Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II.
Методы повышения безопасности движения в различных дорожных условиях
Глава 10.
Населенные пункты и примыкающие к ним участки дорог
10.1. Общие положения
10.1.1. Наиболее эффективной мерой повышения безопасности движения на дорогах, проходящих через населенные пункты, является строительство их обходов (см. приложения 4, 5).
Однако в отдельных случаях эффективным решением становится перенос части сельского населенного пункта от дороги, в других более экономичным является проход магистральной дороги через населенный пункт с соответствующим его оборудованием. Поэтому каждое решение требует технико-экономического обоснования.
10.1.2. Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, увеличение допустимых скоростей движения, улучшение благоустроенности населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются:
а) разделение путей движения пешеходов, медленно движущихся транспортных средств и транзитного транспорта;
б) организация перехода дороги пешеходами в специально оборудованных местах;
в) организация движения автомобилей в пределах населенного пункта - оборудование пересечений знаками, канализирование пересечений, введение светофорного регулирования, выделение улиц грузового и одностороннего движения;
г) устройство мест стоянки для автомобилей в местах их сосредоточения, оборудование автобусных остановок;
д) освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках.
10.1.3. Перечень проводимых мероприятий зависит от вида населенного пункта, его планировки, ширины улиц и численности населения в нем, а также от интенсивности движения по пересекающей дороге. Приводимые далее рекомендации относятся преимущественно к населенным пунктам сельского типа и малым городам с численностью до 25 тыс. чел.
10.2. Дополнительные полосы для местного движения, тротуары и пешеходные дорожки, ограждения
10.2.2. При расположении линии застройки от кромки проезжей части дорог I-III категорий на значительном расстоянии должны быть устроены местные проезды, укрепленные пути для конных повозок и сельскохозяйственных машин.
10.2.3. Для повышения безопасности движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а на подходах к населенным пунктам и в зонах, расположенных вблизи населенных пунктов, автобусных остановок и зон отдыха - при количестве пешеходов, превышающем 200 чел./сут.
10.2.4. В населенных пунктах городского типа устраивают тротуары согласно требованиям СНиП II-60-75. В открытой местности пешеходные дорожки располагают за пределами обочин не ближе 2,7 м от кромки проезжей части. В условиях сильно пересеченной местности при высоких насыпях или глубоких выемках пешеходные дорожки могут быть размещены на присыпных бермах.
Ширина пешеходных дорожек зависит от интенсивности пешеходного движения в часы пик. При интенсивности движения 100-1000 чел/ч ширина дорожки должна составлять 1,5 м с последующим увеличением на одну полосу шириной 0,75 м на каждую тысячу пешеходов в час. Минимальную ширину пешеходной дорожки принимают 1,0 м.
10.2.5. На крутых уклонах (более ) пешеходные дорожки выполняют в виде отдельных площадок с уклонами не более
, соединенных между собой лестницами с маршами не менее чем в три ступени и уклоном не круче 1:2,5.
10.2.6. Для повышения безопасности движения в населенных пунктах протяженностью до 2,5 км устраивают специальные ограждения или высаживают кустарники по краям пешеходных дорожек, отделяющих их от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,7-0,8 м. Его располагают от кромки проезжей части на расстоянии, обеспечивающем боковую видимость.
10.2.7. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км и при удалении застройки от кромки проезжей части до 5 м предусматривают пешеходные ограждения. Деревья в придорожной полосе сажать не следует, так как они будут стеснять движение пешеходов и вынуждать их выходить на проезжую часть.
10.2.8. При пересечениях пешеходными дорожками небольших водотоков и оврагов необходимо устраивать мосты, рассчитанные на пропуск перспективного потока пешеходов.
10.3. Велосипедные дорожки и велосипедные полосы
10.3.1. Велосипедные дорожки устраивают, если интенсивность движения автомобилей и велосипедистов больше значений, приведенных в табл. 10.1. При интенсивности движения выше 1000 авт/сут и более 100 велосипедов в сутки необходимо устраивать велосипедные полосы.
10.3.2. Рекомендуемая длина велосипедных дорожек и велосипедных полос на подходах к населенным пунктам:
Численность
населения,
тыс. чел. Свыше 500 500-250 250-100 100-50 50-25 25-10
Длина
велосипедной
дорожки, км Более 15 15-10 10-8 8-6 6-3 3-1
Таблица 10.1
Интенсивность движения автомобилей |
Интенсивность движения велосипедистов | ||
среднегодовая суточная, авт/сут |
часовая, авт/ч | среднегодовая суточная, вел./сут |
часовая, вел./ч |
Менее 1500 1500-2250 2250-3000 3000-4250 4250-7000 Более 7000 |
Менее 400 400-700 700-800 800-1000 1000-1200 Более 1200 |
Более 350 225 170 120 65 - |
70 50 30 20 15 - |
Таблица 10.2
Нормируемый показатель | Рекомендуемые значения | |
при новом строительстве |
минимальные при благоустройстве и в стесненных условиях |
|
Расчетная скорость движения, км/ч Ширина проезжей части, м, для движения: однополосного одностороннего двухполосного - " - двухполосного разностороннего вело-пешеходная дорожка с разделением обоих видов движения вело-пешеходная дорожка без разделения обоих видов движения велосипедная полоса Ширина обочин, м Наименьший радиус кривых в плане, м: при отсутствии виража " устройстве " Наименьший радиус вертикальных кривых, м: выпуклых вогнутых Наибольший продольный уклон, %о Поперечный уклон проезжей части, %о Уклон виража, %о, при радиусе: 10-20 м 20-50 м 50-100 м Габаритный размер по высоте, м Минимальное расстояние до препятствия, м |
25 1,0 1,75 2,50 4,00*(1) 2,50*(3) 1,20 2,50*(5) ------------- 0,25-0,30*(6) 75 20 500 150 60 15-20 >= 40 30 20 2,50 0,50 |
15 0,75 1,50 2,00 3,25*(2) 2,00*(4) 0,90 0,25-0,30 ------------- 0,50-0,75 50 10 400 100 70 15-20 30 20 15-20 2,25 0,50 |
------------------------------
*(1) Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной 2,5 м.
*(2) Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной 1,75 м.
*(3) При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч.
*(4) При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.
*(5) При м и заложении откосов не круче 1:4.
*(6) При м и заложения откосов не круче 1:3.
10.3.3. Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами откосов выемок или на специально устраиваемых бермах. На подходах к искусственным сооружениям допускается устройство велосипедных дорожек на обочине с отделением их от проезжей части барьерами или разделительными полосами.
Ширина разделительной полосы между автомобильной дорогой и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 1,5 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 0,7 м с устройством барьера.
10.3.4. Велосипедные полосы отделяют от проезжей части автомобильной дороги разделительной полосой, выделяют с помощью дорожных знаков, разметки, покрытий другого типа или цвета и нанесения пиктограммы "Велосипедист" с интервалом 100-150 м; оборудуют средствами сигнализации и регулирования проезда перекрестков. Велосипедные полосы на проезжей части дорог должны быть особенно четко обозначены в начальных и конечных пунктах, на пересечениях.
10.3.5. Однополосные велосипедные дорожки и полосы, как правило, располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие в летний период ветры); двухполосные - при возможности по обеим сторонам дороги.
При пересечении небольших водотоков и оврагов целесообразно для велосипедистов сооружать мосты простейших конструкций. Высота ограждений не менее 1,30 м.
Ширина переходов и путепроводов, расположенных под дорогами и предназначенных для совместного использования пешеходами и велосипедистами, рекомендуется не менее 4,0 м. Минимальная высота составляет 2,5 м. Уклон пандусов не более . Если используются лестницы, то для ведения велосипедов необходимо предусматривать наклонные плоскости. При этом направляющие из бетона или швеллерных профилей должны отстоять от боковых конструкций (перила, стены) не менее чем на 0,30 м.
10.3.6. Технические нормы проектирования велосипедных дорожек приведены в табл. 10.2.
Поперечные профили проектируют одно- или двухскатными в зависимости от их ширины и с учетом водоотвода.
10.3.7. Рекомендуемые длины подъемов в зависимости от продольных уклонов:
Продольный уклон велосипедной
дорожки, %о ................... 70 60 50 40 30
Рекомендуемая длина подъема, м < 30 40-60 70-130 150-250 250-500
При продольном уклоне длина подъема не нормируется.
Минимальные значения длин соответствуют новому строительству, максимальные - при благоустройстве, в стесненных условиях и для велосипедных полос.
10.3.8. Велосипедные дорожки и велосипедные полосы студенческих городков, санитарно-курортных зон и внутризаводские проектируют при интенсивности движения велосипедистов в часы пик свыше 30 вел./ч, руководствуясь при этом требованиями пп. 10.3.3-10.3.7.
10.3.9. При средней яркости проезжей части 0,15-0,25 или средней освещенности 3,4-3,9 лк вдоль оси велосипедной дорожки обеспечивается расстояние видимости 10-30 м, что позволяет велосипедистам совершать движение в темное время суток.
Велосипедные дорожки в районе перекрестков должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м от пересечения с автомобильной дорогой.
10.3.10. У предприятий, мест кратковременного отдыха, магазинов и других общественных центров следует сооружать открытые велосипедные стоянки. Их оборудуют стойками, боксами или другими устройствами для постановки и хранения велосипедов из расчета перспективного использования велосипедов на 100 посетителей.
10.3.11. Покрытие велосипедных дорожек устраивают из цементобетона и обработанных органическими вяжущими материалов. При интенсивности менее 100 вел./сут покрытия выполняют из местных водоустойчивых материалов: каменных материалов низкой прочности, кирпичного боя, топочного шлака.
10.3.12. При новом строительстве и реконструкции дорог велосипедные дорожки следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 и настоящих рекомендаций.
10.4. Переходы через дорогу
10.4.1. Плани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.