снижение прочности, устойчивости:
по объектам I класса - 650 - 750 тыс. руб.
по объектам II класса - 550 - 650 тыс. руб.
по объектам III класса - 500 - 550 тыс. руб.
При выявлении нарушений, влекущих снижение надежности:
по объектам I класса - 400 - 500 тыс. руб.
по объектам II класса - 150 - 400 тыс. руб.
по объектам III класса - 50 - 150 тыс. руб.
В случае проведения индексации, штрафы изменяются пропорционально выше указанным.
8. Максимальный размер штрафа при выявлении нарушений, влекущих соответственно
потерю прочности, устойчивости - 1 млн. руб.
снижение прочности, устойчивости - 750 тыс. руб.
снижение надежности - 500 тыс. руб. рекомендуется устанавливать в следующих случаях:
при строительстве объекта (объекты I и II классов) в районах с особыми условиями строительства (сейсмичность 8 баллов и выше, просадочные, вечномерзлые, пучнистные, засоленные грунты и т.п.);
при выявлении нарушений на объектах, связанных с повышенной потенциальной опасностью для населения и окружающей среды;
при нарушении зимних условий производства работ по объектам I и II классов.
9. Максимальный размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного должностным лицом Госархстройнадзора России (250 тыс. руб.), устанавливается в следующих случаях:
- неисполнение предписания о приостановлении проектных и строительно-монтажных работ, а также приостановлении выпуска строительных материалов, конструкций и изделий;
- неисполнение предписания об оформлении технической и исполнительной документации, подтверждающей качество выполненных работ (геодезические исполнительные схемы, акты на скрытые работы, данные лабораторных испытаний и т.д.);
- неисполнение предписаний об устранении допущенных нарушений, связанных с возможностью потери или снижения прочности, устойчивости, надежности;
- неисполнение предписаний об устранении допущенных нарушений организационно-правового порядка строительства, за которые законом предусмотрена административная ответственность (получение в установленный срок разрешения на выполнение СМР, лицензии и т.д.);
Окончательное решение по размерам штрафов с учетом конкретных обстоятельств дела во всех случаях принимает должностное лицо соответствующего органа Госархстройнадзора России, рассматривающее дело об административной ответственности за правонарушения в области строительства или жалобу организации, предприятия, решение о наложении штрафа.
Приложение
к Рекомендациям по установлению
конкретных размеров штрафов
за правонарушения
в области строительства
Классификация объектов по степени ответственности
Степень ответственности сооружения |
Наименование зданий и сооружений |
Основные здания и сооружения ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, АЭС, доменные печи, телевизионные башни, мосты, тоннели, магистральные газопроводы при рабочем давлении свыше 2,5 МПа, магистральные нефтепроводы и продуктопроводы при условном диаметре трубы свыше 1000 мм, резервуары для нефти и нефтепродуктов емкостью более 10 тыс. куб.м, объекты метростроения, крытые спортивные сооружения с трибунами, здания театров, кино- театров, цирков, крытых рынков, учебных заведе- ний, детских дошкольных учреждений, больниц, родильных домов, музеев, государственных архи- вов и т.п. Здания и сооружения промышленного назначения, сельского хозяйства, железные дороги, авто- магистрали и дороги I-III категорий, магист- ральные газопроводы при рабочем давлении до 2,5 МПа включительно, магистральные нефтепроводы и продуктоводы при условном диаметре трубы 1000 мм и менее, жилые здания, гостиницы и админист- ративные здания, здания научных учреждений, и учреждений отдыха, предприятий бытового обслу- живания, коммунальные, здания и сооружения предприятий связи и другие объекты, не вошедшие в I и III классы. Склады без процессов сортировки и упаковки для хранения сельскохозяйственных продуктов, удоб- рений, химикатов, угля, торфа и других подобных видов продукции, теплицы, парники, одноэтажные жилые дома, опоры проводной связи, опоры осве- щения населенных пунктов, ограды, временные здания и сооружения и т.п. объекты. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Госстроя РФ от 6 августа 1993 г. N 17-59 "Об утверждении рекомендаций по установлению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства"
Текст приказа размещен на сервере Федерального государственного унитарного предприятия - "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" Мингосимущества России (ФТ - Центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР
Настоящий приказ фактически прекратил действие в связи с утратой силы постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 729