В соответствии с поручением Минрегиона России от 16.11.2005 N 22571-1 Росстрой рассмотрел обращение губернатора Ханты-Мансийского автономного округа В.А. Филипенко с просьбой дать разъяснение существующих положений о порядке согласования и введения в действие территориальных строительных норм (ТСН), а также о возможных условиях рассмотрения Министерством в лице Росстроя проекта ТСН "Нормы проектирования и строительства автомобильных дорог общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и сообщает.
Территориальные строительные нормы, как вид нормативного технического документа субъектов Российской Федерации, были введены в практику проектирования и строительства при утверждении СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Затем ТСН нашли отражение в статье 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ в форме территориальных градостроительных нормативов и правил. В соответствии с этими документами ТСН после утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регистрации в Госстрое России становились обязательными для применения на соответствующей территории.
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 10-01-94 был отменен в 2003 году. В январе 2005 года введен новый Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, который отменил положения ранее действующего Кодекса о разработке и утверждении органами власти субъектов Российской Федерации территориальных норм по проектированию и строительству и, соответственно, об их регистрации в федеральных органах власти. Отсутствуют ТСН и в Федеральном законе "О техническом регулировании".
Таким образом, возможность разработки территориальных строительных норм в действующем законодательстве не предусмотрена. Статьями 7 и 8 нового Градостроительного кодекса Российской Федерации в числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности (к которой относятся также проектирование и строительство дорог) и полномочий органов местного самоуправления установлено лишь утверждение соответственно региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Эти нормативы в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения территорий объектами, необходимыми для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, но не технические нормы по проектированию и строительству этих объектов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ
Техническое регулирование в области градостроительной деятельности Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесено исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти (статья 6). В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" понятие "технического регулирования" включает в себя установление как обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе - в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации лишены права утверждать территориальные нормы технического характера, и это один из вопросов реализации Закона в сфере строительства, который требует принципиального решения.
Вместе с тем в качестве временной меры Росстрой считает целесообразным рассмотреть в Минрегионе России с юридической службой вопрос о возможности разработки обязательных территориальных строительных норм по вопросам безопасности до введения в действие соответствующих технических регламентов. По мнению Росстроя, пункт 2 статьи 4 нового Градостроительного кодекса Российской Федерации в сочетании с пунктом 1 статьи 3 дает возможность самостоятельной разработки и утверждения ТСН в качестве нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам безопасности, не урегулированным действующими законами и техническими регламентами.
Со своей стороны, Росстрой, в целях реализации государственной политики и в порядке оказания услуг в соответствии с Положением о Росстрое готов поручить одной из подведомственных организаций рассмотреть на договорной основе проект ТСН "Нормы проектирования и строительства автомобильных дорог общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" с подготовкой соответствующего заключения до утверждения этого проекта правительством округа.
|
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно Градостроительному кодексу РФ техническое регулирование в области градостроительной деятельности (включая проектирование и строительство дорог) отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов РФ не вправе утверждать территориальные нормы технического характера. Они могут лишь устанавливать региональные нормативы градостроительного проектирования, содержащие минимальные расчетные показатели обеспечения территорий объектами, необходимыми для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека. Технические нормы по проектированию и строительству этих объектов утверждаются федеральными органами власти.
Письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12 декабря 2005 г. N АП-5159/02 "Разъяснение существующих положений о порядке согласования и введения в действие территориальных строительных норм (ТСН)"
Текст письма опубликован в Информационном бюллетене "Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", февраль 2006 г., N 1