Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 21 октября 1999 г.
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б. Переплеснина, судей А.И. Киннера, П.А. Союнена, В.В. Сухачевой,
руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 87 Конституции Республики Карелия, пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Лукина А.П.
Заслушав: депутата Палаты Республики Лукина А.П. и его представителя Швеца И.Н. с одной стороны, заместителя Председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания депутата Леккерева А.М., консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Булгакову Н.Н. и заведующую отделом правового и кадрового обеспечения Администрации Председателя Правительства Республики Карелия Игнатьеву Т.П. с другой стороны, а также приглашенных специалистов от Управления Министерства налогов и сборов Российской Федерации по Республике Карелия: начальника отдела налогообложения физических лиц Брынину Н.И. и начальника отдела налогообложения юридических лиц Петухову С.А., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 18 декабря 1998 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 25 декабря 1998 года, опубликован в газете "Карелия" 31 декабря 1998 года и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия" 1998, N 26-27, статья 1875.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 настоящего закона плательщиками единого налога являются юридические лица (организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сфере оказания парикмахерских услуг, в том числе деятельность парикмахерских салонов.
Заявитель считает, что эта норма республиканского закона противоречит пункту 3 части 1 статьи 3 одноименного закона Российской Федерации, согласно которому плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов). Кроме того, по мнению обратившейся стороны, эта норма республиканского закона ограничивает конституционные права и свободы граждан, нарушает принцип единой финансовой политики и противоречит положениям Конституции Республики Карелия о предметах совместного ведения с Российской Федерацией.
Ходатайство депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Лукина А.П. соответствует требованиям статей 40, 41 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" и является допустимым.
Суд при принятии данного постановления исходит только из предмета, указанного в обращении. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер, что предполагает наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием законодателем субъекта 4 Российской Федерации (статьи 5, 72, 75 76 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" устанавливает основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляя право их детализации законодательным органам субъекта Российской Федерации.
Плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в указанных в законе сферах (статья 3).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона в перечень этих сфер входит оказание физическим лицам парикмахерских услуг. При этом федеральный законодатель с помощью скобок выделил деятельность парикмахерских салонов, являющихся организациями более высокого уровня, которые оказывают комплекс технологически совместимых парикмахерских услуг, косметические и постижерные услуги, оздоровительные услуги и т.д.
3. Уяснение содержания рассматриваемых положений действующего Федерального закона невозможно без учета как его буквального смысла, так и его места в системе правовых актов.
Из пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" усматривается, что плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания физическим лицам парикмахерских услуг.
В тексте указанного выше Федерального закона (в том числе с учетом указания в скобках "деятельность парикмахерских салонов") нет четких и определенных предписаний законодателя о том, что действие закона не распространяется на все парикмахерские услуги, а ограничено лишь деятельностью соответствующих салонов.
Статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что "законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения".
Данное положение Налогового кодекса Российской Федерации является общим принципом налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Вследствие этого для субъектов одного и того же вида малого предпринимательства без каких-либо значимых обстоятельств не могут устанавливаться ограничения или предпочтения при налогообложении.
Толкование, искусственно сужающее эту сферу налогообложения только и исключительно деятельностью парикмахерских салонов, противоречило бы конституционному принципу равенства налогового бремени, содержащемуся в статьях 8 (часть 2), 19, и 57 Конституции Российской Федерации, и положениям Федеральных законов "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" об обеспечении субъектам малого предпринимательства равных условий и возможностей для развития и ведения предпринимательской деятельности, а также о добросовестной конкуренции.
Применительно к уплате единого налога на вмененный доход парикмахерские услуги выделены федеральным законодателем в отдельную сферу предпринимательской деятельности, а не указаны в числе других бытовых услуг, каковыми они безусловно являются.
Из пункта 2 части 1 статьи 3 вышеуказанного федерального закона усматривается, что наряду с конкретным указанием перечня бытовых услуг (ремонт обуви, одежды, часов и др.), подпадающих под уплату единого налога на вмененный доход, в этом законе содержится норма о том, что действие закона распространяется и на "иные бытовые услуги", перечень которых не ограничен.
Парикмахерские услуги являются распространенным видом бытовых услуг, и поэтому толкование, выводящее именно парикмахерские услуги (кроме деятельности салонов) за пределы действия закона о едином налоге на вмененный доход, противоречило бы фискальным интересам государства и смыслу самого федерального закона, направленного на широкий охват действием закона субъектов малого предпринимательства в бытовой сфере.
Федеральный законодатель по мере необходимости в статьях различных нормативных актов использует выделяющие знаки, в том числе и скобки.
Однако выделение законодателем с помощью скобок каких-либо правовых предписаний не является основанием, безусловно исключающим либо сужающим применение правила, установленного в диспозиции нормы. Об этом свидетельствуют как текст Конституции Российской Федерации, так и тексты федеральных законов (статья 49 Конституции Российской Федерации, части 4, 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона и др.).
Поэтому наличие скобок, в которых заключено словосочетание "деятельность парикмахерских салонов", нельзя рассматривать как установление исключения из числа плательщиков единого налога организаций и предпринимателей, оказывающих парикмахерские услуги вне парикмахерских салонов.
Такой же смысл пункту 3 части 1 статьи 3 федерального закона придается толкованием, изложенным в материалах, разработанных Министерством экономики России совместно с Минфином, Госналогслужбой и ГКРП России (рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих) и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (информационное письмо от 27 августа 1998 года N С5-7/УЗ-664).
Следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательство в сфере оказания физическим лицам парикмахерских услуг. Этим же налогом облагается и деятельность парикмахерских салонов (все виды выполняемых в них услуг).
Поэтому законодатель Республики Карелия действовал в рамках предоставленных ему полномочий при принятии оспариваемой нормы, правовое предписание которой не противоречит федеральному законодательству и соответствует Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Суд постановил:
1. Признать пункт 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Карелия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" соответствующим Конституции Республики Карелия.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21 октября 1999 г.
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 3