1.2. Методические рекомендации разработаны по поручению Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое России от 19 декабря 1997 г. и предназначаются для использования при строительстве объектов за счет средств федерального, регионального, местного (муниципального) бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, а также зарубежных инвестиций, гарантом которых является Правительство Российской Федерации или администрация субъекта Российской Федерации. Рекомендации могут быть также использованы при проведении торгов на строительство, осуществляемое за счет других источников финансирования.
Данный документ предназначен для применения заказчиками (инвесторами), проектными организациями, инжиниринговыми фирмами-организаторами подрядных торгов при разработке сводного сметного расчета стоимости строительства в части статьи затрат "Организация и проведение подрядных торгов" в главе 9 "Прочие работы и затраты", а также при подготовке, организации и проведении подрядных торгов.
1.3. Методические рекомендации устанавливают единый подход к планированию затрат на организацию и проведение подрядных торгов, к установлению Заказчиком (Инвестором) и Организатором подрядных торгов (Исполнителем) договорных цен на комплексы работ по подготовке, организации и проведению подрядных торгов, а также при осуществлении расчетов за выполненные работы.
1.4. При подготовке Методических рекомендаций учтены требования указанных в п. 1.1 документов по составу, порядку и срокам качественного исполнения всех процедур подготовки, организации и проведения подрядных торгов, а также практический опыт специализированных в этом виде деятельности инжиниринговых фирм и служб заказчика, других организаций, профессионально подготовленных к выполнению работ в качестве Организатора подрядных торгов.
1.5. Методические рекомендации распространяются на проведение открытых и закрытых подрядных торгов при размещении подряда на строительство новых, расширение, реконструкцию и ремонт действующих объектов, в том числе на строительные, монтажные, ремонтно-строительные, пусконаладочные и другие виды работ, а также на комплексы указанных работ.
2. Методика определения стоимости затрат на проведение подрядных торгов
2.1. Основой определения стоимости затрат на проведение подрядных торгов являются:
использование базового норматива стоимости затрат на проведение открытого торга, разработанного на примере объекта средней сложности и крупности, по которому на момент публикации объявления о торге имелись разработанные проектные материалы;
введение поправок к базовому нормативу, учитывающих специальные требования Заказчика и ограничения Заказчика по составу этапов работ и видов затрат, проведение закрытого торга;
учет степени сложности объектов с использованием категорий их сложности;
учет крупности объектов с использованием результатов предварительной оценки предполагаемой цены предмета торга;
учет наличия разработанных материалов, на базе которых проводится подготовка комплекта конкурсной документации;
учет разновидности торгов (с предварительным квалификационным отбором или без него, одноэтапные или двухэтапные торги).
2.2. Стоимость затрат на проведение торга (без учета налога на добавленную стоимость) определяется:
тыс. руб (1)
где:
Н - базовый норматив стоимости затрат на проведение открытых торгов в процентах от предполагаемой цены подряда, который при обосновании договорной цены контракта на организацию и проведение подрядных торгов может быть скорректирован на различие по отдельным этапам работ и видам затрат вследствие:
ограничения круга работ и затрат по решению Заказчика торга;
учета реальных затрат на публикацию объявлений о торгах по счетам рекламных агентств, периодических изданий.
При обосновании величины прочих затрат по статье "Организация и проведение подрядных торгов" в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства корректива базового норматива на указанные выше отличия по отдельным этапам и видам затрат может не проводиться;
- коэффициент сложности объекта строительства;
- коэффициент крупности предмета торга;
- коэффициент стадийности;
- коэффициент разновидности торгов: с предварительным квалификационным отбором или без него, одноэтапных или двухэтапных торгов;
- предполагаемая стоимость договора (контракта) по предмету торга (без учета налога на добавленную стоимость) в уровне цен на дату публикации объявления о торгах.
2.3. Базовый норматив стоимости затрат на проведение открытых подрядных торгов установлен для третьей категории сложности объекта строительства с ориентировочной его сметной стоимостью 3 млн. рублей (в сметных ценах 1991 года) при наличии разработанной проектной документации. Базовый норматив рассчитан из условия полного учета всех традиционных процедур и затрат, которые необходимо осуществить при подготовке, организации и проведении одноэтапных торгов без предварительного квалификационного отбора и командировочных расходов Организаторов и Исполнителей торгов, определяемых по фактическим затратам. Структура базового норматива для определения стоимости затрат на проведение открытых подрядных торгов представлена в Приложении 1.
2.4. В случае если Организатору торгов не поручается осуществлять некоторые из перечисленных в Приложении 1 процедур и затрат, то при подготовке договора на организацию и проведение подрядных торгов из базового норматива исключаются соответствующие доли затрат. Затраты на публикацию объявлений о предквалификации и об открытых торгах рекомендуется, как правило, возмещать по счетам рекламных агентств и периодических изданий.
В случае, если используются возможности бесплатной публикации объявлений о торгах, из базового норматива исключаются соответствующие затраты. При проведении закрытого (в том числе двухэтапного) торга из базового норматива полностью исключаются затраты на рекламу и публикацию.
2.5. Коэффициент сложности объекта строительства (), принимается в зависимости от Категории сложности (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Категория сложности объекта | К_СЛ |
I II III IV V |
0,7 0,9 1,0 1,3 1,5 |
При этом возрастание стоимости затрат на проведение торгов по мере увеличения степени сложности объектов определяется необходимостью:
- более детальной разбивки сложного объекта торгов на его составляющие, виды работ или на лоты с целью привлечения к участию в торгах специализированных высококвалифицированных подрядных организаций и получения за счет этого существенного снижения продолжительности и стоимости строительства, повышения качества строительной продукции, снижения эксплуатационных# затрат, использование более выгодных для заказчика схем финансирования строительства;
- более детальной проработки технической части конкурсной документации;
- привлечения большего числа высококвалифицированных экспертов для оценки предложений участников торгов.
2.6. Коэффициент крупности предмета торга () установлен в повышенном размере для мелких объектов и в пониженном размере - по крупным объектам торгов (табл. 2.2).
Снижение удельного показателя стоимости затрат на проведение подрядных торгов по мере увеличения его крупности объясняется тем, что стоимость выполнения части процедур подрядных торгов незначительно увеличивается с увеличением крупности объекта (реклама, составление условий торга, организация работы конкурсной комиссии и т.п.).
Таблица 2.2
N п/п |
С_с_91 - предполагаемая стоимость подряда, (в уровне сметных цен на 01.01.91), млн. руб. |
К_КР |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
до 0,05 0,1 0,2 0,5 1 2 3 4 5 10 20 50 100 200 500 более 500 |
7,0 5,0 4,0 2,8 1,8 1,25 1,0 0,85 0,73 0,55 0,40 0,25 0,15 0,08 0,05 0,04 |
Примечание. При промежуточных значениях предполагаемой стоимости подряда коэффициент крупности определяется по интерполяции.
Предполагаемая стоимость предмета торгов указана в табл. 2.2 в ценах на 01.01.91. В связи с этим предполагаемую стоимость предмета торгов в ценах на дату их объявления () необходимо пересчитать в уровень цен на 01.01.99.
, (2)
где - индекс цен по соответствующему виду строительной продукции на дату публикации объявления о торгах по сравнению с уровнем сметных цен на 01.01.91.
2.7. Коэффициент стадийности (), учитывающий увеличение трудоемкости разработки технической части конкурсной (тендерной) документации и оценки предполагаемой стоимости договора (контракта) на ранних стадиях проектирования, представлен в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Стадия проектирования | К(СТ) |
Предпроектные материалы (технико-экономическое исследование, инвестиционное предложение, обоснование инвестиций и др.) Проектная документация (технико-экономическое обоснование, проект, рабочий проект, рабочая документация) |
1,4 1,0 |
Увеличение затрат на разработку технической части тендерной документации при проведении торга на предпроектной стадии и на ранних стадиях проектирования определяется необходимостью детализации и конкретизации всех технических решений.
2.8. Коэффициент разновидности торгов () учитывает увеличение количества этапов, объема работ и затрат на их проведение для торгов с предварительным квалификационным отбором или двухэтапных торгов по сравнению с одноэтапными торгами без предварительного квалификационного отбора и принимается по табл. 2.4.
Таблица 2.4
Разновидность торгов | К(РТ) |
Без предварительного квалификационного отбора С предварительным квалификационным отбором Двухэтапные |
1,0 1,2 1,15 |
2.9. Предполагаемая стоимость договора (контракта) по предмету торгов () определяется в уровне цен на дату публикации объявления о торге (без учета налога на добавленную стоимость и затрат заказчика) с использованием "Методических рекомендаций по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве", утвержденных Госстроем России 28.05.98 N АБ-20-214/12.
2.10. При заключении договора между Заказчиком и Организатором подрядного торга налог на добавленную стоимость учитывается дополнительно к стоимости работ, рассчитанной по пункту 2.2.
Примеры
Пример 1 (все цифры условные)
Определить для включения в сводный сметный расчет стоимости строительства величину прочих затрат по статье "Организация и проведение подрядных торгов" стоимость подготовки, организации и проведения торгов без предварительной квалификации по выбору подрядчика на строительство магистральных сетей водопровода и канализации в застроенной части города вблизи существующих подземных коммуникаций.
Этот объект можно отнести к III категории сложности (см. Приложение 2), для которого (таблица 2.1).
Предполагаемая стоимость предмета торгов в уровне цен на дату публикации объявления о торгах (сентябрь 1999 г.) млн. рублей. Индекс цен в строительстве по сравнению со сметными ценами на 01.01.91 () составил 12,0.
Используя формулу (2) в пункте 2.4, определяем сметную стоимость предмета торгов в уровне цен на 01.01.91.
, млн. рублей. (2)
Согласно таблице 2.2 .
Учитывая наличие утвержденной проектной документации, (таблица 2.3).
Так как торги одноэтапные и не предусматривают предварительной квалификации, (см. табл. 2.4).
Базисный норматив Н составляет 0,42% от предполагаемой стоимости контракта.
Используя формулу (1) пункта 2.2, получаем: тыс. руб. = 171,36 тыс. рублей, что составляет 0,357% от предполагаемой стоимости строительства.
Пример 2
Обосновать величину цены контракта Инвестора (Заказчика) со специализированной инжиниринговой фирмой на выполнение ею комплекса работ по подготовке, организации и проведению торгов по выбору подрядчика на строительство объекта, указанного в примере 1 Инвестор (Заказчик) выполняет часть работ по подготовке и организации торгов собственными силами. Объявления о торгах публикуются в бесплатном издании.
В связи с этим из базового норматива исключаются 0,08% (расчеты нами опущены) и скорректированная величина базового норматива составляет 0,42-0,08 = 0,36%.
Рассчитывая по формуле (1) пункта 2.2, получим:
тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации. МДС 81-11.2000 (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое РФ, протокол от 12 февраля 1999 г. N 11)
Текст документа опубликован в издании Госстроя РФ (Москва, 1999 г.)
Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации предназначены для использования при планировании затрат на проведение подрядных торгов на этапе составления сводных сметных расчетов стоимости строительства, а также при подготовке договоров (контрактов) на исполнение функций организаторов подрядных торгов между заказчиками (инвесторами) и инжиниринговыми фирмами
При проведении подрядных торгов по специфическим объектам и предметам при усложненных условиях осуществления проектирования и строительства, а также с учетом ведомственных или территориальных особенностей, в развитие данных Методических рекомендаций могут разрабатываться дополнения, уточнения или соответствующие отраслевые или региональные методические рекомендации, которые могут направляться в РАТСИ для обобщения и использования при совершенствовании федеральных методических документов и стандартов РАТСИ, а также в Госстрой РФ
Разработаны Научно-исследовательским центром подрядных торгов и ценообразования в строительстве ЦНИИЭУС Госстроя РФ (В.М. Дидковский - научный руководитель работы, акад. МАИЭС, к.т.н.; Т.А. Рудакова),
Экспертно-консультативным центром при Госстрое России (В.П. Абрамов - заслуженный строитель России, Э.А. Качура, И.С. Быстрицкий),
Инженерно-консультационной фирмой КО-ИНВЕСТ (С.А. Табакова - член-корр. МАИЭС, к.э.н.; О.В. Кузьмичева, А.В. Евстегнеев),
Научно-техническим центром "Зодчий" (А.М. Коновалов),
Самарским центром ценообразования в строительстве (О.В. Дидковская),
при участии Г.К. Веретельникова и С.В. Никиточкина (Госстрой России)
Одобрены Секцией "Экономика, инвестиционная деятельность и лицензирование в строительстве" Научно-технического совета Госстроя (протокол N 23-10.1 от 25 ноября 1998 г.)
Правлением Российской ассоциации организаторов подрядных торгов и стоимостного инжиниринга (протокол N 4 от 18 февраля 1999 г.)
Утверждены Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое РФ (протокол N 11 от 12 февраля 1999 г.)