Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методы инструментального контроля геометрических элементов автомобильных дорог
1. Общие положения
1.1. Необходимость в измерении параметров геометрических элементов автомобильных дорог возникает при первичных обследованиях, уточнении паспортных данных до и после производства ремонтных работ, а также при оценке транспортно-эксплуатационных качеств дороги и других работах.
1.2. В процессе полевых измерений восстанавливается ось дороги, определяются параметры ширины проезжей части и обочин, величин продольных и поперечных уклонов, радиусы кривых в плане и продольном профиле, высота насыпей и глубина выемок, заложение откосов и другие параметры.
1.3. В случаях, когда требуется более обширная и полная информация об элементах дороги и дорожных сооружениях# выполняют съемку ситуации с оформлением соответствующей документации по "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
1.4. При проведении полевых измерений применяются стандартные геодезические приборы и инструменты, позволяющие определять параметры геометрических элементов с высокой эталонной точностью.
1.5. Бригада по проведению полевых измерений должна быть оснащена в полном объеме геодезическими приборами и инструментами (теодолиты, нивелиры, рейки, ленты, рулетки, металлические держатели для вешек, штыри, железные костыли или трубки с заостренными концами для забивки в дорожное покрытие при закреплении трассы, ломы, лопаты, клинья, кувалды).
1.6. Для ограждения рабочих мест в соответствии с требованиями техники безопасности изыскательская партия должна быть дополнительно оснащена переносными ограждениями, красными фонарями и стандартными переносными дорожными знаками.
1.7. Перед началом работ на проезжей части дороги с обеих сторон от места их производства устанавливают на расстоянии 50 м предупреждающие знаки "Дорожные работы" и переносные ограждения, перекрывающие полосу, на которой будут выполняться работы.
1.8. За движением автомобильного транспорта организуется непрерывное наблюдение в целях своевременного оповещения сотрудников об опасности. Для этой цели выделяют дежурного, который должен находиться в таком месте, чтобы видеть дорогу с обеих сторон от места работ.
1.9. Все необходимые приборы и оборудование по возможности должны располагаться за пределами дорожного полотна. Автомобили, перевозящие людей и оборудование к месту производства работ, ставят на обочине, а при наличии съездов на обрезе за канавой.
2. Проведение полевых измерений
2.1. Восстановление трассы
2.1.1. При полном восстановлении трассы трассирование начинают с определения положения оси покрытия на прямых участках дороги и установления положения вершин углов. Положение оси определяют несколькими промерами ширины земляного полотна с проезжей части с фиксацией осевых точек дороги вехами. Вехи, выставленные таким образом, выравниваются по теодолиту в прямую линию. Если при этом трасса на отдельных, значительных по протяжению участках, смещается настолько, что возникает необходимость уширения дорожной одежды с одной стороны, при наличии изменений ширины с другой стороны, то вводятся дополнительные трассировочные углы.
2.1.2. Промер линии производится в соответствии с правилами по технике безопасности по бровке земляного полотна. В случае значительного разрушения бровки, а также при большой извилистости существующей дороги и частом чередовании закруглений малых радиусов - по оси проезжей части.
2.1.3. Пикетные точки и сторожки забиваются на правой бровке дороги, считая по направлению хода пикетажа. На сторожках и в пикетажном журнале с точностью до 0,1 м указывается расстояние от точки, установленной на бровке, до оси для того, чтобы все последующие виды изыскательских работ могли быть привязаны к пикетажу трассы по оси.
Положение трассы фиксируется:
а) на дорогах с усовершенствованными покрытиями - краской;
б) на дорогах с переходными типами покрытий - штырями или заостренными трубками, забиваемыми вровень с поверхностью покрытия;
в) на дорогах с низкими типами покрытий - деревянными точками;
г) на горных дорогах - краской на скальных обнажениях и отдельно расположенных крупных камнях.
2.1.4. Начало и конец трассы, как и весь промер линии, увязывается с существующими знаками километража. Рекомендуется совмещать направление промера линии с направлением существующего километража. Все пикеты, кратные десяти, должны быть совмещены с положением существующих километровых знаков на дороге. Нумерация их должна совпадать с номером километра, увеличенным в десять раз. Если расстояние между двумя соседними километровыми знаками отличается более, чем на 1 м, вводится рубленый пикет.
2.1.5. Промер линии и ведение пикетажного журнала производится в соответствии с "Наставлением пикетажисту при изысканиях автомобильных дорог".
2.2. Определение ширины проезжей части, краевых укрепленных полос и обочин
2.2.1. Ширину проезжей части, ширину левой и правой краевых укрепленных полос, укрепленных и неукрепленных обочин (а на дорогах первой категории и ширину разделительной полосы) измеряют на каждом характерном участке дороги, но не реже, чем одно измерение на 1 км.
К характерным относят: прямые участки в плане с одинаковой шириной проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дороги с одинаковой шириной проезжей части;
- участки кривых в плане с радиусами кривых 200 м и более;
- участки кривых в плане с радиусами кривых менее 200 м;
- участки сужений проезжей части над трубами, в местах установки ограждений, парапетов, направляющих столбиков с шагом установки менее 10 м.
2.2.2. На месте измерения разбивают поперечник, местоположение которого заносят в журнал. Измерения с точностью до 0,1 м производят стальной лентой, рулеткой или курвиметром типа КП-203, который представляет собой колесо окружностью 1,0 м, установленное на вилке с ручкой и соединенное зубчатой передачей со счетчиком СО-59. До начала измерений с поверхности проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин очищают пыль и грязь, чтобы были четко видны границы укрепления.
2.2.3. В тех случаях, когда из-за одинакового покрытия визуально невозможно выделить границу проезжей части и краевой укрепленной полосы или укрепленной обочины# их размеры уточняют по данным проектной и исполнительной документации.
2.2.4. Ширину основной укрепленной поверхности, необходимой для определения показателя ее влияния на обеспеченность расчетной скорости определяют как сумму ширины проезжей части и краевых укрепленных полос.
2.2.5. Одновременно с измерением ширины проезжей части, краевых укрепленных полос и обочин в журнал измерений заносят данные о числе полос движения, типе и состоянии покрытия и поверхности обочины, а также о наличии разметки.
2.3. Определение радиусов кривых в плане
2.3.1. Радиусы существующих кривых в плане определяются по таблицам для разбивки кривых. Для кривых малого радиуса - по измеренным углам поворота трассы, биссектрисам или тангенсам, а для кривых больших радиусов или при недоступности вершины угла поворота - по нескольким измеренным хордам и стрелкам.
2.3.2. При определении радиуса кривой по методу тангенсов находятся и маркируются точки начала и конца кривой. На пересечении тангенсов находится вершина угла поворота. С помощью геодезических инструментов и рулетки измеряют тангенсы, биссектрису и угол поворота трассы.
При отсутствии угломерного инструмента величину угла поворота можно определить следующим образом. На продолжении тангенсов откладываются равные расстояния, например 10 м, и измеряется расстояние между полученными точками на тангенсах. Зная все стороны равностороннего треугольника, можно определить угол при вершине (рис.2.1).
При недоступности вершины угла поворота измерения производятся с использованием промежуточного тангенса (рис.2.2).
2.3.3. При определении радиуса кривой по методу хорд измерение производится в несколько приемов с помощью длинной мерной ленты или рулетки. Между точками внешней стороны кривой откладывается хорда, например 50 м. Из середины хорды до пересечения с кривой восстанавливается перпендикуляр. Точка пересечения перпендикуляра с кривой служит началом следующей хорды. В несколько приемов измеряется вся кривая. Для круговых кривых все измеренные стрелки равны между собой.
2.3.4. Радиусы кривых в плане вычисляют по измеренным тангенсам, биссектрисе и углам поворота трассы (метод тангенсов):
;
При измерениях, выполненных по методу хорд, радиусы кривых в плане вычисляются по известным хордам и стрелкам:
2.3.5. При наличии переходных кривых необходимо учитывать величину сдвижки основной кривой. Конец переходной кривой можно найти, измеряя стрелки и хорды по оси дороги. В пределах круговой кривой постоянной длине хорды будут соответствовать равные стрелки. На участках переходных кривых стрелки будут уменьшаться по мере приближения к прямому участку дороги. Начало переходной кривой определяется по отклонению оси дороги от прямой.
2.4. Определение продольных уклонов
2.4.1. Продольное нивелирование при измерениях на существующих дорогах, так же как и при изысканиях вновь строящихся дорог, производится в соответствии с требованиями "Инструкции по производству топографо-геодезических работ".
2.4.2. При нивелировании инструмент ставят на обочине. За основу для нивелирования принимают следующие точки, забиваемые пикетажистом на бровке земляного полотна. На сторожках и в пикетажном журнале с точностью до 0,1 м указывают расстояние до оси дороги. Ввиду возможного нарушения движением транспорта закрепительных знаков (штырей, деревянных точек и т.п.), установленных при разбивке пикетажа по трассе в пределах существующей дорожной одежды, эти знаки, как правило, служить основой для нивелирования не могут. Поэтому связующие точки на бровке земляного полотна используются для составления продольного профиля дороги и берутся нивелировщиком как промежуточные. Проверка отметок этих точек осуществляется по данным нивелировки поперечников, когда превышение осевой точки над точкой, вынесенной на бровку, определяется вторично.
2.4.3. Должны быть найдены отметки всех переломных точек продольного профиля. На переломах продольного профиля смягченных вертикальными кривыми, для определения радиуса этих кривых нивелируют отметки оси дороги через 20 - 50 м и в зависимости от длины кривой и плавности продольного профиля существующей дороги.
2.4.4. По результатам продольного нивелирования при камеральной обработке строится продольный профиль измеренного участка или дороги, пользуясь которым вычисляют по превышениям величину продольных уклонов, а на переломах продольного профиля расчетным путем или с помощью шаблонов определяют величину радиусов вертикальных кривых.
2.5. Определение видимости
2.5.1. Проверка обеспечения видимости поверхности дороги в плане и продольном профиле выполняется с учетом траектории движения водителя (1,5 - 1,7 м от кромки проезжей части высота инструмента над покрытием 1,2 м).
2.5.2. Для проверки видимости используются различные геодезические приборы (теодолиты, дальномеры и дальномерные насадки различных типов). Особенно удобны для этой цели безреечные дальномеры двойного изображения. Устанавливая инструмент в точках перелома плана и продольного профиля, наблюдатель определяет фактическое расстояние видимости. Инструмент наводят на высокую визирку с ярко окрашенной планкой, расположенной на уровне, принимаемом при расчетах видимости встречного автомобиля. Рейку устанавливает по сигналам наблюдателя несущий ее рабочий.
2.5.3. Расстояние видимости в плане на кривых в плане при наличии помех на внутренней части кривых измеряют по внутренней траектории движения глаза водителя (рис.2.4).
Измерения выполняют два человека.
В начале кривой на траектории движения глаза водителя делается отметка на покрытии. В этой точке останавливается первый наблюдатель. Второй наблюдатель перемещается по траектории движения глаза водителя до тех пор, пока первый наблюдатель не укажет ему место остановки над последней точкой на покрытии, которую он видит со своего места наблюдения. Второй наблюдатель делает отметку на покрытии и возвращается назад. Затем они вместе измеряют рулеткой отрезками по 5 - 10 м расстояние и заносят его в журнал, указав в нем и причину ограничения видимости.
2.5.4. Видимость поверхности дороги может быть измерена также с помощью дальномера дорожного типа КП-213, установленного в автомобиле.
3. Измерение геометрических элементов с помощью прибора КП-208
3.1. Назначение и устройство
3.1.1. Прибор КП-208, устанавливаемый в передвижной лаборатории КП-514, предназначен для измерения в движении и автоматической записи на диаграммную ленту углов поворота, продольных и поперечных уклонов автомобильных дорог. Обработка записей позволяет определять радиусы кривых в плане, а также выпуклых и вогнутых вертикальных кривых в продольном профиле и параметры переходных кривых.
3.1.2. Прибор состоит из блока гироскопических датчиков (рис.3.1), пульта управления с тремя каротажными регистраторами, датчика пути и блока аккумуляторных батарей. КП-208 устанавливают в транспортное средство.
3.1.3. Блок гироскопических датчиков представляет собой несущую платформу с установленными на ней гироскопическими датчиками курса, тангажа и крена, электромеханическим преобразователем и платами настроечных сопротивлений. Платформа прикреплена к полу кузова автомобиля с помощью шаровой опоры с закрепляющим винтом. Регулировку угла наклона платформы осуществляют тремя юстировочными винтами.
3.1.4. Датчиком пути является прицепное - мерное колесо с редуктором и гибким валом для передачи вращательного момента лентопротяжным механизмам каротажных регистраторов. Протяжка диаграммных лент регистраторов осуществляется синхронно вращению прицепного мерного колеса. При этом продольный масштаб остается постоянным и не зависит от скорости движения.
3.2. Проведение измерений
3.2.1. Измерения производят челночным способом в прямом и, для контроля, обратном направлениях участками, не превышающими по протяжению 20 км. В процессе измерений нажатием на кнопку "Отметка" регистрируют начало и конец каждого участка, а также все характерные точки на дороге (километровые столбы, мосты, трубы, съезды, переезды и др.).
3.2.2. Смежные участки должны перекрываться, т.е. измерения необходимо начинать за м до начальной точки участка дороги, заканчивать после его проезда на такое же расстояние. Движение по обследуемой дороге должно быть равномерным, без резких ускорений и торможений. Необходимо строго следовать направлению полосы движения, ориентируясь по кромке проезжей части или разметке. Измерения производятся с включенным сигнальным мигающим устройством.
3.2.3. Рекомендуемые скорости движения при измерении геометрических элементов прибором КП-208 приведены в табл.3.1, 3.2.
Таблица 3.1
Цель обследований |
Рекомендуемая скорость движения, км/ч |
1. Оценка продольных и поперечных неровностей в диапазонах волн длиной 3 - 100 м 2. Оценка крупных геометрических элементов трассы дороги (подъемы, спуски, радиусы кривых в плане и продольном профиле, поперечные уклоны) |
5 - 10 20 - 30 |
3.2.4. Избежать зашкаливания записи углов поворота при проезде нескольких кривых в плане, направленных в одну сторону можно, смещая местоположение нуля гироскопического датчика курса нажатием на левую или правую кнопку "Установка нуля". Одновременно производят отметку характерной точки и поясняющую запись, указывающую на смещение нуля.
Таблица 3.2
Радиусы кривых в плане, м |
Рекомендуемая скорость движения, км/ч |
Радиусы кривых в плане, м |
Рекомендуемая скорость движения, км/ч |
до 50 50-300 |
5-10 10-20 |
300-600 более 600 |
20-30 30-40 |
3.2.5. Все это следует выполнять на прямолинейном участке дороги до въезда на кривую. Необходимость смещения нуля отсчета по углу поворота возникает также при обследованиях серпантин и петлевых съездов транспортных развязок, на которых величина угла поворота достигает 270°. Смещение нуля на криволинейных в плане участках дороги производится только в момент кратковременной остановки автомобиля.
3.2.6. При измерениях продольных уклонов движение с остановками не допускается.
3.2.7. При выездах на встречную полосу движения или обочину, вызванных каким-либо препятствием на дороге, участок объезда выделяют характерными точками и записью на диаграммной ленте.
3.2.8. В процессе измерений продольных и поперечных уклонов обследуемой дороги загрузка автомобиля-лаборатории должна быть такой же, как и при выполнении поверок блока гироскопических датчиков на этапе подготовки аппаратуры к работе.
3.3. Обработка результатов измерения
3.3.1. Обработку бумажных лент производят с помощью специальных шаблонов, позволяющих снимать показания с графиков. На лентах с записями углов поворота, продольных и поперечных уклонов разбивают пикетаж. Для этого используют линейки, отградуированные в соответствующем масштабе. Выделяют элементы плана трассы и продольного профиля. Этот процесс не вызывает затруднений, поскольку на прямолинейных в плане участках, а также подъемах (спусках) с постоянным уклоном графики углов поворота и продольных уклонов представляют собой линии, параллельные продольной сетке бумажной ленты. На кривых графики идут под углом к сетке, при этом величина угла наклона и значение радиуса связаны обратно пропорциональной зависимостью.
3.3.2. Определяют пикетажное положение точек "Начало кривой" и "Конец кривой". Угол трассы дороги в плане вычисляют по алгебраической разности ординат графика углов поворота перед кривой и после ее проезда. Радиус в плане определяют с помощью таблиц для разбивки закруглений или по формуле:
,
где l - длина кривой, м; - угол поворота, град.
3.3.3. Характер изменения графика углов поворота указывает на переходную кривую в составе закругления. Для круговых кривых он линейный, а для переходных - с нарастающей кривизной. Параметр переходной кривой может быть вычислен по формуле:
где S - длина переходной кривой, м; - угол поворота, соответствующий переходной кривой, град.
Радиусы вертикальных кривых определяют по графику продольных уклонов с помощью таблиц Антонова или формулы
где l - длина вертикальной кривой, м; , - значения продольных уклонов (с учетом правила знаков) в долях единицы, соответствующие точкам "Начало" и "Конец" кривой.
3.3.4. Для облегчения обработки, неровности дороги, зафиксированные на графике продольных уклонов в пределах элементов продольного профиля, сглаживают прямыми линиями.
Пример 3.1. По графику изменения угла поворота определить элементы круговой кривой.
1. На диаграммной ленте с учетом масштаба записи разбивают пикетаж. Определяют местоположение точек "Начало кривой" (НК) и "Конец кривой" (КК).
НК = ПК1 + 15, КК = ПК2 + 88.
2. Величину угла поворота определяют по алгебраической разности ординат графика до кривой и после ее проезда
= -42° - (+ 43°) = 85.
3. Определяют длину кривой
l = ПК 2 + 88 - ПК 1 + 15 = 173 м.
4. Вычисляют радиус кривой
м
Пример 4.2. Выделить элементы продольного профиля.
1. После разбивки пикетажа производят осреднение графика продольных уклонов прямыми линиями и выделение элементов профиля.
2. Определяют значения уклонов в точках сопряжения элементов и их протяжение.
3. Заполняется таблица 3.3.
Таблица 3.3
NN пп | Местонахождение | Длина элемента |
Радиус кривой | ||||
Начало кривой | Конец кривой | величина в |
вид кривой | ||||
ПК + | Уклон % | ПК + | Уклон % | ||||
1. 2. 3. 4. |
34 + 88 36 + 36 37 + 90 38 + 65 |
-12 0 +35 +10 |
36 + 36 37 + 90 38 + 65 40 + 00 |
0 +35 +10 +10 |
148 154 75 135 |
12500° 5000 3000 - |
вогнутая выпуклая вогнутая прямая |
4. Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"
4.1. В системе "Трасса" полевые обследования производятся с помощью передвижной лаборатории, при обработке данных измерений используется ЭВМ, а информационное обслуживание дорожных хозяйств осуществляется на основе автоматизированного банка дорожных данных.
4.2. При обследованиях автомобильных дорог передвижной лабораторией измеряют пройденный путь, углы поворота трассы дороги, продольный и поперечный уклоны проезжей части, фиксируется местоположение характерных точек (трубы, мосты, километровые знаки, ЛЭП и др.). Регистрация измеряемых параметров осуществляется в цифровом коде на перфоленту с шагом дискретизации по длине дороги, кратным 1,0 м, а также дублируется в виде графиков на диаграммных лентах самописцев.
4.3. Обработка перфолент производится на ЭВМ. Программное обеспечение разработано применительно к ЕС-ЭВМ и содержит процедуры ввода и предварительной обработки информации, определения местоположения и протяжения элементов плана трассы дороги и продольного профиля, расчета радиусов вертикальных и горизонтальных кривых, вычисления высотных отметок, определения геометрической видимости в продольном профиле, распределения поперечных уклонов. Результаты обработки печатаются в виде таблиц, а затем загружаются в автоматизированный банк дорожных данных.
4.4. Конструктивно в лаборатории выделены салон водителя, основной аппаратурный отсек и отсек энергообеспечения (см. рис.4.1, 4.2). Отсеки разделены перегородками. Задняя шумоизолирующая перегородка имеет дверь. Перегородка с салоном водителя оборудована окном обзора с раздвижными стеклами.
4.5. В аппаратурном отсеке блоки приборов расположены на специальной панели вдоль левого борта автомобиля. Рабочее место оператора снабжено вращающимся креслом и столом оператора для выполнения записей, графических работ и др.
4.6. На панели размещен основной пульт, блок каротажных регистраторов, электронный блок к датчику пройденного пути, детектор транспортного потока, секция для документации, секция ЗИП, осветительная панель и лоток электрических кабелей. Приборы закреплены с помощью амортизаторов с резиновыми втулками.
4.7. Под панелью приборов на выдвижной платформе установлен перфоратор ПЛ-150 М с лентоприемным устройством. Гироскопический датчик крена с юстировочным устройством установлен вдоль продольной оси симметрии лаборатории под креслом оператора. Гироскопический датчик курса закреплен под крышкой стола оператора.
4.8. Аппаратурный отсек оборудован откидным креслом лаборанта и укомплектован набором геодезических инструментов. Экспликация оборудования приведена в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Перечень оборудования передвижной лаборатории
NN элементов оборудования |
Наименование элементов оборудования |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
Стол оператора Шкаф для одежды и секция ЗИП Основной пульт Блок формирования служебной информации Блок измерения интенсивности движения Универсальный измеритель пройденного пути Гироскопический датчик курса ГУ-2 Гироскопический датчик крена ЦГВ-4 с юстировочным устройством Блок перфорации Стойка блоков питания Бензоэлектрический агрегат Мерное колесо (датчик пути) Предупреждающий знак с подсветкой и сигнальными маячками Слесарный верстак и механизм поднятия колеса Блок каротажных регистраторов Отопительная установка Кресло оператора Откидное кресло |
4.9. В отсеке энергообеспечения с правой стороны расположен бензоэлектрический агрегат типа АБ-1-0,1/230, вырабатывающий переменный ток напряжением 220 В и частотой 50 Гц, а также стойка блоков питания с преобразователями тока. С левой стороны отсека размещены слесарный верстак с ящиками для инструментов и направляющая штанга с подпружиненным штоком мерного колеса. Для работы за верстаком предусмотрено откидное кресло. Мерное колесо (датчик пройденного пути) расположено под днищем автомобиля. С правой стороны под днищем автомобиля, в специальных коробах-нишах установлены аккумуляторные батареи (резервное питание).
Передвижная лаборатория имеет яркую окраску и оборудована сигнально-опознавательными знаками.
4.10. Основной пульт обеспечивает управление процессом регистрации результатов измерений на перфоленту и формирование служебной информации. Пульт состоит из блока аналого-цифрового преобразования, блока преобразования кодов, ячейки программирования, блока набора, служебной информации, блоков индикации и управления работой перфоратора. Формирование в цифровом коде служебной информации упрощает ее дешифрацию при обработке на ЭВМ. Блок набора служебной информации (БНСИ) изготовлен в отдельном корпусе и размещается на столе оператора. Наборное поле блока содержит 10 клавиш, при нажатии которых осуществляется запись на перфоленту десятичных цифр в соответствующем цифровом коде. К верхней крышке блока прикреплены шильды с обозначениями кодов характерных точек.
4.11. Блок каротажных регистраторов состоит из трех самописцев типа Н-381, механического привода лентопротяжных механизмов с муфтой аварийного отключения и ручками раздельного их включения. Привод передает вращение от внешнего гибкого вала мерного колеса к лентопротяжным механизмам. С правой стороны блока на лицевой стороне размещены тумблеры включения гироскопических датчиков, переключатели диапазонов измерения, кнопки "Отметка", "Арретир", "Установка нуля", индикаторы напряжения в сети питания.
4.12. Датчик пройденного пути конструктивно состоит из колеса окружностью 1,0 м с резиновым ободом и редуктором, наклонной подпруженной штанги, вертикальной направляющей штанги с пружиной, штоком и фиксатором положения, а также грязезащитных шторок с механизмом управления. В транспортном положении колесо должно быть поднято вверх и закрыто снизу грязезащитными шторками. В режиме измерений колесо через редуктор вращает внешний гибкий вал (привод самописцев). При каждом обороте колеса формируется электрический импульс, который подается на электронный измеритель пройденного пути.
4.13. Электронный измеритель пройденного пути обеспечивает:
- счет оборотов мерного колеса, индикацию на информационном табло скорости движения передвижной лаборатории и пройденного пути как в прямом, так и в реверсивном режимах;
- задание местоположения начальной точки (начального отсчета);
- формирование управляющих сигналов для фиксирования на диаграммных лентах регистраторов меток через задаваемый шаг измерений;
- коррекцию измерения пройденного пути в зависимости от длины окружности мерного колеса;
- задание конечного отсчета по пройденному пути и выдачу звукового сигнала при подходе к последней точке обследуемого участка дороги;
- формирование и передачу на основной пульт командного электрического сигнала для считывания информации с аналого-цифровых преобразователей.
4.14. В период подготовки к обследованиям проверяется техническое состояние базового автомобиля передвижной лаборатории, а также работоспособность измерительной и регистрирующей аппаратуры. Лаборатория укомплектовывается необходимым количеством диаграммных и перфораторных лент, чернил, комплектами ЗИП и др.
4.15. Составляется маршрут движения и пункты остановок. Оператор и водитель проходят инструктаж. Обследуемая дорога предварительно разбивается на участке# протяжением не более 10 км. Определяется местонахождение и пикетаж начальной точки обследуемой дороги.
Непосредственно на дороге проверяется готовность и осуществляется запуск аппаратуры. Работы выполняются согласно инструкциям по эксплуатации лаборатории и отдельных блоков аппаратуры.
4.16. Производится юстировка гироскопического датчика крена. При этом включается тумблер "Измерения" на основном пульте. Снимаются показания с цифрового табло по продольному и поперечному наклонам, автомобиль разворачивается на 180°, снова снимаются показания. Затем вычисляются правильные отсчеты как алгебраическая полуразность показаний по прямому и обратному направлениям. Вращением юстировочных винтов изменяется положение гироскопического датчика. Вращение производится до тех пор, пока не будут установлены правильные отсчеты.
4.17. Перед измерениями передвижная лаборатория должна находиться за 25 - 50 м до начала обследуемого участка дороги. Оператору с помощью теодолита по буссоли определяет магнитный азимут направления трассы дороги в начальной точке (ошибка измерений не должна превышать 1°). Опускается на покрытие дороги мерное колесо.
На диаграммных лентах самописцев карандашом наносятся служебные записи. Указываются наименования дороги, местоположение начала обследуемого участка, измеряемый параметр, дата и масштаб измерений. Заполняется сопроводительный ярлык к перфоленте (см. рис.4.3).
4.18. Нажатием на кнопку "Код зоны" записываются на перфоленту 14 специальных кодовых строк с пробивками по всем 8-ми дорожкам. Затем основной пульт переводится в режим работы "Служб# и осуществляется занесение в промежуточный 51 разрядный регистр памяти служебной информации. При этом оператор нажимает клавиши наборного поля блока БНСИ строго в соответствии с порядком записи цифр в графах 1 - 51 сопроводительного ярлыка. Набор служебной информации контролируется по 8-разрядному индикационному табло, а также включению светодиодов на блоке набора служебной информации. После завершения набора нажимается кнопка "Запись служб." и содержимое регистра записывается на перфоленту в коде 8-4-2-1.
Номер полосы движе- ния |
Код харак- тернос- ти точек |
Интервал пути |
Поперечный коэффициент на путь |
Масштабные коэффициенты | Магнитный азимут |
Приме- чание |
||||||||||||||||||||
Угол поворота | Продольный уклон |
Поперечный уклон |
||||||||||||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | |
Рис. 4.3.1. Сопроводительный ярлык к перфоленте. Лицевая сторона.
Рег. N______ Тип информации______ |
Код типа обра- ботки |
Код програм- мы обработ- ки |
Код дороги | Местоположение начала дороги (участка) |
Дата | Код направления движения |
|||||||||||||||||||||
Год | Месяц | Число | |||||||||||||||||||||||||
Наименование дороги___________ |
|||||||||||||||||||||||||||
Участки дороги____ 1. ____________ 2. ____________ 3. ____________ 4. ____________ |
|||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
NN участков дороги и описание началь- ных точек |
1 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
Рис.4.3.2. Сопроводительный ярлык к перфоленте. Обратная сторона.
4.19. Нажатием кнопок и переключением тумблеров на электронном измерителе пройденного пути задается местоположение начала обследуемого участка дороги, длина окружности мерного колеса, шаг формирования меток пути, местоположение точки, при подходе к которой должен быть выдан звуковой сигнал. Если местоположение конечной точки участка не известно и должно быть установлено в процессе измерений, тогда на блоке УИПП задается такой отсчет, чтобы звуковой сигнал получить заранее, иметь возможность выбора конечной точки и не допускать превышения максимальной длины участка дороги, то есть 10 км.
4.20. После набора служебной информации, режим работы основного пульта переводится в состояние "Измерение" и начинается движение по обследуемому участку дороги.
4.21. При проезде начальной точки участка дороги на блоке БНСИ набирается код 15, что является признаком начала участка, нажимается кнопка "Счет" на электронном измерителе пройденного пути, а также кнопка "Отметка" на блоке каротажных регистраторов.
4.22. В процессе обследований оператор контролирует работу аппаратуры, следит за ситуацией на дороге, регистрирует характерные точки (границы участка, трубы, мосты, километровые знаки и т.д.) в соответствии с кодификатором (см. табл.4.2). При проезде характерной точки оператор правой рукой набирает код характеристики на клавишном наборном поле, а левой нажимает на кнопку "Отметка" на блоке регистратора.
4.23. Характерная точка "Начало кривой" фиксируется за 10 - 20 м до начала закругления в плане, а точки "Конец кривой", - через 10 - 20 м после проезда закругления.
4.24. Если при движении обнаруживается сбой в работе аппаратуры, отмечается тип характерности "Остановка", передвижная лаборатория останавливается, выясняется и ликвидируется причина сбоя. После начала движения вновь пробивается код характерности "Остановка". Таким образом, тип характерности "Остановка" является признаком сбоя в работе аппаратуры. В дальнейшем, при обработке носителей информации, участок записи между двумя однотипными характерными точками с признаком характерности "Остановка" считается недействительным и осредняется по показаниям на смежных участках.
Таблица 4.2
Кодификатор характерных точек
Цифровой код | Тип характерной точки |
Цифровой код | Тип характерной точки |
01 02 03 04 05 06 07 08 |
Труба Мост Съезд Переезд ЛЭП Километровый знак Путепровод Начало объезда |
09 10 11 12 13 14 15 16 |
Конец съезда Остановка Начало сброса Конец сброса Начало кривой Конец кривой Начало участка Конец участка |
Остановка может быть вызвана также неисправностью автомобиля или другими причинами. В любом случае, при обработке перфолент на ЭВМ производится исправление показаний на участке с признаками характерности "Остановка".
4.25. При выездах на смежную полосу движения или обочину, вызванных каким-либо препятствием на дороге, участок объезда выделяется характерными точками "Начало объезда", "Конец объезда".
4.26. Избежать зашкаливания показаний по углу поворота при проезде нескольких кривых в плане, направленных в одну сторону, можно, смещая местоположение нуля гироскопического датчика курса. Для сброса показаний нажимается правая или левая кнопка "Установка нуля" на панели блока регистраторов. Непосредственно перед сбросом фиксируется характерная точка "Начало сброса", а после его окончания - точка "Конец сброса".
4.27. При проезде последней точки участка набирается код 16, являющийся признаком конца, производится выключение счета на электронном измерителе пройденного пути, нажимается кнопка "Отметка" для нанесения признака конца участка на диаграммных лентах. Передвижная лаборатория проезжает еще 20 - 50 м, разворачивается и останавливается. Измеряется магнитный азимут по буссоли в точке "Конец участка" в обратном направлении.
Заполняется следующая строка в сопроводительном ярлыке для измерений, которые будут произведены при движении по участку дороги в обратном направлении.
Нажимается кнопка "Код зоны", производится холостой прогон перфоленты на 15 - 25 см. Основной пульт переводится в режим "Служб". Нажимается кнопка "Код зоны". Осуществляется запись на перфоленту служебной информации, указанной в 1 - 51 графах соответствующей строки сопроводительного языка. Основной пульт переводится в режим "Измерение". Нажимается кнопка "Реверс" на электронном блоке измерения пройденного пути. Производится движение лаборатории в обратном направлении.
4.28. Измерения при движении в обратном направлении по участку дороги выполняются также#, как и в прямом. По окончании измерений лаборатория переезжает к началу следующего участка дороги и цикл измерений повторяется.
4.29. Ограничение, накладываемое на длину обследуемого участка дороги за один цикл, связано с требованием проведения измерений в прямом и обратном направлениях при одной и той же юстировке гироскопического датчика крена. При длительных измерениях, от ударов подвески автомобиля и вибрации юстировка может быть нарушена. Кроме того, на участках большого протяжения возникают искажения в измеренных углах поворота трассы дороги, обусловленные влиянием вращения земли на показания гироскопического датчика.
4.30. При поступлении перфолент с данными измерений в Вычислительный центр, проверяется комплектность материалов, наличие сопроводительных ярлыков, физическое состояние носителей информации, наличие необходимых реквизитов. Поступившие материалы регистрируются в Журнале входных документов и передаются на обработку. Выходные таблицы, получаемые в результате обработки, имееют вид:
Таблица 4.3
Элементы плана трассы
Местоположение, м | Угол поворота, град. | Параметр | Азимут, град. |
||
Начало | Конец | Тип | Величина |
Таблица 4.4
Элементы продольного профиля
Местоположение | Продольный уклон, %о | Параметр кривой | ||
Начало | Конец | Тип | Величина |
Таблица 4.5
Видимость
Местоположение, м | Расстояние видимости, м |
Таблица 4.6
Поперечные уклоны
Местоположение, м | Средний поперечный уклон, %o | |
Начало участка | Конец участка |
4.31. Печать выходных таблиц сопровождается указанием полного наименования дороги, местоположения обследованного участка, даты проведения измерений, полосы и направления движения. В таблицах 4.3 - 4.6 в графе "Тип" указывается характер элемента дороги (прямой участок, круговая или переходная кривые). В графе "Величина" печатается значение радиуса круговой кривой в м, или параметр переходной кривой (клотоиды). Видимость рассчитывается для прямого и обратного направлений движения в точках через 20 м. При этом на печать выводятся только те точки дороги, в которых расстояние видимости меньше 700 м.
4.32. Оценка поперечных уклонов покрытия производится по полосам движения. В выходной таблице данные представляются по участкам, на которых величина поперечного уклона изменяется не более, чем на величину строительного допуска, т.е. .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.