Письмо Госстроя РФ от 11 сентября 2003 г. N НК-5636/10
"О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве"
Согласно письму Минюста РФ от 7 октября 2004 N 07/9477-ЮД настоящему письму отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2004 г., N 11)
О введении в действие новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве 2001 года см. письмо Госстроя РФ от 10 ноября 2003 г. N НК-7224/10
В соответствии с постановлением Госстроя России от 08.04.2002 N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Госстроя России от 27.01.2003 N 14) с 01.09.2003 вновь разрабатываемая сметная документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
В связи с поступающими запросами о порядке применения документов новой системы ценообразования в строительстве для составления сметной документации и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы Госстрой России дает необходимые разъяснения.
О порядке применения сметно-нормативной базы 2001 года при составлении сметной документации и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы см. письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15 октября 2004 г. N ВА-5079/06
1. Сметная документация, государственная экспертиза которой завершена до 01.09.2003, обязательному пересчету не подлежит. При этом расчеты за выполненные работы осуществляются в пределах сметного лимита, установленного по сметной документации, составленной в нормах и ценах 1984 (1991) гг., с использованием индексов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Госстроем России.
Об индексах изменения стоимости проведения экспертизы предпроектной и проектной документации к базисному уровню 2001 года см. письмо Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N НЗ-1594/10
В тех случаях, когда производится расконсервация строительства и его остаточная стоимость составляет более 50% от сметной, целесообразен пересчет остатков сметной стоимости по нормативам новой базы ценообразования 2001 года. Решение о пересчете принимается заказчиком.
Пересчет сметной документации следует производить за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства по статье "резерв средств на непредвиденные расходы и затраты", а в случае его исчерпания - за счет экономии по другим статьям сводного сметного расчета.
2. Определение стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляется в текущем уровне цен следующими способами:
2.1. При наличии территориальных сметных нормативов (ТЕР-2001), утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке, составление сметной документации целесообразно выполнять базисно-индексным методом на основе ТЕР-2001 с применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.
При определении стоимости строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, пересчет стоимости строительства в текущий (прогнозный) уровень цен осуществляется в соответствии с индексами, ежеквартально сообщаемыми Госстроем России, а также индексами по видам работ, утверждаемыми администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации в пределах средних показателей, устанавливаемых Госстроем России.
Индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ на III квартал 2003 г. установлены письмом Госстроя России от 04.08.2003 N НК-4732/10.
См. справку об индексах изменения сметной стоимости строительства
Для пересчета стоимости строительно-монтажных работ, осуществляемых за счет средств регионального (территориального) бюджета, из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен используются индексы, утвержденные (согласованные) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2.2. Текущая стоимость строительства наряду с базисно-индексным методом может быть определена ресурсным методом на основе сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) в соответствии с действующими указаниями по разработке сметной документации ресурсным методом.
При определении стоимости строительной продукции указанным методом стоимость материальных ресурсов и оборудования, определяемая в текущем уровне цен, должна обосновываться данными мониторинга стоимости ресурсов (с учетом транспортных затрат, заготовительно-складских расходов и расходов посредников в сфере обращения) и экономической целесообразностью.
В случае отсутствия ГЭСН-2001 на отдельные виды работ допускается разработка и применение соответствующих индивидуальных сметных норм в соответствии с п. 2.4 Указаний по применению государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (МДС 81-28.2001), утвержденных постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 85.
Использование индивидуальных сметных норм в качестве территориальных допускается в течение шести месяцев с даты их утверждения администрацией субъекта Российской Федерации при условии их одновременного представления на регистрацию в Госстрой России.
2.3. По объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, могут применяться федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) с пересчетом их в территориальный уровень цен по состоянию на 01.01.2000. Пересчет должен осуществляться с применением территориальных (региональных) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства, разрабатываемых в порядке, установленном Методическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001 при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации, утвержденными Госстроем России письмом от 30.04.2003 N НЗ 2626/10.
В ходе составления общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, а также при подготовке стартовой цены на подрядных торгах по объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, для пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ из базисного уровня цен, полученного на основании сборников ФЕР-2001, в текущий уровень цен следует применять индексы, приведенные в приложении к настоящему письму.
2.4. При формировании инвесторских смет, до введения в действие новой номенклатуры укрупненных показателей базисной стоимости строительства и сборников цен на оборудование, изделия и конструкции, а также оптовых цен типовых наборов инструмента, оборудования и инвентаря производственных объектов и зданий общественного и административного назначения, допускается использование укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС), а также соответствующих ценников сметно-нормативной базы 1984 (1991) гг. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации. При этом используется основная номенклатура и новые материально технические ресурсы, отвечающие современным требованиям.
Использование нормативов новой базы ценообразования в строительстве 2001 года, не зарегистрированных Госстроем России, не допускается.
Одновременно Госстрой России обращает внимание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на необходимость формирования и обновления территориальных единичных расценок, а также сборников (каталогов) средних цен на строительные материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы, транспортировку грузов, и предлагает установить постоянный контроль за ходом внедрения региональной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Для выполнения этой работы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отраслевым министерствам и ведомствам Госстрой России рекомендует предусмотреть в бюджете на 2004 год средства на совершенствование территориальной (отраслевой) сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Применение нормативных документов Госстроя СССР, составленных в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными базами 1984 (1991) гг., допускается в исключительных случаях решением Госстроя России по представлению администраций субъектов Российской Федерации, а также государственных заказчиков.
Письмо Госстроя России от 03.02.2003 N 568/10 утрачивает силу после выхода настоящего письма.
Председатель - |
Н.П.Кошман |
Приложение
Расчетные индексы изменения сметной стоимости СМР по регионам Российской
Федерации к базисной стоимости СМР, определенной по сборникам ФЕР-2001
с учетом накладных расходов и сметной прибыли (без НДС)**
/-----------------------------------------------------------------------\
| Наименование региона | Индекс к | То же для районов |
| | ФЕР-2001 | Крайнего Севера |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Карелия | 3,22* | 3,26 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Коми | 3,03* | 3,07 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Архангельская область | 3,30* | 3,37 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Вологодская область | 2,32 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Мурманская область | - | 3,68 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ленинградская область | 2,34 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Санкт-Петербург | 2,46 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Новгородская область | 2,12 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Псковская область | 2,25 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Калининградская область | 2,58 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Брянская область | 1,88 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Владимирская область | 1,93 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ивановская область | 1,89 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Калужская область | 1,97 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Костромская область | 2,19 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|г.Москва | 2,25 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Московская область | 2,14 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Орловская область | 1,86 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Рязанская область | 1,97 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Смоленская область | 1,90 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Тверская область | 2,20 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Тульская область | 2,18 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ярославская область | 2,15 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Марий Эл | 2,04 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Мордовия | 2,13 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Чувашская Республика | 1,96 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Кировская область | 2,19 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Нижегородская область | 2,08 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Белгородская область | 1,91 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Воронежская область | 1,94 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Курская область | 2,02 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Липецкая область | 1,92 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Адыгея | 1,83 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Дагестан | 1,96 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Кабардино-Балкарская Республика | 1,87 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Карачаево-Черкесская Республика | 1,81 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Северная Осетия-Алания | 1,92 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Чеченская Республика | 1,96 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Ингушетия | 1,95 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Краснодарский край | 2,01 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ставропольский край | 2,00 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ростовская область | 1,98 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Башкортостан | 2,13 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Удмуртская Республика | 2,10 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Курганская область | 2,21 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Оренбургская область | 2,06 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Пермская область | 2,20* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Свердловская область | 2,25 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Челябинская область | 2,15 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Алтайский край | 2,18* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Алтай | 2,28* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Кемеровская область | 2,41 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Новосибирская область | 2,70 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Омская область | 2,32 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Томская область | 2,68* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Тюменская область | 2,37* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ханты-Мансийский автономный округ| 3,75* | - |
|- Югра | | |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ямало-Ненецкий автономный округ | - | 3,85 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Бурятия | 2,60* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Тыва | 2,20* | 2,24 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Хакасия | 2,27 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Красноярский край | 2,37* | 2,41 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Иркутская область | 2,69* | 2,74 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Читинская область | 2,48* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Тамбовская область | 1,90 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Калмыкия | 1,95 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Татарстан | 1,98 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Астраханская область | 1,90 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Волгоградская область | 1,95 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Пензенская область | 1,91 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Самарская область | 2,35 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Саратовская область | 1,95 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Ульяновская область | 1,91 | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Республика Саха (Якутия) | - | 4,14 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Чукотский автономный округ | - | 4,20 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Приморский край | 2,92* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Хабаровский край | 2,99* | 3,05 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Амурская область | 2,63* | - |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Камчатская область | - | 4,73 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Корякский автономный округ | - | 4,70 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Магаданская область | - | 4,86 |
|----------------------------------+------------+-----------------------|
|Сахалинская область | 4,94* | 5,01 |
\-----------------------------------------------------------------------/
Примечание:
* отмечены коэффициенты для районов, приравненных к районам Крайнего Севера;
** индексы действуют в течении III квартала 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госстроя РФ от 11 сентября 2003 г. N НК-5636/10 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве"
Текст письма опубликован в "Вестнике управления ценообразования и сметного нормирования", 2003 г., выпуск 3, в Бюллетене "Стройинформ", октябрь 2003 г., N 10, в Информационном бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации, 2003 г., N 11, в журнале "Строительство: налогообложение, бухучет", 2004 г., N 1
Согласно письму Минюста РФ от 7 октября 2004 N 07/9477-ЮД настоящему письму отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2004 г., N 11)