Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Программа
для расчета основных транспортно-эксплуатационных характеристик дороги
2.1. Программа предназначена для оценки транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог как проектируемых, так и существующих, и позволяет определять для различных участков дороги их пропускную способность, коэффициенты загрузки движением, коэффициенты аварийности, ожидаемое количество дорожно-транспортных происшествий и потери народного хозяйства от них. Программа составлена на алгоритмическом языке Фортран-IV применительно к СМ ЭВМ.
Программа составлена в диалоговом режиме общения с машиной. Ввод исходной информации осуществляется с клавиатуры дисплея. В основу алгоритма программы положены используемые в практике проектирования и эксплуатации методы оценки соответствия участков дорог требованиям движения с помощью коэффициентов аварийности, определения пропускной способности, расчета потерь от дорожно-транспортных происшествий.
2.2. Итоговый коэффициент аварийности для однородного по дорожным условиям участка определяют согласно рекомендациям гл. 1.
2.3. Потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий для года t для i-го однородного участка.
,
где - средний размер потерь от одного происшествия в t-м году; - протяженность i-го однородного участка дороги; - итоговый стоимостной коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий на тяжесть происшествий;
- частные коэффициенты, учитывающие влияние отдельных характеристик дорожных условий на тяжесть происшествий; - количество происшествий в расчете на 100 млн. авт-км пробега на i-м участке в t-м году, определяемое как функция итогового коэффициента аварийности:
;
- интенсивность движения на i-м участке в t-м году.
2.4. Пропускная способность участка автомобильной дороги с двумя полосами движения определяется в соответствии с требованиями "Руководства по оценке пропускной способности автомобильных дорог" (Минавтодор РСФСР, 1982)
,
где В - итоговый коэффициент снижения пропускной способности, равный произведению частных коэффициентов:
;
- максимальная практическая пропускная способность, авт/ч.
2.5. Расчет скорости движения транспортного потока осуществляется согласно рекомендациям гл. 1.
2.6. Алгоритмом программы предусмотрены:
а) ввод исходных данных, включающих параметры уравнений и таблицы для определения частных коэффициентов аварийности, коэффициентов тяжести, коэффициентов уменьшения пропускной способности дороги, потерь от одного происшествия;
массивы, показывающие изменение отдельных характеристик дорожных условий по длине дороги;
данные об интенсивности и составе движения для различных участков;
б) расчет:
положения границ участков, однородных по дорожным условиям и интенсивности движения;
значений частных коэффициентов аварийности, итогового коэффициента аварийности, частных и итогового коэффициентов тяжести, количества дорожно-транспортных происшествий и потерь от них для каждого однородного участка;
общего размера потерь от дорожно-транспортных происшествий для всей дороги;
пропускной способности и коэффициента загрузки;
скорости движения транспортного потока;
в) выдача результатов расчета на АЦПУ в виде таблиц итоговых коэффициентов аварийности, потерь от дорожно-транспортных происшествий, пропускной способности и коэффициентов загрузки.
2.7. Исходные данные для расчета по программе подготавливаются в табличной форме.
Эти данные делятся на три группы:
I. Параметры уравнений и таблицы для определения в зависимости от дорожных условий значений частных коэффициентов аварийности, тяжести, снижения пропускной способности, потерь от дорожно-транспортных происшествий. Эти данные являются постоянными и могут быть использованы при любых расчетах.
II. Средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия, определяемые в зависимости от года, для которого производится расчет:
Годы ............ 1985 1986 1987 1988 1989 1990 2000
Потери от одного
ДТП, руб. ....... 5780 5880 5980 6080 6190 6290 7300
III. Данные об изменении интенсивности движения и характеристик дорожных условий по длине дороги, получаемые изложенными методами (см. гл. 2). Они группируются в виде 17 массивов. Ценная строка каждого массива содержит данные о положении поперечников, где происходит изменение какого-либо рассматриваемого параметра.
Первая цифра этой строки означает положение (в километрах) начала дороги, вторая - положение конца 1-го участка с постоянным параметром, третья - положение конца 2-го участка с постоянным параметром и т.д., а последняя цифра первой строки массива - положение конца дороги.
В последующих строках размещаются показатели, характеризующие дорожные условия соответственно на каждом однородном участке.
2.8. Ниже дается описание массивов и особенностей их составления.
Массив L1. Изменения по длине дороги интенсивности и состава движения
Положение, км | ..................... | |
Интенсивность, авт/сут | ..................... | |
Состав транспортного потока (в долях единицы) |
Легковые автомобили | ..................... |
Автобусы | ..................... | |
Легкие грузовые автомобили | ..................... | |
Средние грузовые автомобили | ..................... | |
Тяжелые грузовые автомобили | ..................... | |
Автопоезда | ..................... |
Массив L2. Ширина проезжей части дороги и признак укрепления обочин
Положение, км | ................................... |
Ширина проезжей части, м | ................................... |
Признак укрепления обочин П_2 | ................................... |
При неукрепленных обочинах , при укрепленных .
Массив L3. Данные о ширине обочин и значения коэффициента , определяемые по табл. 2.1
Положение участка, км | .................................. |
Ширина обочин, м | .................................. |
Значение бета_9 | .................................. |
Таблица 2.1
Состояние обочин | бета_9 |
Обочины укреплены тем же покрытием, что и проезжая часть | 1,0 |
Обочины, укрепленные щебнем или гравием | 0,99 |
" , укрепленные засевом трав | 0,95 |
Неукрепленные обочины в сухом состоянии | 0,9 |
Скользкие, покрытые грязью обочины | 0,45 |
Массив L4. Данные о продольных уклонах дороги
Положение участка, км | ................................... |
Уклон, %о | ................................... |
Массив L5. Видимость в плане и продольном профиле
Положение, км | .................................. |
Расстояние видимости, м | .................................. |
Признак П_5 | .................................. |
Значение принимается равным 0 - в случае ограничения видимости в плане, и 1 - при ограничении видимости в продольном профиле.
Так как расстояния видимости более 500 м не оказывают влияния на значение коэффициентов аварийности и снижение пропускной способности, допускается в целях сокращения объема массива объединять участки с расстояниями видимости более 500 м в один участок, условно принимая для него значение расстояния видимости более 500 м.
Массив L6. Радиусы кривых в плане
Положение участка, км | ................................... |
Радиус, м | ................................... |
Для прямолинейных участков условно принимают значение радиуса, равное 1000000 м.
Массив L7. Разница в ширине проезжей части моста и дороги, признаки наличия моста и высота ограждения на мосту
Положение участка, км | ................................... |
Разница в ширине проезжей части моста и дороги, м |
................................... .......................... |
Признак ВР | ................................... |
ВР = 1,43 - в случае отсутствия моста;
ВР = 2 - при высоте бордюра 30 см и менее;
ВР = 3 - при высоте бордюра более 30 см.
Массив L8. Длина прямых участков
Положение участка, км | ................................... |
Длина прямых, км | ................................... |
В целях сокращения объема массива допускается объединять в один условный участок кривые и прямолинейные участки, протяжением менее 3 км, условно подставляя для него значения длины прямой 1 км.
Массив L9. Характеристики пересечений
Положение участка, км | ................................... |
Признак пересечения Д, % | ................................... |
Видимость на пересечении, м | ................................... |
Тип пересечения Т | ................................... |
Д = 1 - для пересечений в разных уровнях;
Д = 0 - в случае отсутствия пересечения.
При пересечении в одном уровне Д принимают равным процентному отношению интенсивности движения на пересекаемой дороге к суммарной интенсивности на двух дорогах.
Т = 0, если пересечение отсутствует или полностью канализировано;
Т = 1 - необорудованное пересечение с шириной проезжей части по основному направлению 7-7,5 м;
Т = 2 - то же, с шириной проезжей части 10,5 м;
Т = 3 - частично канализированное пересечение с шириной проезжей части 7-7,5 м.
Т = 4 - то же, с шириной проезжей части 10,5 м.
Массив L10. Число полос движения на участке дороги
Положение участка, км | ................................... |
Число полос движения | ................................... |
Массив L11. Населенные пункты
Положение участка, км | ................................... |
Характеристика населенного пункта Х | ................................... |
Х = 0 - дорога вне населенного пункта;
Х = 1 - расстояние от застройки 15-20 м, имеются тротуары или пешеходные дорожки;
Х = 2 - расстояние от застройки 6-10 м, имеются тротуары;
Х = 3 - расстояние от застройки 5 м, имеются тротуары;
Х = 4 - расстояние от застройки 5 м, тротуары отсутствуют.
Массив L12. Коэффициент сцепления и значения коэффициента , определяемые по табл. 2.2
Положение участка, км | ................................... |
Коэффициент сцепления | ................................... |
" бета_10 | ................................... |
Таблица 2.2
Состояние покрытия | бета_10 |
Шероховатое асфальтобетонное, цементобетонное или черное щебеночное покрытие Сборное цементобетонное покрытие Скользкое асфальтобетонное покрытие Булыжная мостовая Грунтовая дорога, ровная, сухая, без пыли То же, размокшая |
1,0 0,98 0,87 0,42 0,90 0,1-0,3 |
Массив L13. Наличие деревьев и опор или других высоких предметов в пределах земляного полотна
Положение участка, км | ................................... |
Признак наличия деревьев Е | ................................... |
Е = 1 - деревья отсутствуют;
Е = -1 - в пределах земляного полотна находятся деревья, опоры или другие предметы (например, подпорные стенки).
Массив L14. Значения коэффициента , определяемые по табл. 2.3
Положение участка, км | ................................... |
Коэффициент бета_11 | ................................... |
Таблица 2.3
Оборудование дороги | бета_11 |
Площадки отдыха, бензозаправочные станции или остановочные площадки отсутствуют или полностью отделены от проезжей части основной дороги, имеется специальная полоса для въезда То же, при наличии отгона ширины " , " отсутствии полосы отгона " , без отделения от основной проезжей части |
1,0 0,98 0,80 0,64 |
Массив L15. Значение коэффициента , определяемые по табл. 2.4
Положение участка, км | ................................... |
Коэффициент бета_12 | ................................... |
Таблица 2.4
Тип дорожной разметки | бета_12 |
Разметка отсутствует Осевая разметка Краевая и осевая разметка Разметка полос движения на подъемах с дополнительной полосой То же, на четырехполосной дороге " , на трехполосной дороге Двойная осевая разметка |
1,0 1,02 1,05 1,50 1,23 1,30 1,1 |
Массив L16. Значение коэффициента
Положение участка, км | ................................... |
бета_13 | ................................... |
Если указатели полос движения отсутствуют, . При оборудовании дороги указателем полос движения .
Массив L17. Допустимая скорость движения по участку
Положение участка, км | ................................... |
Скорость, км/ч | ................................... |
2.9. Пример распечатки расчета представлен в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Местопо- ложение, км |
Длина участка, км |
Итоговый коэффициент аварийности |
Потери от ДТП, руб. |
Пропускная способность, авт/ч |
Коэффициент загрузки z |
0,850 1,200 1,400 1,700 2,000 2,100 2,500 3,000 3,500 4,000 4,500 4,700 5,000 5,600 6,000 6,100 6,200 |
0,850 0,350 0,200 0,300 0,300 0,100 0,400 0,500 0,500 0,500 0,500 0,200 0,300 0,600 0,400 0,100 0,100 |
14,0 19,96 51,79 19,96 8,54 20,67 10,34 8,54 0,93 3,56 26,73 52,64 28,35 6,82 23,77 98,18 28,16 |
1447,1 719,7 393,2 616,9 516,5 240,2 684,9 860,8 1175,1 1443,0 2313,0 1241,1 1402,8 2042,4 955,7 2040,3 1047,1 |
916,7 802,3 792,7 802,3 877,6 877,6 877,6 877,6 3646,9 3408,9 3349,2 3403,6 3349,2 2783,3 2454,3 2397,8 2719,3 |
0,41 0,47 0,48 0,47 0,43 0,43 0,43 0,43 0,17 0,18 0,18 0,18 0,18 0,22 0,25 0,25 0,22 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.