См. также Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений в Ивановской области на 2012 - 2014 годы
Правительство Ивановской области, именуемое в дальнейшем Правительство, в лице Губернатора Ивановской области Конькова Павла Алексеевича, действующего на основании Устава Ивановской области, Ивановское областное объединение организаций профессиональных союзов, именуемое в дальнейшем Профсоюзы, в лице Председателя Ивановского областного объединения организаций профессиональных союзов Мирского Александра Николаевича, действующего на основании Устава, и Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области, именуемый в дальнейшем Работодатели, в лице Председателя Правления Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области Токаева Юрия Алимбековича, действующего на основании Устава, совместно именуемые Стороны, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законами Ивановской области от 04.12.2000 N 75-ОЗ "О социальном партнерстве" и от 18.11.2002 N 85-ОЗ "Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", от 08.06.2012 N 35-ОЗ "О правах профессиональных союзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантиях их деятельности в Ивановской области", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, конвенциями Международной организации труда, заключили настоящее Соглашение в целях проведения согласованной политики по социальной и правовой защите населения и дальнейшего развития социального партнерства.
Соглашение разработано на основе Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа. Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа на 2014 - 2016 годы и с учетом положений Европейской Социальной Хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года.
Стороны относят к числу приоритетных задач Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей:
модернизацию экономики области, рост производительности труда на основе эффективной организации труда;
повышение конкурентоспособности производства и увеличение доходов организаций;
повышение качества и уровня жизни граждан;
право граждан на достойный труд и достойную заработную плату;
стабильную и эффективную занятость, гибкость рынка труда;
безопасность рабочих мест и экологическое благополучие работников;
расширение возможности профессионального и карьерного роста работников.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров в организациях Ивановской области.
Настоящее Соглашение является основой для переговоров с целью заключения отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров в организациях Ивановской области.
Стороны рассматривают обязательства Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены и могут быть дополнены и развиты при заключении и реализации отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров в организациях Ивановской области.
Обязательства Работодателей принимают на себя две другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют функции Работодателей.
1. Экономическая политика, участие в формировании единого социально-экономического пространства на территории ЦФО
Стороны совместно:
1.1. Обеспечивают ежегодное повышение объемов промышленного, строительного и сельскохозяйственного производства, оказания услуг организациями Ивановской области, конкурентоспособность экономики и на основе этого рост реальной заработной платы работников и доходов населения.
1.2. Создают условия по обеспечению роста производительности труда.
1.3. Оказывают содействие развитию межрегионального сотрудничества по таким направлениям, как производственная кооперация, продвижение продукции на рынки регионов, подготовка квалифицированных кадров, обмен передовым опытом (окружные выставки и ярмарки), организация отдыха и оздоровления работников и их детей, трудовая миграция.
1.4. Разрабатывают и реализуют меры, направленные на поддержку областных товаропроизводителей различных форм собственности, активизацию их инвестиционной и инновационной деятельности.
1.5. Подготавливают предложения по социально-экономическим вопросам, требующим решения на федеральном уровне, и направляют их в адрес Правительства Российской Федерации.
1.6. Вырабатывают и реализуют меры по предупреждению преднамеренного и фиктивного банкротства организаций, экономическому оздоровлению неплатежеспособных организаций Ивановской области.
1.7. Способствуют реализации приоритетных национальных проектов и программ социально-экономического развития Ивановской области.
1.8. Принимают участие в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти в социально-трудовой сфере в порядке, установленном законодательством Ивановской области;
проводят консультации по основным параметрам прогноза социально-экономического развития области, проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, основным показателям мониторинга качества и уровня жизни населения с рассмотрением областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему Соглашению).
1.9. Проводят согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители и услуги коммунального хозяйства и осуществляют контроль за соблюдением регулируемых исполнительными органами государственной власти Ивановской области цен, тарифов, наценок, порядка ценообразования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере регулируемого ценообразования.
Правительство и Работодатели:
1.10. Создают условия для развития отечественного производства, малого и среднего предпринимательства, развития межрегиональных хозяйственных связей, в том числе разрабатывают и реализуют проекты и программы, направленные на ускорение темпов экономического развития организаций, повышение их инвестиционной привлекательности, уделяя особое внимание градообразующим предприятиям.
1.11. Принимают меры по увеличению доли объема государственного заказа Ивановской области, выполняемого ивановскими организациями промышленности, строительства и агропромышленного комплекса.
1.12. Содействуют участию организаций науки и промышленности в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях. Проводят постоянный мониторинг организаций, занимающихся инновационной деятельностью, и оказывают им поддержку.
1.13. Принимают меры, направленные на выработку единых подходов к организации движения в пригородном и межмуниципальном сообщении на сопредельных территориях, а также другие меры, содействующие повышению мобильности рабочей силы и улучшению работы пассажирского транспорта в этих целях.
Правительство:
1.14. Разрабатывает проекты законов, концепции, стратегии, программы, прогнозы социально-экономического развития области, мероприятия по развитию экономики и социальной сферы, контролирует их выполнение. Оказывает поддержку при разработке администрациями муниципальных районов и городских округов стратегий социально-экономического развития на долгосрочный период, включая программы социально-экономического развития их территорий на среднесрочный период.
1.15. Формирует экономическую и социальную политику Ивановской области. В этих целях:
осуществляет государственную поддержку хозяйствующих субъектов путем создания благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику области;
при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривает средства на государственную поддержку инвестиционной деятельности в виде частичного субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам не ниже уровня предыдущего года с учетом уровня инфляции;
организует мониторинг финансового состояния наиболее экономически или социально значимых хозяйствующих субъектов.
1.16. Принимает в рамках установленной компетенции меры по рационализации налоговой системы в части региональных налогов и сборов, в т.ч. путем снижения налогового бремени на непосредственных товаропроизводителей, разработки и реализации мер по повышению собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
1.17. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию условий для развития агропромышленного комплекса Ивановской области.
1.18. Проводит политику, ориентированную на максимальную социальную доступность жилья, направленную на улучшение жилищных условий граждан; поддерживает жилищное строительство, в том числе индивидуальное.
1.19. Улучшает качество оказания государственных услуг (исполнения государственных функций) получателям, в том числе на базе многофункциональных центров.
1.20. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающее соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей.
1.21. Организует и проводит работу по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Ивановской области в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, осуществляемых с привлечением средств областного бюджета.
Осуществляет информационное обеспечение в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Ивановской области через средства массовой информации и в сети Интернет.
1.22. При оказании организационной, финансовой и иной поддержки организациям учитывает в качестве основных критериев положение с выплатой заработной платы работникам, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств коллективных договоров организаций, областного, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
1.23. Разрабатывает и обеспечивает реализацию программ подготовки кадров для экономики области, в том числе рабочих, и резерва управленческих кадров.
Работодатели:
1.24. Участвуют в разработке и реализации программ социально-экономического развития Ивановской области.
1.25. Принимают меры по:
увеличению объемов производства товаров и услуг как экономической основы достижения достойной заработной платы работников и повышения уровня жизни их семей;
внедрению передовых технологий и модернизации производства;
оборудованию рабочих мест в соответствии с высокими технологиями и стандартами безопасности; подбору и расстановке персонала в соответствии с требованиями к уровню квалификации; нормированию труда, обеспечивающему эффективное использование рабочего времени, умственных и физических сил работника; социальному и экономическому стимулированию работников для обеспечения восстановления сил, здоровья и профессионального развития;
повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
защите материальных прав работников в случае банкротства работодателей.
1.26. Организуют регулярное повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку работников в целях повышения удельного веса высококвалифицированных работников в общей численности работников.
1.27. Направляют инвестиции на техническое перевооружение организаций, снижение энергоемкости выпускаемой продукции, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда работников.
Профсоюзы:
1.28. Выступают инициаторами заключения регионального, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и коллективных договоров в организациях Ивановской области.
1.29. Разрабатывают предложения для включения в соглашения и коллективные договоры организаций необходимых мер по развитию производительных сил, повышению эффективности производства, увеличению выпуска товаров и услуг.
1.30. Оказывают правовую и методическую помощь работникам и трудовым коллективам при изменении организационно-правовой формы и формы собственности организаций.
1.31. Осуществляют профсоюзный контроль за уплатой работодателями налогов в бюджет и перечислением взносов в государственные внебюджетные фонды.
2. Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований
В целях последовательного решения проблем монопрофильных муниципальных образований
Стороны совместно:
2.1. Проводят консультации по вопросам:
социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований;
развития инвестиционной и инновационной активности, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
совершенствования механизмов поддержки занятости населения монопрофильных муниципальных образований.
Правительство:
2.2. Осуществляет комплексный мониторинг социально-экономического положения в моногородах.
2.3. Принимает меры по содействию самозанятости граждан и оказанию им помощи в открытии собственного бизнеса.
Работодатели:
2.4. Способствуют привлечению инвестиций и инноваций в экономику монопрофильных муниципальных образований.
2.5. Содействуют:
созданию условий, благоприятных для социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Ивановской области;
развитию малого и среднего бизнеса, подготовке специалистов, включая квалифицированных рабочих, и их закреплению в монопрофильных муниципальных образованиях;
переобучению рабочих кадров и специалистов, высвобожденных и высвобождаемых с градообразующих предприятий.
Профсоюзы:
2.6. Принимают участие в консультациях, работе комиссий и рабочих групп по проблемам монопрофильных муниципальных образований.
2.7. Содействуют в рамках федеральной, окружной, региональной и муниципальной экономической, социально-демографической политики решению проблем монопрофильных муниципальных образований.
2.8. Участвуют в общественной экспертизе проектов модернизации и диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований.
2.9. Обеспечивают освещение в профсоюзных средствах массовой информации и интернет-сайтах профсоюзов материалов о социально- экономическом развитии монопрофильных муниципальных образований.
3. Заработная плата, доходы и уровень жизни, соблюдение трудовых прав работников
Стороны совместно:
3.1. Способствуют совершенствованию организации труда и систем оплаты труда, обеспечивающих повышение эффективности производства, рост производительности труда и устойчивое развитие экономики.
3.2. Принимают меры по доведению величины минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ивановской области, заключению регионального Соглашения о минимальной заработной плате.
3.3. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
3.4. Способствуют увеличению покупательной способности заработной платы работников области путем принятия мер, обеспечивающих превышение темпов роста заработной платы относительно индекса потребительских цен.
3.5. Проводят регулярный мониторинг численности низкооплачиваемых групп работников в области и предпринимают меры к снижению их доли.
3.6. Принимают меры по недопущению выплаты заработной платы без начисления на нее необходимых налогов и страховых взносов, установленных законодательством.
3.7. Принимают меры по установлению тарифной (базовой, гарантированной, постоянной) части заработной платы работников организаций Ивановской области на уровне не ниже 60% от общего ее размера.
3.8. Обеспечивают на территории области реализацию проекта "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей".
Правительство:
3.9. Реализует государственную социальную политику в части обеспечения роста заработной платы.
3.10. Принимает меры по ежегодному увеличению фонда оплаты труда и минимальных окладов работников бюджетной сферы Ивановской области, учитывая уровень инфляции. Проводит (не реже одного раза в полугодие) анализ складывающегося уровня оплаты труда в бюджетной сфере области и информирует областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в рамках отчета о выполнении Соглашения.
3.11. Осуществляет мониторинг организаций, имеющих просроченную задолженность по выплате заработной платы, и принимает меры по ее ликвидации.
3.12. Рассматривает вопросы роста заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате на заседаниях Правительства, областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, межведомственной комиссии по соблюдению требований законодательства в вопросах оплаты труда в организациях Ивановской области с участием контрольных (надзорных) органов, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, организаций, профсоюзов.
3.13. Координирует и осуществляет работу по установлению условий оплаты труда работников бюджетных организаций с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
3.14. Проводит оценку уровня жизни населения, осуществляет расчеты прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, обеспечивает ежеквартально публикацию в средствах массовой информации указа Губернатора Ивановской области об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения в Ивановской области за соответствующий период.
Работодатели:
3.15. Обеспечивают безусловное исполнение всех норм трудового законодательства, коллективных договоров организаций, областного, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, регламентирующих отношения работников и работодателей в области заработной платы, усиление ответственности работодателей за задержку выплаты заработной платы.
В случаях, предусмотренных коллективными договорами, работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения профсоюзного комитета.
3.16. Устанавливают в организациях:
минимальный размер заработной платы на календарный год во внебюджетном секторе экономики не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Ивановской области, определенного на третий квартал предшествующего года;
О размере минимальной заработной платы в Ивановской области см. справку
величину средней заработной платы квалифицированных работников на календарный год во внебюджетном секторе экономики не ниже уровня трехкратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения области.
3.17. Обеспечивают повышение уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом потребительских цен.
3.18. Устанавливают в коллективных договорах организаций:
порядок оплаты нерабочих праздничных дней;
размеры выплат компенсационного характера, но не ниже уровня, определенного законодательством;
порядок определения выплат стимулирующего характера и критерии их установления;
порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен.
Профсоюзы:
3.19. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе за своевременностью выплаты заработной платы и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Правовая инспекция профсоюзов взаимодействует с государственными органами надзора и контроля.
3.20. Принимают меры по включению в коллективные договоры организаций:
положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций;
обязательств по росту заработной платы и увеличению удельного веса заработной платы в затратах на производство и реализацию выпускаемой продукции, предоставление услуг.
3.21. Участвуют в установлении систем оплаты труда; пересмотре работникам организаций уровня оплаты труда в соответствии с повышением эффективности производства,# с учетом роста величины прожиточного минимума и уровня инфляции в Ивановской области.
3.22. Осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров организаций, областного, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
3.23. Контролируют предоставление работникам основных ежегодных, дополнительных, учебных и других отпусков и своевременную их оплату.
3.24. Обеспечивают оказание бесплатной методической и практической помощи членам профсоюза по вопросам социально-трудовых отношений, а также при обращении в досудебные и судебные инстанции отстаивают их интересы в органах суда и прокуратуры.
4. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны совместно:
4.1. Содействуют занятости населения, обеспечивают права граждан на достойный труд и защиту от безработицы.
4.2. Принимают меры по сдерживанию роста уровня безработицы в пределах, не превышающих среднероссийского показателя.
4.3. Считают критерием массового высвобождения:
ликвидацию организации (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) с численностью работников 15 и более человек;
увольнение в связи с сокращением численности или штата работников 15% списочного состава работников в течение 90 календарных дней.
4.4. Организуют информационно-разъяснительные кампании, акции, мероприятия по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости.
4.5. Проводят в целях повышения престижа профессий региональные конкурсы профессионального мастерства.
4.6. Реализуют меры, направленные на повышение качества рабочих кадров, адаптацию системы профессионального образования к потребностям экономики области.
4.7. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона.
Правительство:
4.8. Осуществляет мониторинг ситуации на регистрируемом рынке труда.
4.9. Разрабатывает прогнозы спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
4.10. Разрабатывает региональную государственную программу содействия занятости населения с учетом ситуации на рынке труда.
4.11. Обеспечивает предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения в соответствии с административными регламентами.
4.12. Формирует регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
4.13. Координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, юридических и физических лиц по вопросам труда и занятости населения.
4.14. Использует различные формы стимулирования работодателей к предоставлению молодежи первого рабочего места, трудоустройству инвалидов, в том числе на квотируемые рабочие места.
4.15. Принимает меры для организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
4.16. Формирует предложения о потребности в привлечении иностранных работников и по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в области на основе принципов приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
4.17. Обеспечивает формирование государственного (регионального) заказа на подготовку кадров квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями рынка труда.
4.18. Формирует единую тарифную политику к организации транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении для повышения мобильности рабочей силы.
4.19. Организует профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профессиональное обучение безработных граждан в рамках реализации региональной государственной программы содействия занятости населения.
Работодатели:
4.20. Обеспечивают выполнение требований Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
4.21. Принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
4.22. Реализуют меры, предусмотренные соглашениями, коллективными договорами организаций, по защите работников в случае реорганизации, приостановки производства или сокращения численности или штата работников организации, в том числе по предоставлению оплачиваемого времени для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора. Не допускают одновременного увольнения работников - членов одной семьи при сокращении численности или штата работников организации.
4.23. Обеспечивают своевременное информирование профсоюзов о решениях, связанных с ликвидацией, реорганизацией организаций всех форм собственности.
4.24. Сохраняют за работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности или штата, право на первоочередное трудоустройство в организации при появлении вакантных рабочих мест.
4.25. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в областные государственные казенные учреждения центры занятости населения, профсоюзные органы информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
4.26. Не допускают массового увольнения работников, принимают меры по минимальному высвобождению работников за счет перепрофилирования производств, опережающего переобучения работников, введения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством.
4.27. В случае угрозы массового увольнения информируют профсоюзные органы, органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции не менее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и совместно разрабатывают меры, направленные на поддержку увольняемых работников, в том числе путем предоставления 8 часов оплачиваемого времени в течение недели с сохранением средней заработной платы для поиска нового места работы.
4.28. Обеспечивают реализацию государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей.
4.29. Содействуют работникам, желающим повысить квалификацию, в прохождении переобучения и приобретении другой профессии за счет средств организаций.
4.30. Осуществляют в организации профессиональное обучение работников под перепрофилированное производство. Сохраняют за работником средний месячный заработок на весь период обучения при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства.
4.31. Разрабатывают и реализуют мероприятия по профессиональному развитию персонала организаций, обеспечивая на этой основе высокопроизводительный труд.
4.32. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы руководствуются принципом соблюдения приоритетного порядка трудоустройства граждан Российской Федерации и учитывают наличие региональных трудовых ресурсов соответствующих профессий.
4.33. Содействуют участию организаций в укреплении материально- технической базы профессиональных образовательных организаций и подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.
4.34. Развивают партнерские связи с учебными заведениями профессионального образования. Оказывают безвозмездное содействие в прохождении производственной практики учащимся профессиональных образовательных организаций.
4.35. Организуют в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда и профессиональной квалификации работников.
4.36. Предусматривают в коллективных договорах организаций для выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, впервые принятых на работу по полученной специальности, гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения.
Профсоюзы:
4.37. Участвуют в разработке региональной государственной программы содействия занятости населения. Вырабатывают дополнительные меры по защите работников при массовых высвобождениях, способствуют сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
4.38. Способствуют участию работников в управлении организацией. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами социально-экономического развития региона.
4.39. Содействуют обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством.
4.40. Вносят в органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области предложения о временном прекращении или переносе сроков реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
4.41. Предоставляют консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, подлежащим увольнению по инициативе работодателя, по вопросам прав работников в сфере труда и занятости, в том числе назначения досрочных трудовых пенсий, государственных социальных пособий.
4.42. Информируют членов профсоюзов о состоянии рынка труда, возможности трудоустройства, способствуют организации системы повышения квалификации работников, обучения их смежным и новым профессиям.
4.43. Принимают меры по включению в коллективные договоры организаций обязательств по материальной поддержке работников, подлежащих высвобождению, сохранению за ними на период трудоустройства действующих в организации социальных льгот и гарантий.
5. Условия и охрана труда, производственная и экологическая безопасность
Стороны совместно:
5.1. Обеспечивают приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
5.2. Разрабатывают предложения по развитию нормативной правовой базы в области охраны труда и экологической безопасности.
5.3. Осуществляют постоянный контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, предоставлением компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях. Принимают меры в целях снижения числа пострадавших от несчастных случаев на производстве (в т.ч. погибших); снижения числа работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; увеличения количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в соответствии с областной специальной подпрограммой "Улучшения условий и охраны труда в Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области".
5.4. Обобщают и распространяют передовой опыт по улучшению условий и охраны труда, в сфере производственной и экологической безопасности.
5.5. Способствуют развитию единой информационной системы в области охраны труда.
5.6. Организуют и проводят ежегодный смотр-конкурс муниципальных образований Ивановской области на лучшую организацию работы по охране труда.
5.7. Организуют и проводят среди работодателей конкурс на лучшую организацию работы по охране труда.
5.8. Обеспечивают разработку и внедрение социальной рекламы по вопросам охраны труда, в том числе в средствах массовой информации, за счет и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на социальную рекламу.
5.9. Содействуют проведению специальной оценки условий труда, введению новых рабочих мест с обязательной специальной оценкой условий труда. При проведении специальной оценки в первую очередь устанавливают приоритет рабочим местам с явно выраженными вредными факторами.
5.10. Способствуют развитию системы добровольного страхования работодателями жизни и здоровья работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
Правительство:
5.11. Координирует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ивановской власти, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, обеспечивая деятельность областной межведомственной комиссии по охране труда.
5.12. Разрабатывает и реализует областную специальную подпрограмму "Улучшение условий и охраны труда в Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области". Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности. Принимают меры в целях снижения числа пострадавших от несчастных случаев на производстве (в т.ч. погибших); снижения числа работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; увеличения количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда.
5.13. Организует проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей.
5.14. Обеспечивает в установленном порядке государственную экспертизу условий труда
5.15. Обеспечивает обобщение и распространение передового опыта по вопросам охраны труда.
5.16. Привлекает представителей профсоюза к наблюдательному участию в государственной экологической экспертизе объектов областного уровня.
5.17. Информирует население области через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда, экологической безопасности.
Работодатели:
5.18. Участвуют в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
5.19. Обеспечивают безопасные условия и охрану труда работников, а также наличие санитарно-бытовых помещений в соответствии с санитарными нормами и правилами. Принимают меры по сокращению количества работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.20. Проводят специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством с целью выявления и управления профессиональными рисками.
5.21. Осуществляют меры по формированию системы управления охраной труда.
5.22. Обеспечивают финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в объеме, превышающем 0,2% от суммы затрат на производство продукции, работ и услуг.
5.23. Проводят обучение руководителей, специалистов и работников по охране труда.
5.24. Обеспечивают работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты.
5.25. Проводят предварительные и периодические медицинские осмотры работников. Обеспечивают проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5.26. Обеспечивают соблюдение законодательства по обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.27. Создают необходимые условия для работы комитетов (комиссий) и уполномоченных по охране труда.
5.28. Предусматривают в коллективных договорах организаций обязательства по вопросам улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
5.29. Предоставляют дополнительные к установленным действующим законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом финансово-экономического положения организации.
5.30. Предоставляют возможность переподготовки, трудоустройства и установления льготных условий и режима работы работникам, временно потерявшим трудоспособность в связи с увечьем или профессиональным заболеванием и вернувшимся к трудовой деятельности.
5.31. Освобождают от основной работы с сохранением среднего заработка представителей профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда, уполномоченных и инспекторов профсоюза по охране труда для выполнения профсоюзных обязанностей, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Суммарное время освобождения от основной работы в месяц - в пределах 8 рабочих часов.
5.32. Обеспечивают структурные производственные подразделения предприятий (организаций) аптечками для оказания первой помощи работникам в комплектации, утвержденной Минздравсоцразвития России.
5.33. Предоставляют возможность уполномоченным от профсоюзов принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве.
Профсоюзы:
5.34. Взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти Ивановской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти Ивановской области, осуществляющими надзор и контроль в проведении комплексных обследований организаций по вопросам охраны труда.
5.35. Принимают участие в разработке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда.
5.36. Способствуют проведению специальной оценки условий труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Вносят предложения работодателям о первоочередной специальной оценке условий труда, на которых заняты женщины и работники в возрасте до 18 лет.
5.37. Осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды, соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.
5.38. Осуществляют контроль за своевременным перечислением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
5.39. Участвуют в организации обучения по охране труда уполномоченных (доверенных) лиц, членов комитетов (комиссий) и профсоюзных инспекторов по охране труда.
5.40. Проводят информационную и просветительскую работу по вопросам безопасности и охраны труда.
5.41. Принимают участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Разрабатывают предложения по профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников. Анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике.
5.42. Принимают участие в расследовании причин аварий на опасных производственных объектах.
5.43. Развивают профсоюзную систему уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и профсоюзных инспекторов по охране труда. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда. Развивают и повышают эффективность различных форм общественного контроля.
5.44. Способствуют своевременному и полному возмещению вреда при утрате трудоспособности вследствие увечья или профессионального заболевания.
5.45. Координируют работу первичных профсоюзных организаций, областных организаций профсоюзов и координационных советов организаций профсоюзов муниципальных образований Ивановской области по инициированию включения раздела "Условия и охрана труда" в коллективные договоры отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
6. Молодежная политика в сфере труда и занятости населения
Стороны совместно:
6.1. Считают приоритетным направлением молодежной политики в сфере труда и занятости населения защиту трудовых прав молодежи; поддержку и стимулирование трудовой деятельности молодежи; привлечение молодежи в профессиональные образовательные организации в целях освоения рабочих профессий производственной и социальной сферы и последующего трудоустройства в организации, испытывающие нехватку квалифицированных кадров.
6.2. Организуют и проводят информационно-пропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий производственной и социальной сферы, привлекая средства массовой информации и используя современные информационные технологии.
6.3. Участвуют в разработке и реализации молодежных проектов подготовки специалистов, включающих в себя профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, трудоустройство молодежи, выпускников профессиональных образовательных организаций.
6.4. Принимают меры по обеспечению занятости безработной и обучающейся молодежи.
6.5. Оказывают помощь и поддержку в трудоустройстве детей-сирот, ранее не работавших, и несовершеннолетних граждан из группы социального риска, выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.
6.6. Рассматривают на заседаниях областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений вопросы работы с молодежью и меры по улучшению их социально- экономической и правовой защиты.
6.7. Оказывают содействие формированию и развитию структур по работе с молодежью в организациях, включая создание советов молодых специалистов (комиссий).
6.8. Содействуют возрождению шефства организаций над профессиональными образовательными организациями.
6.9. Разрабатывают и реализуют в организациях программы по адаптации молодых работников на производстве, развитию наставничества.
6.10. Поддерживают меры государственной политики, направленные на модернизацию профессиональных образовательных организаций, участвуют в разработке профессиональных образовательных программ и развитии учебно-производственных интегрированных комплексов.
6.11. Содействуют совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций.
6.12. Проводят работу по развитию творческой и профессиональной активности учащейся и студенческой молодежи, организуют областные конкурсы среди молодежи.
Правительство:
6.13. Разрабатывает меры поддержки молодых квалифицированных специалистов с целью их закрепления, в том числе в организациях агропромышленного комплекса.
6.14. Обеспечивает финансирование, необходимое для надлежащего содержания и устройства общежитий для иногородних студентов профессиональных образовательных организаций.
6.15. Разрабатывает мероприятия по профессиональной ориентации молодежи, способствующие формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.
6.16. Принимает меры по:
обеспечению сбалансированности профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров квалифицированных, рабочих, специалистов среднего звена и потребностями регионального рынка труда;
развитию системы профессиональных образовательных организаций.
6.17. Утверждает порядок установления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан на обучение по профессиям, специальностям за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
6.18. Оказывает содействие трудоустройству молодежи, в том числе выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые.
Работодатели:
6.19. Принимают участие в разработке системы профессиональных стандартов по уровням профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.
6.20. Содействуют созданию условий для получения образования и прохождения производственной практики студентам профессиональных образовательных организаций.
6.21. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями на подготовку молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, проведении производственной практики студентов и их стажировки.
6.22. Участвуют в развитии системы подготовки высококвалифицированных кадров.
6.23. Совместно с профсоюзами проводят работу по повышению профессионального мастерства, развитию творческой активности работающей молодежи, организуют соревнования, конкурсы.
6.24. Участвуют в формировании контрольных цифр приема по профессиям и специальностям в профессиональные образовательные организации.
Профсоюзы:
6.25. Усиливают внимание профсоюзных организаций к социально- экономическим проблемам молодежи и добиваются их решения.
6.26. Проводят политику социальной защиты молодежи посредством контроля за соблюдением их социально-трудовых прав, оказывают помощь в реализации общественно полезных инициатив и интересов.
6.27. Создают в отраслевых и первичных молодежных организациях молодежные советы, комиссии и иные структуры.
6.28. Применяют различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
6.29. Добиваются включения в отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и коллективные договоры организаций раздела по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи. Оказывают содействие в заключении соглашений между администрацией профессиональных образовательных организаций и коллективом учащейся молодежи и студентов, аспирантов.
6.30. Участвуют в создании и развитии в организациях института наставничества.
6.31. Совместно с работодателями проводят работу по повышению профессионального мастерства, развитию творческой активности работающей молодежи, организуют соревнования, конкурсы.
6.32. Организуют обучение председателей молодежных советов, студенческих профсоюзных организаций, комиссий по работе с молодежью, молодых профсоюзных активистов по вопросам защиты социально-экономических интересов членов профсоюза.
6.33. Организуют массовые трудовые, культурные и спортивные мероприятия для молодежи, включая студентов, а также участвуют в организации их отдыха и досуга.
7. Социальная защита населения, социальное страхование, отрасли социальной сферы и спорт
Стороны совместно:
7.1. Содействуют развитию организаций бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и спорта.
7.2. Разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку работающих женщин и лиц с семейными обязанностями, а также работающих инвалидов и ветеранов, работников, имеющих доходы ниже уровня прожиточного минимума в среднем на душу населения области.
7.3. Определяют и реализуют меры, направленные на дальнейшее развитие добровольных систем медицинского, пенсионного и других видов страхования.
7.4. Содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья работников, включая профилактику социально значимых заболеваний. Способствуют развитию безвозмездного донорства крови.
7.5. Разрабатывают и реализуют меры, направленные на обеспечение санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.
7.6. Обеспечивают согласование уровня и объемов базовых социальных услуг и социальных гарантий, в том числе льгот, гарантий и компенсаций, установленных для работников.
7.7. Продолжают работу по развитию в установленном порядке сети социальных организаций потребительского рынка и услуг, в том числе торговли, общественного питания и бытового обслуживания для продажи населению социально значимых товаров, предоставление социально значимых бытовых услуг и услуг общественного питания по сниженным ценам.
7.8. Проводят консультации по вопросам разработки мер, позволяющих обеспечить доступность жилья для групп населения с различным уровнем доходов и поэтапное снижение максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
7.9. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов Ивановской области.
Правительство:
7.10. Реализует в рамках своей компетенции положения федеральных и областных законов, направленные на социальную защиту отдельных категорий граждан (ветеранов, пенсионеров, лиц, подвергшихся воздействию радиации, граждан, имеющих детей, детей-инвалидов, детей-сирот, малоимущих граждан и других категорий).
7.11. Оказывает через органы социальной защиты населения адресную помощь нетрудоспособным, малообеспеченным гражданам, многодетным и неполным семьям, чей среднедушевой совокупный доход менее величины прожиточного минимума в среднем на душу населения области. Развивает систему социального обслуживания отдельных категорий граждан. Содействует своевременной выплате пенсий и пособий, увеличению размеров ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячных денежных выплат ветеранам труда. Принимает меры по социальной защите населения Ивановской области, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в связи с введением новых цен и тарифов на основные виды коммунальных услуг, тепловую и электрическую энергию, газ, услуги связи, транспорта, товары и продукты питания первой необходимости.
7.12. Обеспечивает реализацию законодательства Российской Федерации и Ивановской области, предусматривающего предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках.
7.13. Укрепляет материально-техническую базу областных образовательных организаций, обеспечивает материальную поддержку их учащихся.
7.14. Принимает меры по финансовому обеспечению и реализации санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях.
7.15. Поддерживает жилищное строительство, содействует обеспечению жильем работников отраслей бюджетной сферы.
7.16. Рассматривает вопросы обеспечения работников бюджетной сферы местами в общежитиях либо компенсации оплаты за наем и аренду жилья.
Работодатели:
7.17. Предусматривают в коллективных договорах организаций:
меры по материальной поддержке семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, беременных женщин и других категорий работников, а также в случае рождения ребенка;
предоставление краткосрочного отпуска с частичным или полным сохранением заработной платы работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников, а также 1 сентября родителям в случае поступления ребенка на учебу в первый класс общеобразовательного учебного заведения;
предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска родителям, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей, в любое время по их желанию;
меры по организации летнего отдыха детей и работников;
обязательства по финансированию культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
7.18. Разрабатывают и реализуют корпоративные социальные программы, направленные на поддержание здоровья работников. Совместно с Профсоюзами проводят спортивно-оздоровительные мероприятия для работников организаций.
7.19. Представляют своевременно в полном объеме достоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также своевременно и в полном объеме перечисляют страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды.
7.20. Распространяют на работников, освобожденных от основной работы в связи с избранием в выборный орган первичной профсоюзной организации, все льготы, виды премирования, вознаграждения, предусмотренные для работников организации.
Профсоюзы:
7.21. Участвуют в разработке областных и территориальных социальных программ, мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в указанной сфере.
7.22. Добиваются включения в коллективные договоры, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений мер по:
материальной поддержке семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, беременных женщин, пенсионеров, ветеранов и других категорий граждан;
организации санаторно-курортного лечения работников и летнего отдыха их детей, осуществляют контроль за расходованием средств на эти цели.
7.23. Оказывают материальную помощь членам профсоюзов за счет собственных средств, добиваются оказания материальной помощи членам профсоюза из средств работодателя.
7.24. Организуют профсоюзный контроль за:
состоянием и содержанием объектов социальной сферы;
соблюдением прав пенсионеров и инвалидов (являющихся членами профсоюзов), определенных федеральным и областным законодательством.
7.25. Участвуют на равноправной основе с другими социальными партнерами в управлении государственными внебюджетными фондами пенсионного, социального и медицинского страхования.
7.26. Участвуют в работе комиссий, созданных при Правительстве Ивановской области.
7.27. Организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области работу по защите прав потребителей.
8. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
Стороны совместно:
8.1. Принимают решения по обязательствам Соглашения после взаимных консультаций.
8.2. Обеспечивают представителям Сторон возможность участия в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.
8.3. Информируют представителей Сторон о принимаемых решениях и нормативных правовых актах в области социально-трудовых отношений.
8.4. Обеспечивают работу областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
8.5. Содействуют заключению отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и коллективных договоров в организациях. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и коллективных договоров организаций.
8.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
8.7. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса.
8.8. Организуют проведение совещаний, семинаров, конференций, "круглых столов" и других мероприятий в целях совершенствования социального партнерства. Освещают вопросы регулирования социально-трудовых отношений в средствах массовой информации.
8.9. Проводят согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций.
8.10. Учитывают результаты выполнения областного, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров организаций при рассмотрении кандидатур руководителей организаций, председателей профкомов, представляемых к государственным наградам, присвоению почетных званий Российской Федерации и Ивановской области.
Правительство:
8.11. Проводит работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства в области.
8.12. Информирует в установленном порядке Стороны Соглашения по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений. Анализирует состояние и развитие социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений.
8.13. Не реже одного раза в год проводит встречи с профсоюзным активом. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей в целях развития гражданского общества, становления института социального партнерства, развития экономики и рынка труда на территории Ивановской области.
8.14. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области сохранять право за объединениями профсоюзов и объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
8.15. Обеспечивает освещение выполнения настоящего Соглашения в электронных средствах массовой информации.
8.16. Содействует заключению и реализации отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально- трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, коллективных договоров организаций.
8.17. Осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров организаций, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, контроль за их выполнением.
8.18. Оказывает методическую и практическую помощь комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.
8.19. Содействует созданию объединений работодателей на территориальном и отраслевом уровнях как субъектов социального партнерства.
Работодатели:
8.20. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей.
8.21. Поддерживают создание первичных профсоюзных организаций и обеспечивают условия для уставной деятельности их выборных органов. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности и не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации и Ивановской области.
8.22. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
8.23. Участвуют в коллективных переговорах по подготовке и заключению коллективных договоров организаций, областного, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и осуществляют контроль за их выполнением.
8.24. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Оперативно реагируют на представления профсоюзных органов и организаций в связи с выявленными нарушениями трудового права.
8.25. Не препятствуют реализации права работников на вступление в профсоюзную организацию. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности.
Профсоюзы:
8.26. Способствуют деятельности Правительства и Работодателей, направленной на эффективное развитие экономики, улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
8.27. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Обеспечивают заключение коллективных договоров в организациях, где имеются профсоюзы.
8.28. Продолжают работу по восстановлению утраченных и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.
8.29. Организуют обучение работников организаций основам социального партнерства.
8.30. Продолжают практику проведения рабочих встреч с руководителями исполнительных органов государственной власти Ивановской области по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
8.31. Изучают и обобщают опыт социального партнерства профсоюзных организаций разных уровней и других регионов.
8.32. Оказывают помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения коллективных трудовых споров и в соответствии с действующим законодательством участвуют в их урегулировании.
8.33. Организуют работу по внедрению новых информационных технологий, осуществлению информационного взаимодействия профсоюзных структур всех уровней, направленных на освещение профсоюзной жизни, воздействие на общественное мнение, агитацию в пользу профсоюзов.
8.34. Не выступают организаторами забастовок в случае выполнения Правительством и Работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.
9. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением, ответственность Сторон за реализацию Соглашения
9.1. Стороны принимают на себя обязательства руководствоваться настоящим Соглашением и нести ответственность за нарушение или невыполнение его положений в соответствии с действующим законодательством.
9.2. Споры, возникающие между Сторонами Соглашения при его реализации, подлежат урегулированию путем переговоров или разрешаются в судебном порядке.
9.3. Областная трехсторонняя комиссия рекомендует при заключении коллективных договоров в организациях области, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений по вопросам регулирования социально- трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений предусматривать в них положения согласно приложению 3 к настоящему Соглашению.
9.4. Стороны договорились, что изменения или дополнения в Соглашение вносятся в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативы по внесению изменений или дополнений, направляет в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений или дополнений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения или дополнения вносятся в Соглашение по решению областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и подписываются полномочными представителями Сторон;
изменения или дополнения в Соглашение могут быть внесены по результатам примирительных процедур в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
9.5. Положения Соглашения, выходящие за рамки обязательных требований, установленных для работодателей действующим законодательством, имеют обязательную силу для организаций после включения их в соответствующие коллективные договоры.
9.6. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами как самостоятельно в пределах их полномочий, так и совместно в рамках работы областной трехсторонней комиссии.
9.7. После подписания Соглашения каждая из Сторон разрабатывает мероприятия по его выполнению и в двухмесячный срок представляет их в областную трехстороннюю комиссию.
9.8. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей Сторон разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти в пределах взятых на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.
Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединений работодателей, заключивших Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения настоящего Соглашения, заключенного в период его членства.
9.9. Работодатель по согласованию с представителями работников организации вправе присоединиться к Соглашению, в подготовке и заключении которого он не участвовал. Присоединяющиеся к Соглашению добровольно принимают на себя обязательства по обеспечению выполнения в полном объеме условий Соглашения. Решение о присоединении к Соглашению доводится до сведения работников организации.
9.10. Соглашение заключено на 2015 - 2017 годы и действует до заключения нового Соглашения, но не более 3 лет.
9.11. В случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении срока действия Соглашения на срок не более 3 лет.
9.12. Текст Соглашения подлежит официальному опубликованию в "Собрании законодательства Ивановской области".
9.13. Текст Соглашения одобрен решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 27.11.2014 N 3).
9.14. Настоящее Соглашение подписано в 3 экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Губернатор Ивановской области |
П.А. Коньков |
Председатель Ивановского областного объединения
организаций профессиональных союзов |
А.Н. Мирской |
Председатель Правления Союза
промышленников и предпринимателей
Ивановской области |
Ю.А. Токаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между Правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015 - 2017 годы от 26 декабря 2014 г. N 109-с
Настоящее Соглашение заключено на 2015 - 2017 годы и действует до заключения нового Соглашения, но не более 3 лет
Текст Соглашения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 27 января 2015 г., N 3 (722)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение Правительства Ивановской области, Регионального союза "Ивановское областное объединение организаций профсоюзов", Ивановского областного объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области" к Соглашению от 26 декабря 2014 г. N 109-с по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между Правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015 - 2017 годы от 20 декабря 2017 г. N 35-с