Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Технологии взимания платы за проезд
На одном ПВП может использоваться несколько технологий взимания платы. Выбор используемых технологий сбора платы осуществляется на основе оценки экономической целесообразности и с учетом расчетной интенсивности движения и структуры транспортного потока, а также с учетом необходимости обеспечить безопасность движения и минимальное время выполнения операции по сбору платы. Любая из рассмотренных ниже технологий взимания платы может быть использована как в закрытой системе, так и в открытой или смешанной. Существуют следующие технологии сбора платы:
- ручное взимание платы. Кассир-контролер принимает наличные, выдает водителю чек и управляет шлагбаумом. Ручное взимание платы производится с остановкой транспортного средства;
- автоматическое взимание платы. Оплата может производиться монетами, жетонами, магнитными, бесконтактными и смарт-картами. Управление шлагбаумом - автоматическое. Вмешательство кассира-контролера или диспетчера осуществляется в случае возникновения нештатной ситуации (сбой в работе оборудования, нарушение правил проезда, попытка использования неактивированной карты или с истекшим сроком действия и т.д.);
- оплата без остановки с использованием электронного устройства, посылающего радиосигнал, принимаемый и обрабатываемый системой управления ПВП.
Как показывает мировой опыт, развитие платежных инструментов и средств в этой сфере сейчас переместилось в область чиповых карт в силу высокой стоимости он-лайновых транзакций и рискованности проведения операций.
Предоставление услуг может оплачиваться с помощью единой платежной карты, представляющей собой предоплаченную чиповую бесконтактную смарт-карту - БСК или контактную смарт-карту.
Имеется два вида носителей для билетов:
- контактные смарт-карты;
- бесконтактные смарт-карты (БСК).
Эти типы носителей обеспечивают высокую надежность платежных средств и защиту от подделок.
Бесконтактная смарт-карта представляет собой стандартного размера пластиковую карту, в которую встроен микропроцессор, память и антенна для взаимодействия со считывающим устройством (ридером). Взаимодействие между ридером и БСК производится на расстоянии около 10 см.
БСК можно использовать в качестве:
- абонементов на заданный период времени;
- "электронного кошелька".
Контактные смарт-карты могут использоваться в качестве:
- разовых талонов на один проезд;
- абонементов на заданный период времени;
- абонементов на заданное число поездок (число поездок фиксировано).
Важно отметить, что платежные карты не являются универсальным средством платежа, а могут использоваться только для оплаты за проезд по платной дороге, а также за другие виды услуг, оказываемые организацией, эксплуатирующей платную дорогу. Такие карты могут использоваться в качестве корпоративного средства платежа, например, автотранспортным предприятием.
Жетоны, платежные карты, абонементные билеты продаются, как правило, на ПВП за наличные или по безналичному расчету.
Технологии взимания платы при использовании открытой системы взимания платы за проезд
При использовании открытой системы взимания платы за проезд оплата за проезд может производиться наличными, в том числе монетами, жетонами, магнитными, бесконтактными и смарт-картами.
Схема зоны автоматического распознавания транспортных средств приведена на рис.1.
Схема полосы ПВП открытой системы приведена на рис.2.
На рис.3 изображен автомат-монетоприемник производства французской компании Ascom Monetel.
На рис.4 изображено устройство чтения платежных карт Premid производства шведской компании SAAB. Данное устройство фактически состоит из двух ридеров: один из них расположен на высоте окна легкового автомобиля, другой - на высоте окна грузового автомобиля или автобуса.
В состав оборудования полосы входят:
- кабина сбора платы кассиром-контролером;
- автомат-монетоприемник и/или устройство чтения платежных карт;
- шлагбаум с ручным управлением, предназначенный для временного закрытия полосы для движения;
- шлагбаум, управляемый кассиром-контролером или автоматом-монетоприемником;
- система автоматического распознавания транспортных средств;
- светофор, расположенный над полосой на навесе и предназначенный для информирования пользователей о временном закрытии полосы для движения;
- светофор, установленный на шлагбауме;
- антенна и видеокамера;
- датчики высоты транспортного средства;
- датчики количества осей;
- входная и выходная петля.
Режимы работы полосы.
Существуют три основных режима работы полосы:
- ручной;
- автоматический;
- без остановки (телеоплата).
В ручном режиме категория транспортного средства определяется автоматически. Сумма оплаты высвечивается на экране монитора компьютера, расположенного в КСП. Кассир принимает наличные, выдает чек и открывает шлагбаум.
В автоматическом режиме сумма оплаты высвечивается на мониторе монетоприемника или устройства чтения платежных карт. Шлагбаум открывается автоматически после оплаты. В случае, если сумма, оплаченная через монетоприемник, отличается от размера платы для соответствующей категории транспортного средства, шлагбаум не открывается, система управления посылает сообщение дежурному диспетчеру о нештатной ситуации для принятия решения. На светофоре, расположенном над полосой, включается запрещающий сигнал.
В режиме телеоплаты транспортное средство, оборудованное специальным устройством, идентифицируется с помощью высокочастотной антенны. Если идентификация прошла успешно, шлагбаум открывается автоматически, а на центральный компьютер посылается сообщение для выполнения расчетов с пользователем.
Технологии взимания платы при использовании закрытой системы взимания платы
При использовании закрытой системы взимания платы в ручном и автоматическом режиме пользователь останавливается дважды: на въезде на платную дорогу для получения талона и на выезде для внесения платы за проезд. В режиме телеоплаты остановка не требуется.
На талоне указывается время въезда на платную дорогу и номер ПВП. Номер транспортного средства фиксируется телекамерой. При использовании закрытой или смешанной системы создается единая система управления платной дорогой и пунктами взимания платы. Информация о въезде транспортного средства на платную дорогу передается в центральный компьютер системы управления и фиксируется в нем, что позволяет произвести расчет с пользователем в том случае, если талон утерян.
Зона автоматического распознавания транспортных средств
Зона автоматического распознавания транспортных средств может располагаться на въезде на полосу, предназначенную для обслуживания грузовых автомобилей. При закрытой системе взимания платы достаточно разместить указанную зону только на выездном ПВП.
Основными элементами оборудования зоны являются специальные датчики: электромагнитные, фотоэлектронные и нажимного действия.
Электромагнитные датчики предназначены для определения длины транспортного средства и представляют собой электрический провод, уложенный в форме петли под асфальтовое покрытие. При проезде автомобиля по полосе, оборудованной несколькими последовательно расположенными датчиками, изменяются характеристики их электромагнитных полей. Данные изменения фиксируются компьютером, который и определяет длину транспортного средства.
Фотоэлектронные датчики предназначены для фиксации факта въезда и выезда автомобиля из зоны. Датчики нажимного действия позволяют определить количество осей, а при расположении под углом к направлению движения (как это показано на рисунке) - количество осей, на которых установлено по два колеса с каждой стороны.
В странах, где сеть платных дорог находится в начальной стадии становления, к которым можно отнести и Россию, как правило, используется открытая система взимания платы за проезд. Основными факторами, определяющими выбор открытой системы, являются:
- в транспортном потоке по платной дороге (участку платной дороги) велика доля транспортных средств, следующих транзитом;
- платная дорога (ее участок) используется для местных поездок на небольшие расстояния, и введение платы за проезд создаст социальную напряженность и вызовет негативное отношение со стороны населения районов тяготения дороги и местных властей;
- экономическая нецелесообразность строительства ПВП на примыканиях к платной дороге, интенсивность движения на которых такова, что доход от взимания платы с транспортных средств, въезжающих на платную дорогу с указанных примыканий, не покрывает затрат на строительство и содержание ПВП.
Наибольшее распространение получили следующие технологии взимания платы:
- ручное взимание платы;
- автоматическое взимание платы с использованием монетоприемника, автомата для выдачи въездного талона (билета).
Закрытые системы взимания платы, как правило, используются в странах, имеющих многолетние традиции пользования платными дорогами, а также высокую (более 30 тыс. автомобилей в сутки) интенсивность движения.
При использовании технологии оплаты без остановки (телеоплата) необходимо, чтобы все автомобили, пользующиеся платной дорогой, были оборудованы соответствующими устройствами. Кроме того, данная технология предполагает свободный проезд, что создает предпосылки для нарушений со стороны недобросовестных пользователей. По этим причинам телеоплата используется в странах с развитым законодательством в области административных нарушений, а также имеющих островное географическое расположение (например, Япония и Австралия).
Современные ПВП являются сложными, многофункциональными системами, построенными на принципе "интеллектуального офиса", и включают в себя следующие основные подсистемы:
- системы автоматической идентификации транспортных средств;
- кабины;
- автоматические подъемные шлагбаумы и телемеханика;
- контрольно-кассовую аппаратуру;
- компьютерные системы площадок и центр управления;
- компьютерные системы и оборудование для осуществления платежей и расчетов на основе как пластиковых электронных карточек, так и наличных денег;
- системы связи и интерфейса;
- системы безопасности;
- системы электроснабжения;
- системы обеспечения жизнедеятельности.
Оборудование ПВП имеет несколько степеней контроля за взиманием платы:
- автоматическое определение количества осей автомобиля;
- габариты по высоте;
- автоматический подсчет оплаты за проезд по каждому оператору на компьютере у диспетчера;
- фискальная память на пять лет для налоговой инспекции и т.д.
<< Приложение А (справочное). Системы взимания платы за проезд |
||
Содержание Методические рекомендации по строительству и размещению пунктов взимания платы за проезд (утв. распоряжением Минтранса РФ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.