Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Стратегический блок
2.1. Концептуальная платформа социально-экономического развития Петрозаводского городского округа
Внешние форматы разработки и реализации стратегии развития Петрозаводского городского округа определяются его столичной и административной функциями в Республике Карелия, важными функциями координационного центра в Северо-Западном федеральном округе, научно-образовательного и культурно-гуманитарного центра в Российской Федерации, а также его важным местом в создании форм и инструментом взаимодействия регионов страны со странами Европейского Союза (в т.ч. в формате создания и развития трансграничных субрегиональных интеграционных структур, каковой является Еврорегион "Карелия"):
Учитывая выгодное экономико-географическое и геополитическое положение г. Петрозаводска, развитие города основывается на следующих принципах, определяющих векторы организационно-управленческой деятельности:
1. Эффективное использование внутреннего потенциала и внешних возможностей развития, направленное на создание благоприятного инвестиционного климата.
2. Качественное улучшение городской среды, направленное на создание условий для комфортного проживания и повышения качества и уровня жизни населения.
3. Поиск и выявление новых точек экономического роста, факторов повышения конкурентоспособности города и развития новых видов его экономической специализации.
4. Расширение возможностей для выполнения городом столичных функций, функций культурного, экономического, научно-образовательного и инновационного центра межрегионального и международного значения.
5. Формирование и укрепление имиджа города в Российской Федерации и мире.
В современных условиях глобализации и усиления конкуренции территорий за привлечение ресурсов и факторов производства ключевое значение приобретает формирование и использование исключительных конкурентных преимуществ, позволяющих наиболее полно задействовать имеющийся внутренний потенциал (эндогенных источников роста) и внешние возможности развития, формирование на их основе уникального образа города.
С точки зрения использования различных видов потенциала территории и внешних возможностей развитие г. Петрозаводска связано с усилением и развитием следующих его ключевых компетенций:
1. Располагая значительным образовательным, научным и инновационным потенциалом, благоприятными предпосылками для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов из районов Карелии и из-за ее пределов, в городе должны быть созданы условия и инструменты, позволяющие задействовать его в качестве значимого фактора экономического роста и новой сферы специализации города. Для этого требуется обеспечить развитие инфраструктуры и улучшение качества городской среды, создав условия для развития человеческого капитала. С этой точки зрения город Петрозаводск должен позиционироваться как город, комфортный для проживания и самореализации личности, значимый научно-образовательный и инновационный центр на Северо-Западе России, основой которого является многофункциональный научно-образовательно-инновационный кластер, интегрированный в международное научно-образовательное пространство.
2. Ввиду ограниченных традиционных "внутренних" ресурсов развития города, а также с целью повышения его конкурентоспособности развитие г. Петрозаводска в средне- и долгосрочной перспективе будет определяться способностью города вовлекать в свое развитие ресурсы соседних территорий, создавая совместно с ними предпосылки для комплексного развития и транслируя импульсы роста на другие муниципальные образования. С этой точки зрения г. Петрозаводск должен позиционироваться как полюс экономического роста на Северо-Западе России, основанного на интегрированном использовании пространственного и ресурсного потенциала соседних территорий через формирование Петрозаводской агломерации.
3. За последние 20 лет г. Петрозаводск фактически ушел от промышленной специализации, но контуры "новой экономики", обеспечивающей его конкурентоспособность на внешних рынках, так и не сложились. Для повышения эффективности использования имеющегося промышленного потенциала города и его развития необходимо сформировать функциональные межотраслевые и межсекторальные связи, которые должны стать основой технологической модернизации экономики города. С этой точки зрения город Петрозаводск должен позиционироваться как место реализации эффективной стратегии технологической модернизации и развития современной промышленности на основе соединения традиций промышленного производства с развитым сектором услуг, научно-образовательным потенциалом, воплощающейся в создании межотраслевых производственных кластеров.
4. В современных условиях происходит возрастание роли и значения информационных ресурсов в обеспечении экономического роста территории. Они играют важную роль в формировании и развитии открытого местного сообщества, повышении качества управления и институциональной среды. Учитывая имеющийся в городе потенциал развития информационных ресурсов, а также возможности совмещения международных и российских стандартов, г. Петрозаводск должен позиционироваться как центр приоритетного развития информационных ресурсов, направленных на повышение качества муниципального управления, рост инвестиционной привлекательности и развитие открытого местного сообщества.
5. За последние годы произошло снижение общественной активности жителей города, отчуждение от власти, утрата или ослабление доверия, ко многим социальным институтам. Использование в полной мере потенциала города во всех его аспектах возможно лишь на основе широкого общественного участия, многообразных конструктивных связей, механизмов оперативной обратной связи. С этой точки зрения город Петрозаводск должен позиционироваться как сообщество с высокой степенью социальной активности, доверия, основанное на позитивном социальном взаимодействии и самоорганизации, т.е. с мощным социальным капиталом.
2.2. Стратегические цели и задачи развития г. Петрозаводска
2.2.1. Главная стратегическая цель и стратегические направления развития г. Петрозаводска
Повышение качества жизни горожан за счет улучшения городской среды и создания широких возможностей для роста благосостояния и самореализации личности
Достижение главной стратегической цели обеспечивается за счет реализации частных стратегических целей и решения задач, направленных на повышение эффективности использования потенциала города (первое стратегическое направление), а также стратегических целей и задач, направленных на создание новых конкурентных преимуществ города и новых точек экономического роста в городе (второе стратегическое направление) рис. 7.
В основу формирования стратегических целей и задач, направленных на создание новых конкурентных преимуществ и точек экономического роста в городе заложен принцип совмещения различных видов потенциала, имеющихся ресурсов и возможностей. Это позволяет интегрировать различные виды потенциала и сформировать комплексные проекты по развитию территории.
Реализация предложенных стратегических целей и задач позволит осуществить технологическую модернизацию экономики города, сделать "перезагрузку" системы управления городским развитием, а также создать необходимые условия для эффективного пространственного развития г. Петрозаводска с созданием на его основе (и на основе соседних муниципальных образований Республики Карелия) агломерации нового типа. Практическая реализация этих целей и задач позволит городу предложить другим российским городам и регионам новые формы и инструменты управления их пространственным развитием.
"Рис. 7. "Дерево" стратегических целей и задач, стратегические направления развития Петрозаводского городского округа и стратегические проектные инициативы, направленные на их реализацию"
2.2.2. Стратегические цели и задачи по повышению эффективности использования и развития потенциала города (Стратегическое направление 1)
Создание условий для развития человеческого потенциала и превращения его в реальный фактор социально-экономического развития, повышения привлекательности и конкурентоспособности города
Реализация стратегической цели предполагает решение следующих основных задач и выполнение следующих мероприятий:
1. Сохранение и укрепление здоровья населения и создание условий популяризации здорового образа жизни за счет следующих мероприятий:
- создания инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом;
- создания у населения экономической, психологической и социокультурной мотивации к здоровому образу жизни;
- популяризации и пропаганде здорового образа жизни и повышения грамотности населения по ведению здорового образа жизни;
- выработки и реализации мер по предупреждению и снижению влияния асоциальных факторов (несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ);
- выработки и реализации мер в сфере повышения культуры и охраны труда;
- создания и реализации интегрированной системы мер со стороны органов власти, работодателей, профессиональных медицинских учреждений и организаций по формированию эффективной системы профилактики заболеваемости населения;
- повышения эффективности использования имеющегося потенциала учреждений дополнительного образования, действующих на основе здоровьесберегающих методик и транслирующих ее в детско-юношескую и молодежную среду.
2. Развитие массовой физической культуры и спорта за счет следующих мероприятий:
- выработки и реализации мер, направленных на создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения;
- популяризации и пропаганды результатов спорта высших достижений с целью стимулирования занятий спортом детей и молодежи; кадрового обеспечения услуг в области физкультуры и спорта;
- развития возможностей для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства (включая строительство дворовых спортивных комплексов, повышение доступности объектов физической культуры и спорта);
- развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создания новых (развития материально-технической базы, кадрового и информационно-методического обеспечения действующих) детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей, подростков и взрослых;
- развития системы пунктов проката спортивного инвентаря;
- увеличения числа видов спорта, по которым муниципальные организации могут предоставлять свои услуги;
- развития системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований и мероприятий с привлечением широких слоев населения;
- создания информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений и специализированного интернет-портала, содержащего информацию о спортивной инфраструктуре города и содействующего реализации информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
- создания и развития сети объектов инфраструктуры физической культуры, спорта и активного отдыха, включая универсальные спортивные залы, спортивно-оздоровительные комплексы, плавательные бассейны, теннисные корты, тиры, велодорожки, лыжные трассы, плоскостные сооружения в микрорайонах и т.д., а также реконструкции и капитального ремонта действующих спортивных сооружений;
- строительства новых и техническое переоснащение существующих физкультурных и спортивных объектов для инвалидов и адаптивной физкультуры; установка уровня обеспеченности жилых районов объектами инфраструктуры физкультуры и спорта на основе социальных нормативов РФ;
- улучшения материально-технической обеспеченности объектов физкультуры и спорта, включая приведение в соответствии с существующими социальными нормативами спортивных площадок школ;
- создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для развития материально-технической базы физической культуры и спорта.
3. Развитие системы охраны материнства и детства, повышение эффективности молодежной политики и поддержки молодой семьи за счет следующих мероприятий:
- выработка мер в области пропаганды семейных ценностей и материнства, включая образовательно-просветительские программы для детей и молодежи;
- совершенствование системы муниципальной поддержки материнства и детства, поддержки молодой семьи, включая меры социальной защиты и поддержки, обеспечения местами в детских дошкольных учреждений, меры содействия в решении жилищных проблем молодых семей;
- совершенствование мер и механизмов муниципальной молодежной политики, выработка мер, направленных на вовлечение творческого потенциала и активности молодежи в решение социально-экономических, экологических и гуманитарных проблем города.
4. Рост доступности и качества непрерывного образования с учетом запросов личности, общества и государства, повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности системы образования за счет следующих мероприятий:
- осуществления модернизации дошкольного и общего образования как института социального развития;
- строительства новых дошкольных учреждений и развития сети услуг в различных формах, внедрения современных педагогических технологий в дошкольном образовании;
- модернизации системы дополнительного образования на основе расширения вариативности программ дополнительного образования, в том числе с участием негосударственного сектора, развития системы детского технического творчества, укрепления ресурсной базы учреждений дополнительного образования;
- совершенствования системы профориентации и планирования карьеры совместно с учреждениями профессионального образования и в соответствии с потребностями рынка труда;
- совершенствования системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
- создания условий для развития городского педагогического сообщества;
- реализации современных подходов в управлении через совершенствование системы муниципального заказа как инструмента развития, бюджетирования, ориентированного на результат, введение электронной системы мониторинга;
- совершенствования системы условий для каникулярного отдыха;
- повышения качества психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;
- создания системы формирования "компетентного родительства";
- создания всех видов условий в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
5. Создание условий, позволяющих использовать научные достижения и инновационные разработки для решения задач социально-экономического, экологического и технологического развития города, формирования его имиджа и брендов осуществляется за счет следующих мероприятий:
- подготовку и размещение муниципальных заказов на создание и внедрение инновационных разработок и технологий в сфере социально-экономического развития города, социальной защиты, повышения экологической безопасности, обеспечения энергоэффективности;
- повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства и коммунальных сетей города за счет внедрения энерго- и теплосберегающих технологий и инновационных продуктов, позволяющих повысить энергоэффективность;
- внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий, разрабатываемых организациями и компаниями при развитии информационных сетей города, реализации проектов предоставления электронных услуг населению и т.д.;
- использование новых энергосберегающих технологий и материалов, разработанных научными организациями, вузами и компаниями в строительстве жилья и объектов социальной сферы;
- создание информационного Интернет-портала, посвященного инновационным разработкам организаций и предприятий г. Петрозаводска и их внедрению.
6. Развитие культурного и гуманитарного потенциала города и его превращение в реальный фактор повышения конкурентоспособности города за счет следующих мероприятий:
- сохранения и развития уникального культурного наследия для формирования привлекательного образа города для горожан, инвесторов, туристов и жителей;
- формирования единого культурного пространства, создания условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и качественным услугам культуры всех слоев и групп населения;
- развития и поддержки социально-культурных инициатив, стимулирование творческой и профессиональной самореализации горожан в сфере культуры и искусства;
- развития инфраструктуры сферы культуры прежде всего за счет строительства зданий для культурно-образовательных учреждений города как центров эффективного современного непрерывного образования и инструмента создания уникальной творческой мультикультурной городской среды;
- создания системы поддержки деятелей литературы и искусства;
- организации и поддержка традиционных и новых общегородских событий, укрепляющих чувство единства горожан;
- создания культурно-общественных центров как основы новых форм партнерства творческих людей, возможности для занятий творческой деятельностью и реализации проектов, пространства творческих связей и взаимодействий, неформального и спонтанного общения;
- кадрового обновления учреждений культуры, обеспечения специалистов культуры информационной, методической поддержкой, организации профориентационной работы с потенциальными кадрами;
- создания эффективной системы продвижения культуры и культурного продукта в городскую среду и за ее пределы.
Развитие городской инфраструктуры, жилищного строительства и улучшение качества городской среды как основы повышения уровня и качества жизни населения и роста инвестиционной привлекательности города
Реализация стратегической цели предполагает решение следующих основных задач и выполнение следующих мероприятий:
1. Повышение эффективности использования территории и пространственного потенциала Петрозаводского городского округа и совершенствование градостроительной политики за счет следующих мероприятий:
- дальнейшего развития и совершенствования планировочного каркаса города (системы основных транспортных коммуникаций, узлов и прилегающих к ним территорий наиболее активного и многообразного освоения и использования);
- развития и повышения привлекательности исторически сложившегося Центра, с сохранением его существующей планировочной структуры, историко-охранных зон и зон регулирования застройки, с сохранением статуса города как исторического;
- формирования полицентрической системы вокруг исторического центра, что позволит выделить функциональные зоны различного назначения и обеспечить их оснащение соответствующими инфраструктурными сетями (это, безусловно, отразится на повышении их инвестиционной привлекательности и повышении эффективности использования территории);
- создания крупных обслуживающих центров в районах новой жилой застройки;
- создания новых межмуниципальных многофункциональных центров на подъездах к городу, вдоль 2-го и 3-го транспортных полуколец;
- организации центров обслуживания (в т.ч. многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг) в существующих и новых микрорайонах города;
- создания нового логистического центра регионального значения;
- максимального сохранения существующих зелёных зон города, создания озеленённых территорий в границах санитарно-защитных зон предприятий, соседствующих с жилой застройкой, создания новых парков и зон отдыха перспективных жилых районов, организации рекреационных зон (лесопарков) на базе существующих хвойных лесов;
- выделения территорий для развития промышленности, формирование предложений по реконструкции существующих территорий с возможным изменением их функционального назначения, и освоением новых участков;
- содействия реализации проектов по сохранению и реконструкции исторического центра города, памятников архитектуры и монументального искусства;
- прекращения выпуска неочищенных ливневых стоков города в акваторию Петрозаводской губы Онежского озера и рек Лососинка и Неглинка и снижения вредных выбросов в атмосферу предприятиями и транспортными средствами, улучшения экологической ситуации в целом.
2. Создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения за счет следующих мероприятий:
- формирования эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
- обеспечения участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;
- развития конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками;
- содействия внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию на территории города производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
- содействия реализации проектов комплексной реконструкции исторического центра города в целях улучшения жилой застройки;
- стимулирования малоэтажного жилищного строительства, в том числе осуществляемого с использованием деревянных каркасных конструкций заводского изготовления на базе современных технологий.
3. Создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан за счет следующих мероприятий:
- расширения муниципального жилищного фонда социального использования для предоставления жилых помещений по договорам социального найма;
- разработки и внедрения института найма жилья;
- развития специализированного государственного и муниципального жилищного фонда;
- развития и совершенствования механизмов адресной поддержки населения для приобретения собственного (частного) жилья;
- применения законодательного механизма по развитию застроенных территорий.
4. Повышение уровня комфортности жилищного фонда и формирование комфортной и привлекательной городской среды за счет следующих мероприятий:
- создания условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию до 2025 года аварийного и ветхого жилья;
- дифференциации городской жилищной политики с учетом потребностей, характеристик и возможностей различных групп населения города (для малоимущих и др. отдельных категорий граждан - создание эффективной системы обеспечения жильем на основе социального использования муниципального жилищного фонда; для граждан с умеренными доходами - создание системы мер поддержки и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами, в основном рыночными методами; для граждан с доходами выше средних - поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, действующего на рыночных принципах, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье);
- содействия развитию форм самоорганизации населения на жилищном рынке;
- модернизации жилищно-коммунальной сферы и обеспечения доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании;
- привлечения субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру;
- совершенствования тарифной политики и развития механизмов публично-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
- формирования комфортной городской среды, включая развитие городского транспорта, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
5. Повышение качества жизни населения и совершенствование городской жилищно-коммунальной инфраструктуры за счет следующих мероприятий:
- разработка и реализация проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе механизмов государственно-частного партнерства;
- создания условий для развития инициативы собственников помещений по управлению многоквартирными домами, формирования конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;
- дальнейшей реализации мероприятий программы газификации г. Петрозаводска с переводом многоквартирных домов на природный газ в полном объеме к 2025 г.;
- разработки и реализации муниципальных программ по завершению реконструкции водопроводных и канализационных очистных сооружений города, благоустройству дворовых территорий, финансовой поддержке проведения ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов;
- приведения жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности и экологической безопасности;
- реализации значимых для города инвестиционных проектов развития жилищного строительства.
6. Повышение транспортной доступности города, развитие и повышение качества транспортной инфраструктуры, а также совершенствование транспортно-логической схемы города за счет следующих мероприятий:
- проведения реконструкции и расширения инфраструктуры международного аэропорта "Петрозаводск" (с при влечением средств федерального и республиканского бюджета);
- развития структуры улично-дорожной сети (строительство Лососинского шоссе от ул. Попова до второго транспортного полукольца в жилом районе Древлянка-II, строительство ул. Ленинградской от ул. Шотмана до пр. Первомайский с реконструкцией существующего участка от пр. Первомайский до наб. Варкауса, строительство ул. Сыктывкарской на участке от ул. Чкалова до Лесного проспекта, реконструкция ул. Пархоменко, реконструкция ул. Достоевского; реконструкция путепровода через железнодорожные пути по ул. Гоголя);
- упорядочивания транзитного грузового потока за счет формирования транзитной грузовой магистрали городского значения с использованием существующих улиц;
- ликвидации "узких" мест и повышения пропускной способности улично-дорожной сети в центральной части города, а также выработки и реализации мер по управлению транспортной логистикой в центре города;
- проектирования и строительства постоянного моста вместо существующей понтонной переправы в р-не Соломенное;
- развития транспортной инфраструктуры на вновь осваиваемых территориях и проектируемых жилых районах;
- разработки мер по повышению плотности искусственных сооружений и обеспечению надежной связи между крупными планировочными зонами, разделенными Октябрьской железной дорогой, включая строительство путепроводов (с ликвидацией ряда железнодорожных переездов);
- организации рациональной схемы дорожного движения в центре города, включая организацию одностороннего движения, создание разделительных полос, зон запрета стоянок, организацию парковок на внутриквартальных территориях, строительство гаражей-паркингов, устройство подземных пешеходных переходов, выделение полос для общественного транспорта;
- проектирования, строительства и обустройства пешеходных зон;
- разработки и реализации комплексной транспортной политики в городе, направленной на регулирование доли индивидуального транспорта в общем объеме передвижений путем привлечения пассажиров с индивидуального на общественный транспорт за счет мероприятий стимулирующего и запретительного характера;
- разработки и реализации проекта развития сети велосипедных дорожек.
Укрепление финансово-экономического потенциала города и создание условий для формирования новых точек экономического роста, как основы для повышения качества и уровня жизни населения и развития человеческого потенциала
Реализация стратегической цели предполагает решение следующих основных задач и выполнение следующих мероприятий:
1. Создание условий для роста налогового потенциала города за счет следующих мероприятий:
- совершенствования муниципальной фискальной и налоговой политики в части предоставления налоговых льгот;
- увеличения налоговой базы города за счет привлечения крупных компаний-налогоплательщиков (через содействие реконструкции и развитию предприятий города, капитализацию неиспользуемых промышленных площадок, расположенных в южной и северной промзонах, создание инфраструктуры промышленного парка);
- увеличения налоговой базы города за счет разработки комплекса мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса (включая создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса);
- повышения эффективности управления муниципальными активами (землей, объектами недвижимости, активами муниципальных предприятий, нематериальными активами).
2. Восстановление и интенсивное развитие промышленно-производственного потенциала города за счет следующих мероприятий:
- формирования оборудованных специализированных инвестиционных площадок на территории города (с учетом функционального зонирования территории и создания соответствующего инфраструктурного обеспечения для развития конкретных видов производственной деятельности, деятельности в сфере услуг или торговле), привлечение внешних инвесторов;
- реструктуризации, перепрофилирования и модернизации традиционных промышленных предприятий города с привлечением инвесторов для развития этих производственных площадок (производственных площадок завода "Авангард", 1-й и 2-й площадок ОТЗ, радиозавода, производственных площадок Северной и Южной промзон), в первую очередь под размещение импортозамещающих производств;
- формирование и развитие вспомогательной инфраструктуры для развития промышленного производства, в том числе за счет заключения отраслевых и межотраслевых соглашений с энергетическими, транспортными, строительными, инженерно-производственными компаниями, направленными на развитие инфраструктуры и оснащение производственных инвестиционных площадок.
3. Создание условий и мер стимулирования развития торговли и роста товарооборота на территории города за счет следующих мероприятий:
- разработки и реализации мер, направленных на развитие качественного потребительского рынка с широким ассортиментов товаров и услуг, а также современными формами обслуживания потребителей;
- адаптации и перехода на международные нормы, стандарты и системы сертификации потребительского рынка в рамках реализации Концепции развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания г. Петрозаводска;
- развития и расширения торговых сетей в городе и центров комплексного обслуживания потребителей в каждом из районов города;
- совершенствования городской системы торговой и товарной логистики (включая развитие логистических и складских терминалов на окраинах города с удобными подъездными путями);
- увеличения количества торговых ярмарок, их сочетание с организацией и проведением культурно-массовых мероприятий;
развития систем электронной и Интернет-торговли.
4. Стимулирование и поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также создание условий для роста конкурентоспособности местных товаропроизводителей, товаров и услуг за счет следующих мероприятий:
- оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включающей в себя: финансовую, имущественную, информационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- объединение усилий и согласованных действий субъектов предпринимательской деятельности, организаций инфраструктуры поддержки и органов государственной власти и местного самоуправления по актуальным вопросам развития бизнеса.
Максимально полное и эффективное вовлечение всех субъектов, информационных потоков и технологий в процесс разработки качественно новой информационной политики города, реализация которой обеспечит становление города Петрозаводска как самого удобного, выгодного и комфортного места развития сотрудничества отечественных и зарубежных граждан и организаций на Северо-Западе России.
Реализация стратегической цели предполагает решение следующих основных задач и выполнение следующих мероприятий:
5. Формирование качественно новой информационной политики города на основе принципов территориального маркетинга и повышения привлекательности города за счет следующих мероприятий:
- формирование "зонтичного" бренда города и его дифференциация (создание комплекса частных брендов), ориентированным на внешние рынки и внешних потребителей;
- разработка комплекса мероприятий по целевому маркетингу, направленных на улучшение имиджа города и привлечение ресурсов;
- разработка комплекса маркетинговых мероприятий по продвижению и закреплению частных брендов г. Петрозаводска на новых внешних рынках, а также по расширению уже занимаемых рыночных ниш;
- разработка и реализация комплексных мер, связанных с выделением и предложением внешним инвесторам разнообразных городских инвестиционных площадок;
- разработка и реализация комплексных мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест и развитие городской инфраструктуры с целью привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов;
- разработка комплекса мер по вовлечению местного населения и общественных организаций в процесс формирования "зонтичного" и комплекса частных брендов г. Петрозаводска, а также направленных на повышение заинтересованности местного бизнеса;
- стимулирование развития взаимных коммуникаций между бизнес-структурами и выстраивание их взаимоотношений с Администрацией г. Петрозаводска и местным экспертным сообществом в целях консолидации усилий по продвижению городских брендов;
- повышение уровня доверия жителей города к деятельности Администрации г. Петрозаводска и реализуемым ею проектам, направленным на благоустройство, комплексное развитие и создание благоприятного внешнего имиджа города;
- разработка и реализация комплекса мер по продвижению символики и атрибутов "зонтичного" и комплекса частных брендов на "внутреннем" рынке.
6. Ориентация информационной политики города на удовлетворение потребностей жителей города, гостей, представителей организаций (коммерческих и некоммерческих) и предприятий за счет следующих мероприятий:
- повышения информированности жителей города, представителей бизнеса и внешних партнеров города и объективности информации о ресурсах, событиях, условиях жизнедеятельности, перспективах развития городского округа;
- создания специализированных информационных Интернет-ресурсов, обеспечивающих своевременное и объективное доведение информации для разных целевых групп ее потребителей;
- повышение оперативности информирования жителей и гостей города с использованием всех возможных информационных каналов;
- размещение и поддержка в актуальном состоянии информации о городе, возможностях и услугах, предоставляемых городскими организациями, на Интернет-сайтах городов-побратимов г. Петрозаводска, внешних организаций, размещение информации (информационных буклетов) о городе на пограничных пунктах пропуска;
- обеспечения адресности новой информационной политики города и ее ориентация на учет интересов разных групп клиентов (в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц).
7. Повышение известности и активное продвижение конкурентных преимуществ города за счет использования разных инструментов реализации информационной политики, за счет следующих мероприятий:
- существенное увеличение объема общей и специализированной информации о городе в Интернет, включая создание специализированных городских информационных ресурсов, включающих туристский, научно-образовательный, социальный, производственно-инвестиционный и другие Интернет-порталы;
- создание системы информационной поддержки реализации Стратегии социально-экономического развития г. Петрозаводска на период до 2025 года, а также реализации межотраслевых проектов, которые заложены в основу Стратегии (включая создание Интернет-порталов, посвященных реализации каждого из предложенных проектов, Интернет-портала сбора и реализации стратегических инициатив развития города и др.);
- создание специализированных городских Интернет-порталов и других информационных ресурсов, направленных на привлечение в город человеческих (трудовых), финансовых, материальных и иных отечественных и зарубежных ресурсов.
Повышение качества институциональной среды на основе совмещения российских и международных правовых и гражданских институтов, стандартов и норм, как условия развития открытого гражданского общества и повышения общественной активности населения.
Реализация стратегической цели предполагает решение следующих основных задач и выполнение следующих мероприятий:
8. Создание инфраструктуры и условий для адаптации и внедрения международных стандартов и зарубежного опыта в области совершенствования институтов местного самоуправления и гражданского общества, за счет следующих мероприятий:
- формирование в городе "Центра трансфера и адаптации международных стандартов" как консалтинговой структуры, формирующейся на основе муниципально-частного партнерства, и направленной на выработку инструментов и схем адаптации международных стандартов, норм международного права и отраслевых систем сертификации на территории регионов Российской Федерации;
- разработка и реализация проектов по внедрению международных стандартов в общественно-политической сфере, прежде всего в сфере информатизации муниципального управления и развития систем "электронной демократии";
- разработка и реализация проектов по внедрению международных стандартов в производственно-экономической деятельности, направленных на повышение социальной ответственности бизнеса (прежде всего создание координационного органа по адаптации и внедрению международного стандарта ISO 26000 "Социальная ответственность бизнеса");
- разработка и реализация проекта по адаптации международных стандартов в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
- разработка и реализация проекта по адаптации и внедрению международных стандартов и международного опыта в сфере межмуниципального сотрудничества (в т.ч. их отработка при реализации проекта формирования Петрозаводской агломерации);
- разработка и внедрение мер (совместно с объединениями предпринимателей и отраслевыми ассоциациями, общественными организациями города) по адаптации и внедрению международных отраслевых стандартов, международных систем сертификации;
- разработка и реализация плана проведения комплекса ежегодных мероприятий, связанных с адаптацией международных норм и стандартов (международных конференций, совещаний, выставок, переговоров и др.), а также развитие инфраструктуры для их проведения.
9. Создание условий для повышения гражданской ответственности и общественной инициативности жителей города, а также системы поддержки и развития частных инициатив, за счет следующих мероприятий:
- формирование системы выявления сообществ горожан (по интересам, профессиональной принадлежности и др.) и поощрения и поддержки их общественных инициатив;
- расширение участия горожан и НКО и общественной жизни города и в деятельности органов местного самоуправления (прежде всего, это касается определения и реализации стратегических направлений и проектов развития города);
- создание институтов и мер ресурсной поддержки НКО и городских сообществ (объединений горожан) с целью расширения и координации их деятельности при реализации комплексных проектов развития города;
- создание дискуссионных и "переговорных" площадок (в т.ч. в СМИ и Интернет-среде) с целью организации эффективного взаимодействия городских сообществ, НКО и общественно-политических движений и институтов по вопросам развития города;
- расширение и регулярное проведения общественных конкурсов и открытых "проектных мастерских" по решению наиболее важных комплексных проблем развития города;
- создание городского фонда (совместно с заинтересованными бизнес-структурами и НКО) и системы конкурсного распределения его средств на поддержку социальных и общественных инициатив.
2.2.3. Стратегические цели и задачи, направленные на формирование новых конкурентных преимуществ и создание новых точек роста (Стратегическое направление 2)
Развитие человеческого потенциала и привлекательности за счет улучшения качества городской среды
Реализация стратегической цели обеспечивается за счет создания и развития научно-образовательного и инновационного кластера и предполагает разработку и выполнение проектов, направленных на развитие и интеграцию образования и науки, укрепление материально-технической базы и инфраструктуры поддержки и развития инновационной деятельности, внедрение инновационных продуктов и технологий в производстве и других сферах экономической деятельности. Создание и развитие научно-образовательного и инновационного кластера направлено на формирование в долгосрочной перспективе в г. Петрозаводске новой сферы экономической деятельности, которая позволит существенно повысить инвестиционную и миграционную привлекательность города, его конкурентоспособность, обеспечить привлечение капитала и рост доходов городского бюджета за счет совершенствования структуры экономики города, роста объемов добавленной стоимости, создаваемой на территории города, развития вспомогательных и поддерживающих отраслей и секторов экономики. Создание и развитие научно-образовательного и инновационного кластера предполагает решение следующих частных задач и реализации мероприятий:
1. разработку и реализацию совместных проектов по созданию и развитию объектов образовательной, научной и инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических, внедренческих центров, технопарков, экспериментальных производств, инновационных бизнес-инкубаторов и др.), реализуемых образовательными учреждениями города, научными учреждениями и бизнес-структурами;
2. развитие инфраструктуры для организации и проведения научных и инновационных мероприятий в г. Петрозаводске, включая строительство и развитие экспозиционно-выставочных комплексов, конгресс-центра, переговорных площадок и бизнес-центров;
3. организация и проведение в городе масштабных мероприятий образовательного и научно-инновационного характера, имеющих "брендовое" значение для города и способных стимулировать развитие научных исследований и инновационной деятельности;
4. создание и развитие городского информационного портала, посвященного вопросам популяризации проводимых в городе научных исследований и инновационного развития;
5. создание и развитие инфраструктурной сети, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов в инновационной сфере и направленной на использование творческой активности молодежи (в т.ч. развитие сети центров научно-технического творчества молодежи, стимулирование научной и инновационной деятельности в школе и вузе, организация и проведение молодежных научных конференций и инновационных конвентов);
6. разработка финансовых инструментов поддержки и развития инновационной деятельности за счет создания частно-государственных (частно-муниципальных) партнерств, муниципальных и региональных фондов поддержки образования, наук и инноваций;
7. обеспечение размещения муниципальных заказов на разработку и внедрение инновационных технологий и продуктов, направленных на решение наиболее острых проблем в сфере социально-экономического развития города, городского хозяйства, инфраструктуры, социального обслуживания населения и развития информационных сетей;
8. создание муниципального общественного координационного совета при Администрации Петрозаводского городского округа по содействию развитию научно-инновационной деятельности.
Повышение инвестиционной привлекательности и качества жизни населения за счет создания эффективной инфраструктуры
Реализация стратегической цели обеспечивается за счет формирования Петрозаводской агломерации как инструмента освоения пространственного потенциала, развития транспортной, инженерной, жилищно-коммунальной и информационной инфраструктуры. В состав Петрозаводской агломерации могут войти территории Петрозаводского городского округа, прилегающие территории и населенные пункты Кондопожского, Прионежского муниципальных районов, Пряжинского национального муниципального района, входящие в состав традиционной зоны пригородного расселения и дачных поселков, хозяйственная специализация которых традиционно направлена на обслуживание городской агломерации, а также г. Кондопога как ближайший промышленный узел, предприятия и организации которого участвуют в схемах внутри- и межотраслевого кооперирования с петрозаводскими предприятиями, входят в состав цепочек добавления стоимости.
Формирование Петрозаводской агломерации на основе развития единого инфраструктурного комплекса и укрепления кооперационных связей между предприятиями позволит создать предпосылки для межмуниципального взаимодействия и реализации масштабных межмуниципальных проектов, будет способствовать более эффективному размещению и развитию трудовой миграции, позволит освоить неиспользуемые сегодня территории для размещения экологического малоэтажного жилья. В конечном итоге создание Петрозаводской агломерации позволит обеспечить рост инвестиционной привлекательности территории и хозяйственных объектов, а также создать условия для повышения качества жизни населения. Создание Петрозаводской агломерации предполагает решение следующих задач и реализацию следующих проектов:
1. разработку концепции Петрозаводской агломерации, совмещение и согласование документов территориального стратегического и пространственного планирования, создание единой пилотной межмуниципальной схемы территориального планирования;
2. выделение и комплексное оснащение межмуниципальных инвестиционных площадок (по принципу формирования сетевых особых экономических зон) для размещения технологически связанных производственных, туристско-рекреационных и инфраструктурных объектов; представление комплексных инвестиционных предложения крупным инвесторам;
3. формирование концепции и проектирование развития поселений-спутников г. Петрозаводска, создание которых позволит разгрузить транспортную и инженерную инфраструктуру города, существенно снизить затраты на содержание и развития жилищно-коммунальных систем, внедрить новые энерго- и экоэффективные технологии в строительстве и жилищно-коммунальном секторе, повысить эффективность использования пространственного потенциала, повысить качество жизни населения и др.
Создание условий для технологической модернизации и развития инновационной экономики
Реализация стратегической цели обеспечивается за счет создания межотраслевых производственных кластеров - водного кластера, лесопромышленного кластера и кластера пищевой промышленности.
Формирование комплексного водного кластера. В состав кластера должны войти такие направления и виды деятельности, как судостроение и судоремонт, инфраструктурное обеспечение водного туризма и водного транспорта и др.). Развитие кластера предполагает решение следующих задач и реализацию следующих проектов:
1. развитие производственной базы строительства современных судов класса "река-море" и судоремонтного производства (на базе "Онежского судостроительного завода" и завода "Авангарда");
2. возрождение традиций и технологий традиционного деревянного судостроения и создание на их основе инновационных композитных многоцелевых судов (мини-хаусботов, дрейфующих "вмерзающих" полярных станций и др.) на базе Морского историко-культурного культурного центра и морского клуба "Полярный Одиссей", ЗАО "Варяг");
3. развитие маломерного судостроения (лодок, катеров, яхт);
4. реализация инвестиционного проекта по организации производства экранопланов и судов на воздушной подушке (на базе завода "Авангард");
5. строительство и развитие инфраструктуры по обслуживанию судостроения, судоремонта и содержанию судов (реконструкция и развитие причального и портового хозяйства, строительство яхт-центров и лодочных станций, заправочных станций и станций по утилизации подсланевых вод и др.);
6. организация и проведение брендовых мероприятии, связанных с развитием водного кластера (яхтенные регаты, арт-фестивали на воде, развитие водного спорта, строительство трассы для водно-моторного спорта).
Развитие открытого местного сообщества за счет достижения нового качества институциональной среды. Реализация стратегической цели обеспечивается за счет реализации проекта "Петрозаводск - модельная территория развития гражданского общества и реализации общественных инициатив".
Стратегическая цель проекта - создание благоприятных условий для развития гражданского общества, выявления и реализации общественных инициатив, эффективного взаимодействия Администрации Петрозаводского городского округа с общественными организациями и объединениями. Достижение поставленной цели планируется при решении следующих задач и реализации мероприятий:
1. расширения системы поддержки НКО, направленной на рост их профессионализации, оценки, определения и внедрения способов повышения эффективности сложившихся форм взаимодействия НКО и органов власти;
2. определение стратегических задач развития города, которые нуждаются в активном участии представителей НКО, что будет способствовать расширению спектра и профессионализма деятельности институциональных организаций, повышению их готовности к внутреннему и внешнему взаимодействию;
3. содействие росту гражданской активности населения города, расширение поддержки организаций, работающих на повышение гражданской активности горожан;
4. усиление информационной поддержки (СМИ, Интернет) проявлений гражданской активности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.