Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11.
Искусственные сооружения
11.1. Мосты и путепроводы
11.1.1. Расположение любого моста или путепровода не должно вносить резких и неожиданных для водителя изменений в направлении трассы. План и продольный профиль мостов и путепроводов на дорогах I и II категорий во всех случаях должен подчиняться общему направлению трассы.
11.1.2. Число полос движения и ширину проезжей части на средних и больших мостах определяют на перспективу не менее 20 лет.
Неблагоприятное влияние узких мостов на режимы и безопасность движения резко уменьшается с увеличением их габаритов и практически перестает проявляться при ширине проезжей части моста, превышающей ширину проезжей части дороги на 3-4 м.
Такому условию соответствуют малые и средние мосты на дорогах I-III категорий, запроектированные и построенные с соблюдением требований СНиП 2.05.02-85 в отношении их габаритов.
Около мостов на старых дорогах, не удовлетворяющих этим требованиям, должны быть установлены предупреждающие знаки: "Сужение проезжей части" и "Ограничение скорости".
11.1.3. Необходимо предусматривать реконструкцию существующих мостов с увеличением ширины их проезжей части до размеров, рекомендуемых СНиП 2.05.02-85:
а) при интенсивности движения от 2 до 5 тыс. авт/сут. - для мостов длиной 30 м;
б) при интенсивности движения от 2 до 5 тыс. авт/сут. - для мостов длиной 30-100 м при сравнительно простых условиях реконструкции.
11.1.4. Для всех мостов, не относящихся к числу указанных в п. 11.1.3, целесообразность реконструкции и размер уширения проезжей части устанавливают в каждом конкретном случае путем сопоставления необходимых для реконструкции капиталовложений и экономического эффекта, получаемого в результате возрастания скоростей движения и снижения аварийности (см. ч. IV).
11.1.5. При строительстве новых и реконструкции существующих малых мостов на участках дорог II-V категорий, где отсутствует регулярное движение пешеходов, а интенсивность движения превышает 2000 авт/сут, рекомендуется принимать ширину проезжей части моста равной ширине земляного полотна дороги, отказавшись при этом от устройства тротуаров.
11.1.6. Для улучшения условий въезда на мосты и съезда с них, ширина проезжей части которых превышает ширину проезжей части дороги, необходимо плавно уширять проезжую часть на подходах за 300 м до моста по ходу движения на расстоянии 200 м после моста.
11.1.7. При ширине разделительной полосы на мостах меньшей, чем разделительная полоса дороги, переход от одной ее ширины к другой должен начинаться на расстоянии не менее 20-30 м от моста и происходить на участке длиной, назначаемой согласно рекомендациям раздела 8.4.4.
11.1.8. На автомобильных магистралях при ширине разделительной полосы более 6 м, а также при расположении моста или путепровода на кривой, требующей устройства виража, целесообразно рассматривать варианты строительства отдельных пролетов для каждого направления движения.
11.1.9. На мостах и путепроводах высоту ограждений следует назначать с учетом габарита проезжей части, наличия тротуаров, конструктивных особенностей сооружения, а также размеров геометрических элементов плана и продольного профиля дороги на этом участке в соответствии с ГОСТ 23457-86.
11.1.10. На узких мостах не рекомендуется устанавливать ограждения высотой 0,6 м и более без одновременного уширения проезжей части, так как возникает опасность существенного уменьшения скоростей движения автомобилей и роста аварийности из-за столкновения встречных автомобилей, смещающихся к оси проезжей части.
11.1.11. Для предотвращения наезда автомобилей на тротуары и перила, а также в целях зрительного ориентирования водителей ограждения на подходах должны непосредственно сопрягаться с ограждениями на мостах. Их расположение в плане на участке сопряжения должно иметь вид плавных кривых, расширяющихся по мере удаления от моста (рис. 11.1). Способ сопряжения разных типов ограждений показан на рис. 11.2.
11.1.12. В зависимости от конкретных условий могут быть использованы следующие схемы расположения пешеходных дорожек на мостовых переходах:
а) на подходах к большим мостам при наличии берм - на бермах с обязательным устройством лестничных сходов у мостов (см. рис. 11.1, б);
б) с внешней стороны ограждений на уширенном земляном полотне;
в) за пределами земляного полотна с устройством специального пешеходного моста облегченной конструкции, что может быть рекомендовано при пересечении небольших водотоков. В случаях "б" и "в" пешеходные дорожки удобно сочетать с велосипедными.
11.1.13. На мостах, путепроводах и подходах к ним в целях улучшения зрительного ориентирования водителей и снижения затрат на искусственное освещение целесообразно устраивать осветленные покрытия в пределах моста и подходов, расположенных на выпуклых вертикальных кривых.
11.2. Тоннели
11.2.1. При выборе мероприятий по повышению безопасности движения в тоннеле необходимо учитывать особенности их конструкции и прилегающих участков дороги.
11.2.2. Расчетная скорость в тоннеле принимается как для трудного участка дорог в горной местности в результате технико-экономического обоснования. При этом следует стремиться, чтобы значение расчетной скорости в тоннеле было не менее 0,8 от расчетной скорости на подходах.
11.2.3. В плане дороги тоннели по возможности располагают на прямолинейных участках. В случаях криволинейной трассы при назначении радиуса закругления следует учитывать ухудшение условий видимости в плане из-за влияния стенок тоннеля.
11.2.4. В целях улучшения условий видимости на криволинейных участках тоннелей тротуары следует располагать в стенках внутренней части закруглений.
11.2.5. Снижение продольного уклона в тоннеле из-за дополнительного сопротивления воздуха целесообразно в расчете на движение грузового автомобиля для скоростей более 50 км/ч. При меньших скоростях или при расчете на движение легкового автомобиля необходимое смягчение продольного уклона не превышает и практически может не учитываться.
11.2.6. В целях повышения безопасности движения на подходах к тоннелю расстояние видимости участка въезда в тоннель желательно назначать не менее 450-500 м.
11.2.7. При недостаточной видимости в тоннеле, расположенном на криволинейном участке дороги, скорость движения ограничивают в зависимости от радиуса кривых в плане:
Радиус кривой в плане, 500-700 400-500 300-400 200-300 150-200
м,
Предел ограничения
скорости, км/ч ......... 80 70 60 50 40
11.2.8. На подходах к тоннелю изменение ширины обочин следует устраивать с отгоном не менее 1:20-1:25.
11.2.9. На дорогах I категории в целях повышения безопасности движения и снижения строительных затрат тоннели проектируют в виде отдельных штолен для разных направлений движения. На первой стадии следует рассматривать целесообразность строительства одной штольни для проезда в обоих направлениях с последующей достройкой второй штольни при возрастании интенсивности движения.
11.2.10. При небольшом расстоянии между штольнями (не более 10-15 м) их рекомендуется соединять запасными проездами, используемыми в аварийных ситуациях и для размещения средств пожаротушения и связи.
11.2.11. В соответствии со СНиП II-44-78 в тоннелях длиной более 300 м через каждые 150 м устанавливают телефонные аппараты. На таком же расстоянии друг от друга целесообразно устраивать аварийные площадки для размещения 2-3 автомобилей в случаях дорожно-транспортных происшествий или при образовании заторов из-за поломки автомобилей. На этих же площадках размещают противопожарные средства и другое необходимое оборудование.
11.2.12. Заградительную сигнализацию в тоннеле, включаемую в аварийном случае, проектируют согласно СНиП II-44-78.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.