Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета области.
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2015 - 2016 годы и сложившейся экономической ситуации в текущем 2017 году, данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - ТО ФСГС по Ивановской области), основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 N 240-п, постановления Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 639-п "Об утверждении порядков разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Ивановской области на среднесрочный и долгосрочный периоды", с учетом общих подходов к подготовке и определению сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 13.04.2017 (протокол N 11), а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.
Экономическое развитие Ивановской области за истекший период 2017 года проходило в условиях, характеризующихся: замедлением темпов инфляции; ростом оборота общественного питания, объема платных услуг, оказанных населению области, объема продукции сельского хозяйства, ввода жилья, объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", среднемесячной номинальной заработной платы; но при этом снижением индекса промышленного производства и оборота розничной торговли.
Соответственно, по сравнению с прогнозом, разработанным в 2016 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2017 год и их прогноз на 2018 - 2019 годы.
При разработке прогноза в 2016 году оценка Валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2015 год, на 2016 год и его прогноз на 2017 - 2019 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2014 год. При разработке прогноза в 2017 году оценка ВРП за 2016 год, на 2017 год и его прогноз на 2018 - 2020 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2014 год и оперативных статистических данных за 2015 год, уточнение которых произойдет в 2018 году. С учетом того, что за 2014 год фактические данные по ВРП были уточнены ТО ФСГС по Ивановской области в текущем году в сторону увеличения на 829,8 млн рублей и составили 151,9 млрд рублей, фактический объем ВРП по оперативным статистическим данным за 2015 год вырос к уровню 2014 года на 1,3% в сопоставимых ценах и составил 171 млрд рублей (что выше оценки, прогнозируемой в 2016 году, на 5,8 п. п.), оценки абсолютных значений и индексов физического объема ВРП за 2016 год, на 2017 год и их прогноз на 2018 - 2020 годы также были скорректированы.
Так, при прогнозировании в текущем году абсолютные оценочные и прогнозные значения ВРП были скорректированы в сторону увеличения: на 2016 год - на 13,9 млрд рублей, на 2017 год - на 15,3 млрд рублей, на 2018 год - на 15,9 млрд рублей и на 2019 год - на 15,3 млрд рублей.
Прогнозирование индекса промышленного производства (далее - ИПП) в 2016 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2015 год, которые в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 2,4 п. п. Оперативные отчетные данные по ИПП за 2016 год (107,9%) оказались больше их оценочного значения на 7,9 п. п.
С учетом этого, а также отчетных статистических данных по ИПП за истекший период 2017 года оценка ИПП на 2017 год и его прогноз на 2018 и 2019 годы, осуществленные в 2016 году, в текущем году также скорректированы в сторону увеличения - ежегодно на 1 п. п.
Прогнозирование индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на плановый период 2017 - 2019 годов в 2016 году осуществлялось на основании имеющихся оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2015 год, которые позднее были скорректированы в сторону уменьшения на 0,8 п. п. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2016 год составил 100,1% и сложился ниже его оценочного значения на 3 п. п.
При прогнозировании в 2016 году показателя "объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий" в стоимостном выражении планировались следующие объемы производства: в 2017 году - 20,1 млрд рублей, в 2018 году - 21,4 млрд рублей, в 2019 году - 22,7 млрд рублей.
С учетом фактически сложившейся в 2016 году ситуации объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в стоимостном выражении по сравнению с прогнозом 2016 года скорректирован в сторону уменьшения: в 2017 году - на 1,2 млрд рублей, в 2018 и 2019 годах - на 1,4 млрд рублей ежегодно.
За 2016 год фактический объем вложенных инвестиций составил 22,6 млрд рублей, или 85,9% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. На отрицательный результат объема инвестиций повлияла сложившаяся неблагоприятная обстановка в экономике России, связанная с кризисными проявлениями и санкциями со стороны зарубежных партнеров по отношению к Российской Федерации. Из-за существенного роста курса доллара и евро стоимость реализуемых инвестиционных проектов существенно увеличилась. Произошел рост цен на энергоносители, строительные материалы, промышленное сырье, оборудование, при этом цены на реализацию производимой продукции растут меньшими темпами из-за уменьшения спроса на нее.
При прогнозировании в 2016 году данного показателя его значение оценивалось в 28,1 млрд рублей, или 95,4% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах. Снижение по сравнению с оценочным показателем 2016 года составило 5,5 млрд рублей. Соответственно, оценка объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2017 год по сравнению с показателем, прогнозируемым в 2016 году, также скорректирована в сторону уменьшения на 5,4 млрд рублей.
В прогнозируемом периоде 2018 - 2020 годов планируется рост объема инвестиций. Более высокий рост объема инвестиций в 2018 году связан с тем, что с 2018 года прогнозируется вложение значительных объемов инвестиций, связанных с реализацией нового крупного инвестиционного проекта "Строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) текстильного назначения в Ивановской области", АО "Ивановский полиэфирный комплекс" с объемом инвестиций в основной капитал в периоде 2017 - 2020 годов порядка 20,3 млрд рублей и началом реализации в данный период новых крупных инвестиционных проектов, а также увеличением инвестиций по ряду действующих инвестиционных проектов:
- "Строительство жилого микрорайона социальной направленности в местечке Авдотьино г.о. Иваново", ООО "Базис" с объемом финансирования в прогнозируемом периоде 7,4 млрд рублей;
- "Приобретение и установка цепочки технологического оборудования для выпуска тканей из пряжи высоких номеров и тканей специального назначения", ОАО ХБК "Шуйские ситцы" с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 2,5 млрд рублей;
- "Создание производства современных литьевых форм и продукции из высококачественных полимерных материалов", ООО "ТЗК Техоснастка" с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,8 млрд рублей;
- "Строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Иваново, ул. Ленинградская (Литер 1, 2)", ООО "ЖСК" с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,5 млрд рублей;
- "Строительство объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в монопрофильном муниципальном образовании городском округе Вичуга Ивановской области в 2017 - 2019 гг" с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,5 млрд рублей;
- "Строительство мусороперегрузочной станции с функцией обработки отходов" ООО "Чистое поле-Иваново" с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,2 млрд рублей.
Таким образом, учитывая отрицательное отклонение фактически достигнутого объема инвестиций за 2016 год от его оценочного значения, определенного в прошлом году, при прогнозировании в 2017 году планируемые ранее абсолютные значения объема инвестиций в основной капитал скорректированы в сторону уменьшения на 2018 - 2019 годы на 4,2 - 5,1 млрд рублей.
При оценке оборота розничной торговли в 2016 году предполагалось, что темпы снижения к 2015 году в сопоставимых ценах составят 99,3%, а оборот розничной торговли - 158,9 млрд рублей. Фактически темп снижения за 2016 год к 2015 году в сопоставимых ценах составил 92,7%, а оборот розничной торговли - 147,4 млрд рублей, что на 11,5 млрд рублей меньше оценки прошлого года.
За 4 месяца 2017 года темп роста оборота розничной торговли к аналогичному периоду 2016 года в сопоставимых ценах составил 98,1%. Учитывая отрицательную динамику оборота розничной торговли в 2016 году и за истекший период текущего года, оценка оборота розничной торговли на 2017 год и его прогноз на 2018 - 2019 годы в текущем году скорректированы в сторону уменьшения: в 2017 году - на 16,7 млрд рублей, в 2018 году - на 22,4 млрд рублей, в 2019 году - на 28,1 млрд рублей.
При прогнозировании объема платных услуг населению в 2016 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2016 году - 101,1%, в 2017 году - 101,2%, в 2018 году - 102,5%, в 2019 году - 103,8%. Фактически за 2016 год темп роста к 2015 году в сопоставимых ценах составил 96,7%, что ниже оценки 2016 года на 4,4 п. п.
По мере прогнозируемого роста доходов населения, восстановления потребительского кредитования, ожидаемого в 2018 - 2020 годах, а также учитывая рост показателя в течение 2017 года в текущем году прогнозируется рост объема платных услуг населению, при этом - более высокими темпами, чем предполагалось в 2016 году.
Так, оценочные и прогнозные темпы роста объема платных услуг населению планируются в текущем году: на 2017 год в размере 103,8%, на 2018 год - 103,9%, на 2019 год - 104%, что выше темпов роста объема платных услуг населению, прогнозируемых в 2016 году, на 2,6 п. п., 1,4 п. п. и 0,2 п. п. соответственно.
Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2016 год составила 13366,4 млн рублей (138,5% к уровню 2015 года). При прогнозировании в 2016 году она оценивалась в размере 9720 млн рублей (100,7% к уровню 2015 года). Фактическая прибыль прибыльных организаций за 2016 год по сравнению с оценкой 2016 года увеличилась на 3,6 млрд рублей, или на 37,8 п. п., что связано с ослаблением влияния кризисных проявлений на финансовое состояние предприятий и организаций региона.
Учитывая увеличение оценочного значения прибыли прибыльных организаций за 2016 год, а также фактические показатели финансовой деятельности крупных и средних организаций Ивановской области за 2016 год и истекшие месяцы 2017 года, абсолютные суммы прибыли прибыльных организаций на 2017 - 2019 годы, прогнозируемые в 2016 году, в текущем году были скорректированы в сторону увеличения: на 2017 год - на 3,5 млрд рублей, на 2018 год - на 3,3 млрд рублей, на 2019 год - на 3,1 млрд рублей.
При прогнозировании фонда заработной платы (ФЗП) в 2016 году ФЗП оценивался в размере 70620,6 млн рублей (100,1% к уровню 2015 года). По отчетным данным ТО ФСГС по Ивановской области, ФЗП за 2016 год составил 71869,7 млн рублей (101,9% к уровню 2015 года). Таким образом, темп роста сложился выше оценочного значения на 1,8 п. п. Данное увеличение объясняется более высоким уровнем отчетных значений против оценочных по показателю "среднемесячная номинальная начисленная заработная плата": 22144 рубля против 21636,2 рубля соответственно.
С учетом фактических отчетных значений по показателям "среднемесячная номинальная заработная плата" и "среднесписочная численность работников организаций" в текущем году были скорректированы темпы роста данных показателей на 2017 - 2019 годы.
В результате были внесены корректировки в оценочные и прогнозные показатели по ФЗП в сторону увеличения: в 2017 году - на 1210,4 млн рублей, в 2018 году - на 896,3 млн рублей, в 2019 году - на 332,2 млн рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.