Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2023 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 17 ноября 2022 г. N 661-п
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13 ноября 2013 г. N 451-п
Государственная программа Ивановской области
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области"
26 февраля, 24 апреля, 21 мая, 16 июля, 21 августа, 2, 12, 18, 31 декабря 2014 г., 27 февраля, 20 мая, 26 июня, 15 июля, 25 августа, 14 сентября, 2 октября, 9 декабря 2015 г., 10 февраля, 9 марта, 26 апреля, 27 мая, 7 сентября, 20 октября, 16 ноября, 30 декабря 2016 г., 8 февраля, 23 мая, 4 октября, 4, 6, 29 декабря 2017 г., 3 мая, 25 июня, 30 июля, 19, 26 ноября, 24, 28 декабря 2018 г., 28 февраля, 14 августа, 2 сентября, 5, 31 декабря 2019 г., 27 апреля, 4 сентября, 5, 16, 22 октября, 9 ноября, 7, 23 декабря 2020 г., 24, 25 февраля, 1 апреля, 27 мая, 23 июня, 14 октября, 24 ноября, 13, 23 декабря 2021 г., 9 февраля, 20 мая, 14, 24 июня, 12, 18 августа, 21 сентября, 17 ноября 2022 г.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области"
1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Ивановской области
Государственная программа Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса Ивановской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, а также показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - играют важную роль в обеспечении устойчивого функционирования экономики Ивановской области и способствуют укреплению продовольственной безопасности региона.
В многоотраслевой структуре регионального агропрома функционируют 134 сельскохозяйственные организации, 72 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 292 фермерских хозяйства и более 120 тысяч личных подсобных хозяйств населения.
В сложных агроклиматических условиях и в рамках ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий, по предварительным данным в 2021 году, составил 94,3% по отношению к уровню 2020 года. Индекс производства продукции растениеводства - 84,2%, что существенно ниже уровня предыдущего года с учетом рекордных показателей 2020 года и в связи с засухой в летний период. Индекс производства продукции животноводства в 2021 году составил 101,4% по отношению к уровню 2020 года.
По оценке Департамента сельского хозяйства Ивановской области и предварительным данным Федеральной службы государственной статистики в 2021 году, аграриями региона закрыта значительная часть внутреннего потребления молочной продукции (на 75%), почти на 45% закрыта потребность в мясных изделиях (по сравнению с уровнем 2020 года самообеспеченность по мясу увеличилась на 5,5%), птицефабрики региона полностью обеспечивают потребности населения в яичной продукции (+10,7% к уровню 2020 года). Уровень самообеспечения по картофелю составляет 65%, по овощам - почти 35%.
По итогам хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций за 2021 год на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составила 10,9%.
Среднемесячная начисленная заработная плата в 2021 году по сельскохозяйственным организациям всех категорий в Ивановской области составила 27 262,40 рубля, что выше показателя 2020 года на 7%. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2021 года составила 30 547,90 рубля, что на 13% выше аналогичного показателя предыдущего года.
По данным Федеральной службы государственной статистики индекс производства пищевых продуктов в 2021 году составил 93,5% к уровню 2020 года. На ситуацию в пищевой и перерабатывающей промышленности повлияла нестабильность рынка сырого молока и снижение покупательской способности населения.
Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:
неустойчивость сельскохозяйственного производства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей;
технико-технологическое отставание отрасли из-за низкого уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и расширенного воспроизводства;
вывод из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, сокращение площадей пашни, невозможность в ряде случаев вовлечь ее в оборот;
недостаток высококвалифицированных кадров и рабочих массовых профессий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
технологическая зависимость отечественного агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 993-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.
Ключевые ориентиры развития в рамках Государственной программы:
обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе.
Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса, соответствующие стратегическим целям социально-экономического развития Ивановской области:
повышение продовольственного самообеспечения Ивановской области;
создание условий для достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства;
повышение качества жизни населения Ивановской области.
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение стратегической цели обеспечения продовольственной безопасности, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели:
достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия. Достижение указанного целевого показателя в основном обеспечивается в рамках региональных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" и "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения";
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечено в основном в рамках реализации региональных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" и "Развитие сельского туризма";
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечиваться в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса".
К концу II этапа реализации государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:
цель 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 112,9% к уровню 2020 года";
цель 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 103% к уровню 2020 года";
цель 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 40 000 рублей";
цель 4 "достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,01 млрд. долларов США к концу 2024 года".
Участие муниципальных образований Ивановской области в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации порядков предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области по различным направлениям государственной поддержки, включенных в Государственную программу, и заключения соглашений между Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.
3. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 993-р, и Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п.
В последние годы агропромышленный комплекс демонстрирует уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являясь одним из основных развивающихся направлений экономики региона, и оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области, что является в долгосрочной перспективе первостепенной задачей.
Наиболее важными задачами в сфере реализации государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, являются развитие отраслей агропромышленного комплекса с учетом технической и технологической модернизации, эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.
Основными задачами Государственной программы и ее структурных элементов по достижению поставленных целей являются:
увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;
обеспечение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне не менее 10% ежегодно;
создание условий для привлечения кредитных ресурсов;
обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов и кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях;
создание условий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и реализации комплексных мелиоративных мероприятий;
создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития МСП;
создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции АПК;
организация проведения противоэпизоотических мероприятий на территории Ивановской области и защита от заноса и распространения африканской чумы свиней и других особо опасных болезней животных.
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на проведение кадастровых работ в отношении неиспользуемых земель из состава земель сельскохозяйственного назначения приведен в приложении 1 к Государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ приведен в приложении 2 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.