Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 25 сентября 2006 г. N 284 р-П
24 февраля 2012 г.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия":
Одобрить региональную целевую программу "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года" и в установленном законодательством порядке представить ее на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия.
Глава
Республики Карелия |
С.Л.Катанандов |
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 24 февраля 2012 г. N 121 р-П настоящая Региональная целевая программа изложена в новой редакции
Региональная целевая программа
"Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 сентября 2006 г. N 284 р-П)
24 февраля 2012 г.
Паспорт
региональной целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года"
Наименование Программы |
- региональная целевая программа "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке проекта Программы |
- распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 ноября 2005 года N 348р-П |
Дата принятия решения об утверждении Программы |
- постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 9 ноября 2006 года N 46-IV ЗС |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- Министерство строительства Республики Карелия |
Основные разработчики Программы |
- Министерство строительства Республики Карелия; Институт экономики Карельского научного центра Российской Академии наук |
Цель Программы |
- развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, обеспечивающей безопасные и бесперебойные перевозки грузов и пассажиров, повышение мобильности населения, создание комфортных условий дорожного движения, снижение транспортных издержек |
Задачи Программы |
- сокращение количества искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, находящихся в неудовлетворительном состоянии; повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия; устранение неудовлетворительных дорожных условий, являющихся причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия и возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП); повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автодорог общего пользования местного значения |
Исполнители Программы |
- казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - КУ "УАДРК"); органы местного самоуправления в Республике Карелия (по согласованию) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- к 2015 году (по сравнению с 2006 годом) ожидается: увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, соответствующих нормативным требованиям, от их общей протяженности до 34% (увеличение на 19%); снижение доли автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, требующих выполнения ремонтных работ, от их общей протяженности до 60% (снижение на 20%); снижение доли ДТП при неблагоприятных дорожных условиях от общего количества ДТП на сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия до 25% (снижение на 20%); снижение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Карелия, требующих выполнения ремонтных работ, от их общей протяженности до 65% (снижение на 25%); увеличение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Карелия, соответствующих нормативным требованиям, от их общей протяженности до 30% (увеличение на 20%) |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2007-2015 годы: первый этап: 2007-2011 годы; второй этап: 2012-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- всего на реализацию мероприятий Программы планируется направить средства в размере 17207,3 млн. рублей, в том числе: средства бюджета Республики Карелия в размере 15076,6 млн. рублей (в 2012-2015 годах средства Дорожного фонда Республики Карелия в объеме 10748,8 млн. рублей), из них на объекты строительства и реконструкции в рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия предусмотрено 2723,9 млн. рублей; средства федерального бюджета в размере 2130,6 млн. рублей, из них на объекты строительства и реконструкции в рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия предусмотрено 2043,9 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- сокращение количества некапитальных мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, до 246 единиц (сокращение на 25 единиц); сокращение количества мостовых сооружений и путепроводов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, до 21 единицы (сокращение на 49 единиц); сокращение количества водопропускных труб, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, до 781 единицы (сокращение на 29 единиц); увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия с улучшенными характеристиками транспортно-эксплуатационного состояния на основных автодорогах Республики Карелия, обеспечивающих международное, межрегиональное и межмуниципальное сообщение (МАПП "Люття", ПУП "Сювяоро", Вологодская, Архангельская области, г. Медвежьегорск и др.) от общей протяженности автодорог Республики Карелия, в отношении которых строительство и реконструкция являются приоритетными для достижения целей социально-экономического развития Республики Карелия, до 89,8%; увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия с улучшенными характеристиками транспортно-эксплуатационного состояния на основных автодорогах Республики Карелия, обеспечивающих международное, межрегиональное и межмуниципальное сообщение (МАПП "Люття", МАПП "Вяртсиля", МАПП "Суоперя", Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская области, административные центры муниципальных образований республики), от общей протяженности автодорог Республики Карелия, в отношении которых капитальный ремонт и ремонт являются приоритетными для достижения целей социально-экономического развития Республики Карелия, до 71,8%; увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, в отношении которых осуществляются основные работы по содержанию (восстановление земляного полотна, устранение деформаций и повреждений покрытия, обочин, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части, устройство кюветов и др.), направленные на приведение автодорог в надлежащее техническое состояние, от общей протяженности автодорог, где такие работы необходимо выполнить, до 90%; увеличение доли протяженности автодорог местного значения населенных пунктов, в отношении которых произведен ремонт и капитальный ремонт, от общей протяженности автодорог, где такие работы необходимо выполнить согласно межремонтным срокам, до 6,7%; сокращение доли мостовых сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии и расположенных на автодорогах общего пользования местного значения населенных пунктов, до 50%; увеличение доли протяженности автодорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, до 20%; сокращение доли дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов, требующих выполнения ремонтных работ, до 65%; сокращение доли проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, требующих выполнения ремонтных работ, до 68% |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- государственный заказчик - координатор Программы осуществляет контроль за своевременным и полным проведением мероприятий и реализацией Программы, ежегодную оценку эффективности реализации Программы, обеспечивает подготовку ежеквартального отчета о результатах реализации мероприятий Программы и ежегодного доклада о ее выполнении |
1. Введение
Региональная целевая программа "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года" разработана Министерством строительства Республики Карелия и Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук.
В Программе обосновываются перспективы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Республики Карелия на период до 2015 года в результате строительства новых, реконструкции и повышения транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Программа является основным документом, определяющим дорожную политику Республики Карелия, направленную на повышение эффективности дорожной отрасли, подъем экономики, повышение деловой активности, уровня и условий жизни населения, эффективности использования трудовых, природных, производственных и инвестиционных ресурсов Республики Карелия.
Основные положения Программы разработаны в соответствии с основными направлениями стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации до 2015 года, Концепцией развития дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 ноября 2005 года N 348р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 9 ноября 2006 года N 46-IV ЗС.
В условиях становления рыночной экономики, интеграции России и Республики Карелия в систему международного разделения труда и активного развития межрегионального сотрудничества, для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения необходимо повышение технического состояния сети автомобильных дорог, формирование новых и развитие традиционных транспортных коридоров, обеспечивающих надежные международные, межрегиональные и внутриреспубликанские транспортные связи.
В Программе, исходя из потребности экономики Республики Карелия и ее населения в качественной автодорожной сети, сформулирована основная стратегическая цель - развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, обеспечивающей безопасные и бесперебойные перевозки грузов и пассажиров, повышение мобильности населения, создание комфортных условий дорожного движения, снижение транспортных издержек, на основе которой определены и сформулированы задачи, выполнение которых является основанием для формирования перечня мероприятий.
В Программе определены перечни автомобильных дорог и дорожных сооружений, планируемые к строительству, реконструкции и капитальному ремонту на период до 2015 года, объемы работ по ремонту и содержанию дорог и сооружений, потребности в финансовом обеспечении дорожных работ из бюджетов всех уровней.
При подготовке Программы использовались данные Госкомстата Российской Федерации, отчетные материалы, представленные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Республики Карелия, материалы, предоставленные предприятиями дорожного хозяйства Республики Карелия.
Реализация Программы должна содействовать активизации межгосударственного и межрегионального сотрудничества, росту экономической активности в Республике Карелия, повышению эффективности функционирования транспортной системы в Республике Карелия, улучшению условий жизни населения и обеспечению транспортного сообщения между населенными пунктами Республики Карелия.
Программно-целевой метод позволит максимально эффективно модернизировать работу и функционирование дорожного хозяйства Республики Карелия.
Организация деятельности дорожного хозяйства Республики Карелия основывается на выявлении потенциальной потребности в автомобильных дорогах (количественный и качественный аспекты) в зависимости от ожидаемых грузо- и пассажиропотоков на территории Республики Карелия. При этом, кроме внутренних факторов (производство товаров в Карелии, перспективные перемещения пассажиров), учитываются такие внешние факторы, как место транспортной системы Республики Карелии в системе автомобильных дорог Российской Федерации, место и роль Республики Карелии как транзитного региона на основных существующих и проектируемых грузовых маршрутах и коридорах Северной Европы.
Важную роль в определении приоритетов развития сети автомобильных дорог играет социальный фактор, который подразумевает повышение транспортной доступности всех населенных пунктов Республики Карелия.
Мероприятия Программы направлены на повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, а также устранение неудовлетворительных дорожных условий, являющихся причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам и возникновения ДТП.
2. Анализ состояния и проблемы развития дорожного хозяйства
2.1. Роль транспорта в социально-экономическом развитии региона
Республика Карелия расположена в непосредственной близости к высокоразвитым регионам России и Западной Европы, имеет выход к берегу Белого моря, обладает огромной озерно-речной системой, а также значительными запасами природных ресурсов.
Стратегия развития Республики Карелия определяет в числе приоритетных направлений социально-экономического развития территории роль транспортной доступности. Это относится как к доступности ресурсов для промышленных предприятий, так и социальной сферы (транспортной доступности населенных пунктов). Исходя из приоритетов, связанных с сохранением территории Республики Карелия как единого связанного пространства, одной из основных задач Программы является сохранность и развитие транспортной сети.
За основу перспектив развития транспортной инфраструктуры Республики Карелия взяты основные узлы модели развития экономики Республики Карелия, разработанной Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук (рис. 2.1.1).
На рисунке отображены основные узлы модели развития экономики Республики Карелия (Петрозаводск, Кондопога, Кемь, Беломорск, Костомукша), в которых прогнозируется расположение основных производственных мощностей. Эти узлы соединяются между собой транспортными путями, обеспечивающими выход карельских предприятий за пределы Республики Карелии как в другие регионы России, так и за пределы страны.
Такой подход позволяет комплексно решить вопрос транспортного обеспечения.
"Рис. 2.1.1. Основные узлы модели развития экономики Республики Карелия"
Автомобильный транспорт играет основную роль при обслуживании грузовых отправлений малыми партиями в пределах региона, а также при ввозе или вывозе товаров за пределы Республики Карелия. Также автомобильному транспорту отводится основная роль при обслуживании потоков внутри самих узлов, обеспечении доступности ресурсов, используемых при производстве.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем будет развиваться транзитное значение региона. Основными направлениями транзита станут следующие направления:
Север - Юг (Санкт-Петербург - Мурманская область, автотрасса "Кола");
Запад - Восток (Архангельская и Вологодская области - граница с Финляндией, через Пудож и Петрозаводск).
Кроме того, исходя из планируемого пуска МАПП "Суоперя" в Лоухском районе, следует ожидать увеличения грузо- и пассажиропотоков, направленных на этот пункт пропуска и проходящих по автотрассе "Кола".
В силу своего географического положения, Карелия играет важную роль в развитии европейской транспортной инфраструктуры и региональной организации перевозок грузов. Через территорию Карелии проходят два общероссийских автомобильных коридора:
N 2 Мурманск - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Новгород - Тверь - Москва - Тула - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск - Сочи", обеспечивающий автотранспортные связи южных и центральных областей России с Республикой Карелия и Мурманской областью;
N 9 "Санкт-Петербург - Каргополь - Котлас - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь с подъездами Пудож - Медвежьегорск", обеспечивающий транспортные связи в направлении запад - восток по кратчайшему расстоянию, а также транзит грузов из восточных областей в Финляндию.
Формирование на территории Республики Карелия этих общероссийских коридоров существенно повышает роль и значение строительства (реконструкции) перспективных автомобильных маршрутов:
Санкт-Петербург - Сортавала - Пряжа - Петрозаводск;
Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница;
Лоухи - Суоперя.
Автомобильная дорога Санкт-Петербург - Сортавала - Петрозаводск обеспечивает связь Республики Карелия с Ленинградской областью, создает кратчайший выход к морским портам Финского залива, а также выход в центральные и южные районы Финляндии через международный автомобильный пункт пропуска "Вяртсиля".
Интенсивность движения автотранспорта и объемы грузоперевозок по данному маршруту с каждым годом возрастают и, согласно разработанному обоснованию инвестиций в развитие данного направления, к 2022 году должны увеличиться в 2 раза.
Автомобильная дорога Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница обеспечивает связь населенных пунктов Муезерского, Сегежского, Калевальского районов и Костомукшского городского округа между собой и с автодорогой М-18 "Кола", а также выход автотранспорта из центральных районов Республики Карелия в северные регионы Финляндии.
Автомобильная дорога Лоухи - Суоперя обеспечивает связь населенных пунктов Лоухского района с пос. Лоухи и федеральной автодорогой "Кола", а также связь северных районов Республики Карелия с Финляндией (через МАПП "Суоперя"). По дороге перевозятся грузы лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий района, в том числе на экспорт, грузы для жизнеобеспечения населения и предприятий района.
Для обеспечения транспортных связей в международном и межрегиональном сообщении, удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса Республики Карелия в автомобильных перевозках с наименьшими затратами и повышения потребительских свойств автомобильных дорог необходимо осуществление ряда мероприятий по совершенствованию и развитию дорожной сети.
2.2. Оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой экономики и социальной сферы Республики Карелии
Промышленность
Существующие грузопотоки в Республике Карелия обеспечены транспортными услугами в достаточной мере. Проведенный специалистами Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук опрос предприятий показал, что основная проблема заключается в некачественном состоянии существующих автомобильных дорог общего пользования, а не в их количестве.
Необходимо отметить недостаточную протяженность лесных (лесовозных и лесохозяйственных) автодорог. Для полного охвата лесонасаждений лесохозяйственными мероприятиями и организации оптимального лесопользования необходимо иметь густоту лесовозной дорожной сети не менее 0,8 км на 100 га лесных площадей. Таким образом, обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Республике Карелия примерно в 4 раза меньше требуемого, а густота и протяженность лесных автомобильных дорог не соответствует объемам перевозимых грузов.
Из общей протяженности лесовозных дорог в летний период используется примерно 7200 км, и в зимний период - примерно 5200 км. Сеть лесных дорог республики развита неравномерно. Юг и центральная часть удовлетворительно освоены лесовозной дорожной сетью, а север, северо-запад и Пудожский район - неудовлетворительно. На севере, северо-западе плотность дорожной сети составляет 0,12 км на 100 га лесных площадей, по Пудожскому району - в среднем 0,15 км, по южным районам - в среднем 0,29 км.
Лесные дороги, как правило, содержатся неудовлетворительно, вследствие чего снижаются их эксплуатационные качества и происходит вывод из эксплуатации. Многие ранее построенные дороги оказались бесхозными.
Нормативная потребность строительства лесовозных дорог в расчете на 1 млн.м3 вывозки древесины в зависимости от запаса на 1 га общей лесной площади составляет 25-30 км. В настоящее время в Республике Карелия фактические объемы строительства лесовозных дорог ниже в 5-6 раз. В результате резкого сокращения строительства лесовозных дорог снизилась территориальная доступность перспективных лесных массивов и среднее расстояние вывозки древесины.
Причины снижения объемов строительства лесных дорог:
нарушение сложившихся схем транспортного освоения лесного фонда и практическое прекращение их разработок;
ликвидация лесосырьевых баз, ранее закрепленных в постоянное пользование за леспромхозами;
недостаток финансовых ресурсов у лесозаготовительных предприятий;
экономическая незаинтересованность лесозаготовителей в строительстве лесных дорог при коротких сроках аренды лесных участков;
обезличенная эксплуатация части ранее построенных лесных дорог;
отсутствие генеральных схем перспективного освоения лесосырьевых районов и планов строительства сети лесохозяйственных дорог.
Социальная сфера
В отличие от промышленности, где состояние дорог оказывает непосредственное влияние на экономику региона, динамику ее развития, в социальной сфере эффект от качественной транспортной инфраструктуры не столь заметен и имеет значительную отсрочку.
Можно говорить о следующей особенности республиканской транспортной инфраструктуры: значительная степень дифференциации состояния автомобильных дорог, то есть резкое снижение качества от основных магистральных направлений к периферии. Это создает неблагоприятные условия для развития бизнеса и деловых отношений в отдаленных районах Республики Карелия и сказывается на ее социально-экономическом положении.
За основной принцип формирования дорожной сети берется принцип удовлетворения потребности в перевозках, объективно продиктованных развитием производств, ростом необходимого объема перевозок по территории Республики Карелия. При этом выделяются два основных типа перевозок, обладающих своими особенностями и требующих несколько отличных подходов, - коммерческие и социально значимые.
Коммерческие перевозки
Коммерческие перевозки - это грузовые перевозки в составе производственной логистической цепочки, необходимые для поддержания экономики республики, стабильного развития и обеспечения других регионов транзитными мощностями.
Такие перевозки осуществляются грузовым транспортом большого тоннажа и предъявляют значительные требования как к дорогам (качество покрытия, категорийности и прочее) так и к придорожной инфраструктуре (заправочные станции, сервисные службы и т.п.). Выполнение требований к автодорогам в части этих перевозок позволяет снизить транспортные издержки.
Помимо этого, данные перевозки повышают экологическую нагрузку, связанную с вредным влиянием автомобильного транспорта на окружающую среду.
Основными грузами, перевозимыми по автодорогам, являются потребительские товары и лесная продукция.
В настоящее время можно говорить о достаточной обеспеченности Республики Карелия автомобильными дорогами для данных перевозок. Необходима реализация мероприятий по приведению их в нормативное состояние.
Особое положение занимают перевозки, связанные с реализацией туристской деятельности в Республике Карелии. Эта сфера услуг становится все более значимой для экономики республики. Доля туристских услуг является весомой в структуре валового регионального продукта Республики Карелия. Кроме того, значительна роль туризма в социальной области: это занятость населения и повышение уровня жизни. Туризм играет важнейшую роль в развитии тех территорий, на которых отсутствует другое производство.
Современные виды туризма подразумевают повышенный уровень комфортности, в том числе комфортность передвижения туристов на всем протяжении пребывания на территории.
На сегодняшний день значительная часть перспективных в области туризма территорий Республики Карелия не имеет хорошего транспортного обеспечения, пригодного для перевозки туристов. Кроме состояния покрытия автодорог важным является также их обустройство, то есть наличие удобных мест для стоянок, кемпингов, позволяющих ночевать в дороге, и указателей, играющих ключевую роль в ориентации туристов на территории.
Социально значимые перевозки
Данный вид перевозок удовлетворяет потребность населения в передвижениях по территории Республики Карелия. К таким потребностям могут относиться:
поездки на личном автотранспорте;
поездки на общественном пассажирском транспорте;
социально значимые грузовые перевозки (снабжение удаленных поселков).
Особенностью данного вида перемещений является существующее противоречие между стремлением населения переселиться ближе к городам (тогда уменьшается количество необходимых социальных перевозок) и стратегическими направлениями заселения и освоения территории Республики Карелия, заключающимися в рассредоточении поселений и более равномерном заселении территории (увеличение количества перевозок).
Обоснованием социально значимых перевозок являются основные принципы, заложенные в основных направлениях государственной политики развития промышленности Республики Карелия, которые заключаются в стремлении и необходимости полноценного, равномерного и комплексного освоения территории.
Подобное освоение невозможно без обеспечения нормального функционирования социальных перевозок. Поэтому одним из принципов Программы является принцип инфраструктурного обеспечения освоения территории.
Доступность отдаленных районов играет важную роль в социальной жизни республики. Отсутствие транспортной доступности приводит к усиленному отставанию удаленных от центра районов и к увеличению их неравномерного развития по сравнению с центром.
В части социальных перевозок огромную роль играет именно автотранспорт. Основная причина - его мобильность и неинертность. Это означает, что именно автотранспорт наиболее эффективно обеспечивает население перевозками и быстро реагирует на изменение потребности в них.
На данный момент практически все населенные пункты обеспечены автодорогами. Однако, имея в виду качество дорог, нельзя говорить об эффективном и полноценном обеспечении территории Республики Карелия развитой дорожной инфраструктурой.
2.3. Оценка состояния транспортной инфраструктуры
В экономике Республики Карелия среди всех видов транспорта автомобильный транспорт занимает второе место по объемам перевозок. По данным Карелиястата за 2004 год, 93 процента грузов на территории Республики Карелия перевозится железнодорожным транспортом, 4,4 процента - автомобильным транспортом, 2,6 процента - водным транспортом.
При этом имеется тенденция к повышению роли автомобильного транспорта за счет изменения структуры спроса на перевозки, в которой все большую роль играют перевозки малыми партиями на средние расстояния, поездки граждан.
Автомобильный транспорт обеспечивает внутри- и межрегиональные связи, осуществляет значительные перевозки грузов за пределы Республики Карелия, поэтому сеть автомобильных дорог является важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры и оказывает непосредственное влияние на показатели социального и экономического развития Республики Карелия.
Автомобильная дорожная сеть включает в себя автомобильные дороги общего пользования - федерального, регионального и местного значения и ведомственные дороги.
Федеральные автомобильные дороги представлены на территории Республики Карелия автодорогой М-18 "Кола" - от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска "Борисоглебск"), которая пересекает территорию Республики Карелия в меридиональном направлении и обеспечивает межрегиональные, региональные и межрайонные транспортные связи.
Региональная дорожная сеть обслуживает внутрирайонные транспортные связи, обеспечивает связь населенных пунктов Республики Карелия с соседними регионами, а также имеет выходы к государственной границе с Финляндской Республикой - трем международным автомобильным пунктам пропуска (далее - МАПП) и одиннадцати пунктам упрощенного пропуска (из них пять действующих на 2006 год).
Межрегиональные связи Республики Карелия обеспечивают автодороги:
Санкт-Петербург - Сортавала - Петрозаводск;
Петрозаводск - Ошта;
Вологда - Кириллов - Пудож - Медвежьегорск;
Долматово - Няндома - Каргополь - Пудож.
Международные связи Российской Федерации (Республики Карелия) обеспечивают автодороги:
Санкт-Петербург - Сортавала - Петрозаводск с подъездом к МАПП "Вяртсиля";
Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница (МАПП "Люття");
Лоухи - Суоперя (МАПП "Суоперя").
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Карелия, по состоянию на 1 января 2006 года составила 7799 км, в том числе федеральная автомобильная дорога М-18 "Кола" протяженностью 760 км и региональные автомобильные дороги общего пользования общей протяженностью 7039 км.
В собственности муниципальных образований находится улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и т.д.) протяженностью порядка 3100 км. Общая протяженность ведомственных автодорог - около 20 000 км, в основном это лесные (лесовозные и лесохозяйственные) дороги, протяженность которых около 17000 км.
Наиболее высокая интенсивность движения всех видов автомобильного транспорта (грузовой и легковой) на федеральной дороге М-18 "Кола", особенно в районе г. Петрозаводска, - в пределах 3000-5000 авт./сутки, на региональных автомобильных дорогах - 1100-2000 авт./сутки.
На автомобильных дорогах, обеспечивающих межрегиональные связи, интенсивность движения составляет от 800 до 1500 авт./сутки.
Интенсивность движения по автомобильным дорогам, обслуживающим транспортные связи в межрайонном и внутрирайонном сообщении, составляет 500-1500 авт./сутки. На сети региональных автомобильных дорог, обеспечивающих перевозки грузов и пассажиров преимущественно во внутрирайонном сообщении, интенсивность движения не превышает 100-300 авт./сутки.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Республике Карелия составляет 39 км на 1000 км2 площади (средний показатель по Российской Федерации - 44 км).
В целом по региональной дорожной сети только 1,1 процента протяженности дорог имеют высокий уровень интенсивности движения - от 3000 до 5000 авт./сутки, 8,7 процента - более 1500 авт./сутки, а на 73,6 процента протяженности дорог интенсивность движения не превышает 500 авт./сутки. При этом 7,9 процента протяженности федеральной дороги "Кола" работает с нагрузкой от 3000 до 5000 авт./сутки, 58,9 процента - от 1500 до 3000 авт./сутки, а оставшаяся часть - более 500 авт./сутки почти на всем протяжении.
Учитывая рост международных и межрегиональных перевозок, рост доходов населения и, как следствие, увеличение количества личного автомобильного транспорта, можно спрогнозировать рост интенсивности движения автомобильного транспорта.
По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Республике Карелия составляет около 9 км на 1 тыс. жителей, что в 1,7 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (5,3 км на 1 тыс. жителей), и сравнима с Финляндией, где данный показатель составляет около 10 км.
Протяженность региональных автомобильных дорог по типам покрытий:
с асфальтобетонным покрытием |
2001 км (28%); |
с покрытием из щебня и гравия |
632 км (9%); |
с песчано-гравийно-щебеночным покрытием |
3243 км (46%); |
грунтовые |
1163 км (17%). |
Протяженность региональных автомобильных дорог по техническим категориям:
I - нет;
II - 28 км (0,4%);
III - 316 км (4,5%);
IV - 1947 км (27,7%);
V - 3585 км (50,9%);
некатегорийные - 1163 км (16,5%).
Мостовые сооружения представлены:
железобетонные, сталежелезобетонные, металлические и каменные мосты (капитальные) - 307 штук, общей протяженностью 11051 метр;
металлодеревянные, деревянные (временные) - 271 штука, общей протяженностью 5001 метр.
2.4. Оценка безопасности дорожного движения
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием состояния дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Ежегодно на региональных автомобильных дорогах Республики Карелия совершается более 350 ДТП, в которых погибают более 50 и получают ранения более 500 человек. Данные по показателям аварийности представлены в таблице 2.4.1 и таблице 2.4.2.
Сложная обстановка во многом объясняется следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Таблица 2.4.1
Показатели аварийности на региональных автодорогах в 2004-2005 годах
Места совершения ДТП |
Общее число ДТП |
Всего ДТП при неблагоприятных дорожных условиях |
Доля ДТП при неблагоприятных дорожных условиях от общего количества ДТП, процентов |
|||
2004 год |
2005 год |
2004 год |
2005 год |
2004 год |
2005 год |
|
Региональные автодороги |
365 |
384 |
181 |
175 |
49,59 |
45,57 |
в том числе в населенных пунктах |
85 |
109 |
48 |
51 |
56,47 |
46,79 |
Таблица 2.4.2
Число погибших и раненых в ДТП на региональных автодорогах
|
Погибло |
Ранено |
||
2004 год |
2005 год |
2004 год |
2005 год |
|
Всего |
68 |
58 |
524 |
547 |
в том числе ДТП при неблагоприятных дорожных условиях |
41 |
29 |
265 |
266 |
Низкий технический уровень автомобильных дорог обусловливает высокий удельный вес ДТП при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях. Доля таких происшествий в Республике Карелия составляет более 40 процентов при средней по стране не более 30 процентов.
На сети региональных автомобильных дорог ежегодно выявляется 10-15 участков концентрации ДТП.
В целях исправления сложившейся ситуации в республике разработана и действует региональная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия".
Региональная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" предусматривает комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах общего пользования Республики Карелия и железнодорожных переездах на них, пропаганде безопасности дорожного движения.
Региональная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Карелия" будет работать параллельно с настоящей Программой в части повышения безопасности дорожного движения.
2.5. Оценка обеспеченности опорной сети дорог объектами дорожного сервиса
Обеспечение эффективных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, уменьшению его влияния на окружающую среду решается не только путем улучшения технического состояния автомобильных дорог, но и оборудованием автодорог объектами придорожного сервиса, обеспечивающими обслуживание участников движения.
Услуги, предоставляемые объектами придорожного сервиса, направлены на обеспечение отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), а также техническое обслуживание транспортных средств (заправка топливом и смазочными материалами, технический осмотр, ремонт транспортных средств).
Процесс развития дорожного сервиса на региональных автодорогах Республики Карелия проходит достаточно стихийно, осуществляется в основном на автомобильных дорогах между районными административными центрами, на подходах к городам, а также на направлениях к международным пунктам пропуска. Подобная тенденция в развитии сервисного обслуживания предопределяет наличие диспропорции в уровне сервисного обслуживания на сети дорог Республики Карелия и нерациональное использование мощностей имеющихся объектов. При этом автодорожные связи городов с развивающимися рекреационными зонами, а также связи групп поселений между собой не обеспечены в необходимом объеме сервисными услугами.
Основной объем объектов придорожной инфраструктуры сосредоточен на федеральной дороге М-18 "Кола", на транспортных связях Сортавала - Вяртсиля, Костомукша - госграница, на подходах к городам Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск, Сегежа, Костомукша, Суоярви, Олонец, поселкам Надвоицы, Ледмозеро, Лоухи. Это обусловлено интенсивностью движения на указанных участках автодорог, а также удобством размещения объектов сервиса вблизи крупных населенных пунктов, обеспеченных рабочей силой и инженерными сетями.
2.6. Деятельность организаций дорожного хозяйства и кадровое обеспечение предприятий
Работы по содержанию, ремонту автомобильных дорог и строительству мостов практически полностью выполняют государственные унитарные предприятия на конкурсной основе. В Республике Карелия работают девять государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства.
Кадровое обеспечение
Одним из важнейших факторов реализации государственной политики, направленной на создание эффективной отрасли дорожного хозяйства, является кадровое обеспечение.
В девяти государственных унитарных предприятиях отрасли работают 1728 человек, что составляет около 0,48 процента занятого населения Карелии (2005 год), из них 4,4 процента - управленцы, 18 процентов - инженерно-технические работники, 77,5 процента - рабочие.
90 процентов руководителей предприятий - мужчины, 10 процентов - женщины.
33 процента управленцев предприятий - лица старше 50 лет (14,5 процента старше 55 лет). Средний возраст руководителей предприятий составляет 47 лет.
35 процентов рабочих - лица старше 50 лет, 50 процентов - от 30 до 50 лет.
Уровень образования руководителей:
высшее образование - 80 процентов;
среднее профессиональное - 20 процентов.
По соответствию образования занимаемой должности:
10 процентов руководителей имеют образование в сфере управления;
90 процентов не имеют соответствующего управленческого образования;
40 процентов имеют образование в сфере строительства и содержания автомобильных дорог.
За последние три года повышали свою квалификацию:
25 процентов руководителей (директоров);
15 процентов главных бухгалтеров.
Учитывая текущее состояние дорожного хозяйства Республики Карелия, необходимость его развития, решение вопросов кадрового обеспечения и профессионального обучения будут все более актуальны.
В условиях инновационной динамики, применения современных технологий и техники повышаются требования к качеству профессионального образования, однако ресурсы многопрофильных региональных образовательных учреждений используются не в достаточной степени.
Важнейшим звеном новой системы управления персоналом должна стать обновленная система непрерывной подготовки и переподготовки кадров. Необходимо укрепить связи учебных заведений с предприятиями отрасли, активно развивать систему дополнительного и непрерывного профессионального образования.
Во всех государственных унитарных предприятиях дорожной отрасли Республики Карелия действуют коллективные договоры, определяющие основные условия защищенности работников.
2.7. Проблематика состояния дорожного хозяйства Республики Карелия
К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Республики Карелия относятся следующие:
- более 50 процентов протяженности автомобильных дорог не соответствуют современным нагрузкам по прочности дорожного покрытия и более 80 процентов - по ровности покрытия. Большинство автодорог в Республике Карелия построено по строительным нормам, учитывающим нагрузки до 6 тонн на ось. По экспертной оценке, для восстановления нормативного состояния основной дорожной сети Республики Карелия (автодороги, соединяющие административные центры муниципальных образований республики, обеспечивающие сообщение с международными пунктами пропуска, соседними регионами) протяженностью 3130 км, на настоящий момент требуется выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на 447 км (29%), гравийного покрытия - на 389 км (25%), обочин на 313 км (10%), произвести ремонт и устройство водопропускных труб в количестве 85 штук, выполнить ремонт и перестройку 98 мостов (34%);
- недостаточно развиты автодорожные связи между соседними регионами и Финляндией. Существующие автодорожные маршруты не соответствуют требованиям, предъявляемым к международным транзитным магистралям: в первоочередном порядке требуется строительство (реконструкция) автомобильной дороги Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница на участке км 10 - км 86, автомобильной дороги Ихала - Райвио - госграница, км 0 - км 28, автомобильной дороги Кемь - Лонка через Калевала на участке км 86 - км 105, автомобильной дороги Петрозаводск - Ошта, км 90 - км 112, то есть всего необходимо перестроить (реконструировать) 150 км данных автодорог;
- недостаточный уровень развития сети дорог в Заонежье, северных и северо-восточных районах Республики Карелия, в сельской местности сдерживает освоение территорий и замедляет темпы их социально-экономического развития: в первоочередном порядке необходимо строительство автомобильной дороги Великая Губа - Оятевщина протяженностью 31,3 км и "Медвежьегорск - Толвуя - Великая Губа, км 106" - Больничный протяженностью 10 км;
- часть районных центров (пос. Муезерский, пгт. Калевала, г. Суоярви, г. Лахденпохья) не соединены на всем протяжении со столицей Республики Карелия г. Петрозаводском автодорогами с усовершенствованным покрытием;
- в части населенных пунктов на транзитных автодорогах отсутствует твердое покрытие;
- отсутствуют обходные магистрали для вывода транзитного транспорта из г. Медвежьегорска, г. Сортавалы, г. Пудожа и других городов, что отрицательно сказывается на обеспечении безопасности движения, создает значительные социальные и экологические проблемы в этих городах, снижает привлекательность автодорожных маршрутов для транзитных перевозок;
- 58 процентов дорог общего пользования не имеют усовершенствованного покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта;
- множество пересечений в одном уровне с железнодорожными путями;
- по ряду основных характеристик мостовые сооружения на дорогах общего пользования Республики Карелия не соответствуют современным требованиям: многие мосты и путепроводы имеют недостаточные габариты для проезда, на автодорогах из 578 единиц мостов и путепроводов 271 - деревянный, что значительно ограничивает движение грузового автотранспорта;
- недостаточный уровень выполнения основных работ по содержанию автомобильных дорог (восстановление земляного полотна, устранение деформаций и повреждений покрытия, обочин, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части, устройство кюветов и др.) является причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения и возникновения дорожно-транспортных происшествий. Необходимо резкое увеличение данных работ в целях приведения автодорог в надлежащее техническое состояние;
- износ основных фондов государственных унитарных предприятий превышает 75 процентов;
- слабая конкуренция на выполнение работ по содержанию автодорожной сети;
- более 80 процентов автомобильных дорог местного значения, дворовых территорий и проездов к дворовым территориям населенных пунктов находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют выполнения ремонтных работ;
- ряд мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах местного значения, требует выполнения ремонтных работ либо их полной перестройки.
3. Основные цели и задачи Программы, этапы реализации
3.1. Основные цели и задачи
Целью Программы является развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, обеспечивающей безопасные и бесперебойные перевозки грузов и пассажиров, повышение мобильности населения, создание комфортных условий дорожного движения, снижение транспортных издержек.
Задачами Программы являются:
- сокращение количества искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
- повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия;
- повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия;
По-видимому, в тексте настоящего раздела допущена опечатка. Предыдущий абзац повторяется дважды
- устранение неудовлетворительных дорожных условий, являющихся причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия и возникновения ДТП;
- повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Карелия.
Показатели целей и задач Программы приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Показатели целей и задач Программы
3.2. Этапы реализации Программы
Реализация Программы предусматривает два этапа.
Первый этап будет осуществляться в период 2007-2011 годов. Первый этап является подготовительным и инерционным, то есть не предусматривает активные действия, связанные с увеличением объемов по строительству, реконструкции, ремонту автодорог и искусственных сооружений на них. На этом этапе основное внимание будет уделено содержанию сети региональных автодорог на всей ее протяженности для обеспечения бесперебойного и беспрепятственного проезда автотранспорта, ремонту искусственных сооружений и участков автодорог, неудовлетворительное состояние которых угрожает возникновением перерывов в движении автотранспорта. Также внимание будет уделено разработке проектной документации для реализации объектов дорожного хозяйства на будущий период.
Второй этап является этапом значительной активизации усилий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Срок реализации второго этапа - 2012-2015 годы.
На этом этапе основное внимание будет уделено следующим мероприятиям и направлениям:
- строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и мостовых сооружений на них;
- капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и мостовых сооружений на них;
- капитальный ремонт и ремонт водопропускных труб, расположенных на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;
- увеличение объемов работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
- строительство (реконструкция) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования;
- капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и мостовых сооружений на них в населенных пунктах;
- капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов;
- иные мероприятия программы;
- разработка программы развития автомобильных дорог на период после 2015 года.
Цель второго этапа - снижение доли автодорог, требующих ремонта и находящихся в ненормативном состоянии, а также повышение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, обеспечивающих безопасность и комфортность проезда.
Реализация Программы может быть досрочно прекращена при условии выполнения запланированных мероприятий раньше указанного срока, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
4. Система программных мероприятий
Для реализации поставленных целей и решения задач Программы, достижения планируемых значений показателей предусмотрено выполнение программных мероприятий, перечень которых приведен в таблице 4.1. В перечне представлена информация о сроках реализации и показателях результатов по программным мероприятиям по каждому году.
Программа предусматривает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также выполнение комплекса работ по содержанию автодорог на всей протяженности сети автодорог регионального и межмуниципального значения.
С 2012 года в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", созданы федеральный и региональные дорожные фонды. Создание Дорожного фонда Республики Карелия позволит увеличить в период 2012-2015 годов объемы финансирования работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, что повлечет за собой плавное улучшение значений показателей транспортно-эксплуатационного состояния автодорог регионального или межмуниципального значения Республики Карелия.
При этом в период 2012-2015 годов одним из направлений развития дорожного хозяйства Республики Карелия будет являться улучшение технического состояния существующей сети региональных автомобильных дорог за счет совершенствования методов производства работ и применения современных технологий в дорожном хозяйстве в соответствии с Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между Министерством строительства Республики Карелия и Федеральным дорожным агентством по повышению надежности и долговечности автомобильных дорог и искусственных сооружений за счет совершенствования технологии работ.
Также Программой предусматривается выделение субсидий на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и мостовых сооружений на них в населенных пунктах, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Таблица 4.1
Перечень программных мероприятий
Перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений регионального или межмуниципального значения на 2011-2015 годы представлен в таблице 4.2.
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства осуществляются в рамках Адресной инвестиционной программы Республики Карелия.
Перечни объектов дорожного хозяйства, работы по которым осуществляются за счет средств субсидий, выделяемых муниципальным образованиям, будут согласовываться в рамках заключения соглашений между Министерством строительства Республики Карелия и администрациями муниципальных образований.
Таблица 4.2
Перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений на 2011-2015 годы
N п/п |
Наименование объекта |
Год начала строительства, реконструкции |
Мощность объекта |
Категория дороги (габарит моста) |
Ориентировочная стоимость, млн. рублей |
Объемы финансирования по годам, млн. рублей |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Строительство и реконструкция автомобильных дорог | |||||||||||
1. |
Строительство автодороги Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница, км 44-64 |
2008 |
20 км |
III |
1049,8 |
293,4 |
300,0 |
- |
- |
- |
|
2. |
Строительство автодороги Великая Губа - Оятевщина |
2011 |
31,3 км |
IV |
1601,8 |
196,2 |
329,7 |
518,7 |
557,2 |
- |
|
3. |
Реконструкция автодороги Ихала - Райвио - госграница |
2013 |
28 км |
IV |
58,0* |
- |
18,0 |
20,0 |
20,0 |
- |
|
4. |
Реконструкция автодороги Петрозаводск - Ошта, км 90-112 |
2015 |
23 км |
IV |
800,0 |
- |
- |
- |
- |
40,0 |
|
5. |
Строительство автодороги Медвежьегорск - Толвуя - Великая Губа, км 106 - Больничный |
2015 |
10 км |
IV |
400,0 |
- |
- |
- |
- |
40,0 |
|
6. |
Строительство автодороги Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница, км 35-44 |
2015 |
11 км |
III |
700,0 |
- |
- |
- |
- |
50,0 |
|
7. |
Реконструкция автодороги Кемь - Лонка через Калевала, км 86-105 |
2015 |
21 км |
IV |
750,0 |
- |
" |
- |
- |
49,0 |
|
Итого по автодорогам |
489,6 |
647,7 |
538,7 |
577,2 |
179,0 |
||||||
Строительство и реконструкция автодорожных мостов и путепроводов | |||||||||||
1. |
Строительство мостового перехода через реку Вирда-1 на 99 км автодороги Тикша - Реболы |
2013 |
46,1 п.м |
Г-9 |
50,0 |
- |
- |
50,0 |
- |
- |
|
2. |
Строительство мостового перехода через ручей на км 54 автодороги Тунгозеро - Калевала |
2013 |
24,0 п.м |
Г-9 |
28,0 |
- |
- |
28,0 |
- |
- |
|
3. |
Строительство мостового перехода через р. Ухта на км 59 автодороги Тунгозеро - Калевала |
2013 |
26,7 п.м |
Г-8 |
33,0 |
- |
- |
33,0 |
- |
- |
|
4. |
Строительство мостового перехода через р. Кузрека на км 19 автодороги Беломорск - Сумпосад - Колежма |
2013 |
94,8 п.м |
Г-8 |
270,3 |
- |
- |
160,3 |
110,0 |
- |
|
5. |
Строительство моста через реку б/н на 7 км автодороги Подъезд к пос. Пертозеро |
2014 |
28,9 п.м |
Г-8 |
24,9 |
- |
- |
- |
24,9 |
- |
|
6. |
Строительство мостового перехода на км 16+200 автодороги Сумпосад - Воренжа - Вирандозеро - Нюхча |
2014 |
26,4 п.м |
Г-7 |
33,0 |
- |
- |
- |
33,0 |
- |
|
7. |
Строительство мостового перехода через пролив на 21 км автодороги "Кола", км 1051 - Нильмозеро - Нильмогуба |
2034 |
19,9 п.м |
Г-6,5 |
25,0 |
- |
- |
- |
25,0 |
- |
|
8. |
Строительство мостового перехода через Шив-ручей на км 21 автодороги Беломорск - Сумпосад - Колежма |
2014 |
49,0 п.м |
Г-8 |
74,0 |
- |
- |
- |
74,0 |
- |
|
9. |
Строительство мостового перехода через р. Муезерка на км 1 автодороги Муезерский - Гимолы - Поросозеро |
2015 |
43,0 п.м |
Г-8 |
56,0 |
- |
- |
- |
- |
56,0 |
|
10. |
Строительство мостового перехода через ручьи на км 43 автодороги Тикша - Реболы |
2015 |
10,0 п.м |
Г-8 |
15,0 |
- |
- |
- |
- |
15,0 |
|
11. |
Строительство мостового перехода через ручей на км 82 автодороги Тикша - Реболы |
2015 |
10,0 п.м |
Г-8 |
15,0 |
- |
- |
- |
- |
15,0 |
|
12. |
Строительство мостового перехода через ручей на км 34+350 автодороги Сумпосад - Воренжа - Вирандозеро - Нюхча |
2015 |
12,0 п.м |
Г-8 |
18,0 |
- |
- |
- |
- |
18,0 |
|
13. |
Строительство мостового перехода на км 16+500 автодороги Сумпосад - Воренжа - Вирандозеро - Нюхча |
2015 |
33,0 п.м |
Г-7 |
47,0 |
- |
- |
- |
- |
47,0 |
|
Итого по мостовым сооружениям |
0,0 |
0,0 |
271,3 |
266,9 |
151,0 |
||||||
Всего по объектам |
489,6 |
647,7 |
810,0 |
844,1 |
330,0 |
||||||
в том числе средства федерального бюджета |
186,9 |
314,0 |
494,0 |
361,1 |
0,0 |
||||||
Затраты на проектно-изыскательские работы |
12,3 |
30,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
||||||
Итого |
501,9 |
677,7 |
830,0 |
864,1 |
350,0 |
------------------------------
* В стоимости не учтены планируемые к привлечению средства программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента сотрудничества и партнерства (ЕИСП) на реализацию проекта в размере 280 млн. рублей.
Перечень объектов капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на 2011-2015 годы представлен в таблице 4.3.
Таблица 4.3
Перечень объектов капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на 2011-2015 годы
N п/п |
Наименование объекта |
Мощность объекта |
Объемы финансирования, млн. рублей |
||||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||
1. |
Капитальный ремонт автодороги Кемь - Лонка через Калевалу, км 75 - км 86 |
9,5 км |
109,917 |
- |
- |
- |
- |
||||||
2. |
Устройство автобусных остановок на км 1 и км 5 автодороги Соломенное - Ялгуба - Суйсарь |
2 единицы |
0,956 |
- |
- |
- |
- |
||||||
3. |
Устройство площадки для поста весового контроля на автодороге Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница, км 210+840 |
360 кв.м |
- |
2,144 |
- |
- |
- |
||||||
4. |
Устройство площадки для поста весового контроля на автодороге Подъезд к пос. Вяртсиля, км 25+050 |
360 кв.м |
- |
1,205 |
- |
- |
- |
||||||
5. |
Капитальный ремонт участка автомобильной дороги Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница, км 126 (устройство горизонтальных площадок на подходах к ж/д переезду) |
0,225 км |
- |
2,484 |
- |
- |
- |
||||||
6. |
Перестройка водопропускной трубы на км 11+580 автомобильной дороги Пушное - Новое Машезеро |
0,2 км/20,0 п.м |
- |
1,669 |
- |
- |
- |
||||||
7. |
Устройство водопропускной трубы на км 34+570 автомобильной дороги Кепа - Юшкозеро - Боровой |
0,185 км/20,04 п.м |
- |
3,653 |
- |
- |
- |
||||||
8. |
Устройство водопропускной трубы взамен малого деревянного моста на 13 км автомобильной дороги "Кола" - Кяппесельга - Федотово |
0,193 км/24,31 п.м |
- |
5,656 |
- |
- |
- |
||||||
9. |
Капитальный ремонт мостового перехода через водосливной канал Пальеозерской ГЭС на 71 км автодороги Шуйская - Гирвас |
90,0 п.м |
- |
- |
60,000 |
- |
- |
||||||
10. |
Устройство горизонтальных площадок на подходах к железнодорожному переезду на 76 км автодороги Лоухи - Суоперя |
0,6 км |
- |
- |
3,500 |
- |
- |
||||||
11. |
Устройство горизонтальных площадок на подходах к железнодорожному переезду на 11 км автодороги "Кола" - Энгозеро - Гридино |
0,7 км |
- |
- |
2,000 |
- |
- |
||||||
12. |
Перестройка водопропускной трубы на км 39+900 автомобильной дороги Пушной - Новое Машезеро |
0,2 км/30,0 п.м |
- |
- |
4,900 |
- |
- |
||||||
13. |
Перестройка водопропускной трубы на км 25+900 автомобильной дороги Тунгозеро - Калевала |
0,1 км/20,0 п.м |
- |
- |
1,600 |
- |
- |
||||||
14. |
Капитальный ремонт участка автомобильной дороги Подъезд к пос. Вяртсиля, км 52 - км 54 |
3,0 км |
- |
- |
28,000 |
- |
- |
||||||
15. |
Капитальный ремонт моста через р. Кутижма на км 48+800 автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви |
22,9 п.м |
- |
- |
- |
15,000 |
- |
||||||
16. |
Капитальный ремонт моста через р. Сяпся на км 58+060 автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви |
50,1 п.м |
- |
- |
- |
29,100 |
- |
||||||
17. |
Перестройка водопропускной трубы на км 136+774 автомобильной дороги Муезерский - Гимолы - Поросозеро |
0,161 км/20,0 п.м |
- |
- |
- |
2,000 |
- |
||||||
18. |
Устройство водопропускной трубы на км 36+720 автомобильной дороги Подъезд к пос. Ондозеро |
0,204 км/20,0 п.м |
- |
- |
- |
3,900 |
- |
||||||
19. |
Устройство горизонтальных площадок на подходах к железнодорожному переезду на 2 км автомобильной дороги Кемь - Лонка через Калевалу |
0,6 км |
- |
- |
- |
5,000 |
- |
||||||
20. |
Капитальный ремонт участка автомобильной дороги Кочкома - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - госграница, км 244 - км 246 |
3,0 км |
- |
- |
- |
25,000 |
- |
||||||
21. |
Капитальный ремонт моста через соединительный канал Ондской ГЭС на 42 км автомобильной дороги "Кола", км 748 - Сегежа |
115 п.м |
- |
- |
- |
- |
50,000 |
||||||
22. |
Капитальный ремонт моста через водосброс на 31 км автодороги Пушное - Беломорск |
57,0 п.м |
- |
- |
- |
- |
25,000 |
||||||
23. |
Капитальный ремонт моста через р. Мегрега на км 2+000 автодороги Мегрега - Верховье |
46,8 п.м |
- |
- |
- |
- |
20,000 |
||||||
24. |
Перестройка водопропускной трубы на км 53 автодороги Суоярви - Юстозеро - Медвежьегорск |
0,2 км/17,5 п.м |
- |
- |
- |
- |
3,500 |
||||||
Итого по объектам |
110,873 |
16,811 |
100,000 |
80,000 |
98,500 |
||||||||
Затраты на проектно-изыскательские работы |
0,000 |
15,000 |
15,000 |
15,000 |
10,000 |
||||||||
Итого |
110,873 |
31,811 |
115,000 |
95,000 |
108,500 |
Утверждение и внесение изменений в перечень объектов капитального ремонта объектов дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения Республики Карелия в течение текущего года осуществляется Правительством Республики Карелия.
Перечни ремонта объектов дорожного хозяйства и содержания сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на очередной финансовый год утверждаются Министерством строительства Республики Карелия в соответствии с мероприятиями Программы в порядке, установленном Министерством строительства Республики Карелия.
5. Ресурсное обеспечение мероприятий
В качестве основных источников финансирования мероприятий Программы рассматриваются средства бюджета Республики Карелия и средства федерального бюджета.
Всего на реализацию мероприятий Программы планируется направить средства в размере 17207,3 млн. рублей, в том числе:
средства бюджета Республики Карелия в размере 15076,6 млн. рублей (в 2012-2015 годах - средства Дорожного фонда Республики Карелия в объеме 10748,8 млн. рублей), из них на объекты строительства и реконструкции в рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия предусмотрено 2723,9 млн. рублей;
средства федерального бюджета в размере 2130,6 млн. рублей, из них на объекты строительства и реконструкции в рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия предусмотрено 2043,9 млн. рублей.
Строительство и реконструкция автомобильных дорог и мостовых сооружений выполняется в рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия.
Объемы выделения субсидий на выполнение мероприятий по автодорогам местного значения определяются методикой распределения субсидий между муниципальными образованиями на реализацию Региональной целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года" и ежегодно утверждаются Правительством Республики Карелия (далее - методика). Объемы софинансирования данных мероприятий из средств местных бюджетов также уточняются ежегодно в соответствии с методикой и будут определяться в соответствии с заключенными соглашениями о выделении субсидий между Министерством строительства Республики Карелия и муниципальными образованиями.
Объемы финансирования Программы по источникам и направлениям финансирования приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Объемы финансирования Программы, млн. рублей
Источники и направления финансирования |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Ожидаемые объемы финансирования |
Всего за 2007-2015 годы |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего, в том числе |
910,5 |
1265,9 |
913,8 |
939,4 |
1259,8 |
2694,7 |
3163,0 |
3209,1 |
2851,1 |
17207,3 |
По Программе |
463,5 |
663,3 |
756,3 |
602,4 |
757,9 |
2017,0 |
2333,0 |
2345,0 |
2501,1 |
12439,5 |
В рамках адресной инвестиционной программы (строительство и реконструкция) |
447,0 |
602,6 |
157,5 |
337,0 |
501,9 |
677,7 |
830,0 |
864,1 |
350,0 |
4654,8 |
Из них | ||||||||||
Средства федерального бюджета, в том числе |
289,7 |
339,7 |
145,2 |
0,0 |
186,9 |
314,0 |
494,0 |
361,1 |
0,0 |
2130,6 |
Строительство и реконструкция | ||||||||||
1. Автодороги |
289,7 |
318,3 |
65,6 |
0,0 |
186,9 |
314,0 |
494,0 |
361,1 |
0,0 |
2029,6 |
2. Мостовые сооружения |
0,0 |
14,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
14,3 |
Капитальный ремонт и ремонт | ||||||||||
1. Автодороги |
0,0 |
7,1 |
79,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
86,7 |
Средства бюджета Республики Карелия (с учетом условно утверждаемых расходов), в том числе |
620,8 |
926,2 |
768,6 |
939,4 |
1072,9 |
2380,7 |
2669,0 |
2848,0 |
2851,1 |
15076,6 |
Строительство и реконструкция | ||||||||||
1. Автодороги |
124,5 |
179,4 |
68,6 |
322,2 |
302,7 |
333,7 |
44,7 |
216,1 |
179,0 |
1770,9 |
2. Мостовые сооружения |
28,5 |
82,0 |
11,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
271,3 |
266,9 |
151,0 |
811,6 |
3. Проектно-изыскательские работы |
4,3 |
8,6 |
11,4 |
14,8 |
12,3 |
30,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
141,4 |
Итого |
157,3 |
270,0 |
91,9 |
337,0 |
315,0 |
363,7 |
336,0 |
503,0 |
350,0 |
2723,9 |
Капитальный ремонт и ремонт | ||||||||||
1. Автодороги |
18,5 |
155,2 |
99,0 |
52,4 |
156,8 |
460,2 |
461,5 |
314,5 |
377,0 |
2095,1 |
2. Мостовые сооружения |
44,8 |
38,0 |
77,3 |
47,0 |
38,3 |
135,0 |
157,6 |
140,6 |
230,4 |
909,0 |
3. Водопропускные трубы |
0,7 |
0,0 |
8,0 |
0,2 |
2,8 |
10,2 |
14,6 |
15,9 |
16,0 |
68,4 |
4. Проектно-изыскательские работы |
7,5 |
7,5 |
7,3 |
1,1 |
6,1 |
29,4 |
45,6 |
44,3 |
34,9 |
183,7 |
Итого |
71,5 |
200,7 |
191,6 |
100,7 |
204,0 |
634,8 |
679,3 |
515,3 |
658,3 |
3256,2 |
Содержание, прочие затраты, субсидии местным бюджетам | ||||||||||
1. Содержание автодорог |
361,3 |
422,8 |
455,7 |
464,3 |
514,2 |
800,0 |
960,0 |
1050,0 |
1060,0 |
6088,3 |
2. Прочие затраты (налог на имущество и др.) |
30,7 |
32,7 |
29,4 |
37,4 |
39,7 |
182,2 |
181,5 |
182,8 |
182,8 |
899,2 |
3. Субсидии местным бюджетам (с учетом условно утверждаемых расходов), в том числе |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
400,0 |
512,2 |
596,9 |
600,0 |
2109,1 |
3.1. Строительство (реконструкция) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
126,0 |
120,0 |
125,0 |
125,0 |
490,0 |
3.2. Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
143,9 |
120,0 |
125,0 |
125,0 |
490,0 |
3.3. Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
126,0 |
120,0 |
125,0 |
125,0 |
490,0 |
3.4. Иные мероприятия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,1 |
152,2 |
221,9 |
225,0 |
639,1 |
6. Механизмы реализации, организации управления и контроль за ходом выполнения Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство строительства Республики Карелия.
Исполнители мероприятий Программы осуществляют реализацию мероприятий Программы в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством строительства Республики Карелия.
Государственный заказчик Программы:
осуществляет распределение средств бюджета Республики Карелия и средств из внебюджетных источников (в случае их привлечения) на реализацию программных мероприятий, ответственным за выполнение которых является;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств бюджета Республики Карелия и средств из внебюджетных источников, привлекаемых на ее реализацию;
осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П;
составляет ежеквартальный отчет о результатах реализации мероприятий Программы и направляет его в Министерство экономического развития Республики Карелия;
ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, готовит доклад о ее выполнении.
Ежеквартальный мониторинг осуществляется по представляемым в Министерство экономического развития Республики Карелия отчетам за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев текущего года.
Государственный заказчик в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляет квартальный отчет о результатах реализации Программы по установленной форме, в котором указываются показатели программных мероприятий, ответственным за выполнение которых он является.
Государственный заказчик Программы ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Министерство экономического развития Республики Карелия сводный квартальный отчет по Программе.
Государственный заказчик Программы направляет в Министерство экономического развития Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия ежегодно в срок не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным, сводный доклад о выполнении Программы.
Государственный заказчик Программы размещает на официальном сайте текст Программы, доклады о реализации Программы, результаты мониторинга реализации Программы, оценку значений целевых показателей и показателей результатов.
Государственный заказчик и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на ее реализацию.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
7. Оценка эффективности осуществления Программы
В результате выполнения мероприятий Программы предполагается осуществить развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, обеспечивающей безопасные и бесперебойные перевозки грузов и пассажиров, повышение мобильности населения, создание комфортных условий дорожного движения, снижение транспортных издержек. При этом показателем оценки эффективности исполнения Программы будет являться доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.
Показатели оценки эффективности Программы приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Показатели оценки эффективности Программы
Наименование показателя |
Содержание показателя |
Единицы измерения |
2006 год базовый |
2010 год достигнутый |
Планируемые значения показателя |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год к 2006 году, % |
|||||
1. Увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям |
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям |
% |
15 |
19 |
20 |
25 |
28 |
31 |
34 |
+19 |
2. Увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям |
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям |
% |
- |
10 |
10 |
18 |
22 |
26 |
30 |
+20 |
Показатели оценки эффективности Программы определяются на основании статистических данных, представляемых КУ "УАД РК" в Федеральное дорожное агентство и Карелиястат по форме N 1-ДГ и муниципальными образованиями в Министерство строительства Республики Карелия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 сентября 2006 г. N 284 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2006 г., N 9, ст.1057
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 857 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 23 апреля 2013 г. N 208 р-П
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 24 февраля 2012 г. N 121 р-П