Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2016 г. N 474-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 30 декабря 2013 г. N 429-п
Государственная программа Ивановской области
"Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области"
5 марта, 24 июня, 8 октября, 3 декабря 2014 г., 13 марта, 22, 25 декабря 2015 г., 30 марта, 9 июня, 3 августа, 30 декабря 2016 г.
1. Паспорт государственной программы
Наименование программы |
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2019 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Повышение эффективности управления региональными финансами (приложение 1). 2. Управление государственным долгом Ивановской области (приложение 2). 3. Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета (приложение 3). 4. Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований (приложение 4). |
Администратор программы |
Департамент финансов Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент финансов Ивановской области |
Исполнители |
Департамент финансов Ивановской области, Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, служба государственного финансового контроля Ивановской области |
Цель (цели) программы |
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
- отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений); - отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 5001924700,00 руб., 2015 год - 5384072715,87 руб., 2016 год - 5852113169,84 руб., 2017 год - 5736664451,38 руб., 2018 год - 5786664451,38 руб., 2019 год - 5786664451,38 руб., - областной бюджет: 2014 год - 5001924700,00 руб., 2015 год - 5384072715,87 руб., 2016 год - 5852113169,84 руб., 2017 год - 5736664451,38 руб., 2018 год - 5786664451,38 руб., 2019 год - 5786664451,38 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- поддержание объема долговой нагрузки на областной бюджет в пределах ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством; - своевременное и полное исполнение обязательств областного бюджета, отсутствие просроченной кредиторской задолженности; - удержание расходов на обслуживание государственного долга на уровне не более 10% расходов областного бюджета (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы) |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы
В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась - существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.
Переломным моментом, определившим текущие тенденции в сфере государственных и муниципальных финансов Ивановской области, стал мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009 - 2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (в части финансирования дополнительных программ занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).
Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.
Благодаря предпринятым мерам межбюджетного регулирования описанная выше ситуация в существенно меньшей степени коснулась местных бюджетов, большинство из которых по-прежнему исполняются без дефицита и характеризуются умеренным уровнем долговой нагрузки.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы, представлены в нижеследующей таблице 1:
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) |
% |
39,4 |
42,8 |
58,6 |
2 |
Отношение общего объема государственного долга к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней) |
% |
49,5 |
49,9 |
65,9 |
3 |
Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
% |
10,8 |
10,8 |
18,1 |
4 |
Доля муниципальных районов (городских округов), объем муниципального долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) |
% |
92,6 |
92,6 |
96,3 |
5 |
Доля поселений, объем долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) |
% |
99,2 |
99,2 |
100 |
В 2012 - 2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области, составившего на начало 2014 года 10,4 млрд. рублей.
Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы. В соответствии с бюджетными прогнозами на 2014 - 2017 годы бюджет Ивановской области останется дефицитным, а объем государственного долга к концу 2016 года может достигнуть 90,0% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
В сложившейся ситуации все большее значение и актуальность приобретает повышение эффективности расходов областного бюджета.
В последние годы в Ивановской области были предприняты значительные усилия, направленные на модернизацию государственных и муниципальных финансов. В 2007 - 2010 годах реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Ивановской области, в 2011 - 2012 годах реализовывалась Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы.
Наиболее важными и значимыми результатами реализации перечисленных программных документов стали:
- переход к формированию областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (трехлетнему бюджету), который расширил горизонт планирования, повысил гибкость осуществления бюджетных расходов и способствовал принятию взвешенных финансовых решений на трехлетнюю перспективу;
- внедрение в практику составления и исполнения областного бюджета долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных заданий, которые увязали расходы областного бюджета с количественными показателями результатов деятельности, позволили принимать решения о расходах, в том числе исходя из плановых результатов их осуществления. На начало 2013 года в рамках целевых программ формировалось более 60% расходов областного бюджета;
- составление областного бюджета на основе выделения действующих и принимаемых обязательств, обеспечивающее безусловное исполнение в полном объеме ранее принятых (установленных) обязательств. Внедрен механизм конкурсного распределения принимаемых обязательств, обеспечивающий выделение ресурсов на наиболее актуальные и результативные направления;
- реструктуризация сектора государственных учреждений - появились бюджетные и автономные учреждения, имеющие расширенную финансово-хозяйственную самостоятельность, - на начало 2013 года их доля составила 64,5% от общего числа областных государственных учреждений. Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственных заданий, предъявляющих требования к объему и качеству оказываемых учреждениями услуг, выполняемых работ. С 2011 года объемы финансового обеспечения государственных заданий определяются с применением нормативного финансирования;
- повышение объективности межбюджетного регулирования и предсказуемости объемов дотаций для бюджетов муниципальных образований Ивановской области (далее - муниципальные образования) - установлены прозрачные механизмы определения общего объема дотаций для местных бюджетов, их распределения между муниципальными образованиями; установлены правила, не допускающие снижения объема дотаций для отдельных местных бюджетов. Как следствие, существенно расширились возможности органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (далее - органы местного самоуправления) по прогнозированию поступлений и эффективному использованию бюджетных средств;
- создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета.
Кроме того, в 2008 - 2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления, повысилась нормативная регламентация расходов, возросли качество и эффективность администрирования расходов областного бюджета.
Проведение аналогичных преобразований стимулировалось и на уровне муниципальных образований Ивановской области.
Несмотря на то, что потенциал повышения эффективности бюджетных расходов для обеспечения долгосрочной сбалансированности областного бюджета не исчерпан, реализация мер в этом направлении не способна переломить общий тренд на усиление напряженности в секторе государственных и муниципальных финансов Ивановской области.
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
Целевые показатели, характеризующие ожидаемые результаты реализации государственной программы, в том числе по годам реализации, представлены в нижеследующей таблице 2:
Таблица 2
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 1 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета, в соответствии с правилами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 2 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета как отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета, уменьшенному на объем безвозмездных поступлений.
Отчетные значения целевых индикаторов (показателей) могут существенно отклониться от плановых в случае непрогнозируемого изменения макроэкономической ситуации, перераспределения расходных полномочий между уровнями государственной власти, а также в иных случаях, ведущих к объективному изменению доходов и расходов областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.