Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 26 апреля 2016 г. N 122-п настоящее приложение дополнено приложением 4
Приложение 4
к государственной программе
Ивановской области
"Содействие занятости населения
Ивановской области"
Подпрограмма
"Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области в 2016 году"
1 июля, 7 сентября, 20 октября, 6 декабря 2016 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2016 г. N 410-п в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 г.
I. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области в 2016 году |
Срок реализации подпрограммы |
2016 год |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции (далее - Комитет) |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, Комитет |
Цель подпрограммы |
Снижение напряженности на рынке труда Ивановской области |
Задачи подпрограммы |
а) сдерживание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,4% от численности экономически активного населения в среднем за год; б) сохранение показателя занятости населения на уровне не ниже 65,0%; в) обеспечение доли работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, - 95,0%; г) обеспечение доли работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости, - 90,0%; д) обеспечение доли родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов, в общем числе участников мероприятий подпрограммы, - не менее 32% |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
До конца 2016 года достичь следующих показателей результативности: - уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,4% от численности экономически активного населения в среднем за год; - коэффициент напряженности на рынке труда составит 1,4 человека на вакансию; - численность работников, находящихся под риском увольнения, не превысит 2200 человек; - численность участников мероприятий подпрограммы составит 750 человек, в том числе: а) опережающее профессиональное обучение и стажировку (в том числе в другой местности) пройдут 74 работника организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников; б) работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), будет обеспечено возмещение расходов на частичную оплату труда 171 работника, уволенного из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу; в) временной занятостью будут обеспечены 493 работника, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); г) работодателям будет обеспечено возмещение затрат, связанных с трудоустройством 12 инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество |
Объемы ресурсного обеспечения подпрограммы |
Подпрограмма финансируется за счет средств субсидии из федерального бюджета и областного бюджета. Общий объем бюджетных ассигнований - 28975000 руб., областной бюджет - 8692500 руб., федеральный бюджет - 20282500 руб. * |
* Информация о размере субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, подлежит уточнению после подписания соответствующего соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Ивановской области.
II. Общая характеристика влияния социально-экономического развития экономики Ивановской области на рынок труда
Глава 1. Обоснование необходимости разработки подпрограммы
1. Подпрограмма представляет собой комплекс социально-экономических и организационных мероприятий, увязанных по ресурсам и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда региона.
Основания разработки подпрограммы:
а) Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
б) постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155).
2. Сложная экономическая ситуация в целом по стране, связанная с колебанием курса рубля на внутреннем рынке Российской Федерации, ограничением доступа предприятий реального сектора экономики к финансовым ресурсам, падением платежеспособности потребителя, снижением спроса на многие товары экспорта негативно отразилась на основных социально-экономических показателях Ивановской области.
По итогам 2015 года индекс промышленного производства (в процентах к соответствующему периоду прошлого года) по основным видам экономической деятельности составил 92,7%.
Таблица 1
Динамика показателей, характеризующих ситуацию в сфере промышленного производства Ивановской области
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Индекс промышленного производства, % |
85,5 |
117,9 |
105,7 |
104,6 |
106,2 |
97,3 |
92,7 |
Кроме снижения индекса промышленного производства (на 7,3%) наблюдались следующие отрицательные тенденции в экономике области:
- оборот розничной торговли - 85,5%,
- объем инвестиций в основной капитал - 67,4% (январь - сентябрь),
- объем платных услуг населению - 96,8%,
- реальная заработная плата - 87,3%,
- реальные располагаемые денежные доходы населения - 92,8%,
- объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", - 83,0%.
В течение прошлого года численность работающих в экономике области уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 3,6%.
3. Мировой кризис 2015 года отразился не только на экономическом развитии Ивановской области, но и оказал влияние на сферу занятости населения.
По данным органов государственной статистики, численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила в среднем за год 548,1 тыс. человек, что на 10,1 тыс. человек больше, чем в предыдущем периоде.
Из них 517,2 тыс. человек были заняты экономической деятельностью и 30,9 тыс. человек классифицировались как безработные граждане.
Уровень общей безработицы (по методике МОТ) вырос по сравнению с 2014 годом (в среднем за период) с 4,3 до 5,6% от численности экономически активного населения.
Официальная безработица увеличилась на 0,2 п.п. Вместе с тем, ее значение в среднем за год соответствовало среднероссийскому и не превысило 1,3% от численности экономически активного населения.
Число обращений граждан в службу занятости увеличилось по сравнению с годом ранее с 90,7 до 130,0 тыс. человек. Среди них:
- граждан, уволенных из организаций по причине ликвидации или сокращения численности (на 1/3);
- выпускников учреждений профессионального образования (на 20,0%);
- родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей (на 28,0%);
- инвалидов (на 10,0%).
Ежемесячно в базе данных службы занятости содержалась информация о наличии порядка 8 тыс. предложений работодателей по трудоустройству граждан, ищущих работу. Вместе с тем, их количество за год сократилось в 1,8 раза.
Более 17,3 тыс. безработных вернулись к трудовой деятельности.
Таблица 2
Динамика отдельных показателей рынка труда Ивановской области
Наименование показателя |
2014 год (в среднем за период) |
2015 год (в среднем за период) |
Численность экономически активного населения, тыс. чел. |
538,0 |
548,1 |
Численность занятых экономической деятельностью, тыс. чел. |
515,1 |
517,2 |
Численность безработных по методологии МОТ, тыс. чел. |
22,9 |
30,9 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
4,3 |
5,6 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, чел. |
5804 |
6833 |
Из 6,6 тыс. работников, заявленных к высвобождению из 516 организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории региона, 4,4 тыс. человек (66,7%) были уволены. Из них трудоустроены и направлены на профессиональное обучение более 1,9 тыс. человек.
К концу года под риском увольнения оставались 7 тыс. работников, из которых 5,5 тыс. (78,5%) трудились неполный рабочий день или неделю, находились в вынужденных отпусках по инициативе работодателя.
4. В целях нивелирования отрицательных последствий увольнения рабочей силы реализовывались программные мероприятия, направленные на содействие трудоустройству граждан, ищущих работу. Их участниками стали свыше 80,0 тыс. жителей региона.
В рамках государственной программы "Содействие занятости населения Ивановской области":
- свыше 6,1 тыс. человек были заняты на оплачиваемых общественных и временных работах;
- безработных граждан прошли профессиональную подготовку по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям;
- трудоустроены более 220 выпускников учреждений среднего профессионального образования, из которых 51 молодой специалист прошел стажировку непосредственно на рабочих местах;
- государственная услуга по содействию самозанятости оказана более 300 безработным, в том числе 47 из них зарегистрировались в качестве предпринимателей и получили финансовую поддержку из средств областного бюджета.
Проведена работа по региональной поддержке в актуальном состоянии сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях на Общероссийском портале "Работа в России".
Информирование граждан о возможностях трудоустройства осуществлялось в ходе проведения разноформатных специализированных ярмарок вакансий, а также выездов в отдаленные районы области с использованием мобильных центров занятости.
Работали телефоны "горячей линии"; был обеспечен доступ граждан к общероссийской базе вакансий.
Во исполнение майских указов Президента Российской Федерации работодателям возмещены затраты на оборудование 117 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 8,5 млн. рублей.
123 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прошли профессиональное обучение и повысили квалификацию перед выходом на работу.
Социальные гарантии безработным гражданам выполнены в полном объеме и составили 280,0 млн. рублей.
В рамках антикризисной программы по снижению напряженности на рынке труда свыше одной тысячи работников организаций, попавших под риск увольнения, выполняли временные работы; 133 человека прошли опережающее профессиональное обучение и стажировку. К социально ориентированной трудовой деятельности приступили 27 граждан с инвалидностью. Реализованы три социальных проекта по обеспечению занятости молодежи и инвалидов.
В результате реализации адресных направлений программы были выведены из простоев и сохранены трудовые коллективы крупных текстильных и швейных компаний области, а также других предприятий значимых отраслей экономики.
Доля работников, сохранивших занятость после завершения участия во временной занятости, в общей численности работников, принимавших участие в мероприятии, составила 97,9%.
Доля работников, сохранивших занятость после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профобучение и стажировку, составила 99,2%.
Благодаря комплексу мер, принимаемых в сфере труда и занятости, в течение прошлого года официальную безработицу удалось сохранить на среднероссийском уровне - 1,3%.
5. С начала 2016 года ситуация на рынке труда развивается под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике региона.
Таблица 3
Основные показатели регистрируемого рынка труда Ивановской области в 2016 году
Наименование показателя |
На 1 января 2016 г. |
На 25 марта 2016 г. |
Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости населения, чел. |
7 172 |
7 525 |
Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению |
1,33 |
1,37 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в службу занятости населения, чел. |
6 407 |
6 005 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан на одну вакансию), чел./вак. |
1,3 |
1,5 |
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - Ивановостат), уровень общей безработицы (по методике МОТ) в среднем за декабрь 2015 года - февраль 2016 года составил 5,7% от экономически активного населения, что ниже среднероссийского значения (5,8%).
Численность официальных безработных увеличилась на 17,5% (7525 чел.), а уровень безработицы возрос на 0,04 процентных пункта (с 1,33 до 1,37%).
Основной причиной роста регистрируемой безработицы стало снижение спроса со стороны работодателей на трудовые ресурсы.
Заявленная работодателями потребность в кадрах уменьшилась на 6,3%, что привело к росту показателя нагрузки незанятых граждан на одну вакансию с 1,3 до 1,5 человека.
6. Рост регистрируемой безработицы также вызван дополнительным притоком граждан, потерявших работу по причине ликвидации организации или сокращения численности либо штата работников.
С начала года 185 предприятий представили сведения о высвобождении более 3,4 тыс. работников. Уволены 1642 чел. (48%), из которых трудоустроены и направлены на профессиональное обучение свыше тысячи человек (66%). Под угрозой увольнения остаются 1,8 тыс. работников на 73 предприятиях.
В режиме неполной занятости и отпусках по инициативе работодателя находятся 5,4 тыс. работников. Наиболее острая ситуация сложилась в машиностроении, строительстве, текстильной и швейной отраслях.
Таблица 4
Перечень
наиболее крупных организаций, работающих в режиме неполного рабочего времени, находящихся в простое по вине работодателя или в отпусках без сохранения заработной платы в 2016 году
по состоянию на 25 марта
Наименование организации |
Среднесписочная численность работников, человек |
Численность занятых неполное время, человек |
Уд. вес работников, занятых неполное рабочее время |
ОАО "Автокран", г. Иваново |
1784 |
1700 |
95,3 |
ОАО "Строммашина", г. Иваново |
572 |
572 |
100,0 |
ЗАО "Железобетон", г. Иваново |
364 |
332 |
91,2 |
ООО "Верхневолжский СМЦ", Ивановский р-н, п. Ново-Талицы |
665 |
526 |
79,1 |
ООО "Ивановский завод светотехники "Электро", г. Иваново |
114 |
114 |
100,0 |
ООО "ТексИнж", г. Иваново |
42 |
35 |
83,3 |
ООО "НЕОТЕКС", г. Вичуга |
383 |
205 |
53,5 |
ООО "Ивановская текстильная компания", г. Вичуга |
187 |
125 |
66,8 |
ООО ПП "ФАБРИКА КРАСИНА", п.г.т. Старая Вичуга |
268 |
178 |
66,4 |
ООО ПП "ФАБРИКА КРАСИНА", обособленное структурное подразделение "Колобовская текстильная фабрика", п. Колобово, Шуйский р-н |
257 |
137 |
53,3 |
В период с марта по август текущего года к увольнению по причине ликвидации организации или сокращения численности либо штата работников планируется 1,8 тыс. человек.
Таблица 5
Перечень
организаций, заявивших наибольшее высвобождение персонала в 2016 году
с начала года
Наименование организации |
Среднесписочная численность работников, человек |
Численность работников, предполагаемых к увольнению, человек |
% от среднесписочной численности |
ООО "ПП "Красный Октябрь", Вичугский муниципальный район |
645 |
645 |
100,0 |
ОАО "Автокран", г. Иваново |
1826 |
387 |
21,2 |
ЗАО "Максима-стиль", г. Шуя |
177 |
176 |
99,4 |
ОАО "Ресурсоснабжающая компания", Ивановская область, г. Фурманов |
64 |
49 |
76,6 |
ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 2" |
435 |
435 |
100,0 |
ООО ТК "Красная Талка", г. Иваново |
471 |
471 |
100,0 |
7. Сложная ситуация наблюдается в текстильной и швейной отраслях, в строительстве.
В связи с ухудшением экономической ситуации многие предприятия этой сферы приостановили наем рабочей силы и отозвали ранее заявленные вакансии из базы данных центров занятости населения.
В период с марта по август текущего года 18 предприятий текстильной и швейной промышленности планируют уволить по причине ликвидации организации или сокращения численности либо штата порядка 900 работников. Более 700 текстильщиков и швейников переведены на неполную занятость или отправлены в вынужденные отпуска.
Семь крупных предприятий машиностроения планируют высвободить порядка 400 работников, и свыше 1,7 трудящихся по состоянию на 25 марта текущего года работают неполный рабочий день.
В строительстве 337 человек заняты на условиях неполного рабочего дня.
8. Суммарная численность работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, находящихся в простое по вине работодателя или в отпусках без сохранения заработной платы, а также численность работников, предполагаемых к высвобождению, составила на середину марта т.г. свыше 7 тыс. человек.
9. Данные негативные процессы усилили имеющиеся проблемы на региональном рынке труда, такие как:
- структурное несоответствие предлагаемых вакансий профессиональному составу граждан, ищущих работу. В структуре спроса на рабочую силу доля вакансий для замещения рабочих профессий составляет порядка 67,0%. В то же время среди граждан, зарегистрированных в службе занятости, число соискателей, претендующих на должности служащих, превышает 2,8 тыс. человек (37,0%), а количество вакантных рабочих мест для данной категории соискателей в полтора раза меньше - чуть более 1,9 тыс. предложений;
- высокая доля граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда. Среди безработных доля молодежи составляет 16,6%; граждан с инвалидностью - 10,0%; предпенсионного возраста - 11,2%; имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, - 13,0%. Доля граждан из числа родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, превысила 29% (каждый третий безработный);
- непростая ситуация на рынке труда в монопрофильных населенных пунктах. Уровень безработицы в ряде территорий превышает среднеобластной показатель в 2 - 4 раза, а коэффициент напряженности - в 2,5 - 6 раз.
Таблица 6
Ситуация на рынке труда монопрофильных населенных пунктов Ивановской области
по состоянию на 1 марта 2016 г.
N п/п |
Наименование монопрофильного населенного пункта |
Наименование градообразующего предприятия, организации |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
Коэффициент напряженности на рынке труда, ед. |
||
на 1.01.2016 |
на 1.03.2016 |
на 1.01.2016 |
на 1.03.2016 |
|||
1 |
г. Вичуга |
ООО "Машиностроительный завод"; ООО "Родники Текстиль"; Филиал ООО "Самойловский текстиль"; ООО "Праймтекс"; ОСП фабрика "Шагова"; ООО "Ивановская текстильная компания"; ООО "ФЦМ"; ООО "Неотекс" |
2,01 |
2,05 |
2,4 |
2,2 |
2 |
п. Каменка |
ООО "ПП "Фабрика Красный Октябрь"; ООО "Отделочная фабрика "Красный Октябрь" |
0,78 |
0,83 |
0,6 |
0,4 |
3 |
г. Наволоки |
ООО "Хлопчатобумажный комбинат "Навтекс"; ООО "Хлопчатобумажная компания "Навтекс"; ООО "Приволжская коммуна" |
2,16 |
1,92 |
2,7 |
1,4 |
4 |
п. Колобово |
ЗАО "Максима стиль"; ООО "ПП "Фабрика Красина" обособленное структурное подразделение Колобовская текстильная фабрика"; Колобовский филиал ООО "Руса" |
1,21 |
1,23 |
9,5 |
10,0 |
5 |
п. Петровский |
ОАО "Спиртзавод Петровский" |
2,46 |
2,85 |
3,2 |
3,7 |
6 |
п. Савино |
ООО "ГлавКондитер"; ООО "Швейное предприятие "Надежда"; ООО "Управленец"; ООО "Тепловик"; ООО "САВТЕКС"; ООО "ИЗТЕКС" |
3,75 |
4,27 |
3,9 |
3,0 |
7 |
г. Южа |
ООО "Спартак"; ООО "Мануфактура Балина" |
1,26 |
1,59 |
1,3 |
1,2 |
8 |
г. Приволжск |
ЗАО "Приволжский ювелирный завод "Красная Пресня" |
0,66 |
0,82 |
0,6 |
0,9 |
9 |
г. Тейково |
ООО "Тейковское текстильное предприятие" |
1,33 |
1,47 |
1,3 |
1,7 |
10 |
г. Фурманов |
Прядильно-ткацкая фабрика N 3 ОАО ХБК "Шуйские ситцы"; ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 2"; ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 1" |
0,98 |
0,96 |
1,7 |
2,2 |
10. Рынок труда Ивановской области в 2016 году будет развиваться в зависимости от ситуации с занятостью в производствах основных видов экономической деятельности.
Учитывая неблагоприятную ситуацию в организациях региона (отсутствие заказов, уменьшение объемов производства, снижение спроса на выпускаемую продукцию), увеличится приток в службу занятости граждан, ищущих работу. За период с начала года их число превысило 4,7 тыс. человек.
Потенциал рынка труда составят работники, уволенные из организаций по собственному желанию, а также в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест.
11. Проблемы в экономике региона окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе граждан с ограниченными физическими возможностями.
В Ивановской области проживает более 90 тыс. инвалидов, из которых каждый третий находится в трудоспособном возрасте.
С 2006 года законодательно утверждена система квотирования рабочих мест для инвалидов. С целью расширения возможности трудоустройства граждан и увеличения количества предприятий, квотирующих рабочие места, в соответствии с Законом Ивановской области от 11.11.2014 N 80-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях в Ивановской области" квота установлена для организаций с численностью работников более 100 человек - в размере 3%, для организаций с численностью работников от 35 до 100 человек - 2%. В настоящее время на квотируемых рабочих местах работают порядка 1,6 тыс. граждан с инвалидностью.
Содействие трудоустройству граждан с ограниченными возможностями по состоянию здоровья проводится в рамках государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п. 686 инвалидов были трудоустроены в 2010 - 2015 гг. на оснащенные (оборудованные) для них рабочие места.
В условиях экономического кризиса предприятия будут сокращать свои издержки. Граждане, в том числе инвалиды, также подвержены угрозе увольнения.
Число граждан с инвалидностью, обратившихся в 2015 году за содействием в трудоустройстве, составило 1,4 тыс. человек; 896 чел. состояли на регистрационном учете на начало года.
12. Дополнительную нагрузку на рынок труда окажут также выпускники учреждений профессионального образования. По предварительной оценке, в текущем году на областной рынок труда выйдут порядка 8 тыс. выпускников образовательных учреждений, которые, не имея трудового опыта и первичных профессиональных навыков, вынуждены будут искать работу в сложный кризисный период.
13. По данным Департамента образования Ивановской области о прогнозном распределении молодых кадров, в текущем году обучение закончат 170 выпускников-инвалидов. Реализация дополнительных мероприятий на рынке труда позволит расширить возможности трудоустройства инвалидов из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в том числе выпускников организаций профессионального образования.
14. По прогнозным оценкам, численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости в среднемесячном исчислении, может составить до 7,5 тыс. человек, а уровень официальной безработицы сохранится в пределах 1,4%.
Сокращение численности работающих в организациях области повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, что может привести к дальнейшему росту напряженности на региональном рынке труда.
15. Ожидается, что численность занятых в экономике Ивановской области изменится незначительно по сравнению с 2015 годом. По итогам выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимым Ивановостатом, только за период с ноября 2015 года по февраль 2016 года уровень занятости населения снизился с 65,1% до 64,8%.
Таблица 7
Рабочая сила и лица, не входящие в состав рабочей силы, в возрасте 15 - 72 лет
|
Рабочая сила, в тыс. чел. |
В том числе |
Лица, не входящие в состав рабочей силы, в тыс. чел. |
Уровень участия в рабочей силе, в % |
Уровень занятости, в % |
Уровень безработицы, в % |
|
занятые, в тыс. чел. |
безработные, в тыс. чел. |
||||||
В среднем за период, всего |
|
|
|
|
|
|
|
IV квартал 2015 года |
544,152 |
514,948 |
29,204 |
247,604 |
68,7 |
65,0 |
5,4 |
Ноябрь 2015 г. - январь 2016 г. |
542,552 |
513,020 |
29,532 |
245,661 |
68,8 |
65,1 |
5,4 |
Декабрь 2015 г. - февраль 2016 г. |
539,264 |
508,409 |
30,855 |
245,406 |
68,7 |
64,8 |
5,7 |
Таблица 8
Среднегодовая численность занятых в экономике Ивановской области
(по итогам выборочных обследований населения по проблемам занятости)
тыс. чел.
|
2014 год |
2015 год |
2016 год (прогноз) |
Всего занято в экономике |
515,1 |
517,2 |
517,5 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство |
20,9 |
18,2 |
18,5 |
Добыча полезных ископаемых |
2,0 |
1,0 |
1,1 |
Обрабатывающие производства |
112,0 |
109,8 |
110,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
20,0 |
20,6 |
20,7 |
Строительство |
42,0 |
42,5 |
42,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного использования |
100,2 |
84,1 |
84,3 |
Транспорт и связь |
37,0 |
39,0 |
39,1 |
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
43,0 |
43,9 |
43,5 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование |
45,0 |
47,0 |
47,0 |
Образование |
38,0 |
41,8 |
41,6 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
34,0 |
35,2 |
35,0 |
Другие виды деятельности (гостиницы и рестораны, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг) |
21,0 |
34,1 |
34,0 |
16. Значительного перераспределения трудовых ресурсов между отраслями не прогнозируется, так как в результате участия работников организаций, попавших под риск увольнения, в мероприятиях настоящей Подпрограммы, за ними будут сохранены рабочие места.
17. Для снижения безработицы и стабилизации ситуации на рынке труда в 2016 году реализации мероприятий активной политики занятости населения в рамках государственной программы содействия занятости населения будет недостаточно.
18. В области разработан план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на период до 2017 года, которым определены меры по активизации экономического роста, импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, по снижению издержек бизнеса, по поддержке малого и среднего предпринимательства. Первым блоком плана выделены неотложные мероприятия, направленные на социальную защиту и государственную поддержку сферы занятости.
19. Средства на реализацию региональной государственной программы "Содействие занятости населения Ивановской области" предусмотрены практически в объеме прошлого года. Ее участниками станут не менее 80 тыс. жителей области.
20. Основными программными мероприятиями станут реализация активных форм занятости; исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в части организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за малолетними детьми; осуществление социальных гарантий в виде выплат пособий по безработице безработным гражданам, стипендий в период профобучения и досрочной пенсии; наполнение и поддержка в актуальном состоянии общероссийского банка вакансий; информирование трудоспособных жителей области о возможностях трудоустройства.
21. В план также включены мероприятия по проведению мониторингов: ситуации на рынке труда, процессов высвобождения работников организаций и введения режимов неполной занятости, выплаты заработной платы; трудоустройства социально уязвимых групп граждан: инвалидов, выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, родителей несовершеннолетних детей; причин и условий возникновения коллективных трудовых споров, забастовок, акций протеста и иных фактов социальной напряженности; неформальной занятости населения.
22. Среди ключевых задач экономической направленности - обеспечение роста производительности труда, в том числе за счет создания высокопроизводительных рабочих мест, и импортозамещение.
23. По данным Ивановостата, за первые два месяца 2016 года индекс промышленного производства в регионе, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, составил 109,3%. В России этот показатель - 99,3%.
24. Рост индекса промышленного производства вызван положительной динамикой в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (129% к январю - февралю 2015 года), а также в производстве машин и оборудования (свыше 192% к январю - февралю 2015 года). В частности, обеспечено значительное увеличение выработки электроэнергии филиалом "Ивановские ПГУ" АО "Интер РАО - Электрогенерация" за счет уменьшения продолжительности ремонтов основного генерирующего оборудования второго энергоблока. В производстве машин и оборудования рост индекса обеспечен увеличением производства в ОАО "ПСК".
25. Кроме того, положительная динамика индекса промышленного производства также наблюдается по следующим видам деятельности: текстильное и швейное производство (105,2%); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (108,7%); производство пищевых продуктов (119,2%). Обеспечен рост производства продукции животноводства до 105% к соответствующему периоду прошлого года.
26. В целях повышения к 2018 году производительности труда в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом в регионе принимаются меры по технологическому обновлению промышленности, развитию науки и технологий, созданию гибкого рынка квалифицированных кадров и реализации крупных инвестиционных проектов.
27. Стабильное финансово-экономическое положение отмечается на машиностроительном предприятии ООО "Профессионал".
Предприятие занимается производством навесного рабочего оборудования для горнодобывающих предприятий и изготовлением запасных частей к дорожно-строительной технике. Свою продукцию реализует в Российской Федерации и странах ближнего и дальнего зарубежья.
В прошлом году предприятие производило вибротрамбовки, вилы, гидроразводки, грейферы, квик-каплеры, отвалы, плиты переходные, рабочее оборудование, рыхлители, стойки бульдозерные. Основную долю в объеме выпускаемой продукции предприятия занимает производство ковшей. На предприятии осуществлен полный цикл производства готовых изделий.
В настоящее время на ООО "Профессионал" ведется строительство цеха по производству навесного рабочего оборудования для дорожно-строительной техники. Это совместный проект компании и американской фирмы John Deere. Запуск цеха будет осуществляться поэтапно вплоть до 2017 года. Инвестиции составят порядка 140 млн. рублей на пять лет. Сегодня около 20% продукции предприятия производится на экспорт.
Предприятию будет предоставлена государственная поддержка в форме субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам на реализацию данного проекта.
28. Ивановский регион остается лидером хлопчатобумажного производства. Основу экономического потенциала составляют предприятия легкой промышленности. Многие из них, используя санкционный режим и нестабильность на валютном рынке в свою пользу, открыли новые рынки сбыта, потеснив иностранных конкурентов. Например, предприятия швейной промышленности уже в прошлом году демонстрировали рост объемов производства трикотажных изделий и костюмов.
29. Индустриальная экономика региона в настоящее время получила импульс для развития. Текстильные предприятия активно включились в работу с Фондом развития промышленности. "ХБК Навтекс", компании "Протекс" и "Праймтекс" благодаря льготным займам Фонда приступили к реализации крупных импортозамещающих инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 1,5 млрд. рублей, в рамках которых запланировано создание более 600 рабочих мест.
30. При поддержке Правительства Российской Федерации реализуется проект-драйвер по строительству в Вичугском районе Ивановской области комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) текстильного назначения, а также созданию нового индустриального парка в Вичуге.
Данные действия руководства страны и региона нацелены на преодоление сырьевой зависимости текстильных предприятий от импорта, и в перспективе обеспечат создание комплекса новых текстильных производств, специализирующихся на выпуске инновационной продукции специального и технического назначения с использованием полиэфирных волокон и нитей.
В январе 2016 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась презентация Программы развития инновационного текстильно-промышленного кластера в Ивановской области. Строительство комбината по выпуску синтетических волокон и нитей с объемом производства до 200 тыс. тонн полиэфирного волокна и ПЭТФ-гранулята в год нацелено на преодоление сырьевой зависимости текстильных предприятий от импорта.
В перспективе он обеспечит создание комплекса новых текстильных производств, специализирующихся на выпуске инновационной, импортозамещающей продукции специального и технического назначения с использованием полиэфирных волокон и нитей. Этап подготовительных работ вступил в завершающую стадию.
В марте в Праге в рамках девятого заседания Российско-Чешской межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству под председательством министра промышленности и торговли России и министра промышленности торговли Чешской Республики между ЗАО "Ивановский полиэфирный комплекс" (Россия) и АО "Unistav Construction a.s" (Чехия) был подписан договор подряда на разработку рабочей документации, поставку вспомогательного оборудования для объектов общезаводского ареала (котельные, градирни и т.д.) и выполнение всего объема строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Подписание этого документа позволит окончательно уточнить параметры финансирования проекта, а также график начала строительства.
Подписанный в Праге контракт внесен в протокол Российско-Чешской межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству и взят на контроль правительствами обеих стран.
Ранее, 17 марта, состоялись переговоры ЗАО "ИПК" и АО "Unistav Construction a.s" с банком CSOB (Чехия) и Обществом по гарантированию и страхованию экспорта Чехии (EGAP) с участием Торгового представителя России в Чехии. Было принято решение о поддержке контракта. Банк CSOB приступил к рассмотрению заявки на предоставление кредита и страхованию экспортного кредита EGAP.
31. В соответствии с протоколом заседания Координационного совета по промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.12.2014 в целях оздоровления ситуации в отраслях экономики Ивановской области распоряжением Губернатора Ивановской области от 09.02.2015 N 25-р "О создании межведомственной региональной комиссии по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих предприятий Ивановской области" создана межведомственная региональная комиссия по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих предприятий Ивановской области.
32. Перечень системообразующих организаций Ивановской области регионального значения приведен в таблице 9.
Таблица 9
Перечень
системообразующих организаций регионального значения
(утвержден решением Губернатора Ивановской области от 16.07.2015)
N п/п |
Наименование организации |
Исполнительный орган государственной власти Ивановской области, курирующий деятельность организации |
1. |
ОАО "308 авиационный ремонтный завод" |
Департамент экономического развития и торговли |
2. |
ОАО "Автокран" |
Департамент экономического развития и торговли |
3. |
ОАО "Аньковское" |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
4. |
ООО "Верхневолжский СМЦ" |
Департамент экономического развития и торговли |
5. |
ООО "ДСУ-1" |
Департамент дорожного хозяйства и транспорта |
6. |
ЗАО "Железобетон" |
Департамент строительства и архитектуры |
7. |
ОАО "Ивановская Домостроительная компания" |
Департамент строительства и архитектуры |
8. |
ООО "Ивановская птицефабрика" |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
9. |
ОАО "Ивановский бройлер" |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
10. |
ООО "Ивмолокопродукт" |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
11. |
ООО "Ивсиликат" |
Департамент строительства и архитектуры |
12. |
ОАО "Ивстройкерамика" |
Департамент строительства и архитектуры |
13. |
ОАО "ИЗТС" |
Департамент экономического развития и торговли |
14. |
ЗАО "Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика" |
Департамент экономического развития и торговли |
15. |
ЗАО "Красная Пресня" |
Департамент экономического развития и торговли |
16. |
ООО "КСК" |
Департамент строительства и архитектуры |
17. |
ООО "Машиностроительный завод" |
Департамент экономического развития и торговли |
18. |
ЗАО "Одежда и мода" |
Департамент экономического развития и торговли |
19. |
ОАО "Полет" Ивановский парашютный завод" |
Департамент экономического развития и торговли |
20. |
ООО "Производственное предприятие "Красный Октябрь" |
Департамент экономического развития и торговли |
21. |
ООО "Профессионал" |
Департамент экономического развития и торговли |
22. |
ОАО "ПСК" |
Департамент экономического развития и торговли |
23. |
ОАО птицефабрика "Кинешемская" |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
24. |
ООО "Родники-Текстиль" |
Департамент экономического развития и торговли |
25. |
ОАО "Строммашина" |
Департамент экономического развития и торговли |
26. |
ООО "Тейковская текстильная компания" |
Департамент экономического развития и торговли |
27. |
ООО "ТДЛ Текстиль" |
Департамент экономического развития и торговли |
28. |
ООО "ХБК "Навтекс" |
Департамент экономического развития и торговли |
29. |
ОАО "Тейковское ДРСУ" |
Департамент дорожного хозяйства и транспорта |
30. |
ООО "Фабрика трикотажа "Заречье" |
Департамент экономического развития и торговли |
31. |
ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 2" |
Департамент экономического развития и торговли |
32. |
ООО "Фурмановская ткацкая фабрика N 1" |
Департамент экономического развития и торговли |
33. |
ОАО "ХБК "Шуйские ситцы" |
Департамент экономического развития и торговли |
34. |
ООО "Хромцовский карьер" |
Департамент строительства и архитектуры |
35. |
ОАО Швейная фирма "Айвенго" |
Департамент экономического развития и торговли |
36. |
ООО "Эггер Древпродукт Шуя" |
Департамент экономического развития и торговли |
37. |
ЗАО "Экстра" |
Департамент экономического развития и торговли |
38. |
ЗАО "Электроконтакт" |
Департамент экономического развития и торговли |
39. |
ОАО "Южский хлебокомбинат" |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
40. |
СПК "Возрождение" Родниковского муниципального района |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
41. |
СПК ПЗ им. Дзержинского Гаврилово-Посадского муниципального района |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
42. |
СПК ПЗ "Ленинский путь" Пучежского муниципального района |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
43. |
СПК "Рассвет" Гаврилово-Посадского муниципального района |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия |
44. |
ФГУП "ИвНИИПИК" |
Департамент экономического развития и торговли |
Таблица 10
Приложение к перечню системообразующих организаций регионального значения
N п/п |
Наименование системообразующих организаций регионального значения |
Информация о вхождении в группу компаний |
1 |
ОАО "308 авиационный ремонтный завод" |
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) |
2 |
ОАО "Автокран" |
Ассоциация НАМС (является некоммерческой организацией) |
3 |
ООО "Верхневолжский СМЦ" |
Группа компаний ДИПОС |
4 |
ОАО "ИЗТС" |
Группа СТАН |
5 |
ООО "Машиностроительный завод" |
Группа компаний СУ-155 |
6 |
ЗАО "КПТФ" |
ЗАО "М-Центр" |
7 |
ОАО "ПСК" |
МК Кранэкс |
8 |
ОАО "Строммашина" |
Группа компаний "СУ-155" |
9 |
ООО "ХБК "Навтекс"
|
ТДЛ Текстиль |
10 |
ОАО "Ивановская домостроительная компания" |
Группа компаний "СУ-155" |
11 |
ООО "Хромцовский карьер" |
АО "Национальная нерудная компания" |
12 |
ФГУП "ИвНИИПИК" |
ФСБ России |
33. В Ивановской области полностью внедрен Стандарт деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанный автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
34. Принят Закон Ивановской области от 12.05.2015 N 39-ОЗ "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет", которым закреплено предоставление налоговых льгот, в том числе и организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Ивановской области.
Законом предусматривается снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет:
- до 13,5% для организаций, государственная регистрация которых осуществлена на территории Ивановской области, и основными видами деятельности которых являются виды деятельности, относящиеся к 17, 18, 29 и 35 классам видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001);
- до 15,5% для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области с формой государственной поддержки "предоставление налоговых льгот" с целью привлечения в регион крупных инвесторов.
35. Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение уровня занятости населения области, является согласованный с управлением Федеральной миграционной службы России по Ивановской области План мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения, на 2016 год (приложение 1 к настоящей подпрограмме).
Ивановская область относится к числу территорий с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы. Доля иностранных работников в численности занятого населения Ивановской области составляет не более 0,7%.
В 2015 году на территории области трудовую деятельность осуществляли 3976 иностранных граждан, из них на основании разрешений на работу - 437 человек, на основании патентов - 1950 человек. Привлечение иностранных работников производилось в такие отрасли экономики, как строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство и другие.
По прогнозу управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области в 2016 году ожидается обращение около 3 тыс. иностранных граждан с заявлением о выдаче патента.
На 2016 год поступили заявки от 10 работодателей на привлечение 259 иностранных граждан из визовых стран и от 7 работодателей на увеличение квоты 2016 года на 100 чел.
Приказом Минтруда России от 04.02.2016 N 35 "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, на 2016 год" Ивановской области на 2016 год утверждена квота в количестве 259 разрешений на работу, в том числе 229 разрешений - в строительстве, 18 - в пищевой промышленности. Федеральной межведомственной комиссией при Минтруде России одобрены 4 заявки на дополнительное привлечение 22 иностранных работников.
В 2016 году предприятия - участники настоящей подпрограммы не планируют привлечение в качестве работников иностранных граждан из стран с визовым порядком въезда.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость реализации системы дополнительных мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для регионального рынка труда, с учетом приоритетов развития региона на среднесрочную перспективу.
Глава 2. Описание текущего состояния рынка труда субъекта Российской Федерации
На реализацию подпрограммы в положительном отношении могут повлиять следующие факторы:
а) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения, предусматривающие более высокий уровень социальной поддержки безработных граждан;
б) реализация в полном объеме осуществляемых инвестиционных проектов;
в) развитие малого бизнеса в связи с изменением федерального законодательства.
К отрицательным факторам, которые могут негативно повлиять на реализацию подпрограммы, можно отнести:
а) свертывание деятельности по реализации отдельных инвестиционных проектов;
б) отсутствие должной поддержки важных для развития региона предприятий.
Выявление сильных и слабых сторон сферы содействия занятости важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и внешних факторов, которые могут оказать влияние на реализацию мероприятий подпрограммы.
Глава 3. Основные проблемы рынка труда, на решение которых нацелена подпрограмма
1. Основные проблемы рынка труда, на решение которых нацелена подпрограмма:
а) высокий уровень неполной занятости на значимых в экономическом отношении организациях Ивановской области;
б) планируемые крупномасштабные высвобождения;
в) структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки;
г) низкий уровень мобильности населения. Доля граждан, трудоустроенных в другую местность, отличную от места жительства, составляет не более 5% от общего числа трудоустроенных граждан.
2. Сложившаяся ситуация на рынке труда характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Ивановской области по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
Таблица 11
Основные показатели регистрируемого рынка труда Ивановской области в 2016 году
(в разрезе муниципальных образований)
по состоянию на 1 марта
Муниципальные образования Ивановской области |
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на 01.01.2015, человек |
Численность незанятых граждан, состоящих на учете в целях поиска подходящей работы, человек |
Из них со статусом безработного |
Уровень безработицы, % от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте |
Заявленная организациями потребность в работниках, человек |
Напряженность на рынке труда, человек/ вакансию |
Всего по области |
580640 |
8723 |
7584 |
1,31 |
5778 |
1,5 |
городской округ Вичуга |
19117 |
457 |
443 |
2,3 |
205 |
2,2 |
Вичугский муниципальный район |
10157 |
167 |
163 |
1,6 |
108 |
1,5 |
городской округ Иваново |
235509 |
2287 |
1 803 |
0,8 |
2254 |
1,0 |
городской округ Кохма |
17162 |
252 |
203 |
1,2 |
93 |
2,7 |
Ивановский муниципальный район |
20629 |
311 |
276 |
1,3 |
535 |
0,6 |
городской округ Кинешма |
47159 |
713 |
640 |
1,4 |
173 |
4,1 |
Кинешемский муниципальный район |
12556 |
175 |
168 |
1,3 |
130 |
1,3 |
городской округ Тейково |
20110 |
327 |
296 |
1,5 |
193 |
1,7 |
Тейковский муниципальный район |
6166 |
128 |
115 |
1,9 |
39 |
3,3 |
Фурмановский муниципальный район |
22724 |
292 |
271 |
1,2 |
111 |
2,6 |
городской округ Шуя |
31470 |
367 |
241 |
0,8 |
375 |
1,0 |
Шуйский муниципальный район |
11750 |
102 |
58 |
0,5 |
351 |
0,3 |
Верхнеландеховский муниципальный район |
2760 |
125 |
122 |
4,4 |
4 |
31,3 |
Гаврилово-Посадский муниципальный район |
9271 |
253 |
232 |
2,5 |
119 |
2,1 |
Заволжский муниципальный район |
8356 |
160 |
150 |
1,8 |
30 |
5,3 |
Ильинский муниципальный район |
4799 |
241 |
228 |
4,8 |
19 |
12,7 |
Комсомольский муниципальный район |
10889 |
357 |
328 |
3,0 |
104 |
3,4 |
Лежневский муниципальный район |
10343 |
155 |
135 |
1,3 |
174 |
0,9 |
Лухский муниципальный район |
4749 |
93 |
85 |
1,8 |
8 |
11,6 |
Палехский муниципальный район |
5276 |
130 |
120 |
2,3 |
122 |
1,1 |
Пестяковский муниципальный район |
3474 |
140 |
132 |
3,8 |
12 |
11,7 |
Приволжский муниципальный район |
13850 |
170 |
153 |
1,1 |
120 |
1,4 |
Пучежский муниципальный район |
5834 |
232 |
215 |
3,7 |
73 |
3,2 |
Родниковский муниципальный район |
18465 |
242 |
216 |
1,2 |
190 |
1,3 |
Савинский муниципальный район |
5914 |
199 |
193 |
3,3 |
85 |
2,3 |
Южский муниципальный район |
13859 |
243 |
223 |
1,6 |
119 |
2,0 |
Юрьевецкий муниципальный район |
8292 |
405 |
375 |
4,5 |
32 |
12,7 |
3. Рынок труда Ивановской области требует реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Решению указанных проблем во многом будут способствовать мероприятия, предусмотренные в рамках реализации подпрограммы.
Подпрограмма является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода.
Глава 4. Перечень приоритетов государственной политики Ивановской области в сфере реализации подпрограммы
1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы сформированы исходя из положений:
а) постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";
б) государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области";
в) Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 N 240-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года";
г) плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016 - 2017 годы по Ивановской области, утвержденного распоряжением Губернатора Ивановской области от 13.02.2015 N 28-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016 - 2017 годы по Ивановской области".
2. Основными приоритетами государственной политики является реализация дополнительных мероприятий подпрограммы, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Среди них первостепенное значение придается организации опережающего профессионального обучения, стажировке и временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
Постановлением Правительства Ивановской области от 1 июля 2016 г. N 184-п в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Цель, задача, показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач подпрограммы, основные мероприятия, результаты, обеспечение и механизм реализации подпрограммы
Глава 1. Цель, задача, показатели достижения цели и решения задачи и подпрограммы
1. Цель подпрограммы - снижение напряженности на рынке труда Ивановской области.
2. Для достижения цели в подпрограмме определены следующие показатели (индикаторы):
а) уровень регистрируемой безработицы (в среднем за год);
б) численность участников мероприятий подпрограммы;
в) коэффициент напряженности на рынке труда;
г) численность работников, находящихся под риском увольнения.
3. Достижение поставленной цели возможно путем решения задачи содействия в трудоустройстве на постоянную и временную работу граждан, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.
4. Показатели, характеризующие решение задачи содействия в трудоустройстве на постоянную и временную работу граждан, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу:
а) доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости;
б) доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку;
в) доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов, в общем числе участников мероприятий подпрограммы.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2016 г. N 410-п в главу 2 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 г.
Глава 2. Мероприятия подпрограммы
1. Реализация подпрограммы предполагает выполнение следующего основного мероприятия - "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области". Реализация основного мероприятия будет осуществляться посредством двух мероприятий:
1) Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
2) Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
Данные мероприятия осуществляются посредством:
- опережающего профессионального обучения и стажировки (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан;
- возмещения работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан:
в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу;
в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;
- обеспечения временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
- возмещения работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.
2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан.
Данное мероприятие предполагает участие организаций, реализующих программы развития (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), принявшие на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, а также организаций, работники которых находятся под риском увольнения.
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников направлены на обеспечение занятости работников, находящихся под риском увольнения или уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата.
Программой предусмотрено участие 6 предприятий по организации профессионального обучения 74 человек, в том числе стажировки для 40 человек.
Перечень организаций, участвующих в дополнительном мероприятии "Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан", представлен в приложении 2 к настоящей подпрограмме.
3. Возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан:
в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу;
в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу.
Данное мероприятие предполагает трудоустройство на временные и постоянные рабочие места граждан из числа работников, уволенных из иных организаций по причине ликвидации либо сокращения численности или штата работников, безработных граждан, а также выпускников профессиональных организаций. В приоритетном порядке будут трудоустраиваться работники, уволенные из организаций, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, члены семей с низкими доходами, а также выпускники профессиональных организаций.
Трудоустройство будет проводиться в организации, имеющие программы развития, планы модернизации производства, и (или) реализующие проекты, направленные на импортозамещение, инновации.
Подпрограммой предусмотрено участие 5 организаций в трудоустройстве 171 человека.
Перечень организаций, участвующих в дополнительном мероприятии "Возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан", представлен в приложении 3 к настоящей подпрограмме.
4. Обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
В рамках данного мероприятия, исходя из текущей и прогнозной ситуации на рынке труда, будет осуществляться трудоустройство на временные рабочие места работников организаций, работающих в режиме неполного рабочего времени, находящихся в режиме временной приостановки работ и (или) в отпусках без сохранения заработной платы, предупрежденных о предстоящем увольнении по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации. В приоритетном порядке будут направляться на временные работы работники, воспитывающие несовершеннолетних детей, члены семей с низким уровнем доходов.
Временные работы будут проводиться в организациях, имеющих программы повышения производительности труда, включая оптимизацию расходов и (или) развития персонала, планы модернизации производства, и организации, реализующие проекты, направленные на импортозамещение, или инвестиционные проекты.
Подпрограммой предусмотрено участие 5 предприятий по организации временной занятости 493 человек из числа работников, находящихся под риском увольнения.
Перечень организаций, участвующих в дополнительном мероприятии "Обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)", представлен в приложении 4 к настоящей подпрограмме.
5. Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.
Данное мероприятие предполагает возможность обеспечения трудоустройства 12 инвалидов, создания инфраструктуры, обеспечивающей возможность ведения ими трудовой деятельности, а также адаптацию на рабочем месте.
Перечень организаций, участвующих в дополнительном мероприятии "Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество", представлен в приложении 5 к настоящей подпрограмме.
6. Приоритетное право на участие в дополнительных мероприятиях имеют работники, являющиеся родителями, воспитывающими несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов, выпускники образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, члены семей с низкими доходами.
7. Общая характеристика организаций - участников подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области в 2016 году" представлена в приложении 6 к подпрограмме.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2016 г. N 410-п в главу 3 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 г.
Глава 3. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
1. Общий вклад реализации подпрограммы в экономическое развитие Ивановской области заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для осуществления дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области.
2. Реализация мероприятий подпрограммы даст возможность:
а) снизить масштабы массовых увольнений работников;
б) обеспечить занятость высвобожденных работников организаций и граждан, ищущих работу;
в) повысить производительность труда работников организаций;
г) реализовать планы организаций по развитию персонала;
д) реализовать проекты, направленные на освоение выпуска новой продукции, импортозамещение.
3. Реализация подпрограммы в конечном итоге положительно скажется на социально-экономическом развитии Ивановской области и будет способствовать снижению напряженности на рынке труда.
4. С учетом изменения ситуации в экономике и на региональном рынке труда в подпрограмму могут вноситься изменения.
5. С учетом реализации мероприятий подпрограммы в 2016 году численность безработных граждан в среднем за год составит порядка 7500 человек, численность граждан -участников подпрограммы составит не менее 750 человек; уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,4%, коэффициент напряженности на рынке труда составит 1,4 человека на вакансию, численность работников, находящихся под риском увольнения, не превысит 2200 человек.
6. Без реализации подпрограммы численность безработных граждан в среднем за 2016 год может составить 7600 человек; уровень регистрируемой безработицы - 1,5%, коэффициент напряженности на рынке труда - 1,5 человека на вакансию, численность работников, находящихся под риском увольнения, - 2800 человек.
7. Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях появления новых социально-экономических факторов, оказывающих существенное влияние на рынок труда.
Глава 4. Финансовое обеспечение подпрограммы
1. Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в бюджет Ивановской области в форме субсидий на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а также средств областного бюджета, предусмотренных на указанную цель по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Общий объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы, составляет 28975000 руб.
Финансово-экономическое обоснование подпрограммы приведено в приложении 7 к настоящей подпрограмме.
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы приведено в таблице 12.
Таблица 12
руб.
N п/п |
Наименование мероприятия/источник ресурсного обеспечения |
Объем средств, в руб. |
|
подпрограмма, всего |
28 975 000 руб. |
|
бюджетные ассигнования |
28 975 000 руб. |
|
- областной бюджет |
8 692 500 руб. |
|
- федеральный бюджет |
20 282 500* руб. |
1. |
Основное мероприятие - "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области" |
28 975 000 руб. |
|
бюджетные ассигнования |
28 975 000 руб. |
|
- областной бюджет |
8 692 500 руб. |
|
- федеральный бюджет |
20 282 500* руб. |
1.1. |
Мероприятие "Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
20 282 500* руб.
|
|
бюджетные ассигнования |
20 282 500* руб. |
|
- федеральный бюджет |
20 282 500* руб. |
1.2. |
Мероприятие "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда" |
8 692 500 руб. |
|
бюджетные ассигнования |
8 692 500 руб. |
|
- областной бюджет |
8 692 500 руб. |
* Информация о размере субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, подлежит уточнению после подписания Соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Ивановской области.
2. Расходные обязательства по реализации мероприятий Подпрограммы принимаются в рамках Закона Ивановской области от 29.12.2015 N 148-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" и государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области".
3. Порядок предоставления субсидий организациям - участникам дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области в 2016 году, изложен в приложении 8 к настоящей подпрограмме.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2016 г. N 410-п в главу 5 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 г.
Глава 5. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы определяется исходя из достижения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы:
а) сдерживание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,4% от численности экономически активного населения в среднем за год;
б) численность участников мероприятий подпрограммы не менее 750 человек;
в) коэффициент напряженности на рынке труда не выше 1,4 человека на вакансию;
г) численность работников, находящихся под риском увольнения, не выше 2200 человек.
Постановлением Правительства Ивановской области от 7 сентября 2016 г. N 297-п в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 г.
IV. Механизм реализации мероприятий подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
1. Организация управления реализацией подпрограммы, а также контроль за ходом ее выполнения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ивановской области, ответственным исполнителем подпрограммы - Комитетом.
2. Участниками подпрограммы являются:
а) работники организаций, находящиеся под риском увольнения;
б) граждане, ищущие работу;
в) безработные граждане;
г) организации Ивановской области.
3. Комитет обеспечивает реализацию подпрограммы, координацию деятельности центров занятости и других исполнителей подпрограммы.
Комитет организует мониторинг ситуации на рынке труда и реализации программных мероприятий.
Мониторинг реализации подпрограммы осуществляется посредством регулярного сбора, анализа и оценки информации о(об):
а) использовании ресурсов;
б) достижении запланированных показателей подпрограммы;
в) выявлении отклонений от сроков и запланированных результатов реализации мероприятий;
г) эффективности реализации подпрограммы.
4. Источниками информации для проведения мониторинга реализации подпрограммы являются:
а) федеральное статистическое наблюдение "Сведения о содействии занятости граждан" по форме N 1-Т (трудоустройство) срочная;
б) ведомственная финансовая отчетность по использованию средств на реализацию подпрограммы;
в) ведомственные отчеты по направлениям деятельности Комитета;
г) расчеты и заключения экспертов;
д) другие источники.
5. Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется в соответствии с законодательством.
6. Эффективность реализации подпрограммы достигается путем реализации мер по управлению рисками реализации подпрограммы.
V. Анализ рисков реализации подпрограммы и меры по управлению рисками
1. На реализацию подпрограммы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски.
2. К внешним рискам, влияющим на достижение цели подпрограммы, относятся:
а) ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности;
б) изменение федерального, регионального законодательства;
в) недостаточность объемов финансирования из федерального бюджета и областного бюджета Ивановской области;
г) отклонение темпов инфляционных процессов от прогнозируемых, что может оказать отрицательное влияние на качество рабочих мест, вакансий.
Влияние внешних рисков, указанных в настоящем разделе, на достижение цели подпрограммы и вероятность их возникновения могут быть качественно оценены как высокие.
3. Внутренние риски реализации подпрограммы могут быть обусловлены недостаточной гибкостью подпрограммы к изменению социально-экономических условий Ивановской области.
Влияние внутренних рисков на достижение цели подпрограммы и вероятность их возникновения могут быть качественно оценены как средние.
4. Система мер управления рисками предусматривает:
а) совершенствование системы мониторинга выполнения подпрограммы, анализа и прогнозирования рынка труда и сферы занятости населения;
б) внесение изменений в подпрограмму, предусматривающих снижение последствий внешних и внутренних рисков при необходимости, и поиск нестандартных путей решения возникающих проблем;
в) перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с возникающими приоритетами в сфере развития рынка труда и в области содействия занятости населения;
г) проведение мониторинга эффективности реализуемых мероприятий подпрограммы с целью принятия мер оперативного и гибкого реагирования на негативные процессы, возникающие на рынке труда и в сфере занятости населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.