Тарифное соглашение
от 4 февраля 2022 г.
в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Департамент здравоохранения Ивановской области в лице члена Правительства Ивановской области - директора Департамента здравоохранения Ивановской области Фокина А.М., территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области в лице директора Березиной И.Г., страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области в лице директора Ивановского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Новикова А.В., Ассоциация врачей Ивановской области, в лице председателя Волкова И.Е., Ивановская областная организация профессионального союза работников здравоохранения РФ в лице председателя Вацуро Г.В., именуемые в дальнейшем "Стороны", руководствуясь статьей 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", заключили настоящее Тарифное соглашение о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. Тарифное соглашение разработано и заключено в соответствии с:
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов";
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования";
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения";
приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.12.2020 N 1397н "Об утверждении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, регулирующими правоотношения по предмету настоящего Тарифного соглашения.
1.2. Предметом настоящего Тарифного соглашения является тарифное регулирование оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в части территориальной программы обязательного медицинского страхования.
1.3. Тарифное соглашение устанавливает тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТПОМС), их размер и структуру, способы оплаты медицинской помощи, размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
1.4. Тарифное соглашение регулирует правоотношения, возникающие между участниками обязательного медицинского страхования при реализации ТПОМС.
1.5. Для целей настоящего Тарифного соглашения используются следующие основные понятия и термины.
Базовая ставка финансирования медицинской помощи в стационаре - средний объем финансового обеспечения стационарной медицинской помощи, оплачиваемой на основе КСГ, в расчете на одного пролеченного пациента, определенный с учетом норматива финансового обеспечения, установленного ТПОМС (без учета поправочных коэффициентов, применяемых при оплате по КСГ).
Базовая ставка финансирования медицинской помощи в дневном стационаре - средний объем финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, в расчете на одного пролеченного пациента, определенный с учетом норматива финансового обеспечения, установленного ТПОМС (без учета поправочных коэффициентов, применяемых при оплате по КСГ.
Базовый подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях - объем финансирования первичной медико-санитарной помощи по видам, финансовое обеспечение которых осуществляется по подушевому нормативу, в расчете на одно застрахованное в Ивановской области лицо.
Базовый подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи - объем финансирования скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации, в расчете на одно застрахованное в Ивановской области лицо.
Дифференцированный подушевой норматив финансирования амбулаторной медицинской помощи - ежемесячный объем финансирования конкретной медицинской организации в расчете на одно прикрепившееся застрахованное лицо.
Дифференцированный подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи - ежемесячный объем финансирования станции (отделения) скорой медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо в зоне обслуживания.
Законченный случай лечения в стационаре (дневном стационаре) - совокупность медицинских услуг, оказанных пациенту от даты поступления до даты выбытия, в соответствии с порядками и/или на основе стандартов оказания медицинской помощи с целью профилактики, медицинской реабилитации, диагностики и лечения заболеваний (в том числе выполнения хирургических операций) и состояний (включая беременность, роды и послеродовый период).
Законченный случай оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях - совокупность посещений и медицинских услуг, предоставляемых пациенту при его обращении в медицинскую организацию, при которой цель обращения за медицинской помощью достигнута.
Посещение с профилактической и иной целью - единица объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, а также посещения центров амбулаторной онкологической помощи).
Посещение с неотложной целью - единица объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Обращение в связи с заболеванием - законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее двух посещений по поводу одного заболевания (по основной врачебной специальности) - единица объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.
Оплата медицинской помощи по КСГ - оплата медицинской помощи по тарифу, рассчитанному исходя из установленных: базовой ставки, коэффициента затратоемкости и поправочных коэффициентов.
Клинико-статистическая группа заболеваний (КСГ) - группа заболеваний, относящихся к одному профилю медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов).
Поправочные коэффициенты - устанавливаемые на территориальном уровне: коэффициент специфики, коэффициент уровня (подуровня) медицинской организации, коэффициент сложности лечения пациентов.
Коэффициент относительной затратоемкости (КЗ) - устанавливаемый на федеральном уровне коэффициент, отражающий отношение стоимости конкретной клинико-статистической группы заболеваний к среднему объему финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на одного пролеченного пациента (базовой ставке).
Коэффициент специфики - коэффициент, позволяющий корректировать тариф клинико-статистической группы с целью управления структурой госпитализаций и (или) учета региональных особенностей оказания медицинской помощи по конкретной клинико-статистической группе.
Коэффициент уровня медицинской организации - коэффициент, позволяющий учесть различия в размерах расходов медицинской организации в зависимости от уровня медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях и условиях дневного стационара.
Коэффициент подуровня медицинской организации - коэффициент, позволяющий учесть различия в размерах расходов медицинских организаций, относящихся к одному уровню оказания медицинской помощи, обусловленный объективными причинами.
Коэффициент сложности лечения пациентов - коэффициент, устанавливаемый в отдельных случаях в связи со сложностью лечения пациента, и учитывающий более высокий уровень затрат на оказание медицинской помощи.
Оплата медицинской помощи за услугу - оплата при оказании услуги в амбулаторных условиях строго в соответствии с перечнем услуг.
Коэффициент дифференциации подушевого норматива - коэффициент, учитывающий различия в затратах медицинских организаций на оказание медицинской помощи прикрепленным лицам.
Медицинские организации, имеющие прикрепленное население - медицинские организации, участвующие в реализации ТПОМС и имеющие прикрепленных по территориально-участковому принципу либо по выбору застрахованных по ОМС лиц, оплата медицинской помощи которым осуществляется по дифференцированному подушевому нормативу на прикрепившихся лиц.
Медицинские организации, не имеющие прикрепленного населения - медицинские организации, участвующие в реализации ТПОМС, организационная структура которых не предусматривает наличие территориально-участкового принципа обслуживания населения.
Прерванный случай оказания медицинской помощи - случай оказания медицинской помощи в условиях стационара и/или дневного стационара при переводе пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписке пациента из медицинской организации при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летальном исходе, при проведении диагностических исследований и оказании услуг диализа. К прерванным также относятся случаи, при которых длительность госпитализации составляет менее 3 дней включительно, за исключением законченных случаев, для которых длительность 3 дня и менее являются оптимальными сроками лечения.
Прикрепленные застрахованные - застрахованные лица, включенные в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц, прикрепленные к медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.
Подушевое финансирование - способ оплаты первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации, при котором объем финансирования медицинских организаций зависит от численности прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц и размера дифференцированного подушевого норматива финансирования.
Тарифы на оплату медицинской помощи в системе ОМС - система ставок, определяющих размер оплаты за единицу объема медицинской помощи (обращение, законченный случай лечения, посещение, вызов скорой медицинской помощи, услуга), на основе подушевого норматива финансирования на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц и состав компенсируемых расходов МО по оказанию медицинской помощи, предусмотренной территориальной Программой ОМС.
Условная единица трудоемкости (УЕТ) - норматив времени, затрачиваемого при оказании стоматологической медицинской помощи на выполнение объема работы врача на терапевтическом, хирургическом приеме, необходимого для лечения среднего кариеса (1 класс по Блеку).
Установленный объем медицинской помощи - годовой объем медицинской помощи по условиям ее оказания, выраженный в единицах объема (вызов, посещение, обращение, случай госпитализации в условиях стационара, случай лечения в условиях дневного стационара) и объем финансового обеспечения, установленный для медицинской организации решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Понятия "медицинская помощь", "медицинская услуга" применительно к настоящему Тарифному соглашению используются в значении, определенном Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Понятия "обязательное медицинское страхование" (ОМС), "базовая программа обязательного медицинского страхования", "территориальная программа обязательного медицинского страхования", "страховая медицинская организация" (СМО), "медицинская организация" (МО), "застрахованное лицо" применительно к настоящему Тарифному соглашению используются в значении, определенном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
2. Способы оплаты медицинской помощи
2.1. Оплата медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, участвующими в реализации ТПОМС, осуществляется в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в пределах объемов медицинской помощи по условиям ее оказания, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования и распределенных между МО и СМО, с учетом результатов контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи.
2.2. При оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, применяются следующие способы оплаты:
1) в МО, имеющих прикрепившихся лиц:
- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением расходов на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии (далее - молекулярно-генетические исследования и патологоанатомические исследования биопсийного (операционного) материала), тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), углубленной диспансеризации, а также средств на финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи), в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях и оплачиваемую за единицу объема медицинской помощи.
Финансовое обеспечение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации (за исключением углубленной диспансеризации) включается в подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц и осуществляется с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, включая показатели установленного объема профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, проводимых в соответствии с порядками, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ;
Подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц включает в том числе расходы на оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
2) за единицу объема медицинской помощи:
- за медицинскую услугу, посещение, обращение (законченный случай) с учетом уровней организации медицинской помощи, используется при оплате:
медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования;
медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц;
медицинской помощи, оказанной медицинской организацией (в том числе по направлениям, выданным иной медицинской организацией), источником финансового обеспечения которой являются средства подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, получаемые иной медицинской организацией;
отдельных диагностических (лабораторных) исследований - компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Направление на диагностическое исследование оформляется как посещение с профилактической и иной целью, в качестве результата оказания медицинской помощи указывается "Направлен на обследование".
При направлении на диагностическое исследование при подозрении на злокачественное новообразование указывается диагноз Z03.1 - Наблюдение при подозрении на злокачественную опухоль, в других случаях - Z03.8 - Наблюдение при подозрении на другие болезни или состояния.
При представлении к оплате счетов за выполненные медицинские услуги при проведении диагностических исследований при подозрении на злокачественную опухоль в качестве основного диагноза указывается диагноз Z03.1 - Наблюдение при подозрении на злокачественную опухоль, в других случаях - Z03.8 - Наблюдение при подозрении на другие болезни или состояния.
В случае выявления по результатам исследований отклонения от нормы в качестве сопутствующего диагноза указывается один из диагнозов класса XVIII МКБ-10:
R84 - R89 - Отклонения от нормы, выявленные при исследовании препаратов,
R90 - R93 - Отклонения от нормы, выявленные при получении диагностических изображений в ходе исследования,
R94 - Отклонения от нормы, выявленные при проведении функциональных исследований;
- углубленной диспансеризации.
Проведение углубленной диспансеризации планируется и учитывается в объеме и стоимости профилактических мероприятий. Единицей измерения первого этапа углубленной диспансеризации является комплексное посещение, включающее в себя перечень исследований в соответствии с приложением N 2 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Программа).
При этом проведение углубленной диспансеризации осуществляется вне зависимости от факта прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров или диспансеризации.
Медицинские организации организуют прохождение углубленной диспансеризации гражданином исходя из выполнения всех исследований и иных медицинских вмешательств первого этапа углубленной диспансеризации в соответствии с пунктом 1 приложения N 2 к Программе в течение одного дня.
Второй этап диспансеризации проводится в целях дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния) по результатам первого этапа.
- за медицинскую услугу в рамках сверхбазовой программы ОМС: проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушения развития ребенка у беременных женщин, проведение неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций;
- за комплексное посещение при оплате профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации (используется при оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования);
- за медицинские услуги в соответствии с перечнем, утвержденным в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - ТПГГ);
- за медицинскую помощь, оказываемую в Центрах здоровья (первичное и повторное посещение) впервые обратившимся гражданам в отчетном году для проведения комплексного обследования и обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача Центра здоровья, а также гражданам, направленным медицинской организацией по месту прикрепления, медицинскими работниками образовательных организаций.
В рамках первичной медико-санитарной помощи предусмотрены объемы и финансовое обеспечение проведения медицинской реабилитации (третий этап), которые измеряются комплексными посещениями и включают набор необходимых консультаций специалистов, проведение методов реабилитации, определенных индивидуальными программами реабилитации
3) по нормативу финансирования структурного подразделения медицинской организации - при оплате медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами.
Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях по базовой и сверхбазовой ТПОМС, с учетом уровней организации медицинской помощи и способов оплаты, приведен в приложении N 1 к Тарифному соглашению.
2.3. При оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях), применяются следующие способы оплаты:
- за случай (законченный случай) лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний, состояний (в том числе клинико-статистическую группу заболеваний (КСГ) в соответствии с приложением 4 к Программе.
Алгоритм формирования различных КСГ с учетом установленных критериев группировки, оплаты по двум КСГ в рамках одного случая лечения, особенности формирования отдельных КСГ в условиях круглосуточного стационара изложены в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направленных в субъекты Российской Федерации совместным письмом от 02.02.2022 Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/И/2-1619 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 00-10-26-2-06/750 (далее - Рекомендации).
- за законченный случай лечения заболевания при оказании высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) в соответствии с разделом I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, установленного приложением 1 к Программе, с учетом предельного количества законченных случаев оказания медицинской помощи по ВМП на 2022 год (перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи приведен в приложении N 2 к Тарифному соглашению);
- за 1 койко-день по паллиативной медицинской помощи в рамках сверхбазовой программы ОМС;
- за прерванный случай оказания медицинской помощи.
К прерванным случаям оказания медицинской помощи относятся случаи прерывания лечения по медицинским показаниям, перевода пациента из одного отделения медицинской организации в другое, изменения условий оказания медицинской помощи пациенту с круглосуточного стационара на дневной стационар и с дневного стационара на круглосуточный стационар, оказания медицинской помощи с проведением лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях, в ходе которой медицинская помощь оказана пациенту не в полном объеме по сравнению с выбранной для оплаты схемой лекарственной терапии, по объективным причинам, в том числе в случае прерывания лечения при возникновении абсолютных противопоказаний к продолжению лечения, не купируемых при проведении симптоматического лечения, перевода пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписки пациента из медицинской организации при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летального исхода, выписки пациента до истечения 3-х дней (включительно) со дня госпитализации (начала лечения), за исключением случаев оказания медицинской помощи по группам заболеваний, состояний с оптимальной длительностью лечения до 3 дней включительно, приведенным в Программе.
Перечень КСГ с оптимальной длительностью лечения до 3 дней включительно представлен в приложении N 37 к Тарифному соглашению.
В случае если пациенту было выполнено хирургическое вмешательство и (или) проведена тромболитическая терапия, являющиеся классификационным критерием отнесения данного случая лечения к конкретной КСГ, случай оплачивается в размере:
- при длительности лечения 3 дня и менее - 80% от стоимости КСГ;
- при длительности лечения более 3-х дней - 90% от стоимости КСГ.
Если хирургическое вмешательство и (или) тромболитическая терапия не проводились, случай оплачивается в размере:
- при длительности лечения 3 дня и менее - 50% от стоимости КСГ;
- при длительности лечения более 3-х дней - 70% от стоимости КСГ.
Перечень КСГ, которые предполагают хирургическое вмешательство или тромболитическую терапию, представлен в приложении N 38 к Тарифному соглашению.
Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях по базовой и сверхбазовой ТПОМС с учетом уровней (подуровней) организации медицинской помощи и способов оплаты, включая ВМП и медицинские услуги, приведен в приложении N 3 к Тарифному соглашению.
2.4. При оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, применяются следующие способы оплаты:
- за случай (законченный случай) лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний, состояний (в том числе клинико-статистическую группу заболеваний (КСГ) в соответствии с приложением 4 к Программе;
- за прерванный случай оказания медицинской помощи.
К прерванным случаям оказания медицинской помощи относятся случаи прерывания лечения по медицинским показаниям, перевода пациента из одного отделения медицинской организации в другое, изменения условий оказания медицинской помощи пациенту с круглосуточного стационара на дневной стационар и с дневного стационара на круглосуточный стационар, оказания медицинской помощи с проведением лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях, в ходе которой медицинская помощь оказана пациенту не в полном объеме по сравнению с выбранной для оплаты схемой лекарственной терапии, по объективным причинам, в том числе в случае прерывания лечения при возникновении абсолютных противопоказаний к продолжению лечения, не купируемых при проведении симптоматического лечения, перевода пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписки пациента из медицинской организации при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летального исхода, выписки пациента до истечения 3-х дней (включительно) со дня госпитализации (начала лечения), за исключением случаев оказания медицинской помощи по группам заболеваний, состояний с оптимальной длительностью лечения до 3 дней включительно, приведенным в Программе.
Перечень КСГ с оптимальной длительностью лечения до 3 дней включительно представлен в приложении N 37 к Тарифному соглашению.
В случае, если пациенту было выполнено хирургическое вмешательство и (или) проведена тромболитическая терапия, являющиеся классификационным критерием отнесения данного случая лечения к конкретной КСГ, случай оплачивается в размере:
- при длительности лечения 3 дня и менее - 80% от стоимости КСГ;
- при длительности лечения более 3-х дней - 90% от стоимости КСГ.
Если хирургическое вмешательство и (или) тромболитическая терапия не проводились, случай оплачивается в размере:
- при длительности лечения 3 дня и менее - 50% от стоимости КСГ;
- при длительности лечения более 3-х дней - 70% от стоимости КСГ.
Перечень КСГ, которые предполагают хирургическое вмешательство или тромболитическую терапию, представлен в приложении N 38 к Тарифному соглашению.
Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара по базовой ТПОМС с учетом уровней (подуровней) организации медицинской помощи и способов оплаты, приведен в приложении N 4 к Тарифному соглашению.
2.5. При оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), применяются следующие способы оплаты:
- в медицинских организациях, имеющих прикрепленное население,
- по подушевому нормативу финансирования;
- в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепленное население,
- за единицу объема медицинской помощи (медицинскую услугу);
- при оказании медицинской помощи застрахованным лицам за пределами субъекта Российской федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования,
- за единицу объема медицинской помощи (медицинскую услугу).
Перечень медицинских организаций (структурных подразделений), оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации по базовой ТПОМС с учетом уровней организации медицинской помощи и способов оплаты, приведен в приложении N 5 к Тарифному соглашению.
2.6. При оплате медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своем составе подразделения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных, стационарных условиях и в условиях дневного стационара, применяются следующие способы оплаты:
- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся к такой медицинской организации лиц, включая оплату медицинской помощи по всем видам и условиям предоставляемой медицинской организацией медицинской помощи (за исключением скорой медицинской помощи), с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, включая показатели объема медицинской помощи.
При этом из расходов на финансовое обеспечение медицинской помощи в амбулаторных условиях исключаются расходы на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), углубленной диспансеризации, а также средства на финансовое обеспечение фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Перечень медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, включая оплату медицинской помощи по всем видам и условиям предоставляемой медицинской помощи (за исключением скорой медицинской помощи) с учетом показателей результативности деятельности и межучрежденческих расчетов, указан в приложении N 6 к Тарифному соглашению.
3. Тарифы на оплату медицинской помощи
3.1. Тарифы на оплату медицинской помощи формируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Ивановской области от 99-ОЗ N 15.12.2021 "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в части финансового обеспечения ТПОМС с учетом федеральных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и федеральных нормативов объемов медицинской помощи, установленных Программой.
3.2. Тарифы на оплату медицинской помощи формируются в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", и Рекомендациями и включают в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
3.2.1. Тарифы на оплату медицинской помощи и размеры подушевого финансирования медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формируются в соответствии с принятыми в ТПОМС способами оплаты медицинской помощи.
3.2.2. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования за счет средств ОМС осуществляется финансовое обеспечение застрахованным лицам:
- первичной медико-санитарной помощи, включая профилактическую помощь, скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированной медицинской помощи, в том числе ВМП, включенной в раздел I перечня видов ВМП, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 3 ТПГГ, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
- профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе 3 ТПГГ, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 3 ТПГГ, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемых в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- медицинской помощи в случае выявления заболевания, включенного в базовую программу ОМС, в рамках проведения обязательных диагностических исследований при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую ОМС).
Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные ТПОМС.
3.3. Тарифы на оплату медицинской помощи в одной МО являются едиными для всех СМО, находящихся на территории Ивановской области, оплачивающих медицинскую помощь в рамках ТПОМС.
Размер тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается дифференцированно для медицинских организаций в зависимости от уровня (подуровня) медицинской организации, структурного подразделения.
Коэффициенты уровней медицинской организации, структурного подразделения приведены в приложении N 7 к Тарифному соглашению.
3.4. Оплата медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в рамках ТПОМС:
3.4.1. Размеры базовых нормативов финансовых затрат на оплату медицинской помощи, оплачиваемой за единицу объема ее оказания, составляют:
- в неотложной форме - 714,6 рублей;
- при обращении по заболеванию - 1 726,4 рублей.
На проведение диагностических (лабораторных) исследований:
- компьютерной томографии - 2 542,0 рубля,
- магнитно-резонансной томографии - 3 575,0 рублей,
ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы - 492,1 рубля,
- эндоскопического диагностического исследования - 923,3 рубля,
- молекулярно-генетического исследования с целью диагностики онкологических заболеваний - 8 174,2 рубля,
- патологоанатомического исследования биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии - 2 021,3 рублей,
- тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - 600,5 рублей.
Обращение по заболеванию при оказании медицинской помощи по профилю "медицинская реабилитация" - 18 438,40 рублей.
С профилактическими и иными целями:
- комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров - 2 015,9 рублей,
- комплексное посещение для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний - 2 492,5 рубля,
- с иными целями - 379,1 рублей.
3.4.2. Тарифы на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях.
3.4.2.1. Тарифы на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях в рамках базовой ТПОМС указаны в приложении N 8 к настоящему Тарифному соглашению.
3.4.2.2. Тарифы на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях в рамках базовой ТПОМС указаны в приложении N 9 к настоящему Тарифному соглашению.
3.4.2.3. Тарифы на одно посещение в неотложной форме при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемое в рамках базовой ТПОМС, указаны в приложении N 10 к настоящему Тарифному соглашению.
3.4.2.5. Тарифы на медицинские услуги для самостоятельных расчетов с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Ивановской области, а также для межучрежденческих расчетов - приложение N 12 к Тарифному соглашению.
3.4.2.6. Тарифы на проведение I этапа диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, тарифы на проведение I этапа диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в том числе с использованием мобильных комплексов, - приложение N 13 к настоящему Тарифному соглашению.
3.4.2.7. Тарифы на проведение I и II этапов диспансеризации определенных групп взрослого населения по возрастным категориям, в том числе с использованием мобильных комплексов, применяемые в рамках I этапа диспансеризации определенных групп взрослого населения - приложение N 14 к настоящему Тарифному соглашению.
Тарифы для проведения углубленной диспансеризации, включающей исследования и медицинские вмешательства, гражданам, переболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - приложение N 14.1 к настоящему Тарифному соглашению.
3.4.2.8. Тарифы на проведение профилактических медицинских осмотров взрослого населения, в том числе с использованием мобильных комплексов, - приложение N 15 к настоящему Тарифному соглашению.
3.4.2.9. Тарифы на проведение профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних - приложение N 16 к настоящему Тарифному соглашению.
3.4.2.10. Расчет тарифов, указанных в приложении N 11 к настоящему Тарифному соглашению, по проведению пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин; пренатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций определяется соотношением суммы межбюджетного трансферта и утвержденных в план-задании объемов.
3.4.3. Расчет подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц при оплате медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, определен с учетом Рекомендаций и отдельных положений Программы.
Базовый подушевой норматив финансирования включает расходы на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, первичную специализированную медико-санитарную помощь, организованную по территориально-участковому принципу, оказываемую в плановой форме в соответствии с установленными единицами объема медицинской помощи - посещение с профилактическими и иными целями, обращение в связи с заболеваниями, за исключением:
- расходов, направляемых на финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов;
- расходов, направляемых на оплату проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19));
- расходов, направляемых на оплату проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации (в том числе углубленной диспансеризации), включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований;
- расходов, направляемых на оплату посещений в неотложной форме;
- расходов на оплату медицинской помощи, оказываемой в Центрах здоровья и медицинскими организациями, не имеющими прикрепленного населения;
- расходов на оплату медицинских услуг, в соответствии с перечнем, утвержденным в ТПГГ.
- расходов на оплату медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования.
Значения коэффициента специфики оказания медицинской помощи медицинской организации, финансируемой по подушевому нормативу в амбулаторных условиях, к базовому подушевому нормативу финансирования, учитывающего половозрастной состав обслуживаемого населения, приведены в приложении N 17.
Численность застрахованных лиц в Ивановской области распределяется на следующие половозрастные группы:
1) до года мужчины/женщины;
2) год - четыре года мужчины/женщины;
3) пять - семнадцать лет мужчины/женщины;
4) восемнадцать - шестьдесят четыре года мужчины/женщины;
5) шестьдесят пять лет и старше мужчины/женщины.
При этом для групп мужчин и женщин в возрасте 65 лет и старше устанавливается значение половозрастного коэффициента в размере 1,6.
Перечень медицинских организаций и их подразделений, для которых применяется коэффициент специфики оказания медицинской помощи, учитывающий наличие подразделений, расположенных в сельской местности, отдаленных территориях, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тысяч человек (в том числе для медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу, включая оплату по всем видам и условиям медицинской помощи), приведен в приложении N 18.
Перечень фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов медицинских организаций (в том числе для медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу, включая оплату по всем видам и условиям медицинской помощи) приведен в приложении N 19.
Средства на оплату медицинской помощи в неотложной форме, оказываемой в фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктах, учтены в размерах финансового обеспечения фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов.
Значения коэффициента специфики оказания медицинской помощи, учитывающего проведение профилактических медицинских осмотров (диспансеризаций) (в том числе для медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу, включая оплату по всем видам и условиям медицинской помощи), приведены в приложении N 36.
Значения коэффициента уровня оказания медицинской помощи для всех медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу, применяются равным 1,0.
При оплате медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в составе средств, направляемых на финансовое обеспечение медицинской организации, имеющей прикрепившихся лиц, по подушевому нормативу, определяется доля средств, направляемых на выплаты медицинским организациям в случае достижения целевых значений показателей результативности деятельности:
- на 2022 год - 5% от среднего подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц.
Средства распределяются по решению Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Критерии результативности деятельности (в том числе для медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу, включая оплату по всем видам и условиям медицинской помощи) представлены в приложении N 20.
Размеры фактических дифференцированных подушевых нормативов финансирования приведены в приложении N 21.
3.5. Оплата медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях:
3.5.1. Тарифы на оплату медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара. Перечень КСГ и тарифы на 1 случай госпитализации по КСГ в стационарных условиях по базовой ТПОМС с учетом уровней организации медицинской помощи приведены в приложении N 22 к настоящему Тарифному соглашению.
3.5.1.1. Тарифы на оплату 1 койко-дня по паллиативной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях в отделениях паллиативной помощи и отделениях сестринского ухода в рамках сверхбазовой ТПОМС, за исключением межтерриториальных расчетов, - приложение N 11 к настоящему Тарифному соглашению.
3.5.1.2. Расходы на койки по уходу за ребенком при оказании паллиативной медицинской помощи включены в общий тариф на койко-день.
3.5.2. При предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю права на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях стоимость оказанной ребенку медицинской помощи включает расходы на содержание одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и заболеваниям, включенным в ТПОМС, путем применения коэффициента сложности лечения пациента.
Оплата отдельных редко встречающихся затратных случаев оказания медицинской помощи с проведением однотипных операций на парных органах и сочетанных хирургических вмешательств осуществляется с применением коэффициента сложности лечения пациента.
Размер коэффициента сложности лечения пациента приведен в приложении N 31 к настоящему Тарифному соглашению.
Значение коэффициента сложности лечения пациента применяется к размеру базовой ставки.
Коэффициент сложности лечения пациента не применяется при оплате высокотехнологичной медицинской помощи.
3.5.3. Перечень КСГ, используемый в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, к которым применяется уровневый коэффициент, равный единице независимо от уровня организации медицинской помощи, указан в приложении N 32 к настоящему Тарифному соглашению.
3.5.4. Перечень КСГ, к которым применяется коэффициент специфики в стационарных условиях, указан в приложении N 33 к настоящему Тарифному соглашению.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.5.6. При направлении застрахованного лица в другую медицинскую организацию для проведения ПЭТ/КТ медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь в стационарных условиях и не имеющей возможности проведения ПЭТ/КТ, случай данной диагностики учитывается в рамках отдельного законченного случая при включении исследования в соответствующие клинические рекомендации (порядок оказания медицинской помощи, стандарт медицинской помощи), как консультация - при отсутствии в клинических рекомендациях (порядке оказания медицинской помощи, стандарте медицинской помощи).
3.6. Оплата медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, осуществляется по тарифу законченного случая лечения.
3.6.1. Перечень КСГ и тарифы на 1 случай лечения по КСГ в условиях дневного стационара по базовой ТПОМС с учетом уровней организации медицинской помощи приведены в приложении N 24 к настоящему Тарифному соглашению.
3.6.2. Перечень КСГ, к которым применяется коэффициент специфики независимо от уровня организации медицинской помощи в условиях дневного стационара, указан в приложении N 34 к настоящему Тарифному соглашению.
3.6.3. Перечень КСГ, используемый в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, к которым применяется уровневый коэффициент, равный единице независимо от уровня организации медицинской помощи, указан в приложении N 32 к настоящему Тарифному соглашению.
3.7. Оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) в рамках ТПОМС:
3.7.1. Размер базового норматива финансовых затрат на оплату медицинской помощи, оплачиваемой за вызов скорой медицинской помощи, составляет 2 884,70 рубля.
3.7.2. Тарифы на 1 вызов скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации в рамках базовой ТПОМС с учетом уровней организации медицинской помощи, применяемые в том числе для осуществления межтерриториальных расчетов, приведены в приложении N 25 к настоящему Тарифному соглашению.
3.7.3. Расчет подушевого норматива производится с учетом Рекомендаций и отдельных положений Программы.
Базовый подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации, включает расходы на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе скорую (специализированную) медицинскую помощь, оказываемую в экстренной и неотложной формах в соответствии с установленной единицей объема медицинской помощи - вызов, за исключением:
- расходов на оплату экстренных вызовов, специализированных экстренных консультативных бригад в медицинских организациях, не имеющих прикрепленного населения;
- расходов, направляемых на оплату скорой медицинской помощи вне медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь лицам, застрахованным за пределами Ивановской области.
Значения коэффициента специфики оказания медицинской помощи медицинской организацией к базовому подушевому нормативу финансирования, учитывающему половозрастной состав обслуживаемого населения скорой медицинской помощи приведены в приложении N 26.
Размеры дифференцированных подушевых нормативов финансирования скорой медицинской помощтю, приведены в приложении N 27.
3.8. Расчет по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся к медицинской организации лиц, включая оплату медицинской помощи по всем видам и условиям предоставляемой медицинской организацией медицинской помощи (за исключением скорой медицинской помощи) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, включая показатели объема медицинской помощи, проводится с учетом Рекомендаций и отдельных положений Программы.
Подушевой норматив финансирования включает расходы на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, первичную специализированную медико-санитарную помощь, организованную по территориально-участковому принципу, оказываемую в плановой и неотложной формах в соответствии с установленными единицами объема медицинской помощи - посещение с профилактическими и иными целями, обращение в связи с заболеваниями, специализированную медицинскую помощь в соответствии с установленной единицей объема медицинской помощи - случай госпитализации, а также специализированную медицинскую помощь и первичную медико-санитарную помощь в соответствии с установленной единицей объема медицинской помощи - случай лечения, за исключением:
- расходов, направляемых на финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов;
- расходов, направляемых на оплату проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- расходов, направляемых на оплату проведения углубленной диспансеризации.
Подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц для медицинской организации складывается из рассчитанного фактического дифференцированного подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для данной медицинской организации, включающего медицинскую помощь в неотложной форме, а также объема средств на финансовое обеспечение медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Значения коэффициента специфики оказания медицинской помощи медицинской организацией, финансируемой по подушевому нормативу по всем видам и условиям предоставляемой медицинской организацией медицинской помощи (за исключением скорой медицинской помощи), к базовому подушевому нормативу финансирования, учитывающему половозрастной состав обслуживаемого населения, приведены в приложении N 28.
Численность застрахованных лиц в Ивановской области распределяется на следующие половозрастные группы:
1) до года мужчины/женщины;
2) год - четыре года мужчины/женщины;
3) пять - семнадцать лет мужчины/женщины;
4) восемнадцать - шестьдесят четыре года мужчины/женщины;
5) шестьдесят пять лет и старше мужчины/женщины.
При этом для групп мужчин и женщин в возрасте 65 лет и старше устанавливается значение половозрастного коэффициента в размере 1,6.
При оплате по подушевому нормативу финансирования медицинской помощи, оказываемой по всем видам и условиям медицинской помощи (за исключением скорой медицинской помощи) в составе средств, направляемых на финансовое обеспечение медицинских организаций, определяется доля средств, направляемых на выплаты медицинским организациям в случае достижения целевых значений показателей результативности:
- на 01.01.2022 - 5% от среднего подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц.
Размеры дифференцированных подушевых нормативов финансирования приведены в приложении N 29.
3.9. Комиссией по разработке ТПОМС вне зависимости от применяемого способа оплаты устанавливаются единые базовые тарифы на оплату медицинской помощи по каждой единице объема, применяемые при межучрежденческих расчетах (осуществляются медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями в соответствии с Тарифным соглашением) и межтерриториальных расчетах (осуществляются ТФОМС).
3.10. Расчеты между медицинскими организациями при предоставлении застрахованным прикрепленным лицам медицинской помощи в других медицинских организациях осуществляются страховыми медицинскими организациями в месяц предъявления счета к оплате по тарифу в размере 100% тарифа, действующего на дату оказания медицинской помощи соответствующего врача-специалиста.
Межучрежденческим расчетам подлежит медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями, финансируемыми по подушевому нормативу в амбулаторных условиях, а также по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, включая оплату медицинской помощи по всем видам и условиям предоставляемой медицинской помощи (за исключением скорой медицинской помощи) в части оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, прикрепленным к другой медицинской организации Ивановской области, скорой медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оплачиваемой за единицу объема.
При возникновении отрицательных значений в медицинской организации в связи с проведением межучрежденческих расчетов страховая медицинская организация производит удержание образовавшейся задолженности за счет оплаты медицинской помощи, оказанной в других условиях, имеющихся в медицинской организации (за исключением сверхбазовой ТПОМС).
Взаиморасчеты за оказанную медицинскую помощь, оказываемую в неотложной форме, медицинскую помощь, оказываемую в Центрах здоровья, медицинские услуги, включая предоставление клинико-диагностических и прочих услуг, осуществляются медицинскими организациями самостоятельно.
3.11. Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам медицинскими организациями, находящимися вне территории Ивановской области, в которой выдан полис ОМС застрахованного лица, осуществляется по видам, включенным в базовую программу ОМС, по способам оплаты и тарифам, действующим на территории оказания медицинской помощи.
Оплата медицинской помощи по видам, включенным в базовую программу ОМС, оказанной медицинскими организациями Ивановской области застрахованным лицам, находящимся вне территории страхования, производится по тарифу за единицу объема медицинской помощи.
Для медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации по месту нахождения медицинской организации, и оказывающих медицинскую помощь в рамках участия в реализации территориальной программы другого субъекта Российской Федерации (далее - второй субъект Российской Федерации), при оплате медицинской помощи, оказанной лицам, полис обязательного медицинского страхования которым выдан во втором субъекте Российской Федерации, применяются тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленные в тарифном соглашении другого субъекта Российской Федерации для данной медицинской организации.
3.12. Оплата паллиативной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций осуществляется за счет и в пределах средств межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ивановской области в бюджет ТФОМС, лицам, зарегистрированным и застрахованным на территории Ивановской области, в пределах объемов, утвержденных планом-заданием на год с учетом поквартальной разбивки и ежемесячного финансового обеспечения.
Счета на оплату паллиативной медицинской помощи, пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций за 2021 год не подлежат оплате в 2022 году.
Для расчетов по сверхбазовой программе при изменении межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области, и (или) объемов медицинской помощи, влекущих изменение тарифов, оплата счетов осуществляется по тарифам, действующим на дату завершения оказания медицинской помощи.
3.13. Тарифы по ОМС не включают расходы:
- на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методами гемодиализа и обратно;
- на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу, проведение капитального ремонта и изготовление проектно-сметной документации для его проведения;
- по оказанию медицинской помощи по видам и расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.
При определении соответствующих направлений расходования финансовых средств следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении порядка применения классификации операций сектора государственного управления", Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014, принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2018-ст.
Медицинские организации ведут раздельный аналитический учет поступления и расходования средств ОМС по условиям оказания медицинской помощи.
3.14. Расходование средств обязательного медицинского страхования, не соответствующее полностью или частично целям, определенным настоящим Соглашением, является нецелевым использованием средств ОМС. При установлении фактов нецелевого использования медицинские организации обязаны возвратить эти средства в бюджет ТФОМС Ивановской области.
3.15. Оплата медицинской помощи производится ежемесячно в размере, не превышающем 1/12 объемов предоставления медицинской помощи, с учетом ранее не выполненных объемов в разрезе видов и условий оказания медицинской помощи и в размере до 1/12 финансовых средств, распределенных между медицинскими организациями на 2022 год и утвержденных Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
3.16. ТФОМС Ивановской области осуществляет контроль целевого использования средств обязательного медицинского страхования.
4. Перечень оснований и размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества
4.1. Перечень оснований и размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества приведен в приложении N 30 к настоящему Тарифному соглашению.
Подушевые нормативы финансирования, используемые при определении размера штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в разрезе условий оказания медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой ОМС:
- при оплате медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам - 5 623,9 руб.;
- при оплате скорой медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам - 836,6 руб.;
- при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам - 6 071,6 рублей;
- при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам - 1 446,5 рублей;
- при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках сверхбазовой программы ОМС застрахованным лицам - 134,4 рубля;
- при оказании медицинских услуг в рамках сверхбазовой программы ОМС застрахованным лицам - 9,9 рублей.
Указанные подушевые нормативы финансирования применяются для расчета размера штрафных санкций в зависимости от условий, в которых фактически была оказана медицинская помощь, независимо от способа оплаты медицинской помощи.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Тарифное соглашение заключается на один финансовый год и распространяет свое действие на правоотношения, связанные с оплатой медицинской помощи, оказанной с 01.01.2022 по 31.12.2022 до полного исполнения обязательств.
5.2. Изменения и дополнения к настоящему Тарифному соглашению могут вноситься только в письменном виде путем заключения дополнительных соглашений к нему в том же порядке, в котором заключено настоящее Тарифное соглашение.
Подписи Сторон:
от Департамента здравоохранения
Ивановской области |
А.М. Фокин |
от территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Ивановской области |
И.Г. Березина |
от страховых
медицинских организаций |
А.В. Новиков |
от медицинских профессиональных
некоммерческих организаций |
И.Е. Волков |
от профессиональных союзов
медицинских работников |
Г.В. Вацуро |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тарифное соглашение от 4 февраля 2022 г. в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Вступает в силу с 4 февраля 2022 г. и распространяет свое действие на правоотношения, связанные с оплатой медицинской помощи, оказанной с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. до полного исполнения обязательств
Текст Соглашения опубликован на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области http://tfoms.ivanovo.ru
Настоящее Тарифное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение N 9 от 8 декабря 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2022 г.
Подпункты 1.2., 1.4. - 1.6. изменений распространяют свое действие на правоотношения с 1 ноября 2022 г., подпункт 1.3. изменений распространяет свое действие на правоотношения с 2 ноября 2022 г., подпункт 1.1. изменений распространяет свое действие на правоотношения с 1 декабря 2022 г.
Дополнительное соглашение N 8 от 31 октября 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 31 октября 2022 г.
Подпункты 1.1. - 1.3., 1.5., 1.6 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 15 октября 2022 г., подпункты 1.8. - 1.10. изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2022 г. по 31 октября 2022 г., подпункт 1.4 изменений распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 31 октября 2022 г., подпункт 1.7 изменений распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2022 г.
Дополнительное соглашение N 7 от 29 сентября 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2022 г.
Подпункты 1.1, 1.3 изменений распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 августа 2022 г., подпункты 1.2, 1.5 изменений распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2022 г., подпункты 1.4, 1.6, 1.7 изменений распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2022 г. по 30 сентября 2022 г.
Дополнительное соглашение N 6 от 29 августа 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 29 августа 2022 г.
Подпункты 1.1, 1.3 пункта 1 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 августа 2022 г., подпункты 1.2, 1.4, 1.5 пункта 1 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 августа 2022 г. по 31 августа 2022 г.
Дополнительное соглашение N 5 от 30 июня 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 30 июня 2022 г.
Подпункты 1.1. - 1.2. изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 г.,1.3. - 1.5. изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июня 2022 г. по 30 июня 2022 г.
Дополнительное соглашение N 4 от 3 июня 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 3 июня 2022 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2022 г.
Дополнительное соглашение N 3 от 11 мая 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 11 мая 2022 г.
Подпункты 1.1. - 1.4., 1.7. - 1.11. изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2022 г., 1.5., 1.6. изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 14 марта 2022 г.
Дополнительное соглашение N 2 от 25 марта 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 25 марта 2022 г.
Подпункты 1.1. - 1.11., 1.14. в части приложения N 4 изменений, 1.15. - 1.17., 1.19. - 1 22., 1.24.изменений в части приложения N 16, 1.25.изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.; 1.14. в части приложения N 5 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 3 февраля 2022 г.; 1.12. изменений в части приложения N 1, 1.13., 1.14. в части приложения N 6 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 25 февраля 2022 г.; 1.18., 1.23., 1.26. изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 г.; 1.24. в части приложения N 17 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 12 марта 2022 г.; 1.12. в части приложения N 2 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 17 марта 2022 г.
Дополнительное соглашение N 1 от 1 марта 2022 г. к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2022 год
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Подпункты 1.1 - 1.6, 1.7 в части приложения N 1, 1.8 изменений распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., 1.10 изменений в части приложения N 4 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2022 г.; 1.7 изменений в части приложения N 2 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 25 февраля 2022 г.; 1.9, 1.10 изменений в части приложения N 5 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 г.