Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Петрозаводского
городского Совета
от 18 февраля 2015 г. N 27/31-489
Стратегия
социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на период до 2025 года
Предисловие
Стратегия социально-экономического развития Петрозаводского городского округа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. Она содержит в себе концептуальную платформу, долгосрочную стратегическую цель социально-экономического развития городского округа, систему целей и задач, направленных на развитие и повышение эффективности использования имеющегося потенциала города и обеспечение его конкурентных преимуществ на внешних рынках.
Стратегия имеет "двойную" систему стратегических целей и задач, сгруппированных в два стратегических направления (рис. 1). Первое стратегическое направление связано с повышением эффективности и развитием внутреннего социально-экономического, производственного и общественного потенциала города. Второе стратегическое направление связано с созданием новых устойчивых конкурентных преимуществ, точек экономического роста и "новой" экономики города, повышением привлекательности города во внешней среде.
Подобная структура стратегии обусловлена тем, что сегодня мы живем в открытой среде. Конкуренция территорий стала такой же обыденной реальностью, что и конкуренция товаров и компаний. Территории и города конкурируют между собой за привлечение ресурсов, инвесторов, жителей и туристов. Каждый город стремится занять свои ниши на рынках и создать на своей территории условия, привлекательные для бизнеса и жизни. А потому необходимо не только укреплять внешний имидж города и отрыто демонстрировать свои привлекательные стороны, но и вести сложную и системную внутреннюю работу по развитию потенциала города, по вовлечению в интересах городского сообщества в хозяйственный оборот еще не задействованных ресурсов. Только такая комплексная "удвоенная" политика способна создать действенные стимулы для сбалансированного социально-экономического развития города.
"Рис. 1. Структурно-функциональная схема стратегии"
Надо признать, что в современных условиях глобализации не только существенно расширяются возможности привлечения ресурсов, необходимых для развития города, но и возникают новые риски и противоречия, которые могут негативно отразиться на социально-экономическом развитии города. В частности сегодня в мире накапливаются различные геополитические противоречия, идет трансформация потоков капитала, логистики товарных потоков и смена технологических процессов. Они выходят за пределы административных границ территории, становясь транснациональными и трансрегиональными. В результате возникают новые центры "принятия решений", которые не обязательно совпадают с административными центрами, а экономические границы все больше не соответствуют административным границам.
В этих условиях городу крайне важно осознать и сформировать свои привлекательные стороны, для того, чтобы выступить в качестве "глобального игрока", способного предложить привлекательные условия для внешних инвесторов, партнеров, потенциальных жителей и туристов. Очевидно, что при прозрачности административных и государственных границ в случае, если город не способен предложить такие привлекательные условия, финансовые ресурсы фактически будут "вымываться" с территории и концентрироваться в центрах "новой экономики" (в качестве таковых будут выступать "столицы" транснациональных и межрегиональных корпораций, производственных кластеров и др.).
Практически с самого начала подготовки стратегии социально-экономического развития Петрозаводского городского округа стало понятно, что стандартные, привычные представления о подходах, способах и факторах развития территории, не позволят достичь того синергетического эффекта, который способен создать мощный стимул для инновационного развития города, в котором Петрозаводск сегодня так нуждается. Причиной этого является не только уникальность и специфика города по сравнению со многими другими региональными столицами России, но и то, что невозможно в сегодняшних новых условиях опереться на традиционную промышленную модель городской экономики, поскольку перспективы восстановления утерянных рыночных позиций многих петрозаводских предприятий, мягко говоря, туманны. Поэтому нужны какие-то новые "прорывные" стратегические направления развития.
В качестве таковых предложены крупные межотраслевые проекты, способные обеспечить концентрацию ресурсов, капитала и квалифицированных специалистов на территории, создав прочную базу для роста конкурентоспособности города и эффективного использования его потенциала. Для г. Петрозаводска такими проектами стали:
1. Проект "Петрозаводский научно-инновационный и образовательный кластер";
2. Проект "Петрозаводск - территория новой индустриализации";
3. Проект "Петрозаводская агломерации как инструмент освоения пространственного потенциала";
4. Проект "Петрозаводск - озерная столица. Создание водного межотраслевого кластера";
5. Проект "Петрозаводск - модельная территория развития гражданского общества и общественных инициатив";
6. Проект "Петрозаводск - культурное измерение".
Именно сочетание проектов производственно-экономического, сервисного и гуманитарного характера позволят получить мощный синергетический эффект, создать условия для эффективного использования внутреннего потенциала города, сформировать его внешнюю специализацию и обеспечить его конкурентоспособность на внешних рынках.
Бесспорно, основным потенциалом социально-экономического развития города являются его жители. Это главный ресурс развития и, одновременно, потребители результатов социально-экономического роста. Поэтому человеческий потенциал поставлен в центр стратегии развития города. Для Петрозаводского городского округа важность и значимость человеческого потенциала особая. Петрозаводск - один из немногих российских городов, располагающих собственным мощным научно-образовательным комплексом. Это город, активно привлекающий молодежь. В сочетании с богатой промышленной историей, значительным производственным потенциалом и высокой туристской привлекательностью г. Петрозаводск реально способен стать лидером инновационного и гуманитарного развития на только на Северо-Западе России, но и в стране. Для этого необходимо оценить и правильно использовать имеющийся потенциал развития, сосредоточить усилия и ресурсы на ключевых направлениях развития города, которые способны создать устойчивые конкурентные преимущества и позиционировать город на внешних рынках как город, привлекательный для самореализации личности, для развития новых производств и отраслей, для туризма и отдыха.
Именно такая логика и стратегическая позиция заложены в стратегию социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на период до 2025 года. При этом важно понимать, что успех реализации стратегии зависит не только от усилий и последовательной работы администрации города. Он зависит от всех его жителей, от всех предприятий и организаций, работающих в городе и на благо города. Поэтому данная стратегия является не только управленческим и стратегическим документом, но и важным инструментом консолидации городского сообщества. Она выступает в роли своеобразной "переговорной" площадки и базы для согласования разнообразных интересов, направленных на развитие и процветание города.
------------------------------
* Агломерация - компактное территориальное размещение населенных пунктов, объединенных общим инфраструктурным каркасом, интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурными связями
<< Назад |
Раздел 1. >> Аналитический блок |
|
Содержание Решение Петрозаводского городского Совета Республики Карелия от 18 февраля 2015 г. N 27/31-489 "О принятии Стратегии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.