См. также письмо Госстроя РФ от 23 марта 2004 г. N ЛБ-1939/9 "О применении новых нормативных документов до выхода из печати их официальных изданий"
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2003 года закона "О техническом регулировании" создалась достаточно сложная ситуация с нормативно-техническими документами, утвержденными Госстроем России.
Напомню, что после 1 июля должна была начать действовать новая система норм, правил и стандартов. Обязательные требования должны включаться в технические регламенты, необязательные в национальные стандарты и прочие документы.
Госстрой (и многие другие ведомства) в преддверии вступления закона в силу утвердил массу документов (СНиПов, СП, ГОСТов).
Всем СНиПам, утвержденным и введенным в действие в 2003-2004 году, представленным на госрегистрацию в Минюст России, было в ней отказано, за исключением СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", который на госрегистрацию не представлялся.
На данный момент изданы все СНиПы, кроме СНиП 20-01-2003 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", который после отказа в госрегистрации был отменен Госстроем России. В связи с этим, несмотря на то, что эти документы изданы, следует иметь в виду, что нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров - пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Никаких официальных разъяснений по этому поводу на настоящее время не поступало.
ФГУП ЦПП, как организация, издающая и распространяющая эти документы, рассылает письмо организациям, приобретающим у них литературу, в котором излагает свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. Письмо разослано. Ниже приводится текст этого письма:
"В последние месяцы в ФГУП ЦПП обратился ряд организаций с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся в связи с тем, что Минюст России в I квартале текущего года отказал в государственной регистрации нескольких постановлений Госстроя России от июня 2003 г. о принятии и введении в действие новых СНиПов.
В связи с тем, что этот вопрос по-прежнему остается актуальным и в средствах массовой информации публикуются различные суждения, ФГУП ЦПП направил всем обратившимся организациям свою точку зрения по этому вопросу, в то же время в полной мере понимая, что ФГУП ЦПП фактически является инженерно-издательским центром и не уполномочено давать официальный ответ по этому вопросу.
1. В настоящее время в фонде нормативной и методической документации числится 135 СНиПов, принятых и введенных в действие Госстроем СССР, Минстроем России, Госстроем России и т.д.
Ни один из этих СНиПов не представлялся на государственную регистрацию.
2. После получения Госстроем России от Минюста России отказа в государственной регистрации нескольких СНиПов Госстрой России все же поручил ФГУП ЦПП осуществить их издание.
3. Вместе с тем, по нашему анализу, "вырисовывается" следующая нормативно-правовая ситуация.
3.1. Указом Президента России от 23.05.96 г. N 763, п. 10, установлено, что нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
3.2. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 утверждены "Правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
В соответствии с п. 19 этих Правил нормативно-правовые акты, не прошедшие регистрацию в Минюсте России и официально не опубликованные, считаются не вступившими в силу и применяться не могут.
Вывод. Если следовать нормам этих актов, то ни один документ, введенный в действие или утвержденный Госстроем России после 23 мая 1996 г. (а их 33 документа) использовать в проектировании и строительстве было нельзя.
3.3. В то же время указанным выше (п. 3.2) постановлением Правительства РФ было установлено, что разъяснения о применении утвержденных этим постановлением Правил подготовки нормативно-правовых актов дает Минюст России.
3.4. Так вот, Минюст России только в 1999 г. приказом от 14.07.99 г. N 217 утвердил упомянутые разъяснения о применении Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
И в п. 15 этих разъяснений перечислены документы, не подлежащие представлению на государственную регистрацию и, в частности, в подпункте "г" этого пункта под названием "технические акты" приведены ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.
3.5. Таким образом, Минюст России сам исключил необходимость представления на государственную регистрацию СНиПов (как технических актов) и тем самым вывел их из-под действия указанных выше (п. 3.1) Указа Президента России от 23.05.96 г. N 763 и постановления Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 (п. 3.2).
3.6. И все же Минюст России отказал в регистрации нескольких СНиПов, ссылаясь при этом на новый факт, а именно на вступление в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В этой связи, хотелось бы отметить, что СНиПы, которым Минюст России отказал в регистрации были приняты и введены в действие Госстроем России постановлениями от июня 2003 г., т.е. до вступления в действие упомянутого Закона, в котором нет ни одного пункта, которому противоречили бы эти действия Госстроя России.
Но это опять - по мнению ФГУП ЦПП.
3.7. И все же, если считать, что Минюст России прав, а Госстрой России вместе с тем не отменил утвержденные им СНиПы, то в реальной жизни возникает ситуация:
а) отмененными постановлениями Госстроя России СНиПами, взамен которых разработаны новые, не зарегистрированные Минюстом России, пользоваться нельзя;
б) не зарегистрированными Минюстом России СНиПами можно пользоваться как актами только рекомендательного характера (п. 3, ст. 4 Закона "О техническом регулировании"), но с учетом п. 1 ст. 46 этого же Закона.
3.8. Обращаем внимание, что все принятые до июля 2003 года СНиПы в соответствии с п. 1. ст. 46 Закона подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
То есть, все остальные записи, приведенные в СНиПах, носят рекомендательный характер, если кто-то может определить обязательные и рекомендательные их части.
Но таков Закон!
3.9. Но если все это кого-то не устраивает, то со дня вступления в силу Закона "О техническом регулировании" и до вступления в силу соответствующих технических регламентов, выходит, можно проектировать вообще без правил.
Это наше прочтение Закона.
4. Как только на федеральном уровне исполнительной власти будет принято решение, которое урегулирует сложившуюся ситуацию, то ФГУП ЦПП немедленно доведет это до всех своих заказчиков, опубликовав это решение в ежемесячно издаваемом ФГУП ЦПП Информационном бюллетене и вложив соответствующий информационный листок во все почтовые отправления, направляемые в адрес заказчиков ФГУП ЦПП.
О действии и применении указанных документов см.:
письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 февраля 2005 г. N КС-7,
письмо Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства регионального развития РФ от 29 ноября 2006 г. NN АР-6893/08, 12325-ЮТ/08
Технический директор |
В.Н. Калинин" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2003 г. закона "О техническом регулировании" создалась достаточно сложная ситуация с нормативно-техническими документами, утвержденными Госстроем России.
После 1 июля должна была начать действовать новая система норм, правил и стандартов. Обязательные требования должны включаться в технические регламенты, необязательные в национальные стандарты и прочие документы.
Госстрой в преддверии вступления закона в силу утвердил массу документов.
Всем СНиПам, утвержденным и введенным в действие в 2003-2004 году, представленным на госрегистрацию в Минюст России, было в ней отказано, за исключением СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", который на госрегистрацию не представлялся.
На данный момент изданы все СНиПы, кроме СНиП 20-01-2003 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", который после отказа в госрегистрации был отменен Госстроем России. Несмотря на то, что эти документы изданы, следует иметь в виду, что нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров - п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763. Никаких официальных разъяснений по этому поводу на настоящее время не поступало.
Письмо ФГУП ЦПП Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 14 февраля 2005 г. "О нормативно-технических документах, утвержденных Госстроем России в 2003 - 2004 году"
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", апрель 2005 г., N 4