Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 10 февраля 2016 г. N 31-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2016 год
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13 ноября 2013 г. N 451-п
Государственная программа
Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области"
26 февраля, 24 апреля, 21 мая, 16 июля, 21 августа, 2, 12, 18, 31 декабря 2014 г., 27 февраля, 20 мая, 26 июня, 15 июля, 25 августа, 14 сентября, 2 октября, 9 декабря 2015 г., 10 февраля, 9 марта, 26 апреля, 27 мая, 7 сентября, 20 октября, 16 ноября 2016 г.
См. Комплексный план реализации государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" на период 2014 - 2016 годов, утвержденный распоряжением Правительства Ивановской области от 13 января 2014 г. N 1-рп
Постановлением Правительства Ивановской области от 16 ноября 2016 г. N 386-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт государственной программы Ивановской области
Наименование программы |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2020 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства. 2. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. 3. Развитие мясного скотоводства Ивановской области. 4. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие. 5. Поддержка малых форм хозяйствования. 6. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса. 7. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Ивановской области на 2015 - 2020 годы. 8. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. 9. Устойчивое развитие сельских территорий Ивановской области. |
Администратор программы |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; служба ветеринарии Ивановской области |
Исполнители |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; служба ветеринарии Ивановской области; Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области |
Цель (цели) программы |
1. Увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в Ивановской области. 2. Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса Ивановской области. 3. Воспроизводство и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Ивановской области. 4. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий Ивановской области. |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году. 2. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году. 3. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году. 4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году. 5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году. 6. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий). 7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства). 8. Средняя урожайность зерновых. 9. Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях. 10. Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов. 11. Ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности. 12. Ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности. |
Объемы ресурсного обеспечения программы * |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 684 094 770,00 руб., 2015 год - 792 176 971,26 руб. (кроме того, остатки средств федерального бюджета прошлых лет - 12 738 401,00 руб.), 2016 год - 480 026 846,70 руб., 2017 год - 706 052 017,82 руб., 2018 год - 400 311 452,82 руб., 2019 год - 387 756 800,00 руб., 2020 год - 406 556 800,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 379 818 200,00 руб., 2015 год - 354 992 821,26 руб., 2016 год - 163 455 946,70 руб., 2017 год - 360 131 532,82 руб., 2018 год - 391 511 452,82 руб., 2019 год - 387 756 800,00 руб., 2020 год - 406 556 800,00 руб.; - федеральный бюджет: * 2014 год - 304 276 570,00 руб., 2015 год - 437 184 150,00 руб. (кроме того, остатки средств федерального бюджета прошлых лет - 12 738 401,00 руб.), 2016 год - 316 570 900,00 руб., 2017 год - 345 920 485,00 руб., 2018 год - 8 800 000,00 руб., 2019 год - 0,00 руб., 2020 год - 0,00 руб.; внебюджетное финансирование: 2014 год - 10 055 000,00,00 руб., 2015 год - 15 375 500,00 руб., 2016 год - 5 032 500,00 руб., 2017 год - 92 320 500,00 руб., 2018 год - 113 635 500,00 руб., 2019 год - 99 337 500,00 руб., 2020 год - 88 227 500,00 руб.; - собственные и заемные средства сельхозтоваропроизводителей и граждан: 2014 год - 10 055 000,00,00 руб., 2015 год - 15 375 500,00 руб., 2016 год - 12 453 500,00 руб., 2017 год - 92 320 500,00 руб., 2018 год - 113 635 500,00 руб., 2019 год - 99 337 500,00 руб., 2020 год - 88 227 500,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
К 2020 году увеличение по сравнению с уровнем 2013 года: - физических объемов производства сельскохозяйственной продукции - на 12,6%, в том числе в сфере растениеводства - на 11%, животноводства - на 14,3%; - валового сбора зерна - на 15,2% до 136,0 тыс. тонн, овощей - на 18,9% до 108,5 тыс. тонн, картофеля - на 5,2% до 157,3 тыс. тонн; - производства скота и птицы (в живом весе) - до 50,3 тыс. тонн, или на 18,4%, молока - до 197,8 тыс. тонн, или на 17,5%; - физических объемов производства пищевых продуктов (включая напитки) - на 11,9%; За период 2014 - 2020 годов: - увеличится среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) до 21,2 тыс. рублей, что будет составлять примерно 70% от уровня средней заработной платы по экономике региона; - ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство составит не менее 4%; - увеличится уровень рентабельности в сельскохозяйственных организациях до уровня не менее 3 - 4% (с учетом субсидий); - будет решена жилищная проблема для 101 семьи, проживающей в сельской местности и нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе для 70 молодых семей и молодых специалистов; - повысится уровень социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе газом на 0,3%, водой на 0,25%; - прирост сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями, составит 200 человек. |
* Реализация государственной программы Ивановской области предусматривает привлечение софинансирования за счет средств федерального бюджета, объемы которого будут указаны в паспорте, после утверждения в установленном порядке распределения соответствующих субсидий из федерального бюджета.
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области
2.1. Описание и оценка основных результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере реализации государственной программы Ивановской области, достигнутых к началу ее реализации
В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект "Развитие АПК", впоследствии трансформировавшийся в реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446.
С этого момента было положено начало масштабной систематической государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, призванной кардинально изменить положение агропромышленного комплекса Российской Федерации. Базовая система мер была закреплена в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Система государственной поддержки, развернутая на областном уровне, была синхронизирована по ключевым мероприятиям с федеральной, что позволяло привлекать софинансирование из федерального бюджета, тем самым увеличивая объем ресурсов, направляемых на поддержку сельскохозяйственного производства в Ивановской области.
На областном уровне система мер государственной поддержки определялась Законом Ивановской области от 25.11.2005 N 170-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области", а начиная с 2009 года - Законом Ивановской области от 30.10.2008 N 125-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области".
Государственная поддержка и содействие развитию сельскохозяйственного производства в Ивановской области осуществлялись в форме:
- прямой финансовой и организационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных организаций агропромышленного комплекса;
- финансовой поддержки муниципальных образований Ивановской области по развитию сельских территорий и улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- оказания государственных услуг, в том числе в сфере обеспечения эпизоотического благополучия.
В сфере обеспечения эпизоотического благополучия Ивановской области основными мерами содействия развитию сельскохозяйственного производства было оказание государственных услуг по:
- профилактике, выявлению, лечению и ликвидации инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел;
- лабораторной диагностике болезней животных, птиц, рыб, пчел и другой поднадзорной продукции;
- ветеринарно-санитарной экспертизе поднадзорной продукции.
В сфере обеспечения устойчивого развития сельских территорий реализация в 2004 - 2008 годах мероприятий областной целевой программы "Социальное развитие села Ивановской области до 2010 года", а в 2009 - 2013 годах мероприятий долгосрочной целевой программы Ивановской области "Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года", предусматривающих предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований области на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, а также предоставление государственной поддержки гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, на улучшение жилищных условий, способствовала повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села и созданию условий для реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства.
Основными результатами оказания государственной поддержки и содействия развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий в Ивановской области стали:
- стабилизация физических объемов производства в сельском хозяйстве в целом, рост производства в секторе сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, рост производства в пищевой промышленности;
- существенное улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей (в период 2006 - 2012 годов удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве и пищевой промышленности обычно был ниже, чем по экономике Ивановской области в целом, сельское хозяйство и пищевая промышленность Ивановской области отличались практически нулевым уровнем просроченной задолженности по кредитам и займам и стабильно низким уровнем просроченной кредиторской задолженности);
- реализация 60 инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Ивановской области за 2006 - 2012 годы на общую сумму 1,3 млрд. рублей;
- минимизация негативных последствий для агропромышленного комплекса Ивановской области от воздействия внешних финансово-экономических и природно-климатических факторов риска (в период 2006 - 2012 годов наиболее серьезные риски для сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей представляли финансовый кризис 2008 года и засуха 2010 года, предоставляемые меры государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам и займам позволили сельскохозяйственным товаропроизводителям преодолеть кризисные явления с меньшими потерями);
- развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов Ивановской области, в первую очередь, в части газификации и водоснабжения (с использованием выделенных бюджетных средств были построены 61 новый объект газификации (184,941 километра газовых сетей) и 20 объектов водоснабжения (98,391 километра водопроводных сетей) в сельских населенных пунктах);
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (с использованием выделенных бюджетных средств получили возможность улучшить свои жилищные условия 611 семей, проживающих в сельской местности, из 21 муниципального района, в том числе 170 молодых семей и семей молодых специалистов, построено и приобретено 39,2 тыс. кв. метров жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами - 10,1 кв. метра жилья, 145 семей использовали государственную поддержку на строительство индивидуальных жилых домов и 466 семей - на приобретение жилья).
Предоставляемые меры государственной поддержки и содействия развитию сельскохозяйственного производства в Ивановской области позволили сохранить агропромышленный комплекс в его современном виде, но их было недостаточно для кардинального изменения ситуации и решения накопленных проблем в данном секторе областной экономики.
2.2. Описание сложившейся социальной и экономической ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области и основных тенденций ее изменения
В многоотраслевой структуре агропромышленного комплекса Ивановской области функционируют 309 разнопрофильных предприятий, учреждений и организаций, среди них 182 сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм, 6 кредитных и потребительских кооперативов, 39 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 38 предприятий производственной инфраструктуры.
Кроме коллективных сельскохозяйственных организаций в области вели производственную деятельность 334 крестьянских (фермерских) хозяйства (по данным статистики на 23.01.2014) и более 100 тысяч личных подсобных хозяйств населения.
Основными производителями зерна, мяса птицы и яйца являлись сельскохозяйственные организации, доля их в целом по области - около 90%. Производство картофеля и овощей преобладало в хозяйствах населения - около 80%. В целом, в сельскохозяйственных организациях производилось 46,2% продукции, в хозяйствах населения - 49,4%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 4,4%.
Растениеводство
Отрасль растениеводства специализировалось на производстве фуражного и продовольственного зерна, кормов для животноводства, картофелеводстве и овощеводстве открытого и закрытого грунта.
Посевные площади в 2013 году составили 226,3 тыс. га (прирост - 2,8% к уровню 2012 года), при этом доля площади посева зерновых культур в общей посевной площади составила 28,5%.
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий составил 86,6 тыс. тонн (в весе после доработки), что на 30,5% ниже уровня 2012 года, картофеля - 132,6 тыс. тонн, или на 10,3% ниже уровня 2012 года, овощей - 84,1 тыс. тонн, что на 3,4% выше уровня 2012 года.
На низкий урожай зерна и картофеля повлияли неблагоприятные погодные условия в период уборки (переувлажнение почвы в результате затяжных дождей). В результате погибли посевы на площади 15,3 тыс. га. На территории региона был введен режим чрезвычайной ситуации.
Внедрение высокоурожайных, устойчивых к экстремальным факторам среды, вредителям и болезням сортов и гибридов сельскохозяйственных культур обеспечило значительный рост урожайности и объемов производства. В плановом режиме реализован комплекс экономических, организационных и технологических мер, направленных на развитие системы семеноводства сельскохозяйственных культур. В результате решения поставленных задач удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов увеличен с 16,7% в 2012 году до 17% в 2013 году.
Животноводство
Удельный вес продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства составил 56%.
Валовое производство молока в 2013 году в хозяйствах всех категорий составило 150,6 тыс. тонн, или 92,2% к уровню 2012 года.
На сокращение объемов производства молока в прошлом году повлияло снижение численности коров. Основное сокращение поголовья происходит в мелких сельскохозяйственных организациях с низким уровнем финансовой устойчивости, технической и технологической оснащенности.
Основными причинами сложившейся ситуации является существенное снижение доходности отрасли животноводства в результате низких закупочных цен на молоко сырое в 2011 - 2012 годах и резкого роста цен на фуражное зерно и высокопротеиновые корма в 2012 - 2013 годах.
За 2013 год хозяйствами всех категорий реализовано скота и птицы на убой 39,2 тыс. тонн в живой массе, что ниже уровня 2012 года на 2,5 тыс. тонн, или на 6%. При этом уменьшилось производство мяса всех видов скота и птицы.
В 2013 году проводились целенаправленные мероприятия по сохранению и расширению племенной базы. В настоящее время в области молочного скотоводства работают 22 племенных предприятия, в том числе 14 племзаводов и 8 племрепродукторов, с активной частью 25 тыс. голов, из них 10,8 тыс. голов коров. Удельный вес племенного крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях составил более 45%. Это позволило реализовать высокоценный племенной молодняк в товарные хозяйства области и за ее пределы в количестве 1062 голов. Для повышения генетического потенциала племенных стад завозился племенной молодняк крупного рогатого скота из других регионов России и зарубежных стран.
Племенные хозяйства области активно участвовали в выставочных мероприятиях, занимались распространением передового опыта.
Золотые медали на XV Российской агропромышленной выставке "Золотая осень - 2013" за выставленный скот получили:
- СПК ПЗ "Ленинский путь" Пучежского района,
- СПК "Рассвет" Гаврилово-Посадского района,
- ОАО "Заря" Родниковского района.
Развитие племенного животноводства позитивно влияет на продуктивность скота. В 2013 году надой молока в сельскохозяйственных организациях области в расчете на 1 корову составил 4 633 кг, что на 21 кг больше уровня 2012 года.
Поголовье птицы на начало 2014 года в сельскохозяйственных организациях составило 3 073 тыс. голов, или 110,6% к соответствующему уровню прошлого года.
В 2013 году производство птицеводческой продукции осуществлялось в основном на крупных специализированных сельскохозяйственных предприятиях мясного и яичного направления с замкнутым технологическим циклом. Птицефабрики Ивановской области работали с высокопродуктивными кроссами птицы: яичного направления (хайсекс-коричневый) и мясного направления (ROSS-308).
Производство яиц птицеводческими предприятиями региона за прошлый год составило 372,3 млн. штук, что на 6,3%, или 22 млн. штук выше уровня 2012 года.
Несмотря на ресурсосберегающие технологии производства яиц и мяса птицы, активную инвестиционную политику и высокую организацию процесса производства, для отрасли птицеводства 2013 год оказался тяжелым, финансовое состояние птицефабрик в течение года было нестабильным.
Кризисное финансовое состояние ОАО "Ивановский бройлер" привело к уменьшению реализации мяса птицы на 1,3 тыс. тонн, или на 5%.
Поголовье овец и коз на начало 2014 года в сельскохозяйственных организациях составило 2,8 тыс. голов, или 117% к уровню 2013 года. На развитие отрасли оказывает существенное влияние спрос и закупочные цены на шерсть и овчину. Отрасль рентабельна за счет реализации племенного молодняка.
ОАО "Племенной конный завод "Гаврилово-Посадский" - единственное предприятие в России по разведению лошадей породы владимирский тяжеловоз. Несмотря на существующие сложности в развитии коневодства, завод ежегодно получал 50 и более голов высококлассного племенного молодняка.
Развитие малых форм хозяйствования на селе
В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого семейного бизнеса, повышения заинтересованности и занятости сельских жителей с 2012 года в области реализованы областные целевые программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и поддержке начинающих фермеров, в рамках которых осуществлялась грантовая поддержка.
По результатам конкурсного отбора в 2013 году предоставлено 10 грантов на поддержку начинающих фермеров и 6 грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Важнейшим элементом агропромышленного комплекса региона являются пищевые и перерабатывающие предприятия.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, входящие в агропромышленный комплекс области, представляют практически все отрасли: мясную, молочную, хлебопекарную, консервную, кондитерскую, ликеро-водочную, мукомольную, пивную, безалкогольных напитков.
За последние годы освоены новые виды продукции детского и диетического питания, хлеба и хлебобулочных изделий, мелкоштучных кондитерских и колбасных изделий.
Темп роста оборота организаций по производству пищевых продуктов в 2013 году составил 103,4%.
В натуральном выражении прирост производства за 2013 год к уровню 2012 года составил: по мясу и субпродуктам пищевым убойных животных - 5,7%, полуфабрикатам мясным подмороженным и замороженным - 8,2%, водке и ликероводочным изделиям - 11,5%, сыру и творогу - 9,3%.
Наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствовали меры, принимаемые производителями по модернизации производства, улучшению качества и расширению ассортимента продукции, осуществлению технического перевооружения и модернизации оборудования, внедрению инновационных технологий.
В целях продвижения продукции на продовольственный рынок области и других регионов предприятия агропромышленного комплекса региона участвовали в региональных, общероссийских и зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводилась работа по организации взаимодействия региональных товаропроизводителей с торговыми сетями, работающими на территории области.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями увеличены поставки молока коровьего пакетированного в торговые организации области.
Существенное место в обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией занимали рынки и ярмарки "выходного дня", проводимые еженедельно в муниципальных районах области.
Инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса
Инвестиционная активность, являясь ключевым фактором экономического роста, играла важную роль не только в устойчивом развитии отрасли, но и в решении многих социальных проблем (занятости, уровня доходов населения, продовольственного обеспечения и др.), поэтому вопросы управления инвестициями в регионе отнесены к одним из главных задач деятельности органов власти.
За 2013 год за счет кредитных ресурсов, лизинга и собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей области:
- проведена модернизация 2,3 тыс. скотомест для крупного рогатого скота,
- приобретено 1800 голов племенного молодняка крупного рогатого скота отечественной селекции,
- приобретено 56 тракторов, 11 зерноуборочных и 3 кормоуборочных комбайна и около 100 единиц другой высокопроизводительной сельскохозяйственной техники.
Общая стоимость инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, реализуемых на территории области, составляла более 2 млрд. рублей.
В ООО "Растениеводческое хозяйство "Родина" осуществлялась реализация инвестиционного проекта "Строительство комплекса по выращиванию и переработке овощных культур" общей стоимостью 119 млн. рублей, в том числе реализация 2 очереди проекта - запуск линий по переработке овощных культур.
В СПК "Племенной завод им. Дзержинского" Гаврилово-Посадского муниципального района завершена реконструкция и модернизация животноводческих помещений на 800 скотомест для откорма молодняка крупного рогатого скота с беспривязным содержанием и строительство цеха по производству комбикормов производительностью 8 - 10 тонн/час. Общая стоимость проекта - 37,4 млн. рублей. В хозяйстве приступили к реализации инвестиционного проекта "Строительство коровника на 468 скотомест с беспривязным содержанием животных" (предварительная стоимость проекта составляет около 80 млн. рублей).
С 2013 года реализуется инвестиционный проект в ООО "Ильинское - Агро" Ильинского района, в рамках которого предполагается создание на территории Ивановской области агропромышленного комплекса по развитию мясного крупного рогатого скота и высококачественной говядины.
Группой компаний "РИАТ" завершено строительство второго животноводческого объекта с установлением системы "добровольного доения" коров VMS - робот-дояр фирмы Delaval в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство животноводческого комплекса в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области мощностью 170 голов дойного стада КРС" стоимостью 95 млн. рублей.
Данная технология производства молока позволила значительно снизить затраты на содержание и доение коров, максимально реализовать генетический потенциал стада, автоматизировать зоотехнический и племенной учет, улучшить санитарно-гигиенические условия, повысить производительность труда по сравнению с традиционными технологиями производства молока.
Устойчивое развитие сельских территорий
Важным и актуальным направлением аграрной политики региона остается создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
В рамках долгосрочной целевой программы Ивановской области "Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года" в 2013 году введено в эксплуатацию 5,81 км водопроводных сетей и 3,31 км газовых сетей, обеспечено водой питьевого качества 433 сельских жителя, газифицировано 52 жилых дома в сельской местности.
Получили возможность улучшить свои жилищные условия с использованием средств социальной выплаты 67 семей, проживающих в сельской местности из 13 муниципальных районов, в том числе 10 молодых семей и 14 семей молодых специалистов.
Из 67 участников программы, получивших социальные выплаты на улучшение жилищных условий, 47 участников работают в организациях агропромышленного комплекса, 20 - в социальной сфере села.
Управление рисками в сельском хозяйстве
В 2013 году реализованы следующие мероприятия по эффективному управлению рисками в сельском хозяйстве Ивановской области:
- постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п утверждена государственная программа Ивановской области по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области на 2014 - 2020 годы;
- проведены семинары и конференции по развитию инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижению влияния аграрных рисков на результаты деятельности предприятий АПК.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере развития агропромышленного комплекса Ивановской области, приведены в таблице 1.
Таблица 1
|
Показатель |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. |
Количество организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в секторе АПК |
|
|
|
|
1.1. |
Количество организаций АПК, всего |
единиц |
655 |
543 |
309 |
|
в т.ч. - сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм |
единиц |
353 |
338 |
182 |
|
- кредитных и потребительских кооперативов |
единиц |
49 |
38 |
6 |
|
- предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности |
единиц |
73 |
56 |
39 |
|
- организаций производственной инфраструктуры |
единиц |
80 |
38 |
38 |
1.2. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств |
единиц |
754 |
415 |
334 |
2. |
Динамика производства |
|
|
|
|
2.1. |
Продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах, в том числе: |
млн. руб. |
13101,4 |
13240,8 |
13725,7 |
|
- в личных подсобных хозяйствах |
млн. руб. |
6273,7 |
6170,2 |
6779,1 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
млн. руб. |
565,9 |
629,5 |
605,0 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
млн. руб. |
6261,8 |
6441,1 |
6341,6 |
2.2. |
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
млн. руб. |
12217,8 |
13797,3 |
|
2.3. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в Ивановской области (в сопоставимых ценах), в том числе: |
процентов к уровню предшествующего года |
108,7 |
97,1 |
94,7 |
|
- в личных подсобных хозяйствах |
процентов к уровню предшествующего года |
106,0 |
92,0 |
98,4 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
процентов к уровню предшествующего года |
162,7 |
103,8 |
86,0 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
процентов к уровню предшествующего года |
107,9 |
101,7 |
91,9 |
3. |
Показатели растениеводства |
|
|
|
|
3.1. |
Продукция растениеводства в фактически действовавших ценах, в том числе: |
млн. руб. |
6100,6 |
5680,2 |
5994,4 |
|
- в личных подсобных хозяйствах |
млн. руб. |
3742,3 |
3452,9 |
4030,4 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
млн. руб. |
352,7 |
317,3 |
254,7 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
млн. руб. |
2005,6 |
1910,0 |
1709,3 |
3.2. |
Индекс производства продукции растениеводства в Ивановской области (в сопоставимых ценах), в том числе: |
процентов к уровню предшествующего года |
121,2 |
94,3 |
94,7 |
|
- в личных подсобных хозяйствах |
процентов к уровню предшествующего года |
116,0 |
91,8 |
102,3 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
процентов к уровню предшествующего года |
231,5 |
92,4 |
70,4 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
процентов к уровню предшествующего года |
120,7 |
99,3 |
84,8 |
3.3. |
Валовой сбор сельскохозяйственных культур |
|
|
|
|
|
- зерновые культуры |
тыс. тонн |
102,8 |
124,7 |
86,6 |
|
- картофель |
тыс. тонн |
145,4 |
147,7 |
132,6 |
|
- овощи |
тыс. тонн |
89,1 |
81,3 |
84,1 |
3.4. |
Посевные площади сельскохозяйственных культур |
тыс. га |
227,0 |
220,1 |
226,3 |
3.5. |
Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий |
центнеров с 1 га убранной площади |
16,8 |
20,0 |
16,6 |
3.6. |
Количество тракторов |
единиц |
1162 |
1602 |
1431 |
3.7. |
Количество комбайнов: |
|
|
|
|
|
- комбайны зерноуборочные |
единиц |
310 |
278 |
229 |
|
- комбайны картофелеуборочные |
единиц |
57 |
47 |
41 |
3.8. |
Внесение на 1 гектар посева сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях |
|
|
|
|
|
- минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ) |
кг на 1 га |
14,8 |
16,1 |
14,1 |
|
- органические удобрения |
тонн на 1 га |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
4. |
Показатели животноводства |
|
|
|
|
4.1. |
Продукция животноводства в фактически действовавших ценах, в том числе: |
млн. руб. |
7000,8 |
7560,6 |
7731,3 |
|
- в личных подсобных хозяйствах |
млн. руб. |
2531,4 |
2717,3 |
2748,7 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
млн. руб. |
213,2 |
312,2 |
350,3 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
млн. руб. |
4256,2 |
4531,1 |
4632,3 |
4.2. |
Индекс производства продукции животноводства в Ивановской области (в сопоставимых ценах), в том числе: |
процентов к уровню предшествующего года |
99,2 |
99,6 |
94,6 |
|
- в личных подсобных хозяйствах |
процентов к уровню предшествующего года |
93,4 |
92,3 |
93,5 |
|
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей |
процентов к уровню предшествующего года |
105,2 |
122,7 |
102,0 |
|
- в сельскохозяйственных организациях |
процентов к уровню предшествующего года |
102,8 |
102,8 |
94,8 |
4.3. |
Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий |
|
|
|
|
|
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
тыс. тонн |
27,2 |
27,3 |
25,7 |
|
Яйца |
млн. штук |
379,3 |
371,7 |
390,2 |
|
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко установленной жирности) |
тыс. тонн |
164,7 |
163,3 |
150,6 |
4.4. |
Производство продуктов переработки продукции животноводства |
|
|
|
|
|
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) |
тыс. тонн |
102,6 |
106,5 |
108,2 |
|
Сыры и сырные продукты |
тыс. тонн |
22,6 |
28,1 |
8,6 |
|
Масло сливочное |
тыс. тонн |
6,0 |
8,7 |
11,93 |
4.5. |
Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий |
|
|
|
|
|
Крупный рогатый скот |
тыс. голов |
76,2 |
71,8 |
70,5 |
|
Свиньи |
тыс. голов |
15,4 |
13,7 |
11,6 |
|
Овцы и козы |
тыс. голов |
24,8 |
24,2 |
22,4 |
|
Птица всех видов |
тыс. голов |
2950,2 |
2966,8 |
3242,2 |
4.6. |
Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях |
кг в год |
4142 |
4612 |
4633 |
5. |
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов |
|
|
|
|
5.1. |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности |
кв. м |
6582,09 |
4858,77 |
4632,3 |
|
- в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
кв. м |
2546,54 |
1768,47 |
1397,33 |
5.2. |
Ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности |
км |
4,296 |
5,121 |
3,31 |
5.3. |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым природным газом в сельской местности |
процентов |
25,0 |
28,24 |
29,85 |
5.4. |
Ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности |
км |
19,05 |
19,37 |
5,81 |
5.5. |
Обеспеченность сельского населения питьевой водой нормативного качества |
процентов |
20,3 |
20,5 |
22,1 |
2.3. Актуальные проблемы в сфере реализации государственной программы Ивановской области
К 2013 году в агропромышленном комплексе Ивановской области сохранялись следующие ключевые проблемы, требующие решения в рамках настоящей государственной программы Ивановской области:
- низкие объемы производства по отдельным категориям сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки создают риски обеспечения продовольственной безопасности Ивановской области, а также ограничивают развитие отраслей, являющихся промышленными потребителями данной продукции (прекращение производства льна-долгунца негативно отражается на развитии текстильного производственного кластера; нехватка кормов ограничивает развитие животноводства);
- низкая рентабельность и отсутствие накопленных резервов делают сельскохозяйственных товаропроизводителей сильно зависимыми от государственной поддержки, ограничивают возможности для проведения технологической модернизации и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и сопряженных отраслях;
- использование изношенного, ненадежного, низко производительного оборудования и сельскохозяйственных машин, применение устаревших технологий обуславливает низкую производительность труда в сельскохозяйственном производстве, это ограничивает возможности для наращивания его объемов и повышения заработных плат работникам сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- низкий уровень оплаты труда, сравнительно высокий уровень безработицы, слабая обеспеченность социальной инфраструктурой, низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий делают непривлекательными проживание и работу в сельской местности, создают проблему кадрового дефицита у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи, а также низкий уровень социальной активности сельского населения, не способствующий формированию активной гражданской позиции, ведут к сокращению и измельчению сельской поселенческой структуры, обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Социально-экономическое развитие сельских территорий с целью создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства возможно только при условии государственной поддержки их социального и инженерного обустройства.
Для решения указанных проблем необходимо наращивание объемов оказываемой государственной поддержки сектору сельскохозяйственного производства, сельским территориям, что предусмотрено настоящей государственной программой Ивановской области. Общий объем финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в Ивановской области в 2014 году достигнет 117% к уровню 2012 года, в 2015 году - 123%.
2.4. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса
Цели государственной программы Ивановской области
Реализация государственной программы Ивановской области направлена на достижение следующих целей:
2.4.1. Увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в Ивановской области.
Данная цель будет достигаться за счет развития зернового комплекса (включающего в себя производство, хранение, переработку зерна и семеноводство), мясного и молочного скотоводства и птицеводства как наиболее динамичной и скороспелой отрасли, использующей интенсивные методы производства.
2.4.2. Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса Ивановской области.
В краткосрочном периоде данная цель будет достигаться за счет мер государственной поддержки, направленных на субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, удешевление кредитных ресурсов и предоставление несвязанной финансовой поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В долгосрочном периоде цель будет достигаться за счет постепенного повышения рентабельности сельскохозяйственного производства благодаря накоплению критической массы успешно реализованных проектов технико-технологической модернизации производства и создания новых эффективных производств.
2.4.3. Воспроизводство и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Ивановской области.
Данная цель будет достигаться за счет перехода к расширенному воспроизводству поголовья сельскохозяйственных животных, введения в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий, повышения производительности труда в сфере сельскохозяйственного производства.
Ивановская область обладает ограниченным потенциалом для экстенсивного развития сельского хозяйства по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа. Поэтому ключевым направлением развития должно стать повышение производительности труда за счет технического переоснащения, внедрения современных технологий сельскохозяйственного производства, повышения уровня подготовленности и заинтересованности работников в результатах труда.
2.4.4. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий Ивановской области.
Данная цель будет достигаться за счет создания комфортных условий проживания в сельской местности, повышения уровня занятости сельского населения в сфере сельскохозяйственного производства, активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, стимулирования реализации инвестиционных проектов в сельской местности, которые должны стать точками роста на соответствующих территориях.
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) государственной программы Ивановской области
Пояснения к таблице:
а) приведенные плановые значения целевых индикаторов (показателей) указаны с учетом ожидаемого софинансирования реализации государственной программы Ивановской области за счет средств федерального бюджета;
б) отчетные значения целевых индикаторов (показателей) 1.1 - 1.4, 3.1 - 3.3 определяются по данным официального статистического наблюдения;
в) отчетные значения целевых индикаторов (показателей) 2.1 - 2.2, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.