В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года", одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 ноября 2007 года N 395 р-П.
2. Направить настоящее постановление и указанную региональную целевую программу в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Н.И.Левин |
г.Петрозаводск
6 декабря 2007 года
N 686-IV ЗС
Региональная целевая программа
"Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 ноября 2007 г. N 395 р-П, утв. постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 6 декабря 2007 г. N 686-IV ЗС)
Паспорт
региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года"
1. Наименование Программы |
региональная целевая программа "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" |
2. Дата принятия решения о разработке целевой программы Правительством Республики Карелия и утверждении концепции целевой программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС); Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129 р-П); Концепция региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" (одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 августа 2007 года N 282 р-П) |
3. Государственный заказчик Программы |
- Министерство экономического развития Республики Карелия |
4. Основные разработчики Программы |
- Министерство экономического развития Республики Карелия, Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук |
5. Цель и задачи Программы |
- цель - формирование в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие республики и способствующего диверсификации экономики Республики Карелия; задачи: совершенствование системы государственного регулирования развития туризма в Республике Карелия; создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма; повышение степени использования туристского потенциала, сглаживание неравномерности в распределении туристской активности по территории республики; формирование на территории Республики Карелия туристского кластера, привлечение отечественных и иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей; интеграция Республики Карелия в российский туристский рынок и развитие международного сотрудничества в области туризма; реализация в Республике Карелия концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов |
6. Важнейшие целевые индикаторы и показатели результатов Программы |
- целевой индикатор N 1 - рост въездного туристского потока: показатель 1.1 - общий поток организованных туристов и экскурсантов в Республику Карелия (тыс. человек); целевой индикатор N 2 - увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие республики, диверсификация экономики Республики Карелия, повышение доли туризма в валовый региональный продукт Республики Карелия: показатель 2.1 - объем внебюджетных инвестиций в сфере туризма Республики Карелия (млн. рублей); показатель 2.2 - совокупный доход от туризма (млрд. рублей); показатель 2.3 - количество занятых в туризме (человек) |
7. Сроки и этапы реализации Программы |
- сроки реализации Программы - 2007-2010 годы: первый этап - 2007 год; второй этап - 2008-2010 годы |
8. Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансовых средств бюджета Республики Карелия, необходимых для реализации Программы, составляет 20,46 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 10,8 млн. рублей; предполагаемый объем финансирования программных мероприятий из прочих источников (на условиях софинансирования) составит 21,0 млн. рублей (далее - прочих источников); финансирование инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма предполагается осуществлять преимущественно за счет привлечения инвестиций |
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- увеличение въездного потока организованных туристов и экскурсантов в 1,6 раза, дохода от въездного туризма - в 1,8 раза, занятости в сфере туризма - в 1,5 раза, объема инвестиций в развитие инфраструктуры туризма - в 1,7 раза |
10. Система организации контроля за исполнением Программы |
- в соответствии с Порядком разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П, государственный заказчик направляет: ежеквартально - справочную и аналитическую информацию по реализации целевой Программы; ежегодно - доклад о ходе реализации целевой Программы |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года туризм отнесен к числу приоритетных отраслей хозяйственного комплекса республики. Ввиду своего высоко агрегированного характера отрасль выступает "локомотивом" регионального развития, оказывая заметное стимулирующее влияние на развитие секторов экономики, вовлеченных в организацию обслуживания туристов и производство комплексного туристского продукта, что повышает ее значимость для социально-экономического развития Республики Карелия.
Карелия обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, уровень использования которого сегодня составляет по экспертной оценке не более 30-35 процентов. Существует большой резерв для увеличения туристского потока в Республику Карелия и повышения вклада туризма в развитие экономики региона.
В Республике Карелия сложились отличные условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, природного, экологического, спортивного, водного, сельского. В рейтинге предпочтений российских туристов Республика Карелия занимает первое место по активным видам туризма и третье место - по зимним. Органы местного самоуправления муниципальных образований республики рассматривают туризм в качестве приоритетного направления развития территорий, привлекательной сферы занятости населения.
Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, является низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Республики Карелия по причине недостаточной известности карельских турпродуктов в наиболее крупных мировых туристских центрах, диспропорций в пространственном распределении туристской активности, ограниченных возможностей инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры по приему дополнительных туристских потоков.
Современный этап развития туристского комплекса Республики Карелия характеризуется одновременным действием ряда разнонаправленных факторов на фоне сложившейся доминанты устойчивого развития туризма как приоритетной отрасли экономики республики.
Несмотря на дефицит финансирования из бюджета реализованы практически все мероприятия республиканских целевых программ "Развитие туризма в Республике Карелия на 2000-2002 годы" и "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы", что позволило достичь опережающих по сравнению с другими отраслями темпов развития туристской индустрии.
К наиболее значимым результатам следует отнести формирование на основе поэтапной разработки и реализации программ развития туризма системы государственного регулирования и планирования развития туристской индустрии, включающей оказание государственной поддержки в следующих направлениях: привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей, информационно-рекламное продвижение республики на российский и международный рынки туристских услуг, государственная сертификация туристских услуг и услуг гостиниц, научное и кадровое обеспечение отрасли, привлечение в сферу туризма ресурсов международных программ, фондов, организаций.
Практическая деятельность по реализации целевых программ позволила за последние 8 лет в 5 раз увеличить инвестиции в инфраструктуру туризма (до 470 млн. рублей в год), в 4 раза - объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг (до 465 млн. рублей в год), в 2 раза - количество принятых организованных туристов (до 440 тыс. человек в год), в 3 раза - доход от различных видов въездного туризма (до 3,2 млрд. рублей в год). Общее количество посетителей республики в 2006 году составило 1,7 млн. человек.
Опережающая по сравнению с общереспубликанской динамика развития отрасли, достигнутая за последние годы, наглядно демонстрирует обоснованность и жизнеспособность программно-целевого подхода, внедренного в систему государственного регулирования развития туризма в республике.
С другой стороны, усложнение задач, стоящих перед туристской отраслью экономики республики, глобальные тенденции изменений потребительского спроса в туризме диктуют необходимость применения адекватных мер государственной поддержки развития туристского комплекса Карелии, обеспечивающих сохранение, закрепление и приумножение достигнутых в предыдущие годы результатов.
Вследствие территориальной неравномерности в развитии транспортно-дорожной, информационно-коммуникационной, социально-культурной инфраструктур, определяющих географию размещения туристских центров и формирования зон отдыха, наблюдаются ярко выраженные диспропорции в пространственном распределении туристской активности по территории Республики Карелия. Значительный рост интегральных показателей развития туризма, используемых при проведении отраслевого мониторинга, обеспечивается за счет сформировавшихся на нескольких локальных территориях зон туристской активности: "Центр" (Кижи, Петрозаводск, Кивач, Марциальные Воды, Прионежье), "Северное Приладожье" (Валаам, Сортавала, Янисъярви, Ладожские шхеры), "Карельское Поморье" (Кемь, Беломорск, Кузова), "Земля Калевалы" ("рунопевческие" деревни, Костомукша). Остальная территория республики незначительно задействована в туристском обороте.
В условиях отсутствия развитой туристско-рекреационной инфраструктуры на большей части территории республики деятельность туроператоров городов Москвы и Санкт-Петербурга в Карелии заключается лишь в использовании карельских объектов туристского показа, в то время как средства на их поддержание и развитие вкладываются со стороны Республики Карелия. Центры управления многими туристско-рекреационными ресурсами вынесены за пределы республики.
Изменения законодательства Российской Федерации в части введения финансовых гарантий для туроператоров, новых требований по миграционному учету иностранных граждан в Российской Федерации, расширения пограничной зоны оказывают сильное тормозящее влияние на развитие туризма, особенно в приграничных российских регионах, создают преференции для крупных московских, санкт-петербургских туроператоров и требуют пересмотра моделей развития туристских региональных систем, поиска новых инструментов и подходов к планированию и регулированию развития туризма.
Усиливающаяся конкуренция со стороны соседних регионов в борьбе за перераспределение въездных туристских потоков, вызванная стремительным ростом туристских поездок в мировом масштабе (на 5-7 процентов в год), возросшим пониманием со стороны субъектов Российской Федерации значения туристского сектора экономики для регионального развития и наращиванием организационно-финансовой поддержки многообещающей "точки" экономического роста, предопределяет на данном этапе необходимость усиления государственной поддержки туристской отрасли и вывода траектории ее развития на новый качественный уровень, предполагающий более полное вовлечение значительного туристско-рекреационного потенциала в хозяйственный оборот и повышение конкурентоспособности туристской индустрии Республики Карелия.
Обладая сильным мультипликативным эффектом и оказывая стимулирующее влияние на развитие смежных секторов, туризм одновременно предъявляет повышенные требования к развитию "общей" инфраструктуры региона (сферы транспортного и придорожного обслуживания, размещения, общественного питания и торговли, информационных и банковских услуг). Обеспечение туристской привлекательности республики напрямую зависит от состояния этих сфер, что требует значительных затрат, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации проектов развития. Решение этих задач невозможно без использования программно-целевого метода.
Решение программной проблемы в сфере туризма в Республике Карелия может осуществляться в соответствии с тремя нижеследующими вариантами развития событий, качественно отличающимися друг от друга:
1. Инерционный вариант - инерционное развитие туризма с сохранением методов и способов государственного воздействия на его развитие, продолжение реализации долгосрочных мероприятий и задач развития, отраженных в рамках ранее разработанных республиканских целевых программ.
2. Вариант экстенсивного развития - основной комплекс программных задач и мероприятий в рамках данного варианта предполагается направить на увеличение туристского потока в республику, развитие традиционных турпродуктов, встраивание во внешние системы туристской логистики (внешние цепочки создания стоимости в туризме) с сохранением традиционной туристской специализации Республики Карелия.
3. Вариант интенсивного развития - в рамках данного варианта основной комплекс программных мероприятий может быть направлен на изменение приоритетов инвестирования в сфере туризма, на преобразование туристской специализации Республики Карелия и на консолидацию цепочек создания стоимости в туризме на территории Республики Карелия с участием резидентных структур (выстраивание собственной системы туристской логистики, предотвращающей утечку создаваемой в республике в туристском секторе добавленной стоимости за ее пределы). Реализация данного варианта построена на использовании программно-целевого метода.
Результаты реализации трех этих вариантов решения программной проблемы в сфере развития туризма в Республике Карелия будут значительно отличаться. Оценка возможных преимуществ и рисков при реализации каждого из представленных вариантов решения проблемы приведена в таблице.
Варианты |
Возможные преимущества |
Возможные риски |
1 |
2 |
3 |
Инерционный |
обеспечение преемственности реализуемых программ, программных мероприятий и планов в сфере туризма; устойчивый (хотя и медленный) рост основных показателей развития туризма; обеспечение стабильности предпринимательской среды в сфере туризма; высокая прогнозируемость ожидаемых результатов реализации программных мероприятий; сохранение сложившейся туристской специализации республики |
изменение внешней рыночной конъюнктуры на туристском рынке; медленный рост основных показателей развития туризма в республике, и, как результат, усиление отставания уровня развития туризма в Республике Карелия от других туристских центров; вынос центров управления туризмом за пределы республики (за счет вывоза капитала, закрепления вспомогательных услуг в туризме за фирмами из других регионов и стран, за счет смены собственников на средства труда и др.); незначительный рост доходов от туризма и незначительный мультипликативный эффект |
Экстенсивный |
быстрый рост показателей развития туризма за счет резкого увеличения туристского потока в республику; повышение эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов и объектов показа в Республике Карелия; увеличение мультипликативного воздействия туризма на развитие других секторов экономики и повышение доходов от туризма; развитие объектов туристской инфраструктуры; усиление туристской специализации Республики Карелия на внешних рынках; встраивание во внешние системы туристской логистики (цепочки создания стоимости) на условиях франчайзинга (результат - расширение доступа туристских фирм к внешним ресурсам и капиталу) |
усиление экологической нагрузки на территории и объекты показа в результате резкого увеличения потока туристов, как следствие - увеличение затрат на реконструкцию и сохранение объектов показа; отставание развития объектов инфраструктуры туризма (средств размещения, торговых сетей, сетей обслуживания, аттракции) от возрастающих потребностей; при увеличении массовости туристских потоков - риск снижения качества на отдельные виды туристских услуг и турпродуктов (как результат ухудшение туристского имиджа Республики Карелия); неизбежный вынос центров управления туризмом за пределы республики при встраивании во внешние системы туристской логистики |
Интенсивный |
целенаправленная разработка и позиционирование уникальных карельских турпродуктов на внешних туристских рынках; изменение структуры спроса на различные виды туризма и тур-продукты, предлагаемые карельскими турфирмами; разработка и продвижение "пакетных" туров, включающих полный комплекс услуг; преимущественное развитие туроператорской деятельности на территории Республики Карелия и формирование сети турагентств за пределами республики (выход на другие туристские рынки и формирование собственной сбытовой системы); увеличение доходов от туризма за счет консолидации цепочек создания стоимости в туризме на территории Республики Карелия с участием резидентных структур; повышение инвестиционной привлекательности Республики Карелия и формирование специализированных территориальных туристских кластеров, стимулирующих развитие депрессивных территорий Республики Карелия за счет их вовлечения в туристскую деятельность |
усиление конкуренции в сфере туризма в Республике Карелия как между карельскими турфирмами, так и турфирмами из других регионов и стран; необходимость осуществления значительных инвестиционных вложений, связанных прежде всего с развитием объектов туристской, транспортной и вспомогательной инфраструктуры; необходимость сертификации и стандартизации турпродуктов и туруслуг в соответствии с международными требованиями и стандартами качества; недостаточный уровень развития туристской и вспомогательной инфраструктуры, вследствие чего возникает необходимость привлечения ресурсов и компаний из-за пределов республики, а это - утечка создаваемой добавленной стоимости; недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма в Республике Карелия (несоответствие качества подготовки туристских кадров существующим международным стандартам в туризме); низкая транспортная доступность ряда объектов показа, ряда территорий, что фактически исключает их из туристской деятельности, а при их включении в сеть туров увеличивает затраты по созданию тура |
Региональная целевая программа "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" призвана обеспечить формирование в Республике Карелия современного конкурентоспособного туристского комплекса, преобразование его в одну из трех, наряду с лесопромышленным и горным комплексами, составляющих экономической базы, постепенное изменение специализации экономики республики на внешних рынках с производственно-сырьевой на сервисную и высокотехнологичную, создание условий для перехода к постиндустриальной модели развития.
Основными принципами реализации программы развития туризма на следующий период явятся сохранение системности, обеспечение преемственности с предыдущими программами, повышение эффективности государственного регулирования туристской деятельности, приоритетная поддержка развития въездного и внутреннего туризма, интенсификация развития материальной базы туризма, углубление межотраслевой координации в сфере туризма, внедрение инноваций и новых технологий в практику стратегического территориального менеджмента туризма.
Основные приоритетные направления реализации региональной целевой Программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года":
формирование туристского каркаса на территории Республики Карелия (реализация системы мер, направленных на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны и формирование туристского кластера, в том числе разработка генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма);
информационно-маркетинговое обеспечение туризма (повышение, туристской привлекательности и степени использования туристского потенциала республики, разработка и информационно-рекламное продвижение конкурентоспособных туристских продуктов);
привлечение инвестиций в развитие туризма (повышение инвестиционной привлекательности туристской и смежных отраслей, распространение активной туристской деятельности на всю территорию республики).
Настоящей Программой определена система организационных, технических и научных мероприятий, выполнение которых позволит обеспечить преемственность в реализации приоритетов государственной политики Республики Карелия в сфере туризма, а также создаст предпосылки для реализации крупных инвестиционных проектов в туризме с длительным сроком окупаемости.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели результатов
Основной целью Программы является формирование в Республике Карелия высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие республики, способствующего диверсификации экономики Республики Карелия, предоставляющего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей Карелии, российских и иностранных граждан в туристских услугах.
Задачи Программы:
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
повышение степени использования туристского потенциала, сглаживание неравномерности в распределении туристской активности по территории республики;
формирование на территории Республики Карелия туристского кластера, привлечение отечественных и иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей;
интеграция Республики Карелия в российский туристский рынок и развитие международного сотрудничества в области туризма;
реализация в Республике Карелия концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов.
Решение задач Программы предполагается в течение всего срока ее реализации (в течение 2007-2010 годов).
Целевые индикаторы и показатели результатов выполнения Программы
Целевой индикатор N 1 - рост въездного туристского потока:
показатель результатов 1.1 - общий поток организованных туристов и экскурсантов в Республику Карелия (за время реализации Программы планируется рост с 440 до 700 тыс. чел./год).
Общее количество туристов и экскурсантов в Республике Карелия (440 тыс. человек в 2006 году) рассчитано на основе результатов проводимых Карелиястатом статистических наблюдений за деятельностью турфирм и коллективных средств размещения Республики Карелия, а также сведений о количестве посещений крупнейших объектов - музея-заповедника - "Кижи", островов Валаамского архипелага, заповедника "Кивач" и других, ежегодно собираемых Министерством экономического развития Республики Карелия.
Целевой индикатор N 2 - увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие республики, диверсификация экономики Республики Карелия, повышение доли туризма в валовом региональном продукте Республики Карелия:
показатель результатов 2.1 - объем инвестиций в сфере туризма Республики Карелия (планируется рост с 470 до 800 млн. рублей в год).
Объем инвестиций в развитие инфраструктуры туризма Республики Карелия (470 млн. рублей в 2006 году) подсчитан по совокупности инвестиционных проектов, охвативших практически все муниципальные образования республики;
показатель результатов 2.2 - совокупный доход от туризма (планируется рост с 3,2 до 5,8 млрд. рублей в год).
Доход от туризма (3,2 млрд. рублей по итогам 2006 года) оценен в ходе ежегодно осуществляемого в Республике Карелия мониторинга доходов от туризма. Экспертная оценка проведена на основе методики расчета совокупного дохода от туризма с учетом его мультипликативного эффекта, разработанной Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук в рамках мониторинга реализации Концепции социально-экономического развития республики до 2012 года, республиканской и муниципальных целевых программ развития туризма;
показатель результатов 2.3 - количество занятых в туризме (планируется рост с 2150 до 3250 человек).
Количество занятых в туризме (2150 человек в 2006 году) рассчитано на основе результатов проводимых Карелиястатом статистических наблюдений за деятельностью турфирм и коллективных средств размещения Республики Карелия.
Сроки реализации Программы - 2007-2010 годы. Работа по ее выполнению организационно разделена на два этапа.
Первый этап - аналитический и подготовительный (2007 г.).
Осуществляются анализ достигнутых в 2000-2006 годах результатов в сфере туризма, проблем и задач, которые предстоит решить в рамках Программы, отбор механизмов и способов их решения, проведение подготовительных мероприятий по разработке и корректировке отдельных направлений стратегического планирования развития туризма в Республике Карелия, разработка генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия.
Второй этап - реализация основных мероприятий Программы (2008 - 2010 годы). Осуществляется реализация основных программных мероприятий в рамках предложенных направлений: формирование туристского каркаса территории, информационно-маркетинговое сопровождение туризма, привлечение инвестиций в туризм.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов по этапам реализации Программы:
Целевые индикаторы |
Единицы измерения |
Уровень стремления |
I этап |
II этап |
Целевой индикатор N 1 |
% |
100 |
23 |
100 |
Целевой индикатор N 2 |
% |
100 |
11 |
100 |
Прогнозируемые значения показателей результатов по этапам реализации Программы:
Показатели результатов |
Единицы измерения |
Уровень стремления |
I этап |
II этап |
Показатель 1.1 |
% |
100 |
23 |
100 |
Показатель 2.1 |
% |
100 |
9 |
100 |
Показатель 2.2 |
% |
100 |
15 |
100 |
Показатель 2.3 |
% |
100 |
14 |
100 |
III. Перечень программных мероприятий, показатели результатов
Исходя из целей и задач Программы, опыта реализации республиканских целевых программ развития туризма в Республике Карелия в 2000-2002 и 2003-2006 годах, современных тенденций развития туризма, разработана система программных мероприятий, включающая следующие разделы:
рекламно-информационное продвижение туристского потенциала и туристского продукта Республики Карелия;
содействие в расширении ассортимента и повышении качества туристских услуг, поддержка перспективных видов туризма;
научное и информационное сопровождение государственного регулирования развития туризма;
поддержка развития системы подготовки туристско-экскурсионных кадров;
содействие развитию инфраструктуры туризма.
В области рекламно-информационного продвижения туристского потенциала и туристского продукта Республики Карелия на российский и международный рынки туристских услуг акцент делается на формирование, развитие и агрессивное продвижение карельских туристских брендов, расширение представительства республики на крупнейших международных туристских выставках и форумах, в том числе путем приобретения собственных выставочных площадей, издания буклетов, путеводителей, плакатов, карт на русском и иностранных языках.
Мероприятия по расширению ассортимента и повышению качества туристских услуг, развитию перспективных видов туризма предусматривают создание условий для разработки и реализации высококачественных туристских продуктов, организацию системы конкурсов, направленных на выявление лучших организаторов туризма и поддержку разработки ими проектов по развитию перспективных видов туризма, социально значимых туристских предложений, продуктов и программ.
В области научного и информационного сопровождения, государственного регулирования развития туризма основное внимание уделяется проведению базовых и прикладных научных исследований, проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ по анализу состояния и прогнозированию развития туризма в Республике Карелия, обеспечению международного сотрудничества в сфере туризма, внедрению новых информационных технологий в процессы осуществления и регулирования туристской деятельности.
На совершенствование учебного процесса в туристских образовательных учреждениях, повышение доступности туристского образования для жителей удаленных городов и районов Республики Карелия направлены мероприятия по развитию системы подготовки туристско-экскурсионных кадров.
Основной раздел системы программных мероприятий предусматривает реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры туризма, дальнейшему совершенствованию системы стратегического территориального менеджмента в сфере туризма и повышению инвестиционной привлекательности туристской отрасли экономики посредством разработки генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма, поддержку представления инвестиционных проектов в сфере туризма на крупнейших международных и российских инвестиционных форумах и биржах.
Конкретные мероприятия, входящие в состав каждого из разделов системы программных мероприятий, сроки их реализации и ожидаемые результаты приведены в приложении N 1 к Программе.
Реализация программных мероприятий будет стимулировать повышение информационной доступности туристского потенциала Республики Карелия и вклада туризма в экономику республики в соответствии с задачами Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.
Планируемое увеличение потока туристов в Республику Карелия, объема платных туристских и гостиничных услуг и дохода от туризма характеризуется следующими показателями:
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Общий поток организованных туристов и экскурсантов, тыс. человек, |
440 |
500 |
560 |
625 |
700 |
в том числе по основным объектам туристского показа: |
|
|
|
|
|
музей-заповедник "Кижи" |
177 |
188 |
199 |
210 |
220 |
острова Валаамского архипелага |
96 |
102 |
108 |
114 |
120 |
заповедник "Кивач", национальные парки |
78 |
84 |
91 |
98 |
105 |
Объем инвестиций в сфере туризма, млн. рублей |
470 |
500 |
590 |
690 |
800 |
Доход от туризма, млрд. рублей, |
3,2 |
3,6 |
4,2 |
4,9 |
5,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
объем туристско-экскурсионных услуг |
0,18 |
0,23 |
0,26 |
0,29 |
0,32 |
объем гостиничных услуг |
0,28 |
0,31 |
0,37 |
0,43 |
0,50 |
Количество занятых в туризме*, человек |
2150 |
2300 |
2600 |
2850 |
3250 |
-----------------------------
* Количество официально занятых в туризме (без учета занятых в смежных секторах экономики и дополнительной занятости населения).
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
средств бюджета Республики Карелия, необходимых для реализации системы программных мероприятий;
прочих источников, предусмотренных действующим законодательством.
Общий объем финансовых средств бюджета Республики Карелия, необходимых для реализации системы программных мероприятий, составляет 20,46 млн. рублей. Софинансирование программных мероприятий из прочих источников предполагается в размере 21 млн. рублей. Реализация Программы обеспечит привлечение кредитов банков, средств фондов и общественных организаций, российских и зарубежных инвесторов, также других внебюджетных средств на реализацию проектов в сфере туризма в размере 2,6 млрд. рублей только в течение срока реализации Программы.
Размер средств и источники финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, а также их распределение по разделам Программы, млн. рублей
Разделы |
Источники |
||
бюджет Республики Карелия |
прочие источники |
итого по разделам |
|
Раздел 1 |
7,55 |
14,48 |
22,03 |
Раздел 2 |
1,35 |
4,52 |
5,87 |
Раздел 3 |
2,00 |
0,27 |
2,27 |
Раздел 4 |
0,70 |
0,29 |
0,99 |
Раздел 5 |
8,86 |
1,44 |
10,30 |
Итого |
20,46 |
21,00 |
41,46 |
Распределение финансирования по источникам, разделам и годам реализации Программы, млн. рублей
Разделы |
Источники по годам |
|||||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||||
бюджет Республики Карелия |
прочие источники |
всего |
бюджет Республики Карелия |
прочие источники |
всего |
бюджет Республики Карелия |
прочие источники |
всего |
бюджет Республики Карелия |
прочие источники |
всего |
|
Раздел 1 |
2,12 |
2,12 |
4,24 |
1,71 |
3,82 |
5,53 |
1,75 |
4,12 |
5,87 |
1,97 |
4,42 |
6,39 |
Раздел 2 |
0,26 |
0,30 |
0,56 |
0,30 |
1,32 |
1,62 |
0,45 |
1,41 |
1,86 |
0,34 |
1,49 |
1,83 |
Раздел 3 |
0,33 |
0,02 |
0,35 |
0,55 |
0,10 |
0,65 |
0,53 |
0,10 |
0,63 |
0,59 |
0,05 |
0,64 |
Раздел 4 |
0,09 |
0,06 |
0,15 |
0,17 |
0,06 |
0,23 |
0,21 |
0,08 |
0,29 |
0,23 |
0,09 |
0,32 |
Раздел 5 |
8,00 |
- |
8,00 |
0,28 |
0,40 |
0,68 |
0,28 |
0,49 |
0,77 |
0,30 |
0,55 |
0,85 |
Итого |
10,80 |
2,50 |
13,30 |
3,01 |
5,70 |
8,71 |
3,22 |
6,20 |
9,42 |
3,43 |
6,60 |
10,03 |
V. Механизм реализации, организационное сопровождение и контроль за исполнением Программы
Управление реализацией Программы предусматривает осуществление организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием Программы. Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение Программы Министерству экономического развития Республики Карелия как государственному заказчику, главному распорядителю бюджетных средств и основному исполнителю Программы. Министерство экономического развития Республики Карелия обеспечивает выполнение Программы посредством заключения контрактов на размещение государственных заказов на выполнение работ (оказание услуг, поставку товаров) по каждому мероприятию.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных приоритетных инвестиционных проектов в рамках выделенных в Программе приоритетных направлений за счет как государственных (льготные бюджетные кредиты), так и внебюджетных средств, привлекаемых в ходе проведения мер прямой и косвенной государственной поддержки при реализации инициативных негосударственных инвестиционных проектов. Развитие инфраструктуры смежных отраслей на стратегических направлениях туристского освоения республиканских ресурсов обеспечивается за счет углубления межведомственной координации в сфере туризма, согласования мероприятий Программы с мероприятиями программ развития смежных отраслей, учета приоритета туризма при выборе вектора социально-экономического развития Республики Карелия в долгосрочной перспективе.
Организация эффективного взаимодействия и сотрудничества с ведущими туристскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями России и Карелии, туристскими фирмами и предприятиями, другими участниками туристской деятельности является важным условием реализации программных мероприятий.
С целью межведомственной координации работ по реализации Программы отдельные вопросы выносятся на рассмотрение Координационного совета по вопросам развития туризма в Республике Карелия. Взаимодействие Министерства экономического развития Республики Карелия с субъектами туристской деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляется через Совет руководителей туристских фирм Республики Карелия и Информационный туристский центр Республики Карелия.
В соответствии с Порядком разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N 44-П, к механизмам контроля за выполнением Программы относятся ежеквартальный отчет Государственного заказчика о ходе выполнения уточненных показателей эффективности Программы, ежегодный (до 1 февраля года, следующего за отчетным) доклад Государственного заказчика о ходе реализации Программы. По итогам рассмотрения доклада на расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития Республики Карелия (с приглашением основных исполнителей) информация о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств направляется в Правительство Республики Карелия.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий обеспечит:
увеличение въездного потока организованных туристов в 1,6 раза;
увеличение совокупного дохода от туризма в 1,8 раза;
увеличение объема внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры туризма в 1,7 раза;
увеличение занятости в сфере туризма в 1,5 раза.
К ожидаемым результатам реализации Программы следует отнести следующие:
повышение качества туристского обслуживания, сохранение и рациональное использование природного и культурного наследия;
решение задач по повышению инвестиционной привлекательности и реализация инвестиционных проектов в сфере туризма;
развитие территориальной инфраструктуры (транспортной, инженерной, социальной);
повышение степени задействования туристского потенциала Карелии в хозяйственный оборот и более равномерное пространственное распределение туристской активности по всей территории республики;
формирование сети межмуниципальных туристских центров;
создание локальных многофункциональных туристских комплексов в составе межмуниципальных туристских центров;
разработка и реализация маркетинговой стратегии туризма в Республике Карелия;
формирование, развитие и продвижение региональных туристских брендов;
развитие деятельности республиканского туристско-информационного центра, создание туристских информационных ресурсов, издание печатной продукции;
увеличение доходов от туризма в консолидированный бюджет Республики Карелия.
Главные социальные эффекты Программы:
создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья, экологической безопасности, приобщения к культурным ценностям, расширения кругозора и контактов;
повышение вклада туризма в решение проблемы занятости, ежегодное возникновение 0,7-1 тыс. новых вакансий в организациях, занимающихся непосредственным обслуживанием туристов, и в смежных отраслях;
увеличение самозанятости населения и развитие альтернативных сфер занятости (особенно для сельских населенных пунктов);
снижение социальной напряженности на территориях, испытывающих проблемы с вовлечением населения в традиционную хозяйственную деятельность;
сохранение традиционного уклада жизни народов Карелии;
увеличение доходов населения на территориях туристских центров;
снижение миграционного оттока населения из Республики Карелия (особенно - с сельских территорий), привлечение молодежи к работе по развитию села.
Опережающие по сравнению с общереспубликанскими темпы развития отрасли будут достигнуты и за счет повышения охвата организованным обслуживанием значительного числа самодеятельных туристов (составляющих на данный момент 70-75 процентов от общего количества посетителей Карелии) в результате роста инфраструктурной обеспеченности территорий и объектов туристского показа, включения их в разрабатываемые туристские маршруты.
Существенный рост доходов от туризма и связанных с ним видов хозяйственной деятельности, базирующийся на увеличении количества и повышении уровня оказываемых туристских услуг, качественном прорыве в рекламно-информационном обеспечении отрасли, внедрении инновационных проектных технологий, позволяет прогнозировать к окончанию реализации Программы возрастание совокупного валового дохода от туризма в Республике Карелия до уровня 5,8 млрд. рублей.
Обладая мощным мультипликативным эффектом, стимулируя развитие всего хозяйственного комплекса республики, туризм будет способствовать формированию потенциала и снижению рисков будущего развития экономики и социальной сферы республики.
Приложение N 1
к региональной целевой программе
"Развитие туризма
в Республике Карелия
на период до 2010 года"
Перечень
программных мероприятии
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации (годы) |
Показатели результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Рекламно-информационное продвижение туристского потенциала и туристского продукта Республики Карелия | |||
1. |
Обеспечение участия Республики Карелия в международных, общероссийских и региональных туристских выставках (согласно приложению N 2) и других по мере возникновения необходимости |
2007-2010 |
активизация деятельности по продвижению республиканского турпродукта на российском и международном туристских рынках, закрепление положительного имиджа республики, увеличение въездных туристских потоков, дохода от туризма |
2. |
Изготовление и обновление передвижного стенда для участия Республики Карелия в международных, общероссийских и региональных туристских выставках |
2007-2010 |
повышение эффективности представления республиканского турпродукта на туристских выставках, увеличение въездных туристских потоков, дохода от туризма |
3. |
Изготовление рекламно-информационных и презентационных материалов для обеспечения мероприятий по продвижению республики на российский и международный рынки туристских услуг |
2007-2010 |
совершенствование рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли, способствующее увеличению въездных туристских потоков, росту дохода от туризма |
4. |
Организация и проведение ежегодной специализированной туристской выставки "Карелия туристская" |
2008-2010 |
привлечение в республику крупных российских и зарубежных туроператоров и инвесторов, увеличение въездных туристских потоков, рост дохода от туризма, рост объема инвестиций |
5. |
Подготовка материалов о развитии туризма в Республике Карелия для размещения в российских и зарубежных средствах массовой информации ("Туризм и отдых", "Туринфо", "Отдых в России", ежегодные каталоги и пр.) |
2007-2010 |
распространение оперативной информации о развитии туризма в Республике Карелия, его инвестиционном потенциале, увеличение въездных туристских потоков, рост дохода от туризма |
6. |
Организация информационных мероприятий, рекламных туров |
2007-2010 |
формирование имиджа Карелии как республики, благоприятной для туризма, создание предпосылок к увеличению объема реализации туристских услуг, дохода от туризма |
II. Содействие в расширении ассортимента и повышении качества туристских услуг, поддержка перспективных видов туризма | |||
7. |
Организация и проведение ежегодного конкурса организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Карелия, "Лидеры карельского турбизнеса" |
2008-2010 |
стимулирование развития въездного и внутреннего туризма в Республике Карелия, повышение качества туристского обслуживания на территории республики, рост дохода от туризма |
8. |
Разработка социально значимых программ, проектов, продуктов в сфере туризма (финансирование на основании результатов конкурсов предпроектных разработок) |
2007-2010 |
повышение места и роли туризма в социально-экономическом развитии Республики Карелия, создание условий наибольшего благоприятствования для реализации социально значимых проектов в сфере туризма (на конкурсной основе), рост объема инвестиций в сфере туризма, количества занятых в туризме |
9. |
Разработка проектов в сфере наиболее перспективных видов туризма (в том числе сельского, активного; экологического) и новых туристских услуг (финансирование на основании результатов конкурсов предпроектных разработок |
2008-2010 |
создание благоприятных условий для разработки и реализации наиболее перспективных проектов в сфере туризма (на конкурсной основе), рост объема инвестиций в сфере туризма, количества занятых в туризме |
10. |
Организация и проведение фестивалей, праздников, конкурсов, мероприятий, посвященных памятным датам, туристско-спортивных соревнований (Ильин День в Национальном парке "Водлозерский", Олонецкие игры Дедов Морозов, Пудожская Никольская ярмарка и др.) |
2007-2010 |
привлечение дополнительных туристских потоков в Республику Карелия, рост совокупного дохода от туризма |
III. Научное и информационное сопровождение государственного регулирования развития туризма | |||
11. |
Проведение базовых научных исследований по анализу состояния и составлению программ, планов и прогнозов развития туристской отрасли Республики Карелия |
2008-2010 |
разработка научно обоснованных предложений по наиболее эффективному использованию туристского потенциала Республики Карелия, рост объема инвестиций в сфере туризма, рост дохода от туризма |
12. |
Научно-методическое обеспечение международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма |
2007-2010 |
использование зарубежного и российского опыта развития туризма, ресурсов российских и международных программ и проектов, рост объема инвестиций в сфере туризма, рост дохода от туризма |
13. |
Совершенствование системы государственного статистического учета в сфере туризма |
2008-2010 |
создание системы статистического учета, позволяющей максимально полно отразить результаты финансово-хозяйственной деятельности в сфере туризма и соответствующей международным стандартам, рост дохода от туризма |
14. |
Внедрение новых информационных технологий в процесс государственного регулирования развития туризма |
2007-2010 |
дальнейшее совершенствование информационной системы в сфере туризма, важный инструмент для разработки и продвижения генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма на территории Республики Карелия, увеличение въездных туристских потоков, рост дохода от туризма, рост объема инвестиций в сфере туризма |
IV. Поддержка развития системы подготовки туристско-экскурсионных кадров | |||
15. |
Повышение доступности туристского образования для жителей муниципальных районов республики (проведение семинаров в отдаленных районах Республики Карелия по усовершенствованию подготовки кадров) |
2007-2010 |
подготовка квалифицированных кадров для туристско-гостиничной сферы в городах и муниципальных районах республики, увеличение количества занятых в сфере туризма |
16. |
Оказание организационно-методической поддержки в обеспечении учебного процесса, прохождения практики, совершенствовании системы подготовки преподавательских кадров |
2007-2010 |
повышение уровня профессиональной подготовки кадров в сфере туризма, увеличение количества занятых в сфере туризма |
V. Содействие развитию инфраструктуры туризма | |||
17. |
Разработка генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия |
2007 |
создание базовой схемы территориального планирования развития туризма, пакета базовой документации для привлечения инвесторов, рост объема внебюджетных инвестиций в сфере туризма, рост дохода от туризма |
18. |
Организационно-методическая поддержка представления инвестиционных проектов в сфере туризма на крупнейших международных и российских инвестиционных форумах и биржах (согласно приложению N 3) и других по мере появления новых проектов |
2008-2010 |
создание условий для роста объема внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, рост объема внебюджетных инвестиций в сфере туризма, рост дохода от туризма, увеличение количества занятых в сфере туризма |
Приложение N 2
к региональной целевой программе
"Развитие туризма
в Республике Карелия
на период до 2010 года"
Участие Республики Карелия в ежегодных международных туристских выставках и ярмарках на территории Российской Федерации и за рубежом
Мероприятия |
Место и срок проведения |
Международная туристская выставка "Matka" |
г.Хельсинки (январь) |
Международная туристская выставка "Fitur" |
г.Мадрид (январь) |
Специализированная выставка-ярмарка "Курорты. Туризм. Отдых" |
г.Нижний Новгород (февраль) |
Республиканская специализированная выставка "Карелия туристская" |
г.Петрозаводск (март) |
Берлинская международная туристская биржа "ITB Berlin" |
г.Берлин (март) |
Международная туристская выставка "Интурмар-кет (ITM)" |
г.Москва (март) |
Московская международная выставка "Путешествия и туризм (MITT)" |
г.Москва (март) |
Ленинградская областная туристская выставка "Лентрэвел" |
г.Санкт-Петербург (апрель) |
Межрегиональная выставка туристского сервиса и технологий гостеприимства "Ворота Севера" |
г.Вологда (апрель) |
Международная туристская выставка "Янтур" |
г.Калининград (апрель) |
Республиканская специализированная выставка "Охота и рыбалка. Дача" |
г.Петрозаводск (апрель) |
Московская международная туристская ярмарка "Туризм и отдых MITF" |
г.Москва (май) |
Международная специализированная выставка "Отдых/Leisure" |
г.Москва (сентябрь) |
Туристическая выставка "Подмосковье" |
г.Москва (сентябрь) |
Международная туристская выставка "INWETEX-CIS travel market" |
г.Санкт-Петербург (октябрь) |
Международная туристская выставка "World Travel Market (WTM)" |
г.Лондон (ноябрь) |
Приложение N 3
к региональной целевой программе
"Развитие туризма в Республике Карелия
на период до 2010 года"
Перечень
строящихся, реконструируемых и расширяемых в 2007-2010 годах объектов туристской инфраструктуры
Туристские объекты | ||
реконструкция |
расширение |
строительство |
1 |
2 |
3 |
|
|
гостиничный комплекс "Онего-Палас" (г.Петрозаводск) |
|
|
гостиничный комплекс "Петровский" (г.Петрозаводск) |
|
|
гостиница "Интеротель" (г.Петрозаводск) |
|
|
мотель в районе "Пески" (г.Петрозаводск) |
|
клубный отель "Прионежский" (г.Петрозаводск) |
|
гостиница "Фрегат", включая здание речного вокзала (г.Петрозаводск) |
|
|
туристско-спортивный комплекс "Курган" (г.Петрозаводск) |
|
|
|
|
многофункциональный выставочный комплекс (г.Петрозаводск) |
санаторий "Маргинальные воды" (Кондопожекий район) |
|
|
|
|
туристско-горнолыжный центр "Спасская губа" (Кондопожекий район) |
|
туристский комплекс "Деревня Александровка" (Кондопожекий район, включая филиалы в Беломорском и Сортавальском районах) |
|
|
|
туристско-развлекательный комплекс "Онего Холидэй" (Прионежский район) |
|
|
туристско-горнолыжный центр "Ялгуба" (Прионежский район) |
|
|
туристско-спортивный комплекс "Шала" (Пудожский район) |
|
туристская база "Алёкка" (Пряжинский район) |
|
гостиница "Бирюза" (г.Медвежьегорск) |
|
|
|
туристский комплекс "Большая медведица" (Медвежьегорский район) |
|
|
|
гостиница (г.Сортавала) |
|
|
гостиница (г.Костомукша) |
гостиница "Гандвик" (г.Беломорск) |
|
|
|
|
туркомплексы ("Сорока", "Сумпосад" - Беломорский район) |
|
туркомплекс "Причал" (г.Кемь) |
|
|
|
яхт-клуб и туристская база (Лоухский район) |
|
дайвинг-центр (д.Нильмо-губа, Лоухский район) |
|
|
турбазы и кемпинги (Лоухский район - пос.Чкаловский, пос.Пяозерский, на оз.Пяозеро) |
|
|
туристско-охотничий комплекс (Олонецкий район) |
|
|
туристский комплекс "Дача Винтера" (Сортавальский район) |
|
|
гостиница "Велт" (Калевальский район) |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.