Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации городского
округа Вичуга
от 20.10.2014 г. N 1396
Муниципальная программа
"Развитие культуры городского округа Вичуга"
10 июня 2015 г.
Раздел 1 изменен с 10 июня 2015 г. - Постановление Администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 10 июня 2015 г. N 684
1. Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры городского округа Вичуга"
Наименование программы |
Развитие культуры городского округа Вичуга |
Срок реализации программы |
2015 - 2017 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Организация культурного досуга и отдыха населения; 2. Библиотечно-информационное обслуживание населения; 3. Музейно-выставочная деятельность; 4. Обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры в области бухгалтерского учета; |
Наименование администратора Программы |
Отдел культуры администрации городского округа Вичуга |
Перечень исполнителей Программы |
Отдел культуры администрации городского округа Вичуга |
Цель (цели) программы |
1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, информации и знаниям. 2. Сохранение и популяризация культурного и исторического наследия. 3. Создание условий для улучшения доступа населения городского округа Вичуга к культурным ценностям, информации и знаниям. 4. Укрепление материально - технической базы муниципальных бюджетных учреждений культуры. 5. Компьютеризация и информатизация культурного пространства. |
Объем ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2015 год - 30066,439 тыс. руб.; 2016 год - 30733,819 тыс. руб.; 2017 год - 28290,7 тыс. руб., в том числе: - бюджет городского округа Вичуга: 2015 год - 27511,689 тыс. руб.; 2016 год - 28605,419 тыс. руб.; 2017 год - 28284,2 тыс. руб. - областной бюджет: 2015 год - 2554,75 тыс. руб.; 2016 год - 2128,4 тыс. руб.; 2017 год - 6,5 тыс. руб. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации муниципальной программы
2.1. Описание сложившейся социально-экономической ситуации в сфере реализации Программы и основных тенденций ее изменения
Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных, досуговых потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением.
Наш город богат культурным и историческим наследием. Свидетельством этого служат памятники истории и культуры. На территории городского округа Вичуга функционируют четыре учреждения культуры клубного типа, централизованная библиотечная система, художественный музей, расположено 25 памятников истории и архитектуры: 2 памятника федерального значения, 11 - регионального значения и 12 - выявленных объектов.
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности в городском округе Вичуга составляет:
- учреждениями клубного типа - 140%;
- библиотеками - 150%;
- парками культуры и отдыха - 100%;
- музеями - 100%.
Программа охватывает первоочередные мероприятия в сфере культуры.
Культурный потенциал городского округа Вичуга характеризуется достаточно развитой сетью муниципальных бюджетных учреждений культуры.
Культурно-досуговую деятельность в городском округе Вичуга осуществляют 4 клубных учреждения:
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Культурный центр"
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры Дом Культуры "Машиностроитель"
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Клуб им. Шагова"
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Клуб им. Фрунзе".
Учреждения культуры городского округа Вичуга работают стабильно. В прошедшие годы в учреждениях клубного типа работало 102 формирования, из них 49 любительских объединений и 53 коллектива самодеятельного творчества, из которых 4 коллектива имеют звание "Народный".
Эффективность деятельности учреждений культуры показывает рост посещаемости учреждений культуры и культурно-досуговых мероприятий.
Но, в течение последних нескольких лет творческие коллективы, отдельные исполнители практически не имеют финансовых возможностей представлять свой город на конкурсах и фестивалях российского и международного уровнях.
Для привлечения максимального количества граждан в творческие коллективы необходимо развивать систему гастрольной деятельности.
В большинстве учреждений культуры необходима модернизация и внедрение новых технологий в области сценического оборудования.
Развитие библиотечного дела осуществляется в соответствии с принципами, гарантирующими права человека на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и просветительскую деятельность. Библиотечные фонды, в свою очередь, - часть культурного наследия и информационного ресурса городского округа Вичуга.
В ходе модернизации библиотек города оборудовано 9 компьютеризированных рабочих мест, в том числе 5 - для читателей, центральная библиотека имеет электронный каталог, доступ в Интернет.
При этом система муниципальных библиотек города не в полной мере соответствует потребностям жителей в просветительской и культурной деятельности, информационном обеспечении. Парк компьютерной техники устарел. На 01.01.2014 г. парк МБУК "Централизованная библиотечная система" включал 11 единиц компьютерной техники, из них за 2011 - 2012 гг. было приобретено 4 персональных компьютеров. Оставшиеся 7 ПК активно используются в деятельности библиотек, в первую очередь для обслуживания читателей города Вичуга, но год выпуска данных компьютеров колеблется от 1999 до 2007 г. Таким образом, 60% компьютерной техники в МБУК "Централизованная библиотечная система" морально устарело.
Неудовлетворительное техническое состояние библиотек не способствует полноценному выполнению их социального предназначения как общедоступных центров культуры, информации, эстетического и нравственного воспитания детей и молодежи.
Многие библиотеки не имеют необходимых условий для организации информационного сервиса. Помещения библиотек не оснащены современным оборудованием для обслуживания инвалидов и других маломобильных категорий населения.
Кроме того, следует отметить, что возрастающие информационные запросы населения, внедрение современных технологий и телекоммуникационных систем предъявляют новые требования к кадровому составу, в том числе его подготовке и переподготовке.
В городском округе действует муниципальное бюджетное учреждение культуры "Вичугский городской художественный музей", который состоит из двух отделов - краеведческого и художественного, имеющих отдельные здания. Музей не только хранит историко-культурное наследие, но является важнейшим ресурсом социально-экономического развития городского округа Вичуга.
Общий объем музейного фонда составляет 6099 единиц хранения. В 2013 г. всеми видами просветительской деятельности было охвачено 6800 человек. Организовано и проведено 192 экскурсии, прочитано 12 лекций и бесед, оформлено 8 выставок в музее и 4 вне музея.
В настоящий момент наш музей слабо соответствует современным требованиям учета и хранения фондов, так как не имеет программ электронного учета. Работа над будущими экспозициями не сводится к обновлению существующих экспозиций или работам в новых отремонтированных помещениях. Сегодня необходима реорганизация и модернизация экспозиционно-выставочной деятельности и всей системы музейных коммуникаций с использованием мультимедийной техники. Все это позволит перейти к новейшим 3D-технологиям и привлечет в музей молодое поколение вичужан.
Острой проблемой является кадровое обеспечение. Для внедрения в деятельность музея современных форм работы и повышения квалификации сотрудников музея, необходимо участие в семинарах, научных конференциях, стажировках.
В сфере культуры по-прежнему не решен ряд системных проблем, таких как:
- низкое качество материально-технической инфраструктуры;
- недостаток профессиональных кадров;
- недостаточное финансирование;
- слабое развитие конкурентной среды в сфере предоставления платных услуг.
Вышеуказанные явления влекут за собой замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры, сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока их в другие отрасли экономики.
2.2. Описание и оценка основных результатов деятельности Отдела культуры администрации городского округа Вичуга в сфере реализации Программы, достигнутых к началу реализации Программы.
Ключевыми направлениями деятельности Отдела культуры администрации городского округа Вичуга в сфере реализации Программы являются:
- организация культурного досуга и отдыха населения;
- организация библиотечно-информационного обслуживания населения;
- музейно-выставочная деятельность;
- сохранение и популяризация объектов культурного наследия городского округа Вичуга.
Большое внимание со стороны администрации городского округа Вичуга уделяется фестивальному движению. Яркими и запоминающимися в 2013 году стали: XXIII фестиваль искусств "Дни Российской культуры", XII межрегиональный фестиваль инструментальной музыки "Музыкальная капель", VI межрегиональный театральный фестиваль "Театральные встречи в провинции" и другие.
Следует отметить, что многие творческие коллективы учреждений культуры принимают активное участие в конкурсах и фестивалях всех уровней, от городских до международных, проходящих не только на вичугской земле, но и за ее пределами. За прошедший год более 50 раз вичужане становились лауреатами и дипломантами.
Отделом культуры администрации и муниципальными бюджетными учреждениями культуры городского округа Вичуга проводится значительная работа по выявлению и поддержке творчества одаренных детей и молодежи.
Ежегодно лучшим творческим коллективам и участникам присуждается премия Главы администрации городского округа Вичуга за высокие достижения во всероссийских, региональных, областных фестивалях и конкурсах.
За последние годы важнейшим направлением деятельности отдела культуры администрации городского округа Вичуга стало исполнение полномочий по охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия.
В течение 2013 года была проведена государственная историко-культурная экспертиза 5 выявленных объектов культурного наследия, на которую было затрачено 50 тыс. руб. городского бюджета.
2.3. Анализ проблематики, стоящей перед Отделом культуры администрации городского округа Вичуга в сфере реализации Программы
В настоящее время наиболее острыми проблемами в сфере культуры являются:
- недостаточное развитие материально-технической базы учреждений культуры;
- недостаточный уровень компьютеризации части учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий в основную деятельность;
- недостаточное комплектование библиотечных фондов;
- недостаток профессиональных кадров;
- отставание уровня оплаты труда работников культуры от среднемесячной номинальной заработной платы работников, занятых в сфере культуры Ивановской области.
3. Цель (цели) Программы и ожидаемые результаты реализации Программы
Цель программы: обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям.
Частные цели программы:
1. Сохранение культурного и исторического наследия городского округа Вичуга.
2. Развитие творческого потенциала жителей городского округа Вичуга.
3. Создание условий для улучшения доступа населения городского округа Вичуга к культурным ценностям, информации и знаниям.
4. Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры городского округа Вичуга.
5. Компьютеризация и информатизация культурного пространства городского округа Вичуга.
3.1 Описание ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация настоящей муниципальной программы позволит:
1. Сохранить творческий потенциал городского округа Вичуга и обеспечить полноценную поддержку и развитие профессионального творчества, молодых дарований, что будет выражаться в:
- повышении престижа творческих профессий.
2. Сохранить культурное и историческое наследие, что будет выражаться в:
- реставрации и регенерации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) городского округа Вичуга;
- широком спектре услуг, предоставляемых музеями и библиотеками;
- доступе граждан к памятникам истории и культуры, хранящихся в музеях страны (виртуально);
- включенности муниципальных библиотек в мировой информационный процесс;
- сохранности музейных и библиотечных фондов.
3. Обеспечить доступ населения городского округа Вичуга к культурным ценностям, информации и знаниям, что будет выражаться в:
- качественно новой системе информационно-библиотечного обслуживания населения городского округа Вичуга;
- модернизации деятельности библиотек и музеев;
- комплектовании и каталогизации библиотечных и музейных фондов на основе электронных информационных ресурсов.
4. Участвовать исполнителям и коллективам городского округа Вичуга в межрегиональных, российских и международных культурных обменах, что будет выражаться в проведении и участии в различных фестивалях, конкурсах, смотрах.
5. Модернизировать учреждения и объекты культуры, что будет выражаться в:
- проведении ремонтов учреждений культуры;
- реконструкции объектов, имеющих статус памятников истории и архитектуры;
- оснащении библиотек, клубных учреждений новым современным оборудованием, музыкальными инструментами, звуковой и световой аппаратурой;
- широком внедрении информационных технологий в сфере культуры;
- непрерывном комплектовании библиотек.
Как следствие, ожидаемыми результатами реализации муниципальной программы станут:
- рост качества услуг в сфере культуры;
- сохранение культурного наследия и вовлечение его в социально-культурные процессы;
- оживление театральной, концертной, музейной и художественной жизни городского округа Вичуга;
- увеличение доли одаренных детей, реализующих себя в творчестве;
- рост числа участников и посетителей фестивалей, конкурсов, культурных проектов, социально значимых мероприятий.
Реализация муниципальной программы позволит повысить качество предоставляемых учреждениями культуры услуг, привлечь в учреждения культуры новых посетителей, проводить мероприятия на качественно новом уровне.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации Программы
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. (оценка) |
1 |
Количество объектов культуры, охваченных мероприятиями Программы |
ед. |
6 |
6 |
6 |
2 |
Количество рабочих мест в отрасли |
чел. |
132 |
132 |
150 |
3 |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" |
ед. |
1 |
1 |
1 |
3.1 |
- количество библиотек |
ед. |
4 |
4 |
4 |
3.2 |
- количество пользователей |
тыс. чел. |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
3.3 |
- книговыдача (количество выданных книг) |
тыс. ед. |
224,5 |
235,0 |
235,0 |
3.4 |
- количество изданий в библиотеках |
тыс. чел. |
162,9 |
157,9 |
157,9 |
3.5 |
- уровень фактической обеспеченности библиотеками, входящими в состав городского округа Вичуга |
% |
150 |
150 |
150 |
4 |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Вичугский городской художественный музей" |
ед. |
1 |
1 |
1 |
4.1 |
- количество отделов (художественный и краеведческий) |
ед. |
2 |
2 |
2 |
4.2 |
- количество посетителей |
чел. |
8 200 |
6 800 |
8 200 |
4.3 |
- количество выставок |
ед. |
12 |
12 |
12 |
5. |
Клубы и дома культуры |
ед. |
4 |
4 |
4 |
5.1 |
- количество учреждений |
ед. |
4 |
4 |
4 |
5.2 |
- количество участников культурно-досуговых формирований |
чел. |
2 182 |
2 208 |
2 208 |
5.3 |
- уровень фактической обеспеченности клубами, входящими в состав городского округа Вичуга |
% |
140 |
140 |
140 |
6 |
Парки культуры и отдыха |
ед. |
1 |
1 |
1 |
6.1 |
- количество посетителей |
чел. |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
7 |
Мероприятия |
ед. |
569 |
570 |
570 |
7.1 |
- количество проведенных областных, межрегиональных, всероссийских фестивалей и конкурсов |
ед. |
12 |
12 |
12 |
8. |
Объекты культурного наследия городского округа Вичуга |
ед. |
25 |
25 |
25 |
4. Перечень муниципальных подпрограмм.
Муниципальная программа реализуется посредством 5 подпрограмм.
Подпрограммы предполагают оказание муниципальных услуг в сфере культуры, а также выполнение иных установленных законодательством обязательств и функций муниципальных бюджетных учреждений культуры городского округа Вичуга, в том числе:
1) подпрограмма "Организация культурного досуга и отдыха населения" - выполнение работ по организации культурно-массовых мероприятий, а также мероприятий, проводимых подведомственными учреждениями Отдела культуры администрации городского округа Вичуга, в рамках празднования основных государственных праздников, юбилейных и памятных дат;
2) подпрограмма "Библиотечно-информационное обслуживание населения" - оказание муниципальной услуги "Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания населения" и выполнение работ по формированию и учету фондов библиотеки, по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;
3) подпрограмма "Музейно-выставочная деятельность" - оказание муниципальной услуги "Публикация музейных предметов, музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме" и выполнение работ по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов, формированию и учету предметов Музейного фонда;
4) подпрограмма "Обеспечение деятельности муниципальных учреждений в области бухгалтерского учета" направлена на повышение качества ведения бухгалтерского и статистического учета доходов и расходов учреждений культуры городского округа Вичуга;
Подпрограммы обеспечивают выполнение базовых полномочий и задач подведомственных учреждений Отдела культуры администрации городского округа Вичуга, а также выступают фундаментом для реализации мероприятий, направленных на модернизацию и совершенствование культурных процессов на территории городского округа Вичуга.
Следующая подпрограмма, "Поощрения в сфере культуры", единовременного характера, направлена на изменение сложившейся ситуации в сфере культуры городского округа Вичуга.
Раздел 5 изменен с 10 июня 2015 г. - Постановление Администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 10 июня 2015 г. N 684
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Таблица 2. Ресурсное обеспечение реализации Программы
(тыс. руб.)
N п/п |
Наименование подпрограммы / Источник ресурсного обеспечения |
2015 |
2016 |
2017 |
1 |
Программа, всего: |
30066,439 |
30733,819 |
28290,7 |
- бюджет городского округа Вичуга |
27511,689 |
28605,419 |
28284,2 |
|
- областной бюджет |
2554,75 |
2128,4 |
6,5 |
|
1.1 |
Подпрограмма "Организация культурного досуга и отдыха населения " |
21874,989 |
22585,819 |
20973,1 |
- бюджет городского округа Вичуга |
19977,689 |
20994,319 |
20973,1 |
|
- областной бюджет |
1897,3 |
1591,5 |
- |
|
1.2 |
Подпрограмма "Библиотечно-информационное обслуживание населения" |
3285,35 |
3164,8 |
2634,4 |
- бюджет городского округа Вичуга |
2627,9 |
2627,9 |
2627,9 |
|
- областной бюджет |
657,45 |
536,9 |
6,5 |
|
1.3 |
Подпрограмма "Музейно-выставочная деятельность" |
2723,4 |
2800,5 |
2800,5 |
- бюджет городского округа Вичуга |
2723,4 |
2800,5 |
2800,5 |
|
1.4 |
Подпрограмма "Обеспечение деятельности муниципальных учреждений в области бухгалтерского учета |
1882,7 |
1882,7 |
1882,7 |
- бюджет городского округа Вичуга |
1882,7 |
1882,7 |
1882,7 |
|
1.5 |
Подпрограмма "Поощрения в сфере культуры" |
300,0 |
300,0 |
- |
- бюджет городского округа Вичуга |
300,0 |
300,0 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.