Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 29 декабря 2016 г. N 456-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13 ноября 2013 г. N 453-п
Государственная программа Ивановской области
"Культура Ивановской области"
28 мая, 21 августа, 3, 31 декабря 2014 г., 2 июля, 18 ноября 2015 г., 2, 4 марта, 21 апреля, 28 сентября, 20 октября, 26, 29 декабря 2016 г., 1 февраля, 30 марта 2017 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 марта 2017 г. N 114-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Культура Ивановской области |
Срок реализации Программы |
2014 - 2019 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Наследие. 2. Искусство |
Администратор Программы |
Департамент культуры и туризма Ивановской области |
Ответственный исполнитель |
Департамент культуры и туризма Ивановской области |
Исполнители |
Департамент культуры и туризма Ивановской области; Департамент внутренней политики Ивановской области; Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; Департамент экономического развития и торговли Ивановской области; Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области; Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; Департамент социальной защиты населения Ивановской области; комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия |
Цель (цели) Программы |
Повышение качества, доступности и разнообразия услуг учреждений культуры и искусства населению Ивановской области, обеспечение сохранения историко-культурного наследия региона |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
1. Охват населения Ивановской области услугами учреждений культуры Ивановской области в расчете на 1 тыс. жителей. 2. Доля культурно-просветительных мероприятий, проведенных учреждениями культуры в общем количестве мероприятий. 3. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения |
Объем ресурсного обеспечения Программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 619198937,00 руб.; 2015 год - 486008992,12 руб.; 2016 год - 388738274,91 руб.; 2017 год - 389840276,12 руб.; 2018 год - 376174476,12 руб.; 2019 год - 376174476,12 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 587292900,00 руб.; 2015 год - 481543267,42 руб.; 2016 год - 384380374,91 руб.; 2017 год - 373638076,12 руб.; 2018 год - 373638076,12 руб.; 2019 год - 373638076,12 руб.; - федеральный бюджет: 2014 год - 31906037,00 руб.; 2015 год - 4465724,70 руб.; 2016 год - 4357900,00 руб.; 2017 год - 16202200,00 руб.; 2018 год - 2536400,00 руб.; 2019 год - 2536400,00 руб. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 61560000,00 руб.; 2015 год - 59410000,00 руб.; 2016 год - 57010000,00 руб.; 2017 год - 84810000,00 руб.; 2018 год - 85810000,00 руб.; 2019 год - 86810000,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
К концу 2019 года: - увеличится объем платных и бесплатных услуг, предоставляемых учреждениями культуры населению Ивановской области, что приведет к улучшению качества обслуживания населения в сфере культуры; - увеличится количество культурно-просветительных мероприятий, проведенных учреждениями культуры Ивановской области, что обеспечит доступ каждого гражданина к культурным ценностям и к участию в культурной жизни; - увеличится доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Описание и оценка основных результатов деятельности Департамента культуры и туризма Ивановской области в сфере реализации Программы, достигнутых к началу реализации Программы.
Культурный потенциал Ивановской области характеризуется достаточно развитой сетью государственных и муниципальных учреждений культуры, исторически сложившимися музейными, театрально-музыкальными традициями, уникальными объектами историко-культурного наследия.
Ивановская область - регион с богатым культурным и историческим наследием. На территории области представлены разнообразные категории объектов культурного наследия: из 1682 объектов культурного наследия 183 являются памятниками истории и культуры федерального значения, 305 - регионального, 97 - муниципального значения. 1097 объектов являются выявленными объектами культурного наследия.
Музейная сеть региона насчитывает 8 государственных и 12 муниципальных музеев. Они не только хранят историко-культурное наследие, но являются важнейшим ресурсом социально-экономического развития области.
Общий объем музейного фонда музеев Ивановской области составляет более 1 млн. ед. хранения. Ежегодно общая посещаемость государственных и муниципальных музеев составляет более 400 тыс. человек.
В 2014 году зарегистрированными читателями библиотек стали 62,4 тыс. человек. Областные библиотеки региона имеют высокий уровень технической оснащенности. По Ивановской области 41% муниципальных библиотек имеют выход в Интернет.
В целом государственными библиотеками обеспечено библиотечно-информационным обслуживанием более 60 тыс. человек, количество выданных изданий - 1 млн. 595 экземпляров.
При общей тенденции к снижению количества читателей в библиотеках России в Ивановской области этот показатель остается стабильным и составляет 42% жителей области. Количество библиотек в регионе соответствует социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О Социальных нормативах и нормах".
Широкодоступными являются услуги государственных театрально-концертных организаций. Театрально-зрелищной деятельностью занимаются 5 областных государственных театрально-зрелищных учреждений, 4 из которых размещаются в городе Иваново и 1 - в городе Кинешма.
Средняя посещаемость театрально-концертных программ остается в течение последних лет на стабильно высоком уровне и составляет 200 - 250 тыс. человек ежегодно. Степень заполнения театральных и концертных залов составляет около 60%, что выше среднего показателя по России. Ежегодно областные театры создают 18 премьерных постановок.
Государственными театрами и филармонией ведется активная выездная деятельность, филармонические концерты и спектакли областных театров проходят практически во всех городах и поселках региона.
Культурно-массовые мероприятия и фестивали проводятся не только в областном центре, но и в муниципальных образованиях Ивановской области. Имеется многолетняя практика проведения заключительных гала-концертов и фестивалей на открытых площадках, парках и садах, их участниками могут стать все желающие.
Культурно-досуговую деятельность осуществляют автономное государственное учреждение Ивановской области "Областной координационно-методический центр культуры и творчества" и 334 учреждения культурно-досугового типа, из которых 305 работают на селе. В 76 студиях домов ремесел области обучаются более 1000 человек, в любительских объединениях и школах раннего развития занимаются 490 человек. Обучение детей ведут 76 мастеров по 21 ремеслу, имеющих большой стаж работы.
В то же время на территории Ивановской области с 2006 года значительно сократилась сеть муниципальных учреждений культуры: на 20% сократилась сеть клубных учреждений, на 14% - библиотек. Снизилось количество клубных формирований, в 7 раз снизилось число их участников, а также количество проводимых мероприятий. Сокращение сети учреждений культуры связано не только с недостаточностью средств у сельских поселений на содержание и капитальный ремонт, но и с демографической ситуацией и оттоком молодежи в города. Несмотря на проблемную ситуацию, ежегодно клубными учреждениями области проводится более 50 тыс. мероприятий, из них более 33 тыс. - для детской и молодежной аудитории.
2.2. Описание сложившейся социальной и экономической ситуации в сфере реализации Программы и основных тенденций ее изменения, а также анализ проблематики, стоящей перед Департаментом культуры и туризма Ивановской области в сфере реализации Программы.
Ключевыми направлениями деятельности Ивановской области все последние годы были и остаются таковыми в настоящее время:
- организация библиотечно-информационного обслуживания населения;
- музейно-выставочная деятельность;
- организация театрально-зрелищных представлений;
- филармоническая деятельность;
- организация культурного досуга в коллективах самодеятельного народного творчества;
- организация культурно-массовых мероприятий;
- государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ивановской области;
- организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.
За последние 6 лет:
- объем финансирования отрасли культуры Ивановской области увеличился в 2,7 раза;
- заработная плата работников сферы культуры Ивановской области выросла на 34,5%;
- более 600 млн. рублей было выделено из бюджета Ивановской области на укрепление материально-технической базы театров, музеев, библиотек, учебных заведений сферы культуры.
После капитального ремонта введены в эксплуатацию областная филармония, Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, новое фондохранилище и здание Присутственных мест в г. Плесе, открыт Левитановский культурный центр (г. Плес). Газифицированы музей Д.А. Фурманова (г. Фурманов), Государственный музей холуйского искусства и музей семьи Цветаевых.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 24.04.2012 N 104-рп утверждена Концепция развития музейного дела в Ивановской области на 2012 - 2020 годы. В государственных музеях осуществлены мероприятия по технической укрепленности и совершенствованию систем безопасности. В 2014 году введено в эксплуатацию новое здание Государственного музея палехского искусства.
Проведен капитальный ремонт 15 муниципальных учреждений культуры, 25 учреждений культуры оснащены новым высококачественным световым и звуковым оборудованием.
В течение года организуется более 300 выставок различного уровня. Традиционно государственные музеи принимают участие во всероссийских акциях "Ночь в музее" и "Ночь искусств".
Значительный объем работы проведен за последние годы в сфере библиотечно-информационного обслуживания населения.
В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186, в Центральную универсальную научную библиотеку поставлен комплекс библиотечно-информационного обслуживания, который позволил обеспечить доступ населения поселений, где отсутствуют стационарные учреждения культуры, к библиотечно-информационным ресурсам. Общее число пользователей его услуг составило более 3 тыс. человек ежегодно.
В Ивановской области ежегодно проводится общероссийская книжная ярмарка "Умная книга", в которой принимают участие более 100 российских и зарубежных издательств. На ярмарке представляются более 1500 наименований книг, проходят творческие встречи с известными поэтами, писателями, литературоведами.
Ежегодно областные библиотеки принимают участие во Всероссийской акции "Библионочь".
В течение года областными библиотеками проводится более 250 мероприятий для детей и подростков, ежегодно открывается более 300 выставок, посвященных различным памятным и юбилейным датам.
В последние годы особенных успехов добились Ивановский музыкальный театр и Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского.
Ивановский драматический театр и театр кукол приняли участие в X юбилейном Международном театральном фестивале "Золотой Витязь" и получили "золотые дипломы". Труппа театра кукол приняла участие в фестивалях "Оренбургский Арбузник", Межрегиональном фестивале театров кукол "Волжские встречи" в Костроме.
Одной из важных форм взаимодействия со зрительской аудиторией стало внедрение системы электронного бронирования билетов на спектакли музыкального театра и театра кукол.
Последние несколько лет ведутся работы по реконструкции фасадов и прогулочных площадок театрального комплекса.
Значимым явлением в культурной жизни Ивановской области является деятельность Ивановской государственной филармонии.
Ивановская государственная филармония ежегодно организует традиционные фестивали искусств: "Дни российской культуры" и Фестиваль камерной музыки. Фестивали год от года развиваются и расширяют географические границы и состав участников.
Фестивали, конкурсы, праздники и выставки как областного, так и всероссийского уровня являются значительными событиями в культурной жизни области.
В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186, проведены Всероссийский фестиваль-конкурс гармонистов и частушечников имени Г.Д. Заволокина "Играй, гармонь!", Всероссийский фестиваль сельских театральных коллективов "Театральные встречи в провинции", Всероссийский фестиваль-конкурс рок-музыки "Рок-февраль", собравшие в целом более 20 тыс. зрителей, более 500 исполнителей из 82 регионов и муниципальных образований Ивановской области.
В 2013 году в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах приняли участие 89 номинантов, из них 69 получили звание лауреатов, что в целом показывает высокий уровень исполнительского мастерства участников.
Департаментом культуры и туризма Ивановской области проводится значительная работа по выявлению и поддержке творчества одаренных детей и молодежи.
Традиционным стал творческий лагерь молодых и юных художников "Волжский художник", в котором ежегодно принимают участие около 60 юных талантливых художников.
Лучшим учащимся и студентам присуждаются областные премии за высокие достижения во всероссийских, региональных творческих конкурсах, смотрах, олимпиадах, выставках.
Важнейшим направлением деятельности является исполнение полномочий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
С 1 января 2016 года создан отдельный орган государственной власти - комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия.
В период с 2006 года по 2015 год была сформирована региональная правовая база в данной сфере регулирования. Принят Закон Ивановской области от 13.07.2007 N 105-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ивановской области" в новой редакции и предусмотренные федеральным законодательством региональные подзаконные правовые акты. В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрированы 127 объектов культурного наследия федерального значения.
В регионе начал работу институт государственной историко-культурной экспертизы. С 2013 года в результате совместной работы с органами местного самоуправления подготовлено более 250 актов государственной историко-культурной экспертизы на выявленные объекты культурного наследия.
Проведена работа по разработке и утверждению границ территорий памятников истории и культуры и режимов их использования. В настоящее время все объекты культурного наследия федерального значения обеспечены границами территорий.
На реставрацию памятников истории и культуры в 2013 - 2015 годах привлечено 362 млн. рублей, что позволило сохранить объекты культурного наследия, вовлечь их в социально-культурный оборот и хозяйственную деятельность.
С 2013 года активизировалась работа по популяризации объектов культурного наследия. Проведены областные конкурсы на лучший проект популяризации памятников истории и культуры, "Рисую, храню, люблю...", "Лучший реставратор Ивановской области", "Наследие меценатов Ивановского края" и многие другие. Реализован проект "Прогулки по городу". В январе 2015 года в регионе организован и проведен I межрегиональный форум "Культура и правосознание. Объекты культурного наследия". Ивановская область стала активным участником всероссийских и выставок и форумов. Так в 2015 году проект реставрации объекта культурного наследия федерального значения "Воскресенская церковь" (г. Плес) стал победителем IV Российского инвестиционно-строительного форума. В том же году проект реставрации объекта культурного наследия регионального значения "Здание женского училища, 1-я половина XIX в." (г. Плес) стал лауреатом конкурса, учрежденного федеральным Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры в номинации "За лучший осуществленный проект сохранения и приспособления объектов культурного наследия к современному использованию". На качественно новом уровне осуществлялось взаимодействие со средствами массовой информации, издательствами по пропаганде памятников истории и культуры. Изданы книги "Годовое кольцо", "10 лучших особняков Иваново-Вознесенска", "10 великих меценатов Ивановской земли", "Прогулки по городу".
В настоящее время наиболее острыми проблемами в сфере культуры являются:
- недостаточное развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- недостаточный уровень компьютеризации части учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий в основную деятельность;
- недостаточное комплектование библиотечных фондов в муниципальных районах Ивановской области;
- необходимость проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ивановской области;
- старение профессиональных кадров;
- отставание уровня оплаты труда работников культуры от среднемесячной номинальной заработной платы работников, занятых в сфере экономики;
- снижение эффективности и качества оказания культурных услуг населению в сельской местности.
Необходимо обеспечение объектов культурного наследия зонами охраны, отвечающими требованиям современного законодательства об объектах культурного наследия. Остро стоит вопрос разработки границ территорий объектов археологического наследия. В области музейного дела ситуация характеризуется слабым развитием материальной базы музеев, неудовлетворительным состоянием сохранности коллекций в муниципальных музеях, отсутствием в них отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов. Остро стоит вопрос создания новых современных историко-краеведческих экспозиций. Медленными темпами формируется электронная база данных музейных предметов с их изображениями.
В сфере театрально-музыкальных учреждений требуются замена светового оборудования Ивановского драматического театра, изготовление новой одежды сцены (занавеса) для музыкального театра и модернизация лифтового оборудования, электропроводки, создание комплекса заземления в театральном комплексе. Ежегодно на наем жилья для артистов тратится более 2 млн. рублей.
В библиотеках Ивановской области слабо идут процессы информатизации и компьютеризации библиотечного дела.
Повсеместно в отрасли ощущается дефицит профессиональных кадров. Серьезной проблемой для сферы культуры Ивановской области являются возрастные показатели специалистов: 44% работающих специалистов имеют возраст старше 50 лет и только 13% - до 30 лет. Уровень оплаты труда в учреждениях культуры является одним из самых низких по Ивановской области.
2.3. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры Ивановской области. Приоритетными направлениями государственной политики в сфере культуры Ивановской области являются:
- сохранение культурного и исторического наследия;
- развитие творческого потенциала области;
- создание условий для улучшения доступа населения региона к культурным ценностям, информации и знаниям;
- расширение и укрепление культурных связей в межрегиональном и международном сотрудничестве;
- укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, компьютеризация и информатизация отрасли;
- привлечение квалифицированных кадров для работы в учреждениях культуры и повышение квалификации уже работающих;
- создание условий для осуществления дальнейшего развития сферы культуры, творческое и технологическое совершенствование, освоение современных форм культурно-досуговой деятельности, повышение роли культуры в социально-экономической жизни, в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей областного центра и гостей города;
- поддержка развития культуры села.
Основные целевые индикаторы (показатели) деятельности сферы культуры Ивановской области, реализованные до принятия государственной программы Ивановской области "Культура Ивановской области"
Таблица 1
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
Общее количество посещений областных государственных музейных учреждений |
тыс. посещений |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
2 |
Количество посещений областных государственных библиотечных учреждений |
тыс. посещений |
440,0 |
440,0 |
440,0 |
3 |
Число зарегистрированных пользователей областных государственных библиотечных учреждений |
тыс. чел. |
62,5 |
62,5 |
62,4 |
4 |
Число лиц, проводящих досуг в коллективах самодеятельного народного творчества на регулярной основе |
чел. |
3220 |
3220 |
3220 |
5 |
Число посетителей проведенных спектаклей и иных зрелищных программ, организованных в отчетном периоде |
тыс. чел. |
208,5 |
208,5 |
208,5 |
6 |
Уровень обновления репертуара государственных театральных и филармонических учреждений |
% |
18,8 |
18,8 |
18,8 |
7 |
Число посетителей проведенных концертов и концертных программ, иных зрелищных программ, организованных в отчетном периоде |
тыс. чел. |
52,1 |
52,1 |
52,1 |
8 |
Количество выданных разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального и регионального значения, выявленных объектов культурного наследия |
ед. |
35 |
37 |
51 |
9 |
Количество лекций, выставок и иных мероприятий |
ед. |
2065 |
2066 |
2066 |
10 |
Число участников (посетителей) культурно-массовых мероприятий |
тыс. чел. |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1. |
Охват населения Ивановской области услугами учреждений культуры Ивановской области в расчете на 1 тысячу жителей |
% |
89,4 |
86,3 |
86,3 |
86,3 |
86,5 |
86,6 |
2. |
Доля культурно-просветительных мероприятий, проведенных учреждениями культуры в общем количестве мероприятий |
% |
28,7 |
28,1 |
28,1 |
28,1 |
28,3 |
28,4 |
3. |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения |
% |
32,01 |
33,14 |
33,59 |
34,41 |
35,25 |
35,5 |
По целевому показателю N 1 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
О - охват населения Ивановской области услугами учреждений культуры Ивановской области в расчете на 1 тысячу жителей;
- общее число посещений учреждений культуры Ивановской области в отчетном периоде;
- численность населения Ивановской области в отчетном периоде.
По целевому показателю N 2 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
- доля культурно-просветительных мероприятий, проведенных учреждениями культуры в общем числе мероприятий;
- число культурно-просветительных мероприятий, проведенных учреждениями культуры Ивановской области в отчетном периоде;
- общее число мероприятий, проведенных учреждениями культуры Ивановской области.
По целевому показателю N 3 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
ДКН - доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения;
- число объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии в отчетном периоде;
ЧОКН - общее число объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (по данным ведомственного учета Департамента культуры и туризма Ивановской области).
<< Назад |
Приложение 1. >> Подпрограмма "Наследие" |
|
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 г. N 453-п "Об утверждении государственной программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.