Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Госстроя РФ
от 18 апреля 2001 г. N 85
Программа
повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования
Введение
Проведение единой государственной ценовой политики в строительстве, повышение эффективности использования бюджетных и иных инвестиций, в том числе при размещении государственных заказов, достижение более высоких финансово-экономических показателей подрядными организациями в условиях рынка и конкуренции с зарубежными фирмами, а также переход на новую сметно-нормативную базу в строительном комплексе с 2001 г. требуют подготовки специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования на качественно новом уровне.
Учитывая, что до 2001 г. государственные высшие учебные заведения не готовили специалистов указанных категорий, строительные организации вынуждены были пользоваться услугами практиков и частных фирм, квалификация специалистов которых не всегда могла быть подтверждена из-за отсутствия системы профессиональной переподготовки и аттестации соответствующих кадров.
Для усиления защиты прав потребителей, повышения качества работ и услуг в строительной сфере, а также с целью создания единой системы профессиональной переподготовки и аттестации кадров в области ценообразования и сметного нормирования постановлением Госстроя России от 18.12.00 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования" с 1 января 2001 г. введена профессиональная переподготовка и аттестация кадров в этой области.
Для решения этих задач в 2001-2002 гг. Госстроем России планируется создание сети учебных центров, в которую войдут Головной центр аттестации кадров при Госстрое России, учебные заведения Госстроя России и аккредитованные им другие некоммерческие учебные заведения, центры, имеющие соответствующие лицензии, располагающие для этого необходимой учебно-материальной базой и высококвалифицированными кадрами.
Для руководства создаваемой единой сетью повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве утвержден методический совет Госстроя России, в состав которого входят специалисты Госстроя России, руководители региональных центров ценообразования, ведущие ученые Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов инвестиционной сферы, а также Государственного университета управления Минобразования России.
Методология повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу" на Госстрой России совместно с Минобразованием России возложена организация подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, градостроительства, строительства, технической инвентаризации, а также обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров с последующей их профессиональной аттестацией, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования.
1. Цель Программы
1.1. Целью программы является установление единых требований к методологии повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования, к возможному применению полученных знаний в практической работе.
В том числе при определении стоимости строительной продукции:
1.1.1. На стадии предпроектного планирования и выбора объектов капитальных вложений, расчета прогнозной стоимости строительства этих объектов, в том числе на стадии разработки вариантов объектов инвестирования и составления бизнес-планов инвесторов с экономической оценкой этих вариантов.
1.1.2. На стадии проектирования строек с выбором по объектам этих строек наиболее эффективных проектных решений как в процессе разработки технико-экономических обоснований - ТЭО (проекта), так и рабочего проекта с их экономической оценкой путем составления предварительных локальных и объектных смет и сводного сметного расчета.
1.1.3. При проведении экспертизы проектно-сметной документации и ее корректировки проектной организацией.
1.1.4. В качестве основы для разработки проектов договорных цен при заключении договоров подряда, поставок материалов и оборудования при строительстве для государственных нужд.
1.1.5. На стадии осуществления строительства объектов и проведении взаиморасчетов между участниками строительства и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы.
1.1.6. При определении балансовой стоимости объекта строительства после завершения строительства и консервации объекта строительства.
1.1.7. При оценке стоимости объектов недвижимости и их остаточной стоимости в текущих ценах.
2. Содержание Программы
2.1. Теоретическая часть программы
2.1.1. Раздел 1. Введение в сметное дело и ценообразование в строительстве с освещением в этой теме следующих основных вопросов
2.1.1.1. Место, роль и значение сметного дела и ценообразования в обосновании экономической модели эффективности при выборе технических вариантов по объекту (объектам) капитальных вложений в строительство или реконструкцию на стадии формирования предпроектных и проектных решений, бизнес-плана инвестора, управления реализацией проекта.
2.1.1.2. Обоснования эффективности строительства показателями удельных капитальных вложений и удельными показателями стоимости строительства на основе объектов-аналогов ранее построенных действующих объектов основных фондов производственного и жилищно-гражданского назначения, системой расчетных аналитических таблиц (приложение Е, СНиП 11-01-95).
2.1.2. Раздел 2. Сметы на строительство и реконструкцию
2.1.2.1. Сметный расчет, как предварительная (прогнозная) стоимость или денежное выражение предстоящих расходов инвестора (инвесторская смета) на строительство, по разработанному и утвержденному рабочему проекту, а при его отсутствии - по технико-экономическому обоснованию, предшествующему этому проекту.
2.1.2.2. Смета, как производное экономическое отражение принятой проектом технической модели объекта (или стройки, состоящей из совокупности объектов) строительства, как неотъемлемая составная часть проектно-сметной документации по объекту (стройке).
2.1.2.3. Рабочий проект и сметы к рабочему проекту (локальные и объектные).
2.1.2.4. Технико-экономическое обоснование - ТЭО (проект) и сводный сметный расчет к ТЭО (проекту), предшествующему разработке рабочего проекта или совмещаемому с разработкой рабочего проекта. Ознакомление в связи с этим:
с "Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" СНиП 11-01-95 с акцентом на п.4.1.10 (сметная документация) и п.4.1.11 (эффективность инвестиции);
со "Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" СП 81-01-94;
с "Методическими указаниями по определению сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-1.99 Госстроя России, введенными в действие с 1 июня 1999 г.;
с другими нормативными, инструктивными и информационными материалами, приведенными в разделе "Литература".
2.1.2.5. Понятие "Исполнительная смета" - оплаченная заказчиком подрядчикам сметная стоимость объекта (стройки) по уточненным в ходе строительства объемам и стоимости работ и затрат.
2.1.2.6. Фактическая стоимость работ и затрат по объекту - себестоимость работ и затрат у подрядчиков - участников строительства - с добавлением прибыли, полученной от сдачи (реализации) работ и услуг.
2.1.2.7. Уровни стоимости, отражаемые в сметах на строительство и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы и затраты.
2.1.2.7.1. Базисный (постоянный или неизменный) уровень стоимости в сметах (на 01.01.84, на 01.01.91, на 01.01.01, в Москве) определяется по Федеральным единичным расценкам ФЕР-2001, составленным на базе ГЭСН 2001 г. в ценах, принятых по состоянию на 01.01.00.
2.1.2.7.2. Текущий уровень стоимости - стоимость, определяемая на основе текущих цен на ресурсы, действующих на дату определения сметной стоимости. Предназначен для уточнения смет, а также для расчетов с подрядчиками на дату фактического выполнения ими работ и сдачи их заказчику.
2.1.2.7.3. Смешанный уровень стоимости - суммарная стоимость работ, накапливаемая по объекту заказчиком по оплаченным подрядчикам фактическим объемам работ в текущем уровне цен, сложившемся за период строительства на дату выполнения и приемки этих работ.
2.1.2.7.4. Прогнозный уровень стоимости - уровень стоимости, учитывающий прогнозный инфляционный рост цен на ресурсы, потребляемые строительством. Предназначен для определения договорных цен и реальной стоимости строительства.
2.1.3. Раздел 3. Договорные цены в контрактах (договорах) на строительство
2.1.3.1. Виды договорных цен.
2.1.3.1.1. Стоимость строительства (работ, услуг) в базисном уровне цен.
2.1.3.1.2. Стоимость строительства (работ, услуг) в текущем уровне цен.
2.1.3.1.3. Твердая договорная цена.
2.1.3.1.4. Другие способы определения стоимости работ (услуг).
2.1.3.2. Ограничения, накладываемые на расчет договорной цены по объектам строительства, финансируемым из бюджетных источников (фиксированный уровень оплаты труда, норм накладных расходов и сметной, прибыли в процентах от фонда оплаты рабочих, регулируемый уровень цен и заготовительных складских расходов на материалы, изделия и конструкции, а также стоимость машино-часа эксплуатации строительных машин).
2.1.4. Раздел 4. Сметно-нормативная база для расчета стоимости объектов строительства
2.1.4.1. Состав сметно-нормативной базы федерального, территориального и отраслевого (фирменного) уровней для расчета смет и определения сметной стоимости на предпроектной стадии, стадии ТЭО и стадии рабочего проекта.
В том числе:
2.1.4.1.1. Для предпроектной стадии и стадии ТЭО (проект), предшествующей рабочему проекту: показатели удельных капитальных вложений; укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе УПСС - укрупненные показатели стоимости строительства на измерители потребительской стоимости строительной продукции; УСН - укрупненные сметные нормы на здания, сооружения в целом, их конструктивные части; прейскуранты на строительство зданий и сооружений; УРН - укрупненные показатели ресурсов; УР - укрупненные расценки и другие виды сметных нормативов (накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные и другие затраты).
2.1.4.1.2. Для стадии рабочего проекта: государственные элементные сметные нормы и единичные расценки, укрупненные расценки, виды ресурсных сметных норм на отдельные работы и комплексы работ, нормы накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных и прочих затрат.
2.1.4.1.3. Нормативы для определения стоимости строительных, специальных строительных и монтажных работ включают:
нормы расхода ресурсов для определения величины прямых затрат (элементные и укрупненные сметные нормы по видам работ - затраты труда рабочих, расход строительных материалов, изделий и конструкций, затраты на эксплуатацию строительных машин);
единичные расценки; нормы накладных расходов, нормы сметной прибыли, нормы прочих (лимитированных и не лимитированных) затрат, включая налоги, отчисления и платежи.
2.1.4.1.4. Определение сметной стоимости оборудования, мебели и инвентаря.
2.1.4.1.5. Нормативы прочих затрат, не входящих в стоимость строительных и монтажных работ (затраты, связанные с обслуживанием строительства):
подготовка территории строительства, временные здания и сооружения, страхование строительных рисков, оплата шеф-монтажа, инженерно-изыскательские и проектные работы, управление проектом, содержание заказчика и надзора за строительством, подготовка и профессиональная аттестация кадров и т.п.).
2.1.4.1.6. Нормативы на непредвиденные работы и затраты для жилищно-гражданского строительства и промышленного строительства.
Порядок применения нормативов на непредвиденные работы и затраты при расчетах за выполненные работы.
2.1.4.1.7. Особенности сметных нормативов, проектирования и определения сметной стоимости капитального и текущего ремонта действующих объектов.
2.1.4.1.8. Порядок применения сметно-нормативной базы при определении договорных цен и расчетах за выполненные работы.
2.2. Прикладная часть программы
2.2.1. Решение практических задач по составлению смет в базисном и текущем уровне цен.
2.2.2. Подготовка бизнес-плана инвестора.
2.2.3. Разработка ТЭО, ПОС и ПОР на строительство коммерческого объекта.
2.2.4. Проведение экспертизы сводного сметного расчета объектной сметы и смет на конкретную работу.
2.3. Основные требования к организации и проведению обучения и повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестация руководящиx работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования являются самостоятельными видами профессионального образования и проводятся:
с учетом базового образования, профиля работы и категории специалистов;
в соответствии с "Положением о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования", утвержденного приказом Госстроя России от 18.04.01 N 85.
Обучение и профессиональная переподготовка проводятся учебными заведениями (центрами), имеющими соответствующую лицензию и аккредитацию Госстроя России, и осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями и организациями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.
2.3.1. Повышение квалификации
2.3.1.1. Повышение квалификации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется в установленном порядке и в соответствии с "Положением о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования" (приложение 3).
2.3.1.2. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.
2.3.1.3. Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
2.3.1.4. На территории Российской Федерации введены следующие документы государственного образца для лиц, прошедших повышение квалификации:
а) удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
б) свидетельство о повышении квалификации - для прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.
2.3.1.5. Для специалистов, имеющих соответствующее образование и стаж практической работы не менее трех лет, целесообразно до начала занятий провести индивидуальную оценку имеющихся профессиональных знаний по изучаемой теме (входной контроль на ПЭВМ), затем по результатам входного контроля провести (дифференцированно) обучение и экзамен.
2.3.1.6. Повышение квалификации может быть совмещено с профессиональной аттестацией и переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.
2.3.1.7. Содержание повышения квалификации определяется программой, учебным и учебно-методическим планами.
2.3.2. Профессиональная переподготовка
2.3.2.1. Профессиональная переподготовка специалистов в области ценообразования и сметного нормирования:
проводится в установленном порядке (приложение 3) на базе высшего и среднего профессионального образования, является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования;
осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации;
проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
2.3.2.2. Специалисты, полностью освоившие программы профессиональной переподготовки, получают дипломы государственного образца.
Формы дипломов государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности (срок обучения не менее 500 часов аудиторных занятий), а также для получения специалистами дополнительной квалификации (срок обучения не менее 1000 часов трудоемкости) утверждены приказом Минобразования России от 06.09.00 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов".
2.3.2.3. При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, разделов и тем, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня, и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.
2.3.2.4. В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей, в том числе за рубежом, порядок проведения которой регулируется письмом Управления дополнительного образования Минобразования России от 15.03.96 N 18-34-44 ин/18-10.
2.3.2.5. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией.
2.3.3. Профессиональная аттестация
2.3.3.1. Профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется:
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.99 N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу", которым на Госстрой России (совместно с Минобразованием России) возложены не только функции повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли, но и их последующая профессиональная аттестация;
во исполнение постановления Госстроя России от 18.12.00 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".
2.3.3.2. Профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования, проводится:
по компьютерным тестирующим программам в рамках соответствующей учебной программы, в том числе:
а) с отрывом от работы - преимущественно для специалистов, не имеющих практического опыта работы в области ценообразования и сметного нормирования;
б) с частичным отрывом от работы (по очно-заочной форме) - преимущественно для специалистов, имеющих соответствующее образование и не менее трех лет опыта практической работы в области ценообразования и сметного нормирования. В этом случае допускается возможность сокращения длительности очной части очно-заочного обучения слушателей на основании предварительно представленных документов: соответствующих ходатайств организаций, в которых работают соискатели; представлений региональных центров ценообразования и сметного нормирования, рекомендаций членов методического совета Госстроя России по руководству системой повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов области ценообразования и сметного нормирования; направлений общественных организаций.
В этом случае после рассмотрения указанных документов слушателям направляются учебно-методические материалы для самоподготовки к очной процедуре профессиональной аттестации в учебных центрах, аккредитованных Госстроем России.
2.3.3.3. Методологически процедура профессиональной аттестации включает в себя:
а) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п.2а: лекции, практические занятия, предварительную и последующую итоговую профессиональную аттестацию по ПЭВМ и собеседование;
б) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п.2б: индивидуальный входной контроль профессиональных знаний на ПЭВМ, обучение (по результатам входного контроля), экзамен (на ПЭВМ) и собеседование.
2.3.3.4. Специалисты, успешно прошедшие профессиональную аттестацию, получают квалификационные аттестаты установленного Госстроем России образца.
2.3.3.5. Аттестация может быть совмещена как с повышением квалификации, так и с профессиональной переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.