Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Е.М.Переплесниной, судей П.А.Союнена, Т.Н.Фотиной,
с участием сторон: заявительницы Е.А.Владимировой, представителя Главы Республики Карелия - М.В.Даниловой, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - Н.А.Евстигнеевой, -
руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 33, 83, 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение граждан Л.Л.Двигаловой, Е.А.Владимировой, В.К.Пятецкой, Г.А.Тимоевой.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия оспариваемые заявителями законоположения.
Заслушав заключение судьи-докладчика Е.М.Переплесниной, объяснения сторон, выступления представителей: Министерства финансов Республики Карелия - Р.В.Пахоменко, М.Е.Лебедевой; Отдела законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - Т.М.Водолагиной, - исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия, установил:
1. Закон Республики Карелия N 874-ЗРК "Об образовании" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 15 апреля 2005 года, подписан Главой Республики Карелия 29 апреля 2005 года, опубликован в газете "Карелия" 7 мая 2005 года N 48, действует с последующими изменениями и дополнениями.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавшие на момент выхода на пенсию в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац введен Законом Республики Карелия от 15 мая 2007 года N 1080-ЗРК, действует в редакции Закона Республики Карелия от 7 июня 2007 года N Ю84-ЗРК).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона от 7 июня 2007 г. следует читать как "N 1084-ЗРК"
Постановлениями Конституционного Суда Республики Карелия от 8 ноября 2007 года и от 25 марта 2008 года правовые предписания данной нормы, содержащиеся в словах "на территории Республики Карелия" и "Республики Карелия" признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия.
Граждане Л.Л.Двигалова, Е.А.Владимирова, В.К.Пятецкая, Г.А.Тимоева - вышедшие на пенсию педагогические работники, проработавшие по 25-30 лет в расположенных в сельской местности школах Прионежского района Республики Карелия, проживающие в близлежащем городе Петрозаводске, оспаривают конституционность правовых предписаний абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в той части, согласно которой правом на бесплатное отопление и освещение занимаемых ими жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются только пенсионеры - бывшие педагоги сельских школ, проживающие за пределами городов.
До 1 января 2005 года заявительницы пользовались указанной льготой. Полагают, что лишены права на нее после принятия действующей редакции Закона Республики Карелия "Об образовании". Считают, что предписания оспариваемой ими нормы республиканского Закона, согласно которым право на получение данной меры социальной поддержки предусмотрено только для сельских педагогов, проживающих за пределами городов, нарушают конституционный принцип равенства граждан, а потому противоречат статьям 16 и 19 Конституции Республики Карелия.
Заявительница Е.А.Владимирова в судебном заседании, поддерживая заявленные требования, пояснила, что, проживая в городе Петрозаводске, с 1957 года пользовалась льготой по оплате жилья с отоплением и освещением как работающий в сельской школе педагог. После выхода на пенсию данную льготу получала частично - по судебным решениям ей возвращали суммы, уплаченные за отопление занимаемого жилого помещения. За освещение жилья льгота ей не предоставлялась. Е.А.Владимирова считает, что федеральные законы гарантируют эти льготы и проживающим в близлежащих городах пенсионерам - бывшим педагогам сельских школ, а Закон Республики Карелия "Об образовании" их предоставление не предусматривает.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в той части, в какой они предусматривают для перешедших на пенсию лиц, не менее десяти лет осуществлявших педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в качестве условия получения права на бесплатное отопление и освещение занимаемых ими жилых помещений - проживание только за пределами городов.
2. Конституция Российской Федерации относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия.).
Рассматриваемый Закон Республики Карелия "Об образовании" принят в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих на территории республики, на образование и во исполнение Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Согласно статьям 3, 28, 29, 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "Об образовании" - как в редакциях, действовавших до 1 января 2005 года, так и в ныне действующей редакции - не устанавливал и не устанавливает в настоящее время право на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением за проживающими в близлежащих городах педагогами школ сельской местности, в том числе, перешедшими на пенсию. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие жилищно-коммунальные льготы для данной категории педагогических работников, проживающих в близлежащих городах, не принимались. Полномочия по установлению такой меры социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на уровень субъектов Российской Федерации не передавались.
В Республике Карелия законы или иные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки лицам рассматриваемой категории, также не принимались.
3. До реформирования системы социальных гарантий, проводимого в Российской Федерации, проживающие в близлежащих городах работающие педагоги сельских школ пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением на основании указания Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года N 215-1. Учителя сельских школ, проживающие в близлежащих городах, имели право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение, если сельские Советы, несмотря на заявления учителей этих школ о предоставлении им жилой площади, не смогли предоставить таковую в сельской местности по месту нахождения школы; учителя же сельских школ, проживающие в близлежащих городах в собственных домах, коммунальных квартирах, а также снимающие жилплощадь у частных лиц, отказавшиеся от занятия предоставляемой им жилплощади в сельской местности по месту нахождения школы, утрачивали право на получение бесплатной квартиры, но им должно было предоставляться бесплатно отопление и освещение (письмо Министерства финансов РСФСР от 17 июля 1952 года N 756 "О предоставлении коммунальных услуг сельским учителям, проживающим в городах")".
В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" право на данные льготы сохранялось при переходе указанных лиц на пенсию при условии, что общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах составлял не менее десяти лет, и если они, работая в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах и на момент выхода на пенсию пользовались бесплатными квартирами с отоплением и освещением.
Между тем, в существующей системе мер социальной защиты граждан, устанавливаемой в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическая сила данного подзаконного акта не определена.
Поэтому сам по себе указанный подзаконный акт без ответа на вопрос о сохранении им юридической силы не может свидетельствовать о праве педагогов-пенсионеров, проживающих в близлежащих городах, на меру социальной поддержки в виде бесплатного пользования жильем с отоплением и освещением.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 4 декабря 2007 года по делам об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан В.П.Романова и Е.Д.Смородина указал, что разрешение вопроса сохранения юридической силы постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" является прерогативой судов общей юрисдикции. Только эти суды вправе установить, является ли данный акт действующим (в полном объеме или в части).
Конституционный Суд Республики Карелия в - рамках конституционного судопроизводства также не вправе давать оценку законности данного нормативного акта Союза ССР.
4. Закон Российской Федерации "Об образовании" (абзац 3 части 5 статьи 55) предусматривает для педагогических работников образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В системной связи с названными законоположениями находится сохраняющее силу в настоящее время постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности". Согласно названному постановлению право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением сохраняется за педагогами-пенсионерами, имеющими стаж работы в школах сельской местности не менее десяти лет и проживающими только за пределами городов. В отношении именно этой категории лиц законодатель Республики Карелия обязан установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
Поскольку правовое регулирование, содержащееся в абзаце 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в вышеназванном постановлении Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255, касается лишь педагогов (педагогов-пенсионеров), проживающих в сельской местности, и не гарантирует предоставление данной меры социальной поддержки указанным лицам, проживающим в близлежащих городах, законодатель Республики Карелия в абзаце 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" также урегулировал этот вопрос только в отношении работающих и перешедших на пенсию педагогов сельских школ, проживающих за пределами городов.
Законодательное Собрание Республики Карелия при принятии оспариваемой нормы Закона в этой части не допустило снижения уровня дополнительных социальных гарантий, предоставленных федеральным законодательством для определенного круга лиц, не ограничило указанный в Федеральном законе круг льготополучателей и, соответственно, своим правовым регулированием не нарушило требований Конституции Республики Карелия. Таким образом, положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в той части, в какой предусматривают для перешедших на пенсию лиц, не менее десяти лет осуществлявших педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в качестве условия получения права на бесплатное отопление и освещение занимаемых ими жилых помещений - проживание только за пределами городов, соответствуют Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 70-75 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил:
1. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия положения абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в той части, в какой они предусматривают для перешедших на пенсию лиц, не менее десяти лет осуществлявших педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в качестве условия получения права на бесплатное отопление и освещение занимаемых ими жилых помещений - проживание только за пределами городов.
2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 16 апреля 2008 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия "Об образовании" в связи с обращением граждан Двигаловой Лидии Леонидовны, Владимировой Екатерины Андреевны, Пятецкой Валентины Константиновны, Тимоевой Галины Алексеевны"
Текст постановления опубликован в газете "Карелия" от 24 июля 2008 г. N 80, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 4 (2), ст. 531