Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2016 г. N 474-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 30 декабря 2013 г. N 429-п
Государственная программа Ивановской области
"Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области"
5 марта, 24 июня, 8 октября, 3 декабря 2014 г., 13 марта, 22, 25 декабря 2015 г., 30 марта, 9 июня, 3 августа, 30 декабря 2016 г., 28 февраля, 26 апреля, 17 мая, 24 августа, 6, 19 декабря 2017 г.
Раздел 1 изменен с 21 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 19 декабря 2017 г. N 475-п
1. Паспорт государственной программы
Наименование программы |
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2020 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Управление общественными финансами (приложение 1). 2. Управление государственным долгом Ивановской области (приложение 2). 3. Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета (приложение 3). 4. Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований (приложение 4) |
Администратор программы |
Департамент финансов Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент финансов Ивановской области |
Исполнители |
Департамент финансов Ивановской области; Департамент экономического развития и торговли Ивановской области; служба государственного финансового контроля Ивановской области |
Цель (цели) программы |
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
- отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений); - отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 5001924700,00 руб., 2015 год - 5384072715,87 руб., 2016 год - 5852113169,84 руб., 2017 год - 5452940025,39 руб., 2018 год - 4883590958,11 руб., 2019 год - 4615839797,60 руб., 2020 год - 4606016094,64 руб., - областной бюджет: 2014 год - 5001924700,00 руб., 2015 год - 5384072715,87 руб., 2016 год - 5852113169,84 руб., 2017 год - 5452940025,39 руб., 2018 год - 4883590958,11 руб., 2019 год - 4615839797,60 руб., 2020 год - 4606016094,64 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- поддержание объема долговой нагрузки на областной бюджет в пределах ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством; - своевременное и полное исполнение обязательств областного бюджета, отсутствие просроченной кредиторской задолженности; - удержание расходов на обслуживание государственного долга на уровне не более 10% расходов областного бюджета (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы) |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы
В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась - существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.
Переломным моментом, определившим текущие тенденции в сфере государственных и муниципальных финансов Ивановской области, стал мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009 - 2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (в части финансирования дополнительных программ занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).
Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.
Благодаря предпринятым мерам межбюджетного регулирования описанная выше ситуация в существенно меньшей степени коснулась местных бюджетов, большинство из которых по-прежнему исполняются без дефицита и характеризуются умеренным уровнем долговой нагрузки.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы, представлены в нижеследующей таблице 1:
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) |
% |
39,4 |
42,8 |
58,6 |
2 |
Отношение общего объема государственного долга к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней) |
% |
49,5 |
49,9 |
65,9 |
3 |
Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
% |
10,8 |
10,8 |
18,1 |
4 |
Доля муниципальных районов (городских округов), объем муниципального долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) |
% |
92,6 |
92,6 |
96,3 |
5 |
Доля поселений, объем долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) |
% |
99,2 |
99,2 |
100 |
В 2012 - 2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области, составившего на начало 2014 года 10,4 млрд. рублей.
Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы. В соответствии с бюджетными прогнозами на 2014 - 2017 годы бюджет Ивановской области останется дефицитным, а объем государственного долга к концу 2016 года может достигнуть 90,0% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
В сложившейся ситуации все большее значение и актуальность приобретает повышение эффективности расходов областного бюджета.
В последние годы в Ивановской области были предприняты значительные усилия, направленные на модернизацию государственных и муниципальных финансов. В 2007 - 2010 годах реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Ивановской области, в 2011 - 2012 годах реализовывалась Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы.
Наиболее важными и значимыми результатами реализации перечисленных программных документов стали:
- переход к формированию областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (трехлетнему бюджету), который расширил горизонт планирования, повысил гибкость осуществления бюджетных расходов и способствовал принятию взвешенных финансовых решений на трехлетнюю перспективу;
- внедрение в практику составления и исполнения областного бюджета долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных заданий, которые увязали расходы областного бюджета с количественными показателями результатов деятельности, позволили принимать решения о расходах, в том числе исходя из плановых результатов их осуществления. На начало 2013 года в рамках целевых программ формировалось более 60% расходов областного бюджета;
- составление областного бюджета на основе выделения действующих и принимаемых обязательств, обеспечивающее безусловное исполнение в полном объеме ранее принятых (установленных) обязательств. Внедрен механизм конкурсного распределения принимаемых обязательств, обеспечивающий выделение ресурсов на наиболее актуальные и результативные направления;
- реструктуризация сектора государственных учреждений - появились бюджетные и автономные учреждения, имеющие расширенную финансово-хозяйственную самостоятельность, - на начало 2013 года их доля составила 64,5% от общего числа областных государственных учреждений. Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственных заданий, предъявляющих требования к объему и качеству оказываемых учреждениями услуг, выполняемых работ. С 2011 года объемы финансового обеспечения государственных заданий определяются с применением нормативного финансирования;
- повышение объективности межбюджетного регулирования и предсказуемости объемов дотаций для бюджетов муниципальных образований Ивановской области (далее - муниципальные образования) - установлены прозрачные механизмы определения общего объема дотаций для местных бюджетов, их распределения между муниципальными образованиями; установлены правила, не допускающие снижения объема дотаций для отдельных местных бюджетов. Как следствие, существенно расширились возможности органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (далее - органы местного самоуправления) по прогнозированию поступлений и эффективному использованию бюджетных средств;
- создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета.
Кроме того, в 2008 - 2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления, повысилась нормативная регламентация расходов, возросли качество и эффективность администрирования расходов областного бюджета.
Проведение аналогичных преобразований стимулировалось и на уровне муниципальных образований Ивановской области.
Несмотря на то, что потенциал повышения эффективности бюджетных расходов для обеспечения долгосрочной сбалансированности областного бюджета не исчерпан, реализация мер в этом направлении не способна переломить общий тренд на усиление напряженности в секторе государственных и муниципальных финансов Ивановской области.
Раздел 3 изменен с 21 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 19 декабря 2017 г. N 475-п
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
Целевые показатели, характеризующие ожидаемые результаты реализации государственной программы, в том числе по годам реализации, представлены в нижеследующей таблице 2:
Таблица 2
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 1 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета, в соответствии с правилами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 2 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета как отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета, уменьшенному на объем безвозмездных поступлений.
Отчетные значения целевых индикаторов (показателей) могут существенно отклониться от плановых в случае непрогнозируемого изменения макроэкономической ситуации, перераспределения расходных полномочий между уровнями государственной власти, а также в иных случаях, ведущих к объективному изменению доходов и расходов областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.