См. также Рекомендации по первоочередным малозатратным мероприятиям, обеспечивающим энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города, утвержденные приказом Госстроя РФ от 17 января 2000 г. N 5
В целях выполнения решения Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 26.01.98, протокол N 1, по созданию нормативной базы для определения эффективности мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг приказываю:
1. Утвердить "Методику расчета экономии бюджетных средств, определяющую эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг" (прилагается).
О дополнительных критериях реализации договоров на достройку домов высокой степени готовности см. письмо Госстроя РФ от 27 февраля 2003 г. N НК-1088/13
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства организовать издание и обеспечить указанной Методикой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя Госстроя России А.И. Терещенко.
Министр Российской Федерации, |
Е.В.Басин |
Методика
расчета экономии бюджетных средств, определяющая эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг
(утв. приказом Госстроя России от 30 апреля 1998 г. N 17-106)
Введение
Важнейшим звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях становится снижение издержек на производство услуг. Экономической основой этого процесса является энергоресурсосбережение.
Принципиальные подходы к решению такой задачи изложены в Федеральной целевой программе "Энергоресурсосбережение России" на 1998 - 2005 годы и подпрограмме "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80.
В развитие положений этих документов Госстроем России разработаны "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации", одобренные решением Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (протокол от 20 марта 1998 г. N 3). Комиссией рекомендовано использовать указанный документ в качестве методологической основы при разработке региональных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ.
В рамках реализации таких программ предполагается обеспечить:
- снижение потерь воды и тепловой энергии в зданиях, сооружениях и коммуникациях за счет улучшения тепловой изоляции, автоматического регулирования работы насосных агрегатов, рациональной ценовой политики;
- модернизацию систем водо- и теплоснабжения путем оптимизации режимов работы оборудования и сетей, децентрализации источников теплоснабжения, диспетчеризации и автоматизации, новой технологии замены и прочистки сетей;
- повышение надежности и устойчивости работы оборудования и коммуникаций на основе выполнения необходимого объема работ по замене изношенных сетей, применения современных материалов, подготовка теплоносителя;
- использование тепловых насосов и других нетрадиционных источников энергии с учетом местных условий.
Значительный эффект в экономии бюджетных средств может быть получен за счет развития системы учета и регулирования потребления энергоресурсов и воды от границ раздела сфер ответственности производящих и реализующих услуги организаций до конечных потребителей.
Необходимость планирования и финансирования комплекса ресурсосберегающих мероприятий, оценка осуществляемых мер по энергоресурсосбережению потребовали разработки настоящей Методики, включающей в себя отдельные элементы накопленного в регионах опыта проведения такой работы.
1. Цель, задачи и сфера применения Методики
Целью настоящей Методики является формирование принципов и методов оценки, определение процедуры расчета экономии бюджетных средств, используемых для финансирования процессов производства и реализации жилищно - коммунальных услуг.
Осуществление указанной цели требует решения следующих основных задач:
- выявление возможных источников экономии бюджетных средств;
- прогнозная оценка затрат и потенциальной экономии;
- учет фактически полученной экономии;
- определение путей рационального использования полученной экономии для стимулирования процессов энергоресурсосбережения в ЖКХ.
Кроме того, предусматривается оценка и сопоставление затрат на проведение энергоресурсосберегающих мероприятий и результатов от их реализации, которые выражаются в абсолютном или относительном сокращении потребности в бюджетных средствах.
В конечном итоге использование данной Методики позволит оценить эффективность действий различных участников процессов производства и оказания жилищно - коммунальных услуг, прямо или косвенно влияющих на сокращение затрат бюджетных средств.
Данная Методика предназначена для использования при разработке технико-экономических обоснований и бизнес-планов инвестиционных проектов, а также планов ресурсосберегающих мероприятий организаций, потребляющих, а также непосредственно реализующих жилищно- коммунальные услуги или участвующих в их производственном, научно-техническом, проектном или ином обеспечении.
Методика предусматривает комплексный подход к рассмотрению вопросов внедрения технических и организационных мероприятий по совершенствованию обслуживания и энергосбережению, а также по реализации форм и методов экономического стимулирования энергосберегающих мероприятий, реализуемых как непосредственно жилищно-коммунальными организациями, службами заказчика, так и самими потребителями услуг.
Оценка экономии бюджетных средств, определяющих эффективность внедрения энергосберегающих технологий, может производиться:
- на муниципальном уровне (в службе заказчика);
- в организациях бюджетной сферы - потребителях услуг;
- в организациях жилищно-коммунального хозяйства;
- у других потребителей услуг (например, товариществ собственников жилья).
Основные направления энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающие экономию бюджетных средств в сфере потребления, производства и оказания услуг, представлены на схеме 1.1.
/-----\/-----\/-----\/-----\/------\/-----\/----\/------\/------\/----\ |Ис- ||Теле-||Внед-||Тепло||Рекон-||Аудит||Соз-||Совер-||Совер-||Пла-| |поль-||меха-||рение||изо- ||струк-||тари-||да- ||шенст-||шенст-||ни- | |зова-||низа-||новых||ляция||ция ||фов, ||ние ||вова- ||вова- ||ро- | |ние ||ция ||тех- ||зда- ||источ-||энер-||ние ||ние ||ние ||ва- | |не- ||объ- ||ноло-||ний ||ников ||гоау-||бил-||хозяй-||норма-||ние | |тра- ||ектов||гиче-|| ||т/с, ||дит ||лин-||ствен-||тив- ||и | |дици-||ЖКХ, ||ских || ||насос-|| ||го- ||ного ||нопра-||фи- | |онных||опти-||про- || ||ных || ||вых ||меха- ||вовой ||нан-| |ис- ||миза-||цес- || ||агре- || ||ком-||низма ||базы ||си- | |точ- ||ция ||сов || ||гатов,|| ||па- ||в час-|| ||ро- | |ников||рабо-||ре- || ||сетей || ||ний,||ти ре-|| ||ва | |т/с ||ты ||монта|| || || ||ус- ||сурсо-|| ||ние | | ||обо- ||и об-|| || || ||та- ||сбере-|| ||ме- | | ||рудо-||слу- || || || ||нов-||жения || ||роп-| | ||вания||жива-|| || || ||вка || || ||рия-| | ||и се-||ния || || || ||при-|| || ||тий | | ||тей ||объ- || || || ||бо- || || || | | || ||ектов|| || || ||ров || || || | | || ||ЖКХ || || || ||уче-|| || || | | || || || || || ||та || || || | \-----/\-----/\-----/\-----/\------/\-----/\----/\------/-------/\----/ Оценка инвестиционных затрат бюджетных средств (непосредственно из бюджета или части кредитных ресурсов, подлежащих возврату из бюджета) |
|
/---------------------------------------------------\ | Организация деятельности реконструированных | | или вновь созданных объектов ЖКХ | \---------------------------------------------------/ Оценка инвестиционных затрат бюджетных средств на эксплуатацию, обслуживание и ремонт реконструированных или вновь созданных объектов ЖКХ, оценка изменения этих затрат в результате ресурсосберегающих мероприятий |
|
/---------------------------------------------------\ | Использование полученной экономии | | от энергоресурсосберегающих мероприятий | \---------------------------------------------------/ Оценка части бюджетных средств, сэкономленных в результате проведенных мероприятий и направленных на стимулирование ресурсосбережения |
Схема 1.1. Алгоритм энергоресурсосберегающих мероприятий
2. Основные принципы оценки экономии бюджетных средств при осуществлении энергоресурсосберегающих мероприятий
2.1. Основой методики расчета экономии бюджетных средств, определяющих эффективность реализации энергоресурсосберегающих технологий, являются следующие принципы:
- необходимость учета прямых и косвенных расходов бюджетных средств, которые могут быть полностью или частично сокращены в результате проводимых мероприятий;
- необходимость учета как абсолютного сокращения бюджетных средств, направляемых на проведение энергосберегающих мероприятий, на дотации организациям ЖКХ, полную оплату тех или иных видов услуг и другие цели, так и их относительного сокращения за счет уменьшения темпов прироста потребности в этих средствах по отношению к темпам прироста объема услуг при одновременном повышении их качества, предотвращения новых видов платежей из бюджета при реализации других источников финансирования, дополнительных налоговых поступлений в бюджет (при увеличении балансовой прибыли организаций ЖКХ, а также промышленных потребителей услуг в условиях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, соответствующего снижения тарифов на услуги ЖКХ для этой группы потребителей и, как следствие, себестоимости их продукции);
- сопоставление экономии бюджетных средств с затратами из различных источников, включая кредитные ресурсы, требующие возврата за счет финансово - экономических процедур.
2.2. Рыночный экономический механизм ориентирован на использование заемных инвестиций.
Минимизация затрат заемных средств на энергосберегающие проекты на предприятиях ЖКХ при гарантированном сроке их возврата и дальнейшей экономии обеспечит повышение ранга приоритетности проекта. Экономическая целесообразность такого подхода определяется существенным объемом необходимых инвестиционных вложений в проект энергосбережения.
Экономическая привлекательность проектов ресурсосбережения, как для инвестора, так и для организаций ЖКХ, состоит в наличии гарантированного источника погашения кредита из средств, сэкономленных в результате сокращения издержек производства.
3. Процедуры оценки экономии бюджетных средств
Расчет экономии бюджетных средств от внедрения энергоресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве основан на сравнительной оценке прогнозных значений затрат бюджетных средств при отсутствии энергосберегающего мероприятия с параметрами, ожидаемыми или фактически полученными в результате его внедрения, и последующем сопоставлении этой экономии с затратами на реализацию проекта.
При этом прогнозные значения каждого параметра определяются с учетом влияния на изменение его величины всех факторов:
- объема реализации услуг под влиянием изменения объективных демографических, градостроительных и социальных условий (то есть без проведения ресурсосберегающих мероприятий);
- удельных финансовых и ресурсных затрат на производство единицы услуги под влиянием организационно-экономических и технических факторов;
- возможных изменений тарифа.
При отсутствии возможности определения прогнозируемых параметров с учетом действующих на них факторов производится экстраполяционная оценка каждого параметра по динамическому ряду за предшествующий период.
Экономия бюджетных средств, достигнутая за счет реализации энергосберегающих проектов, характеризуется сокращением потребности в них на:
оплату услуг тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения, потребляемых бюджетными организациями;
приобретение топливно-энергетических ресурсов;
дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты услуг населением.
При этом наряду с сокращением потребности в бюджетных средствах необходимо учитывать как дополнительные поступления средств в бюджет в виде налоговых и других платежей, так и необходимое текущее выделение средств из бюджета на финансирование реализации энергоресурсосберегающего проекта (схема 3.1).
/--------------------------\
| /-------\ /-------\ | /---------------\
|Ин- |На пря-| |На воз-| | |Возврат процен-|
|вес- |мое фи-| |врат | | |тов по кредиту |
|ти- |нанси- | |кредит-| | |в федеральный и|
|ции |рование| |ных ре-| | |региональный |
| |проекта| |сурсов | | |фонды энерго- |
| \-------/ \-------/ | |сбережения |
\--------------------------/ \---------------/
| | |
\<-------->/ <----/
/------------------\ /------------\ /-----------------\
|Выплаты из бюджета| | Сальдо | | Поступление |
|(планируемые ин- |<------|поступлений |<---------|средств в бюджет |
|вестиции и текущие| | и выплат | | (снижение |
|затраты) | |из бюджета | | затрат) |
\------------------/ \------------/ \-----------------/
/<---->----->\ \<--\ \<---------\
| | | | |
/------+------+-----+-------------\ | |
| /-----\/-----\/------\/-------\|/------\/------\/------\/-----\/-----\
|Т |На ||На ||На ||Допол- |||Сокра-||Умень-||Сни- ||Со- ||До- |
|е |оп- ||при- ||дота- ||нитель-|||щение ||шение ||жение ||вер- ||пол- |
|к |лату ||обре-||ции ||ные |||пот- ||объема||утечек||шенс-||ни- |
|у |услуг||тение||пред- ||затраты|||реб- ||реали-||и не- ||тво- ||тель-|
|щ |теп- ||топ- ||прия- ||бюджет-|||ности ||зации ||рацио-||вание||ные |
|и |ло- ||лив- ||тиям ||ных |||в бюд-||мате- ||наль- ||сис- ||нало-|
|е |элек-||но- ||ЖКХ в ||средств|||жетных||риаль-||ных ||темы ||ги и |
| |тро- ||энер-||части,||на об- |||средс-||ного ||произ-||фи- ||пла- |
|з |газо-||гети-||не пе-||служи- |||за ||носи- ||водст-||нан- ||тежи |
|а |и во-||чес- ||рекры-||вание |||счет ||теля ||венных||сиро-||в |
|т |газо-||ких ||ваемой||нового |||реали-||услуги||зат- ||вания||бюд- |
|р |и во-||ре- ||средс-||обору- |||зации ||и пот-||рат, ||и оп-||жет |
|а |до- ||сур- ||твами ||дования|||проек-||ребно-||соот- ||латы ||от |
|т |снаб ||сов ||от оп-|| |||тов ||сти в ||ветст-||ус- ||более|
|ы |же- || ||латы- || ||| ||бюдже-||венно ||луг, ||ус- |
| |ния, || ||услуг || ||| ||тных ||пот- ||сок- ||пешно|
| |пот- || ||насе- || ||| ||сред- ||реб- ||раще-||рабо-|
| |реб- || ||лением|| ||| ||ствах ||ности ||ние ||таю- |
| |ляе- || ||и фи- || ||| ||на до-||в бюд-||дота-||щих |
| |мых || ||нанси-|| ||| ||тации ||жетных||ций ||пред-|
| |орга-|| ||рова- || ||| ||и льго||дота- || ||прия-|
| |низа-|| ||ние || ||| ||ты на ||циях, || ||тий |
| |циями|| ||льгот || ||| ||оплату||оплаты|| ||ЖКХ |
| |бюд- || || || ||| ||услуг ||в бюд-|| || |
| |жет- || || || ||| ||в бюд-||жетной|| || |
| |ной || || || ||| ||жетной||сфере || || |
| |сферы|| || || ||| ||сфере || || || |
| \-----/\-----/\------/\-------/|\------/\------/\------/\-----/\-----/
\---------------------------------/ | | | |
\<------<-------<------/
Схема 3.1. Определение бюджетной экономии энергосберегающего проекта
Эффективность использования средств, выделенных из бюджета на цели энергосбережения, должна определяться по критерию сокращения потребности в бюджетных средствах, направляемых в виде дотаций организациям ЖКХ.
Для расчета экономии бюджетных средств, определяющих эффективность энергосберегающих проектов в сфере производства и оказания жилищно - коммунальных услуг, необходимо располагать следующими данными:
изменение объема реализации услуг в натуральном и денежном выражении;
изменение затрат на производство и оказание услуг;
изменение размера прибыли и др.
В целом набор показателей, используемых для расчета экономии бюджетных средств, представлен в таблицах 3.1 - 3.4.
Объем средств, необходимых для проведения работ по подготовке и организации внедрения энергосберегающего проекта, а также по его реализации, приведен в таблице 3.1.
При этом необходимо отдельно учитывать не только общую потребность в средствах для финансирования проекта, но и источники поступления этих средств, в частности:
- собственные средства организации ЖКХ, направляемые на финансирование проекта (фонд накопления, формируемый из прибыли, амортизация, выручка от реализации основных средств, ремонтный фонд (в части, направляемой на замену изношенных фондов));
- заемные средства (кредиты банков, кредиты иностранных инвесторов и др.);
- средства местного бюджета, которые выделяются, как правило, на безвозмездной основе;
- средства регионального фонда энергоресурсосбережения, которые выделяются только на возвратной и платной основе.
При определении потребности в бюджетных средствах для финансирования энергосберегающего проекта отдельно должен учитываться объем бюджетных средств, необходимых для реализации проекта, и объем средств, требующихся для возврата кредитных ресурсов.
Затраты на производство и оказание услуг, доходы от их реализации, а также прибыль определяется на основании данных, представленных в таблице 3.2.
Исходными данными для заполнения этой таблицы, а также проведения необходимых расчетов служат:
- производственная программа предприятия;
- калькуляция себестоимости услуг;
- расчет экономически обоснованных тарифов;
- постановление (распоряжение) региональной энергетической комиссии об установлении цен на энергоресурсы, поставляемые субъектами естественных монополий;
- постановление (распоряжение) органа местного самоуправления об установлении тарифов для населения и организаций бюджетной сферы на оплату коммунальных услуг (кроме тарифов на газ и электроэнергию), а также нормативов их потребления;
- договоры с промышленными потребителями, которыми согласованы цены на предоставление услуг;
- данные бухгалтерского учета в части начисления амортизации, ремонтного фонда, уплаты налогов, процентов за кредит, определения размера прибыли и др.
Оценка показателей, приведенных в таблице 3.2, позволяет в конечном итоге определить размер чистой прибыли, полученной в результате реализации энергосберегающего мероприятия, потребность в бюджетных средствах на оплату коммунальных услуг бюджетными организациями, приобретение топливно-энергетических ресурсов и на дотации организациям ЖКХ в части, не перекрываемой от оплаты услуг населением, а также изменение этих показателей по сравнению с их прогнозными значениями, рассчитанными без учета влияния энергосберегающего проекта.
Таблица 3.1
Объем и источники финансирования энергосберегающего проекта
Наименование показателя | I год | II год | Последующие годы и всего |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Собственные средства организации ЖКХ, направляемые на финансирование проекта |
|||
в том числе: 1.1. Прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта |
|||
1.2. Разница между начисленной и использованной амортизацией за отчетный период |
|||
1.3. Выручка от реализации основных средств |
|||
1.4. Ремонтный фонд (в части, направ- ляемой на замену изношенных фондов) |
|||
2. Заемные средства - всего | |||
в том числе: 2.1. Кредиты банков |
|||
2.2. Кредиты иностранных инвесторов | |||
2.3. Другие заемные средства | |||
3. Средства регионального фонда энергосбережения |
|||
4. Средства местного бюджета, в том числе: |
|||
- для финансирования энергосберега- ющего проекта |
|||
- для возврата кредитных ресурсов | |||
Итого |
Таблица 3.2
Затраты на производство и оказание услуг, доходы
от реализации услуг, прибыль (отдельно по каждому виду
услуг: тепло-, электро-, водоснабжение)
Наименование показателя | I год | II год | Последу- ющие годы |
|||
прог- ноз |
факт | прог- ноз |
факт | прог- ноз |
факт | |
1. Натуральные показатели 1.1. Выработка тепло-, электро- энергии и воды |
||||||
1.2. Получено ресурса (тепло-, электроэнергии, воды) со строны |
||||||
1.3. Потери ресурсов | ||||||
1.4. Объем реализации услуг потребителям в том числе: - населению |
||||||
- организациям бюджетной сферы | ||||||
- промышленным потребителям | ||||||
1.5. Удельное потребление услуг на 1 чел. (на 1 кв. м) |
||||||
2. Экономически обоснованный тариф | ||||||
3. Тарифы за единицу услуги, в том числе: |
||||||
- для населения | ||||||
а) за нормативное потребление услуг |
||||||
б) за сверхнормативное потребление услуг |
||||||
- для организаций бюджетной сферы | ||||||
- для промышленных потребителей | ||||||
4. Общая сумма дохода от реализации услуг, в том числе: |
||||||
а) населению | ||||||
б) организациям бюджетной сферы | ||||||
в) промышленным потребителям | ||||||
5. Доходы от прочих видов деятельности: |
||||||
6. Затраты на производство и оказание услуг - всего, тыс. руб. в том числе: |
||||||
а) материалы | ||||||
б) топливо | ||||||
в) электроэнергия | ||||||
г) оплата труда, включая отчис- ления на социальные нужды |
||||||
д) амортизация | ||||||
е) ремонтный фонд | ||||||
ж) оплата ресурсов (тепло-, электроэнергии, воды), полученных со стороны |
||||||
з) налоги и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость |
||||||
и) прочие затраты | ||||||
7. Ассигнования из бюджета на дотации организациям ЖКХ в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты услуг населением |
||||||
8. Ассигнования из бюджета на приобретение топливно-энерге- тических ресурсов |
||||||
9. Балансовая прибыль (4) + (5) - (6) |
||||||
10. Платежи из прибыли в бюджет | ||||||
11. Уплата процентов за кредит, в том числе: |
||||||
12. Чистая прибыль (9) - (10) - (11) |
||||||
в том числе: | ||||||
12. То же нарастающим итогом | ||||||
13. Изменение величины чистой прибыли |
X |
X |
X |
|||
14. То же нарастающим итогом | X | X | X |
Примечание. При определении величины каждого показателя, приведенного в данной таблице, учитывается его прогнозное значение (в условиях отсутствия энергосберегающих мероприятий) и фактическое значение, полученное в результате внедрения энергосберегающего мероприятия (см. п. 3.1 данной работы).
Основой для определения эффективности энергосберегающего проекта служат данные о денежных поступлениях и выплатах. При этом отдельно оцениваются:
- денежные поступления и выплаты, связанные с производством и оказанием услуг (таблица 3.3.а);
- поступления средств на реализацию проекта за счет собственных источников организации и соответствующие выплаты (таблица 3.3.б);
- поступления средств за счет заемных источников финансирования проекта и денежные выплаты на погашение кредитов, процентов по ним, уплату налогов и других обязательных платежей (таблица 3.4.в).
На базе данных, представленных в таблицах 3.3.а, 3.3.б и 3.3.в, определяется общий сводный результат денежных поступлений и выплат, то есть денежный поток по годам реализации проекта (таблица 3.3.св).
Необходимым условием для принятия решения о реализации проекта является положительная динамика показателя денежных потоков.
Общая экономия бюджетных средств, определяющая эффективность внедрения энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве, определяется как сальдо выделяемых средств из бюджета (на финансирование проекта, полную оплату услуг ЖКХ, потребляемых бюджетными организациями, и частичную оплату (дотирование процессов производства и оказания услуг) и поступающих средств в бюджет в связи с реализацией данного проекта (в виде налоговых платежей, возврата процентов по кредиту, возврата основного долга и др.) - см. схему 3.1.
Расчет экономии бюджетных средств осуществляется на основании данных таблицы 3.4.
Таблица 3.3.а
Денежные поступления и выплаты
на стадии производства и оказания услуг в условиях
реализации энергосберегающего проекта
Показатели | I год | II год | Последующие годы |
1. Поступление денежных средств, всего (строки (1.1) + (1.2) |
|||
в том числе: | |||
1.1. Доходы от реализации услуг (строка (4), графа (факт), табл. 3.2) |
|||
1.2. Прочие доходы от производ- ственной деятельности (стро- ка 5, графа (факт), табл. 3.2) |
|||
2. Денежные выплаты | |||
1.2. Операционные затраты | |||
3. Сальдо денежных поступлений и выплат от деятельности по производству оказанию услуг (строки (1) - (2)) |
Таблица 3.3.б
Денежные поступления на реализацию проекта
за счет собственных источников организации ЖКХ
и соответствующие выплаты
Показатели | I год | II год | Последующие годы |
1. Поступление денежных средств | |||
- выручка от реализации основ- ных средств (строка (1.3) табл. 3.1) |
|||
2. Платежи (затраты на реализа- цию проекта) |
|||
- на приобретение, монтаж и наладку технологического обору- дования, приборов, средств ком- муникации, диспетчеризации, сигнализации управления обору- дованием и сетями (насосными агрегатами, задвижками) |
|||
- на приобретение приборов учета и регулирования потребле- ния воды, тепловой, электричес- кой энергии и газа |
|||
- научные и проектные работы | |||
- строительно - монтажные работы |
|||
- прочие затраты | |||
3. Сальдо денежных поступлений и платежей для реализации энер- госберегающего проекта (строки (1) - (2)) |
Таблица 3.3.в
Денежные поступления на финансирование
энергосберегающего проекта за счет заемных
средств и выплаты на погашение кредита, уплату
налогов и других обязательных платежей
Показатели | I год | II год | Последующие годы |
1. Поступление денежных средств, всего (строки (3.1.1) + (3.1.2)) |
|||
в том числе: | |||
1.1. Средства для финансирова- ния энергосберегающего проекта (строки 2 + 3 + 4 табл. 3.1) |
|||
1.2. Возврат дебиторской задолженности |
|||
2. Денежные выплаты, всего (строки (2.1) + (2.2) + (2.3) + + (2.4) + (2.5)) |
|||
2.1. Возврат предоставленных инвестиционных ресурсов: |
|||
2.1.1. Средства местного бюджета * |
|||
2.1.2. Средства регионального фонда энергосбережения |
|||
2.1.3. Кредиты банков | |||
2.2. Уплата процентов за предо- ставленные средства (строка 10, графа (факт), табл. 3.2) |
|||
в том числе: | |||
- средства федерального и реги- онального фондов энергосбереже- ния |
|||
- кредиты банков | |||
2.3. Налоги и другие обязатель- ные платежи из себестоимости и прибыли (строки (6 "з") + (10), графа (факт), табл. 3.2) |
|||
2.4. Страховые взносы (если ин- вестиционный проект страхуется) |
|||
2.5. Выплаты кредиторской задолженности |
|||
3. Сальдо денежных поступлений и выплат (строки (1) - (2) |
* В случае, если они предоставлялись на возвратной основе.
Таблица 3.3.св
Сводные результаты
денежных поступлений и выплат по годам
реализации проекта
Показатели | I год | II год | Последующие годы |
1. Сальдо денежных поступлений и выплат от деятельности по производству и оказанию услуг (строка (3) табл. 3.3.а) |
|||
2. Сальдо денежных поступлений за счет собственных источников организации ЖКХ и платежей для реализации проекта (строка (3) табл. 3.3.б) |
|||
3. Сальдо денежных поступлений на финансирование проекта за счет заемных средств и выплаты на погашение кредитов, процен- тов по ним, уплату налогов и других обязательных платежей (строка (3) табл. 3.3.в) |
|||
4. Денежный поток (строки (1) + (2) + (3)) |
|||
Доля инвестиционных расходов, возврат которой планируется на данный период, определяется исходя из срока окупаемости инвестиционного проекта, обеспечивающего энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Срок окупаемости является одним из показателей, характеризующих эффективность инвестиционного проекта, и представляет собой период времени с начала реализации проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат на реализацию проекта приобретает положительное значение (таблица 3.5).
Таблица 3.4
Расчет экономии бюджетных средств - бюджетная
эффективность проекта
Наименование статей | I год | II год | Последующие годы, всего |
1. Выделение средств из бюджета (планируемые затраты бюджетных средств) |
|||
1.1. Средства местного бюджета на финансирование энергосбере- гающего проекта (строка (3) табл. 3.1) |
|||
1.2. Средства федерального и регионального фондов энергосбе- режения (строка (4) табл. 3.1) |
|||
1.3. На оплату услуг по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению организациями бюджетной сферы (строка (4 (б)), графа (факт), табл. 3.2) |
|||
1.4. На приобретение топливно - энергетических ресурсов (строка (8), графа (факт), табл. 3.2) |
|||
1.5. На дотации предприятиям ЖКХ в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты услуг населением (строка (7), графа (факт), табл. 3.2) |
|||
2. Сокращение потребности в бюджетных средствах *, всего |
|||
в том числе: | |||
- на оплату услуг тепло-, электро-, газо- и водоснабжению организациями бюджетной сферы |
|||
То же нарастающим итогом | |||
- на приобретение топливно- энергетических ресурсов |
|||
То же нарастающим итогом | |||
- на дотации предприятиям ЖКХ в части, не перекрываемой сред- ствами, поступающими от оплаты услуг гражданами |
|||
То же нарастающим итогом | |||
3. Поступление средств в бюджет всего |
|||
в том числе: | |||
3.1. Налоги и платежи в бюджет из прибыли и из себестоимости (строка 2.3 табл. 3.3 (в)) |
|||
3.2. Возврат процентов по кредиту (строка 2.2 табл. 3.3 (в)) |
|||
3.3. Возврат основного долга в бюджет (строки (2.1.1) + (2.1.2) табл. 3.3 (в)) |
|||
4. Сальдо поступлений и выплат из бюджета (строки (2) + (3) - - (1.1)) |
|||
То же нарастающим итогом |
* Определяется как разница между прогнозной потребностью в средствах (графа (а) табл. 3.2)) без учета реализации проекта и фактической потребностью, полученной в результате внедрения энергосберегающего мероприятия (табл. 3.2, графа (факт)).
Таблица 3.5
Расчет срока окупаемости энергосберегающего
инвестиционного проекта и сумма экономии
бюджетных средств
Показатели | I год | II год | Последующие годы, всего |
1. Объем инвестиций (Итог табл. 3.1) |
|||
2. То же нарастающим итогом | |||
3. Сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, полученных за счет реализации инвестиционного проекта |
|||
4. То же нарастающим итогом | |||
5. Срок окупаемости (период времени, когда разница между накопленной чистой прибылью с амортизационными отчислениями и суммарным объемом приобретает положительное значение) |
Изложенная в настоящем разделе методика предназначена для использования при расчете экономии бюджетных средств, достигнутой от реализации энергосберегающих проектов на муниципальном уровне, организаций ЖКХ и в других технологических комплексах и системах производства и реализации услуг.
В то же время расчет экономии, полученной от реализации энергосберегающих мероприятий, на отдельных объектах может проводиться по упрощенной процедуре.
Например, по более простой схеме оценивается эффект от установки приборов потребления воды, тепла в зданиях, занимаемых организациями бюджетной сферы (больницах, школах и др.), а также в домах товариществ собственников жилья.
Для расчета экономии, полученной на таких объектах, необходимо располагать данными:
- об объеме и источниках финансирования;
- прогнозируемом изменении оплаты тепло- или (и) водоснабжения (расходах на оплату услуг до и после реализации проекта).
Данные расчетов могут быть представлены в виде таблицы 3.6.
Таблица 3.6
Данные по процедуре расчета экономии
для конкретных объектов
До реализации мероприятий |
В том числе по годам | |||
1-й год | 2-й год | Последую- щие годы |
||
1. Средства на финан- сирование проекта: - собственные средст- ва; - заемные средства; - средства местного бюджета |
||||
2. Объем реализации услуг |
||||
3. Тариф | ||||
4. Общая сумма расходов |
||||
5. Экономия средств то же нарастающим итогом |
||||
6. Срок окупаемости |
4. Рекомендации по использованию сэкономленных бюджетных средств при внедрении энергосберегающих технологий
Для стимулирования действий по энергоресурсосбережению различных участков процесса производства и реализации жилищно-коммунальных услуг необходимо основываться на следующих основных принципах использования и распределения полученной экономии:
- оставление в распоряжении всех участников ресурсосберегающего проекта экономии бюджетных средств, полученной в результате реализации мер по энергосбережению (возможно в снижающемся по годам размере). Например, при выделении бюджетных ассигнований на приобретение топливно-энергетических ресурсов в целях стимулирования энергосбережения следует сохранять за предприятием ЖКХ 100% экономии средств, достигнутой за счет реализации энергосберегающего проекта, на период, превышающий на один год срок окупаемости данного проекта;
- оставленную в распоряжении организаций ЖКХ экономию целесообразно направлять в фонд развития предприятия и использовать для проведения работ по энергосбережению, а также погашения кредитов, взятых на эти цели;
- сохранение расчетного уровня тарифов на продукцию естественных монополий топливно-энергетического комплекса на период, превышающий на 1 год срок и окупаемости затрат на энергоснабжение, при снижении субъектами естественных монополий производственных расходов топлива и энергии за счет реализации энергосберегающих программ;
- введение дифференцированных тарифов на коммунальные услуги в зависимости от объемов их потребления, позволяющих осуществить взимание повышенной платы за сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
- создание системы поощрения за реализацию энергосберегающих проектов и обеспечение экономии бюджетных средств, а также системы штрафных санкций за нерациональное расходование энергии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Госстроя РФ от 30 апреля 1998 г. N 17-106 "Об утверждении "Методики расчета экономии бюджетных средств, определяющей эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг"
Текст приказа размещен на сервере Федерального государственного унитарного предприятия - "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" Мингосимущества России (ФТ - Центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР