Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 4 апреля 2017 г. N 118-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13.11.2013 N 450-п
Государственная программа Ивановской области
"Развитие образования Ивановской области"
20 мая, 17 июля, 17, 18 декабря 2014 г., 4 февраля, 1 апреля, 22 мая, 26 июня, 30 июля, 16 сентября, 21, 29 декабря 2015 г., 9 марта, 4, 18 апреля, 30 июня, 1 июля, 21 сентября, 24 ноября, 2, 29 декабря 2016 г., 4 апреля, 17 июля, 6, 22 декабря 2017 г., 30 мая, 25 июня, 19, 26 июля, 21 декабря 2018 г., 28 января, 23 апреля, 24 июня 2019 г.
Раздел 1 изменен с 26 июня 2019 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 24 июня 2019 г. N 229-п
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Развитие образования Ивановской области"
Наименование программы |
Развитие образования Ивановской области |
Срок реализации Программы |
2014 - 2024 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Развитие общего образования. 2. Развитие профессионального образования. 3. Развитие дополнительного образования и реализация государственной молодежной политики. |
Администратор программы |
Департамент образования Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент образования Ивановской области |
Исполнители |
Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области, Департамент спорта Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции Департамент внутренней политики Ивановской области |
Цель программы |
Обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
1. Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет. 2. Охват молодежи Ивановской области проводимыми региональными и межмуниципальными мероприятиями по работе с молодежью. 3. Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения. 4. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. 5. Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100%. 6. Отношение численности детей в возрасте 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 1 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях. 7. Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей. 8. Оценка удовлетворенности населения услугами в сфере образования. 9. Результат независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере образования. 10. Среднемесячная начисленная заработная плата по виду кономической деятельности "Образование". 11. Уровень образованности. |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем ресурсного обеспечения программы: 2014 год - 6792174081,00 руб.; 2015 год - 6335819698,27 руб.; 2016 год - 5960236010,82 руб.; кроме того, остатки 2015 года - 14606359,18 руб.; кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 41724949,11 руб.; 2017 год - 6072155964,53 руб.; 2018 год - 8182604615,02 руб.; 2019 год - 8429839370,81 руб.; 2020 год - 8146347922,64 руб.; 2021 год - 7966581020,03 руб.; 2022 год - 7693016560,03 руб.; 2023 год - 7693016560,03 руб.; 2024 год - 7693016560,03 руб. Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 6788174081,00 руб.; 2015 год - 6335819698,27 руб.; 2016 год - 5960236010,82 руб., кроме того, остатки 2015 года - 14606359,18 руб.; кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 41724949,11 руб.; 2017 год - 6072155964,53 руб.; 2018 год - 8182604615,02 руб.; 2019 год - 8429839370,81 руб.; 2020 год - 8146347922,64 руб.; 2021 год - 7966581020,03 руб.; 2022 год - 7693016560,03 руб.; 2023 год - 7693016560,03 руб.; 2024 год - 7693016560,03 руб.; в том числе: - федеральный бюджет: 2014 год - 460926360,00 руб.; 2015 год - 276705000,00 руб.; 2016 год - 9527626,77 руб.; кроме того, остатки 2015 года - 14606359,18 руб.; 2017 год - 16234000,00 руб.; 2018 год - 485672800,00 руб.; 2019 год - 740442200,00 руб.; 2020 год - 712086600,00 руб.; 2021 год - 278790100,00 руб.; 2022 год - 7961300,00 руб.; 2023 год - 7961300,00 руб.; 2024 год - 7961300,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 6326912900,00 руб.; 2015 год - 6059114698,27 руб.; 2016 год - 5950708384,05 руб.; кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 41724949,11 руб.; 2017 год - 6050198614,53 руб.; 2018 год - 7691789315,02 руб.; 2019 год - 7688647170,81 руб.; 2020 год - 7434261322,64 руб.; 2021 год - 7687790920,03 руб.; 2022 год - 7685055260,03 руб.; 2023 год - 7685055260,03 руб.; 2024 год - 7685055260,03 руб. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 4334821,00 руб.; 2015 год - 0,00 руб.; 2016 год - 0,00 руб.; 2017 год - 5723350,00 руб.; 2018 год - 5142500,00 руб.; 2019 год - 750000,00 руб.; в том числе: - средства от юридических и физических лиц: 2014 год - 4334821,00 руб.; 2015 год - 0,00 руб.; 2016 год - 0,00 руб.; 2017 год - 5723350,00 руб.; 2018 год - 5142500,00 руб.; 2019 год - 750000,00 руб.; - средства от предпринимательской и иной деятельности: 2014 год - 0,00 руб.; 2015 год - 0,00 руб.; 2016 год - 0,00 руб.; 2017 год - 0,00 руб.; 2018 год - 0,00 руб.; 2019 год - 0,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Обеспечение в образовательных организациях дошкольного, общего и среднего профессионального образования условий получения образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Обеспечение всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, качественным общим образованием и поддержкой в профессиональной ориентации. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Модернизация профессионального образования. Обеспечение вовлечения молодежи Ивановской области в процессы экономического, социального, культурного и политического развития общества. Обеспечение эффективной обратной связи граждан с органами, осуществляющими управление в сфере образования. Обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию |
2. Сведения о целевых индикаторах (показателях) государственной программы
2.1. Описание и оценка основных результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере реализации Программы, достигнутых к началу реализации Программы
Дошкольное образование
В целях обеспечения гарантий граждан на получение доступного дошкольного образования региональная система дошкольного образования с 2012 года претерпела значительные изменения в части увеличения муниципальных дошкольных образовательных учреждений (2012 год - 368 детских садов, 2015 год - 381 детский сад).
Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется ростом рождаемости в Ивановской области: 2012 год - 46,299 тыс. детей, 2015 год- 51,225 тыс. детей. Увеличился и охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования: 2012 год - 83,5%, 2015 год - 86,0%.
В сфере дошкольного образования ведущим приоритетом становится ликвидация очередей на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения и обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Решение этой задачи обеспечивается за счет строительства современных зданий дошкольных учреждений и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады).
С 2013 года наш регион принимает активное участие в федеральном проекте модернизации региональных систем дошкольного образования (МРСДО), целью которого является помощь субъектам Российской Федерации в достижении к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
За 3 года реализации проекта Ивановской области выделены средства в объеме 1329,2 млн. рублей, из них 984,6 млн. рублей - федеральная субсидия, 344,6 млн рублей - средства регионального бюджета. В рамках МРСДО дополнительно создано более 4 тыс. мест для детей дошкольного возраста.
По итогам 2014 года в Ивановской области полностью ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные учреждения и регион вошел в десятку лучших регионов по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Однако, учитывая демографический прирост детей, который ежегодно составляет около тысячи человек, а также миграционные процессы, происходящие в регионе, актуальной остается проблема ликвидации очередности в детские сады детей в возрасте до 3 лет. Потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях для данной категории детей составляет около 2 тыс. человек.
В последние годы активно развиваются вариативные формы дошкольного образования. Это стало возможным благодаря проведению ежегодного, начиная с 2011 года, областного конкурса среди образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на грант Губернатора Ивановской области.
На базе детских садов, общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования создано 211 групп кратковременного пребывания, открыто 8 центров игровой поддержки ребенка, 4 лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья, 40 семейных клубов, 45 консультативных центров. На базе 9 дошкольных учреждений города Иваново создано 11 инклюзивных групп для детей с синдромом Дауна.
В городах Иваново, Шуя и Тейково функционируют частные детские сады и развивающие центры: "Развивай-ка", "Виктория", "Винни-пух" и "Вундеркинд". Услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в регионе оказывают 27 индивидуальных предпринимателей.
В регионе имеется опыт по созданию семейных детских садов (семейных групп). В настоящее время работают 2 семейные дошкольные группы, одна из них - на сельском подворье. В сельских населенных пунктах развиваются новые формы дошкольного образования - "педагогический десант" и "выездной детский сад".
С 2014 года в Ивановской области началась реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с приказом Департамента образования Ивановской области от 17.01.2014 N 42-о "О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования" разработан региональный план действий по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, создана региональная Координационная группа при Департаменте образования Ивановской области по введению ФГОС ДО, утвержден перечень пилотных площадок по введению ФГОС ДО.
В 2015 году более половины воспитанников детских садов в возрасте от 3 до 7 лет охвачены образовательными программами в соответствии с новым стандартом дошкольного образования (54%).
В 2011 - 2013 годах Ивановская область участвовала в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦПРО) по направлению модернизации муниципальных систем дошкольного образования. В ходе реализации данного проекта активизировалось развитие вариативных форм дошкольного образования.
В 2013 - 2015 годах регион участвовал в реализации мероприятий федерального проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования (МРСДО). За годы реализации проекта в регионе создано более 4,5 тыс. дополнительных мест для детей дошкольного возраста, полностью ликвидирована очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование в Ивановской области предоставляется в 294 образовательных организациях, из которых 120 находятся в сельской местности.
Контингент учащихся в общеобразовательных организациях составил на начало 2015 - 2016 учебного года 92,69 тыс. человек и, по демографическим причинам, будет иметь в среднесрочной перспективе тенденцию к увеличению.
Сеть общеобразовательных организаций позволяет реализовать потребности школьников в получении качественного образования. Из 185 средних общеобразовательных школ в Ивановской области работают 10 лицеев, 8 гимназий и 1 школа с углубленным изучением предметов.
В регионе функционируют 9 вечерних школ, 20 специальных (коррекционных) учреждений и санаторная общеобразовательная школа-интернат (1 учреждение), 9 частных общеобразовательных организаций.
93% школьников Ивановской области обучаются в школах, обеспечивающих от 80 до 100% основных видов современных условий обучения:
- 100% школ области оборудованы системами автоматизированной пожарной сигнализации и системами оповещения о пожаре и тревожной сигнализацией. Установлены программно-аппаратные комплексы "Стрелец-Мониторинг";
- кнопкой экстренного вызова (КЭВ) с выходом на пульт централизованной охраны обеспечено 355 (92%) общеобразовательных организаций;
- 92% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в 45% школ ведется автоматизированный мониторинг здоровья школьников;
- 87,8% школ оборудованы современными столовыми;
- 95% учащихся получают в общеобразовательных учреждениях горячее питание, охват горячим питанием учащихся 1 - 4 классов составляет 100%;
- 57,2% обучающихся в школах имеют возможность пользоваться оборудованными спортивными площадками и универсальными спортивными залами; 71,9% - современными библиотеками; 82% - медиатеками;
- достигнут достаточно высокий уровень обеспеченности школ компьютерной техникой. Во всех школах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, современное компьютерное оборудование. Доля учащихся, которым обеспечена возможность выхода в Интернет на скорости не менее 2 Мб/с, выросла с 3,3% в 2010 году до 71,5% в 2013 году;
- для организации обучения сельских школьников организуется их подвоз к месту учебы и обратно к месту жительства - работают 193 автобуса по 304 школьным маршрутам.
Количественная потребность в школьном автотранспорте закрыта на 100%. Вместе с тем, требуется обновление более 100 школьных автобусов в связи с истечением срока их эксплуатации. Автобусы укомплектованы необходимым оборудованием, соответствуют современным требованиям безопасности. Школьные автобусы оборудованы тахографами (80%). На 180 автобусах (93%) установлена навигационно-информационная система ГЛОНАСС. Оснащение школьных автобусов системой ГЛОНАСС продолжится за счет средств муниципальных программ.
Частные охранные предприятия обеспечивают безопасность в 12 (3%) дошкольных образовательных организациях, 93 (32%) общеобразовательных школах, 20 (59%) профессиональных организациях, 4 (3,5%) организациях дополнительного образования, 1 организации иного типа.
Системами видеонаблюдения оборудованы 59 (15%) дошкольных организаций, 141 (48%) общеобразовательная организация, 28 (82%) профессиональных организаций, 13 (11%) организаций дополнительного образования, 1 организация иного типа.
С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию применяется дистанционное обучение для учащихся малокомплектных сельских школ. В 2015 - 2016 учебном году дистанционно обучаются школьники 52 из 79 малокомплектных школ области. С использованием дистанционных технологий также осуществляется образование 100% детей-инвалидов, которым по медицинским показаниям рекомендовано обучение на дому.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия как для инклюзивного образования в обычных классах общеобразовательных учреждений, так и в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В Ивановской области достигнут высокий уровень качества общего образования, о чем свидетельствует превышение среднероссийских показателей на едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) по большинству учебных предметов по результатам государственной итоговой аттестации 2015 года.
За последние годы система общего образования Ивановской области динамично развивалась, в том числе в рамках реализации федерального проекта модернизации региональных систем общего образования. Накопленный потенциал и темп внедрения преобразований позволяют прогнозировать сохранение позитивных тенденций в ближайшие годы. Вместе с тем, без финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, организационно-методической поддержки со стороны органов управления образованием, без реализации межшкольных и муниципальных проектов темпы модернизации общего образования не смогут обеспечить соответствие качества и доступности образования современным требованиям и условиям.
За последние годы органами государственной власти Ивановской области в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", федерального проекта модернизации региональных систем общего образования, а также собственных проектов развития был реализован широкий спектр мер, направленных на модернизацию и повышение качества школьного образования.
Наиболее значимыми из них стали:
- переход на нормативно-подушевое финансирование реализации программ общего образования, а также внедрение новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных организациях;
- повышение средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Ивановской области и, как следствие, рост материальной заинтересованности педагогов в результатах качественного труда;
- реструктуризация сети общеобразовательных организаций, сокращение числа сельских малокомплектных школ, не соответствующих требованиям безопасности детей, и, как следствие, создание оптимальной сети общеобразовательных учреждений и достижение оптимальных показателей численности обучающихся и учителей (17,6 человека на учителя в городских школах и 8,2 человека - в сельских);
- внедрение модели дистанционного образования в общеобразовательных организациях, организация обучения детей-инвалидов с применением дистанционных технологий;
- апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на начало 2014 - 2015 учебного года по новым федеральным образовательным стандартам обучается 100% учащихся 1 - 4 классов и 11% учащихся 5 - 6 классов), создание необходимых материально-технических и кадровых условий введения новых образовательных стандартов;
- совершенствование школьной инфраструктуры, проведение капитальных и текущих ремонтов, приведение зданий и помещений общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями комплексной безопасности;
- создание региональной модели сохранения и укрепления здоровья школьников, в том числе реализация регионального проекта "Межведомственная система оздоровления школьников на основе автоматизированного мониторинга", реализация комплекса мер по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- внедрение в деятельность общеобразовательных организаций инструментов государственно-общественного управления и повышения открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций (в 100% школ созданы органы государственно-общественного управления; все школы представляют публичные отчеты об итогах учебной и хозяйственной деятельности);
- организация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями.
В 2014 - 2015 годах началась реализация мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в рамках федерального проекта "Детский спорт". Перечень мероприятий предусматривает ремонт спортивных залов, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений, развитие школьных спортивных клубов.
Проведенные мероприятия по модернизации спортивной инфраструктуры позволили увеличить количество учащихся сельских школ, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, с 6787 человек до 9568 человек, а также создали дополнительные возможности по привлечению к занятиям физической культурой и спортом взрослого населения, дополнительно открыть 32 школьных спортивных клуба. В результате 89,5% обучающихся сельских школ занимаются физической культурой и спортом во внеурочное время.
2014 год - реализация мероприятий по укреплению пожарной безопасности общеобразовательных организаций.
Реализация данного мероприятия позволила обеспечить выполнение требований пожарной безопасности в общеобразовательных организациях 27 муниципальных образований Ивановской области.
2013 - 2015 годы - реализация мероприятий государственной программы "Доступная среда". Проведены мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению специальным (учебным, реабилитационным, компьютерным) оборудованием и автотранспортом, в 39 муниципальных и 7 областных общеобразовательных организациях. Создана доступная среда в 20 муниципальных общеобразовательных организациях.
2011 - 2015 годы - реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей". На базе 3 областных коррекционных учреждений созданы стажировочные площадки по апробации и внедрению федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Среднее профессиональное образование
В системе среднего профессионального образования Ивановской области функционирует 31 профессиональная образовательная организация, в которых реализуются программы подготовки рабочих кадров, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена.
В настоящее время среднегодовая численность студентов в профессиональных образовательных организациях составляет 12616 человек, в том числе обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 4251 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена - 8365 человек.
Профессиональные образовательные организации ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров по 15 отраслям экономики, 65 профессиям в 9 муниципальных образованиях области. Подготовка специалистов среднего звена ведется на территориях 9 муниципальных образований по 16 отраслям экономики и 72 специальностям.
Основными центрами предоставления государственных услуг являются городские округа Иваново и Кинешма, на территориях которых для населения имеется возможность получения профессионального образования соответственно по 57 и 27 профессиям и специальностям.
В предшествующий период усилия исполнительных органов государственной власти Ивановской области были направлены на формирование оптимальной структуры и модернизацию учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций, создание населению дополнительных условий для получения доступного и качественного профессионального образования.
В этих целях в 2012 - 2013 годах на средства областного бюджета на базе профессиональных образовательных организаций была создана сеть в составе 5 региональных ресурсных центров по отраслям экономики: легкая промышленность, энергетика, торговля, общественное питание и сфера обслуживания, машиностроение и металлообработка, строительство.
Наличие эффективной программы развития профессионального образования позволило Ивановской области в 2013 году стать победителем в конкурсном отборе региональных программ развития образования на 2014 и 2015 годы в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации".
В соответствии с данной Программой в 2014 году на создание и оснащение современным учебно-производственным оборудованием многофункционального центра прикладных квалификаций на базе Вичугского многопрофильного колледжа было направлено 19026 тыс. рублей из средств федерального бюджета; 3352 тыс. рублей - из средств областного бюджета; 4000 тыс. рублей в качестве софинансирования со стороны ООО "Машиностроительный завод" г. Вичуга.
В 2013 - 2014 годах на создание и оснащение современным учебно-производственным оборудованием еще трех многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе областных государственных профессиональных образовательных учреждений "Родниковский политехнический колледж", "Шуйский многопрофильный колледж" и "Тейковский многопрофильный колледж" из областного бюджета было выделено 4157 тыс. рублей.
Важным элементом развития системы профессионального образования явились инновации, реализованные в регионе. Так, в 2014 году Ивановским промышленно-экономическим колледжем был успешно завершен федеральный эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования по специальности "Автоматизация технологических процессов и производств".
Дополнительное образование
Система организаций дополнительного образования детей Ивановской области состоит из 9 государственных и 104 муниципальных. Из 9 государственных организаций - 8 организаций дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта, 1 - в области образования. Среди 104 муниципальных организаций дополнительного образования детей 57 работают в области образования, 30 - в области искусства, 17 - в области физической культуры и спорта.
Кроме того, программы дополнительного образования детей реализуются в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, спортивных клубах по месту жительства по разным видам спорта, фитнес-клубах, клубах общей физической подготовки. Обеспечивается сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования детей в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Учреждения дополнительного образования детей работают во всех городских округах и муниципальных районах Ивановской области.
Услуги по дополнительному образованию детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предоставляются на бесплатной основе.
Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и подростков, совершивших правонарушения.
В последние годы усилия органов государственной власти Ивановской области в сфере дополнительного образования детей были направлены на:
- повышение материально-технической оснащенности государственных учреждений дополнительного образования и, прежде всего, учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- развитие сетевых форм взаимодействия организаций дополнительного образования, в том числе с общеобразовательными организациями в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- содействие программно-методическому обеспечению организации деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей;
- поэтапное повышение средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей.
2.2. Описание сложившейся социальной и экономической ситуации в сфере реализации Программы и основных тенденций ее изменения, а также анализ проблематики, стоящей перед исполнительными органами государственной власти Ивановской области в сфере реализации Программы
Дошкольное образование
Численность детей в возрасте от двух месяцев до 7 лет, проживающих на территории области, возросла на 3000 человек (с 75261 человека в 2013 году до 78230 человек в 2015 году). Охват детей дошкольным образованием, с учетом вариативных форм, увеличился с 83,5 до 86%. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет в настоящее время имеют возможность посещать дошкольные образовательные учреждения, охват дошкольным образованием детей данной возрастной категории составляет 100%. В рамках проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования за 3 года создано дополнительно около 4 тысяч мест для дошкольников.
Доля воспитанников частных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций составляет 0,64% вместо запланированных 1,5%.
В средне- и долгосрочной перспективе основными проблемами, стоящими перед органами государственной власти Ивановской области в сфере дошкольного образования, являются:
- наличие очередности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на зачисление в организации дошкольного образования, нарушающей гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
- отсутствие инфраструктуры поддержки раннего развития детей (0 - 3 лет);
- недостаточно высокое качество оказываемых услуг в сфере дошкольного образования;
- недостаточное развитие негосударственного сектора дошкольного образования.
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Несмотря на огромный объем проделанной работы, ряд проблем в сфере общего образования остается нерешенным, многие задачи и проекты еще находятся в стадии реализации. Проблемными вопросами развития школьной инфраструктуры в регионе остаются неудовлетворительное состояние зданий и помещений в ряде образовательных учреждений в связи с высокой степенью износа зданий, отсутствие современных спортивных и актовых залов, помещений для творческих студий, невысокие показатели оснащенности современным оборудованием учебных кабинетов естественно-научного цикла, низкая скорость Интернета в сельских и отдаленных районах. Не все образовательные организации полностью отвечают современным требованиям к пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности.
Кроме того, остается актуальной проблема транспортного обеспечения школьников: неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры в сельских отдаленных населенных пунктах создает риск износа школьных автобусов ранее установленных сроков их эксплуатации и снижения безопасности перевозок обучающихся.
Одним из основных направлений деятельности в сфере общего образования является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее - ФГОС). В 2015 - 2016 учебном году по новым стандартам обучаются 100% школьников 1 - 4 классов (38803 человека), все учащиеся 5 классов (9047 детей). В 45 пилотных школах области продолжается апробация ФГОС основного общего образования в 6 и 7 классах: 2489 учащихся и 2131 учащийся соответственно. Всего по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования в регионе обучается 52470 школьников, что составляет 58,3% от общей численности обучающихся общеобразовательных организаций и превышает (за счет пилотных школ) показатель "дорожной карты" (55,0%).
Кроме того, ФГОС начального общего образования введен в режиме апробации в 6 образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сохранный интеллект (309 учащихся).
С 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях будут внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не в полной мере решена проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных организаций, создания условий для формирования в школах культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Доля учащихся с первой группой здоровья, хотя и существенно выросла за последние годы, но составляет всего 15%. Двухразовое горячее питание в общеобразовательных организациях получают всего 24,6% школьников. Не решена в полной мере проблема кадровой обеспеченности медицинской деятельности в общеобразовательных организациях.
Серьезной проблемой, ограничивающей потенциал дистанционного образования, является скорость каналов подключения общеобразовательных организаций к сети Интернет. Только 23,4% общеобразовательных организаций имеют доступ к сети Интернет на скорости свыше 2 Мб/с.
В общеобразовательных организациях сохраняется дефицит педагогических кадров по ряду специальностей (учителя иностранных языков, физической культуры, музыки), доля молодых учителей не превышает доли педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, что создает угрозу для сохранения и развития кадрового потенциала общего образования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения требует значительных усилий по дополнительному профессиональному образованию педагогов и руководителей общеобразовательных организаций.
Еще одной проблемой общего образования, которой в последнее время уделяется все больше внимания, является существенная дифференциация качества образования, предоставляемого в различных школах Ивановской области. Результаты учащихся 10% лучших общеобразовательных организаций области в 2 раза превышают результаты 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена. Эти цифры свидетельствуют о том, что доступность качественного общего образования является принципиально различной для отдельных территорий и образовательных организаций.
Профессиональное образование
В настоящее время в регионе в целях создания условий для непрерывного профессионального образования населения, повышения доступности и качества профессионального образования достигнуты определенные результаты:
- сформирована оптимальная сеть многоуровневых и многопрофильных профессиональных образовательных организаций (многоуровневую многопрофильную подготовку кадров осуществляют 24 профессиональные образовательные организации);
- создана сеть в составе 5 региональных ресурсных центров;
- расширяется структура многофункциональных центров прикладных квалификаций (до 2018 года предстоит увеличить их количество с 4 до 6);
- формируется база центров сертификации профессиональных квалификаций (в 2015 году на базе колледжей создано 4 центра);
- в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации" на модернизацию учебно-материальной базы Кохомского индустриального колледжа в 2015 году выделено 15079,6 тыс. рублей из средств федерального бюджета и 3069 тыс. рублей из средств областного бюджета;
- осуществив в 2014 году выпуск 4081 молодого квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена, профессиональные образовательные организации обеспечили показатели их трудоустройства до 58,9%, провели переобучение на своей базе 3258 человек взрослого населения;
- в 2015 году Ивановская область вступила в международное движение WorldSkills Russia.
Однако каждое из обозначенных направлений не может считаться завершенным, по каждому из них существуют проблемы, которые необходимо решить в процессе реализации настоящей Программы.
Начатый в 2013 году процесс модернизации материально-технической базы системы профессионального образования не обеспечил переоснащение всех профессиональных образовательных организаций (финансовую поддержку получили только 18 учреждений). В капитальном ремонте нуждается значительное количество учебных корпусов колледжей.
В стадии эксперимента находится работа по подготовке рабочих кадров на основе дуального обучения. Необходимо системное финансирование участия региона в программных мероприятиях движения WorldSkills Russia.
Необходима реализация комплекса мер в связи с задачами по совершенствованию системы среднего профессионального образования с учетом федерального списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
В связи с увеличением в ближайшие годы численности выпускников 9 классов общеобразовательных организаций (основной категории абитуриентов колледжей) и стабильно высоким запросом на кадры рабочих и специалистов среднего звена в структуре регионального рынка труда, необходимо дальнейшее выстраивание активных механизмов профориентационной работы, направленной на повышения привлекательности получения среднего профессионального образования и освоения рабочих профессий среди молодежи.
Дополнительное образование
Уровень доступности получения дополнительного образования детьми в возрасте от 5 до 18 лет составляет 91%. Учреждения дополнительного образования детей работают во всех 27 городских округах и муниципальных районах Ивановской области. Услуги по дополнительному образованию детей в государственных и муниципальных учреждениях предоставляются преимущественно на бесплатной основе, только 3% услуг платные.
На уровне региона координацию взаимодействия с образовательными организациями дополнительного образования детей осуществляет Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования активно участвуют в реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Ивановской области и Концепции развития дополнительного образования детей. В этой работе используется потенциал ГБУДО "Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей" и высших учебных заведений региона. Работают три школы для одаренных учащихся по химии на базе ИвГУ и ИГХТУ, школа агробизнеса и сельского туризма на базе ФГБОУ ВО "Ивановская сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева".
В области сформирован банк данных одаренных детей и молодежи - победителей региональных и победителей и призеров всероссийских и международных мероприятий, в настоящее время банк данных насчитывает 1206 человек.
Главной проблемой в сфере дополнительного образования детей остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы и условий, в которых предоставляется дополнительное образование. Во многих учреждениях требуется проведение капитального ремонта в помещениях для занятий с детьми в соответствии с требованиями государственных органов в сфере пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также приобретение современного оборудования.
Второй по значимости проблемой выступает недостаточное обеспечение системы дополнительного образования штатными квалифицированными кадрами. В организациях дополнительного образования существует дефицит педагогов по отдельным направлениям, ликвидировать который при существующем уровне заработной платы педагогов дополнительного образования не представляется возможным.
Дополнительным фактором напряженности в сфере дополнительного образования в период 2014 - 2018 годов может стать переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты в общеобразовательных организациях и на дополнительные предпрофессиональные программы, готовность к которым у большинства организаций дополнительного образования является довольно низкой.
Таблица 1
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
Доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет |
% |
68 |
70,0 |
91,0 |
2 |
Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях |
% |
98 |
99,3 |
99,7 |
3 |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена |
% |
н.д. |
1,85 |
2,17 |
4 |
Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100% |
% |
71 |
87,2 |
92,3 |
5 |
Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения |
% |
н.д. |
54,0 |
55,5 |
6 |
Охват молодежи Ивановской области проводимыми региональными и межмуниципальными мероприятиями по работе с молодежью |
% |
61,5 |
58,1 |
62,3 |
7 |
Доля учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках комплексной региональной программы, в общем количестве учреждений профессионального образования в Ивановской области |
% |
н.д. |
70,0 |
72,5 |
Раздел 3 изменен с 25 апреля 2019 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 23 апреля 2019 г. N 148-п
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) государственной программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||||
1 |
Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет |
% |
72,4 |
72,5 |
73,0 |
74,0 |
75,0 |
98,6 |
98,7 |
98,7 |
98,8 |
98,9 |
99,0 |
||||||||
2 |
Охват молодежи Ивановской области проводимыми региональными и межмуниципальными мероприятиями по работе с молодежью |
% |
65,2 |
61,9 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
||||||||
3 |
Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения |
% |
55,9 |
63,0 |
58,4 |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
||||||||
4 |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
84,8 |
92,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||||||||
5 |
Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100% |
% |
93,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
6 |
Отношение численности детей в возрасте 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 1 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях |
% |
85,5 |
86,0 |
86,5 |
87,0 |
88,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
7 |
Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей * |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
8 |
Оценка удовлетворенности населения услугами в сфере образования * |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
9 |
Результат независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере образования * |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
10 |
Уровень образованности ** |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
11 |
Среднемесячная начисленная заработная плата по виду экономической деятельности "Образование" *** |
руб. |
17848,6 |
18300,8 |
18820,4 |
19587,7 |
21454,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отчетные значения целевого индикатора (показателя) 1 определяются на основании данных Министерства просвещения Российской Федерации.
Отчетные значения целевых индикаторов (показателей) 2, 3, 5 и 6 определяются в соответствии с данными ведомственного мониторинга Департамента образования Ивановской области.
Отчетные значения целевого индикатора (показателя) 4 определяются в соответствии с базовым показателем по состоянию на 01.01.2018 на основе информационного ресурса "Электронная очередь".
* Отчетные значения целевых индикаторов (показателей) 7, 8 и 9 определяются на основании данных Федеральной службы охраны Российской Федерации с 2020 года.
** Отчетные значения целевого индикатора (показателя) 10 определяются после утверждения методики расчета показателя Правительством Российской Федерации.
*** Отчетные значения целевого индикатора (показателя) 11 формируются на основании государственных статистических данных о средней начисленной заработной плате работников организаций социальной сферы и науки по Ивановской области (с учетом субъектов малого предпринимательства).
<< Назад |
Приложение 1. >> Подпрограмма "Развитие общего образования" |
|
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 г. N 450-п "Об утверждении государственной программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.