Протокол заседания коллегии Госстроя РФ от 28 августа 2003 г. N 12
Председательствовал - Н.П. Кошман
Присутствовали:
члены коллегии Л.С.Баринова, А.А.Дронов, С.И.Круглик,
Госстроя России В.Ю.Леушин, Г.С.Маркосов, Н.В.Маслов,
В.Н.Пономарев, Л.Н.Чернышов, М.Л.Шаккум,
П.А.Шевоцуков
руководители, заместители А.В.Акимов, М.М.Бориков, Ю.К.Егоров,
руководителей структурных И.Б.Захаров, С.В.Коляда, С.А.Новиков,
подразделений Госстроя Д.В.Савин, Ю.В.Серковский, В.А.Степанов,
России М.И.Чурилин, Э.А.Шевченко
от Аппарата Правительства
Российской Федерации А.Г.Седов
от Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации В.М.Зубов, М.Ф.Каменский
от министерств и ведомств И.А.Короткова, Е.К.Кузнецов, А.П.
Российской Федерации Кузнецов,
Л.М.Куликова, В.В.Семенов, А.И.Субботин
от органов исполнительной Р.Р.Абдрахимов, В.Г.Алейников,
власти субъектов Российской О.Д.Антосенко, А.М.Богуславский,
Федерации А.А.Григоренко, М.А.Дубровин,
С.Н.Зрентьев, В.Г.Ильясов, В.Г.Ковалев,
К.В.Кондаков, Г.В.Мазаев, О.В.Майоров,
А.С.Максименко, П.А.Марков, К.Э.Нейфельд,
В.В.Попов, Ю.П.Синтюрин, А.В.Тихонов,
Г.М.Ходырев, В.Н.Шумилов
от научных и проектных Э.Л.Большаков, В.А.Голубев, В.Е.Меркин,
организаций В.И. Панферов, А.П.Сычев
от строительных корпораций, В.М.Абрамсон, А.В.Аверин, В.Н.Александров,
акционерных обществ и Ю.И.Бакуткин, Е.В.Басин, В.И.Ваганов,
ассоциаций А.А.Васильев, П.Г.Василевский, С.Н.Власов,
Д.В.Гаев, В.А.Гарюгин, С.Г.Елгаев,
В.С.Елисеев, И.С.Иванов, Ю.Е.Крук,
С.Ю.Лубоцкий, В.Т.Милов, Н.А.Полищук,
Ю.П.Рахманинов, Г.С.Рузаев, Ю.И.Сафонова,
А.А.Севастьянов, А.Д.Скоробогатов,
Ю.П.Солдатов, Г.В.Тулисов, А.Г.Фурса,
Н.Б.Х..Хван, Б.Е.Шишков, Г.Я.Штерн,
Б.И.Яцков
от общественных П.Н.Давиденко, Е.М.Марков, В.Д.Попов
профессиальных организаций
Ответственные работники Госстроя России, представители средств массовой информации (по списку).
О состоянии строительства и перспективах развития метрополитена в городах Российской Федерации
(Кошман, Крук, Абрамсон, Короткова, Субботин, Александров, Зубов, Ходырев, Гарюгин, Антосенко, Шумилов, Нейфельд, Попов, Дубровин, Солдатов, Тихонов, Богуславский, Гаев)
Заслушав и обсудив доклад председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Н.П. Кошмана "О состоянии строительства и перспективах развития метрополитена в городах Российской Федерации", содоклады генерального директора Автономной некоммерческой организации "Объединенная дирекция заказчиков строящихся метрополитенов" (АНО "Инвестстройметро")
Ю.Е. Крука "О приоритетных стратегических направлениях научно-технической политики в области строительства метрополитенов в Российской Федерации" и президента ОАО "Метрогипротранс" В.М. Абрамсона "О новых видах скоростного внеуличного транспорта и современных тенденциях развития станционных комплексов", коллегия отмечает, что по функциям, возложенным на Госкомитет Правительством Российской Федерации распоряжениями от 12.07.96 N 1093-р и от 12.10.2000 N 1433-р, проводится целенаправленная работа по развитию и строительству метрополитенов в Российской Федерации.
Развитие и строительство метрополитенов и других видов скоростного транспорта ведется на территории России в двенадцати городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Омске, Челябинске, Красноярске, Казани, Уфе и Волгограде.
Общая протяженность шести действующих метрополитенов на 01.06.2003 составляет 436,14 км, на которых функционирует 266 станций. Ежегодно метрополитены перевозят свыше 4,2 миллиардов пассажиров, что более чем в два раза превышает пассажиропоток всей сети железных дорог России.
Для координации инвестиционной и научно-технической политики по проектированию и строительству метрополитенов в 1992 году субъектами Российской Федерации, в которых осуществляется строительство метрополитенов, образована "Объединенная дирекция заказчиков строящихся метрополитенов" (АНО "Инвестстройметро").
Высокий профессиональный уровень и активное решение вопросов строительства метрополитенов, координация взаимодействия всех участников его строительства показали целесообразность создания указанной организации.
В Госстрое России создана Комиссия по рассмотрению и определению технологически обоснованной потребности в средствах на развитие метрополитена (далее - Комиссия) и ее рабочая группа. В состав Комиссии, кроме специалистов Госстроя России, входят по согласованию представители Минэкономразвития России и Госгортехнадзора России, а также Минфина России.
Ежегодно в сроки, согласованные с руководством субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, заказчиков по строительству метрополитена, Комиссия детально рассматривает фазы состояния строительства конкретного объекта каждого титула переходящей и вновь начинаемой стройки в целях недопущения аварийных ситуаций и техногенной опасности в забоях, перегонных тоннелях, станционных комплексах и притоннельных сооружениях.
При этом Комиссия руководствуется прежде всего необходимостью концентрации инвестиций на обеспечение ввода в эксплуатацию объектов для снижения объемов незавершенного строительства, поддержание технологической безопасности подземных выработок и сохранности выполненных конструкций, а также поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по реализации мероприятий к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга и 1000-летия основания г. Казани от 24.03.2002 N Пр-522 и от 18.11.2002 N Пр-2028 в части метростроения.
Материалы Комиссии в установленные Правительством Российской Федерацией сроки ежегодно направляются в Минэкономразвития России и Минфин России для учета при формировании проекта федерального бюджета, а также субъектам Российской Федерации, в которых ведется строительство метрополитенов, для учета при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.93 N 540 для обеспечения безопасности при строительстве метрополитенов при Госстрое России функционирует профессиональная горноспасательная служба в транспортном строительстве.
С 1991 года по июнь 2003 года введено в эксплуатацию 79,35 км новых линий метрополитена, в том числе в г. Москве - 43,46 км, два дополнительных входа на действующих станциях "ВДНХ" и "Белорусская", станции "Парк Победы", "Дубровка" и "Воробьевы горы"; в г.Санкт-Петербурге - 12,59 км, а также дом связи, электродепо "Выборгское", соединительная ветка - 1,35 км и станция "Крестовский остров"; в городах Нижнем Новгороде - 4,56 км, Новосибирске - 4,26 км, Самаре - 5,16 км и Екатеринбурге - 9,32 км.
С 1996 по 2002 год освоено 28,12 млрд.руб. в текущих ценах соответствующих лет из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе из бюджетов: федерального - 11,15 млрд.руб., или 39,65%, субъектов Российской Федерации - 16,97 млрд.руб. (60,35%).
За данное время введено в эксплуатацию 19,23 км при прогнозе Комиссии - 56,18 км.
Фактическое финансирование из федерального бюджета в указанный период составило от 4,8 до 44% к определяемой технологической потребности. Еще в меньших пропорциях выделялись средства субъектами Российской Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Такие жесткие ограничения привели к четырехкратному сокращению строительно-монтажных работ в отрасли, почти полному прекращению необходимых научно-технических исследований, срыву ввода в эксплуатацию прогнозируемых мощностей, резкому увеличению незавершенного строительства, которое составляет в текущих ценах 68,3 млрд.руб. Протяженность подземных выработок, находящихся в незавершенном строительстве, достигла 58,51 км (в однопутном исчислении), в том числе в предаварийном состоянии - 9,13 км. На сегодняшний день в городах открыто 103 забоя и в строительстве находится свыше 30 станционных комплексов, вследствие чего потерян смысл ведения строительства по графикам. Это предопределяет неэффективное использование выделяемых средств, так как около 10% их направляется на технологическое поддержание выработок в безопасном состоянии.
На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу", от 27.12.2000 N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" и от 08.06.92 N 540 "Об утверждении Положения о горноспасательной службе в транспортном строительстве" Госстрой России проводит экспертизу технико-экономических обоснований и проектов линий и объектов метрополитена с последующим утверждением их основных показателей, стоимости строительства, технических и технологических решений, обеспечивающих безопасное ведение горнопроходческих работ, а также безопасность перевозки пассажиров.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ N 540 следует читать "8 июня 1993 г."
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2000 N 1433-р Минтрансу России совместно с Госстроем России и Минэкономразвития России было поручено разработать "Программу развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года" (далее - Программа) и до 01.01.2003 представить ее в Правительство Российской Федерации, которое одобрило данный документ и поручило Минэкономразвития России, Госстрою России, Минтрансу России и Минфину России при формировании проектов федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующие годы предусматривать оказание государственной поддержки строительству объектов данной Программы.
Программой предусмотрено к концу 2015 года обеспечить поэтапный ввод в эксплуатацию 227,4 км новых линий метрополитена с 139 станциями в двенадцати городах России с общими затратами 414,7 млрд.руб. (в ценах 2001 года).
В результате реализации Программы длина эксплуатационных линий должна увеличиться в 1,6 раза, а объем перевозок - в 1,4 раза.
Из общей суммы затрат 414,7 млрд.руб. (в ценах 2001 года) намечается использовать из федерального бюджета - 78,8 млрд.руб. (20%), из бюджетов субъектов Российской Федерации - 334,7 млрд.руб. (80%).
Неосуществление названной Программы и ее важнейших мероприятий, связанных в первую очередь с ликвидацией сверхнормативного незавершенного строительства, обусловленного недостаточной государственной финансовой поддержкой, приведет к ряду серьезных последствий:
переходу городского транспорта в крупнейших городах России в состояние, близкое к системному кризису, снижению объема и качества транспортных услуг, а также уровня безопасности перевозок пассажиров;
невозможности выполнения государственных гарантий по обеспечению минимальных нормативов (стандартов) жизненно необходимой транспортной подвижности жителей городов;
росту негативных последствий от увеличения количества автомобилей в части безопасности дорожного движения и загрязнения воздушной среды.
В настоящее время на федеральном уровне сложилась следующая система управления отраслью "метростроение":
Минэкономразвития России - координатор с функциями определения ежегодных объемов государственных капитальных вложений, финансируемых за счет федерального бюджета, и их распределения по субъектам Российской Федерации;
Минфин России - главный распорядитель средств федерального бюджета по отрасли;
Минтранс России - контролирует реализацию Программы и обеспечивает проведение единой научно-технической политики в развитии скоростного внеуличного транспорта и определяет средства на его развитие;
Госстрой России - проводит экспертизу ТЭО и проектов строительства метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта с утверждением их основных показателей, которые являются основанием для открытия титульных списков, формирует единую научно-техническую политику, ежегодно определяет технологически обоснованную потребность средств на строительство метрополитенов и других видов внеуличного транспорта, обеспечивает разработку необходимых нормативно-технических документов.
Кроме того, на Госстрой России возложены вопросы контроля за ходом строительства, лицензирование специализированных проектных и строительных организаций, ценообразование в метростроении.
Госстроем России в целях реализации прогрессивных отраслевых достижений и определения приоритетных направлений развития системы городского транспорта, включая метрополитены и другие виды скоростного внеуличного транспорта, в структуре Научно-технического совета Госстроя России создана секция "Инженерно-транспортная инфраструктура и метростроение". В ее состав вошли ученые, ведущие специалисты и представители субъектов Российской Федерации. В настоящее время готовится проект соответствующей программы действий, включающей обобщение отечественного и зарубежного опыта, выявление эффективных технических и конструктивно-технологических решений, создание отечественной горнопроходческой техники, отвечающей современным требованиям, совершенствование нормативной базы и другие проблемно-постановочные вопросы.
Госстроем России утверждены новые строительные нормы и правила "Метрополитены". В настоящее время готовятся к изданию четыре Свода правил к утвержденному СНиПу.
В целях обеспечения стабильного развития метрополитенов, учитывая их особую роль как важнейших систем жизнеобеспечения, имеющих большое социальное значение, недопущения перехода городского транспорта в состояние системного кризиса, сокращения незавершенного строительства и перехода отрасли на новейшие современные технологии, совершенствования организации работы, а также усиления контроля и повышения эффективности использования государственных капитальных вложений, финансируемых за счет доли федерального бюджета, выделяемых для метростроения, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (глава 11, ст.85), Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", а также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета" коллегия Госстроя России постановляет:
1. Принять к сведению доклад председателя Госстроя России Н.П. Кошмана "О состоянии строительства и перспективах развития метрополитена в городах Российской Федерации", а также содоклады генерального директора Автономной некоммерческой организации "Объединенная дирекция заказчиков строящихся метрополитенов" (АНО "Инвестстройметро"), Ю.Е. Крука "О приоритетных стратегических направлениях научно-технической политики в области строительства метрополитенов в Российской Федерации" и президента ОАО "Метрогипротранс" В.М.Абрамсона "О новых видах скоростного внеуличного транспорта и современных тенденциях развития станционных комплексов".
2. Отметить, что недостаточное финансирование приводит к резкому сокращению строительства, срыву ввода в эксплуатацию линий метрополитенов, увеличению незавершенного строительства и возможности возникновения в связи с этим опасных техногенных ситуаций.
3. Заместителям председателя Госстроя России (А.И.Петраков, Н.В.Зацаринский), Управлению государственной строительной политики (в том числе лицензирование) (И.Б.Захаров) и Управлению экономики и международной деятельности (Г.С.Маркосов), учитывая государственную важность строительства метрополитенов в Российской Федерации, в соответствии с предложениями субъектов Российской Федерации обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой поручить Госстрою России доработать "Программу развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года" с приданием ей статуса Федеральной целевой программы, с возложением функций государственного заказчика на Госстрой России.
4. Заместителю председателя Госстроя России (А.И.Петраков), Управлению государственной строительной политики (в том числе лицензирование) (И.Б.Захаров) подготовить и внести в сентябре текущего года на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект постановления об осуществлении начиная с 2004 года финансирования развития и строительства метрополитенов за счет средств федерального бюджета и соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях - по 50% от ежегодной определенной комиссией Госстроя России технологически обоснованной потребности в капитальных вложениях, направляемых на развитие метрополитенов.
5. Заместителю председателя Госстроя России (Н.В.Зацаринский), Управлению экономики и международной деятельности (Г.С.Маркосов) направить в Правительство Российской Федерации обращение о возложении на Госстрой России функций главного распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых на развитие метрополитенов в городах Российской Федерации, в которых осуществляется строительство метрополитенов.
6. Заместителю председателя Госстроя России (Л.С.Баринова), Управлению научно-технической политики (Ю.К.Егоров), Управлению технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ (В.В.Тишенко), Управлению экономики и международной деятельности (Г.С.Маркосов) направить в Правительство Российской Федерации обращение с просьбой о финансировании разработки технических регламентов, методических указаний, стандартов по проектированию и строительству метрополитенов за счет, средств ежегодно выделяемых из федерального бюджета.
7. Заместителям председателя Госстроя России (А.И.Петраков, Н.В.Зацаринский), Управлению экономики и международной деятельности (Г.С.Маркосов) обеспечить плановую и методическую работу Комиссии по определению технологически обоснованной потребности в средствах на строительство метрополитенов и представлению необходимых материалов в Минэкономразвития России и Минфин России для формирования бюджетов социально-экономического развития России на планируемый год.
8. Заместителям председателя Госстроя России (П.А.Шевоцуков, А.И.Петраков), Управлению градостроительства, землепользования и развития территорий (А.В.Акимов) и Главгосэкспертизе России (В.Ю.Леушин) при рассмотрении генеральных планов и комплексных транспортных схем в городах Российской Федерации обращать особое внимание на схемы развития метрополитена и других видов скоростного транспорта.
9. Заместителю председателя Госстроя России (А.И.Петраков), Управлению государственной строительной политики (в том числе лицензирование) (И.Б.Захаров) взять под особый контроль выдачу лицензий проектным и строительным организациям, осуществляющим проектирование и строительство метрополитенов, имея в виду, что указанное подземное строительство должно осуществляться высококвалифицированными профессиональными организациями.
10. Заместителю председателя Госстроя России (А.И.Петраков), Главгосэкспертизе России (В.Ю.Леушин) при проведении экспертизы ТЭО, проектов на строительство метрополитенов обращать внимание на наличие в них новых технологий и техники, а также мероприятий по обеспечению безопасности ведения горнопроходческих работ и пассажироперевозочного процесса.
11. Заместителю председателя Госстроя России (А.И.Петраков), Управлению государственной строительной политики (в том числе лицензирование) (И.Б.Захаров) взять под особый контроль строительство пускового комплекса первого участка первой линии метрополитена в г.Казани с целью обеспечения ввода его в эксплуатацию в 2005 году к празднованию 1000-летия основания г.Казани.
12. Заместителю председателя Госстроя России (Н.В.Зацаринский), Управлению экономики и международной деятельности (Г.С.Маркосов) подготовить обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой предусмотреть в проекте бюджета социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год средства из федерального бюджета на развитие метрополитенов в городах России исходя из объемов, определенных Комиссией Госстроя России.
13. Просить Минфин России обеспечить выделение средств на строительство метрополитенов в 2003 году в объемах, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2003 N 81-р.
14. В целях проведении единой технической политики в проектировании и строительстве метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта возложить на секцию "Инженерно - транспортная инфраструктура и метростроение" Научно-технического совета Госстроя России функции координатора и образовать рабочую группу по решению вопросов внедрения современных средств автоматики для безопасного движения поездов.
15. Муниципальному унитарному предприятию "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" в г.Новосибирске (Н.Б.Х Хван), муниципальному учреждению "Управление по строительству Красноярского метрополитена" (И.С.Иванов), Управлению по строительству метрополитена администрации города Казани (Г.В.Тулисов), Муниципальному учреждению "Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде" (А.В.Аверин.) принять меры по обеспечению профессиональной горноспасательной службы Госстроя России административно-техническими комплексами в 2003-2004 годах.
16. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется строительство метрополитенов:
направлять выделяемые на строительство метрополитенов средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первоочередном порядке на пусковые объекты и поддержание выработок в безаварийном состоянии;
выделять в соответствующих бюджетах инвестиции на строительство метрополитенов отдельной строкой;
организовать работу по изысканию дополнительных источников финансирования строительства метрополитенов;
установить систему действенного контроля за безопасным и качественным ведением строительно-монтажных работ при сооружении метрополитенов.
17. Рекомендовать заказчикам по строительству метрополитенов финансировать профессиональную горноспасательную службу Госстроя России в полном объеме в соответствии с действующими нормативами затрат на содержание профессиональной горноспасательной службы в транспортном строительстве.
18. Управлению горного надзора и военизированных горноспасательных частей при Госстрое России (А.В.Александров) подготовить обращение в администрации субъектов Российской Федерации городов Новосибирска, Красноярска, Казани, Нижнего Новгорода о принятии мер по обеспечению горноспасательной службы Госстроя России в 2003-2004 годах административно-техническими комплексами.
19. Контроль за выполнением настоящего протокола оставляю за собой.
Председатель |
Н.П.Кошман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол заседания коллегии Госстроя РФ от 28 августа 2003 г. N 12
Текст протокола опубликован в "Вестнике управления ценообразования и сметного нормирования", 2003 г., выпуск 3