Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 4 мая 2010 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии - Мишеловина В.Б. - начальника Управления контроля органов власти; Абышева С.В. - заместителя начальника Управления контроля органов власти; Грачевой И.М. - заместителя начальника отдела методологии и государственных преференций Управления контроля органов власти; Садовниковой М.И. - заместителя начальника отдела проверок Управления контроля органов власти; Лавровой М.В. - заместителя начальника отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти; Осиповой Е.В. - начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического Управления; Дроздова Б.Б. - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Луцкого А.Г. - заместителя начальника отдела информационной безопасности Управления информационных технологий; Кожинского А.В. - главного специалиста - эксперта отдела строительства и земельных отношений Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1 15/24-10, возбужденное в отношении Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии Мавдрикова Е.С. - представителя Минрегиона России (по доверенности от 25.03.2010 N 7-ОД), Крапивенской Е.А. - представителя Минрегиона России (по доверенности от 01.04.2010 N 12-ОД), Родионовой Ю.Х. - представителя Минрегиона России (по доверенности от 14.04.2010 N 22-ОД), Тулупова П.В. - представителя Общества с ограниченной ответственностью Центр по разработке и внедрению информационных технологий "ГРАНД" (далее - Центр ГРАНД или Общество) (в соответствии с протоколом общего собрания участников Общества от 14.05.2009 N 14), Гольцовой Л.Ю. - представителя Центр ГРАНД (по доверенности от 08.04.2010), Шуппо В.П. - представителя Центр ГРАНД (по доверенности от 08.04.2010), Познанской Н.А. - представителя Некоммерческой организации "Ассоциация разработчиков программного обеспечения для строительства АРПС" (далее - НО АРПС) (в соответствии с Протоколом общего собрания учредителей НО АРПС от 01.09.2004 N 1), Кисилева Д.В. - представителя НО АРПС (по доверенности от 29.03.2010), Виноградова Д.Б. - представителя НО АРПС (по доверенности от 29.03.2010), Седова В.В. - представителя Федерального государственного учреждения "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (далее - ФГУ "ФЦЦС") (по доверенности от 08.04.2010 N 11), Михайлова Д.И. - представителя ООО "ГосСтройСмета" (по доверенности от 08.04.2010 N 12), Грибачевой К.К. - представителя Некоммерческой организации "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (далее - Ассоциация) (по доверенности от 01.04.2010 N 15), Шиклеева В.В. - представителя Общероссийского профессионального союза сметчиков (далее - ОПСС) (по доверенности от 09.04.2010 N 9/36), Хачатряна А.В. - представителя ОПСС (по доверенности от 09.04.2010 N 9/36), Полещук Е.И. - представителя Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНФОРМИЗДАТ" (по доверенности от 08.04.2010 N 36), Поляковой О.В. - представителя Федерального государственного учреждения "Главгосэкспертиза России" (по доверенности от 08.04.2010 N 13), Горячкина П.В. - представителя Межрегиональной общественной организации по содействию развитию строительной отрасли "Союз инженеров-сметчиков" (далее - Союз инженеров - сметчиков) (в соответствии с протоколом общего собрания Союза инженеров - смегчиков от 25.12.2009), Варзаря С.А. - представителя Союза инженеров - сметчиков (по доверенности от 06.04.2010 N 1), Котельникова O.Н. - представителя Общества с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве" (далее - Санкт-Петербургский РЦЦС) (по доверенности от 11.01.2010 N 1/1, Подгорной Л.Н. - представителя Открытого акционерного общества Московский центр ценообразования в строительстве "Мосстройцены" (в соответствии приказом о вступлении генерального директора в должность от 21.08.2000 N 37) установила:
основанием для возбуждения дела N 1 15/24-10 в отношении Минрегиона России послужило обращение хозяйствующих субъектов Центр ГРАНД и НО АРПС, содержащее информацию о наличии в действиях Минрегиона России признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Росстрой) было издано письмо от 04.04.2008 N ВБ-1301/02 "Об автоматизированных программах сметных расчетов" (далее - Письмо Росстроя), сообщающее о внедрении автоматизированного программного комплекса сметных расчетов в строительстве "ГОССТРОЙСМЕТА" и рекомендующее его к применению при проверке достоверности сметного раздела проектной документации и первичной учетной документации в строительстве.
Письмо Росстроя было адресовано федеральным органам исполнительной власти, организациям по проведению государственной экспертизы субъектов Российской Федерации и предприятиям инвестиционно-строительной сферы.
На основании письма Росстроя рядом органов власти как федеральных, так и субъектов Российской Федерации были изданы нормативные и ненормативные правовые акты и документы, содержащие рекомендации и указания на применение программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА".
Так, Управлением строительства Минобороны России издано письмо от 20.11.2008 N 156/1/3/1002 (далее - Письмо Минобороны России), адресованное начальникам главных и центральных управлений Минобороны России, заместителям командующих войсками военных округов (флотами) по строительству и расквартированию войск, начальникам финансово-экономических управлений видов Вооруженных Сил, руководителям проектных организаций Ассоциации проектных организаций специального строительства и другим организациям. В указанном письме содержится рекомендация: "...в срок до 30 декабря 2008 года принять решение о практическом применении программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА", и разъясняется, что указанная рекомендация - следствие реализации единой государственной политики ценообразования и сметного нормирования Минрегиона России. Также данное письмо содержит указание на ФГУ "ФЦЦС", в которое следует обращаться по всем вопросам внедрения программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА".
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Росстрой упразднен. Функции Росстроя переданы Минрегиону России.
Минрегионом России издано письмо от 10.11.2009 N 37322-СК/08 "Рекомендации для проведения проверки достоверности сметных разделов проектной документации" (далее - Письмо Минрегиона России). Письмо Минрегиона России адресовано восьмидесяти четырем организациям по проведению государственной экспертизы субъектов Российской Федерации и содержит рекомендацию: "...для проведения проверки достоверности сметных разделов проектной документации принять базовым для всех организаций по проведению государственной экспертизы субъектов Российской Федерации специализированный программный комплекс экспертизы сметных расчетов "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ"...", без указания возможности использования какого-либо альтернативного программного комплекса.
В данном письме также содержится указание обращаться в ФГУ "ФЦЦС" по вопросам обучения и по вопросу предоставления программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" на безвозмездной основе.
Необходимо отметить, что распространением программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА" занимается хозяйствующий субъект - Общество с ограниченной ответственностью "ГосСтройСмета" (далее - ООО "ГосСтройСмета"), который является правообладателем товарного знака "ГОССТРОЙСМЕТА", который был зарегистрирован ФГУ "ФЦЦС" 15.01.2008 регистрационный N 341140, и затем, согласно договору об уступке товарного знака от 23.10.2008 РД0042452 прежний правообладатель ФГУ "ФЦЦС" уступил указанный товарный знак ООО "ГосСтройСмета".
В описании программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ", размещенного на сайте распространителя программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА" по адресу www.gosstroysmeta.ru, приведены данные о том, что программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА - ЭКСПЕРТ" имеет лишь одно функциональное отличие от прочих редакций программного комплекса, позволяя только загружать в программу сметы и проводить экспертизу без возможности составления и корректировки сметной документации. То есть, программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" является одной из редакций программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА".
Ни в одном из поименованных выше писем, содержащих прямые рекомендации на приобретение, внедрение и применение программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА", не содержится информация о возможности применения других сметных программ, аналогичных программному комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА".
На заседании Комиссии представитель Минрегиона России пояснил, что программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" разработан ФГУ "ФЦЦС" в соответствии с Уставом указанного учреждения и в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", которым утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
В соответствии с позицией представителей Минрегиона России, программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" предназначен для применения при проведении проверки достоверности сметного раздела проектной документации для органов экспертизы (осуществляющих проверку достоверности сметного раздела проектной документации), казначейскими структурами для проверки соответствия первичной учетной документации утвержденным сметам, контрольно-ревизионными управлениями для осуществления непосредственных функций по контролю за целевым и эффективным расходом бюджетных средств.
Кроме того, согласно мнению представителя Минрегиона России, указанный программный комплекс распространяется без взимания платы в целях использования заказчиками перед направлением на проверку достоверности сметного раздела проектной документации. Программный комплекс экспертизы сметных расчетов "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" не является коммерческим продуктом и позволяет исключительно проводить экспертизу без возможности составления и корректировки сметной документации.
По свидетельству представителя Минрегиона России, в связи с возникшей необходимостью в обеспечении достоверности сметных расчетов в строительстве письмо Росстроя было доведено до сведения заинтересованных структур и организаций. При этом название программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА", применяемого в указанном письме, не было официально утверждено и являлось рабочим вариантом. Вместе с тем, в Письме Росстроя указано на функциональность программного комплекса: "для применения при проверке достоверности сметного раздела проектной документации и первичной учетной документации в строительстве, финансирование которого осуществляется с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации".
В соответствии с позицией Минрегиона России, в окончательном виде программный комплекс экспертизы сметной документации "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" (упоминание о котором шло в письме Росстроя) приобрел свое название после государственной регистрации согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.12.2009 г. N 2009617042.
Также, согласно позиции представителей Минрегиона России существует программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА", который является самостоятельной программой, принадлежащей ООО "ГосСтройСмета", функционально отличающийся от программного комплекса экспертизы сметных расчетов "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" и применяется в целях составления смет. Программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА" реализуется на коммерческой основе по иным основаниям и имеет аналоги, такие как "1С:Смета", "РИК", "Smeta WIZAR", "Гектор: Сметчик-Строитель", "Гранд-Смета", "Арос", "Smeta.ru" и другие. Программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ", по мнению представителей Минрегиона России, не является аналогом указанных программ и не представляет пользователю набор функций, предусмотренный программными комплексами, предназначенными для разработки раздела сметной документации.
Представитель ФГУ "ФЦЦС" также пояснил, что программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА", распространяемый ООО "ГосСтройСмета", и программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ", рекомендованный Росстроем и Минрегионом России, являются абсолютно разными программными продуктами.
Комиссией установлено, что ФГУ "ФЦЦС" ряду органов власти и организаций разослал письма, содержащие информацию о приоритетном государственном программном комплексе "ГОССТРОЙСМЕТА".
Так, в письме от 03.02.2010 N 101-10356/ФЦ (далее - Письмо ФГУ от 03.02.2010), адресованном учебным заведениям, ФГУ "ФЦЦС" указывает, что "...программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА" рекомендован Росстроем (письмо от 04.04.2008 N ВБ-1301/02),. принят органами по проведению государственной экспертизы в качестве базового (письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.11.2009 N 37322-СК/08) и, являясь приоритетным государственным программным комплексом в области сметных расчетов, имеет распространение по всей территории Российской Федерации в контрольно-кассовых органах, органах по проведению государственной экспертизы, службах государственных и муниципальных заказчиков и заказчиков субъектов Российской Федерации. Программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА" и сметно-нормативные базы в его составе полностью соответствуют действующему законодательству в сфере сметного нормирования... Достоверность нормативной информации ... подтверждается единым для всей территории Российской Федерации документом - Регистрационной картой пользователя сметно-нормативной базы...".
Письмом от 19.01.2010 N 23-10360/ФЦ (далее - Письмо ФГУ от 19.01.2010) ФГУ "ФЦЦС" предлагает Губернатору Тюменской области централизованно оснастить органы государственной экспертизы и иные контрольно-финансовые органы Тюменской области программным комплексом "ГОССТРОЙСМЕТА", далее также приводятся ссылки на Письмо Росстроя и Письмо Минрегиона России.
Следует отметить, что в Письмах ФГУ от 03.02.2010 и от 19.01.2010 при упоминании Писем Росстроя и Минрегиона ФГУ "ФЦЦС", являющийся правообладателем программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА - ЭКСПЕРТ", рекомендует программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА", правообладателем которого является хозяйствующий субъект ООО "ГосСтройСмета", без каких-либо упоминаний собственного программного комплекса, что позволяет адресатам писем - пользователям программных комплексов однозначно понимать, что в указанных письмах речь идет именно о программном комплексе "ГОССТРОЙСМЕТА".
По мнению представителя Центр ГРАНД, информацию Минрегиона России о том, что программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" не является коммерческим продуктом, нельзя считать достоверной, поскольку на официальном сайте разработчика программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА" ООО "ГосСтройСмета" по адресу www.gosstroysmeta.ru в разделе "Продукты" размещена информация о распространяемых продуктах, в том числе и о программном комплексе "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ". Кроме того, представителем Центра ГРАНД представлен счет от ООО "ГосСтройСмета" от 09.04.2010 N 13 который свидетельствует о том, что программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" для хозяйствующих субъектов распространяется по цене 12 500 рублей, то есть на коммерческой основе.
На вопрос Комиссии, по каким критериям для проведения проверки достоверности сметных разделов проектной документации принят базовым для всех организаций по проведению государственной экспертизы субъектов Российской Федерации специализированный программный комплекс экспертизы сметных расчетов "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ", а не какой-либо другой программный комплекс, представитель Минрегиона России пояснил следующее.
"ГОССТРОЙСМЕТ-ЭКСПЕРТ" обладает функциями, которыми не обладают другие программные продукты. Программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" был выбран как базовый при проведении проверки достоверности сметных разделов проектной документации по рекомендации ФГУ "ФЦЦС", никакого конкурсного отбора с участием разработчиков программных комплексов Минрегионом России не проводилось.
Согласно информации, размещенной на сайте разработчика программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА" ООО "ГосСтройСмета" по адресу www.gosstroysmeta.ru в разделе "Сравнение редакций" размещена таблица сравнений версий Программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА", из которой видно, что теми же функциями, что и "ГОССТРОЙСМЕТ-ЭКСПЕРТ", обладают в той или иной степени и другие версии программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА". Так, например, такая функция экспертизы смет как Упрощенная проверка смет (подсветка ошибочных позиций сметы) доступна помимо версии "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" в версиях "СТРОИТЕЛЬ", "СТАНДАРТ" и "ПРОФЕССИОНАЛ". Редакция программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА" версия "ПРОФЕССИОНАЛ" вообще обладает всеми функциями, имеющимися в версии "ГОССТРОЙСМЕТА - ЭКСПЕРТ".
Комиссией установлено, что программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ", зарегистрированный ФГУ "ФЦЦС", распространяется хозяйствующим субъектом ООО "ГосСтройСмета". Основания распространения указанного программного комплекса данным хозяйствующим субъектом Комиссией не установлено.
Комиссия, заслушав мнения Минрегиона России, Заявителей и заинтересованных лиц, сочла доводы Минрегиона России несостоятельными, поскольку подтверждения, что программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" является некоммерческим продуктом и распространяется только на безвозмездной основе, Комиссии не представлено.
Следует также отметить, что письмо Минрегиона России N 37322-СК/08 издано 10.11.2009, а программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ" зарегистрирован в реестре программ для ЭВМ только 28.12.2009 (согласно свидетельству о государственной регистрации программы для ЭВМ N 2009617042), то есть письмо Минрегиона России издано раньше регистрации прав ФГУ "ФЦЦС" на указанный программный комплекс.
Таким образом, Минрегион России в письме от 10.11.2009 N 37322-СК/08 "Рекомендации для проведения проверки достоверности сметных разделов проектной документации" рекомендовал без проведения конкурсного отбора коммерческий продукт - программный комплекс "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ", являющийся версией программного комплекса сметных расчетов "ГОССТРОЙСМЕТА". Рекомендации о применении программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА", содержащиеся в письме Росстроя, и программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ", содержащиеся в Письме Минрегиона, Комиссия рассматривает как указания организациям (адресатам писем) на приобретение указанных программных комплексов в приоритетном порядке, что, в свою очередь, может повлечь ограничение или устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке (рынке разработки и реализации программ сметных расчетов).
Пункт 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает Федеральным органам исполнительной власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в частности запрещаются: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, в действия# Минрегиона России по изданию письма от 10.11.2009 N 37322-СК/08 "Рекомендации для проведения проверки достоверности сметных разделов проектной документации", является нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По вопросу допущения Мирегионом России бездействия в части неосуществления контроля за деятельностью подведомственного ФГУ "ФЦЦС" Комиссией установлено следующее.
По информации, представленной представителем Центра "ГРАНД", 18-19 марта 2008 года состоялось Всероссийское совещание по вопросам реализации государственной политики в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве (далее - Совещание). По результатам Совещания была утверждена Резолюция, в которой и. о. руководителя Росстроя сообщил "... о необходимости введения универсального электронного формата представления сметной документации в составе проекта строительства, необходимого для автоматизации процесса проверки достоверности сметного раздела проектной документации на основе автоматизированного комплекса разработки и экспертизы сметной документации ГОССТРОЙСМЕТА...".
На Совещании начальник ФГУ "ФЦЦС" доложил "...о подготовке регистрационной карты электронного эталона сметной нормативной базы - 2001 для автоматизированных программ сметных расчетов, как основного признака соответствия содержимого автоматизированных программ сметных расчетов...". Также начальником ФГУ "ФЦЦС" до участников Совещания была доведена информация о создании программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА".
В Резолюции был зафиксирован ряд решений, принятых на Совещании, в том числе: ФГУ "ФЦЦС" разместить в общем доступе на сайте www.estml.ru информацию о технических характеристиках программного комплекса ГОССТРОЙСМЕТА, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным органам по ценообразованию в строительстве обеспечить внедрение программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА" на территории субъектов Российской Федерации, и пр.
Росстрой письмом от 07.04.2008 N ВБ-1356/02 (далее - Письмо Росстроя от 07.04.2008) уведомил федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятия инвестиционно-строительного комплекса о принятии Резолюции Совещания. Письмо, в числе прочего, содержит указание на необходимость организации работ по выполнению принятых на Совещании решений.
На основании Письма Росстроя от 07.04.2008 и по результатам Совещания ФГУ "ФЦЦС" разослал ряд писем сообщающих о выпуске приоритетного, рекомендованного Госстроем программного комплекса "ГОССТРОЙСМЕТА", финансирование которого осуществляется с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
Так, 17.07.2008 ФГУ "ФЦЦС" направило письмо N 611-5909/ФЦ (далее - Письмо ФГУ "ФЦЦС" N 5909) на имя начальника Департамента капитального строительства ОАО "НК "Роснефть" Егорова В.В. "О новой редакции государственных сметных нормативов".
23.07.2008 ФГУ "ФЦЦС" направило письмо N 620-5093/ФЦ (далее - Письмо ФГУ "ФЦЦС" N 5093) "О новой редакции государственных сметных нормативов" проектно-изыскательским организациям.
Письмами от 29.09.2008 N 847 - 7900/ФЦ (далее Письмо ФГУ "ФЦЦС" N 7900) в адрес региональных органов по ценообразованию в строительстве и предприятий инвестиционно-строительной сферы, а также от 03.10.2008 N 870-7652/ФЦ (далее - Письмо ФГУ "ФЦЦС" N 7652) в адрес организаций инвестиционно-строительной сферы ФГУ "ФЦЦС" уведомило адресатов о выпуске электронного эталона сметно-нормативной базы ценообразования территориального уровня (далее - ФСНБ-2001), а также о процедуре подтверждения достоверности содержимого баз данных для использования в автоматизированных комплексах сметных расчетов, а именно о том, что ФСНБ-2001 сопровождается регистрационной картой ФГУ "ФЦЦС". При этом, в вышеуказанных письмах приведена следующая формулировка: регистрационная карта ФГУ "ФЦЦС" является единственным признаком достоверности содержимого баз данных автоматизированных программ сметных расчетов действующей редакции сборников сметных нормативов всех уровней.
Также на официальном сайте ФГУ "ФЦЦС" по адресу www.fgufccs.ru был размещен Реестр программных продуктов сметных расчетов, участвующих в распространении сметно-нормативных баз федерального и территориального уровней (далее - Реестр).
Согласно приведенной на сайте информации, актуализация реестра сметных программ, официально распространяющих сметно-нормативные базы федерального и территориального уровней, производится на основании данных региональных центров ценообразования. Региональные центры ценообразования информируют ФГУ "ФЦЦС" о перечне программ сметных расчетов, осуществляющих распространение территориальных сметных нормативов на основании заключенных договоров. То есть согласно Письмам ФГУ ФЦЦС N 7900 и N 7652 только программные комплексы, включенные в Реестр имеют доступ к достоверным сметным нормативным базам.
Комиссией не установлены нормативные правовые акты, которыми ФГУ "ФЦЦС" наделяется полномочиями по ведению Реестра. Более того, никаким нормативным правовым актом не установлен правовой статус Реестра.
Согласно письму ФГУ "ФЦЦС" от 30.12.2009 N 59593, учреждение не имеет сведений о наличии нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы документарного обеспечения при внедрении сметно-нормативных баз ценообразования, органы ценообразования в строительстве выпускают различные документы (сертификаты, регистрационные карты, лицензионные договоры, галлограммы и т.п.).
Таким образом, ФГУ "ФЦЦС" письмами N 7900, N 5909, N 5093, N 7652 ввело в заблуждение адресатов (органы власти, хозяйствующих субъектов и других организаций) о статусе распространяемых им документов, как единственных подтверждающих правомерность использования эталонных сметных нормативных баз.
Несмотря на отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по распространению регистрационных карт и ведению Реестра, Министерство градостроительства Пермского края письмом от 08.04.2009 N СЭД-35-03-06-378 "О применении программных продуктов сметных расчетов" рекомендовало главам муниципальных образований Пермского края при проверке достоверности сметного раздела проектной документации и первичной учетной документации в строительстве, финансирование которых осуществляется с привлечением федеральных и краевых бюджетных средств, использовать программные продукты, прошедшие соответствующую сертификацию. Далее приводится ссылка на официальный сайт ФГУ "ФЦЦС", а именно на раздел, содержащий Реестр.
Программные продукты, распространяемые Заявителями - Центром ГРАНД и НО АРПС не включены в Реестр. На основании информации, размещенной на официальном сайте ФГУ "ФЦЦС" и содержащейся в письмах ФГУ "ФЦЦС" N 7900 и N 7652, Заявители получили отказы от ряда пользователей распространяемых ими программных продуктов от использования смет, выполненных в программах "ГРАНД-Смета" и "smeta.ru", которых нет в Реестре.
Так, например, письмом Общества с ограниченной ответственностью "КУБАНЬ УНИВЕРСАЛ ПРОЕКТ" от 27.11.2009 N 336 "О проектировании Олимпийских объектов" Центр "ГРАНД" был проинформирован, что по причине отсутствия программы "ГРАНД-Смета" в Реестре заказчик - Открытое акционерное общество "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского Края "ОМЕГА" не принимает сметные расчеты, выполненные в этой программе.
Федеральное государственное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" письмом от 19.10.2009 N 13/06-16 уведомило НО "АРПС" о том, что при сдаче документов в Росавтодор сметная документация, выполненная в программе "smeta.ru", не принимается и направляется обратно с формулировкой: "...сметная документация выполнена с использованием программного комплекса "smeta.ru", который не включен в Реестр программных продуктов сметных расчетов, участвующих в распространении сметно-нормативных баз федерального и территориального уровней...".
Указанное выше подтверждается письмами Начальника Управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Росавтодора от 07.10.2009 N ё и от 13.10.2009 N 09/3-968 на имя Заместителя начальника Управления строительства и проектирования автомобильных дорог Росавтодора. Указанные письма содержат информацию о непринятии сметной документации, выполненной с использованием программного комплекса "smeta.ru", в связи с отсутствием его в Реестре.
По вопросу осуществления контроля за деятельностью ФГУ "ФЦЦС" представитель Минрегиона России пояснил, что нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ФГУ "ФЦЦС" по распространению регистрационных карт, свидетельств о включении программных продуктов в перечень программ, допущенных к распространению эталона федеральной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, ведению реестра программных продуктов сметных расчетов, участвующих в распространении сметно-нормативных баз федерального и территориального уровней (ФСНБ-2001, ТСНБ-2001), Минрегион России не издавал.
Касательно статуса Реестра представитель Минрегиона России пояснил, что указанная деятельность соответствует уставной деятельности ФГУ "ФЦЦС", а сам Реестр носит информационный характер.
По мнению представителя Минрегиона России, Министерство в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" осуществляет анализ экономической эффективности деятельности подведомственных Министерству учреждений и утверждение экономических показателей их деятельности, а также проверку финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса в подведомственных Министерству организациях. Иные функции по контролю ФГУ "ФЦЦС" Минрегион России осуществлять не в праве.
Комиссией установлено, что глава II Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации утверждает полномочия Минрегиона России. Пункт 6.6 указанной главы фиксирует полномочия Минрегиона России по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных организаций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Устава ФГУ "ФЦЦС" руководство учреждением осуществляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Учредителем.
Таким образом, Учредитель ФГУ "ФЦЦС" - Минрегион России при принятии решения о назначении или освобождения от должности должен руководствоваться определенными критериями. Представитель Минрегиона России по данному вопросу пояснил, что таковыми критериями является контроль за деятельностью, осуществляемой ФГУ "ФЦЦС".
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает Федеральным органам исполнительной власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По мнению Комиссии, Минрегион России допустил бездействие, а именно не осуществил контроль за деятельностью подведомственного ему ФГУ "ФЦЦС" по распространению недостоверной информации о статусе регистрационных карт, свидетельств о включении программных продуктов в перечень программ, допущенных к распространению эталона федеральной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, реестра программных продуктов сметных расчетов, участвующих в распространении сметно-нормативных баз федерального и территориального уровней (ФСНБ-2001, ТСНБ-2001), что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке разработки и реализации программ сметных расчетов.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Минрегион России нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15, а также часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Минрегиону России предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в части издания письма от 10.11.2009 N 37322-СК/08, содержащего рекомендацию: "... для проведения проверки достоверности сметных разделов проектной документации принять базовым для всех организаций по проведению государственной экспертизы субъектов Российской Федерации специализированный программный комплекс экспертизы сметных расчетов "ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ"...", что устанавливает для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке разработки и реализации программ сметных расчетов.
3. Выдать Минрегиону России предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в части неосуществления контроля за деятельностью подведомственного ему ФГУ "ФЦЦС" по распространению недостоверной информации о статусе регистрационных карт, свидетельств о включении программных продуктов в перечень программ, допущенных к распространению эталона федеральной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, а также реестра программных продуктов сметных расчетов, участвующих в распространении сметно-нормативных баз федерального и территориального уровней (ФСНБ-2001, ТСНБ-2001), что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке разработки и реализации программ сметных расчетов.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии |
П.Т. Субботин |
члены комиссии |
В.Б. Мишеловин |
Отпуск, приказ от 22.04.2010 N 522-о |
С.В. Абышев |
|
И.М. Грачева |
|
М.И. Садовникова |
|
М.В. Лаврова |
|
Е.В. Осипова |
Отпуск, приказ от 20.04.2010 N 482-о |
Б.Б. Дроздов |
|
А.Г. Луцкий |
Отпуск, приказ от 26.04.2010 N 549-о |
А.В. Кожинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 4 мая 2010 г. N ПС/13418 "Решение по делу N 115/24-10"
Текст письма опубликован в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2010 г., N 3