Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 29 декабря 2015 г. N 622-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2016 год
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 15 октября 2013 г. N 393-п
Государственная программа Ивановской области
"Социальная поддержка граждан в Ивановской области"
29 мая, 2 сентября, 3 декабря 2014 г., 5 марта, 20 мая, 19 июня, 25, 29 декабря 2015 г., 30 июня, 31 августа, 21 сентября, 21 декабря 2016 г., 28 февраля, 21 апреля, 8 августа, 6, 29 декабря 2017 г., 19 марта, 10 апреля, 10 июля, 14 сентября, 24, 28 декабря 2018 г., 8 февраля, 13 марта 2019 г.
Раздел 1 изменен с 14 марта 2019 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 13 марта 2019 г. N 71-п
1. Паспорт государственной программы Ивановской области
Наименование Программы |
Государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" (далее - Программа) |
Срок реализации Программы |
2014 - 2024 годы |
Перечень подпрограмм |
1. "Модернизация и развитие социального обслуживания населения". 3. "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан". 4. "Реализация государственной политики в интересах семьи и детей". 5. "Организация мероприятий в интересах отдельных категорий граждан". |
Администратор Программы |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Исполнители |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области; Департамент образования Ивановской области; Департамент здравоохранения Ивановской области; Департамент культуры и туризма Ивановской области; Департамент внутренней политики Ивановской области; Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области; Департамент спорта Ивановской области; Департамент развития информационного общества Ивановской области; Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Цель (цели) Программы |
Обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
Доля граждан, получивших меры социальной поддержки, от общего количества граждан, имеющих право на их получение. Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения. Удовлетворенность населения услугами в сфере социального обслуживания. Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ивановской области |
Объемы ресурсного обеспечения Программы |
Общий объем ресурсного обеспечения Программы: 2014 год - 7111292500,00 руб.; 2015 год - 6953115452,62 руб.; 2016 год - 6868573759,85 руб., кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 26206597,76 руб.; 2017 год - 7237814690,43 руб.; 2018 год - 8019845137,30 руб.; 2019 год - 9053342059,94 руб.; 2020 год - 7806313922,72 руб.; 2021 год - 7883483529,33 руб.; 2022 год - 7813488204,94 руб.; 2023 год - 7823233885,91 руб.; 2024 год - 7830467110,55 руб.; общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 6800121400,00 руб.; 2015 год - 6636218452,62 руб.; 2016 год - 6516182627,66 руб., кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 26206597,76 руб.; 2017 год - 6878522172,94 руб.; 2018 год - 7653217637,30 руб.; 2019 год - 8651743736,84 руб.; 2020 год - 7396031975,81 руб.; 2021 год - 7463113332,29 руб.; 2022 год - 7386255232,29 руб.; 2023 год - 7386255232,29 руб.; 2024 год - 7386255232,29 руб., в том числе: - федеральный бюджет: 2014 год - 1430344000,00 руб.; 2015 год - 1393365514,22 руб.; 2016 год - 1529298046,63 руб.; 2017 год - 1457213200,00 руб.; 2018 год - 1678698300,00 руб.; 2019 год - 2592322900,00 руб.; 2020 год - 2222605600,00 руб.; 2021 год - 2281345200,00 руб.; 2022 год - 2204487100,00 руб.; 2023 год - 2204487100,00 руб.; 2024 год - 2204487100,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 5369777400,00 руб.; 2015 год - 5239981153,40 руб.; 2016 год - 4983480721,03 руб., кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 26206597,76 руб.; 2017 год - 5418444738,94 руб.; 2018 год - 5971148044,30 руб.; 2019 год - 6059420836,84 руб.; 2020 год - 5173426375,81 руб.; 2021 год - 5181768132,29 руб.; 2022 год - 5181768132,29 руб.; 2023 год - 5181768132,29 руб.; 2024 год - 5181768132,29 руб. Бюджеты государственных внебюджетных фондов: 2014 год - 0,00 руб.; 2015 год - 2871785,00 руб.; 2016 год - 3403860,00 руб.; 2017 год - 2864234,00 руб.; 2018 год - 3371293,00 руб.; 2019 год - 0,00 руб.; 2020 год - 0,00 руб. 2021 год - 0,00 руб.; 2022 год - 0,00 руб.; 2023 год - 0,00 руб.; 2024 год - 0,00 руб. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 311171100,00 руб.; 2015 год - 316897000,00 руб.; 2016 год - 352391132,19 руб.; 2017 год - 359292517,49 руб.; 2018 год - 366627500,00 руб.; 2019 год - 401598323,10 руб.; 2020 год - 410281946,91 руб.; 2021 год - 420370197,04 руб.; 2022 год - 427232972,65 руб.; 2023 год - 436978652,62 руб.; 2024 год - 444211878,26 руб., в том числе: - платежи со стороны граждан, находящихся на социальном обслуживании: 2014 год - 309416700,00 руб.; 2015 год - 315034800,00 руб.; 2016 год - 351525432,19 руб.; 2017 год - 358426817,49 руб.; 2018 год - 365761800,00 руб.; 2019 год - 400732623,10 руб.; 2020 год - 409416246,91 руб.; 2021 год - 419504497,04 руб.; 2022 год - 426367272,65 руб.; 2023 год - 436112952,62 руб.; 2024 год - 443346178,26 руб.; - средства от предпринимательской и иной деятельности: 2014 год - 1754400,00 руб.; 2015 год - 1862200,00 руб.; 2016 год - 865700,00 руб.; 2017 год - 865700,00 руб.; 2018 год - 865700,00 руб.; 2019 год - 865700,00 руб.; 2020 год - 865700,00 руб.; 2021 год - 865700,00 руб.; 2022 год - 865700,00 руб.; 2023 год - 865700,00 руб.; 2024 год - 865700,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Снижение уровня бедности среди получателей государственной социальной поддержки на основе расширения сферы применения принципа нуждаемости. 2. Удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения, оказываемом в условиях стационара, полустационара. 3. Преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, предоставляется на базе 31 организации социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области, в состав которых входят:
- 9 стационарных учреждений социального обслуживания, а также 13 отделений временного проживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, которыми ежегодно обеспечиваются около 5,0 тысяч граждан, из них: более 2,3 тысяч граждан - в психоневрологических интернатах; около 2,3 тысяч пожилых граждан и инвалидов - в домах-интернатах и иных стационарных (временного проживания) отделениях; около 115 детей, страдающих хроническими заболеваниями, - в доме-интернате для детей-инвалидов;
- 119 отделений, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в которых получают услуги более 9,0 тысяч пенсионеров и инвалидов.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области, представлены в таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, получающих социальное обслуживание в стационарных и полустационарных условиях, в том числе: |
человек |
8835 |
7951 |
5137 |
1.1 |
Среднегодовое число граждан, проживающих в психоневрологических интернатах |
человек |
2325 |
2312 |
2323 |
1.2 |
Среднегодовое число детей, страдающих хроническими заболеваниями, проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов |
человек |
126 |
116 |
117 |
1.3 |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов |
человек |
1253 |
1210 |
1151 |
1.4 |
Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в отделениях временного проживания учреждений социального обслуживания |
человек |
1221 |
1277 |
1255 |
1.5 |
Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальное обслуживание в полустационарных условиях (дневных отделениях) |
человек |
3910 |
3036 |
291 |
2. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих регулярное социальное обслуживание на дому |
человек |
8031 |
8112 |
8127 |
3. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших регулярное социальное обслуживание в отделениях специализированного социально-медицинского обслуживания на дому |
человек |
710 |
722 |
726 |
В последние годы основные усилия органов государственной власти Ивановской области были направлены на повышение доступности и качества социального обслуживания.
В 2013 - 2014 годах в целях повышения социально-экономической эффективности социального обслуживания проведена значительная работа по оптимизации действующей системы областных учреждений социального обслуживания, а также их частичной реструктуризации, в результате чего:
- в 2013 году проведена оптимизация структурных подразделений в 3 психоневрологических интернатах, где одновременно с увеличением числа мужских мест (ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", ОБСУСО "Ивановский психоневрологический интернат") открыто дополнительное отделение для мужчин на 30 коек в ОБСУСО "Плесский психоневрологический интернат";
- в 2013 году в ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения" открыто отделение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет;
- в 2013 году проведена реорганизация ОБУСО "Ивановский КЦСОН" путем присоединения к нему ОБУСО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий";
- в 2014 году проведена реорганизация:
ОБУСО "Кохомский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Новоталицкий КЦСОН";
ОБУСО "Тейковский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Гаврилово-Посадский ЦСО";
ОБУСО "Пучежский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Лухский ЦСО";
ОБУСО "Верхнеландеховский ЦСО" в форме присоединения к нему ОБУСО "Пестяковский ЦСО";
- с 01.08.2014 в 12 областных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов специализированные отделения социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому перепрофилированы в отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
- с 01.09.2014 закрыто отделение дневного пребывания в ОБУСО "Ивановский КЦСОН";
- с 25.12.2014 в 8 областных учреждениях социального обслуживания закрыты отделения временного проживания на 157 мест.
В настоящее время практически полностью ликвидирована очередность на получение социального обслуживания в стационарных организациях социального обслуживания. Исключением является дефицит мест для мужчин, страдающих психическими заболеваниями, и граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы, ранее судимых, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. В течение 2013 года очередность сократилась со 158 до 90 человек, в 2014 году сохраняется тенденция к сокращению очередности.
Сохраняется неудовлетворенная потребность в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, обусловленная недостаточным количеством действующих отделений социального обслуживания на дому в областных учреждениях социального обслуживания. В 2014 году в очереди на получение социальных услуг на дому состоял 151 человек.
В целях повышения качества оказания государственных услуг в областных учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и детям, страдающим хроническими формами заболеваний, осуществляется расширение видов сопутствующих услуг:
- организованы досуговые объединения;
- организована деятельность 27 интернет-клубов;
- около 40% учреждений социального обслуживания, оказывающих государственную услугу, осуществили внедрение инновационной технологии оптимизации питания лиц пожилого возраста и инвалидов с применением легкоусвояемого белка специализированных продуктов питания;
- во всех учреждениях социального обслуживания функционируют школы здоровья;
- в 8 учреждениях созданы школы для родственников по уходу за больными гражданами.
Расширение перечня оказываемых услуг проводится и в отношении социального обслуживания на дому, в первую очередь, за счет платных услуг.
Совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации реализована социальная программа Ивановской области "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2014 году". В результате реализации данной программы на условиях 50-процентного софинансирования в 4 учреждениях проведен капитальный ремонт жилых комнат и путей эвакуации на общую сумму 8,3 миллионов рублей, приобретены предметы длительного пользования (мебель) на общую сумму 1,64 миллиона рублей. Общий объем средств, направленных на указанные мероприятия, составил более 9,9 миллионов рублей.
Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение текущих уровней востребованности социального обслуживания. Вместе с тем, в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области остаются нерешенными следующие проблемы:
- 16,2% помещений, связанных с пребыванием лиц, находящихся на социальном обслуживании, не соответствует строительным нормам и правилам: площадь спален меньше установленных норм на 20%;
- требуется пристройка нового корпуса к одному из стационарных учреждений социального обслуживания на 80 мест с целью ликвидации имеющейся очередности лиц мужского пола в психоневрологические интернаты и приведения условий проживания граждан в соответствие со строительными нормами и санитарными нормативами.
Кроме того, учреждения, оказывающие государственную услугу, расположены, в основном, в приспособленных зданиях постройки 50-60-х годов прошлого века, требующих ремонта и обновления материально-технической базы.
2.2. Обеспечение социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние годы наблюдается тенденция сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2013 году их доля сократилась до 2,2%, тогда как в 2012 году этот показатель составлял 2,6%. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, увеличилась до 81% (в 2009 году данный показатель составлял 73,5%).
Стабильно сокращается численность детей, выявляемых в качестве оставшихся без попечения родителей. В течение 2013 года территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области выявлены 454 ребенка, оставшихся без попечения родителей, что на 33% меньше аналогичного показателя 2012 года (в 2012 году выявлено 675 детей, оставшихся без попечения родителей). Устроено на воспитание в семьи 824 ребенка. Количество детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи, на 50% превысило число выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в 2012 году данный показатель составил 28%).
Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют 8 областных государственных казенных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 4 областных государственных казенных специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в этих учреждениях предоставляется временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, детей из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства. По состоянию на 01.01.2014 в данных учреждениях проживало 470 воспитанников.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Общее число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
человек |
777 |
675 |
500 |
2. |
Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
человек |
668 |
613 |
525 |
3. |
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания |
человек |
976 |
861 |
750 |
4. |
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание которых при устройстве в семью осуществляются ежемесячные денежные выплаты |
человек |
3000 |
2916 |
2850 |
В целях увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания, Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, его территориальными органами и подведомственными организациями реализуется комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение замещающих семей. На начало 2014 года психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось в отношении 2502 семей в 12 центрах подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, созданных на базе детских домов.
В рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы в 2013 году:
- изданы 3 выпуска бюллетеней для кандидатов в замещающие родители, в которых содержится информация о детях-сиротах, подлежащих устройству на семейные формы воспитания;
- в рамках телепрограммы "Пусть всегда будет мама" на канале ГТРК "Ивтелерадио" вышло 37 передач о 39 детях-сиротах;
- проведены 4 областных мероприятия для воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фестиваль театров мод "Весенний калейдоскоп", фестиваль художественного творчества "Созвездие", фотоконкурс "Мой выбор" и областная специализированная спартакиада, что способствовало повышению мотивации более 300 детей-сирот к дополнительному образованию, развитию творческих способностей, выявлению одаренности.
Для материального стимулирования семей, воспитывающих детей-сирот, производятся выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей на воспитание в семьи и ежемесячного пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, с 01.01.2014 года его размер составляет 13741,99 рублей. В 2013 году выплаты единовременного пособия произведены на 332 ребенка.
На региональном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на развитие системы поддержки семей, воспитывающих детей-сирот, разработан комплексный план по укреплению института замещающей семьи в Ивановской области. Так, с апреля 2011 года индексируется размер опекунского пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, в 2014 году его размер составил 5411 рублей. С начала 2014 года увеличился размер вознаграждения приемному родителю до 5554 рублей.
Для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы в 2013 году выделены более 143 млн. рублей, за счет которых приобретено 211 жилых помещений. Кроме того, за счет предоставленных муниципальным образованиям Ивановской области субсидий из областного бюджета в сумме 2,6 млн. рублей проведен ремонт в 28 жилых помещениях, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Активизация мер, направленных на развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на повышение эффективности работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволили полностью удовлетворить потребность в стационарном социальном обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В части повышения качества социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- в 2013 году за счет областного бюджета проведены текущие ремонты в 13 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 11 детских домов и специальных (коррекционных) организаций для детей-сирот оснащены транспортными средствами, современной мебелью и оборудованием для создания условий проживания детей, приближенных к домашним;
- обеспечивается функционирование 12 центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей;
- организована работа 4 центров социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ОГКОУ Ивановских детских домах "Звездный" и "Ровесник", ОГКОУ Шуйском детском доме-школе, ОГКОУ Ивановском специальном (коррекционном) детском доме "Радуга", а также консультационного пункта для выпускников в ОГКОУ Кинешемском детском доме.
Кроме того, для повышения эффективности социальной адаптации детей-сирот и их воспитания на базах учреждений для детей-сирот реализуется концепция профильных организаций. В 2014 году 7 организаций для детей-сирот осуществляют свою деятельность в соответствии с выбранным профилем дополнительного образования детей, в том числе ОГКОУ Ивановский детский дом "Звездный" (музыкальный и художественный профиль), ОГКОУ Ивановский специальный (коррекционный) детский дом "Радуга" (культмассовая работа), Решемская школа-интернат (сельскохозяйственный профиль), Васильевский детский дом (народные промыслы), Чернцкая школа-интернат (швейное и столярное дело), Ивановский детский дом "Ровесник" (мастер отделочных работ), Фурмановский детский дом (кулинария). В 2015 году на программы предпрофильной подготовки воспитанников перейдут еще 2 детских дома.
В ближайшее время ожидается сохранение тенденции сокращения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными проблемами в части социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- недостаток средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями. На сегодняшний день более 1000 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ожидают его предоставления;
- необходимость улучшения материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Значительная часть зданий и помещений требует капитального ремонта;
- нехватка транспортных средств, находящихся в распоряжении учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.3. Социальные выплаты и социальная поддержка отдельных категорий населения Ивановской области
Наиболее финансовоемким видом социальной поддержки является предоставление ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива. На эти цели ежегодно направляется около 2 млрд. рублей, что составляет порядка 50% всего объема бюджетных ассигнований, направляемых на социальное обеспечение. По данным 2013 года общее число получателей превысило 242 тыс. граждан, включая малоимущих граждан, многодетные семьи, ветеранов труда и приравненных к ним лиц, ветеранов труда Ивановской области, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Подобные меры социальной поддержки также предоставляются отдельным категориям работников бюджетных учреждений в сельской местности. Также на эти цели гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В 2013 году субсидии получили 42,7 тыс. семей на общую сумму 533,1 млн. рублей.
В Ивановской области предоставляются ежемесячные денежные выплаты. Так, по итогам 2013 года получателями указанных выплат стали более 104 тыс. ветеранов труда и приравненных к ним граждан, более 22 тыс. ветеранов труда Ивановской области, около 1,8 тыс. тружеников тыла и более 900 реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Кроме того, гражданам этих категорий обеспечивается бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Общая сумма, направленная в 2014 году на указанные цели, составила около 618 млн. рублей, включая 571 млн. рублей на денежные выплаты и 47 млн. рублей на зубопротезирование.
В целях поддержки малоимущих категорий населения предоставляется адресная социальная помощь, предусматривающая предоставление денежных выплат и натуральной помощи. В целом адресную социальную помощь из средств областного бюджета в 2013 году получили 6300 малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на сумму почти 5,8 млн. рублей.
Ежегодно осуществляется поддержка отдельных категорий граждан. В частности:
- инвалидов, получивших транспортные средства через органы социальной защиты населения. Им предоставляется компенсация страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Общий объем предоставленных компенсаций в 2014 году составляет около 100 тыс. рублей, получателями станут около 80 человек;
- граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" или нагрудным знаком "Почетный донор СССР". В 2014 году получателями являются порядка 10 тыс. человек;
- граждан, не имеющих группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях. Данные изделия предоставляются за счет бюджетных ассигнований. В 2013 году данные изделия были предоставлены 835 гражданам, не имеющим группы инвалидности, на общую сумму 3,1 млн. рублей;
- граждан, у которых возникли поствакцинальные осложнения. В 2014 году предоставлено 10 000 рублей в качестве единовременного пособия и выплачено 1107,75 рублей в виде ежемесячной денежной компенсации. В 2013 году выплаты получили 4 человека;
- предоставляется социальное пособие на погребение. Размер пособия в 2014 году составил 5002,16 рублей. Вместе с тем, организовано возмещение расходов специализированных служб по вопросам похоронного дела на погребение умерших при отсутствии лиц, взявших на себя такие обязательства.
Проводится поддержка 4 почетных граждан Ивановской области. Ежемесячно им предоставляется 17596,53 рублей. Лицам, замещавшим должности главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований Ивановской области, и лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, организовано ежемесячное дополнительное пенсионное обеспечение в размере 500 рублей и 5474,48 рубля соответственно. В целом в бюджете 2014 года на выплаты почетным гражданам Ивановской области и дополнительное пенсионное обеспечение лицам, замещавшим должности главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований Ивановской области, и лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, предусмотрено около 1,6 миллиона рублей. С 1 января 2014 года предоставляется ежемесячное дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта. В настоящее время в Ивановской области 8 гражданам предоставляется ежемесячное материальное обеспечение.
В рамках социального обеспечения организовано предоставление льготного проезда на всех видах пассажирского транспорта в Ивановской области ветеранам труда, ветеранам труда Ивановской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации. Кроме того, обучающимся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ветеранам труда, ветеранам труда Ивановской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, за счет средств областного бюджета предоставляется 50% скидка на проезд в железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
В целом на обеспечение предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством, а также на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Ивановской области ежегодно направляется около 4 млрд. рублей бюджетных ассигнований.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения Ивановской области, представлены в таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Среднегодовая численность граждан, получающих ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодную денежную выплату на оплату топлива |
человек |
257 549 |
246 323 |
242 430 |
2. |
Число семей, в отношении которых проводится субсидирование оплаты жилого помещения и коммунальных услуг |
семей |
52 942 |
48 776 |
42 718 |
3. |
Среднегодовая численность граждан, получающих ежемесячную денежную выплату ветеранов труда и приравненных к ним граждан, ветеранов труда Ивановской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий |
человек |
135 535 |
132 110 |
129 278 |
4. |
Численность граждан, получающих ежегодную денежную выплату, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" |
человек |
9 783 |
9 898 |
10 302 |
5. |
Среднегодовая численность получающих дополнительное материальное обеспечение граждан, удостоенных звания "Почетный гражданин Ивановской области" |
человек |
- |
3 |
3 |
6. |
Среднегодовая численность лиц, замещавших должности главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований Ивановской области |
человек |
- |
5 |
4 |
7. |
Среднегодовая численность лиц, работающих (работавших) в качестве врачей в учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь |
человек |
- |
11 |
15 |
8. |
Среднегодовая численность получателей ежемесячного пособия на ребенка |
детей |
35 441 |
35 343 |
34 100 |
9. |
Общая численность поездок, совершенных гражданами льготных категорий |
тыс. поездок |
н.д. |
36 132,2 |
36 246,9 |
Инерционный сценарий развития ситуации в сфере социального обеспечения не предполагает значительных количественных колебаний в контингентах получателей социальных выплат (наблюдается тенденция ежегодного уменьшения числа ветеранов и тружеников тыла, что обусловлено естественными причинами, а также снижение числа получателей выплат, назначение которых зависит от доходов семьи: субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг и ежемесячное пособие на ребенка).
2.4. Социальная поддержка семей с детьми
Ивановская область относится к числу регионов с низким уровнем рождаемости. В 2013 году показатель рождаемости составил 11,3 человека на 1000 населения при среднероссийском уровне 13,3 промилле. В этой связи приоритетом региона является социальная поддержка семей в связи с рождением третьего ребенка, так как именно рост числа многодетных семей позволит обеспечить высокий уровень рождаемости и численности населения.
С 01.07.2012 семьи при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка (детей) за счет средств областного бюджета получают дополнительную меру поддержки (региональный материнский (семейный) капитал) в виде единовременной денежной выплаты в размере 50,0 тыс. рублей (с 01.01.2013 - 53,0 тыс. рублей). По состоянию на 01.01.2014 количество обратившихся за получением единовременной денежной выплаты составляет 1173 человека, выплата произведена 1129 гражданам.
С 01.01.2013 на территории региона введена еще одна дополнительная мера социальной поддержки семей с детьми - ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего и последующих детей (установлена Законом Ивановской области от 29.06.2012 N 48-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей"). На 01.01.2013 ее размер составлял 6018 рублей, на 01.01.2014 - 6967 рублей. По оценке 2014 года ее получателями станут семьи в связи с рождением 1365 детей.
Основу поддержки многодетных семей составляют меры, установленные указом Губернатора Ивановской области от 26.02.2004 N 19-уг "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг получают в настоящее время 3074 многодетные семьи, бесплатный проезд для детей-школьников - 2205 семей. Всего на учете в территориальных органах Департамента социальной защиты населения Ивановской области на 01.01.2014 состоит 4408 многодетных семей, в них воспитывается 14211 детей.
Гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), предоставляются бесплатно в собственность земельные участки для жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства. По данным на 01.09.2014 в Ивановской области предоставлены в собственность многодетным семьям 405 земельных участков; 2382 многодетных семей состоят на учете для дальнейшего обеспечения участками.
В целях повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, кроме вышеуказанных выплат, планируется предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством, в частности в 2014 году:
- выплата ежемесячного пособия на ребенка (на 34,1 тыс. детей по 219 рублей ежемесячно);
- ежемесячная денежная выплата на питание кормящим матерям при отсутствии специальных пунктов питания по месту жительства (1400 женщинам по 68,7 рублей ежемесячно);
- единовременная денежная выплата на питание беременным женщинам при отсутствии специальных пунктов питания по месту жительства (4990 женщинам по 412,2 рублей);
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (108 женщинам по 21 761,88 рублей);
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (на 110 детей по 9 326,52 рублей в месяц);
- единовременное пособие при рождении ребенка категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ) (на 2646 выплат по 13742,0 рублей);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности, полномочий физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (16 выплат по 10306,50 рублей ежемесячно);
- ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (39 882 выплат по 2576,63 рублей ежемесячно);
- ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (36 722 выплат по 5153,24 рублей ежемесячно);
- пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности, полномочий физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (на 2 человек по 2404,87 рублей);
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности, полномочий физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (на 2 человек по 515,33 рублей).
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки семей с детьми, представлены в таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Общее число граждан, получивших региональный материнский (семейный) капитал |
человек |
- |
385 |
1 129 |
2. |
Среднегодовая численность детей, в связи с рождением которых предоставлялась ежемесячная денежная выплата на третьего и последующего ребенка |
человек |
- |
- |
790 |
3. |
Среднегодовая численность детей, в отношении которых предоставляется ежемесячное пособие на ребенка |
человек |
35 441 |
35 343 |
34 100 |
4. |
Общая численность многодетных семей, состоящих на учете |
семей |
3 431 |
3 847 |
4 408 |
5. |
Численность многодетных семей, получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
семей |
2 558 |
2 672 |
3 074 |
6. |
Численность многодетных семей, для детей которых предоставлен бесплатный проезд |
семей |
2 404 |
1 884 |
2205 |
7. |
Общая численность беременных женщин, получивших единовременные выплаты на питание |
человек |
4790 |
4 807 |
4 895 |
8. |
Численность кормящих матерей, получающих выплаты на питание |
человек |
1 192 |
1 300 |
1 263 |
9. |
Общая численность получивших единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
человек |
35 |
33 |
40 |
10. |
Численность получателей ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
детей |
122 |
73 |
81 |
11. |
Численность получателей единовременного пособия при рождении ребенка категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
человек |
- |
- |
- |
12. |
Число выплат максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
выплат |
- |
- |
- |
13. |
Число выплат ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
выплат |
- |
- |
- |
14. |
Число выплат ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
выплат |
- |
- |
- |
15. |
Численность получателей пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
человек |
- |
- |
- |
16. |
Численность получателей единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
человек |
- |
- |
- |
С декабря 2013 года началась реализация пилотного проекта по организации льготного проезда детей-учащихся из многодетных семей на пассажирском транспорте с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника. В связи с тем, что 32% многодетных семей проживают в областном центре, город Иваново выбран в качестве экспериментальной площадки по внедрению универсальной карты школьника. Внедрение универсальной карты школьника показало ее востребованность и удобство использования.
Помимо денежных выплат, в целях поддержки семей с детьми в последние годы по инициативе Департамента социальной защиты населения Ивановской области в 2013 году были организованы:
- предоставление 280 абонементов детям из многодетных семей на посещение областных театров, музеев, филармонии в рамках мероприятия - Губернаторского проекта нравственно-эстетического воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из многодетных семей;
- областная благотворительная акция "Поможем собрать детей в школу", итогом которой стало обеспечение вещами, в том числе школьной формой, 731 ребенка из 320 многодетных семей, 1382 ребенка школьного возраста из многодетных семей получили наборы школьно-письменных принадлежностей;
- ряд благотворительных акций совместно с Ивановской областной общественной организацией "Женская инициатива", региональным отделением Общероссийской общественной организации "Российский Детский Фонд";
- участие представителей Ивановского областного общественного движения по оказанию поддержки многодетным семьям "Дети и Родители" во Всероссийском форуме "Россия многодетная: семья как одна из основ российской государственности. Законодательное обеспечение современной демографической политики государства".
В результате предоставления комплекса мер социальной поддержки в регионе отмечен рост количества многодетных семей: на 01.01.2012 - 3431 семья, на 01.01.2013 - 3847 семей, на 01.01.2014 - 4408 семей.
На начало 2014 года в территориальных органах Департамента социальной защиты населения Ивановской области на учете состояли 3023 семьи, воспитывающие 3066 детей-инвалидов. Для их поддержки в 2013 году:
- за счет средств областного бюджета предоставлена помощь на сумму более 582,9 тыс. рублей;
- в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы организованы фестиваль творчества для детей-инвалидов, областные спортивные праздники, туристические поездки. Дети-инвалиды принимали участие в областных мероприятиях, посвященных Дню защиты детей, новогодних праздниках, 2299 детям-инвалидам в возрасте до 14 лет предоставлены новогодние подарки. В 2013 году 1100 детей с ограниченными возможностями здоровья приняли участие в социально значимых мероприятиях областного масштаба;
- на базе ОГКУСО "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям" на постоянной основе организовано оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам;
- организована деятельность стационарного отделения медико-социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", в котором ежегодно получают комплекс услуг свыше 300 детей с ограниченными возможностями здоровья;
- открыто отделение социально-педагогической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе которого в течение 2013 года реабилитационную программу прошли более 70 детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов, проживающих в городе Иванове;
- организовано взаимодействие с областной общественной организацией родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и инвалидов детства "Солнечный круг", Ивановским региональным молодежным общественным движением "Новый рубеж";
- с целью привлечения внимания к проблемам семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и изменения представлений общества о возможностях детей-инвалидов организован фестиваль для детей-инвалидов "Я есть!", участие в котором приняли более 500 детей-инвалидов.
В ближайшее время ожидается сохранение тенденции роста рождаемости и, как следствие, поступательный рост числа лиц, получающих детские и материнские пособия, планируется увеличение числа многодетных семей.
Вместе с тем, усилия в части поддержки семей с детьми должны быть сосредоточены на решении следующих задач:
- расширение спектра организуемых областных мероприятий для детей и вовлечение в них большего числа участников, прежде всего детей, нуждающихся в особой защите государства;
- увеличение числа и масштаба акций, направленных на решение проблем воспитания детей в малообеспеченных семьях, и привлечение к их реализации большего объема внебюджетных источников;
- интенсификация мер, направленных на социальную адаптацию детей-инвалидов, и повышение внимания общества к проблемам семей, воспитывающих детей с инвалидностью, изменение представлений общества о возможностях детей-инвалидов.
2.5. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей
Ежегодно в Ивановской области на отдых и оздоровление направляется более 49,5 тыс. детей. Из них в 2013 году в лагерях дневного пребывания отдохнули 25,7 тыс. детей, в санаторно-оздоровительных детских лагерях, санаториях, загородных оздоровительных лагерях - 23,2 тыс. детей, за пределами Ивановской области - 0,6 тыс. детей. Наиболее востребованным видом отдыха является санаторно-оздоровительный отдых.
В загородных оздоровительных лагерях в летний период 2013 года оздоровлено около 9,0 тыс. детей области. Детям из многодетных семей, детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, путевки в загородные оздоровительные лагеря предоставляются бесплатно. Семьям с детьми, не относящимся к данной категории, предусмотрена частичная родительская плата в размере 10% стоимости путевки или частичная оплата 50% стоимости путевки предприятиями, организациями-работодателями. Объем привлеченных средств составил 5,5 млн. рублей.
Особое место отводится организации оздоровления детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для нахождения в лагере. Так, в 2013 году на отдых и оздоровление направлено свыше 1200 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 году в систему мер по социальной поддержке многодетных семей, предоставляемых за счет средств областного бюджета, включена организация загородного оздоровительного отдыха детей бесплатно в приоритетном порядке. Этой формой поддержки воспользовались 678 детей данной категории.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, представлены в таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Количество детей, которым предоставлен отдых и оздоровление в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и загородных оздоровительных лагерях (всего) |
тыс. человек |
21,6 |
19,1 |
20,3 |
2. |
Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым предоставлен отдых и оздоровление в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и загородных оздоровительных лагерях |
тыс. человек |
12,3 |
11,3 |
11,9 |
3. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлен отдых и оздоровление |
человек |
1 831 |
1 665 |
1740 |
4. |
Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных в санаторно-оздоровительные детские лагеря |
человек |
396 |
452 |
581 |
5. |
Общая численность детей, которым предоставляется двухразовое питание в лагерях дневного пребывания (всего) |
человек |
16 513 |
16 513 |
16 513 |
5.1. |
Количество детей, которым предоставляется двухразовое питание в лагерях дневного пребывания в каникулярное время |
тыс. человек |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
5.2. |
Численность детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым предоставляется двухразовое питание в лагерях дневного пребывания |
человек |
5234 |
5 234 |
5 234 |
В 2014 году на отдых и оздоровление направлено 55276 детей, в том числе 26836 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них направлено:
- в загородные оздоровительные лагеря - 5096 детей, в т.ч. 154 ребенка в лагеря, организованные на базе учреждений социального обслуживания;
- в санаторно-оздоровительные лагеря - 6528 детей;
- в лагеря дневного пребывания - 12004 ребенка;
- в Республику Крым - 100 детей.
Охвачены малозатратными формами - 3108 детей.
В текущем году в силу демографических причин ожидается рост контингента обучающихся в общеобразовательных организациях, и как следствие увеличение потребности в организуемом оздоровительном отдыхе для школьников. В этой связи задачами, которые требуют решения, являются:
- повышение эффективности организации отдыха и оздоровления детей, прежде всего финансовой, обеспечивающей получение большего числа путевок в условиях существующих бюджетных ограничений;
- полное обеспечение отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, и интенсификация мер, направленных на социальную адаптацию детей-инвалидов (организация смен, предусматривающих совместный отдых детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии и здоровье);
- расширение направлений организуемого оздоровительного отдыха, прежде всего за счет увеличения профильных смен.
2.6. Профилактика и снижение уровня социального неблагополучия
На начало 2014 года в Ивановской области профилактическую работу с семьей и детьми осуществляют 10 учреждений социального обслуживания, в том числе: 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 4 комплексных центра социального обслуживания, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям. В структуре данных учреждений открыты 12 отделений, оказывающих услуги несовершеннолетним и их семьям.
В 2013 году Департаментом социальной защиты населения Ивановской области совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Ивановской области разработан порядок взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который утвержден решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Ивановской области.
В соответствии с порядком предусмотрено формирование и ведение 2 региональных банков:
- банка семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении;
- банка случаев семейного неблагополучия.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области является координатором по ведению и формированию регионального банка случаев семейного неблагополучия.
По состоянию на 01.01.2014 в региональном банке случаев семейного неблагополучия зарегистрировано 879 семей, воспитывающих 1571 ребенка, в региональном банке семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, - 356 семей и 510 детей.
По итогам 2013 года на социальном сопровождении (патронаже) находилось 1872 семьи. Специалистами учреждений проведено 15770 консультаций с гражданами, 2102 коррекционно-реабилитационных занятия, 6440 диагностических обследований.
Стационарное социальное обслуживание несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, обеспечивают 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних и 3 стационарных отделения реабилитации на базе трех комплексных центров социального обслуживания населения, общей вместимостью 295 мест. За 2013 год в стационарных отделениях реабилитации находилось 891 несовершеннолетний, прошли курс реабилитации и выбыли из учреждений 718 детей.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере профилактики и снижения уровня социального неблагополучия, представлены в таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Общая численность семей, находящихся в социально опасном положении, зарегистрированных в региональном банке данных |
семей |
1 473 |
1 582 |
1 235 |
2. |
Общая численность семей, состоящих на социальном сопровождении (патронаже) |
семей |
222 |
416 |
1 872 |
3. |
Общая численность детей, которым оказана социальная поддержка в натуральной форме, из числа нуждающихся в особой заботе государства и отличившихся в учебе, спорте, творчестве |
тыс. человек |
20,5 |
21,7 |
21,7 |
4. |
Общая численность детей, побывавших в стационарных отделениях реабилитации |
человек |
1 293 |
1 116 |
891 |
5. |
Общая длительность пребывания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в государственных учреждениях, оказывающих услугу (в отделениях длительного пребывания) |
койко-дней |
63 681 |
71 953 |
72 521 |
В целях уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении:
- проведена оптимизация деятельности учреждений социального обслуживания, в 9 из которых открыты отделения профилактической работы с семьей и детьми;
- введено сопровождение семей по зональному принципу с использованием очной и дистанционной форм сопровождения;
- организована работа экстренной психологической службы "Детский телефон доверия";
- введена практика социального сопровождения семей группы социального риска на основе технологии "ведения случая", что предусматривает составление карты сопровождения и социальной реабилитации семьи с назначением персонального куратора из числа специалистов органа или учреждения социальной защиты населения.
Положительные результаты работы учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, характеризуются значительным числом детей, возвращенных в кровные семьи. В 2012 году 71,3% воспитанников, прошедших курс реабилитации, вернулись к родителям или законным представителям. Вместе с тем, в учреждения для детей-сирот направлено 149 детей, под опеку передано 24 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В целях поддержки малоимущих семей реализуется проект оказания помощи на основе социального контракта. Заключая социальный контракт, каждая семья разрабатывает и представляет в территориальный орган Департамента социальной защиты населения Ивановской области программу социальной адаптации, направленную на выход семьи на уровень самообеспечения. В течение 2013 года заключены социальные контракты с 205 семьями, в которых воспитывается 814 детей. В процессе реализации социальных контрактов трудоустроился 31 человек, 21 ребенок устроен в дошкольные образовательные учреждения, 116 семей отремонтировали жилые помещения на сумму 1190,0 тыс. рублей. С целью повышения качества жизни несовершеннолетних, а также создания необходимых условий для организации обучения детей 97 семей приобрели мебель и оргтехнику на сумму 1060,0 тыс. рублей. В рамках развития личного подсобного хозяйства 99 семей приобрели домашний скот и комбикорма на общую сумму 810,0 тыс. рублей; 59 семей произвели ремонт хозяйственных построек для содержания скота и птицы на сумму свыше 300,0 тыс. рублей; 78 семей приобрели семена и сельскохозяйственный инвентарь на сумму свыше 200,0 тыс. рублей Провели медицинское обследование и лечение членов семьи свыше 60 семей, посетили психолого-педагогические консультации 115 семей.
Кроме того, для оказания помощи малообеспеченным семьям в создании надлежащих условий для развития и воспитания детей в Ивановской области реализуются проекты "Социальный прокат", "Пункт оперативной социальной поддержки". В 2013 году дополнительно открыто 2 пункта социального проката в городах Шуя и Фурманов. Всего в течение 2013 года 289 семей, воспитывающих малолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, бесплатно получили во временное пользование детские коляски, стульчики для кормления, манежи и другие предметы для ухода за детьми.
Комплекс проведенных мероприятий позволил снизить долю детей из семей, находящихся в социально опасном положении, с 2,2% до 1,3%.
Прогнозируется рост спроса на меры, направленные на профилактику и снижение уровня социального неблагополучия. Для решения этого вопроса потребуется:
- продолжить работу по оптимизации деятельности учреждений, при этом акцентировав ее на реабилитационных мероприятиях, не требующих постоянного пребывания в стационарных учреждениях;
- апробировать и ввести в практику новые технологии социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7. Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий
Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий осуществляется бюджетным учреждением социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - Центр), на учете в базе данных которого состоят 781 человек.
В 2014 году различные социальные услуги и виды социальной помощи оказаны 1693 гражданам, включая:
- предоставление ночлега в отделении ночного пребывания 822 лицам;
- предоставление продуктовых наборов - 560 лицам на сумму 86 710,0 рублей (средняя стоимость набора - 150 рублей), помощи вещами - 89 гражданам;
- проведение профилактических осмотров 15994 бездомных, направление на флюорографическое обследование 213 человек, санобработка 484 граждан, содействие в госпитализации 16 человек;
- консультирование - 583 человек, содействие в восстановлении документов (оформлены паспорта для 27 человек, удостоверения личности - для 14 человек, временная регистрация - на 131 человек; медицинские полисы выданы 14 человекам; оформлены документы на получение пенсии - 2 человек, документы об инвалидности - 9 человек);
- устройство в дома-интернаты на постоянное проживание - 11 человек;
- трудоустройство - 388 человека.
В целях профилактики социально опасных заболеваний клиентам Центра оказывается содействие в организации обследований на туберкулез, ВИЧ-инфекцию и венерические заболевания, которые осуществляют учреждения здравоохранения. В ходе проведенных обследований выявлено 3 случая социально опасных заболеваний.
Общая длительность пребывания лиц без определенного места жительства и занятий в Центре составила в 2014 году 15869 человеко-дней.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий, представлены в таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. |
Общая численность лиц без определенного места жительства и занятий, состоящих на учете |
человек |
795 |
814 |
781 |
2. |
Длительность пребывания лиц без определенного места жительства и занятий в государственных учреждениях, предоставляющих социальное обслуживание, в том числе: |
человеко-дней |
17 635 |
18 704 |
18 616 |
|
в стационарных условиях |
человеко-дней |
0 |
0 |
0 |
|
в полустационарных условиях |
человеко-дней |
17 635 |
18 704 |
18 616 |
В среднесрочной перспективе сохранится востребованность в социальном обслуживании лиц без определенного места жительства и занятий на текущих уровнях. Вместе с тем, основные усилия должны быть сосредоточены на повышение качества условий пребывания, улучшение материально-технической базы учреждения, осуществляющего социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий.
2.8. Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области
В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной проблемой.
Отсутствие условий доступности является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, а следовательно, не позволяет людям, имеющим ограничения в здоровье, быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права.
В настоящее время в Ивановской области проживает более 90 тысяч инвалидов, что составляет 9% от общего числа населения Ивановской области.
К числу инвалидов, особенно нуждающихся в организации доступности к различным объектам социальной инфраструктуры, относятся инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, инвалиды по слуху. Инвалиды данной группы заболеваний составляют порядка 20% от общего числа инвалидов Ивановской области.
Комплекс мероприятий по формированию в Ивановской области доступной среды жизнедеятельности и реабилитации инвалидов, интеграции их в общество осуществляется в межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти.
Обеспечение контроля по формированию доступной среды жизнедеятельности со стороны общественных организаций инвалидов Ивановской области, а также взаимодействие с общественными организациями инвалидов Ивановской области по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, осуществляется советом по делам инвалидов при Губернаторе Ивановской области, созданным указом Губернатора Ивановской области от 24.07.2009 N 83-уг "О совете по делам инвалидов при Губернаторе Ивановской области".
С 2013 года мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов на территории Ивановской области осуществлялись в рамках долгосрочной целевой программы Ивановской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области" на 2013 - 2017 годы.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области, представлены в таблице.
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
1. |
Доля областных учреждений здравоохранения, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений |
% |
30,0 |
35,0 |
2. |
Доля базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Ивановской области |
% |
3,2 |
4,4 |
3. |
Доля учреждений социальной защиты населения, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего количества учреждений, оказывающих услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья |
% |
23,4 |
42,5 |
4. |
Доля специальных (коррекционных) образовательных организаций, оснащенных специальными транспортными средствами, оборудованием, программным и учебно-методическим обеспечением для детей-инвалидов |
% |
9,0 |
10,0 |
5. |
Доля детей-инвалидов, для которых в общеобразовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования, от общей численности детей-инвалидов в Ивановской области |
% |
4,3 |
6,0 |
6. |
Количество пунктов общественного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для инвалидов и маломобильных групп населения на базе учреждений социальной защиты населения |
единиц |
10 |
18 |
7. |
Доля областных государственных учреждений культуры, оборудованных индивидуальными подъемниками |
% |
0,0 |
26,7 |
8. |
Доля областных государственных учреждений культуры, имеющих специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения для инвалидов |
% |
0,0 |
18,0 |
9. |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся спортом, из общего количества лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
% |
1,5 |
7,3 |
10. |
Доля муниципальных образований Ивановской области, на территории которых учреждениями социального обслуживания будет организовано предоставление транспортных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения |
% |
18,5 |
18,5 |
11. |
Количество детей с ограниченными возможностями, принявших участие в областных мероприятиях |
человек |
1100 |
1100 |
В 2014 году на мероприятия, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области, были израсходованы средства в объеме 71 300,3 тыс. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 42 544,4 тыс. руб., средства областного бюджета - 28 755,9 тыс. рублей.
В результате проведенных мероприятий повысился уровень доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения социальной сферы жизнедеятельности.
В сфере здравоохранения в рамках мероприятия "Адаптация областных учреждений здравоохранения к обслуживанию инвалидов и других маломобильных групп населения" обустроены поручни в здании хирургического корпуса ОБУЗ "Городская клиническая больница N 7".
В сфере образования проведены мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению специальным (учебным, реабилитационным, компьютерным) оборудованием и автотранспортом в 30 муниципальных и 7 областных общеобразовательных организациях. Приобретено оборудование для оснащения сенсорных комнат в 4 областные государственные специальные (коррекционные) образовательные организации. Проведены специализированные спартакиады для детей-инвалидов, в которых приняли участие 312 детей в возрасте от 10 до 16 лет.
В сфере культуры и искусства приобретены:
- мобильные лестничные гусеничные подъемные устройства для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в Ивановский областной художественный музей и областной методический центр культуры и творчества;
- "говорящие" книги (899 шт.) на кассетах для пополнения библиотечного фонда Ивановской областной специальной библиотеки для слепых, оборудование для сенсорной зоны, спецтехника для реабилитации инвалидов по зрению, оборудование для организации автоматизированного места для слабовидящего и незрячего пользователя;
- автомобиль для перевозки граждан с ограниченными возможностями здоровья в Ивановский театр кукол.
В сфере социальной защиты населения:
- проведены работы по капитальному ремонту в зданиях и помещениях 3 учреждений социального обслуживания населения;
- проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы 3 учреждений социального обслуживания и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам;
- приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования в 5 учреждений социального обслуживания, коррекционное оборудование для ОБСУСО "Шуйский КЦСОН" и ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних";
- приобретен автомобиль с подъемным механизмом для предоставления инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата транспортных услуг в ОБСУСО "Шуйский КЦСОН";
- проведены мероприятия по оснащению пунктов общественного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для маломобильных групп населения в 8 учреждениях социального обслуживания;
- организовано субтитрование областных информационных телепрограмм "Вести-Иваново", "Вести-итоги", "Земляки", "Вести-образование", "Провинциальные истории", "Знаете ли вы Германию?";
- организованы туристические поездки для детей инвалидов в города Плес, Палех, Шуя, Ярославль, Переславль-Залесский. Проведена специализированная спартакиада для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере физической культуры и спорта организованы и проведены спортивные мероприятия среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечено участие инвалидов в выездных спортивных мероприятиях, включая детей-инвалидов.
Реализация мер по формированию доступной среды направлена на получение следующих результатов:
1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области;
2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области;
3) формирование условий доступности приоритетных объектов (78 зданий и сооружений) в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области в 2013 - 2014 годах, в том числе: 2 учреждений здравоохранения, 47 образовательных организаций, 29 учреждений социальной защиты населения;
4) оснащение специализированными техническими средствами и обновление старого и изношенного оборудования в 13 областных учреждениях: 5 образовательных организациях, 3 учреждениях здравоохранения, 1 детско-юношеской спортивной школе и 6 учреждениях социального обслуживания (включая 2 учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья) в 2013 - 2014 годах;
5) приобретение специализированного автотранспорта в учреждения социального обслуживания для перевозки лиц с ограниченными возможностями в 2013 - 2014 годах;
6) подключение 8 учреждений социальной защиты населения к сети Интернет и предоставление возможности для инвалидов и маломобильных граждан бесплатного доступа в Интернет в 2014 году;
7) обеспечение доступности общественно значимых областных информационных телепрограмм для инвалидов по слуху в 2014 - 2015 годах;
8) сохранение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в областных мероприятиях, на уровне не менее 380 человек;
9) проведение капитального ремонта в двух учреждениях социального обслуживания населения;
10) поощрение социально значимой деятельности инвалидов.
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Раздел 3 изменен с 31 декабря 2018 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 28 декабря 2018 г. N 418-п
Изменения распространяются на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевых индикаторов (показателей) |
||||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1 |
Доля граждан, получивших меры социальной поддержки, от общего количества граждан, имеющих право на их получение |
процентов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания |
процентов |
99,0 |
99,5 |
99,4 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
3 |
Удовлетворенность населения услугами в сфере социального обслуживания |
процентов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
человек |
441 |
394 |
386 |
368 |
377 |
377 |
377 |
377 |
377 |
377 |
377 |
6 |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ивановской области |
процентов |
14,2 |
15,8 |
14,9 |
14,3 |
14,1 |
14 |
13,9 |
13,7 |
13,5 |
13,3 |
12,9 |
Значения целевых индикаторов (показателей) определяются Департаментом социальной защиты населения Ивановской области на основании отчетов учреждений социальной защиты населения и ведомственных данных о назначении и выплате социальных пособий и компенсаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.