Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 30 декабря 2020 г. - Постановление Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 28 декабря 2020 г. N 1417-п
Приложение
к постановлению
администрации городского
округа Кинешма
от 30.11.2018 N 1494п
Муниципальная программа городского округа Кинешма
"Развитие образования городского округа Кинешма"
7 марта, 17 апреля, 17 мая, 9 июля, 29 августа, 23 сентября, 6, 26, 27 декабря 2019 г., 31 января, 4, 25 марта, 16 апреля, 28 мая, 3, 27 августа, 8, 29 октября, 20 ноября, 15, 28 декабря 2020 г., 1 февраля, 4 марта 2021 г.
Раздел 1 изменен. - Постановление Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 4 марта 2021 г. N 307-п
1. Паспорт Программы "Развитие образования городского округа Кинешма"
Наименование программы |
Муниципальная программа городского округа Кинешма "Развитие образования городского округа Кинешма" |
Срок реализации программы |
2019 - 2023 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Дошкольное образование детей в муниципальных организациях городского округа Кинешма. 2. Общее образование в муниципальных организациях городского округа Кинешма. 3. Дополнительное образование в муниципальных организациях городского округа Кинешма. 5. Поддержка развития образовательных организаций городского округа Кинешма. |
Администратор программы |
Управление образования администрации городского округа Кинешма |
Исполнители программы |
Управление образования администрации городского округа Кинешма Комитет по культуре и туризму администрации городского округа Кинешма Комитет по физической культуре и спорту администрации городского округа Кинешма Финансовое управление администрации городского округа Кинешма: Муниципальное казенное учреждение городского округа Кинешма "Городское управление строительства" Финансовое управление администрации городского округа Кинешма: Муниципальное учреждение города Кинешмы "Управление капитального строительства" |
Цель (цели) программы |
Обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики муниципалитета |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
Охват образовательными программами дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Отношение численности детей 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 1 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях. Удельный вес населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного дополнительным образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет. Отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в Ивановской области. Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в Ивановской области. Отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования к средней заработной плате учителей в Ивановской области. Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100%. |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2019 год - 799 277,0 тыс. рублей 2020 год - 893 612,9 тыс. рублей 2021 год - 930 903,0 тыс. рублей 2022 год - 621 661,4 тыс. рублей 2023 год - 603 283,2 тыс. рублей в том числе: - бюджет городского округа Кинешма: 2019 год - 343 388,0 тыс. рублей 2020 год - 338 605,0 тыс. рублей 2021 год - 352 764,9 тыс. рублей 2022 год - 307 255,2 тыс. рублей 2023 год - 290 973,7 тыс. рублей - областной бюджет: 2019 год - 449 064,0 тыс. рублей 2020 год - 513 512,8 тыс. рублей 2021 год - 486 165,2 тыс. рублей 2022 год - 252 872,5 тыс. рублей 2023 год - 252 784,8 тыс. рублей - федеральный бюджет: 2019 год - 6 825,0 тыс. рублей 2020 год - 41 495,1 тыс. рублей 2021 год - 91 972,9 тыс. рублей 2022 год - 61 533,7 тыс. рублей 2023 год - 59 524,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация программы к 2023 году позволит обеспечить: все дети в возрасте от 1 года до 7 лет будут иметь возможность получить дошкольное образование; охват образовательными программами дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 7 лет на уровне 85,3%; охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет) составит 90,0%. Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы по региону, педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100% к средней заработной плате в общем образовании региона, средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования - не менее 100% к средней заработной плате учителей области. Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100% составит 97,3%. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Описание и оценка основных результатов деятельности управления образования администрации городского округа Кинешма в сфере реализации Программы, достигнутых к началу реализации Программы
Дошкольное образование
В целях обеспечения гарантий граждан на получение доступного дошкольного образования на территории городского округа Кинешма функционируют 31 образовательное учреждение (далее по тексту термины "образовательная организация" и "образовательное учреждение" используются как имеющие идентичное значение) - 31 муниципальный детский сад.
В структуре дошкольных образовательных организаций действуют организации компенсирующего вида (3 детских сада), общеразвивающего вида (25), центры развития ребенка (3).
Контингент детей, обучающихся по программам дошкольного образования, на протяжении ряда лет был стабилен. С учетом развития вариативных форм охват дошкольным образованием детей от 1 до 7 лет составил 88,0%. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют возможность посещать детские сады.
Открытие в 2019 году нового дошкольного образовательного учреждения на 220 мест по ул. Гагарина позволило полностью обеспечить доступность дошкольного образования для детей не только возрастной категории от 3 до 7 лет, но и для детей от 1 года до 3-х лет.
С целью сохранения сети организаций дошкольного образования в городском округе Кинешма, детские сады, имеющие менее 6 групп, были реорганизованы путем присоединения к другим дошкольным учреждениям (МБДОУ детский сад N 6 к МБДОУ детский сад N 47, МБДОУ детский сад N 37 к МБДОУ детский сад N 4, МБДОУ детский сад N 8 к МБДОУ детский сад N 48).
В статусе региональных инновационных площадок работают:
- муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детские сады N 22, N 28, N 34, N 50 по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников: традиции и новации";
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 7 по теме "Проектирование и реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования в образовательных организациях компенсирующего вида";
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 20" по теме "Образовательная среда дошкольной образовательной организации как условие развития качества дошкольного образования".
На протяжении ряда лет учреждения дошкольного образования становятся победителями областных конкурсов:
- муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 10" городского округа Кинешма включен в энциклопедию "Международная энциклопедия "Лучшие в образовании" 2018 года;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 46 городского округа Кинешма - победитель Всероссийского смотра-конкурса "Образцовый детский сад";
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 28 городского округа Кинешма включен в список номинантов Всероссийской Национальное Премии "Лучшее дошкольное образовательное учреждение России" за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку воспитанников.
В 2018 году шесть дошкольных образовательных организаций стали победителями Всероссийского смотра-конкурса "Образцовый детский сад": детские сады N 17, N 22, N 28, N 29, N 36, N 23.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 28 городского округа Кинешма стал Лауреатом Всероссийского конкурса в номинации "Лидер в области духовно-нравственного и патриотического воспитания" и обладателем памятной медали "Образовательная организация XXI века. Лига лидеров - 2018", руководителю которого вручен памятный знак "Эффективный руководитель - 2018".
С сентября 2019 года дошкольные образовательные учреждения N 10, N 17, N 23, N 46, N 47 являются стажировочными площадками Института развития образования по темам финансовой грамотности, применению игровых технологий в обучении, укрепления здоровья детей и повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
В сентябре 2019 года муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N 25 городского округа Кинешма присвоен статус федеральной инновационной площадки по теме "Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы "Вдохновение".
Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детские сады N 17, N 31, N 36, N 46 являются экспериментальными площадками по апробации и внедрению программно-методического комплекса "Мозаичный ПАРК".
Опыт работы инновационных площадок в 2019-2020 учебном году осуществлялся на открытых мероприятиях муниципального, регионального и межрегионального уровня:
- в ноябре 2019 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 25 совместно с детскими садами N 22, N 28, N 50 состоялось заседание межрегионального круглого стола "Духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации: традиции и новации", в котором приняли участие представители педагогов и руководителей дошкольных учреждений из Ивановской и Костромской областей;
- на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 20" региональный семинар: "Образовательная среда дошкольной группы детского сада: современные подходы к проектированию центра детской активности "Кубики";
- на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 7 региональный семинар "Современные подходы к оформлению пространства детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья". Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации презентовал свой опыт работы по проектированию развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения для педагогов, специалистов, руководителей дошкольных образовательных учреждений Ивановской области.
В сентябре 2019 года в организациях дошкольного образования городского округа Кинешма началась реализация Проекта по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Сопричастность" в рамках открытого молодежного фестиваля духовного творчества "Кинешемский Благовестъ", посвященного памяти святителя Василия, епископа Кинешемского.
С декабря 2019 года на базе детских садов N 2, N 4, N 7, N 10, N 22, N 25, N 34, N 46, N 50 открыто девять консультационных пунктов для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогическим работникам, направленной на обеспечение разностороннего развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода и специфических видов деятельности. За первое полугодие 2020 года специалистами данных учреждений проведено 489 консультаций по обращениям родителей (законных представителей) и сотрудников дошкольных учреждений.
В рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" в январе 2020 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждений детский сад N 25 открыта служба ранней помощи "Солнечный зайчик" для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные учреждения и имеющих множественные нарушения в развитии, в возрасте от 1 года до 3-х лет, которую на сегодняшний день посещают 5 детей.
Также МБДОУ детский сад N 25 является муниципальной базовой площадкой регионального консультационного центра "Семейная Академия" по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей и гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. За первое полугодие 2020 года оказано 325 консультаций родителям (законным представителям).
В апреле 2019 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 28 включено в официальный реестр лауреатов Всероссийской Национальной Премии "Лучшее дошкольное образовательное учреждение России" за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку воспитанников.
По итогам регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя" в Ивановской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 27 - победитель в номинации "Программа духовно-нравственного воспитания детей "Свет православия - свет души".
Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детские сады N 17, N 10, N 46 победители III Всероссийского смотра-конкурса "Образцовый детский сад".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 46 победитель Всероссийской выставки-смотра "Детский сад: мир любви, заботы и внимания".
В 2019 году все дошкольные учреждения городского округа Кинешма прошли независимую оценку качества предоставления дошкольного образования по следующим критериям:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доступность для инвалидов;
- доброжелательность, вежливость работников;
- удовлетворенность условиям ведения образовательной деятельности организаций.
По результатам независимой оценки качества дошкольных образовательных организаций средний балл в дошкольных учреждениях городского округа Кинешма показатель составил 88,87 баллов из 100 максимально возможных, что выше среднего значения по Ивановской области (88,63 из 100 максимально возможных баллов).
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Сеть общеобразовательных учреждений городского округа Кинешма представлена 14 муниципальными общеобразовательными организациями и одной негосударственной организацией (частной школой), имеющей государственную аккредитации.
В число муниципальных общеобразовательных организаций входят 3 организации, реализующие программы начального общего и основного общего образования, 10 организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе одна гимназия и один лицей, одна организация, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования (вечерняя школа).
Контингент учащихся в общеобразовательных организациях составил на начало 2018 - 2019 учебного года - 8336 человек (в 2019 - 2020 учебном году - 8340 человек, в 2020-2021 учебном году 8214 человек). Общее количество обучающихся уменьшилось за счёт сокращения на уровнях начального общего и среднего общего образования. На уровне основного общего образования наблюдается увеличение количества обучающихся.
97,2% школьников городского округа Кинешма обучаются в школах, обеспечивающих от 80% до 100% основных видов современных условий обучения:
- 100% школ оборудованы современными столовыми и залами для приёма пищи в соответствии с требованиями СанПиН; в одном общеобразовательном учреждении МБОУ школа N 18 успешно реализуется инновационный проект ПАО Сбербанк "Ладошки";
- 92,9% - универсальными спортивными залами;
- 100,0% - библиотеками и медиатеками;
- 100% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в 60% школ ведется автоматизированный мониторинг здоровья школьников;
- 100% школ оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения о пожаре, кнопками экстренного вызова полиции, системами видеонаблюдения;
- все образовательные учреждения городского округа Кинешма имеют доступ к сети Интернет, а также собственные сайты в сети Интернет; обучающиеся на базе общеобразовательных учреждений имеют возможность пользоваться широкополосным Интернетом (до 100 Мбит/с). Образовательные учреждения оснащены 983 единицами компьютерной техники, 811 из которых используется в учебных целях, что в расчёте на 100 учащихся составляет 10. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях и подключённых к сети Интернет, в расчете на 100 учащихся составляет 6,6 единиц;
- 100% школ предоставляют электронные услуги, такие, как "Электронный дневник", "Электронный журнал", "Зачисление в общеобразовательную организацию городского округа Кинешма";
- 87,7% обучающихся имеют возможность обучаться в одну смену в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;
- для организации обучения школьников, проживающих за пределами города в сельской местности, организуется их подвоз к месту учебы - функционируют 2 автобуса по 3 школьным маршрутам.
Все школьные автобусы оснащены контрольными устройствами - тахографами, спутниковой системой навигации ГЛОНАСС, ограничителями скорости, проблесковыми маячками.
Частные охранные предприятия обеспечивают безопасность во всех общеобразовательных организациях города.
С целью повышения качества образовательных услуг, удовлетворения запросов школьников широко используются возможности действующей образовательной сети:
- 7,3% учащихся 5-9 классов от общего количества учащихся уровня основного общего образования получают образование по программам углублённого уровня (11,5% в 2019-2020 учебном году, 14,0% - на начало 2020 учебного года);
- 73,2% учащихся уровня среднего общего образования получают образование по программам профильного и углублённого уровня;
- 26,8% учащихся уровня среднего общего образования получают образование по программам универсального (базового) уровня;
- 74 учащихся 1 - 4 классов обучаются по адаптированным образовательным программам начального общего образования в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- 39 учащихся 5 - 9 классов обучаются по адаптированным образовательным программам основного общего образования в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- в МБОУ школе N 1, МБОУ школе N 11 и МБОУ школе N 18 им. Маршала А.М. Василевского функционируют кадетские классы на уровнях основного общего образования, в которых в 2018 году обучалось 94 учащихся (в 2019 году - 144 учащихся, в 2020 году обучается 222 учащихся). Всего в городе кадетское движение имеет 3 направленности:
- морская в школе N 1;
- кадеты МЧС в школе N 18;
- общевойсковая направленность в школе N 1 и школе N 11.
В качестве объединений дополнительного образования кадетское движение развивается в других школах и учреждениях дополнительного образования.
Продолжается внедрение инклюзивного образования. Всего в 2018- 2019 учебном году обучалось 74 ребенка-инвалида, из них 16 - обучались на дому, в условиях массовой школы - 58 человек, в том числе 3 человека обучались на дому с применением дистанционных технологий (в 2020 году обучаются 83 ребенка-инвалида, из них 38 - на дому, в условиях массовой школы - 45 человек, с применением дистанционных технологий в 2020 - 2021 году обучается 1 ребенок-инвалид).
В связи с введением режима повышенной готовности весной 2020 года обучающиеся образовательных организаций в течение четвертой четверти осваивали программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возникшая ситуация, связанная с необходимостью проведения в школах занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, требует очень серьезного внимания к организации этого процесса в образовательных организациях, т.к. не существует отработанных и научно обоснованных алгоритмов проведения занятий в течение целого учебного дня в системе онлайн взаимодействия педагога и учащегося, исключающих неблагоприятное влияние на здоровье школьника.
Одним из показателей качества образования являются результаты освоения образовательных программ, учебные достижения учащихся. Основным принципом образовательной деятельности является обеспечение объективности образовательных результатов, которая достигается через следующие процедуры:
- систему внутришкольного контроля;
- участие в международных сравнительных исследованиях по модели PISA;
- участие во Всероссийских проверочных работах;
- участие в национальных и региональных мониторинговых исследованиях;
- государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Всего в 2018 учебном году подлежало аттестации 7366 учащихся 2-11 классов (в 2019 учебном году - 7310 учащихся, в 2020 году учебном году - 7352 учащихся.
Успеваемость по городу в 2018 году составляла 99,2% (в 2019 году - 99%, в 2020 году составила 99,04%). Количество учащихся, переведенных на обучение по адаптированным образовательным программам, увеличилось с 13 человек в 2018 году до 113 человек в 2020 году.
Качество знаний в 2018 году составляло 52% (в 2019 году - 51%, в 2020 - 54,6%). На "4" и "5" успевают 3989 учащихся. Данный показатель вырос по сравнению с прошлым годом на 3,6%. Повышение показателя качества наблюдается на всех трех уровнях общего образования.
Результатом освоения программ уровней основного общего и среднего общего образования считается государственная итоговая аттестация.
Итоговую аттестацию проходили:
- за курс основной школы 830 обучающихся, в том числе выпускников IX классов текущего года - 792 человека, выпускников прошлых лет - 34; 4 обучающихся не были допущены к ГИА;
- за курс средней школы аттестации подлежали 360 выпускников XI - XII классов. В соответствии с приказами Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.06.2020 было решено признать результатами государственной итоговой аттестации результаты промежуточной аттестации.
Экзамены для 9-х классов не проводились. Для выпускников 11-х классов проводился Единый государственный экзамен на добровольной основе, для поступления в высшие учебные заведения.
По итогам года получили аттестаты:
- об основном общем образовании - 99,5% обучающихся 9-х классов, 0,5% (4 чел.) получили справки об обучении (из МБОУ школы N 1 - 1 человек, МБОУ школы N 11 - 2 человека, МБОУ вечерней школы - 1 человек), аттестат с отличием получили 48 девятиклассников (6%);
- о среднем общем образовании аттестаты получили 100% обучающихся 11-х классов, в том числе 16,1% (58 чел.) получили аттестаты с отличием.
Количество медалистов является самым многочисленным за последние 5 лет. Во всех школах выпускникам были вручены медали и аттестаты с отличием. Из 360 выпускников в Едином государственном экзамене участвовало 338 человек, остальные - отказались от участия в экзаменах.
Система общего образования городского округа Кинешма продолжает развиваться. Накопленный потенциал позволяет прогнозировать сохранение позитивных тенденций, но без организационно-методической и финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, без реализации межшкольных проектов темпы модернизации общего образования не смогут обеспечить соответствие качества и доступности образования современным требованиям и условиям.
Проведены уже ставшие традиционными всероссийские проверочные работы (ВПР):
- 2018-2019 учебный год: для учащихся 4, 5, 6, и 11 классов они проходили в штатном режиме, в 7 классе - в режиме апробации;
- 2019 - 2020 учебный год в соответствии с приказом Рособрнадзора были проведены осенью 2020 года: работы прошли в 5 - 8 классах в штатном режиме и в 9 классах в режиме апробации.
Всероссийские проверочные работы проведены в качестве входного мониторинга качества образования, результаты которого должны помочь образовательным организациям выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки рабочих программ по учебным предметам на следующий учебный год. Результаты проведенного мониторинга не будут учитываться Рособрнадзором при оценке деятельности органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций.
МБОУ школа N 17 приняла участие в Национальных исследованиях качества образования по технологии (в 5 классах и в 8 классах), которые проводились в условиях дополнительных мер по объективности процедуры, с участием независимых наблюдателей и экспертов-учителей технологии из других образовательных учреждений.
В октябре 2019 - 2020 учебного года в соответствии с графиком участия субъектов РФ в оценочных процедурах по модели PISA ряд школ городского округа Кинешма приняли участие в исследованиях компетенций обучающихся по 3 направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, а также по контекстным (социальным) показателям.
Участниками оценочных процедур по модели PISA на региональном уровне стали школы N 11, 17, 18 им. Маршала А.М. Василевского, 19 имени 212 полка, лицей им. Д.А. Фурманова; на федеральном уровне - школа N 8. Приняли участие в процедуре дети от 15 до 16 лет.
Результаты оценивания читательской грамотности: из пяти школ одна показала результаты выше, чем по РФ, две (лицей и N 19) сопоставимые с результатами по РФ, две (N 11 и N 17) ниже.
Результаты оценивания математической грамотности: из пяти школ 3 (лицей, N 18, N 19) показали результаты, сопоставимые с РФ; 2 школы (N 11, N 17) - ниже. Доля учащихся с высокой мотивацией к изучению математики варьирует от 35,9% (в лицее) до 12,8% (в школе N 17).
Результаты оценивания естественнонаучной грамотности: из пяти школ 3 (лицей, N 18, N 19) показали результаты, сопоставимые с РФ; 2 школы (N 11, N 17) - ниже.
За последние годы в рамках федеральных, региональных и местных проектов развития был реализован широкий спектр мер, направленных на модернизацию и повышение качества школьного образования, среди них значимые и получившие развитие в дальнейшем:
- участие в Национальном проекте "Образование":
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда", в рамках которого 8 школ из 13 получили компьютерную и оргтехнику для учащихся, учителей и АУП (МБОУ школы N 1, 8, 16, 17, 18, 19, гимназия и лицей);
Федеральный проект "ДетскийСпорт37", в рамках которого капитально отремонтированы два спортивных зала в МБОУ школах N 18 и N 19, а также на территории трёх школ ( МБОУ школы N 1, 5, 17) обустроены спортивные площадки;
- реализация указов Президента РФ в части обеспечения средней заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений общего образования на уровне средней заработной платы в Ивановской области и, как следствие, рост материальной заинтересованности педагогов в результатах качественного труда;
- внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (по федеральным государственным образовательным стандартам обучаются 96,1% школьников, в том числе: 100% обучающихся начальных классов и 5 - 9 классов, 46,1% - обучающихся старших классов);
- в рамках обновления содержания образования продолжение работы по реализации предметных концепций. Приказом Департамента образования Ивановской области от 03.09.2020 N 772-о/а "Об утверждении пилотных площадок по реализации предметных концепций" г. Кинешма определен пилотной площадкой по реализации дорожных карт по обновлению содержания учебных предметов Обществознание, География, ОБЖ, Физкультура, а также предметных областей Искусство и Технология;
- совершенствование школьной инфраструктуры, проведение капитальных и текущих ремонтов, приведение зданий и помещений общеобразовательных организаций в соответствие с требованиями комплексной безопасности;
- сохранение и укрепление здоровья школьников, реализация комплекса мер по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- повышение эффективности деятельности государственно-общественного управления и повышения открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций (в 100% школ созданы органы государственно-общественного управления; все школы представляют публичные отчеты об итогах учебной и хозяйственной деятельности).
Развитие системы поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений деятельности в сфере образования.
Работа с одаренными детьми - значимое направление развития муниципальной системы образования. Наиболее эффективным и показательным мероприятием в рамках работы с одаренными детьми является Всероссийская олимпиада школьников (далее - Олимпиада).
Развитие системы поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений деятельности в сфере образования.
Ежегодно учащиеся городского округа Кинешма принимают участие в региональных и общероссийских олимпиадах.
Школьный этап является самым массовым, что отвечает целям олимпиады. В 2018-2019 учебном году в школьном этапе олимпиады приняли участие 8540 человек, количество победителе и призеров - 2271 (в 2020 году - 7798 человек с 4 по 11 класс по 21 предмету (с учетом того, что один ребенок принимал участие в нескольких олимпиадах), количество победителей и призеров - 1967.
В муниципальном этапе олимпиады по каждому предмету принимали участие учащиеся 7 - 11 классов. Всего в муниципальном этапе олимпиады приняло участие в 2018 году 1360 человек (в 2019 году - 1310 человек, в 2020 году - 1113), победителями и призерами стали 315 человек (в 2019 году - 286 человек, в 2020 году - 232).
Лидерами по количеству победителей и призеров муниципального этапа олимпиады остаются школы N 19 имени 212 полка, гимназия им. А.Н. Островского, школа N 8 и N 18 им. Маршала А.М. Василевского.
По итогам рейтингового отбора к участию в региональном этапе было допущено в 2018-2019 учебном году 70 участников по 19 предметам (в 2020 году 103 учащихся г. Кинешма, но приняли участие 92 человека по 17 предметам.
Двое учащихся МБОУ "Лицей им. Д.А. Фурманова" были приглашены на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников: Максимова Кира, ученица 11 класса, - по искусству и Яхияев Руслан, ученик 9 класса, - по физической культуре.
Эффективность участия школьников г. Кинешмы в 2018 году составила 14% (в 2019 - 27%, несмотря на увеличение количества победителей и призеров, показатель в 2020 году снизился на 2% и составил 25%). По показателю эффективности участия Кинешма в 2018 году занимала 13 место (в 2019 году - 5 место, в 2020 году - 4 место).
Благодаря развитию дистанционных форм обучения и расширению каналов доступа в Интернет учащиеся имеют возможность участвовать в дистанционных олимпиадах и конкурсах. В 2018 году в них приняли участие 3480 учащихся (в 2019 году - 3880, в 2020 году - 4611). В целях развития интеллектуальной одаренности учащихся в школах города работают научные общества учащихся. В 100% школ действует система ученического портфолио. Отрабатываются механизмы построения индивидуальной образовательной траектории, реализуются индивидуальные "маршруты развития" победителей и призеров областных, всероссийских и международных конкурсов.
В городском округе Кинешма реализуются муниципальные проекты и планы по выявлению и поддержке талантливых детей, предусматривающие организацию и проведение муниципальных олимпиад, соревнований, конкурсов, слетов, обеспечение участия детей в мероприятиях различного уровня.
Дополнительное образование
Система дополнительного образования детей городского округа Кинешма состоит из 7 муниципальных организаций, среди которых 2 работают в сфере образования, 2 - в сфере культуры и искусства, 3 - в сфере физической культуры и спорта.
Кроме того, программы дополнительного образования реализуются в общеобразовательных организациях. Обеспечивается взаимодействие организаций общего и дополнительного образования детей в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту общего образования.
Услуги по дополнительному образованию детей предоставляются на бесплатной основе.
На базе учреждений дополнительного образования детей в сфере образования функционируют 65 объединений, в которых занимаются 2451 обучающийся в возрасте от 5 до 18 лет.
В объединениях художественно-эстетического творчества занимается 823 обучающихся (33,1%), технической направленности - 409 обучающихся (16,4%), спортивной направленности - 387 обучающихся (15,6%), туристско-краеведческой направленности - 67 обучающихся (2,7%), в объединениях социально-педагогической и гражданско-патриотической направленности - 804 обучающихся (32,2%).
На базе Центра внешкольной работы продолжилось развитие технических видов творчества: робототехники, стендового моделирования, авиамоделирования, компьютерного дизайна. С 2018 года функционирует новое объединение "Юный моделист конструктор" для детей младшего и среднего возраста.
Под руководством опытных педагогов ребята студий стендового моделизма ежегодно одерживают победы на Всероссийских и Международных выставках стендового моделизма и военно-исторической миниатюры, авиамоделисты - призеры ряда областных соревнований по авиамодельному спорту, победители всероссийского и международного конкурса в номинации "Конструирование, моделирование, робототехника".
Основной направленностью Центра развития творчества детей и юношества остается художественно-эстетическая. Наряду с детской эстрадной студией "Карусель" на базе Центра продолжает активно развиваться танцевальная студия "Топотушки".
С целью развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями продолжают свою работу объединения "Anime Kids", "Город+", работа в которых также направлена на развитие медиатворчества.
Успешно развивается, открытая с 2018 - 2019 учебного года, студия "Академия ведущих", которую посещают 24 обучающихся (в 2019 году - 38, в 2020 году - 50) из всех общеобразовательных учреждений городского округа Кинешма.
Обучающиеся учреждений дополнительного образования приняли участие в 168 мероприятиях и продемонстрировали стабильно высокие результаты на конкурсах различных уровней.
На уровне города обучающиеся приняли активное участие в 72 конкурсах, имеющих гражданско-патриотическую, творческую, спортивную и исследовательскую направленность, где победителями и призерами стали более 250 человек.
Воспитанники дополнительного образования городского округа Кинешма завоевали более 80 призовых мест в 34 региональных мероприятиях.
485 обучающихся городского округа Кинешма стали победителями и призерами в 67 межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах.
10041 человек стали участниками олимпиад и конкурсов различного уровня в соответствии с перечнем олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Действующая система муниципальных, региональных, Всероссийских и Международных конкурсов, олимпиад, выставок, фестивалей, спартакиад, спортивных соревнований, социально-значимых проектов и акций предоставляет условия для реализации потенциала обучающихся и позволила поддержать в 58,2% от общего количества обучающихся, ставших участниками различных мероприятий (в 2019 году - 61,2%, в 2020 году - 73%).
Дополнительное образование детей является одним из социокультурных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество, государство. Дополнительное образование способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных граждан к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на "вызовы времени" в интересах ребенка, его семьи, общества.
Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и подростков, совершивших правонарушения.
В последние годы усилия в сфере дополнительного образования были направлены на:
- повышение материально-технической оснащенности муниципальных организаций дополнительного образования и, прежде всего, учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- развитие сетевых форм взаимодействия организаций дополнительного образования, в том числе с общеобразовательными организациями в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечение соответствующего уровня средней заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования детей.
2.2. Описание сложившейся социальной и экономической ситуации в сфере реализации Программы и основных тенденций ее изменения, а также анализ проблематики, стоящей перед управлением образования администрации городского округа Кинешма в сфере реализации Программы
Дошкольное образование
Численность детей, охваченных образовательными программами дошкольного образования в последние несколько лет оставалась относительно стабильной (на начало 2018 года - 4709 ребенка, на начало 2020 года - 4688). Охват детей дошкольным образованием увеличился с 85,6% до 88%. Все дети в возрасте от 3-х до 7 лет в настоящее время имеют возможность посещать дошкольные образовательные учреждения, охват дошкольным образованием детей данной возрастной категории составляет 100%.
В среднесрочной перспективе основными проблемами, стоящими перед органами муниципальной власти городского округа Кинешма в сфере дошкольного образования, являются:
- сохранение сети дошкольных учреждений и инфраструктуры для поддержки раннего развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет, имеющих нарушения в развитии или риски возникновения нарушений;
- несмотря на внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, недостаточно высокое качество оказываемых услуг в сфере дошкольного образования, обусловленное недостаточным уровнем оснащенности предметно-пространственной развивающей образовательной среды в дошкольных организациях городского округа Кинешма;
- омоложение педагогических коллективов, численность молодых педагогов которых составляет лишь 13% от общего числа (54 человека).
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Несмотря на огромный объем проделанной работы, ряд проблем в сфере общего образования остается нерешенным, многие задачи и проекты еще находятся в стадии реализации. Ключевой проблемой в период до 2023 года выступает недостаточный уровень соответствия общеобразовательных организаций основным современным требованиям. Проблемными вопросами развития школьной инфраструктуры остаются неудовлетворительное состояние зданий, помещений и коммуникаций в ряде образовательных организаций в связи с высокой степенью износа зданий, отсутствие современных спортивных и актовых залов, помещений для творческих студий, организация занятий в две смены. Не все образовательные организации полностью отвечают требованиям к антитеррористической защищенности в соответствии с присвоенной им категорией опасности.
Дополнительным фактором в данном вопросе является принятие и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основной и старшей ступенях обучения, предъявляющих новые требования к информационной среде и материально-техническому оснащению школ, режиму работы школы, организации внеурочной деятельности.
Важной проблемой остается омоложение педагогических коллективов. Количество молодых педагогов, работающих в образовательных организациях нашего города, возраст которых достигает до 35 лет, составило 44 человека. Продолжают сохраняться вакантные места педагогических работников в школах. Наиболее востребованы учителя иностранных языков, физики, технологии, русского языка, литературы, математики, начальных классов. С целью решения данной проблемы в рамках целевого обучения от города за счет средств бюджетов различных уровней на базе высших учебных заведений Ивановской области обучаются два выпускника.
Доля молодых учителей не превышает доли педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, что затрудняет развитие кадрового потенциала общего образования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предъявляет особые требования к дополнительному профессиональному образованию педагогов и руководителей общеобразовательных организаций. На сегодняшний день доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, составляет 61%.
К числу недостатков действующей системы выявления и поддержки одаренных детей в настоящий момент можно отнести:
- низкую обеспеченность образовательных организаций современно оборудованными помещениями творческих студий и актовых залов, используемых для организации занятий во внеурочное время;
- низкий уровень интеграции образовательных организаций всех уровней образования в вопросах поддержки и сопровождения одаренности;
- отсутствие условий для организации учебных занятий в одну смену в четырех образовательных организациях;
- требует дальнейшего совершенствования и индивидуализации система работы с одаренными детьми.
В связи с большим количеством детей, проживающих на территории Кинешемского муниципального района, но обучающихся в общеобразовательных учреждениях городского округа Кинешма, а также в связи с истечением сроков эксплуатации возникает проблема приобретения и замены имеющегося школьного автопарка. Средства муниципалитета не позволяют решать данную задачу.
В условиях развития информатизации образовательной среды существует потребность обновления и расширения ИКТ-ресурсов, модернизации компьютерной и мультимедийной техники, в том числе для обеспечения проведения государственной итоговой аттестации выпускников.
Проблемным вопросом остается организация доступной безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Не менее важной проблемой остается обеспечение комплексной безопасности в образовательных организациях в соответствии с действующими нормативными требованиями: требуется модернизация систем автоматических пожарных сигнализаций в рамках обеспечения пожарной безопасности, систем видеонаблюдения и других мероприятий в рамках обеспечения антитеррористической безопасности.
Дополнительное образование
Уровень доступности получения дополнительного образования в возрасте от 5 до 18 лет в 2018 году составлял 93% (2019 - 2020 годы - 88,8%). На территории городского округа Кинешма семь учреждений оказывают услуги по реализации дополнительных программ для детей на бесплатной основе.
Главной проблемой в сфере дополнительного образования остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы и условий, в которых предоставляется дополнительное образование. Во многих учреждениях требуется проведение капитального ремонта в помещениях для занятий с детьми, приведение в соответствии с требованиями государственных органов в сфере пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также приобретение современного оборудования и инвентаря. Создание доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Второй по значимости проблемой выступает недостаточное обеспечение системы дополнительного образования штатными квалифицированными кадрами. В организациях дополнительного образования существует дефицит педагогов по отдельным направлениям, ликвидировать который возможно только путем обеспечения соответствующего уровня средней заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования детей и организации дополнительной подготовки и переподготовки кадров.
Дополнительным фактором напряженности в сфере дополнительного образования в период до 2023 года может стать переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты в общеобразовательных организациях и на дополнительные предпрофессиональные программы, готовность к которым в части обеспечения сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями у большинства организаций дополнительного образования является довольно низкой.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации Программы
2.3. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере образования городского округа Кинешма
Приоритетом в данном направлении является реализация права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, создание условий для реализации права на образование.
Реализация программы направлена на достижение основной приоритетной цели:
- обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики муниципалитета.
Реализация цели по обеспечению соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики муниципалитета возможна за счет воплощения поставленных перед сферой образования задач:
- обеспечение соответствующего охвата образовательными программами дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 7 лет, направленное на реализацию права на получение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
- обеспечение доступности и повышение качества предоставления муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования путем создания удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- достижение и сохранение соответствующего уровня средних заработных плат педагогических работников муниципальных образовательных организаций, позволяющее обеспечить конкурентоспособный уровень заработных плат педагогических работников;
- сохранение на достигнутом уровне удельного веса населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного дополнительным образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет, за счет обеспечения стабильности контингента лиц, получающих образовательные услуги дополнительного образования в сферах образования, физической культуры и спорта, культуры и искусства и реализации программ дополнительного образования в общеобразовательных организациях.
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) муниципальной Программы
Сведения о целевых индикаторах (показателях) муниципальной Программы, направленные на достижение цели (целей) Программы, характеризующие ожидаемые результаты ее реализации, представлены в нижеследующей таблице.
3.1. Сведения о целевых индикаторах (показателях) реализации муниципальной программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
Значение целевых индикаторов (показателей) |
||||
2019 год |
2020 год (оценка) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||
1. |
Охват образовательными программами дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 7 лет |
% |
88,0 |
85,3 |
85,3 |
85,3 |
85,3 |
2. |
Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. |
Удельный вес населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного дополнительным образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет |
% |
88,8 |
88,8 |
88,8 |
89,0 |
90,0 |
4. |
Отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в Ивановской области |
% |
96,3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в Ивановской области |
% |
98,0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6. |
Отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования к средней заработной плате учителей в Ивановской области |
% |
91,0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100% |
% |
97,3 |
97,2 |
97,2 |
97,2 |
97,3 |
3.2. Ожидаемые результаты реализации муниципальной Программы
Реализация муниципальной Программы в период до 2023 года позволит достичь следующих результатов:
- все дети в возрасте от 3 до 7 лет будут иметь возможность получить дошкольное образование;
- охват образовательными программами дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 7 лет составит 85,3%;
- средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы по региону, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100% к средней заработной плате в общем образовании региона, средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования - не менее 100% к средней заработной плате учителей области;
- охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет) составит 90,0%;
- доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100% составит 97,3%.
Кроме того, реализация муниципальной Программы позволит обеспечить доступ граждан к полной и объективной информация об образовательных организациях всех уровней, содержанию и качеству их программ (услуг), эффективную взаимосвязь с органами, осуществляющими управление в сфере образования, повысить качество образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и привлекательность педагогической профессии, реализовать принципы доступности детям с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования, продолжить работу по выявлению и поддержке одаренных детей, развитию их талантов и способностей, сохранить удовлетворительный уровень базовой инфраструктуры.
3.3. Обоснование выделения подпрограмм
Муниципальная Программа предусматривает реализацию пяти подпрограмм, направленных на достижение цели Программы.
N п/п |
Наименование подпрограммы |
Оценка вклада подпрограммы в достижение цели (целей) муниципальной Программы |
Цель. Обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики муниципалитета | ||
1. |
Дошкольное образование детей в муниципальных организациях городского округа Кинешма |
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования |
2. |
Общее образование в муниципальных организациях городского округа Кинешма |
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в организациях всех форм собственности |
3. |
Дополнительное образование в муниципальных организациях городского округа Кинешма |
Обеспечение и реализация прав граждан на получение дополнительного образования на территории городского округа Кинешма |
4. |
Сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и повышение качества муниципальных услуг иными муниципальными организациями городского округа Кинешма, подведомственными управлению образования администрации городского округа Кинешма. Обеспечение условий для развития муниципальной службы в администрации городского округа Кинешма и решение вопросов местного значения. |
|
5. |
Поддержка развития образовательных организаций городского округа Кинешма |
Обеспечение поддержки развития образовательных организаций городского округа Кинешма, направленной на обеспечение доступности и повышение качества предоставления муниципальных услуг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.