Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 29 декабря 2015 г. N 623-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2016 год
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 9 июля 2013 г. N 279-п
Государственная программа Ивановской области
"Содействие занятости населения Ивановской области"
15 октября, 31 декабря 2013 г., 21 марта, 5 августа, 11 ноября, 10, 23 декабря 2014 г., 25 марта, 15 июня, 29 июля, 18 ноября, 9, 21 декабря 2015 г., 26 апреля, 1 июля, 7 сентября, 20 октября, 6, 29 декабря 2016 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 29 декабря 2016 г. N 462-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области"
Наименование программы |
Содействие занятости населения Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2018 годы |
Перечень подпрограмм |
1. "Мероприятия в сфере занятости населения" (приложение 1). 2. "Обеспечение деятельности учреждений в сфере занятости населения" (приложение 2). 3. "Улучшение условий и охраны труда в Ивановской области" (приложение 3). 4. "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области в 2016 году" (приложение 4) |
Администратор программы |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Ответственный исполнитель |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Исполнители |
Департамент финансов Ивановской области, Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области, Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, Департамент управления имуществом Ивановской области, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области, Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, Департамент развития информационного общества Ивановской области, Административный Департамент Ивановской области, Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области, Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, комитет Ивановской области ЗАГС, комитет Ивановской области по лесному хозяйству, служба ветеринарии Ивановской области, служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (Ивгосжилинспекция), служба государственного строительного надзора Ивановской области, служба государственного финансового контроля Ивановской области, государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ИРО ФСС РФ) |
Цель программы |
Содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
1. Уровень безработицы по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год). 2. Уровень регистрируемой безработицы, в % от численности экономически активного населения (в среднем за год). 3. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию (в среднем за год). 4. Доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе. 5. Уровень занятости сельского населения. 6. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. 7. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более. 8. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. 9. Численность граждан - участников дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области. |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 523442800,0 руб., 2015 год - 520004675,0 руб., 2016 год - 494848993,24 руб., 2017 год - 467856160,0 руб., 2018 год - 166346460,0 руб.,
- областной бюджет: 2014 год - 205993900,0 руб., 2015 год - 171630375,0 руб., 2016 год - 175296993,24 руб., 2017 год - 166346460,0 руб., 2018 год - 166346460,0 руб., - федеральный бюджет: 2014 год - 317448900,0 руб., 2015 год - 348374300,0 руб., 2016 год - 319552000,0 руб., 2017 год - 301509700,0 руб. *, 2018 год - нет данных *. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 19592900,0 руб., 2015 год - 22692000,0 руб., 2016 год - 21318000,0 руб., 2017 год - 25440600,0 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
В 2016 году: Участие не менее 750 граждан в дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области. К 2018 году: 1. Сдерживание уровня безработицы по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год) до 5,0%. 2. Сдерживание уровня регистрируемой безработицы, в % от численности экономически активного населения (в среднем за год) до 1,3%. 3. Сдерживание численности незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, до 1,0 в расчете на одну заявленную вакансию (в среднем за год). 4. Повышение доли численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе до 32,4%. 5. Увеличение уровня занятости сельского населения до 64,3%. 6. Снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом до 15 чел. 7. Снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 385 чел. 8. Сдерживание удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников до 19,9%. |
Примечание: информация по объемам финансирования, помеченным знаком "*", подлежит уточнению при составлении областного и федерального бюджетов на очередной финансовый год и плановый период на соответствующие годы.
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
В течение 2009 - 2012 годов на территории Ивановской области реализовывались активные меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда в период финансово-экономического кризиса и обеспечение эффективной занятости населения.
Благодаря реализации мероприятий по содействию занятости 130,8 тысячи человек из числа обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве смогли найти подходящую работу.
Была обеспечена временная занятость 37 тысяч работников, попавших под угрозу увольнения, и свыше 20 тысяч безработных и ищущих работу граждан.
Более 3 тысяч работников организаций и 18,3 тысячи безработных граждан использовали предоставленную им возможность получить новую профессию, повысить квалификацию или пройти переподготовку.
Финансовую помощь на организацию собственного бизнеса и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости, получили свыше 3 тысяч человек.
Стажировку по полученной профессии прошли более 2 тысяч выпускников учреждений профессионального образования. После ее завершения каждый третий молодой специалист трудоустроился на постоянную работу по месту прохождения практики.
В мероприятиях программ, направленных на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, приняли участие почти 479 тысяч жителей области.
В целом предпринятые за последние годы меры способствовали стабилизации ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда.
Общее число безработных, рассчитываемое по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уменьшилось с 59,4 тысячи в 2009 году до 35,0 тысячи в 2012 году. Уровень занятости населения увеличился соответственно с 58,1% до 64,2%.
Численность официально зарегистрированных безработных сократилась в 2 раза и составила по итогам 2012 года 10,6 тысячи человек.
К концу года уровень регистрируемой безработицы составил 1,47% от численности экономически активного населения.
Существенно повысился спрос работодателей на рабочую силу. В банке вакансий службы занятости насчитывалось более 13,5 тысячи свободных рабочих мест. На одного соискателя приходилось до двух вакансий, тогда как в 2009 году на одно вакантное место, заявленное работодателями в службу занятости, претендовало 5 человек.
Положительные изменения в экономике, а также реализация программно-целевых мероприятий в сфере занятости позитивно отразились на динамике показателей безработицы и сохранении стабильной ситуации на рынке труда в 2013 году.
К декабрю численность занятого населения, рассчитываемая по Методологии Международной организации труда, превысила 510,3 тысячи человек, число безработных снизилось по сравнению с началом года на 18 процентов.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, уменьшилась на 2,4 тысячи человек и составила 5 тысяч 902 человека.
Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,5% до 1,06%. Впервые показатели безработицы были снижены до минимальных значений и фиксировались ниже среднероссийских.
Заявленная работодателями потребность в кадрах увеличилась до 14,2 тысячи человек. Свыше 18,8 тысячи безработных перешли в категорию занятых. Уровень трудоустройства составил 68,9%.
Несмотря на стабильную ситуацию на региональном рынке труда, имеются проблемные вопросы, сдерживающие развитие социально-трудовой сферы.
На начало 2014 года численность работников, предполагаемых к увольнению из организаций по инициативе работодателей, превышала 1,7 тысячи человек.
Высокой сохранялась напряженность на рынке труда ряда муниципальных образований (Верхнеландеховский - 24 чел./вак., Пестяковский - 15,3 чел./вак., Ильинский - 5,5 чел./вак., Юрьевецкий - 5,4 чел./вак., Пучежский - 5,1 чел./вак.).
Продолжительность существования вакансий от 6 месяцев до года выросла по сравнению с предыдущим годом в полтора раза.
Несмотря на общее снижение уровня безработицы в монопрофильных населенных пунктах, его значение в некоторых из них в несколько раз превышало среднеобластной показатель (в п. Савино - 2,5%, п. Петровский - 3,2%).
Основной проблемой рынка труда Ивановской области остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики и способствует притоку иностранной, преимущественно неквалифицированной, рабочей силы.
Доля вакансий для рабочих составляет более 80% в общей потребности. При этом отсутствие жесткой ориентации системы профессионального образования на реальные потребности экономики усугубляется отсутствием эффективно функционирующей системы прогнозирования кадровой потребности на среднесрочную перспективу.
Другая проблема связана с трудоустройством граждан, конкурентоспособность которых в силу различных причин снижена. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, имеющие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере занятости населения
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
Уровень безработицы по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год) |
% |
6,6 |
6,3 |
5,2 |
2 |
Уровень регистрируемой безработицы, в % от численности экономически активного населения (в среднем за год) |
% |
2,7 |
1,9 |
1,2 |
3 |
Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию (в среднем за год) |
человек на 1 вакансию |
1,7 |
0,9 |
0,5 |
В 2014 году приоритетом деятельности Правительства Ивановской области в сфере занятости стало закрепление и дальнейшее улучшение достигнутых результатов на региональном рынке труда.
Численность занятого населения, рассчитываемая по Методологии Международной организации труда, превысила 515,6 тысяч человек. В среднем за год число безработных снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 6,3 тысяч человек или на 22 процента.
В течение года уровень регистрируемой безработицы не превысил 1,0% и фиксировался ниже среднероссийского показателя.
Количество вакансий, заявленных работодателями в банк данных службы занятости, в два-три раза превышало численность соискателей работы. 17,2 тысяч безработных перешли в категорию занятых.
Настоящая Программа является базовым документом, организующим реализацию государственной политики на рынке труда. В 2014 году ее участниками стали порядка 80 тысяч граждан. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации основной упор был сделан на обеспечение работой и возможностями для продуктивной занятости отдельных слабо социально защищенных слоев трудоспособного населения: женщин, находящихся в отпуске по уходу за малолетними детьми в возрасте до трех лет, и граждан с инвалидностью. Был реализован новый проект по трудоустройству инвалидов-колясочников в части создания инфраструктуры, необходимой для их беспрепятственного доступа к специальным рабочим местам. На эти цели из средств областного и федерального бюджетов работодателям компенсированы затраты в общей сумме 11,7 миллионов рублей.
В 2015 году и прогнозный период до 2018 года основные приоритеты деятельности комитета Ивановской области труду, содействию занятости населения и трудовой миграции по обеспечению гарантий в сфере труда и занятости населения определены: майскими Указами и задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию; Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года; постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
За прошедшие 9 месяцев 2015 года официальная безработица выросла на 22% и на 1 октября составила 6,9 тысяч человек; ее уровень увеличился с 1,0 до 1,25% от численности экономически активного населения, что соответствует среднероссийскому значению.
Основной причиной роста регистрируемой безработицы стало снижение спроса на рабочую силу, вызванное ухудшением экономической ситуации в целом по стране, а также в Ивановской области.
По сравнению с началом года заявленная работодателями потребность в кадрах сократилась на треть (на 3,8 тыс. единиц) и насчитывает 7,6 тыс. вакантных мест. На одного гражданина, ищущего работу, приходится по одному варианту для трудоустройства.
Из организаций области за девять месяцев текущего года уволены по причинам сокращения численности или штата 2,9 тыс. работников, из них более половины (55,2%) обратились в службу занятости. 4,1 тыс. работников переведены в режим неполной занятости. Более 2,6 тыс. человек находятся под риском увольнения.
В целях сохранения социальной стабильности в регионе утвержден и реализуется комплексный план превентивных мер по трудоустройству высвобождаемых граждан.
На уровне областного Правительства создана межведомственная рабочая группа по мониторингу социально-экономического развития и занятости населения.
В еженедельном режиме проводятся мониторинги ситуации на рынке труда, высвобождения работников организаций и выплаты заработной платы.
Утвержден региональный План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на период до 2017 года.
Отдельным блоком в антикризисный план первоочередных мероприятий вошли меры по содействию занятости населения.
На эти цели из бюджета области выделено 174,2 миллиона рублей. Средства федерального бюджета составят 348,4 миллионов рублей.
Ивановская область вошла в число 11 регионов Российской Федерации, которым федеральным правительством были выделены финансовые ресурсы на реализацию программы по снижению напряженности на рынке труда (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 N 1733-р).
В перечень участников Программы вошли предприятия текстильного производства, более половины из которых осуществляют хозяйственную деятельность на монотерриториях. Реализация программы позволит перераспределить часть высвобождающихся трудовых ресурсов и тем самым снизить возможный рост социальной напряженности среди населения.
Учитывая непростое экономическое положение в организациях региона не исключен дальнейший приток в службу занятости граждан, ищущих работу.
По прогнозным оценкам суммарная численность работников организаций, планируемых к увольнению до конца 2015 года и в I полугодии 2016 года, составит порядка 5,6 тысяч работников, из которых практически половина (45,5%) подлежат увольнению в первом полугодии 2016 года.
Сокращение численности работающего персонала в организациях области повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, что может привести к росту напряженности на региональном рынке труда.
Развитие рынка труда в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях демографических ограничений и в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике.
Его текущее состояние существенно отличается от ситуации в период кризиса 2008 - 2009 годов.
Во-первых, крупные и средние предприятия в настоящее время не имеют существенной избыточной занятости, которую они оптимизировали в 2009 году. В сложившейся ситуации организации будут стремиться сохранить трудовые коллективы в ожидании улучшения финансово-экономической ситуации и оживления спроса со стороны потребителя.
Во-вторых, сокращение трудовых ресурсов вследствие ухудшения демографии стало причиной уменьшения численности экономически активного населения, что также является своеобразным буфером, сдерживающим рост безработицы.
В связи с выше изложенным, можно предположить, что в 2016 году официальная безработица сохранится на уровне ожидаемых значений 2015 года.
С 2016 года прогнозируется улучшение экономической ситуации, которое будет способствовать снижению безработицы до 1,3% экономически активного населения (в среднем за год).
Оценка ожидаемых результатов государственной программы построена с учетом целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Если темпы роста экономики области окажутся существенно ниже прогнозируемых, значения целевых индикаторов (показателей) реализации государственной программы могут существенно отклониться от плановых. В случае наступления рецессии (отрицательные темпы роста экономики области на протяжении нескольких кварталов) для стабилизации ситуации на региональном рынке труда потребуется принятие дополнительных мер и выделение дополнительных финансовых ресурсов.
Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2016 г. N 410-п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
Отчетные значения по целевым индикаторам (показателям) N 1, 4, 5 определяются по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат).
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 2 определяются на основе форм федерального статистического наблюдения как соотношение среднегодового числа официально зарегистрированных безработных граждан и среднегодовой численности экономически активного населения.
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 3 определяются на основе форм федерального статистического наблюдения как соотношение среднегодовой численности зарегистрированных незанятых граждан и среднегодового количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения.
Отчетные значения по целевым индикаторам (показателям) N 6, 7, 8 определяются на основании данных Федеральной службы по труду и занятости и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 9 определяются на основании данных, предоставляемых центрами занятости населения в комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы достигаются преимущественно путем организации оказания государственных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", приказом комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции от 30.03.2015 N 21 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными комитету Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции областными государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Ивановской области в качестве основных видов деятельности",
в том числе:
- информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- направление для получения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
Улучшение условий и охраны труда в Ивановской области достигается преимущественно путем реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе:
- координации проведения на территории Ивановской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
- осуществления в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;
- координации проведения специальной оценки условий труда;
- организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Ивановской области.
Государственная программа реализуется посредством 3 подпрограмм: "Мероприятия в сфере занятости населения", "Обеспечение деятельности учреждений в сфере занятости населения", "Улучшение условий и охраны труда в Ивановской области".
Подпрограмма "Мероприятия в сфере занятости населения" предполагает оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения, а также выполнение установленных законодательством Российской Федерации о занятости населения обязательств в сфере содействия занятости населения.
Подпрограмма "Обеспечение деятельности учреждений в сфере занятости населения" предполагает финансовое и материальное обеспечение деятельности центров занятости населения Ивановской области по оказанию государственных услуг в области содействия занятости.
Подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в Ивановской области" предполагает реализацию мероприятий охраны труда в рамках текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.