22 сентября 2011 г.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года", одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 февраля 2008 года N 80 р-П.
2. Направить настоящее постановление и указанную региональную целевую программу в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Н.И.Левин |
г.Петрозаводск
17 апреля 2008 года
N 857-IV ЗС
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 22 сентября 2011 г. N 554 р-П в настоящую Региональную целевую программу внесены изменения
Региональная целевая программа
"Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 февраля 2008 г. N 80 р-П, утв. постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 апреля 2008 г. N 857-IV ЗС)
22 сентября 2011 г.
Паспорт
региональной целевой программы "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года"
Наименование Программы |
- региональная целевая программа "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года" |
Дата принятия решения о разработке проекта Программы Правительством Республики Карелия и утверждении концепции Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- распоряжение Правительства Республики Карелия от 7 ноября 2007 года N 390 р-П |
Государственные заказчики Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму; Министерство строительства Республики Карелия |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
Основной разработчик Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. |
Цели и задачи Программы |
- целью Программы является стабилизация численности населения Республики Карелия к 2015 году и создание условий для ее роста при увеличении продолжительности жизни. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач: 1) снижение инвалидности и смертности населения от управляемых причин, прежде всего, в трудоспособном возрасте путем увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни, включающее снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни; улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов, в том числе за счет предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья; 2) повышение рождаемости и укрепление здоровья детей, беременных женщин путем улучшения репродуктивного здоровья населения, в том числе улучшения здоровья детей, беременных женщин; сохранения низкого уровня материнской и младенческой смертности; улучшения условий для оздоровления детей, повышения качества медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях, развития высокотехнологичных видов медицинской помощи детям, дальнейшего совершенствования пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний внутриутробного плода, развитие услуг родильных домов; 3) государственная поддержка семей, имеющих детей, путем создания предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, в том числе профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений; создания условий для самореализации молодежи и материального поощрения ответственного родительства; поддержка общественных объединений и клубов молодых семей; реализации мероприятий, направленных на государственную поддержку молодых семей, семей, имеющих детей; 4) совершенствование общественных отношений, в том числе участие гражданских институтов и общественности в решении демографических проблем |
Исполнители Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму; Министерство строительства Республики Карелия; Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия; администрация местного самоуправления города Петрозаводска (по согласованию) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- к 2015 году (по сравнению с 2006 годом) ожидается: рост рождаемости на 33,0 процента; снижение естественной убыли населения в 3,4 раза; снижение смертности населения трудоспособного возраста - на 20,5 процента; увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения - на 3,7 года |
Сроки и этапы реализации Программы |
- реализация Программы осуществляется в течение 2008-2015 годов. Этапы не выделяются |
Перечень подпрограмм |
- не имеется |
Объемы и источники финансирования Программы |
- предельный объем финансирования по Программе - 813,39 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 598,39 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- реализация мероприятий Программы будет способствовать: обеспечению всеобщей доступности и общественно приемлемого качества основных социальных услуг, в том числе качественного образования, медицинского и социального обслуживания; восстановлению роли материнства, деторождения и воспитания детей как главнейшей роли в системе ценностных ориентиров; расширению социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; снижению уровня инвалидности населения республики. В 2015 году ожидается достичь следующих значений по основным социально-демографическим показателям: - увеличение продолжительности жизни до 67,5 лет; - снижение смертности населения трудоспособного возраста до 818,0 случаев на 100 тыс. трудоспособного населения. Этому будет способствовать реализация мероприятий Программы, направленных на снижение: смертности населения, в том числе снижение доли умерших в трудоспособном возрасте, материнской и младенческой смертности (за счет мероприятий, направленных на охрану здоровья женщин и детей), что позволит сохранить трудовой ресурс республики и улучшить демографическую ситуацию |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- государственный заказчик несет ответственность за выполнение Программы в целом. Координационный совет при Главе Республики Карелия по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике на территории Республики Карелия (Указ Главы Республики Карелия от 29 ноября 2005 года N 92) обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий. Для осуществления текущей работы по управлению Программой будет образована дирекция под руководством ответственного исполнителя |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Разработка региональной целевой программы "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года" определена наличием кризисных явлений в демографическом развитии Республики Карелия, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем Республики Карелия.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Республике Карелия в последние 15 лет, остается весьма сложной. По состоянию на 1 января 2007 года численность населения Республики Карелия составила 693150 человек, что на 0,6 процента (4371 человека) меньше, чем по состоянию на 1 января 2006 года (697,5 тыс. человек). Из общей численности населения 525341 человек (75,8 процента) проживают в городской местности и 167809 человек (24,2 процента) - в сельской местности.
Важнейшими проблемами в области демографии являются следующие:
1) сокращение численности населения республики, имеющее место не только на отдельных ее территориях, но и в целом по республике. По-прежнему, главной причиной сокращения численности населения республики является естественная убыль населения. Число умерших в 2006 году превысило число родившихся в 1,7 раза, при этом естественная убыль имела место на территории практически всех муниципальных районов. На территориях Медвежьегорского, Беломорского, Муезерского, Суоярвского районов уже второй год подряд число умерших превышает число родившихся в 2,4 - 2,7 раза.
Наиболее существенным проявлением неблагополучия демографического развития республики является высокий уровень смертности населения. Несмотря на то, что в 2004-2006 годах наметилось его некоторое снижение, общий коэффициент смертности населения в 2006 году составил 16,8 умерших в расчете на 1000 человек (11716 человек) и по сравнению с предыдущим годом сократился на 7,2 процента и на 9,5 процента превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (15,2 процента).
Структура причин смертности на протяжении ряда лет остается неизменной, лидирующие места в 2006 году продолжают занимать:
- болезни системы кровообращения - 51,0 процента всех умерших (5996 человек);
- травмы, отравления, несчастные случаи - 15,3 процента (1798 человек);
- новообразования - 11,0 процента (1285 человек).
Следует отметить, что от алкоголизма в 2006 году умерло 435 человек (3,7 процента от общего числа умерших), от дорожно-транспортных происшествий - 95 человек (0,8 процента).
Обращает внимание высокий удельный вес умерших в трудоспособном возрасте - 39,5 процента (4633 человека). При этом доля мужчин составляет 79 процентов.
Показатель смертности в трудоспособном возрасте по Республике Карелия ежегодно уменьшается: в 2004 году - 11,7 на 1000 человек; в 2005 году - 11,5 на 1000 человек; в 2006 году - 10,3 на 1000 человек. Однако данный показатель в 2005 году на 29 процентов превышал среднероссийский уровень (8,2 на 1000 человек).
За период 2001-2005 годов отмечается рост доли лиц, умерших в трудоспособном возрасте, в общем количестве умерших. Следует отметить, что темпы прироста данного показателя ежегодно снижаются (с 7 процентов до 1,7 процента). В 2006 году впервые зарегистрировано снижение доли умерших в трудоспособном возрасте (на 4,1 процента по сравнению с 2005 годом). Данный показатель в 2006 году составил 39,5 процента (в 2005 году - 41,2 процента; в 2004 году - 40,5 процента; в 2003 году - 39,7 процента; в 2002 году - 37,1 процента; в 2001 году - 34,7 процента).
Уровень смертности от болезней органов кровообращения в 2006 году уменьшился на 5,4 процента в сравнении с предыдущим годом. Показатель смертности от несчастных случаев в 2006 году составил 249,2 на 100 тыс. человек, что на 10,9 процента меньше, чем в 2005 году. На 24 процента отмечается снижение смертности от отравлений алкоголем (2006 год - 44,7 на 100 тыс. человек).
В структуре причин смерти населения в трудоспособном возрасте на первом месте неестественные причины: несчастные случаи, отравления и травмы (каждый второй из всех погибших от этих причин - трудоспособного возраста).
По данному показателю в 2005 году Республика Карелия на 30,4 процента опережает Россию в целом и на 16,2 процента - Северо-Западный федеральный округ.
Значительно хуже обстоят дела в сельской местности, где общий уровень смертности населения почти на 60 процентов выше, чем в городах. Смертность сельских жителей от болезней системы кровообращения на 74 процента выше городских; от неестественных причин - на 73 процента.
В 2006 году показатели смертности детей в возрасте до 1 года несколько улучшились. Из каждой 1000 родившихся умерло 7,6 детей, против 9,6 - в 2005 году и 9,7 - в 2004 году. Основными причинами смерти новорожденных являются состояния, возникающие в перинатальный период (43,3 процента), врожденные аномалии (25,4 процента) и болезни органов дыхания (9 процентов).
Негативное положение со смертностью населения, особенно в трудоспособном и младенческом возрастах, остается главным фактором снижения ожидаемой продолжительности жизни населения республики, которая в 2005 году равнялась 62,1 года: для мужчин - 55,3 года, для женщин - 70 лет; в сельской местности соответственно: 57,4; для мужчин - 50,8 и для женщин - 66,5 года.
Ежегодная тенденция увеличения числа инвалидов в Республике Карелия (за 2006 год их численность увеличилась с 74886 до 77417 человек) свидетельствует о масштабности проблемы. Из общего числа инвалидов 18 процентов (895 человек) составляют лица трудоспособного возраста. Принимаемые меры не приводят к снижению инвалидизации общества. Достижение многопрофильной реабилитации и интеграции инвалидов возможно только в случае комплексного подхода органов государственной власти различных уровней, ведомств и неправительственных организаций к решению проблем инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
2) уровень рождаемости почти в 2 раза ниже того, который необходим для обеспечения воспроизводства населения. Как свидетельствует статистика, после незначительного роста рождаемости в 2001-2004 годах, который был связан с некоторым пополнением численности женщин "пиковых годов рождаемости", вступивших в детородный возраст, рождаемость вновь стала падать. В 2005 году суммарный коэффициент рождаемости в целом по республике составил 1,24 рождений, против 2,15 - 2,17, необходимых для простого замещения поколений родителей их детьми. По этому показателю Республика Карелия занимает 5-е место среди регионов Северо-Западного федерального округа.
Сокращается численность детей и подростков. По состоянию на 1 января 2006 года на территории Республики Карелия проживали 111049 детей в возрасте 0 - 15 лет. Общая численность детей и подростков за 2004 - 2006 годы уменьшилась на 13,3 тыс. человек. Их доля в общей численности населения сократилась с 20,9 процента до 19,4 процента. Детское население Республики Карелия с каждым годом сокращается в среднем на 4,3 процента. В ближайшее десятилетие ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста с 20,9 процента в 2003 году до 17,7 процента в 2011 году. К 2011 году по расчетным данным численность детей может уменьшиться по сравнению с 2003 годом на 28 000 человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения республики;
3) трансформация модели семьи, получившая распространение в настоящее время среди молодых поколений, связана не только с изменением норм детности - уменьшается численность многодетных семей: 2005 год - 3605 семей (11781 ребенок), 2006 год - 3289 семей (10277 детей)1, из них 2152 многодетные семьи (6222 детей), но и с рождением детей вне брака. Дети в условиях падения уровня жизни населения и его обнищания становятся главным фактором бедности. В связи с этим радикально изменились и репродуктивные установки населения. В настоящее время люди ориентированы преимущественно на одно-, двухдетную семью.
Социальные и экономические проблемы общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей.
В настоящее время наиболее острыми проблемами семьи являются проблемы взаимоотношений в семье - детско-родительские и супружеские конфликты, несостоятельность родителей в вопросах воспитания детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за воспитание и содержание детей, жестокого обращения с ними, алкоголизации родителей. Группа риска расширяется и пополняется детьми, рожденными несовершеннолетними матерями;
4) спектр и качество социальных услуг населению, существующие в настоящее время в республике, нельзя считать оптимальными.
Сохраняется устойчивая тенденция увеличения семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, с 1069 семей в 2002 году до 2252 семей в 2005 году, в которых проживает 3740 детей. Из них 8,3 процента детей проживают в многодетных семьях, 32,8 процента детей - в неполных, 27,6 процента детей - в семьях, где родители не выполняют свои обязанности.
По состоянию на октябрь 2006 года на учете в государственных учреждениях социальной защиты - центрах социальной работы городов и районов Республики Карелия (далее - Центры социальной работы) состоит более 24 тыс. семей с детьми (28 процентов от общего количества семей с детьми в республике), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в целом по республике, и которым выплачивается ежемесячное пособие на 34,5 тыс. детей (24 процента от числа детей до 17 лет).
65 процентов от всех многодетных семей имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения. Около 30 процентов детей из малообеспеченных семей недоедает;
5) непрекращающийся процесс демографического "старения" населения, находящийся в прямой зависимости с естественным воспроизводством и миграцией населения. В настоящее время каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте, а в сельской местности - каждый четвертый. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась почти на 11 тыс. человек и составила 134,0 тыс. человек (19 процентов всего населения против 16 процентов в 1989 году).
В течение 2000-2006 годов неоднократно повышались государственные пенсии, но на 1 января 2006 года более 40 тыс. (18 процентов) пенсионеров имели пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Растет число одиноких или одиноко проживающих пенсионеров. Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки.
В 2007 году реализован Комплекс мер по улучшению демографической ситуации в Республике Карелия на 2007 год (далее - Комплекс мер), утвержденный распоряжением Главы Республики Карелия от 8 мая 2007 года N 334-р, в котором учтены мероприятия приоритетных национальных проектов, бюджетных целевых программ, меры государственной поддержки отдельных категорий граждан, направленные на улучшение демографической ситуации в республике. В целом на реализацию Комплекса мер в 2007 году направлено 6438,45 млн. рублей, из них 3682,4 млн. рублей (57,2 процента) - за счет средств бюджета Республики Карелия.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, целевых индикаторов и показателей
Целью Программы является стабилизация численности населения Республики Карелия к 2015 году и создание условий для ее роста при увеличении продолжительности жизни.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) снижение инвалидности и смертности населения от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте путем увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни, включающее снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни; улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов, в том числе за счет предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья. Решение данной задачи предусматривает дальнейшее развитие системы управления качеством в здравоохранении республики, совершенствование планирования, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения, удовлетворение потребности населения республики в высокотехнологичных видах медицинской помощи;
2) повышение рождаемости и укрепление здоровья детей, беременных женщин путем улучшения репродуктивного здоровья населения, в том числе улучшения здоровья детей, беременных женщин; сохранения низкого уровня материнской и младенческой смертности; улучшения условий для оздоровления детей, повышения качества медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях, развития высокотехнологичных видов медицинской помощи детям, дальнейшего совершенствования пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний внутриутробного плода, развитие услуг родильных домов;
3) государственная поддержка семей, имеющих детей, путем создания предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, в том числе профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений; создания условий для самореализации молодежи и материального поощрения ответственного родительства; поддержка общественных объединений и клубов молодых семей; реализации мероприятий, направленных на государственную поддержку молодых семей, семей, имеющих детей;
4) совершенствование общественных отношений, в том числе участие гражданских институтов и общественности в решении демографических проблем.
Реализация Программы осуществляется в течение 2008-2015 годов.
Этапы не выделяются.
Показатели целей и задач, позволяющие оценивать ход реализации Программы
Показатели |
Факт |
Прогнозные оценки по годам |
|||||||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к 2006 году, + (увеличение), - (снижение ) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Цель: стабилизация численности населения Республики Карелия к 2015 году и создание условий для ее роста при увеличении продолжительности жизни | |||||||||||
Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек) |
10,0 |
10,5 |
10,8 |
11,1 |
11,4 |
12,2 |
12,4 |
12,6 |
12,9 |
13,3 |
+3,3 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения (на 1000 человек) |
-6,8 |
-5,9 |
-5,8 |
-5,7 |
-5,5 |
-3,9 |
-3,6 |
-3,3 |
-2,7 |
-2,0 |
+4,8 |
Задача: снижение инвалидности и смертности населения от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте | |||||||||||
Младенческая смертность (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми) |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
7,0 |
6,9 |
4,6 |
5,1 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
-2,6 |
Материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми) |
14,4 |
13,7 |
13,4 |
13,2 |
13,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-14,4 |
Смертность населения от онкологических заболеваний (на 100 тыс. населения) |
198,9 |
199,3 |
199,0 |
198,2 |
197,0 |
212,0 |
210,0 |
208,0 |
205,0 |
200,0 |
+1,1 |
Смертность населения от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) |
925,9 |
910,0 |
900,0 |
890,0 |
880,0 |
861,0 |
856,0 |
853,0 |
851,0 |
847,0 |
-78,9 |
Численность взрослого населения, впервые получивших инвалидность (человек) |
8600 |
8500 |
8400 |
8300 |
8250 |
5030 |
4890 |
4810 |
4780 |
4730 |
-3870 |
Задача: укрепление здоровья детей, беременных женщин, повышение рождаемости | |||||||||||
Количество абортов (на 1000 женщин фертильного возраста) |
44,7 |
43,0 |
42,0 |
40,0 |
38,0 |
34,5 |
34,5 |
34,4 |
34,4 |
34,3 |
-10,4 |
Численность детского населения, впервые получивших инвалидность (человек) |
396 |
380 |
375 |
370 |
365 |
340 |
320 |
310 |
300 |
290 |
-106 |
Удельный вес детей I и II групп здоровья (процентов) |
78,6 |
79,0 |
80,0 |
81,0 |
83,0 |
81,0 |
82,0 |
83,0 |
83,5 |
84,0 |
+5,4 |
Задача: государственная поддержка семей, имеющих детей | |||||||||||
Количество семей-соискателей на вручение премии "Признание" Главы Республики Карелия лучшим семьям за укрепление семейных отношений, здоровый образ жизни, достойное воспитание детей (единиц) |
70 |
90 |
120 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
+80 |
Удельный вес семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (процентов от общего числа семей с детьми) |
10,5 |
13,5 |
16,6 |
17,5 |
19,5 |
21,7 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
23,0 |
+12,5 |
Задача: совершенствование общественных отношений, в том числе участие гражданских институтов и общественности в решении демографических проблем | |||||||||||
Количество общественных организаций, участвующих в проектной деятельности по решению демографических проблем (единиц) |
6 |
6 |
8 |
8 |
9 |
10 |
10 |
11 |
12 |
12 |
+6 |
Количество реализованных социальных проектов по решению демографических проблем (единиц) |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
+9 |
III. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Мероприятие |
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации |
Ожидаемые результаты |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Нормативное правовое обеспечение мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации Республики Карелия |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2015 годы |
|
|
2. |
Задача: снижение инвалидности и смертности населения от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте |
||||
2.1. |
Дальнейшее развитие системы управления качеством в здравоохранении республики |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2015 годы |
доля проверок, выявивших несоответствие качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, % к общему количеству проверок: 2011 год - 78%, 2012 год - 76, 2013 год - 70%, 2014 год - 68%, 2015 год - 66% |
|
2.1.1. |
осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения |
||||
2.1.2. |
оснащение государственных учреждений здравоохранения Республики Карелия медицинским оборудованием для отделений интенсивной терапии и реанимации |
||||
2.2. |
Создание Медико-технологического центра на базе ГУЗ "Республиканская больница им.В.А. Баранова" и ГУЗ "Республиканский онкологический диспансер" |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2012 год |
увеличение ранней диагностики онкологических заболеваний, % от числа впервые выявленных: 2013 год - 42%, 2014 год - 42,5%, 2015 год - 43% |
|
3. |
Задача: государственная поддержка семей, имеющих детей |
|
|||
3.1. |
Государственная поддержка реализации проектов, мероприятий, обеспечивающих пропаганду семейных ценностей среди молодежи Республики Карелия, повышение престижа социально благополучной семьи, воспитание ответственного родительства |
Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму |
2009-2015 годы |
количество поддержанных проектов, единиц: 2011 год - 3, 2012 год - 4, 2013 год - 4, 2014 год - 5, 2015 год - 5 |
|
3.2. |
Информационно-методическое обеспечение проектов и программ для молодых семей |
Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму |
2009-2015 годы |
содействие всестороннему укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений |
|
3.3. |
Проведение цикла семинаров, конференций и фестивалей молодых семей |
Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму |
2009-2015 годы |
количество проведенных мероприятий, единиц: 2011 год - 4, 2012 год - 5, 2013 год - 5, 2014 год - 6, 2015 год - 6 |
|
3.4. |
Социологические исследования по изменению принятия семейных ценностей среди молодежи |
Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму |
2009-2015 годы |
количество проведенных исследований, единиц: 2011 год - 1, 2012 год - 1, 2013 год - 1, 2014 год - 1, 2015 год - 1 |
|
3.5. |
Организация вручения премии "Признание" Главы Республики Карелия лучшим семьям за укрепление семейных отношений, здоровый образ жизни, достойное воспитание детей |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2015 годы |
количество семей - лауреатов премии "Признание": 2011 год - 18, 2012 год - 18, 2013 год - 18, 2014 год - 18, 2015 год - 18 |
|
3.6. |
Поздравления новорожденных от имени Главы Республики Карелия с вручением подарка новорожденному |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2011-2015 годы |
поощрение ответственного родительства |
|
3.7. |
Проведение ежегодного республиканского конкурса приемных родителей |
Министерство образования Республики Карелия |
2008-2015 годы |
увеличение доли детей, переданных в семьи, % от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 2011 год - 61%, 2012 год - 61,5%, 2013 год - 62%, 2014 год - 63%, 2015 год - 64% |
|
3.8. |
Разъяснение основ семейного законодательства среди учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2008-2015 годы |
количество проведенных мероприятий (лекций, бесед, диспутов), единиц: 2011 год - 260, 2012 год - 270, 2013 год - 280, 2014 год - 290, 2015 год - 300 |
|
3.9. |
Организация и проведение праздников, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей и так далее |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2008-2015 годы |
количество проведенных мероприятий, единиц: 2011 год - 150, 2012 год - 155, 2013 год - 160, 2014 год - 165, 2015 год - 170 |
|
3.10. |
Проведение республиканского конкурса среди территориальных отделов ЗАГС на лучшее мероприятие, посвященное году семьи |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2008 год |
содействие всестороннему укреплению института семьи, возрождению, сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений |
|
3.11. |
Организация и проведение чествований возрастных юбиляров |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2008-2015 годы |
количество проведенных мероприятий, единиц: 2011 год - 215, 2012 год - 220, 2013 год - 225, 2014 год - 230, 2015 год - 235 |
|
3.12. |
Организация посещения молодыми семьями, учащимися образовательных учреждений республики Музея органов ЗАГС Республики Карелия |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2008-2015 годы |
количество участников, охваченных мероприятиями, человек: 2011 год - 1200, 2012 год - 1200, 2013 год - 1250, 2014 год - 1300, 2015 год - 1300 |
|
3.13. |
Расширение системы выездной регистрации актов гражданского состояния в сельские поселения республики |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2008-2015 годы |
количество выездов, единиц - не менее 250 ежегодно |
|
3.14. |
Проведение республиканского конкурса многодетных семей "Мы - большая дружная семья" |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2011 год |
количество семей - участников конкурса, единиц - не менее 60 |
|
3.15. |
Награждение супругов, зарегистрировавших брак не менее 25-ти лет назад, получивших известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, а также добившихся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавших детей достойными членами общества, общественной наградой - медалью "За любовь и верность" |
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия |
2011-2015 годы |
количество награждаемых семей, единиц: 2011 год - 59, 2012 год - 60, 2013 год - 62, 2014 год - 65, 2015 год - 65 |
|
3.16. |
Выплата компенсации малообеспеченным гражданам, имеющим детей в возрасте от полутора до трех лет, не получившим направление уполномоченного органа местного самоуправления на зачисление в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
Министерство образования Республики Карелия |
2011-2012 годы |
доля малообеспеченных граждан, имеющих право на получение компенсации, которым произведена выплата - 100% ежегодно |
|
4. |
Задача: укрепление здоровья детей, беременных женщин, повышение рождаемости |
|
|||
4.1. |
Создание центра по подготовке беременных к родам на базе ГУЗ "Республиканский перинатальный центр", подготовка не менее пятидесяти специалистов для лечебно-профилактических учреждений республики |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2009 год |
снижение младенческой смертности; исключение материнской смертности в абсолютных значениях |
|
4.2. |
Внедрение современных перинатальных технологий в деятельность учреждений здравоохранения |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2009-2015 годы |
сохранение низкого уровня младенческой смертности |
|
4.3. |
Развитие службы ИТАР для новорожденных в составе неонатального центра ГУЗ "Детская республиканская больница" |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2015 годы |
||
4.4. |
Оказание неотложной (выездной) специализированной медицинской помощи новорожденным |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2015 годы |
обеспечение новорожденных детей неотложной (выездной) специализированной медицинской помощью, % от нуждающихся: 2011 год - 100%, 2012 год - 100%, 2013 год - 100%, 2014 год - 100%, 2015 год - 100% |
|
4.5. |
Внедрение современных методов лапароскопического лечения при восстановлении репродуктивной функции у женщин. Приобретение набора гистерорезектоскопического операционного для ГУЗ "Республиканская больница им.В.А. Баранова" - 1 единица |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2012-2015 годы |
увеличение количества новорожденных, человек: 2012 год - 7900, 2013 год - 8000, 2014 год - 8200, 2015 год - 8400 |
|
4.6. |
Мониторинг состояния здоровья детей, создание электронного банка данных здоровья детей, создание электронного банка данных здоровья детей, создание электронного банка данных# |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2015 годы |
охват осмотрами детского населения, % - не менее 70% ежегодно |
|
4.7. |
Строительство специализированной детской юношеской спортивной школы Олимпийского резерва им.Щелгачева А.П. |
Министерство строительства Республики Карелия |
2010-2015 годы |
развитие спортивной инфраструктуры, создание условий, ориентирующих граждан на занятия физической культурой и спортом |
|
4.8. |
Реконструкция ГУЗ "Республиканский перинатальный центр" |
Министерство строительства Республики Карелия |
2014-2015 годы |
повышение доступности и качества медицинской помощи жителям Республики Карелия |
|
4.9. |
Повышение квалификации педагогов по вопросам формирования здорового образа жизни у детей и подростков, профилактики вредных привычек, детского дорожно-транспортного травматизма на базе государственного образовательного учреждения Республики Карелия "Институт повышения квалификации работников образования" |
Министерство образования Республики Карелия |
2008-2015 годы |
доля педагогических работников, прошедших обучение по данному направлению, %: 2011 год - 12%, 2012 год - 12%, 2013 год - 13%, 2014 год - 13%, 2015 год - 13,5% |
|
4.10. |
Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений по вопросам организации безопасных условий обучения детей и подростков на базе государственного образовательного учреждения Республики Карелия "Институт повышения квалификации работников образования" |
Министерство образования Республики Карелия |
2008-2015 годы |
доля руководителей образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации, %: 2011 год - 21,5%, 2012 год - 43%, 2013 год - 65%, 2014 год - 87%, 2015 год - 100% |
|
4.11. |
Введение в образовательные программы образовательных учреждений разделов, направленных на формирование понятия ценности здоровья и здорового образа жизни в рамках существующих образовательных дисциплин |
Министерство образования Республики Карелия |
2008-2015 годы |
повышение информированности детей и подростков о необходимости ведения здорового образа жизни |
|
4.12. |
Проведение анализа причин искусственного прерывания беременности |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2010-2015 годы |
снижение количества абортов |
|
5. |
Расширение спектра услуг социальной помощи семье и детям (открытие к 2010 году 8 центров (отделений) помощи семье и детям |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2010 годы |
увеличение удельного веса семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общем количестве семей с детьми на 12,5% |
|
6. |
Задача: совершенствование общественных отношений, в том числе участие гражданских институтов и общественности в решении демографических проблем |
||||
6.1. |
Совершенствование форм взаимодействия с общественными организациями, направленных на улучшение положения семей, имеющих детей |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2010 годы |
внедрение новых технологий по работе с семьей и детьми в учреждениях социального обслуживания Республики Карелия |
|
6.2. |
Поддержка развития различных форм общественных объединений молодых семей, в том числе клубов молодых семей |
Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму |
2009-2015 годы |
увеличение количества муниципальных образований, на территории которых действуют общественные объединения молодых семей, в том числе клубы молодых семей, единиц: 2011 год - 13, 2012 год - 13, 2013 год - 14, 2014 год - 14, 2015 год - 15 |
|
7. |
Информационное сопровождение и мониторинг |
|
|||
7.1. |
Создание и размещение социальной рекламы по вопросам социальной защиты семьи и детей в средствах массовой информации и в учреждениях социальной сферы |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2011-2015 годы |
повышение уровня информированности населения Республики Карелия о демографической ситуации |
|
7.2. |
Освещение в средствах массовой информации материалов (информационные сообщения, статьи, интервью), включая электронные средства, направленные на пропаганду семейных ценностей, деторождения, материнства, отказа от абортов, здорового образа жизни |
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
2008-2015 годы |
количество информационных материалов, единиц: 2011 год - 4, 2012 год - 5, 2013 год - 6, 2014 год - 6, 2015 год - 7 |
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Ресурсное обеспечение реализации программных мероприятий предусматривается государственными заказчиками в программах "Результаты и основные направления деятельности главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия" в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, утвержденными законом о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период.
V. Механизм реализации программы, включающий механизмы управления программой и взаимодействия государственных заказчиков
Мероприятия Программы формируются на межведомственной основе.
Государственный заказчик Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Государственный заказчик:
1) подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
2) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по программному мероприятию, по которому он является государственным заказчиком;
3) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств бюджета Республики Карелия, выделяемых на ее реализацию;
4) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также анализ рационального и эффективного использования средств;
5) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы.
Государственный заказчик несет ответственность за выполнение Программы в целом.
Координатор Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Исполнители Программы:
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия,
Министерство образования Республики Карелия,
Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму,
Министерство строительства Республики Карелия,
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (по согласованию),
Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия,
органы местного самоуправления (по согласованию),
общественные организации (по согласованию).
Координационный совет при Главе Республики Карелия по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике на территории Республики Карелия (Указ Главы Республики Карелия от 29 ноября 2005 года N 92) обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективности использования средств. Для осуществления текущей работы по управлению Программой может быть образована дирекция под руководством ответственного исполнителя.
К реализации Программы привлекаются органы местного самоуправления (по согласованию).
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит выработать в рамках предлагаемого системного подхода инновационные механизмы управленческого воздействия, работающие на создание благоприятных институциональных условий (прежде всего на укрепление института семьи) для кардинального изменения демографической ситуации в Республике Карелия, выражающемся в превышении уровня рождаемости над уровнем смертности, увеличении продолжительности жизни.
В результате реализации мероприятий Программы по прогнозным оценкам к 2015 году (по сравнению с 2006 годом) ожидается:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения - на 3,7 года;
- снижение показателя смертности населения трудоспособного возраста - на 20,5 процента.
Показатели социально-экономической эффективности Программы
Показатели |
Факт |
Ожидаемые результаты |
|||||||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к 2006 году, +, - |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) |
63,8 |
65,19 |
65,32 |
65,43 |
65,41 |
67,0 |
67,1 |
67,2 |
67,3 |
67,5 |
+3,7 |
Смертность населения трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения трудоспособного возраста) |
1028,3 |
926,2 |
888,8 |
862,6 |
826,2 |
833,0 |
820,5 |
818,0 |
818,0 |
818,0 |
-210,3 |
Реализация мероприятий Программы будет способствовать:
- обеспечению всеобщей доступности и общественно приемлемого качества основных социальных услуг, в том числе качественного образования, медицинского и социального обслуживания;
- восстановлению роли материнства, деторождения и воспитания детей как главнейшей роли в системе ценностных ориентиров;
- расширению социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- снижению уровня инвалидности населения республики.
Предлагаемые в Программе мероприятия обеспечат стабилизацию показателя общей смертности и снижение доли умерших в трудоспособном возрасте (за счет снижения смертности от внешних причин, болезней системы кровообращения), показателей материнской и младенческой смертности (за счет мероприятий, направленных на охрану здоровья женщин и детей), что позволит сохранить трудовой ресурс республики и улучшить демографическую ситуацию.
Социально-экономическая эффективность может быть оценена в период, выходящий за рамки Программы, когда будут достигнуты конечные результаты в части стабилизации численности населения республики, повышения рождаемости. Эффективность выразится в повышении численности лиц трудоспособного возраста, составляющих основу трудового потенциала республики.
------------------------------
1 По сравнению с 2001 годом количество многодетных семей сократилось в 1,7 раза и в 3,6 раза - по сравнению с 1993 годом.
2 Показатель рассчитан на основании прогнозных оценок Карелиястата по абсолютному количеству родившихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 апреля 2008 г. N 857-IV ЗС "О региональной целевой программе "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 4 (1), ст. 413
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 августа 2013 г. N 595 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 11 августа 2012 г. N 500 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 22 сентября 2011 г. N 554 р-П