Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета области.
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2013 - 2014 годы и сложившейся экономической ситуации к июню 2015 года, данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - ТО ФСГС по Ивановской области), основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 N 240-п, постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 N 74-п "Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области", распоряжения Правительства Ивановской области от 17.04.2012 N 90-рп "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, и целевых индикаторов реализации основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на среднесрочную перспективу", с учетом сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 23.05.2015 (протокол N 15), а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.
По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2015 год и на период до 2017 года, одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 08.08.2014 N 331-п, прогноз основных бюджетообразующих показателей и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области, разработанный в текущем году, претерпел изменения.
При разработке прогноза в текущем году учитывались сложившиеся на данный момент времени тенденции развития Ивановской области и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития Ивановской области за предшествующие периоды времени.
Экономическое развитие Ивановской области в 2014 году и в истекшем периоде 2015 года проходило в сложных макроэкономических условиях, характеризующихся введением санкционного режима в отношении Российской Федерации и, как следствие, ослаблением курса рубля, оттоком капитала и ужесточением доступа к кредитным ресурсам, что повлияло на ухудшение основных показателей социально-экономического развития Ивановской области.
Соответственно, по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2015 год и их прогноз на 2016 - 2017 годы.
При разработке прогноза в 2014 году оценка валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2013 год, на 2014 год и его прогноз на 2015 - 2017 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2012 год. При разработке прогноза в 2015 году оценка ВРП за 2014 год, на 2015 год и его прогноз на 2016 - 2018 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2012 год и оперативных статистических данных за 2013 год, уточнение которых произойдет в 2016 году. С учетом того, что за 2012 год фактические данные ВРП были уточнены ТО ФСГС по Ивановской области в текущем году в сторону уменьшения на 397 млн. рублей и составили 136,1 млрд. рублей, а фактический объем ВРП по статистическим данным за 2013 год увеличился на 5,1% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах и составил 157,7 млрд. рублей (что выше оценки, прогнозируемой в 2014 году, на 7,4 млрд. рублей), оценки абсолютных значений и индексов физического объема ВРП за 2014 год, на 2015 год и их прогноз на 2016 - 2017 годы были скорректированы.
Так, при прогнозировании в текущем году снижение индекса физического объема ВРП по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году составило: в 2014 году - на 1,4 п. п., в 2015 году - на 5,6 п. п., в 2016 году - на 2,4 п. п., в 2017 году - на 1,3 п. п.
Однако абсолютные оценочные и прогнозные значения ВРП не снизились, а превышение составило: в 2014 году - 11 млрд. рублей, в 2015 году - 19 млрд. рублей, в 2016 году - 27,9 млрд. рублей, в 2017 году - 36,2 млрд. рублей. Это свидетельствует о том, что рост произойдет за счет прогнозируемого увеличения значений индексов-дефляторов по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году.
Прогнозирование индекса промышленного производства (далее - ИПП) в 2014 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2013 год, которые в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 5,9 п. п.
Однако оперативные отчетные данные по ИПП за 2014 год оказались меньше их оценочного значения на 3,3 п. п. Кроме того, в течение 2014 года и за истекший период 2015 года динамика промышленного производства находилась в отрицательной плоскости. С учетом этого оценочные и прогнозные значения ИПП, прогнозируемые в 2014 году, были скорректированы в сторону уменьшения: в 2015 году - на 6,3 п. п., в 2016 году - на 0,6 п. п., в 2017 году - на 0,5 п. п.
Это свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства к 2017 году по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году.
За 2014 год фактический объем вложенных инвестиций составил 29,8 млрд. рублей, или 83% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах, при прогнозировании в 2014 году данного показателя его значение оценивалось в 34,8 млн. рублей. Снижение по сравнению с оценочным показателем 2014 года составило 4,9 млрд. рублей.
Снижение объема инвестиций в 2014 году связано с сокращением вложений предприятиями транспорта, торговли и оборонного комплекса. В формировании отрицательной динамики показателя объема инвестиций имеет место и эффект "высокой базы" 2013 года: объем инвестиций в 2013 году составил 33,9 млрд. рублей, что на 10,3% выше уровня 2012 года в сопоставимых ценах.
Соответственно, оценка и прогноз объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в текущем году по сравнению с показателями, прогнозируемыми в 2014 году, скорректированы в сторону уменьшения. В 2015 году планируется снижение объема инвестиций на 8% при прогнозируемом ранее росте на 6,8%. Это связано с тем, что аналогичная 2014 году ситуация ожидается и в 2015 году (предполагается дальнейшая приостановка инвестиционных проектов из-за роста цен на материалы, сырье, оборудование).
В дальнейшем в сфере инвестиционной деятельности предполагается улучшение ситуации: в 2016 году объем инвестиций ожидается на уровне 2015 года в сопоставимых ценах, с 2017 года прогнозируется рост показателя на 1,5%, что связано с началом реализации в данный период новых крупных инвестиционных проектов и существенным увеличением инвестиций по ряду действующих инвестиционных проектов:
- "Строительство многоквартирных малоэтажных жилых домов в микрорайоне "Просторный" по ул. Тимирязева", ООО "Инвестиционно-строительная компания Контур-М", с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 3,5 млрд. рублей;
- "Строительство жилого микрорайона в д. Кочедыково Ивановского района Ивановской области", ОАО "ДСК", с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 3,3 млрд. рублей;
- "Строительство жилого микрорайона "Ново-Коляново", ООО "Коляновские вечера", с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,2 млрд. рублей;
- "Создание и серийное производство гаммы высокопроизводительных обрабатывающих центров нового поколения", ОАО "ИЗТС", с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,7 млрд. рублей.
Таким образом, при прогнозировании в текущем году планируемые ранее абсолютные значения объемов инвестиций были скорректированы в сторону уменьшения: в 2015 году - на 10,9 млрд. рублей, в 2016 году - на 15,8 млрд. рублей, в 2017 год - на 21,2 млрд. рублей.
Прогнозирование индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на плановый период 2015 - 2017 годов в 2014 году осуществлялось на основании имеющихся на тот момент оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2013 год, которые позднее были скорректированы в сторону увеличения на 0,5 п. п. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2014 год сложился меньше его оценочного значения на 4,1 п. п.
Фактически в 2014 году продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в натуральном выражении было произведено меньше по сравнению с оценочными значениями 2014 года: картофеля - на 3,8%, овощей - на 6,4%, скота и птицы (в живом весе) - на 9,9%, молока - на 11,4%, больше было произведено зерна - на 9,3% и яиц - на 0,5%.
При прогнозировании в 2014 году показателя "объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий" планировались следующие индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий: в 2015 году - 101,6%, в 2016 году - 101,6%, в 2017 году - 101,7%.
При прогнозировании в текущем году оценочное значение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 2015 год увеличено на 2,2 п. п., прогнозные значения данного индекса также увеличены на 2016 год - на 1,9 п. п. и на 2017 год - на 2,5 п. п.
В результате в стоимостном выражении объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по сравнению с прогнозом 2014 года увеличится в 2015, 2016 и 2017 годах на 2 млрд. рублей, 2,1 млрд. рублей и 2,7 млрд. рублей соответственно, что связано, в первую очередь, с процессом импортозамещения.
При оценке оборота розничной торговли в 2014 году предполагалось, что темп роста показателя к 2013 году в сопоставимых ценах составит 105,3%, а оборот розничной торговли - 142,9 млрд. рублей. Фактически темп роста за 2014 год к 2013 году в сопоставимых ценах составил 103,7% (на 1,6 п.п. меньше оценки 2014 года), а оборот розничной торговли - 143,7 млрд. рублей (на 0,8 млрд. рублей больше оценки 2014 года). Разница между оценочными и фактическими показателями объясняется тем, что оценка показателя за 2014 год основывалась на отчетных статистических данных за 4 месяца 2014 года (темпах роста в сопоставимых ценах), которые в конце года оказались несколько ниже, чем в его начале.
За 4 месяца 2015 года темп роста оборота розничной торговли к аналогичному периоду 2014 года в сопоставимых ценах составил 79,8%. В результате оценочные и прогнозные значения темпов роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к предыдущему году в текущем году были скорректированы в сторону уменьшения: в 2015 году - на 11,2 п. п., в 2016 году - на 5 п. п., в 2017 году - на 5 п. п.
При прогнозировании объема платных услуг населению в 2014 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили: в 2014 году - 101%, в 2015 году - 102,5%, в 2016 году - 102,8%, в 2017 году - 103%. Фактически за 2014 год темп роста к 2013 году в сопоставимых ценах составил 107%, что выше оценки 2014 года на 6 п. п. Это связано с тем, что, начиная со 2-й половины 2014 года, на рынке платных услуг наблюдалась тенденция к увеличению темпов роста объема платных услуг населению. В абсолютном значении объем платных услуг населению за 2014 год превысил оценочное значение прошлого года на 2,1 млрд. рублей.
За истекший период 2015 года тенденции на рынке платных услуг стали ухудшаться. Небольшое снижение наблюдается с февраля по апрель 2015 года включительно, в связи с чем темпы роста объема платных услуг населению на 2015 год оцениваются на уровне 99%, что ниже прогноза прошлого года на 3,5 п. п.
Учитывая снижение спроса населения на отдельные виды платных услуг населению в условиях продолжающегося роста цен на них и увеличения направления денежных средств граждан на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, темпы роста объема платных услуг населению прогнозируются на 2016 год в размере 102%, на 2017 год - 102,8%, что ниже темпов роста объема платных услуг населению, прогнозируемых в 2014 году, на 0,8 п. п. и на 0,2 п. п. соответственно. Однако в абсолютном выражении прогнозируемые в текущем году значения объема платных услуг населению по сравнению с прогнозом 2014 года не снижены, превышение составит: в 2015 году - 3,2 млрд. рублей, в 2016 году - 4,1 млрд. рублей, в 2017 году - 5,7 млрд. рублей.
Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2014 год составила 8342 млн. рублей (86,1% к уровню 2013 года). При прогнозировании в 2014 году она оценивалась в размере 9710 млн. рублей (100,2% к уровню 2013 года). Фактически прибыль прибыльных организаций за 2014 год по сравнению с оценкой 2014 года снизилась на 1,4 млрд. рублей, или на 14,1 п. п.
Учитывая снижение оценочного значения прибыли прибыльных организаций в 2014 году, а также текущую ситуацию с поступлением налога на прибыль организаций за последние несколько месяцев 2014 и 2015 годов, ожидаемое снижение в 2015 году и прогнозируемое замедление в 2016 - 2018 годах темпов роста основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Ивановской области, суммы прибыли прибыльных организаций, прогнозируемые в 2014 году, были скорректированы в сторону уменьшения. Так, снижение прибыли прибыльных организаций составит: в 2015 году - 2,2 млрд. рублей, в 2016 - 2017 годах - по 2,4 млрд. рублей ежегодно.
При прогнозировании в 2014 году фонд заработной платы (далее - ФЗП) оценивался в размере 71290 млн. рублей (108,8% к уровню 2013 года). По предварительным данным ТО ФСГС по Ивановской области ФЗП за 2014 год составил 70462,1 млн. рублей, темп роста сложился ниже оценочного значения на 2,9 п. п. Данное снижение объясняется низким уровнем отчетных значений против оценочных по показателю "среднесписочная численность работников организаций": 285,7 тыс. человек против 289,9 тыс. человек соответственно.
С учетом фактических отчетных значений по показателям "среднемесячная номинальная заработная плата" и "среднесписочная численность работников организаций" в текущем году были скорректированы в сторону уменьшения темпы роста данных показателей на 2015 - 2017 годы.
В результате были внесены корректировки в оценочные и прогнозные показатели по ФЗП в сторону уменьшения: в 2015 году - на 7,3 млрд. рублей, в 2016 году - на 11,6 млрд. рублей, в 2017 году - на 15,1 млрд. рублей.
При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2014 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.06.2014, вступающие в силу с 01.01.2015. Прогнозируемые абсолютные значения налоговых доходов в 2014 году составляли: на 2015 год - 23,7 млрд. рублей, на 2016 год - 25,5 млрд. рублей, на 2017 год - 27,3 млрд. рублей. Поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2014 году оценивались в сумме 22 млрд. рублей.
Фактические поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2014 году составили 20,6 млрд. рублей, уменьшившись по сравнению с оценкой прошлого года на 1,4 млрд. рублей. Основное снижение поступлений налоговых доходов по отношению к оценке произошло за счет снижения поступлений налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и акцизов. Соответственно, прогнозируемые в 2015 году суммы поступлений налоговых доходов на 2015 - 2017 годы были скорректированы в сторону уменьшения.
Кроме того, на снижение поступлений налоговых доходов 2016 - 2017 годов повлияло прогнозируемое замедление темпов роста основных бюджетообразующих показателей (ИПП, ФЗП, объемов производства подакцизных товаров, а именно алкогольной продукции и пива), а также изменения налогового и бюджетного законодательства в прогнозируемом периоде.
В результате по прогнозу текущего года по сравнению с прогнозом, разработанным в 2014 году, снижение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области составит: в 2015 году - 2,6 млрд. рублей, в 2016 году - 2,1 млрд. рублей, в 2017 году - 3,2 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.